— Не смей этого делать! Эта дар Божий мне! Но удивительным для всех было вот что. Куда бы Игнатий ни приходил ночевать, везде ему постилали чистую простыню, и никогда ни одно насекомое нигде не оставалось и на других не переходило. Однажды блаженный проходил через большое село. У пяти изб, расположенных в разных местах села, он долго стоял и горько плакал. В тот год на Троицу в этом селе случился пожар, и такой был ветер, что горящие доски с силой разметывало на другие дома, и там занималось пламя, и скоро огонь охватил почти все село; многие дома сгорели дотла, но остались целы и невредимы те пять изб, возле которых плакал блаженный. Незадолго до кончины блаженный Игнатий сказал: — Игнашкиным телом поторгуют, поторгуют, а Игнашка останется в своей коже. Никто этих слов не понял тогда. Все объяснилось само собой. Перед смертью блаженный тяжело заболел, и его привезли в больницу. Два крестьянина из разных сел, узнав об этом, не сговариваясь, решили навестить блаженного в больнице. Приехали, спрашивают разрешения у врача и узнают, что Игнатий умер в предыдущий день и лежит в мертвецкой. Делать нечего, мужики и тому рады, что смогут взять тело блаженного, отвезти в церковь и похоронить по–православному. Но не тут–то было. Врач сообщил: неожиданно объявились родственники почившего, которые продали тело, так что теперь на нем студенты будут изучать человеческое устроение, и тело почившего послужит науке. — Это дело полезное для всех, — сказал врач, — так как благодаря такого рода изучению врачи учатся лечить здоровых. Выслушав врача, мужики поспешили найти родственников блаженного, дали им довольно денег и выкупили тело. В храм на отпевание блаженного Игнатия собралось множество народа и духовенства. Скончался блаженный Игнатий в конце двадцатых годов. Иеромонах Герасим (Феодор Александрович Егоров) родился 5 февраля 1896 года в поселке Суксун Пермской губернии в семье рабочего. По окончании Красноуфимского церковного училища поступил в Иркутский университет, оканчивать который он, однако, не стал, выбрав иной путь служения Богу и людям — священство.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Креста было бы центральным. С не меньшим усердием трудились на пользу ослабления раскола братство св. Ангела Хранителя в гор. Глазове, вятской губернии, Свято-Троицкое братство в гор. Златоусте, уфимской епархии, и братство св. Гурия в Казани, при котором учреждено особое противораскольническое отделение. Плодом всех этих усилий было присоединение к православию 2. 608 человек, в том числе 998 ч. на правилах, единоверия. Между тем раскол почти повсеместно изменяет свой вековой характер, выходит из своей замкнутости, слабеет в своем упорстве и фанатизме и с меньшею враждою относится к православию; сами учреждения раскольнические, служившие центрами его силы, начинают терять свой авторитет, как это замечено относительно выгорецких раскольнических скитов в олонецкой епархии, киевских раскольнических монастырей и раскольнических читален в архангельской епархии. В западном крае, где число присоединившихся к православию из римско-католического исповедания простиралось до 2.615 человек, заботы церкви устремлены были к утверждению в вере православной паствы и к охранению ее от влияний латинского населения, а по возможности к действованию и на самих латинян. Прежде всего здесь обращено было внимание на устройство православных храмов, которых вновь устроено и освящено 85, и затем на восстановление и украшение древних храмов, с которыми соединены исторические предания православия; так довершено внутреннее устройство Пречистенского, называемого митрополитальным, собора в Вильне, – этого древнего Одьгердсва храма, служащего вековым памятником господства русской народности в Литве. В пределах варшавской епархии устроены и освящены 4 церкви. Скудость средств православных жителей западных и привислинских губерний к поддержанию храмов, благоустройству их и снабжению необходимыми принадлежностями, восполнялась и в отчетном году пожертвованиями, поступавшими из внутренних губерний; более значительные пожертвования частных лиц сделаны были для церквей литовской и полоцкой епархий. Интересам православия на западной окраине России продолжали служить церковные братства и равнозначащие пм общества и церковные попечительства, по-прежнему братства доставляли церквям необходимые для богослужения принадлежности, содействовали их благолепию, содержали на свой счет и поддерживали школы, помогали бедным из православных и в особенности из вновь присоединившихся к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Вот вкратце моя жизнь и деятельность в приходе. Понятно, что такая моя общественная деятельность не могла встретить сочувствие со стороны тогдашнего гражданского начальства. Я считался в его глазах неблагонадежным, и моя деятельность была взята под подозрение. Вот почему, когда были выборы в 3-ю Государственную Думу от духовенства и моя кандидатура на уездном съезде прошла большинством голосов, я по требованию бывшего губернатора Бюнтинга, переданного мне через архиепископа Антония, " как человек неблагонадежный " , вынужден был снять свою кандидатуру. По распоряжению епархиального начальства я состоял членом уездного и губернского попечительств народной трезвости, но моя правдивая речь на одном из заседаний попечительства, в присутствии губернатора, о том, что правительство в борьбе с пьянством не вполне искренне, что те меры, которые выдвигаются правительством в этой борьбе в виде учреждений попечительств, являются лишь жалким паллиативом, ширмой и целей не достигают, что правительство слишком слабо борется с шинкарством и не помогает почти нам, отдельным борцам, что я испытал на своем опыте... навлекла на меня гнев губернатора, и я был немедленно уволен от членов уездного и губернского попечительств о народной трезвости, а издаваемый мной противоалкогольный журнал, выписываемый до того для чайных и читален попечительств по губернии, был изъят из библиотек и запрещен для выписки. В 1912 году в апреле за статьи против казенной продажи питий, против монополий и другие статьи в журнале я был вызван губернатором и мне пригрозили высылкой из губернии и закрытием журнала, и только заступничество тогдашнего архиепископа Антония, ценившего мою деятельность по борьбе с пьянством, спасло меня от высылки, а журнал от его закрытия. По предложению архиепископа в виде компромисса над журналом была учреждена негласная цензура, и цензором был назначен бывший инспектор семинарии... которому с тех пор предварительно, до печати, и представлялся журнал для просмотра...» Для епархиального начальства церковная деятельность, которую вел священник, виделась настолько значительной, что отчет о ней включался в отчет о епархиальной деятельности перед Святейшим Синодом, а сведения о деятельности отца Николая печатались в «Тверских епархиальных ведомостях» для духовенства епархии, чтобы вдохновить и других священников на пастырский подвиг служения народу.

http://pravicon.com/info-3042

Некоторой уступкой сторонникам «органической миссии» можно считать окончательную формулировку четвертой статьи соборного определения: Приходская миссия совершается совокупными силами клира и мирян прихода при содействии руководимых местным архиереем миссионеров. 246 Таким образом, в ходе обсуждения этой статьи на пленарном заседании Собора приходской священник постепенно превратился из руководителя и организатора приходской миссии в первого среди многих. Согласно принятому Собором определению О внутренней и внешней миссии и Проекту устава об устройстве внутренней миссии (1919), задачей церковно-приходской миссии является укрепление чад Церкви в православной вере и христианской жизни и защита их от влияния раскола, сект, инославия, иноверия и безбожия, возвращение отпавших в иные религиозные учения, вразумление христиан инославных исповеданий, просвещение людей безрелигиозных и враждебных вере, распространение в приходах религиозно-нравственного и миссионерского просвещения, устройство библиотек, читален, бесед, чтений, курсов, школ. Определение рекомендовало организовывать паломничества, крестные ходы, различные виды общественных молений, а также развивать приходскую благотворительность. Для решения задач миссии при приходах должны были создаваться миссионерские братства, союзы, содружества, общества, кружки ревнителей Православия и другие организации. Эти организации ежегодно должны были проводить торжественные собрания, на которые приглашались бы не только деятели миссии, но и прихожане. Предполагалось, что приходская миссия может иметь в своем составе и специального приходского миссионера, который осуществляет свою деятельность в пределах прихода. 247 Рассмотрение эволюции проектов организации приходской миссии показывает, что вопрос о том, кто является главным ее действующим лицом, оставался первоочередным предметом дискуссии. Если в Правилах 1908 года основной силой приходской миссии названы миряне, то проект Бизюковского съезда подчеркивал подчиненную роль прихожан (их деятельность должна была контролироваться священником и профессиональным миссионером). Собор же отдал предпочтение компромиссному варианту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Кроме того, приходские благотворительные организации в Петербурге располагали двумя приютами для неизлечимо больных женщин, яслями и тремя домами трудолюбия для пятидесяти женщин. Также для помощи нуждающимся были организованы: женская рукодельня, женская профессиональная школа, контора труда, два детских санатория-дачи, три церковно-приходских школы, две воскресных школы, пять библиотек-читален, три церкви и одна часовня. Силами приходской благотворительности в Петербурге бедным пациентам оказывалась бесплатная медицинская помощь: одно общество имело свою больницу, шесть – небольшие лазареты. В двух обществах реализовывалась религиозно-нравственная литература. В части церковных благотворительных обществ воспитывали и обучали детей, устраивали детские праздники. Почти все такие общества проводили рождественские елки и организовывали коллективный летний отдых для детей с. IV-V]. Петербургские приходские благотворительные общества и братства в 1900 г. имели более чем два миллиона рублей капитала и владели недвижимостью на сумму около двух с половиной миллионов рублей, с ежегодным доходом около полумиллиона рублей. В том числе, было уплачено членских взносов на сумму около 40 тысяч рублей, кружечный сбор составил более 55 тысяч рублей, проценты по вкладам – более 90 тысяч рублей, сбор по подписным листам – более 20 тысяч рублей и доход от сдачи недвижимости в аренду – более 80 тысяч рублей. Примечательно, что все приходские благотворительные общества и братства Петербурга действовали независимо друг от друга и самостоятельно развивали различные способы и формы благотворительности. Две попытки объединить деятельность этих организаций, предпринятые в 70-х гг. XIX в., одна – при помощи периодических съездов представителей приходских благотворительных обществ, другая – через взаимодействие с «Императорским человеколюбивым обществом», не имели успеха с. V-VI]. Тем не менее, петербургским приходским благотворительным обществам и братствам за менее чем сорок лет своей деятельности удалось достичь значительных положительных результатов, которые стали живым примером для развития благотворительности во всей России.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/25/svyawe...

и там, посещая ежедневно богослужение, участвуя в нем чтением и пением, прислуживанием в алтаре, приобретали знание церковного устава, приучались к толковому чтению, изучали в совершенстве церковное пение гласовое и нотное и выходили вполне приготовленными к служению во храме в качестве псаломщиков. Теперь этого уже нет. Монастыри отказывают в приеме уволенным воспитанникам. Есть монастыри, в составе братии и послушников которых нет ни одного лица духовного звания; а между тем каждый из них содержит по 2530 послушников для чтения и пения в церкви. То и другое могли бы делать и уволенные воспитанники и притом нисколько не хуже. Свободное от службы время, – которого найдется до 6 часов в каждый будничный день, считая 6 часов на молитву, 4 часа на принятие пищи и отдых и 8 часов сна, и из-за которого сами обитатели монастыря жалуются на свою скуку вследствие отсутствия в большинстве монастырей библиотек, читален, общих спевок, общих собраний братии, рукодельных и художественных мастерских, – послушники из уволенных учеников могли бы посвящать учебным занятиям по обширной программе Закона Божия, по церковному уставу, русской и славянской грамматике, арифметике, церковному пению и по ознакомлению с главнейшими методами обучения в начальной школе. Таким образом у нас явились бы псаломщики, хорошо подготовленные к исполнению всех своих обязанностей. Мысль автора нам нравится и кажется без труда осуществимой. Опасаться за то, что пребывание в монастыре уволенных воспитанников может вредно отозваться на порядках монастырской жизни, нет никаких оснований. С одной стороны, уволенные из училищ мальчики 1214 лет вовсе не представляют собою нравственно испорченных людей, хотя нередко и становятся таковыми, оставленные на произвол судьбы. Если не большинство, то по крайней мере половина из них подвергаются увольнению за малоуспешность. Во всяком случае все средства есть гарантировать монастыри от детей, имеющих действительно дурные привычки и наклонности. С другой стороны, неуместно слишком идеализировать жизнь наших мона-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народная же партия староруссов или русофильская поставлена в жалкие условия жизни и доведена можно сказать до крайней степени материального и духовного обнищания. Из отчёта состоявшегося в октябре 1902 года годичного собрания членов общества „Русско-православный Народный Дом в Черновцах“ видно, что в отчётном году приходу было только 2171 кор., расходу 643 кор., наличных денег в кассе всего 1528 кор. 795 . Бывший раньше в руках русофилов Народный Дом теперь находится в полном распоряжении украинофилов. Наличный же капитал первых так мал, что о постройке собственного Народного Дома для русофилов пока не может и речи, хотя именно в открытии Народного Дома чувствуется самая настоятельная нужда, так как он мог бы послужить центром, вокруг которого могли бы сплотиться в дружном противодействии врагам русской народности все разрозненные силы русской народной партии. ности сельского населения. 2) Во всех русских городах Буковины должны быть открыты средние учебные заведения. 3) В черновицком университете должны быть открыты на всех факультетах параллельные кафедры с русским преподавательским языком. 4) Народные учителя не должны, как то часто доселе бывало, играть роли политических орудий и агитаторов в руках всякого рода демагогов. 5) В школах должно быть устранено фонетическое правописание, обезображивающее русский язык и тормозящее народное просвещение. 6) Буковинско-русская интеллигенция должна – в целях просвещения народа – заботиться об открытии народных читален. – Референт по церковному вопросу редактор „Православной Буковины“ К. И. Козаркевич в кратких, но ярких чертах представил важность православной церкви в жизни русского народа и значение церкви для воспитания народа. Затем указал на неправды, чинимые буковинско-русскому народу со стороны церковных властей, и предложил следующие резолюции. 1) Богослужение и церковные требы в чисто-русских приходах следует совершать исключительно по церковнославянским книгам, проповеди же произносить и преподавать Закон Божий по-русски на буковинском наречии. В смешанных приходах тоже, но сообразно с существующими национальными отношениями. В Черновцах следует совершать богослужение на половину по-церковнославянски, в кафедральном соборе должны регулярно произноситься русские проповеди. В Сочаве, куда ежедневно приходит к мощам св. Иоанна множество русского народа, следует учредить должность постоянного русского проповедника. 2) Официальная переписка приходских канцелярий между собой, с благочинными, с консисторией и наоборот, затем метрические книги и приходские акты должны вестись в русских приходах и в приходах с большинством русского населения – на русском языке. 3) Для приходских библиотек в чисто русских и преимущественно русских приходах следует в целях успешного дальнейшего образования священников покупать на средства буковинского религиозного фонда соответствующие книги православных авторов на русском и иных славянских языках. 4) Все официальные издания, как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одной из самых больших заслуг о. Михаила Соколова стали его труды по организации и устройству Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Убийство Александра II потрясло всю Россию, и в ответ на него 04.04.1881 г. молебном перед Казанской иконой Божией Матери в Казанском соборе Общество было открыто. Целью его стало распространение во всех слоях населения истин православной веры и нравственности путём проведения чтений, бесед, лекций, устройства школ, воскресных и вечерних классов, открытия бесплатных библиотек и читален. Члены Общества проповедовали учение Христово в тюрьмах, больницах, ночлежных домах, на фабриках и заводах, – всюду, где ютился бедный и непросвещённый люд. Это была попытка словом и проповедью защитить государство от повторения трагедии 01.03.1881 г., противостоять атеизму, анархии, социализму и протестантским учениям. Членами Общества были представители духовенства и образованные миряне, студенты С.-Петербургской Духовной Академии и Семинарии. О. Михаил стремился оживить в храмах церковную проповедь . Кроме того, его мечтой было сплотить столичное духовенство, у которого не было ни одного своего центра для общения, оно было крайне разрозненно, врасплох застигнуто бурей разрушительного революционного движения, чувствовало себя бессильным, и не знало, что делать. Отделы Общества вскоре были открыты в Москве, Киеве и Варшаве. Все 14 лет с момента основания Общества и до своей смерти о. Михаил занимал скромную должность делопроизводителя Совета, на самом же деле был душой Общества. Успех деятельности Общества и его нужды были для о. Михаила его личными успехами и нуждами. Он мужественно ходатайствовал за Общество пред духовными и светскими властями, заботился о его нуждах, был его двигателем, красой и славой. Свою 10-летнюю годовщину Общество ознаменовало постройкой собственного храма с примыкающим к нему залом для духовных бесед. За строительство храма во имя Пресвятой Троицы взялся о. Михаил. Средства на постройку храма дали его духовные дети, супруги Балясовы. Участок для церкви приобрёл Е.Ф. Балясов, пожертвовавший также на строительство 150 тыс. руб., а его жена – 50 тыс. руб. Каменный храм на 1500 человек заложил 16.06.1891 г. епископ Нарвский Никон с крестным ходом с чудотворной Иконой из Казанского собора. 08.11.1893 г. митрополит Палладий освятил главный с хорами придел. Храм сооружался стараниями о. Михаила в московском стиле XVII века по проекту арх. Н.Н. Никонова. Он находился на Стремянной ул., 21. Строительство велось неустанным трудом о. Михаила. За устройство этого храма Общество поднесло ему золотой с бриллиантами крест, возложенный на него при освящении церкви митрополитом Палладием. К сожалению, мы не можем полюбоваться этим великолепным храмом и помолиться в нём: 15.11.1966 г. он был взорван.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких Источник Из устава братства: О задачах братства § 1. Олонецкое Епархиальное Братство во имя святого Александра Свирского Чудотворца имеет цели – религиозно–нравственную и христиански благотворительную. § 2. Соответственно религиозно–просветительной цели Братства, в круг его деятельности в пределах Олонецкой епархии входит: 1) устройство внебогослужебных бесед назидательных чтений для разных классов населения, духовных концертов и народных читален, как непосредственно самим Братством, так и содействие в этом духовенству и школам путем снабжения их книгами, брошюрами, листками и указаниями; 2) содействие миссионерам при обращении заблудших в лоно Православной Церкви через снабжение их книгами, оказание денежной помощи при устройстве миссионерских курсов и привлечение к миссионерской деятельности ревнителей веры из мирян; 3) содействие развитию церковного пения через устройство церковно–певческих хоров и курсов, рассылку по церквам сборников нотного пения, через денежное поощрение ревностных руководителей и участников в церковном пении; 4) устройство складов и распространение через книгонош книг, брошюр, икон, крестиков и картин религиозно–нравственного содержания и различных церковно–богослужебных принадлежностей для более удобного приобретения их духовенством и населением; 5) забота о поддержании памятников церковной старины. § 3. Соответственно благотворительной цели Братства, в круг его деятельности входит: 1) оказание материальной помощи беднейшему населению в видах борьбы с тяжелыми и нежелательными последствиями бедности путем устройства бесплатных столовых для нищих, приютов и заработных домов для бедных детей; 2) оказание материальной помощи нуждающимся учащим и учащимся в церковных школах.              , § 14. Средства Братства составляются:      1) из членских взносов, пожертвований деньгами и, соответствующим целям Братства, вещами от разных лиц и учреждений, из сборов от публичных чтений и духовных концертов; 3) из прибылей, которые могут получаться от книжной и иконной торговли, и 4) из тарелочного сбора, поступающего из церквей и монастырей епархии в дни Св. Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы. Олонецкий патерик или Сказание о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких (С приложением сказания о жизни Блаженного старца Фаддея Петрозаводского)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

– Съезд миссионеров состоялся также и в Одессе с 23-го по 25-е сентября. На съезд должны прибыть все окружные и благочиннические миссионеры епархии. – Были вновь рассмотрены и подвергнуты живому обсуждению все, прежде выработанные, планы и методы ведения бесед с сектантами, причём проверка пригодности этих планов была произведена путём примерных бесед миссионеров по тому или иному вопросу веры, отвергаемому или искажаемому сектантами, а также и посредством бесед с сектантами гор. Одессы. Затем, съезд миссионеров занимался выработкой новых планов и методов бесед: с штундистами – о таинстве покаяния и с хлыстами – о таинстве брака. Далее был обсуждён вопрос об открытии и устройстве в епархии окружных противо-сектантских библиотек и, где возможно, миссионерских читален для интеллигентного и простого народа. Нижегородский всероссийский, съезд старообрядцев главарей раскольничьей австрийской секты. В августе месяце 4 числа сего 1902 года в Нижнем Новгороде происходил всероссийский съезд старообрядческих попечителей австрийского толка. Съезд этот происходил в доме Веры Михайловны Сироткиной, близ церкви Великомуч. Георгия. На съезде этом старообрядческие попечители постановили следующее: 1) чтобы неотменно каждый год в Нижнем был всероссийский съезд попечителей и непременно во время ярмарки, дабы тем отклонить всякого рода подозрения со стороны правительства великороссийского, которое может им в другое время воспрепятствовать. При этом заседатели съезда выразили желание, чтобы на этих съездах попечителей не присутствовали духовные лица старообрядческие, а потому и приехавшие в Нижний два их епископа Арсений Швецов и Антоний Пермский на собраниях не присутствовали. 2) Съезд постановил устроить в Петербурге „бюро” которое должно собирать разные газеты и вообще всю печатную литературу великороссийской Церкви. Заведывание этим делом поручено Феодору Ефимовичу Мельникову. Всё, что найдётся в газетах, или вообще в текущей литературе в пользу австрийских, скупать эти номера и рассылать всем представителям австрийской секты и её духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010