Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших. Пс 117:27А, 26А, 1, 11, 17, 22–23 Таже глаголем тропарь прилучившагося праздника, или святаго, или воскресный прилучившагося гласа дважды, и Богородичен в тойже глас. Певаему же Бог Господь: отходит канонарх, и стоит посреде храма откровенною главою и глаголет тихо вышеписанныя стихи: стоит же тамо, дондеже начнут певцы Богородичен. Таже покланяется на немже стоит месте, и обращься покланяется к ликом, и отходит: тако творит, и егда есть Аллилуиа. Аще же есть Аллилуиа или великая 40-ца, вместо Бог Господь, поем Аллилуиа, трижды, во глас осмогласника. Стихи же глаголются сия: Великим же постом с понедельника по пятницу поем “Аллилуия” по трижды на глас седмицы со следующими стихами: Стих 1: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли. Стих 1: От ночи с рассвета стремится дух мой к Тебе, Боже, ибо свет повеления Твои на земле. Стих 2: Правде научитеся живущии на земли. Стих 2: Правде научитесь, живущие на земле. Стих 3: Зависть приимет люди ненаказанныя. Стих 3: Ревность постигнет народ не наставленный. Стих 4: Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли. И по Аллилуиа поем Троичны гласа, кийждо по единощи. Ведомо буди, како глаголати в концах во всех первых троичнах осми гласов: И поем Троичные тропари гласа седмицы. Да будет известно, что говорится в конце всех троичных восьми гласов: В понедельник перваго троична глаголати сице: Предстательствы Безплотных Твоих помилуй нас. В понедельник у первого троична говори так: Предстательством бесплотных Твоих помилуй нас. Во вторник: Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас. Во вторник: По молитвам Предтечи Твоего помилуй нас. В среду: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. Такожде и в пяток. В среду и пятницу: Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи. В четверток: Молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая помилуй нас. В четверг: По молитвам святых Апостолов Твоих и святителя Николая помилуй нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

В третьей части после канона «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш» и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем – «Боже Отец наших», «Иже во всем мире». «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...» 86 и прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается.) После отпуста – чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...» (см. Часослов, вседневная полунощница). В среду и пятницу сырной седмицы на утрени: Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами. Стихи: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли», «Правде научится живущие на земли», «Зависть приимет люди ненаказанный», «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология) 87 . К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду – 3, 8 и 9, а в пятницу – 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу) присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь – к 1-й; 8-я – к 6-й; 9-я – к 7-й 88 . Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы (см. схему на с. 165). После 9-й песни и ектений поется светилен Троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной. Дни недели

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вечерня соединяется с великим повечерием и утреней. Соединение следующее: сразу после отступа вечерни (во вторник и четверг вечера) бывает великое повечерие с великими поклонами. Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие В третьей части после канона – «Достойно есть…», Трисвятое по «Отче наш», и затем следуют тропари: дневного святого, храма, «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых…». Далее – прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди…» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилоствие…» не читается). После отпуста — чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному...». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...». В среду и пятницу сырной седмицы на утрени:2 1) вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха (4 раза) со стихами: «От нощи утренюет дух мой…» и прочими. Далее читаются тропари Троичны гласа (см. их в конце Триоди и Ирмология). 2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду — в 3-й, 8-й и 9-й, в пятницу — в 5-й, 8-й и 9-й песни), канон Октоиха оставляется, а песни канона Минеи (только в среду и пятницу) переносятся в предыдущие песни, например: 3-я песнь – в 1-ю; 8-я – в 6-ю, 9-я – в 7-ю, ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни канона Минеи не присоединяются к предыдущим песням, опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха, с ирмосом на 4, затем – каноны Минеи, на 6 и Триоди (без ирмосов), на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для большей ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы. (Таблица 1). По окончании канона — хор: «Достойно есть…». Далее следуют ектения и светилен троичен гласа, как в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

На литургии вместо Херувимской песни, причастного стиха и «Да исполнятся уста наша»: Вечери Твоея тианыя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем. [«Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, да не открою я тайны врагам Твоим и не дам Тебе такого целования, какое дал Иуда, но как благоразумный разбойник исповедую Тебя: „Вспомни меня, Господи, в Царстве Твоём“».] Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа с чтением двенадцати Евангелий, совершаемое В Великий четверг вечером По Церковному Уставу Последование святых страстей должно начинаться в 8 часов вечера. По своей литургической форме это есть утреня Великой пятницы с двенадцатью евангельскими чтениями, между которыми поются или читаются антифоны и располагается последование утрени. Содержание Евангелий и последования посвящено прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до вечера её. После благословения священника, обычного начала утрени, двупсалмия, краткой сугубой ектеньи, шестопсалмия и великой ектеньи с обычным возгласом: Яко подобает Тебе... поется во глас 8, Аллилуиа, со стихами, произносимыми диаконом или священником: Стих 1 От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет – повеления Твоя на земли. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Стих 2 Правде научитеся, живущии на земли. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Стих 3 Зависть приимет люди ненаказанныя. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Стих 4 Приложи им зла. Господи, приложи зла славным земли. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. По Аллилуиа, медленно и стройно, в тот же глас, поётся трижды Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачишеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя душа. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вечер. Девять часов. Благодарю Господа, научающего руце мои на ополчение, персты моя на брань [ Пс.143:1 ]; благодарю Господа, что сегодня исполнилась в служении не воля моя, грешная, маловерная, малодушная, непокорная, непослушная, грубая, гордая, сластолюбивая, блудная, ленивая, но воля Твоя – святая, совершенная, всеведущая, всеправедная, всеспасительная, всемогущая. Боясь возмущения и робости, боязни бесовской при одиночном служении воскресной утрени и ранней обедни в Думской церкви, то есть без диакона больного, я просил отца Александра Таратина служить всенощную и позднюю обедню в воскресенье в одиночку, без диакона, а сам хотел служить в соборе с диаконом утреню и раннюю обедню; слышал это и отец протоиерей. Но что же? Я прихожу сегодня в собор служить раннюю обедню или прежде утреню, и вижу – протоиерей начинает утреню. Я в недоумении обращаюсь к нему и говорю: как же вы служите утреню, когда я хотел служить ее? А он сказал, что я будто бы сам так говорил отцу Александру, что буду в Думе служить утреню и раннюю обедню, и стал посылать меня скорее в Думу и руками отводить меня, когда я стоял в недоумении и упорствовал назло ему не идти. Однако же нечего было делать – пошел в огорчении и смущении. По дороге невидимые враги крайне возмущали меня досадою и озлоблением на протоиерея. Я старался оправдать, извинить его старостию и немощию картавости, слабостию груди, желанием служить с диаконом, обвинял себя в малодушии, своенравии и упрямстве, непокорности, в злобе, непочтительности, молил Господа даровать мне паче всего незлобие и ко врагам коварным, ищущим меня огорчить, унизить (как я думал об нём), и, уже пришедши в церковь , всё еще волновался, наконец уже во время богослужения несколько успокоился, и Господь даровал мне силу и крепость веры и упования совершить утреню и литургию непреткновенно почти (только на малых ектениях несколько путался раз-два) до конца и победить врага-запинателя во всех тех местах, где он прежде меня запинал. Благодарю и славлю Господа за милость и помощь Его: Он не посрамил меня от чаяния милости Своея. (А о протоиерее Павле Васильевиче Трачевском не знаю, что подумать: не расслушал ли он вчерашнего моего договора с отцом Александром и думал, что я хотел служить в Думской церкви, а не в соборе, или и знал мое настоящее намерение, но хотел сделать наперекор мне и вовсе не по-братски слукавил. Бог знает, но во всяком случае благодарю Господа, что не исполнилась моя малодушная воля, а воля Божия, ибо Господь показал мне, что я могу изрядно при помощи благодати Его служить и один, без диакона, так как и грудь у меня здорова и сильна, да и Господь силен и всесилен, чтобы даровать мне избыток силы, веры и упования в служении Ему, чудному Богу нашему.) Господи! Прослави во мне и впредь имя Твое святое, да и аз прославлю Тя всячески.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Причины этому Матфей Властарь показывает две: «Хотя в прочие дни года, - говорит, - в третий час (девятый по полуночи) Божественное священнодействие совершается, однако в реченные, то есть Рождества и Богоявления, яко знаменитые праздники, вечернее время, по установлению святых отцов, сохраняется. Ибо обыкли святые отцы служение Божественного священнодействия почасту переменять, и через таковое разнообразие таинств непостижимость снисходительно нам открывать, и к единому неизглаголанному и верховному познанию чудным образом путь показывать. Но, и по истории, в нощи Дева Господа роди, как явствует из слов евангелиста: и пастырие бяху... стрегуще стражу нощную (Лк. 2; 8). В нощи и Господь от Иоанна крестися, дабы Дух в виде голубине на Него сходящ, довольным светом нощь озаряя, и людей поражая необычайным зрелищем, самих их к познанию Бога Спасителя увещевал и свидетельствовал. Сверх того, в нощи Господь тайную вечерю ученикам преподал; в нощи и Воскресение спасительное было: в нощи же, наконец, Дева от Гавриила дивное то целование прия " . Кроме этих причин перенесения литургии на вечер, можно находить еще и нравственную, то есть желание древних учителей Церкви заставить христиан пребывать в посте и ожидать в благоговении наступающего торжества. Почему как совершение часов, так и пренесение литургии на вечернее время бывает только тогда, когда навечерие бывает в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток; но когда оно прилунится в субботу и воскресение, то, из уважения к сим дням, часы совершаются в предшествующий пяток, а литургия - Василия Великого - бывает в самый праздник; к вечеру же оставляется только Великая вечерня. Матфей Властарь говорит: «Александрийский Феофил, святых Богоявлений празднику, в навечерие коего даже до вечера поститися обыкохом, в день воскресный стекшуся, подобающее коемуждо отдаяти велит. Глаголет бо, и обычай и пристойность нас обязует всякий воскресный день чествовати и в оный торжествовати: понеже Господь наш Иисус Христос в той из мертвых востание нам дарова».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Когда на утрени, вместо «Бог Господь», поется «Аллилуиа», тогда поются так называемые «светильны троичны гласа» (Тип., гл. 9. Утреня и послед. 26-го марта; 1-е, 2-е, 3-е, 8-е и 14-е – 18-е декабря); они суть те же «троичны гласа» 500 , которые поются после чтения шестопсалмия и пения «Аллилуиа». После пения светильнов поются, в прилучившийся глас, псалмы, в коих хвалится Господь. Эти псалмы называются «хвалитными». Они суть: «Хвалите Господа с небес» ( Пс.148 ), «Воспойте Господеви» ( Пс.149 ), «Хвалите Бога» ( Пс.150 ). Эти псалмы положено петь тому и другому лику по стихам. В Ирмологионе пред стихами этих псалмов печатаются попеременно буквы: а, б – для означения, которому лику следует петь стих. В Типиконе сказано: «Аще имать святый стихиры на хвалитех, тогда глаголем сии три псалма на лики (Тип., гл. 9-я). Со стихами хвалитных псалмов поются стихиры, которыя от того называются «стихирами на хвалитех», «стихирами хвалитными». Стихиры поются при конце хвалитных псалмов, именно – за последним стихом 149-го псалма: «Сотворити в них суд написан», и со всеми стихами 150-го псалма. Эти стихи поются все со стихирами тогда, когда полагается петь шесть стихир. Пятый и шестой стихи 150-го псалма составляют один припев, один стих. Когда же поются только 4-ре стихиры, тогда они поются с последними четырьмя припевами, стихами 150-го псалма. Когда же поются 8-мь стихир, тогда с двумя последними стихирами поются особые стихи (а не из псалмов хвалитных). Так, в Недели (воскресения, Тип., гл. 2) и в субботу Лазаря (Тип., послед., субб. Лазаря), когда поются 8-мь стихир на «Хвалитех», последние две стихиры поются со следующими стихами: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуду убогих Твоих до конца». – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». Об этих стихах ( Пс.9:2, 33 ), сказано в Типиконе, что «совокупльшимся обоим ликом припеваем припевы сия» (Тип., гл. 2). Если в Неделю (воскресение) случится святой с бдением (Тип., гл. 3) или полиелеем (Тип., гл. 4), то поются стихиры святого с припевами его вечерними. В некоторые Недели (воскресения) пения Постной Триоди, до Недели ваий, поется 10-ть стихир; пред двумя последними стихирами, 9-ю и 10-ю, поются особые стихи, положенные в Триоди наряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

православной вере послужити. Еще же и ин тамо обретается, человек мирский, зельный благочестивые нашея веры поборник, Терновский» (рукоп. Моск. Дух. акад. 68). б) Вероятно им же писан «Довод, яко учение и язык Еллино-Греческий наипаче нужно-потребный, нежели Латинский язык и учение», писанный пред открытием Греческого училища в 1681 г. Сочинитель указывает на св. Владимира, приводит свидетельства Поссевина, Липсия, Епифания Славеницкого; выставляет в пример Европейские университеты – Падуанский, Лондонский, Лейденский, Парижский, Пражский. «Хотя белоруссы и учатся латинским языком, скудости ради греческого, кроме Львова, что учатся гречески; однакож припоминати надобно, что малая часть из тех в унию не падают, а и те, что не падают, познаваются в них останки езувические; понеже езувиты не учат их высокими науками, покамест пред Богом не обещаются держати латинской религии» (рукоп. Моск. Дух. акад.). 187. Иоанн Максимовичь , воспитанник Киевской коллегии, в 1680 г. Печерский иеромонах, приезжавший в Москву с древними грамотами Лавры для утверждения их (Черткова Библ. II, 436); с 1697 г. Черниговский архиепископ, открывший в Чернигове первую семинарию; с 1712 г. митрополит Тобольский, благочестивый архипастырь. Скончался в 1715 г. Его Латино-Русский словарь в рукоп. (Толстого II, 405). Прочие сочинения его нравственного содержания и почти все писаны стихами. Прозой писаны: «Нравоучительное зерцало», или изложение обязанностей начальников, напеч. в Чернигове 1703, 1708 г.; Духовные мысли, изд. в М. 1782 г.; Объяснение приветствия: Богородице Дево, стихами, изд. в Черниг. 1707 г.; Размышления о молитве: Отче наш, стихами, напеч. в Черниг. 1709 г.; Осмь евангельских блаженств, изъясненные в стихах, изд. в Черниг. 1709 г.; Алфавит святых, стихами, напеч. в Черн. 1705 г. Вероятно им же сочинен Синаксарь о победе под Полтавою, писанный стихами и напечатанный в Чернигове 1710 г. Переводы с латинского: Царский путь креста, изд. в Черн. 1709 г.; Богомыслие, изд. в Черниг. 1710, 1711 г.; Илиотропион, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но как скоро явился совершенный и полный свет на земли человекам как бы в вечеру, то есть в конце веков: тогда, как говорят, течение законного века окончилось, а восприяло свое начало сияние нового завета и стало разгонять мрачные тени многобожия, которые сеновный закон долженствовал терпеть (сносить) столь долгое время. Почему Спаситель сообщил оное Таинство (причащения) ученикам, имеющим в то время принять, а в последствии – совершать оное, не во дни, но в глубокий вечер Великого четвертка, возбуждая их к священным подвигам, равно увещевая их удаляться от порока с совершенным спокойствием духа и с твердым намерением во глубине сердца, а не пред очами других: ибо в новоблагодатной церкви надлежало быть лучшим делам, нежели каковы были по ветхому завету. Посему хотя в прочие дни года совершается Божественное священнодействие, – сколько нам дозволяется знать, – в третий час дня (девятый по полуночи): однако в показанные знаменитые праздники, – и только в одни эти праздники, – по установлению св. отцев, сохраняется вечернее время. Ибо св. отцы обыкли почасту переменять служение Божественного священнодействия, чтобы посредством такового разнообразия снисходительно открывать нам непостижимость таинств и чудным образом показывать путь к единому, неизреченному и верховному познанию. Впрочем и исторически известно, что Пресвятая Дева в нощи родила Господа, как явствует из слов евангелиста: и пастырие беху стрегуще стражу нощную ( Лк.2:8 ). Также во время ночи крестился и Господь от Иоанна, дабы Дух Божий, сходящий на Него в виде голубине, озаряя ночь довольным светом и поражая людей необычайным зрелищем, склонил их к познанию Бога Спасителя свидетельством Своего сошествия. Сверх того в нощи Господь преподал Тайную вечерю ученикам; в нощи совершилось спасительное Его воскресение; в нощи же наконец и Пресвятая Дева Мария приняла дивное приветствие и благовестие от архангела Гавриила». §3. Многолетствие в навечерие Богоявления Дондеже освятятся вся братия. По окончании водоосвящения в навечерии Богоявления предстоящие многолетствуют, то есть изъявляют взаимно друг другу желание многих лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Почему Спаситель сообщил оное таинство (причащения) ученикам, имеющим в то время принять, а в последствии совершать оное, не во дни, но в глубокий вечер великого четвертка, возбуждая их к священным подвигам, равно увещевая их удаляться от порока с совершенным спокойствием духа и с твердым намерением в глубине сердца, а не пред очами других: ибо в новоблагодатной Церкви надлежало быть лучшим делам, нежели каковы были по Ветхому Завету. Посему хотя в прочие дни года совершается божественное священнодействие – и сколько нам дозволяется знать, – в третий час дня (девятый по полуночи): однако в показанные знаменитые праздники, – и только в одни эти праздники, – по установлению святых отцов сохраняется вечернее время. Ибо св. отцы обыкли почасту переменять служение божественного священнодействия, чтобы посредством такового разнообразия снисходительно открывать нам непостижимость таинств и чудным образом показывать путь к единому, неизреченному и верховному познанию. Впрочем, и исторически известно, что Пресвятая Дева в нощи родила Господа, как явствует из слов Евангелиста: и пастырие беху стрегуще стражу нощную ( Лук. 2, 8 ). Также во время ночи и крестился Господь от Иоанна, дабы Дух Божий, сходящий на Него в виде голубине, озаряя ночь довольным светом и поражая людей необычайным зрелищем, склонил их к познанию Бога Спасителя свидетельством Своего сошествия. Сверх того, в нощи Господь преподал Тайную Вечерю ученикам; в нощи совершилось спасительное Его воскресение; в нощи же, наконец, и Пресвятая Дева Мария приняла дивное приветствие от Архангела Гавриила. И 49-е (правило) Лаодикийского собора постановляет, что «не подобает в четыредесятницу приносити святый хлеб, т.е. совершать совершенное священнослужение», разве только в субботы и воскресные дни. А 51-е (правило того же собора) заповедует ни во дни памяти, ни во дни рождений мучеников во всю четыредесятницу не совершать торжества посредством жертв, если не случатся в день субботний и воскресный. А если непозволительно в постные дни творить памяти мучеников, то тем более (не должны быть совершаемы) поминовения усопших, разве в субботу, и только 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010