Очевидно, что Церковь теряла свой авторитет, своё влияние на русское общество. И это было не вдруг, не случайно. Кризис обнаруживался по мере изменения самого общества – изменения его самосознания, в том числе и повышения образовательного уровня народа. Время настоятельно требовало перемен и в церковной жизни. Осознание необходимости реформ возбудило тогда в церковных кругах мысль о созыве Поместного Собора, к которому и началась постепенная и кропотливая подготовка. Собор ожидался и в 1906 году, и в 1913, однако Император не решился на его проведение. Между тем кризис усугублялся. Наблюдая печальную действительность русской жизни, Д.Г. Булгаковский предчувствовал её неминуемый распад. Тот распад, который обернулся в 1917 году революцией и дальнейшими потрясениями гражданской войны, и гонениями на Церковь Христову. Не случайно он обозначил свою брошюру как апологию христианства, и неслучайно центральное место в ней было уделено мученичеству. Подобное ожидание трагедии, ощущение близости развязки было в то время определенным моральным климатом в церковной и околоцерковной среде 405 . Но в то время мало кто мог представить себе, во что именно выльется народное безверие. VIII. Народные чтения Как уже говорилось выше, с конца 1890-х годов Д.Г. Булгаковский начал принимать участие в народных чтениях. С каждым годом эта его деятельность расширялась и становилась более разнообразной. Его личные выступления против алкоголизма можно было слышать в залах Соляного Городка, Городской думы, в доме Фон-Дервиза, в Первом Доме трудолюбия, С.-Петербургского попечительного общества, в залах народных читален и других местах. Очень часто во время своих выступлений он демонстрировал световые картины с помощью так называемого волшебного фонаря – оптического прибора для проецирования какого-либо небольшого предмета на белую плоскость (экран). В качестве таких предметов служили прозрачные картинки, рисованные или воспроизведённые фотоспособом на стеклянной пластине. Нарочито для народных аудиторий Булгаковский задумывал, а затем заказывал или сам изготавливал целые серии световых картин различной тематики – против алкоголизма, образовательные, касающиеся гигиены и здоровья, составляя к ним специальные чтения в виде брошюр. Иногда, напротив, световые картины создавались в качестве иллюстраций уже к вышедшим в свет его изданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

На средства фонда построили дорого стоящий сахарный завод, а большинство православных старинных церквей покривились и валятся; если же православные русские обращаются к религиозному фонду с просьбой о пособии, чтобы свою церковь по крайней мере как-нибудь поправить или построить дом для причта, то получают обыкновенно один тот же ответ, что на такие предметы в религиозном фонде денег нет 793 ... Положение, действительно, получается такое, что православным русским в Буковине не на кого опереться или надеяться, а остаётся им самим развивать свои народные силы и самим стоять и ратовать за свои интересы и права. К сожалению и в чисто-русских слоях буковинского населения в последнее время возник опасный раскол, под влиянием пропаганды украинофилов, проникшей сюда из соседней Галиции. Этот раскол разделил местную интеллигенцию, духовенство, частью и народ на два враждебные лагеря. Украинофильская партия, принятая правящими немцами под особое покровительство, делает в последнее время значительный успех не только среди интеллигенции, но и в народе. Орган этой партии „Буковина“ сообщает следующее об успехах украинофилов за 1902 год. Кроме существовавшей раньше бурсы для городских воспитанников, при Народном Доме устроена новая бурса специально для крестьянских мальчиков; Народный Дом имел до 1000 корон (=франков) членских взносов и около 200000 оборота с капиталом в 65 тыс. корон; в 1902 г. украинофилы основали 10 народных читален и 15 земледельческих обществ; учреждён кружок украинских девушек с библиотекой и читальней; для вспомоществования украинским воспитанникам учреждено общество под названием „Школьная помощь“. Под председательством проф. Мильковича начало своё существова- —722— ние учёное „историческое общество“. Попович, один из видных деятелей партии, составил хрестоматию для средних учебных заведений, а проф. Иеремийчук напечатал сборник проповедей и молитвенник для украинофилов; построены две новых народных школы и открыто до 30 русских школьных отделений. Директором черновицкой гимназии назначен украинофил, латинский язык в пятом классе преподаётся по-малорусски; введено в школах русское церковное и светское пение 794 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Протокол 5 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием мирян, от 9/22 августа 1938 года Заседание открывается в 9 часов утра пением молитвы «Царю небесный». Присутствует 87 членов Собора. I. Слушали: протоколы предыдущих собраний 3, 4. Постановили: протоколы утвердить. II. Слушали: проэкт резолюции Миссионерско-Просветительной Комиссии по докладу прот. И. Сокаля, «Просветительная и общественная деятельность духовенства». Постановили: принять предложенную Комиссией резолюцию в следующей редакции: Резолюция по докладу протоиерея о. Иоанна Сокаля по вопросу о просветительной и общественной деятельности духовенства и воспитании молодежи 1) П о вопросу о богослужебно-просветительной деятельности: обратить исключительное внимание на религиозно-воспитательное значение богослужения и всегда совершать его уставно, благолепно и возможно чаще. 2) П о вопросу о внебогослужебной деятельности рекомендовать духовенству устройство лекций, торжественных собраний, хоров, библиотек, читален и возможно частое посещение с пастырской целью домов своих пасомых. 3) П о вопросу общественной деятельности: содействовать открытию братств и принимать участие в качестве духовных руководителей в национально-патриотических организациях, принципы которых соответствуют православному миросозерцанию и деятельность которых согласуется с церковно-православным пониманием жизни; устраивать паломничества для поклонения святыням. 4) П о вопросу воспитания молодежи – обратить особенное внимание на развитие религиозности в душе молодежи и содействовать этому сначала через непосредственное общение с нею силою своего морального авторитета и церковно-религиозного просвещения. Всячески содействовать образованию церковных организаций молодежи. 5) Д ля осуществления вышеуказанных предложений организовать при Епархиальных управлениях Миссионерские Советы с отделами на местах, с должностями разъездных миссионеров. Средства на содержание разъездного миссионера изыскиваются организациями, которыя он будет духовно окормлять, и направляются в распоряжение Епархиального Архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вовне жизни русского народа, храмы Божии, монастыри за белыми стенами. Вся земля была покрыта и вновь будет покрыта храмами Божией Славы. Храм – то образ величия Божия – здесь золото, порфир, здесь драгоценные камни, переливающиеся радостным блеском. Одежды Св. Престола и одежды служителей у Престола – это парча, – пурпуровый виссон. И когда окончена страда, когда собран урожай и наступил благостный отдых, тогда вся крещеная Русь приходит в движение, идет на поклонение святыням, от храма к храму, от монастыря к монастырю, идет налегке, освободившись от забот и от вещей. Через плечо котомка с переменой белья, на плечах старенькая сермяжка, в руках посошок. Легкий сон под ракиткой, пополоскался в теплой речке, где как шаловливые дети носятся пескарики, помолился на Восток, размочил хлебец в воде, да еще если прибавить зеленого луку, – вот тебе и пища Божия, хлеб насущный, что у Господа нужно просить только на сей день. Чудесная диетическая пища – какие зубы, какие бороды, какой цвет лица, гибок и строен русский человек, с ласковой улыбкой в синих глазах, с посадкой головы – великодержавен. Богу хвала, Богу слава, Ему жилище славы и хвалы и на бедной русской земле, среди темных срубов изб, высятся храмы, издали сверкающие своими золотыми куполами. «Не нам, не нам, а Имени Твоему», в Твоем Имени и Держава и Царство от века и до века. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не может служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Так вот русский народ, не отдавая себе часто отчета, непосредственно воспринял эти слова Спасителя и в течении всех веков своей жизни мамоне не служил и сейчас не служит, а с мамоной дьявола борется. Русский народ служил Богу и искал царства Божия и правды Его особенно правды Его ищет и по сей день и этого никто отрицать не может. По слову Евангельскому – все приложилось ему. Разве без помощи Божьей Россия, окруженная со всех сторон недругами и завистниками, могла стать тем, чем она была и будет – Домом Пресвятой Богородицы с Успенским, что в Московском Кремле, всея Руси Кафедральным Собором, в восполнении храма Св. Премудрости Божией, что сооружен царем Юстинианом в Цареграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Новые «погорельцы» пришли сюда в самом начале осени. Пришли для всех нежданно-негаданно, когда о самом существовании хутора почти забыли, махнув на него рукой, потому что, по мнению тех, кто считал себя здравомыслящими людьми, поселиться там могли лишь настоящие безумцы. Но «погорельцы» пришли и поселились. И не просто поселились, а за короткий срок сумели обосноваться так, что теперь всем было интересно увидеть, во что превратилось бывшее захолустье. Новоселы быстро восстановили старую пилораму, работавшую от колеса еще более древней водяной мельницы, а окружавший их со всех сторон лес дал все, что было необходимо для строительства добротных деревянных домиков, быстро вытеснивших остатки прежних черных изб, вросших в сырую землю по самые окна. Кстати, при новых хозяевах земля тоже быстро подсохла: они сумели наладить здесь дренажную систему, осушив болота, подступавшие слишком близко к поставленным жилищам и заботливо ухоженным огородам. На самой же земле раскинулись не только распаханные огороды, но и теплицы, отныне снабжавшие «погорельцев» даже в самые лютые морозы свежими овощами и зеленью. Тут же стояли хлева с домашней скотиной: чистота и безупречный порядок, царившие там, могли дать большую фору соседним колхозным фермам. При всем трудолюбии поселенцы отличались трезвым образом жизни, собранностью и дисциплиной. Тут все делалось сообща: и работа, и отдых, и молитва. В церковь соседней деревни они ходили так же дружно – и стар, и млад – лишь в воскресные дни и «красные» праздники, в остальное ж время собирались для совместной молитвы в специальной выстроенной «молельне» – небольшом деревянном домике, увенчанном крестом. Но больше всего «погорельцев» тянуло к древним пещерам, выходившим по заросшим лесным оврагам еле заметными провалами, через которые можно было попасть в царство подземных лабиринтов. Как раз возле этих провалов, манящих и одновременно пугающих своей неизведанностью, собирались новые хуторяне, на свой особенный лад и манер воспевая подвиги древних отшельников, воздавая им почет и славу. Почему-то «погорельцы» считали причастными к тем древним людям, древним преданиям: между собой они называли себя «пещерниками» – и не иначе. Это название для них было неким сакральным именем, тайной, которую они не только боялись открыть, но даже близко не подпускали к ней никого из непосвященных, посторонних, случайных гостей.

http://azbyka.ru/fiction/samaryanka-sovr...

Нижнеколымский приход был одним из самых больших в Иркутской епархии. Границы его простирались до 700 вёрст. Численность прихожан доходила до трёх тысяч человек, в том числе 650 русских казаков, мещан и крестьян, а также юкагиры, якуты, чукчи, тунгусы, ламуты и коряки. В первый же год своего служения о. Андрей Аргентов совершил несколько поездок на собачьих упряжках, общая продолжительность которых составила несколько месяцев. Он крестил, венчал, отпевал умерших, исповедовал, служил молебны и Литургии на походных антиминсах. Результатом этих путешествий стало письмо миссионера архиепископу Нилу о необходимости образования отдельного причта или постройки храма среди чукотских кочевьев. В начале 1844 г. о. Андрей совершил поездку в Анюйскую крепость на ярмарку, на которую приезжало большое количество чукчей для меновой торговли. Крепость тогда представляла собой  небольшое селение, в котором располагались несколько изб, юрт и амбаров, а также небольшая часовня, построенная в 1811 г.  отцом Григорием Слепцовым.  Именно в Анюе миссионеру удалось установить доброжелательные отношения с чукотскими эремами Ятыргиным и Амраургином, заложившими основы дальнейшей христианизации чукчей. В июле 1844 г. о. Андрей совершил дальнюю поездку по чукотским стойбищам. В одном из них, во время миссионерской проповеди, присутствовал уважаемый среди чукчей шаман Тнъпо, который в ответ на слова священника сказал: «Вы люди русские, Бог дал вам веру русскую,.. а сам Бог на небе. Мы люди чукчи, Бог дал нам веру чукотскую… И так вы русские веруйте по-русски,.. а мы чукчи будем веровать по-чукотски». Но молодой священник сумел не только переубедить шамана, он объяснил ему основы православной веры так, что тот объявил о своём желании креститься в этот же день. Особенно упорное сопротивление в принятии христианства оказывали старики. Вероятно, отец Андрей Аргентов обладал красноречием и даром убеждения, так как сохранились письменные свидетельства о том, как ему удавалось крестить даже шаманов и шаманок, которые после беседы с ним сами просили о принятии их в христианство.

http://pravmir.ru/tak-nachinalas-nauka-v...

Куртяево, урочище. Часовня Алексия, человека Божия. Алексиевская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Алексия, человека Божия Год постройки:1992. Адрес: Архангельская обл., Приморский р-н, ур.Куртяево Координаты: 64.522292, 39.261349 Проезд:К северу от а/д Северодвинск - Онега, примерно в 1 км, на правом берегу р.Верховка, рядом с Алексиевской церковью Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Происхождение названий Куртяево, Куртява, Куртяевка достоверно неизвестно. Возможно, они восходят к чудским топонимам. Самое раннее упоминание Куртяева встречается в сотной грамоте Николо-Корельского монастыря 1587–1588 гг., среди владений которого указывается «поженка на Куртяеве Михаиловская Кологривоя…» Позже земля в Куртяеве стала принадлежать Кирилло-Белозерскому монастырю, однако с какого времени — неизвестно. Всего в посаде Ненокса, через который исторически проходила дорога на Куртяево, находились дворы и усолья 5 крупных северных монастырей: Антониево-Сийского, Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Николо-Корельского и Михаило-Архангельского. До постройки часовни и позднее церкви в Куртяеве никаких постоянных строений, кроме сенокосных и промысловых изб, очень характерных для Беломорья, здесь не было. Нет точных данных и о возможном использовании до 1721 г. куртяевских источников. Новый этап истории Куртяева начался со строительства здесь на месте явления иконы Алексия, человека Божия часовни, а впоследствии церкви. В документах начала XIX в. упоминается «церковь преподобнаго Алексия, человека Божия, антиминс за подписанием Варнавы архиепископа 1721 года марта 2 дня». В документе 1722 г. указывается: «В Ненокоцком же усолье в расстоянии за семь верст по благословению Преосвященного Варнавы, архиепископа Холмогорского и Важского, построена и освящена церковь во имя Алексия, человека Божия. Построена мирским подаянием от христолюбцов. А в тое церкви служба бывает временная на празднество Алексия, человека Божия, в праздничные дни и кто по вере востребует. А службу в тое церкви отправляют они ж, Ненокоцкого усолья, священники. А та церковь построена на монастырской земли Кириллова монастыря, а прихожан определенных нет. Оное место званием Куртяево». В памятной книге Ненокского прихода за 1822 г. уточняется, что церковь построена из часовни, к которой в 1721 г. пристроили алтарь. Факт перестройки часовни в церковь подтверждается данными архитектурно-археологических обмеров. Стены первичной часовни сохранились на уровне оконных проемов. После появления церкви перед ее алтарем на месте явления образа была поставлена новая часовня. В результате возникла довольно редкая ситуация — одновременное сосуществование однопрестольной церкви Алексия, человека Божия, и часовни во имя его же. В связи с этим следует отметить, что храмы, освященные во имя св. Алексия, человека Божия, в России встречаются нечасто.

http://sobory.ru/article/?object=16206

А благочинный Пётр Лугарев в 1843 году помогает им с ремонтом, найдя благотворителей для устроения железной крыши и побелки стен. Тогда же при посещении города епископом Саратовским и Царицынским Иаковом отмечалось, что по бедности прихода штат Иоанно-Предтеченского храма переведен к соборной Успенской церкви. Богадельня при храме, содержавшаяся за счет частных пожертвований, также была в плачевном состоянии, представляя из себя несколько небольших изб. Сильно пострадала старая часть Царицына и от пожара в июле 1856 году (известно, что на этот момент дьячком в храме пребывал Александр Колпиков). Несмотря на это священники исполняли свой пастырский долг среди тех, кому было ещё тяжелее — в частности, в тюрьмах. Так, с 1861 года и до 1866 года обязанности увещевателя в присутственных местах исполнял священник Иоанн Поспелов. 26 марта 1883 года в его доме во 2-ой части Царицына откроется бесплатная лечебница, позже поддержанная и городскими властями, израсходовавшими на неё в 1884 году сумму в 2142 руб. Во второй половине 19 века положение выправляется. Известно, что тогда церковь имела более 150 богато украшенных серебром и позолотой икон, на колокольне били 8 колоколов, некоторые весом более полутоны. В конце 1873 года мещанин Д. Найдёнов дарит храму хоругвей на 90 руб. Однако наиболее уникальное имущество храма было замечено лишь в 1871 году отставным военным, журналистом А. П. Раевским во время описи вещей. Он обнаружил 8 изображений сивилл — древних пророчиц, предсказавших многое о пришествии Иисуса Христа. По оценкам специалистов. изображения принадлежали кисти неизвестного живописца XVI-XVII веков, возможно, писавшем на манер Рубенса и его учеников. А в 1892 или 1893 годах на месте древней Иоанно-Предтеченской церкви (вероятно, её деревянной предшественницы) были найдены золотоордынские кирпичи, осколки глазурованных сосудов и серебряная монета времён хана Менгу. В конце 19 века церкви было приписано всего 837 прихожан из 178 дворов. 15 ноября 1888 года при церкви открыли школу грамотности, построив каменный 1-этажный дом правее главного входа от Царицы.

http://sobory.ru/article/?object=50553

" Семейное предприятие " Романовых, благодаря разумной организации и делегированию полномочий сверху вниз, от царя до разрядных (окружных) и уездных воевод и приказных изб, в полной мере превратилось в государственный аппарат со всеми его атрибутами, начиная с единого по всей стране расписания работы учреждений. Царь Федор достиг этого не сразу, преодолев немалые трудности, в том числе чужое непонимание и собственное неразумение. Но о твердости своего намерения действительно юный и больной государь объявил уже наутро после похорон отца: " Боярам, окольничим и думным людям съезжаться в Верх в первом часу и сидеть за делы " . В переводе на современный язык сей указ означал, что Боярская дума должна ежедневно в 5 часов после рассвета (от коего начинался русский счет дневных часов) неукоснительно собираться в царском дворце, чтобы продолжать свою работу на благо государства, как бодрствующая глава огромного тела России. Для того чтобы показать не только боярам, но всем подданным и " всенародству " — мировому сообществу — величие и Предназначение державы, Федор Алексеевич не без помощи патриарха Иоакима внес кардинальные изменения в главный. идеологический акт страны: чин своего венчания на царство, состоявшегося 18 июня 1676 г. Российское православное царство Коронация русских государей с конца XVI в. и в особенности при Романовых стала наиболее важной, торжественной и пышной церемонией среди множества красочных действ, разыгрывавшихся соединенными усилиями Русской православной церкви и Государева двора (при безусловном участии тысяч чрезвычайно падких на подобные зрелища москвичей и гостей столицы). Над смыслом ее размышляли (в основном теоретически) еще Иваны III и IV (оба Грозные, хотя читатель под этим прозвищем знает в основном последнего). Значение чинов венчания старались развить и подчеркнуть царь Федор Иоаннович, Борис Годунов и патриарх Иов, Лжедмитрий I и Василий Шуйский, Михаил Федорович и патриарх Филарет (не успевший на коронацию сына, но оставивший важные заветы внуку).

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Музей деревянного зодчества " Витославлицы " расположен в четырех километрах от Новгорода, в живописной местности у озера Мячино и реки Волхов. На территории, где сейчас стоит эта чудесная деревня, в которой никто не живет, в XII веке был основан Пантелеимонов монастырь. Еще до возникновения монастыря здесь находилось небольшое село Витославлицы, названное так, очевидно, по имени его владельца - Витослава. Село, вероятно, было поглощено монастырскими постройками, поскольку после XII века это название нигде не встречается. Музей под открытым небом, созданный на месте этого исчезнувшего села, получил его звучное название. И вот мы с Анатолием Сергеевичем на территории музея. Это парк площадью около тридцати гектаров. С севера и запада его окружает озеро Мячино, с востока - река Волхов. " ...Как мера и красота скажут " . Этот принцип заложили новгородцы в строительство и деревянных храмов, и изб. А также малые формы деревянной архитектуры: колодцы, изгороди разных видов, качели, весы. В музее собраны культовые, жилые и хозяйственные постройки Новгородчины XIV - XIX вв. Создание музея началось в 1964 году. В XIX в., покровительница Юрьева монастыря, графиня А.А. Орлова поставила здесь свою резиденцию - ее двухэтажный особняк сохранился и по сей день. Участникам крестного хода мельницы повстречались дважды: у Юрьева монастыря - близко, и - далеким силуэтом при крестном ходе в Поозерье - неподалеку от Сергова. Мы уходили из согретого ласковым солнышком музея под открытым небом, а нам вслед неслись соловьиные трели из набирающей силу майской зелени. Впереди нас ждала встреча с Архиепископом Новгородским и Старорусским Львом и Губернатором Новгородского края Сергеем Митиным, которому в присутствии Владыки Льва была торжественно вручена Икона Божией Матери " Державная " - благословение Патриарха Алексия II. После встречи состоялось Всенощное Бдение. Так закончилось наше пребывание в стенах Свято-Юрьева монастыря, где медленно, но неуклонно возрождается монашеская жизнь. До свидания, Юрьево!

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/17/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010