Подобно сему выражается о падшем ангеле, от лица Божия, пророк Иезекииль: свождах его во ад со снисходящими в ров, и утешаху его в земли дольнейшей вся древеса сладости... сниди со древесами сладости во глубину земную (Иез.31:16,18). Пророк назвал падшего ангела фараоном и уподобил его древу сладости; другие ангелы, увлеченные главным падшим ангелом в погибель, также уподоблены древам сладости, по состоянию их до падения. То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своею душою и неразлучным с нею Божеством, Богочеловек сказал: будет Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи (Ср.: Мф.12:40). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, " сошед в преисподнюю землю до ада " . Господь, по словам святого апостола Павла, сниде в дольнейшия страны земли, - по русскому переводу: в преисподние места земли (Еф.4:9), а по словам апостола Петра: сущим в темнице духовом сошед проповеда (1Пет.3:19). " Обоженная Душа Христова, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земли воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет " В 14 Огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: " Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мф.12:40). Рассматривая повесть о Ионе, мы находим в ней действие очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние: и Иона послася (Ин.1:2-5). Но он бежал, не ведая будущего: Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное... Иона был ввергнут во чрево китово: Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я (Ос.13:14). Иона из чрева китова молился, говоря: возопих в скорби моей и из чрева адова вопль мой (Ион.2:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/209/...

Владимир Александрович Киприн, ведущий архитектор мастерской 20, «Моспроекта-2», в докладе «Храм Константина и Елены и Тайнинский сад в Московском Кремле», рассказал хронику с XV по XX вв. замечательного уголка Московского Кремля Тайницкого сада, сегодня, к сожалению, вновь закрытого для посещения простыми людьми. Тайницкий сад располагается вдоль южной стороны кремлёвской стены, выходящей к берегу Москвы-реки. Название получил от Тайницкой башни. Башня имела тайник-колодец, от которого она и получила свое название. Впервые Беклемишевский двор (названный по имени бояр Беклемищевых), находившийся на месте Тайницкого сада упоминается в 1453 г.: «6961 г. В лето 6961, месяца априля 4, в 2 час нощи, погоре град Москва от Беклемишева двора, и выгоре Москва, Кремль весь». ПСРЛ-20-262-378-89 (Рис 1). В 1477 г. В летописи, в записи о пожаре упоминаются Тимофеевские ворота Кремля и Подола: «6984 г. Месяца Октября 2, в 4 час дни, загорелося на Москве внутри града близ врат Тимофеевских. Князь же велики сам со многими людми пришед и угасиша то; и оттоле поиде к столу на обед. И еще вполы стола его, загореся на Москве внутри града близ Николских ворот, в пятой час дни меж церквей Введениа Богородици и Козмы Дамьяна, и выгоре мало не весь город. Горело по великаго князя двор, да по манастырь Спаской, да по княже Михайлов двор Андреевича, а Подолом по Федоров двор Давыдовича; по те места едва уняша на третием часе нощи, понеже бо сам князь велики на всех нужных местех пристоал со многими людми. Единых церквей каменых 10 обгоре, а у 11-й, у Вознесениа и нутрь выгорела, опроче застенных каменых, и тех 10, а древяных згорело церквей 12, да два застенка Архангельскых древяных разметаша, Въскресение да Акилу святаго». ПСРЛ-12-158-77. В 1481 г., снова в записи о пожаре, мы находим упоминание церкви митрополита Петра и Угрешского подворья: «6988 г. Месяца септября в 9 день, в 6 час нощи с четверга противу пятници, загореся Москва внутри града близ церкви Петра чюдотвоца, иже на Угрешском дворе; бяху бо поварни за градом под стеною градною и загореся поварни те, и от того кровля граднаа загореся, такоже и хоромы, иже в граде; а людем всем спящим, начаша из Заречиа кричати, что град горит, а в граде не видал нихто, и горе ночь ту всю и 4 часа дни, едва сам князь велики с многими людми переметали и угасили». ПСРЛ-8-205-216.

http://pravmir.ru/v-moskve-proxodit-konf...

на горе апостолам явившему Божества Своего сияние. Пред учениками преобразился Ты, Господи, и исполнение пророчеств Ты явил, да живые и мертвые возвеличат Тебя . Видите, видите, Господь Бог наш преобразился на горе Фавор, ибо Он есть Бог и Человеколюбец. Слава Тебе, слава Тебе, Царю славы, исполнивший учеников светом Божества Твоего, и утвердил Церковь верою. Песнь 3. Утвердися сердце мое… Крепок еси, Господи, и славен от начала, помилуй нас. Утверди нас, Христе, от Девы родившийся бессеменно, и избави нас от множества грехов наших, ибо Ты многомилостив. Когда преобразился Ты, Господи, то явил ученикам свет Божества Твоего и поведал народу Твою благодать. Песнь 4. Господи, услышах слух Твой… Услышал я, Всесильне, о Твоем пришествии и со страхом прославил Тебя, Христе Боже. На горе святой Твоей, как благоволил Ты, Спасе, и преобразился Божеством Твоим. Ученики ныне видели света Твоего блистание, ужаснулись и со страхом Тебя прославили, Христе Боже. Молитвами, Боже наш, святых апостолов Твоих от искушений избави славословящих Тебя. Песнь 5. От нощи… От нощи утреннеем, воспеваем Тебя, Христе Боже наш, ибо свет повеления Твои на земле. Святые ученики Твои просветились силою Твоею и прославили Божество Твое на земле. Молитвами, Господи, святых апостолов Твоих мир даруй душам нашим, славословящим Тебя. От нощи утреннеем, Тебе славу воссылаем. Песнь 6. Возопих… Возопих в скорби моей сердцем моим к Тебе, милостивому Богу. Явился Ты пророкам и апостолам на горе святой Твоей, Спасе, и просветил их, да прославят Божество Твое. Возрадовались апостолы, когда услышали глас Отца Твоего: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его послушайте». Песнь 7. Благословен еси… На горе Фавор явился Ты во свете, Царствие Твое Ты явил апостолам и пророкам , благословен еси, Господи, Боже отцов наших. Днесь все верные Твоему явлению Божества вместе поклонимся и благодарно возопием и изречем: «Благословен еси, Господи, Боже отцов наших». Верою в Троицу… Все Отца, и Сына, и Святаго Духа прославим. Песнь 8. Благословите (все дела)…

http://pravoslavie.ru/123129.html

Сподобимся же и мы, братья и сестры, такой самоотверженной и бесстрашной любви к Спасителю. Потому что, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то не напрасно ли пролита кровь Богочеловека за нас?.. Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник и заклание Великая Жертва? Всесильно Ее ходатайство за нас во спасение, всесильны и жалобы Ее на тех, которые пренебрегают Ею». Аминь. Слово 114. На песнопение «Приидите, ублажим Иосифа Приснопамятнаго». В Великую Субботу после утрени Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго, и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего Страннаго, Иже не имеет, где главы подклонити… Стихира на целование Плащаницы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! После отпуста на утрене Великой Субботы при целовании Плащаницы нашему вниманию предлагается умилительная стихира, в которой доподлинно отражены события, связанные со смертью Господа нашего Иисуса Христа на кресте. Вот мы слышим: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго, в нощи к Пилату пришедшаго, и Живота всех испросившаго: даждь ми Сего Страннаго, Иже не имеет, где главы подклонити…» в этом церковном песнопении воспевается и поминается благообразный Иосиф Аримафейский, член синедриона и тайный ученик Христа, который не побоялся прийти в нощи к Пилату и умолять его о разрешении снять с древа казни и похоронить Спасителя до наступления пасхальных торжеств. В противном случае тело Господа должно было оставаться на кресте еще какое-то время, терзаемое птицами. Иосиф знал, Кого он просил, – Живота всех , Божественного Агнца, закланного за грехи мира, вернувшего людям надежду на вечную жизнь. Дело искупления свершилось, Христос Спаситель почил, верные же ученики были обязаны похоронить Его и воздать своему Учителю последние почести. Но где же они, апостолы и ближайшие сподвижники?! В большинстве своем разбежались, рассеялись, страшась наказания за свою причастность Ему. Однако Иосиф из Аримафеи, хоть раньше и скрывал, что является учеником Христа, в этот момент проявил особое мужество. Великой же явилась и награда его за смелость и дерзновенность: именно Иосиф Аримафейский приснопоминаем в этот день Страстной седмицы, именно его мы почитаем ныне наряду с Самой Матерью Божией.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Песнь 5 Ирмос: Повеления Твоя просвещением, Христе Боже,/яко Благ, показал еси,/зане, Светодавче,/от нощи утренююще, славу возсылаем. Чистотою жития твоего и неустанными труды твоими/в нощи неведения седящия языки Камчатския – коряки, чукчи и тунгусы ко свету Христову обратил еси, святителю Иннокентие,/и научил еси их утреневати и славу Богу возсылати. Елеем любве твоея помазал еси люди, на морских островех сущия,/апостольски утверждая Церковь Христову, в вере покланятися Триединому Богу./Сего ради со апостолы радуешися,/приемля почесть благовестника Христова. Лености и всякаго мирскаго пристрастия в жизни сей уклонился еси,/плоть свою трудами и подвигами истнил 51 еси,/посещая паству свою в Якутске и Приамурстей стране,/идеже храмы Божия создав,/град Благовещенск святительскою кафедрою украсил еси/и, новыя овцы стада Христова поучая,/слово Божие на их языки превел еси:/да всяк язык, от нощи утренюя, славу возсылает Богу. Богородичен: О Богородительнице, радости Подательнице,/верою славящия Тя и от души поющия Тя/радости неизреченныя исполни и Света невечерняго сподоби,/Дево Богоблагодатная, Владычице. Песнь 6 Ирмос: Отвергл мя еси/во глубины сердца морскаго,/и видех чудеса Твоя, Господи. В корабли с тобою пловущии, в пучине бурею потопляеми,/море, повинувшееся тебе, видеша и ужасом одержими быша,/темже, от бездушнаго научившеся, святости твоей поклонишася, святителю Иннокентие,/прославляюще чудеса Господня. Егда волею Божиею к берегу Японии пристал еси, святителю Иннокентие,/тамо сподвижнику твоему, равноапостольному Николаю, благословение на труды апостольския преподал еси,/утвердив в нем ревность Божию просвещати люди японския,/сего ради и прославлена еста, яко благовестника Христова. Кормчий искусный корабля церковнаго,/чудно по водам морским преплыл еси/и в земле неплодней ралом словес твоих оляденевшая людей сердца возделал еси,/Божественное семя в них всеяв,/плод красный Христу, святителю Иннокентие, возрастил еси, взывая ко Господу:/на островех морских видех чудеса Твоя, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В слове Божием день славного пришествия Спасителя уподобляется по своей неизвестности для людей деянию вора. Приидет же день Господень, яко тать в нощи ( 2Пет.3:10 ), свидетельствует св. апостол. Петр. День Господень, яко же тать в нощи, тако приидет, говорит св. апостол Павел ( 1Фес.5:2 ). Под днем Господним разумеется день второго пришествия Спасителя на землю для суда живых и мертвых, после чего откроется царство славы, которому и не будет, конца. Для нас всех этот день Господень означает и час нашей кончины, отшествия с земли в истинное отечество. Час сей также никому неизвестен. Известно только одно, что это и то будут несомненно и приидут внезапно, как тать в нощи. Только по этой внезапности и день кончины человека и день пришествия Господа для суда сравниваются с греховным делом вора. А нам через это дается наставление. Если хозяин рачительный стоит на страже, когда предполагает бесчестный подвиг любителя чужой собственности, то как не будет бодрствовать истинный христианин в ожидании дня Господня? То диво, о смерти мы менее всего думаем. Мы просто боимся смерти. При больном не принято и упоминать о ней. Когда случится нам похоронить кого-либо из ближних, нам говорят: вы потеряли того-то. И так рассуждают православные христиане. Как будто они все бессмертные на земле, и скончавшийся собрат один из несчастных, случайно доставшихся смерти и тем принесший несчастие себе и родным. Много ли таких истинных христиан среди нас, которые с апостолом Павлом могут сказать, что они имеют желание разрешиться, т. е. умереть, и со Христом быти ( Флп.1:23 ). В молитвах на сон грядущий мы устами произносим: Господи, даждь ми память смертную, но сердце наше далеко отстоит от сего. Отчего это происходит? От привязанности к миру сему, от маловерия нашего и от недостатка упования, надежды. Как может вспоминать о смерти человек, который все помыслы свои сосредоточил на земных благах? Вот он собирает богатства с великими заботами. Скажите ему, что мертвым это не нужно. Он сам это знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В Великую Субботу на трапезе разрешается пища без растительного масла и вино. Примечание. «Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургия, будет час 2-й нощи. По отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфоры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита. Смокви же обретаются на множайших странах. Нам же вкушающим, предложится чтение великое, в Деяниих святых апостол от начала. Глаголет же чтец начало, иерей же стих: Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И по Амине начинает чтец чести. [По отпусте же не исходим из церкве, но седим на местех наших, и входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба, и по шести смоквей, или фиников, и по единому красовулю вина. Нам же возлежащим, бывает чтение великое в Деяниих святых апостол от начала (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).] Ведомо же да есть, яко в завещаниих святых апостол, и инде паки отцы, даже до куроглашения, повелевают отговевати верным. Святый же 6-й Собор до полунощи повелевает. Типицы же Студийский, Иерусалимский, и Святыя Горы, до конца 3-го часа нощи глаголют совершати службу, и тако ясти, ничтоже ино, но хлеб, и овощие, и мало вин, якоже мню. Сия убо вся мы сочетавше, сущим у нас о Христе братиям предложихом, якоже и предречеся по отеческому уставу, яко да купно, внегда зайдет солнце, клепати, идеже доспеет отпуст. По вкушении же всея братии, бывает чтение в техже Деяниих святых апостол, якоже предречеся. Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца. Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага: в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя, и многосонливыя монахи. Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает чтение» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-04/

«1756 году марта дня, каргопольскаго уезда, лекшмозерской волости, деревни Ручья государственный крестьянин Влас Григорьев, сын Козлиных, объявил при казенной Спасского монастыря келье, общебратственно. А во объявлении своем показал 381 : «Порядился я, Влас, Спасова монастыря подписной Челмогорской пустыни у монаха Феодорита, прошлаго 1755 году, ноября дня, ездить с монахом сбирать в тое пустыню, с образом преподобнаго Кирилла чудотворца. И поехал в Олонецкой уезд сбирать по разным волостям, и в городе, в Олонце, и в каргопольском уезде. И обратно приехал в ту Челмогорскую пустыню и по презде нашем, Спасского монастыря монах Иона выслал со всем сбором и на дву дошадях в каргопольской Спасской манастырь. А оной монах Феодорит, неведомо чего ради, в Спасской монастырь не поехал, и поехал в Ягремскую волость и в той волости начевали три нощи у крестьянина Игнатья Пагмуевых. И из тое волости поехали в Каргополь, и приехали в Каргополь, а не в монастырь, и пристали ко вдове, покойнаго Якова Печугина жене, Стефаниде, Ивановой дочере. А когда ехали по улице, тогда попал ему, монаху, встречу некакой человек боярина Лихачева; а имени ево незнаю; а что с ним, монахом, говорил, про то не слышил, что оне тихонько говорили. И того дня, по вечеру, приехали ко оной вдове по него, монаха, от Лихачева два человека, и взяли, и посадили в сани и повезли к боярину Лихачеву на подворье, где он постой имел. И тое нощи с ним, Лихачевым, оной монах выехал в Ягремскую волость, а из Ягремской волости к нему, Лихачеву, в поместье. А мы, после ево, монаха Феодорита, остались на подворье. И приходили той нощи незнаемы ево, Лихачева, крестьяне и просили лошадей, чтоб ему ехать, монаху, к Лихачеву в село; а нас не брали. И хозяйка им, вдова, отказала, что «без старца оных лошадей монастырских не дам». И они стали бранить, и ругать и матерными словами посоромкий (?) поносить оную вдову, что она им лошадей не дала. А заутра а, Влас, проведал, что он, монах, уехал с Лихачевым. И мы ожидали на том подворье трои сутки, и не могли дождать и поехали вслед, обратно в Ягремскую волость, где он приставал, напред сего, у крестьянина Игнатья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Та же молитва о помощи в душе Страдальца Голгофского: «Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене: избави от оружия душу Мою; Мя от уст львовых» ( Пс.21:20–22 ). Не ревность ли о славе Божией, ревность к Богослужению истинному довершает молитву Ионы? «Хранящии суетная и ложная, (вы, слепые поклонники идолов) «милость свою» (своего благодетеля Бога истинного) оставиша. Аз же со гласом хваления и исповедания пожру Тебе, елика обещах, воздам Тебе, во спасение мое Господеви» ( Ион.2:10–11 ). Ревность о славе Божией, уверенность в скором распространении повсюду спасительной веры оканчивает молитву крестную: «Повем имя Твое братии моей, посреде Церкве воспою Тя. от Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе. Помянутся, и обратятся ко Господу вси концы земли, и полонятся пред Ним вся отечествия язык. Семя мое поработает Ему: возвестит Господеви род грядущий: и возвестят правду Его людем родитися имущим, яже сотвори Господь ( Пс.21:23–32 ). «Якоже бе Иона во чреве китове, три дни, и три нощи, тако был и Сын Человеческий, Сын Божий в сердцы землм три дни и три нощи» ( Мф.12:40 ). Было три дня (хотя не полные), в которые не видели на земле живущего Спасителя нашего, и было три нощи (хотя не все три обыкновенные), в которые сокрыт Он был в сени смертной. Исполнилась молитва Ионы: «да взыдет из истления живот мой к Тебе, Господи Боже мой»! Исполнилось и то, что еще предсказано в пророческой молитве у Давида: «не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» ( Пс.15:10 ). «И повеле, Господь китови, и изверже Иону на сушу» ( Ион.2:11 ). Искупителя нашего Бог «воскреси, говорит апостол Петр, разрешив болезни смертные, якоже не бяше мощно держиму быти Ему от нее (смерти), как начальнику жизни» ( Деян.2:24, 3:15 ). Что последовало за чудесным исшествием Ионы из кита? Пророк проповедью покаяния оглашает великий языческий город – Ниневию; развращенные язычники смиряются и веруют Богу истинному, и город, уже предназначенный на истребление, покрывается милосердием Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Вход с кадилом. Свете тихий: Прокимен : Господь воцарися: И чтения дне триоди по чину своему. По скончании же чтений, ектениа, Рцем вси: Таже, Сподоби Господи в вечер сей: Посем, Исполним вечернюю молитву: На стиховне стихиры воскресны, глас 1: страстию твоею Христе: И по алфавиту 3, с припевы их, Господь воцарися: Слава, и ныне, Богородичен: Се исполнися Исаиино проречение: Таже, Ныне отпущаеши: По трисвятом тропарь: Благообразный Иосиф: Слава, егда снизшел еси к смерти: И ныне, Мироносицам женам: и отпуст. [Смотри] Долженствует же екклисиарх имети опасство, да егда скончавается литургиа, будет час 2-й нощи. По отпусте же исходим из церкве в трапезу, и сядем кийждо на месте своем, с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба: якоже бы просфоры на то уготовлены, в пол литры хлебы, умерены равны, и по 6 смоквей, или фиников, и по единой мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда, или от жита. Смокви же обретаются на множайших странах. Нам же вкушающим, предложится чтение великое, в деяниих святых апостол от начала: Глаголет же чтец начало, иерей же стих: молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И по амине начинает чтец чести. [Смотри] Ведомо же да есть, яко в завещаниих святых апостол, и инде паки отцы, даже до куроглашения, повелевают оговевати верным, святый же 6-й собор до полунощи повелевает: Типицы же, студийский, иерусалимский, и святыя горы, до конца 3-го часа нощи глаголют совершати службу, и тако ясти, ничтоже ино, но хлеб, и овощие, и мало вин, якоже мню. Сия убо вся мы сочетавше, сущим у нас о Христе братиям предложихом, якоже и предречеся по отеческому уставу, яко да купно, внегда зайдет солнце, клепати, идеже доспеет отпуст. [Смотри] По вкушении же всея братии, бывает чтение в техже деяниих святых апостол, якоже предречеся. Сие опасство да внимает церквоначальник, Да вся деяния прочтутся до конца. Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага: в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя, и многосонливыя монахи. Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи: Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила по местом: И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает чтение. И абие благословившу иерею, глаголем трисвятое, и по Отче наш: Господи помилуй, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010