Он никогда еще ни на каких собраниях не слышал таких слов из уст священника. Он, читая газеты, осведомлялся о нашей русской жизни и о партийной борьбе, но об этой борьбе он читал доселе на столбцах газет, предполагая, что полемические статьи пишутся мирскими людьми. А тут он услышал речь из уст священника, сердце которого преисполнено жаждою мести и ненавистию к «кацапам». Прилично ли вам говорить так: «враги наши – поляки, враги – немцы, враги – правительство, но наибольшие наши враги – «кацапы», «москвофилы». Значит, они ниже и хуже жидов, которые, по вашему мнению, суть друзья нашего народа... Ваша бестактность вызвала постройку латинской каплицы в вашем приходе, а духовно-религиозная жизнь прихожан значительно упала, ибо ваш взор обращен не на церковь , а на Украину»... Борьба партий в Галиции неблагоприятно отражается на пастырской деятельности галицко-русского духовенства и в другом отношении. Ожесточенно борющиеся между собою галицко-русские партии стремятся овладеть простым русским населением в Галиции, подчинить его себе в умственном и нравственном отношении. Одним из самых главных средств к достижению сей цели избирается учреждение разных правительственных обществ, назначенных специально для распространения в народе полезных сведений. Такие просветительные общества имеются как у старо-русской, или народно-русской партии, так и у младо русской, или украинофильской партии. Из просветительных учреждений первой заслуживают упоминания в особенности институт, известный под именем «Народного Дома», существующий во Львове и владеющий богатейшею русскою библиотекою и русским же музеем, и Общество имени М. Качковского, раскинувшее свою просветительную деятельность на все пространство восточной Галиции под видом народных домов и народных читален, существующих теперь едва ли не во всяком более или менее значительном русском поселении. Из просветительных учреждений младо-русской партии нам известно общество «Просвет», существующее во Львове и проявляющее свою энергичную, можно сказать, даже лихорадочную деятельность преимущественно в издании и в распространении всевозможных популярных брошюр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

9 созыва, в области работы по народному образованию говорится, что: «Для поднятия культурного уровня населения Казанки и для предоставления ему здоровых разумных развлечений, необходимо открыть ряд красных уголков и читален, устроить в бывшем Архиерейском саду летний театр и т.д.». В 1950-е гг. был уничтожен Александровский сад с верхними архиерейскими прудами в связи с организацией стоянок для военной техники. На территории сада были возведены гаражные комплексы воинской части и жилые многоквартирные дома для семей военнослужащих. В конце 1980-х г.г. уничтожены Архиерейский сад – образец садово-паркового искусства XIX в. – начала ХХ в., с нижним каналом, в котором даже в советское время, по воспоминаниям бийчан, водились зеркальные карпы и караси, а гладь воды своим присутствием украшали дикие утки и лебеди. Были вырублены вековые тополя и ивы, осушен и засыпан пруд. Территория сада вошла в состав городского микрорайона 23 и застроена многоуровневыми гаражными кооперативами, жилыми десятиэтажными многоквартирными домами. Из трех зеленых насаждений сохранились ныне только остатки Архиерейской рощицы. Не удается найти сведений о том, что стало с первым в истории города фонтаном. В 1950-е г.г. по воспоминаниям бийчанки В.П. Киричек он еще был на месте. Архиерейская площадь, некогда застроенная хозяйственными строениями подворья, в советские годы была превращена в военный плац. Здесь проходили строевые смотры. В 2000 г. воинская часть была расформирована. В настоящее время Бийское архиерейское подворье является комплексным памятником архитектуры и истории конца XIX в. – начала ХХ в. регионального значения. На март 2018 г. здесь сохранилось 10 исторических строений. По периметру Архиерейской площади расположены монументальные кирпичные здания подворья: архиерейский дом с флигелем, миссионерское катехизаторское училище, конюшня; немного в стороне – Казанская архиерейская церковь, второй флигель, студенческая училищная баня, перестроенные здания Сахаровской церковно-приходской школы и больницы катехизаторского училища.

http://sobory.ru/article/?object=58948

Од., 1902. Т. 2. С. 126). Также М. уделял внимание учреждению б-к и читален для народа. Регулярно М. совершал ревизионные поездки по епархии, отчеты печатались в «Волынских епархиальных ведомостях». Предписал духовенству выработать программы чтения проповедей, вести дневник внебогослужебных чтений. Заботился о поставлении в сельских приходах грамотных диаконов, об организации приходских хоров и развитии церковного пения, введении общего пения при богослужении. 24 февр. 1890 г. дал предписание консистории доставлять сведения о наличии братств, их правилах, ведении в приходах летописей. В марте 1890 г. впервые посетил Почаевскую лавру. Предложил Собору лавры увеличить хор и пригласить регента для обучения послушников обиходному пению. Осенью того же года в Москву были направлены помощник типографа лавры иеродиак. Никон и заведующий монастырской книжной лавкой иеродиак. Феодот для знакомства с ведением дела в синодальной типографии. При М. в лавре были построены новые здания типографии, которая значительно расширила свою деятельность, школы и иконописной мастерской. В 1890 г. М. заказал в афонском Пантелеимоновом мон-ре копию иконы Божией Матери «Геронтисса». 30 мая 1891 г. в праздник Вознесения Господня этот образ был доставлен в лавру. В одной из комнат архиерейского дома М. устроил ц. во имя арх. Михаила. В 1894 г. открыл киновию на лаврской пасеке для проживания престарелых и немощных насельников. Благодаря М. лавра получила от казны значительный надел леса. Заботился об увеличении в обители числа ученых монахов. Для поднятия образовательного ценза монашества в марте 1890 г. М. предложил при каждом мон-ре устроить школу, в которой после богослужения под руководством опытного насельника все монашествующие и послушники изучали бы догматическое и нравственное богословие, библейскую и церковную историю, историю богослужения, литургику и другие предметы. М. разработал специальные правила таких занятий. При посещении обителей лично испытывал монахов и послушников в знании различных предметов. Предложил завести пасеки для изготовления собственного воска, чтобы не покупать его через посредников. Во исполнение резолюции М. от 2 нояб. 1893 г. духовенство стало заводить приходские и окружные пасеки.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Поэтому попавшие в затруднительное положение работники промышленных предприятий могли найти поддержку в церковных стенах посредством традиционных форм попечения о бедных: церковно-приходских попечительств. Благодаря последним Церковь к началу XX в. окончательно выработала наиболее эффективную форму локальной помощи пастве. Церковно-приходские попечительства стали примером уникальной благотворительной инициативы по совместному попечению о нуждавшихся духовенства, прихожан и частных лиц. Деятельность приходских попечительств основывалась на «Положении» 1864 г. 644 и была довольно обширной: попечительства выдавали ежемесячные и единовременные пособия неимущим, содержали богадельни и детские приюты, воскресные и церковно-приходские школы 645 . Основным источником поступления средств были пожертвования частных лиц, регулярные взносы членов, а также кружечные сборы, проводившиеся на приходе 646 . Актуальность системы приходской помоши проявляется в обшей статистике количественного изменения попечительств, число которых в Московской епархии увеличилось за 30 лет (1880–1910) с 47 до 161. К началу 1890-х гг. приходские попечительства функционировали при 39 храмах, то есть при каждой шестой столичной церкви 647 . Приходские попечительства городских окраин и районов, населенных фабричными рабочими, в первую очередь создавались для материальной поддержки нуждающихся семей, а также для помощи в получении образования и брали на себя опеку о приходских школах, где обучались дети рабочих. Каждое попечительство имело свой устав, в котором были прописаны цели его организации, состав членов, ежегодные доходы и расходы. Крупные фабричные производства располагались на территории таких частей, как Пресненская, Лефортовская, Серпуховская, Рогожская и Мещанская. Наиболее активными приходами в деле дополнительного духовно-нравственного попечения о пастве (создание читален, библиотек, проведение чтений), а также деятельной благотворительной помощи стали церкви Воскресения Христова в Даниловской слободе, Сошествия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заслуживает внимания также разнообразная благотворительная деятельность Элладской Церкви. Как указывается в выпусках «Церковного календаря», иерархи Элладской Церкви возглавляют большое число различных благочестивых обществ и организаций. Основными аспектами их деятельности являются создание яслей, детских садов и приютов, домов для престарелых и бедняков, санаториев, клиник, больниц, школ-пансионатов, студенческих общежитий, школ для слепых, библиотек и читален, летних лагерей; организация благотворительных братств и ассоциаций, обществ покровительства несовершеннолетним и освобожденным из заключения, центров общественного питания, пунктов помощи работающим матерям и т. п. Благотворительные братства и союзы существуют почти в каждой епархии. Они имеют свои храмы и различные просветительные центры. Это такие общества, как «Анапласис», «Иерос Синдесмос», общество «Агапи», организации «Трис Иерарха», «Мегас Атанасиос», братство «Харис». В настоящее время Деятельность Элладской Церкви направлена На активизацию приходской жизни, проповедь Евангелия, создание просветительных центров, издание религиозной литературы и воспитание христианских взглядов, а также на расширение миссий внутри страны при посредстве «Апостольской Диаконии». В отношении церковной экономики следует отметить, что Церковь получает доходы от монастырского имущества, приходского имущества и приходских храмов, от различных церковных делопроизводств, завещаний и пожертвований, от государства. По сообщению Пресс-бюллетеня Средне-Европейского Экзархата Московского Патриархата, Элладская Церковь имеет большое количество «сельскохозяйственной земли и леса, только в Афинах ей принадлежит 400 участков, и кроме того, ей принадлежат многие острова, которые могли бы стать центром туризма. Чтобы получить экономическую прибыль от этого, Архиепископ Иероним создал акционерное общество «ЭПА», которое сдает в аренду церковные земли. Заключены также договоры о постройке гостиниц и центров отдыха на 8000 мест. Эти гостиницы частично будут принадлежать Церкви, а через 43 года целиком перейдут в ее владение. С помощью иностранного капитала запланирована также постройка гостиниц и дач всего на 25 000 мест. При реализации этих планов Греческая Православная Церковь сможет значительно приумножить свой капитал и повысить расходы на социальные программы» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

I. Краткий очерк происхождения рационалистических сект на Руси 2 Вступление. – Раннее появление у нас на Руси идей противоцерковных, – Краткий очерк рационалистического сектантства до XVIII века: секты стригольников, жидовствующих, Бакшина и Косого. – Появление многочисленных сект в XVIII и XIX веках. – Что такое сектантский рационализм? – Религиозная секта, пока она остается таковою, не может быть чисто рационалистическою. Необходимость присутствия в каждой религиозной секте элемента мистического). – Возможность вырождения крайне рационалистических сект в отрицательные атеистические антигосударственные системы В наше время замечается особенный подъем религиозно-церковной жизни русского народа. Повсеместное открытие церковно-приходских школ, приближающих народ к церкви, учреждение православных церковных братств, поставляющих главною своею заботою народное просвещение в духе православной церкви, устройство религиозно-нравственных собеседований, основание церковно-приходских попечительств, заведение читален при церквах и т. п., – все это несомненные признаки развития религиозно-церковной жизни. Но, на ряду с этими отрадными явлениями, в той же религиозно-церковной жизни нашего народа весьма заметны явления и противоположного характера. В то время как громадное большинство русского люда все более и более начинает относиться к церкви с разумным пониманием ее учения и духа, освобождаясь от тьмы предрассудков и суеверий, другая часть его (и, к сожалению, не малая) становится к ней во враждебные отношения, уходит от нее во страну далечу. Мы разумеем здесь современное сектантство протестантского характера. Известно, что два внутренние недуга постоянно беспокоят и озабочивают нашу русскую православную церковь : старообрядческий раскол и протестантствующее сектантство. Что касается первого из них, то он становится все менее и менее опасным для церкви: симпатии к нему народа, с проникновением в среду его просвещения, охладевают. Но протестантствующее сектантство становится зато более опасным и дерзким врагом, который лукаво пользуется во вред церкви распространяющимся образованием народа. – Так как для объяснения современных явлений принято наводить исторические справки во временах отдалённых, с целью расследовать, – не было ли в истории явлений, подобных современным, и не есть ли то или другое современное явление русской действительности продолжением или, так сказать, доразвитием прежних подобных явлений, то и мы, держась этого, несомненно, разумного, исторического правила, заглянем в прошлое нашей церковной жизни и сделаем хотя самый краткий обзор сектантских брожений на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В 60-х годах прошлого столетия в течение нескольких лет при Экзархате издавался на грузинском языке журнал «Грузинский духовный вестник». «Прибавление» к нему печаталось на русском языке. С 80-х годов начал выходить на грузинском и русском языках двухнедельный церковно-религиозный журнал «Мцкемси» («Пастырь», издавался в 1886 -1902 гг.), а с 1891 года стал еженедельно на тех же языках выпускаться официальный журнал «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» с обязательной подпиской для духовенства. Издание журнала было прекращено в 1906 году в связи с тем, что в это время на его страницах стали появляться статьи с настойчивым требованием восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви. Только через три года, в 1909 году, увидел свет двухнедельный журнал «Вестник Грузинского Экзархата», издававшийся до провозглашения автокефалии Грузинской Православной Церкви — до 1917 года. Большую культурно-просветительную деятельность проводило учрежденное при Экзархе архиепископе Павле (1882 —1887) «Братство Пресвятой Богородицы». Оно издавало на грузинском и русском языках религиозно-нравственную литературу, организовывало религиозно-нравственные чтения, духовные концерты и т.п. В 1897 году состоялась реорганизация «Братства Пресвятой Богородицы» в «Миссионерское духовно-просветительное братство», обязанностями которого было обучение детей, организация библиотек и читален. Важным событием на грани XIX и XX веков явилось исправление грузинской Библии. В 1888 году в Тифлисе существовал церковно-археологический музей, в котором насчитывалось более 1000 рукописей и свыше 3000 других различных предметов, относящихся к V — IX векам. Данный музей явился местом научных исследований в области церковного искусства и древностей Грузии, а также очагом возрождения и распространения народной культуры. После присоединения Грузии к России должное внимание было обращено на христианскую миссию. По этому вопросу необходимо отметить, что грузинское духовенство занималось проповедью христианства среди горцев и в глубокой древности, однако условия для миссии в окружении иноверцев были тяжелыми.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

—137— утвари… Многолетний горький опыт уверил нас, что местные власти, вместе с областным правительством («земальской владой») в Сараеве, стремятся к тому, чтобы окончательно уничтожить наши святыни – наши православные школы, в которых наша молодежь просвещается в духе православной веры и сербской народности… Школьные учебники в сербском духе строго воспрещаются, а навязываются такие, которыми убивается народное самосознание. Непреодолимые препятствия поставлены к открытию и постройке новых школ… Повсюду и везде власти идут на помощь коммунальным школам, в ущерб сербским православным, ибо в коммунальных школах изъято всё, что находится в какой-либо связи с нашим сербским языком, именем и народным сознанием… По распоряжению от 25 мая 1892 года выбор учителей для православной школы должен быть предварительно поднесен земальской владе на утверждение, при чем выбранный не может быть введен в свою должность до утверждения правительством, каковое утверждение на целые месяцы оттягивается властями. Запрещается учреждение сербских читален. Вопреки конвенции от 9 (21) апреля 1879 года, не допускают здешних уроженцев, кончивших курс наук заграницей, к занятию учительских и священнических должностей, лишая их таким образом родины»… Сербская депутация однако не была допущена до императора, жалоба осталась без последствий, а члены депутации подверглись разного рода гонениям, притеснениям и даже полному разорению. 99 Первая неудача не остановила народных борцов за правое дело. За этим меморандумом последовал еще ряд жалоб императору на гонения и самоуправство оккупационных властей. Вторая депутация с меморандумом была милостиво принята императором в Вене 20 марта 1897 г., но преследования не только не прекратились, а и еще более —138— усилились. 100 В 1898 г., в виду попыток оккупационного правительства отделить православную сербскую церковь в Боснии и Герцеговине от константинопольской патриархии, была отправлена депутация от босно-герцеговинских православных общин к константинопольскому патриарху Константину V искать у него помощи и защиты православной веры в своем несчастном отечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта правительственная идея нашла отклик среди более образованного класса малороссов, и возникла партия " украинофилов " или " украинцев " . Украинцы стали мечтать о большой независимой (самостийной) Украйне и о самостоятельном украинскомя языке [сегодня без труда можно наблюдать работу этого далеко идущего варварского проекта, в осуществлении которого не последнюю роль сыграли и большевики; но тогда в Австрии виделась как будто лишь попытка сохранить империю накануне эпохи великих бурь]. Но и русская народная партия, или как их начали называть " москвофилы " , работала, сколько могла, над идеями как раз обратными украинским. В последней четверти прошлого столетия подвизался знаменитый народный деятель, священник Иоанн Наумович 14 ; он в 1875 г. основал во Львове " Общество имени Михаила Качковского " 15 . Эта общественная организация широко раскинула свою просветительскую деятельность... В последние годы это общество имело 20 отделений, около 600 читален, а книг и брошюр было издано 2.000.000 штук. Но деятельность Наумовича не встретила одобрения высшей администрации, а его выступления во Львовском сейме и Венском парламенте считались " противогосударственными " . Он даже под конец был вынужден оставить родину и умер в России ((1891) (172). Русское дело в Галиции было под постоянным давлением австрийского правительства и, очевидно, некоторых международных финансовых кругов, заинтересованных в расчленении русского этноса, а далее (как показали события уже наших дней) развале Великой России. После Наумовича в обществе было немало деятелей, стремившихся продолжать его работу, таких, как Добрянский, Дедицкий, Мончаловский... но все они не имели поддержки свыше. Постепенно деятельность общества угасала. Прежде всего, дело касалось русского языка (!). В некоторых школах до 1894 г. еще велось на нем преподавание, но именно тогда русский язык был изгнан из школ. «Тогда общество М. Качковского стало устраивать при школах особые общежития или " бурсы " , где дети по вечерам могли бы изучать русский язык, литературу и историю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Понятно, что такая моя общественная деятельность не могла встретить сочувствие со стороны тогдашнего гражданского начальства. Я считался в его глазах неблагонадежным, и моя деятельность была взята под подозрение. Вот почему, когда были выборы в 3–ю Государственную Думу от духовенства и моя кандидатура на уездном съезде прошла большинством голосов, я по требованию бывшего губернатора Бюнтинга, переданного мне через архиепископа Антония,«как человек неблагонадежный», вынужден был снять свою кандидатуру. По распоряжению епархиального начальства я состоял членом уездного и губернского попечительств народной трезвости, но моя правдивая речь на одном из заседаний попечительства, в присутствии губернатора, о том, что правительство в борьбе с пьянством не вполне искренне, что те меры, которые выдвигаются правительством в этой борьбе в виде учреждений попечительств, являются лишь жалким паллиативом, ширмой и целей не достигают, что правительство слишком слабо борется с шинкарством и не помогает почти нам, отдельным борцам, что я испытал на своем опыте… навлекла на меня гнев губернатора, и я был немедленно уволен от членов уездного и губернского попечительств о народной трезвости, а издаваемый мной противоалкогольный журнал, выписываемый до того для чайных и читален попечительств по губернии, был изъят из библиотек и запрещен для выписки. В 1912 году в апреле за статьи против казенной продажи питий, против монополий и другие статьи в журнале я был вызван губернатором и мне пригрозили высылкой из губернии и закрытием журнала, и только заступничество тогдашнего архиепископа Антония, ценившего мою деятельность по борьбе с пьянством, спасло меня от высылки, а журнал от его закрытия. По предложению архиепископа в виде компромисса над журналом была учреждена негласная цензура, и цензором был назначен бывший инспектор семинарии… которому с тех пор предварительно, до печати, и представлялся журнал для просмотра…» Для епархиального начальства церковная деятельность, которую вел священник, виделась настолько значительной, что отчет о ней включался в отчет о епархиальной деятельности перед Святейшим Синодом, а сведения о деятельности отца Николая печатались в»Тверских епархиальных ведомостях»для духовенства епархии, чтобы вдохновить и других священников на пастырский подвиг служения народу.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010