«Век» или вообще известное время жизни, «пережить – не поле перейти», говорит наша народная пословица, выражая этими словами то, что в течение жизни всякого человека встречается все: и счастье и несчастье, и удачи и неудачи. Тоже бывает и с целыми обществами. To было и с Комиссией: терпела она и недостаток в средствах, встречалась и с недоверием со стороны и т.п. Но зато какие она переживала и в настоящее время переживает светлые дни! Она заслужила внимание, с ним получала и получает средства, и от частных лиц, и от целых учреждений – Московской, Городской, Купеческой, Ремесленной, Мещанской и Земской Управ и т.п. Комиссия удостоена внимания и покровительства Высочайшего – Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, соблаговолившего в 1885 г., в бытность Его наследником, пожаловать пособие на печатание изданий ее. Ей оказывали и оказывают внимание московские Генерал-Губернаторы и настоящий Августейший Генерал-Губернатор, Его Императорское Высочество Великий Князь Сергей Александрович, и Архипастыри, и число ее читален в Москве по времени уже перешло за цифру 10, а повсеместно за полторы сотни. В настоящее время всех их числом 165. Доброе и полезное дело Комиссии нашло много подражателей, и таким образом она послужила примером и положила начало открытию подобных ее чтений и в других городах, губернских и уездных, и даже в селениях; эти чтения открывались и открываются там при ее содействии и помощи. Комиссия снабжала и доселе снабжает города и селения для чтений своими брошюрами и картинами. В настоящее время Комиссией ведутся чтения и в больницах – для больных и в тюрьмах – для узников, и в богадельнях и приютах – для призреваемых, и в училищах – для учащихся детей, и в рабочих и ночлежных домах – для их посетителей, и в казармах – для нижних воинских чинов, и на фабриках и железных дорогах – для рабочих, и в обществах трезвости – для желающих и т. п. Комиссия открывала и Богословские чтения для развитой и интеллигентной публики. Она устраивала, на так называемых «Детских Утрах», чтения для детей из интеллигентной среды. Она начала дело религиозно-нравственных бесед с раскольниками в особой аудитории. Она имеет в намерении основать свою собственную народную читальню имени, блаженной памяти, Государя Императора, царя Освободителя Александра II. Такова отрадная деятельность Комиссии!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/d...

Строго порицая такое малодушие, автор просит присутствующих выписывать исключительно католические газеты и журналы.... После него говорил прелат Schädler, изложивший в краткой, но весьма резкой речи католические требования в школьном вопросе. Школа, по его мнению, имеет своей задачей не только обучать, но и воспитывать детей. Воспитание же без религии не есть воспитание, а лишь дрессировка; отсюда – воспитательное право церкви, как носительницы религии. Католики не требуют, чтобы церковь одна заведовала школой: она должна идти в этом деле рука об руку с государством. И так как никакое государство не имеет права в воспитании ребёнка идти против воли родителей, то отсюда вытекает необходимость для детей католиков конфессиональной школы, не только низшей и средней, но и высшей.... На третьем закрытом заседании (утром 24 авг.) обсуждались и были приняты доклады второй (социальные вопросы) и третьей (образование) комиссий. Между прочим постановлено изыскать пути и средства к увеличению числа народных библиотек и читален, к организации народных Третье публичное заседание (вечером 24 авг.) посвящено было слушанию трёх рефератов. Депутат рейхстага Gröber пространно говорил на тему „Церковный авторитет“. Изложив историю этого вопроса, он выставил след. тезисы, в которых, по его мнению, заключается католическое учение об авторитете: 1) только живя в обществе, человек может развить свои способности и удовлетворить свои потребности; 2) во главе всякого общества стоит власть (авторитет), которой подчиняются прочие члены; 3) таким образом, авторитет дан от природы, след. от Бога; 4) социальный закон авторитета простирается на всех без исключения; 5) авторитеты различных человеческих обществ не противоречат один другому, так как всякий авторитет исходит от Бога, а в Боге нет противоречия; церковь и государство, напр., – эти два высших авторитета, – преследуют, хотя и различные, но не противоречащие одна другой цели, и если происходят между ними конфликты, то исключительно из-за человеческой слабости и несовершенства; 6) авторитет не нарушает свободы человека; напротив, свобода без авторитета обращается в анархию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помогать ближним во всех отношениях было его потребностью. О. Михаил всегда памятовал слова Спасителя: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25;40 .). И помощь чаще всего оказывалась им тайно. О. Михаил всегда делал добро от всей своей души и делал так, «чтобы левая рука не знала, что творит правая» ( Мф.6;3 ), стараясь тщательно скрывать свои благодеяния; не любил даже, когда благодарили его им облагодетельствованные. Иногда, зная о нужде своих ближних, он влагал крупные суммы в конверты и отсылал по адресу. Многие подобные факты свидетельствуют о том, что добрый о. Михаил разделял свой личный заработок между своей собственной семьёй и другой многочисленной семьёй – своими ближними, нуждающимися в помощи. Согласно его последней воле, обширную духовную библиотеку о. Михаила родные передали Обществу религиозно-нравственного просвещения, для помещения её в одной из читален Общества. Его неутомимые труды изумляли даже тех, кто сам не знал покоя среди многочисленных и разнообразных своих обязанностей. Казалось, не было такого учреждения, где бы не трудился о. Михаил: Казанский собор с его благотворительным Обществом, Общество религиозно-нравственного просвещения, Братство Пресвятой Богородицы, Комитет Миссионерского Общества, Славянское Благотворительное Общество, Общество вспомоществования студентам Духовной Академии, попечение о ночлежниках и ночлежных домах, Епархиальный свечной завод, Эмеритальная касса (касса взаимопомощи) духовенства С.-Петербургской епархии и т.д. Отец Михаил живо сознавал и ответственность перед Богом своего служения и действенность помощи благодати Божией. Оттого-то на всём служении его лежала печать благоговейной преданности воле Божией, с напряжением всех сил своих, полагаемых на это служение. Но судьбы Божии неисповедимы, и от Господа стопы человеку исправляются. О. Михаил заболел раком желудка, проведённая операция не помогла, болезнь усиливалась, а вскоре к ней добавилось воспаление лёгких. 03.06.1895 г. о. Михаил причастился Святых Таин. 05.06.1895 г., на 50-м году жизни, на даче в Липицах близ Царского Села, прот. М. И. Соколов тихо отошёл в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Помимо уставности, эта задача может выполняться еще при помощи проповедей, вечерних акафистов и раздачи специальных брошюр и листков. Проповедь есть составная и посему необходимая часть богослужения. Она своим предметом должна иметь разъяснение содержания данного богослужения в его целом, а не толкование только отдельной его части в виде или евангельского или апостольского чтения или одного литургического смысла и значения, а тем более недопустимо – предметов, не имеющих непосредственной связи с данным богослужением или вопросов на злобу дня, если предварительно не будет объяснен смысл данного богослужения. Проповедь только тогда будет удовлетворять своему назначению, когда уяснить молящимся тот смысл богослужения, какой вложила в него Св.  Церковь в связи с общим годичным богослужебным кругом. Причем нужно иметь в виду, что догматическое, литургическое и нравственное значение данного богослужения лучше всего выяснять за литургией, а историческую и патрологическую часть – за время вечерних акафистов. Эта просветительная деятельность будет иметь гораздо больший успех, если будет сопровождаться раздачей небольших брошюр или листков вроде Почаевских или – Троицко-Сергиевской Лавры. Совершенной формой проповеди является живое слово, но в тех случаях, где это невозможно, лучше заменять плохой экспромт чтением готовых образцов из сборников святоотеческой литературы. II. Просветительная деятельность вне богослужения Внебогослужебная просветительная деятельность может проявляться в чтении лекций, организации торжественных собраний, хоров, библиотек, читален и через визитации. Лекции лучше всего вести в систематической форме толкования Св. Писания, объяснения богослужения, жизнеописания святых, изложения церковно-исторических событий, изъяснения догматических и нравственных истин и – вопросов апологетических и миссионерских. Систематическое чтение постепенно увлекает слушателей, усугубляет интерес к предмету и дает возможность основательнее ознакомиться с содержанием предмета. Во избежание однообразия необходимо участие двух лекторов для параллельного чтения по двум областям, например: по Св. Писанию и литургике, по церковной истории и апологетике, по патрологии и нравственному богословию и т. п. При наличии одного лектора необходимо принятую систему разнообразить иногда чтением по таким вопросам, которые в данный момент больше всего интересуют слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Задачи, организация и открытие Православного Карельского Братства . Мысль Видлицкого пастырско-миссионерского съезда о Православном Карельском Братстве, как вполне отвечающая запросам времени, не осталась без осуществления, но встретила полное сочувствие как со стороны Епархиальных Начальств ее одобривших, так и со стороны высшей церковной власти – Святейшего Синода, который определением от 23 августа – 22 сентября 1907 года утвердил выработанный иеромонахом Киприаном по поручению Видлицкого съезда устав Православного Карельского Братства. По смыслу этого устава, задачи Братства состоят в содействии укреплению и преуспеянию православия и развития русского национального чувства среди карел Архангельской, Олонецкой и Финляндской епархий путем устройства достаточного числа церквей, часовен, общежитий при школах, приютов, домов трудолюбия, содействия улучшению материального положения духовенства и учащих начальных школ, организации дела православной миссии в Карелии, открытия библиотек и читален народных, развити издательства книг и брошюр, и листков духовного и патриотического содержания на карельском наречии, объединени молодежи и всех лучших сил карельских приходов в кружки и Братства и всяческого содействия укреплению среди православных карел церковных и народных начал. Средствами Братства по уставу должны служить членские взносы и добровольные пожертвования. Заведывание делами Братства и сношение от его имени с разными учреждениями и лицами возложено на Совет из шести лиц – членов, в том числе председателя в священном сане, но по выбору общего собрания. Совет Братства находится на месте жительства его председателя, в настоящее время в Выборге, в соседних же епархиях Архангельской и Олонецкой он имеет свои филиальные отделения, ведущие дела каждое в своей епархии, в зависимости от Совета и его председателя. 26 Ноября 1907 года в селе Видлицах Олонецкого уезда состоялось торжественное открытие Преосвященным Сергием, архиепископом Финляндскими, в присутствии г. Олонецкого Губернатора Тайного Советника Н.В. Протасьева, командированного Обер-прокурором Святейшего Синода его чиновника особых поручений д. с. с. В.М. Скворцова, представителей финляндского духовенства и разных ведомств Олонецкой губернии. Православного Карельского Братства во имя Св. великомученика и победоносца Георгия, а 16 Декабря того же года в г. Петрозаводске Преосвященным Мисаилом было открыто Олонецкое Отделение Братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Избран преосвященный епископ Величский Мефодий. Новоизбранный митрополит – болгарин, уроженец г. Прилепа и имеет ныне около 51 года. Первоначальное образование получил в родном своём городе и здесь немало потрудился по устройству народных читален и народному учительству. В 1869 и 1870 г. был избран от Пелогонийской епархии представителем на соборе по устройству экзархии в Константинополе и проявил в сём деле весьма полезную деятельность. От устройства экзархии до 1874 г. состоял учителем в одном из болгарских училищ в Константинополе. В начале 1874 г. пострижен в монашество, рукоположен Пловдивским митрополитом Панаретом в чин иеродиакона, иеромонаха и архимандрита и в тоже время был назначен протосинкелом Пловдивской митрополии и проповедником при тамошней соборной церкви. Должность эту исполнял с великой ревностью до 1876 г. В 1878 г. вновь назначен на туже должность при Пловдивской митрополии и в тоже время законоучителем Пловдивской гимназии. В 1880 г. в качестве представителя Пловдивского митрополита Панарета принимал участие в соборе по переработке экзархийского устава, приспособленного к княжеству. В 1881 г. назначен экзархийским протосинкелом и на время отсутствия экзарха его заместителем. Должность эту —504— исполнял до 1884 года и проявил великую ревность особенно по устройству болгарского учебного дела в княжестве. В начале 1884–1885 учебного года наступил в Киевскую духовную семинарию в богословский класс и завершил образование в С.-Петербургской духовной академии. В 1892–1893 г. был ректором Константинопольской духовной семинарии, а в апреле 1894 г. рукоположен в болгарской церкви св. Стефана в епископа Величского. Вскоре после рукоположения назначен был управляющим Старо- Загорскою епархией 797 . – По поводу избрания митрополита в Старо-Загорскую епархию „Новини“ знакомят своих читателей с правилами и вообще порядком избрания митрополитов в Болгарии. Вот эти правила. Прежде всего, митрополиты избираются только из лиц, записанных в особый каталог кандидатов архиерейства, который составляется и хранится в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 – Миссионерский комитет предпринимает вес от него зависящее, чтобы при приходах были устроены отдельные помещения для постоянных приходских собраний, библиотек, читален, воскресных школ, хоров, юношеских организаций и вообще широкой церковно-общественной деятельности. 6 – Миссионерский комитет заботится о поддержании и поднятии духа жертвенности у верующих как в деле христианского благотворения, так и во всем, что касается благоустройства и благолепия Церкви, и предпринимает все возможные меры для несения помощи в деле милосердия и восстановления храмов и церковной жизни в освобожденных восточных областях. Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа (СР). Июль 1942. С. 1–2. 46. Письмо митрополита Серафима (Ляде) настоятелю Мюнхенского прихода игумену Александру (Ловчему) Берлин, 17 ноября 1942 г. Дорогой Отец Игумен! Никакого разрешения на получение вина и муки, выданного Министерством, не имеется. Мука, как я уже писал Вам, выдастся местными отделениями Гетрейдсвиртшафтсфербанда и только для тех церквей, которые находятся на месте этого Отделения, но не в другие места. Поэтому Вашей церкви не может быть выдана мука в Берлине. Правда, Вы се несколько раз получили, но [только] нелегально. Поэтому я не могу предложить нашему церковному старосте, чтобы он отпустил Вам муку, ибо нам это строго запрещено. Мне нужно быть очень осторожным в этом деле. В этом году, конечно, муки Вам не выдадут. В начале 1943 года мы представим новый список приходов, в том числе и Вашего, тогда Мюнхенское Отделение Виртшафтсфербанда получит указание. Поступайте так, как поступают другие церкви, не получающие муки в достаточном количестве: требуйте от своих прихожан хлебных карточек для выпечки муки. Очень сомнительно, получим ли мы в будущем году опять муку, тогда все равно придется изменить порядок во всех приходах, не только в Мюнхене. С любовью во Христе, преданный Вам М. Серафим АГЕ, д. Приходы. Мюнхен 1929–1942 гг., б/л. Подлинник. 47. Распоряжение митрополита Серафима (Ляде)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 4. Д. 52. Л. 212, 214–215 об. Копия. VII.44. Доклад члена Священного Собора М.Ф. Глаголева на 142-м заседании Собора внебогослужебном, внешкольном просвещении народа» 10 августа 1918 г. «Шедше, изучите все языки» – вот последнее завещание, которое оставил на земле Своим последователям Основоположник нашего спасения и нашей веры. Имея отношение к миссионерству, проповедничеству и церковной дисциплине, эта заповедь Господа Иисуса Христа является знаменем и для религиозно-школьного просвещения народа. Религиозно-школьное учительство, как озарение ума светом Евангелия, имеет свою самостоятельную задачу в ряду остальных видов церковной деятельности. Священный Собор только недавно сделал постановление протеста на насильственное отобрание у Церкви церковно-приходских школ. Чем дальше, тем очевидней, что государство не даст Церкви средств на развитие этого вида церковной деятельности. Между тем в настоящее время больше чем когда-либо ясно, что религиозно-народное учительство требует особой заботы о себе. Церковь стоит перед необходимостью не только напрячь все усилия к осуществлению заповеди Христа о просвещении русского народа, но сделать это в самые ближайшие годы. После государственного потрясения просвещение масс в России, призванных притом в небывалых доселе размерах к осуществлению всеобщего голосования, должно стать самой главной заботой государственных людей. И уже Временное правительство прошлого состава объявило, что Министерством народного просвещения вносится на утверждение законопроект об осуществлении на всем пространстве Российского государства всеобщего и притом обязательного, со штрафом за каждый день непосещения школы, народного обучения в течение ближайших пяти лет. По расчету, сделанному законодателями, вводится такая сеть школ (как ученических, так и учительских), которая даст возможность достигнуть того, что в России через пять лет не будет ни одного неграмотного ребенка. Одновременно разрабатывается законопроект и о всеобщем внешкольном образовании. Предусмотрены меры для осуществления такой же, как школьная, сети вечерних занятий во внерабочее время для взрослых, для открытия вечерних классов, курсов, а также вечерних начальных, средних и даже высших учебных заведений, с сетью библиотек, читален и эпизодических лекций на вопросы момента.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погода, как отмечали газеты, и в правду выдалась летняя. Описывая настроения, царящие во Львове накануне визита Императора, «Вечернее время» писало: «Город стал принимать торжественный праздничный вид. Во всех домах появились национальные флаги. Улицы наполнились тысячной толпой крестьянства Львовского и соседнего уездов, прибывшего встречать Государя всея объединенныя Руси. Многие крестьяне явились со знаменами союза русских дружин-читален. Погода выдалась на редкость славная. Весь день стояла настоящая летняя жара. С двух часов дня лавные улицы и площади были запруженными тысячными толпами народа». « Велик и трогателен был восторг галичан, когда они узнали, что к ним едет Русский Царь, вспоминал архиепископ Евлогий (Георгиевский), управлявший церковной жизнью Галиции . Несмотря на то, что точная дата приезда всячески от них скрывалась и вся железная дорога от границы до Львова была оцеплена солдатами, они узнали о времени проезда и с церковными хоругвями и иконами крестными ходами устремились к железной дороге - стояли шпалерами по пути следования царского поезда» . Во Львове Государя встречал генерал-губернатор Галиции граф Г.А.Бобринский. По пути следования царского кортежа по правой стороне улицы были выстроены шпалерами находящиеся во Львове войска, а с левой стороны тротуары заполнил народ, желавший увидеть своего Царя. «Во многих местах привлекали общее внимание живописные толпы русских крестьян, явившихся не только из ближайших сел, на также из более отдаленных углов соседних уездов. Многие из них украсились национальными лентами и явились с хоругвями и знаменами» , отмечала одна из газет. Томительное ожидание Государя сменилось ликованием, когда около половины пятого вечера Император въехал во Львов. По свидетельству очевидца, при виде царского автомобиля толпа дружно запела русский народный гимн «Боже, Царя храни». Поприветствовав войска и народ, Николай II направился в церковь. «Приехал он без всякого торжественного церемониала, в рабочей военной тужурке, быстро выскочил из автомобиля, на ходу бросив недокуренную папиросу, поздоровался со своими сестрами Ксенией Александровной и Ольгой Александровной, стоявшими при входе в храм в костюмах сестер милосердия, и направился ко мне» , вспоминал архиепископ Евлогий (Георгиевский).

http://ruskline.ru/history/2015/04/23/ch...

В наше время замечается особенный подъем религиозно-церковной жизни русского народа. Повсеместное открытие церковно-приходских школ, приближающих народ к церкви, учреждение православных церковных братств, поставляющих главною своею заботою народное просвещение в духе православной церкви, устройство религиозно-нравственных собеседований, основание церковно-приходских попечительств, заведение читален при церквах и т.п. – все это несомненные признаки развития религиозно-церковной жизни. Но, наряду с этими отрадными явлениями, в той же религиозно-церковной жизни нашего народа весьма заметны явления и противоположного характера. В то время как громадное большинство русского люда все более и более начинает относиться к церкви с разумным пониманием ее учения и духа, освобождаясь от тьмы предрассудков и суеверий, другая часть его (и к сожалению, немалая) становится к ней во враждебные отношения, уходит от нее в страну далечу. Мы разумеем здесь современное сектантство протестантского характера. Известно, что два внутренних недуга постоянно беспокоят и озабочивают нашу русскую православную церковь : старообрядческий раскол и протестантствующее сектантство. Что касается первого из них, то оно становится все менее и менее опасным для церкви: симпатия к нему народа, с проникновением в среду его просвещения, охладевают. Но протестантствующее сектантство становится зато более опасным и дерзким врагом, который лукаво пользуется во вред церкви распространяющимся образованием народа. – Предметом нашего чтения будет одно только последнее проявление религиозного разномыслия русского народа. Но так как для объяснения современных явлений принято наводить исторические справки во временах отдаленных, с целью расследовать, – не было ли в истории явлений, подобных современным, и не есть ли то или другое современное явление русской действительности продолжение или, так сказать, доразвитие прежних подобных явлений, то и мы, держась этого, несомненно разумного, исторического правила, заглянем в прошлое нашей церковной жизни и сделаем хотя самый краткий обзор сектантских брожений на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010