Назначение на Енотаевскую викарную кафедру Астраханской епархии состоялось 5 сент. 1917 г. В период пребывания правящего архиерея на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Л. временно управлял епархией. В 1918 г. между архиеп. Митрофаном и Л. возникли разногласия по вопросу об организации Союза церковноприходских общин Астраханской епархии. Л. поддержал планы создания союза, целями к-рого были расширение полномочий приходских общин, ограничение власти архиереев, всемерное развитие духовного просвещения и благотворительности. В создании такого объединения приходов Л. видел единственную возможность для Церкви юридически оформить свои отношения с Советским гос-вом и сохранить духовно-учебные заведения. В устав орг-ции были включены предложения Л. о восстановлении церковного образования для детей и взрослых, об организации пастырских курсов, церковнопевч. школы, духовных б-к и читален, богадельни и мн. др. Союз был зарегистрирован советскими властями в марте 1919 г. Причиной разногласий между архиереями являлось и то, что Л. был настроен на сотрудничество с новой властью. 4 сент. 1918 г. он выпустил послание «К православному населению», в к-ром объявил о своей поддержке большевистского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Архиеп. Митрофан, указывая на превышение Л. своих полномочий, пожаловался на него патриарху свт. Тихону , после чего Л. был вызван в Москву. Местные власти не выдали ему разрешение на выезд. Соборное совещание епископов 26 сент. приняло решение об устранении Л. от вик-ства с запрещением в священнослужении. По просьбе архиеп. Митрофана отставка Л. была отсрочена на 2 недели. 20 окт. 1918 г. в астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре сторонники Л. провели общее собрание «для обсуждения вопроса об отрешении епископа Леонтия от должности». Собрание отправило патриарху Тихону телеграмму, в которой просило проведения на месте дознания по жалобе архиеп. Митрофана. В Москву были отправлены делегаты для личного ходатайства перед патриархом о разборе дела на месте. Делегации удалось смягчить указ от 26 сент., и Л. не был лишен сана, ему не запрещалось священнослужение, хотя он и был смещен с должности викария с оставлением управляющим Иоанно-Предтеченским мон-рем. В местной прессе началась кампания, поддерживавшая Л. и дискредитировавшая архиеп. Митрофана. В ответ на это 29 окт. 1918 г. Л. в «Известиях Астраханского совета рабочих, крестьянских и ловецких депутатов» опубликовал обращение, в котором призывал сохранять мир и заявлял о своем беспрекословном подчинении высшей церковной власти.

http://pravenc.ru/text/2463515.html

1894. 1. Отд. неофиц. С. 9). Рост числа попечительств пришелся на 90-е гг. XIX в.- 1900-е гг. Кружечные и тарелочные сборы, средства, собранные благодаря пожертвованиям, членским взносам, продаже книг и икон, шли на пособия нуждающимся, благоустройство храмов, содержание духовенства, строительство и обустройство церковноприходских школ, оплату труда учителей, закупку учебников, поддержание в должном состоянии б-к и читален, проведение мероприятий духовно-нравственной направленности, развитие трезвеннического движения, на борьбу с эпидемиями, помощь раненым и инвалидам, вдовам и сиротам в годы русско-япон. войны 1904-1905 гг. и первой мировой войны. К 1903 г. на территории совр. Н. о. открылись почти 70 церковноприходских попечительств (Справочная книга... за 1902/03 год. 1903). Одним из крупнейших в епархии стало церковноприходское попечительство при Спасском соборе в Каинске, открытое в 1896 г. В его состав входили 78 чел. Помимо выдачи пособий (постоянных и единовременных) нуждающимся прихода попечительство приобретало обувь и одежду для учащихся церковноприходской школы, содержало ночлежный дом более чем на 100 чел. и богадельню (Отчет о церк.-приходском попечительстве. 1899. С. 16). Известно, что в 1915 г. 9 церковноприходскими попечительствами Новониколаевского благочиния сделано пожертвований на церковноприходские школы и благотворительные учреждения в сумме 6915,8 р., в 1916 г. 8 попечительств внесли пожертвования на сумму 6415,5 р. (ГА Новосибирской обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 67. Л. 3 об., 21 об.). Одним из видов благотворительной деятельности, осуществлявшейся правосл. приходами, стало призрение грудных детей и детей младшего возраста из бедных семей. В 1899 г. при ц. в честь Сретения Господня в с. Бердском открылся приют «Ясли» для младенцев. В 1906 г. по инициативе прихожан ц. во имя блгв. кн. Александра Невского приют «Ясли» открылся и в Новониколаевске для «постоянного призрения бесприютных детей обоего пола и для дневного ухода за малолетними детьми матерей, выходящих на поденную работу».

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Невозможно пройти мимо крупнейшей фигуры не только Галицкой Руси, но всей России, зачинателя Православного возрождения, исповедника и просветителя Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891). Сын учителя начального училища, Иван Наумович родился 26 января 1826 года в Козлове Камень-Бугского уезда. Окончив Львовский университет, сначала проникся идеями полонофильства и даже пытался завлекать русскую крестьянскую молодежь в польский легион. Однако крестьяне раз и навсегда выбили из головы Наумовича польские идеи. - " Кажется, вы - русская детина. Вам приличнее держаться с родным народом, чем служить его врагам " - заявили односельчане ( В.Р.Ваврик " Краткий очерк истории галицко-русской письменности " , Лувен, 1968) И всю свою жизнь Наумович посвятил своему народу. И.Н. - один из талантливых и плодовитых галицко-русских писателей. Как выразитель идейных стремлений галицко-русского народа, он видел его спасение от гибели и польской неволи - в единстве со всем русским этносом. В 1866 г.Наумович заявил в Сейме: " Панове, вам не уничтожить Руси, она была, есть и будет! Все ее племена составляют один могучий русский народ, сходства нашего языка с языком остальной Руси не уничтожит никто на свете: ни законы, ни сеймы, ни министры " (Ф. Ф. Аристов, " Карпаторусские писатели " . М 1916, стр.25). Наумович создает также просветительское общество им.М. Качковского, которое открыло более одной тысячи читален, библиотек и кооперативов. Девизом общества было: " Наука " , в задание которого входило распространение в народе правдивых знаний о русской Церкви, литературе, культуре, государстве. Венцом его деятельности стал открытый переход прихода о. Иоанна Наумовича в селе Гнилички в Православие в 1882 году. Сразу после этого австрийские власти устраивают политический процесс - " дело Ольги Грабарь " . Наумович арестован и судим за государственную измену. Римский папа персонально отлучил Наумовича от костела. Вышедши из тюрьмы, Наумович, лишенный сана и прихода, присоединяется к Св. Православной Церкви и переселяется в Россию, в " мать городов русских " - Киев, где продолжал свою работу как писатель и журналист в духе Хомякова, Аксакова, Погодина, Киреевского, Данилевского и др.славяно-русских православных патриотов. Наумович разработал план эвакуации подвергающихся геноциду галичан на Кубань. Он внезапно скончался в Новороссийске, осматривая место будущих поселений. Есть версия, что он был отравлен иезуитами. Он был действительно более чем опасен для них, ибо стал настоящим народным вождем Галицкой Руси - тысячи людей шли к Наумовичу даже с житейскими советами.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

—629— доску с прочими предметами – значит оскорблять религиозное чувство человека; мы не учим детей Закону Божию, а приготовляем их к экзамену и к инспекторской ревизии. Неудивительно, что наша молодёжь совершенно безрелигиозна и даже нравственно деморализована. Заботясь о духовном просвещении народа, мы должны достигнуть влияния на молодёжь. Это будущая основа прихода, но, к сожалению, теперь молодёжь является самым дезорганизованным элементом в приходе. У ней нет интереса к вопросам религии и Церкви, и она представляет богатую почву для всех пропагандистов. Мы должны обратить самое серьёзное внимание на юношей и девиц приходских; надо все меры приложить, чтобы они были религиозно-просвещены. Как это сделать, – пусть подумает кружок; надо испробовать все средства: дело трудное, но и очень важное. Далее, делом и заботой кружка должно быть устроение в деревнях читален, библиотек, передвижных витрин, распространение листков хорошего – не одностороннего содержания. Для этого кружок должен выработать меры и изыскать средства. Теперь переходим к очень важной стороне приходской жизни, именно к приходской миссии. Я думаю, что каждый священник для своего прихода является миссионером – апостолом. Он должен гореть для своего прихода, как неугасающий маяк, указывающий народу путь правды Христовой. Он является солью, предохраняющей приход от нравственного гниения и разложения. Это очень высокая миссия! Жизнь общества в настоящее время направляется по новому руслу на началах веротерпимости, свободы совести, свободы гражданской. Это новое течение непременно захватит и захватывает деревню, наши приходы и наших духовных детей. Пастыри, как стоящие на страже своей паствы, должны сообразоваться с этими течениями; теперь нужны новые приёмы пастырской деятельности. И вот пастырям непременно нужно уяснить и разобраться в новом течение жизни. Теперь Церковь уже не под государственной опекой и нам, пастырям, нужно защищать истину без всякой помощи государства, на которую мы привыкли опираться и которая порасслабила нас. Теперь от пастыря

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот это именно наблюдение и вытекающее из него сочувствие к молодым людям и повело к основанию „христианского общества молодых людей». По уставу нью-Йоркского отделения этого общества, оно „имеет своею целью улучшение духовного умственного и общественного состояния молодых людей в городе Нью-Йорке путем организации лекций, бесед, библиотек, читален, общественных собраний и всяких других средств, и пособий, какие могут способствовать достижению цели». Но самая замечательная сторона этого общества заключается в том, что оно сообразно господствующему настроению в американском обществе сразу приняло глубоко-религиозный характер, и по основной идее это общество имеет своею целью «объединить, как говорится в одном циркуляре, тех молодых людей, которые, признавая Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, по с в . Писанию, желают быть Его учениками в своей вере и в своей жизни, и сочетать их усилия к распространению царства Христова среди молодых людей» 8 . Как вызванное глубокою насущною потребностью, общество нашло повсюду сочувственный отклик и за несколько лет успело распространиться по всем более или менее значительным городам Америки. И вот оно при своей теперешней организации оказывает неисчислимые блага для молодого поколения страны. Общество это представляет собою нечто в роде религиозно-нравственного братства. Членом сего может быть всякий молодой человек, вносящий ежегодно два доллара в кассу и за ничтожную сумму он получает возможность пользоваться всеми обширными правами, предоставляемыми обществом. В Нью-Йорке этому обществу принадлежите громадный дом, где помещается большая библиотека, великолепная читальня, гимнастика. Еженедельно читаются лекции по всевозможным предметам, рассчитанным на потребности молодых людей; ежедневно бывает молитвенное собрание, на котором поются священные гимны; по временам приглашаются известные ученые и богословы для прочтения публичных лекций но наиболее животрепещущим вопросам, и наконец в известные промежутки бывают даже увеселительные собрания, где молодые люди имеют возможность приятно провести время в невинном увеселении.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zaokea...

Многолетний горький опыт уверил нас, что ме­стные власти, вместе с областным правительством („земальской владой») в Сараеве, стремятся к тому, чтобы окончательно уничтожить наши святыни – наши православные школы, в которых наша молодежь просвещается в духе православной веры и сербской народности. Школьные учебники в сербском духе строго воспрещаются, а навязываются такие, которыми убивается народное самосознание. Непреодолимые препятствия поставлены к открытию и по­стройке новых школ. Повсюду и везде власти идут на помощь коммунальным школам, в ущерб сербским православным, ибо в коммунальных школах изъято все, что находится в какой либо связи с нашим сербским языком, именем и народным сознанием... По распоря­жению от 25 мая 1892 года выбор учителей для право­славной школы должен быть предварительно поднесен земальской владе на утверждение, причем выбранный не может быть введен в свою должность до утверждения правительством, каковое утверждение на целые месяцы оттягивается властями. Запрещается учреждение сербских читален. Вопреки конвенции от 9 (21) апреля 1879 года, не допускают здешних уроженцев, окончивших курс наук заграницей, к занятию учительских и священниче­ских должностей, лишая их таким образом родины». Сербская депутация однако не была допущена до императора, жалоба осталась без последствий, а члены депутации под­верглись разного рода гонениям, притеснениям и даже полному разорению. 185 Первая неудача не остановила народных борцов за правое дело. За этим меморандумом последовал еще ряд жалоб императору на гонения и самоуправство оккупационных властей. Вторая депутация с меморандумом была милостиво принята императором в Вене 20 марта 1897 г., но преследования не только не прекратились, а и еще более усилились 186 . В 1898 г., в виду попыток ок­купационного правительства отделить православную сербскую церковь в Боснии и Герцеговине от константинопольской патриархии, была отправлена депутация от босно-герцеговинских православных общин к константинопольскому пат­риарху Константину V искать у него помощи и защиты православной веры в своем несчастном отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

«НЕЗАБУДКА» назначается для семьи, школ, нар. и детских библиотек и мл. классов ср. учебн. завед. Подписная цена «НЕЗАБУДКИ» 4 руб. в год. Пробный 30 коп., нал. плат. 40 коп. Проспекты бесплатно. Редакция: Петроград, Петропавловская крепость, 86. При «НЕЗАБУДКЕ» будет издаваться для школ и народа «Библиотека Незабудки». В «Библиотеку» войдут книги разнообразного содержания (рел.-нравственного, исторического, географического, бытового и популярно-научного). Особенности книжек «Библиотеки» – интересное содержание доступное изложение и обилие иллюстраций. КНИЖНЫЙ СКЛАД ОБЩЕСТВА РЕЛИГИ0ЗН0-НРАВСТВЕННОГО ПР0СВЕЩЕНИЯ В ДУХ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Петроград. Стремянная улица, 20.=Телефон 94 – 89 Из книжного склада можно получать все имеющиеся в продаже книги, по всем каталогам (религиозно-нравственного содержания, учебники, беллетристику и др.). Книги высылаются по требованиям с наложенным платежом, по получении предварительного задатка в размере ¼ всего заказа. Пересылка за счет покупателя. Полный каталог склада высылается бесплатно. Между прочими продаются следующие книги: По стопам Святых Апостолов. 441 стр., 129 иллюстр., ц. 1 р. 25 к., в коленк. переп. 1 р. 75 к. Ряд очерков о деяниях св. апостолов и о путешествиях св. апостола Павла. Прекрасный язык, простота изложения делают книгу особенно пригодной для народного чтения и для школ. Может быть рекомендована, как хороший подарок для детей среднего и старшего возраста. Учеб. Ком. Вед. учр. Имп. Марии одобрена для ученическ. библ. учебн. зав. Вед. и Уч. Ком. М. Н. Пр. внесена в список сочинений, заслуживающих внимания при пополнении бесплатных народн. читален и библ. И. П. Ювачев. Паломничество в Палестину к гробу Господню. Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Турцию. 361 стр. (больш. форм.), 126 иллюстраций, ц. 1 р. 50 к., в коленк. переп. с тиснением, 2 р. 25 к. Редкий из грамотных паломников не запишет для памяти своего обозрения святынь. Верующему человеку никогда не скучно слушать и читать про те места, где жил и страдал Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В нач. XX в. в епархии действовали 4 странноприимных дома и 12 богаделен для призрения вдов и сирот священно- и церковнослужителей.В с. Сергееве Шуйского у. при Феодоровском жен. мон-ре действовал детский приют (основан в 1889).В Суздале работало благотворительное об-во равноап. кн. Владимира (основано в 1892), организовавшеев 1905 г. богадельню, в 1909 г. сиротский учебно-ремесленный детский приют. В 1900 г. во В. е. существовали 34 церковноприходских попечительства, собиравшие пожертвования на нужды церковноприходских школ, храмов и причтов, а также занимавшиеся устройством богаделен, чайных-читален, благотворительных об-в. А. В. Маштафаров 1917 - 1-я пол. 40-х гг. XX в. 29 апр. 1917 г. Святейший Синод ввел выборное начало для всех уровней церковного управления. По России прошли чрезвычайные епархиальные съезды духовенства и мирян, на к-рых были рассмотрены вопросы избрания епархиальных советов, введения выборного порядка замещения всех должностей епархиального управления. 3-6 мая 1917 г. владимирский епархиальный съезд сместил с кафедры архиеп. Алексия (Дородницына), обвинив его в «деспотизме» и в связях с Г. Е. Распутиным . Временно управляющим епархией был назначен викарный Юрьевский еп. Евгений (Мерцалов). 9 авг. того же года чрезвычайный епархиальный съезд в присутствии Московского архиеп. св. Тихона (Белавина) постановил избрать управляющим В. е. Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) , 28 нояб. 1917 г. он был утвержден на кафедре Патриархом Тихоном с возведением в сан митрополита; в кон. 1917-1918 г. митр. Сергий находился в Москве, принимая активное участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви . В авг. 1917 г. епархиальный училищный совет получил циркуляр о передаче церковных школ в ведение Мин-ва народного просвещения. Передача школ в условиях революции и войны на практике свеласьк их закрытию. 23 янв. 1918 г. Владимирский губисполком получил определение НКВД о необходимости принять имущество Церкви «под строжайший контроль». В 1918-1919 гг. все храмы В. е. были переданы в ведение городских или уездных исполкомов или милиции. Успенский собор перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, в 1918 г. власти разрешили проведение в нем богослужений (соответствующее соглашение между властями и приходом было заключено 1 нояб. 1920). В авг. 1918 г. закрылись ДС и жен. епархиальное уч-ще во Владимире, в 1920 г.- епархиальное управление. Одной из форм проявления протеста верующих против гонений на Церковь стало проведение крестных ходов, во время к-рых случались столкновения с красноармейцами (напр., в 1918). В июне-июле 1918 г. во Владимире прошел епархиальный съезд духовенства и мирян под председательством митр. Сергия. В повестку дня были включены вопросы положения Церкви в новых условиях, церковного управления, духовной школы и др.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Думать так – клеветать на Церковь , поскольку вера Христова в истории мира принесла столько и земного счастья своим исповеданием, что ее заподозрить в равнодушии к людскому горю и страданию невозможно» 230 . Этот последний пункт должен был основываться на нравственном совершенствовании людей и началах общественного мирного симбиоза в противовес классовой борьбе. Программа протоиерея Иоанна Восторгова включала в себя непременное увеличение в людях чувства взаимной любви, уступчивости, а также жалость к жестокосердным богачам и развитие в душах вечных религиозно-нравственных устремлений 232 . «Уврачевание социальных язв жизни» было возложено на духовенство, которое представлялось организатором новых типов благотворительных учреждений, «сообразно современным условиям, особенно на фабриках и заводах». Именно священники должны были расположить хозяев фабрик и заводов действовать по отношению к рабочим в духе христианской заботливой любви, а не путем «жестокого коммерческого начала». Морально-нравственное осмысление ответственности за своих служащих должно было в перспективе способствовать созданию совместных с рабочими благотворительных учреждений и рабочих союзов. Политическая составляющая подобных объединений полностью исключалась, а положительная программа состояла в возвышении экономического благосостояния на основе христианской любви и доверия между хозяевами и работниками. Ответственность за улучшение материального благосостояния рабочих возлагалась также на духовенство, которое путем объединения вокруг прихода помогало бы рабочим приобретать собственность и содействовало бы принятию законов, обеспечивающих старость и инвалидность со стороны государства. В области духовно-нравственного попечения о фабричной жизни планировалось углубить традиционные формы церковной проповеди, увеличить количество храмов при промышленных комплексах и железнодорожных станциях и «поддержать добрую семейственность рабочих на христианских началах». Открытие библиотек, читален, чтений, курсов с целью религиозно-нравственного просвещения народа, устроение многочисленных обществ трезвости – вот «примерный перечень практических мер борьбы с социальным злом», которые были полностью утверждены участниками съезда 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ЦПУ (ст. 102) могло быть введено обучение ремеслам (полеводству, садоводству, пчеловодству, огородничеству и т.п.), что полностью соответствовало задачам подготовки миссионеров. В соответствии со ст. 103 Устава в приходах могли открываться и профессиональные школы по различным направлениям подготовки. Содержание ст. 104–106, о создании в приходах различных форм и средств «по христианскому просвещению и воспитанию православного населения» (как то: благовестнических братств, просветительных домов, библиотек, читален, «летучих библиотек», катехизаторских курсов и т.п.), практически полностью соответствует методам функционирования православной миссии. Определение Поместного Собора «О церковном проповедничестве» с. 9–12] (см. Приложение 10) играет важную роль для развертывания миссионерской деятельности. Общеизвестно, что проповедь является одной из главнейших обязанностей пастыря и определяется как первый и главный метод миссии с. 128]. Поставленный на Соборе вопрос о церковном проповедничестве вызвал продолжительную и насыщенную мнениями, временами обостренную, дискуссию. Проблема качества проповедничества ставилась уже в конце XIX в. и не была по существу разрешена до момента созыва Собора. Архиеп. Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев) еще в 1892 г. характеризовал проповедь как упадочную и бесплодную с. 28–29]. Историк Русской Церкви, академик Императорской академии наук Голубинский Е.Е. (†1912) придерживался подобного мнения и даже указывал на то, что живая проповедь вообще прекратила звучать за богослужением и вне его с. 41]. Сокрушались о трагическом положении проповеди архиеп. Антоний (Храповицкий) , профессор Московской духовной академии Виноградов В.П. (†1968) 138 , российский богослов и историк Аксаков Н.П. (†1909), Казанский С.П. (год † не установлен, псевдоним «Б.Г.») и др. В начале XX в. ратовали в своих отзывах за надлежащее возрождение церковной проповеди архиеп. Волынский Евлогий (Георгиевский), епископ Нижегородский и Арзамасский Назарий (Кириллов), епископ Астраханский и Енотаевский Георгий (Орлов, †1912) и ряд других архиереев На Поместном Соборе миссионер Куляшев А.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010