А. С. Пушкин в 1836 году в письме П. Чаадаеву шутя заметил, что русское духовенство «отстало» и «не принадлежит к хорошему обществу». Это плебейство (все подлинно достойное сгнило на соловецком погосте) и полезло в заявлениях и заверениях перепуганных насмерть батюшек. Один приходский священник заявлял в проповедях, что раскулачивание – «дело, получившее благословение Божье». Другой призывал паству посвятить Пасхальный праздник не молитвам, а подготовке к севу. Газета «Безбожник» сообщала о служителях, которые принялись изучать марксизм. Один из таких новоявленных «марксистов» из Центральной Черноземной области писал: «По существу в земной жизни христианство не противоречит ни коммунизму, ни советскому строю. Первые христианские общины были чисто коммунистическими – одна душа, одна собственность для всех». Другой философ в рясе, объявив себя последователем Маркса и Ленина, пошел еще дальше. « Церковь вместе с советским строем проходит все переходные стадии борьбы рабочего класса, и вместе они начнут коллективизацию всей страны на основе кооперации и индустриализации». Так выходили (или пытались выйти) из создавшегося положения те, кто похитрее. А кто попроще и вовсе теряли голову. Некий священник в разгар коллективизации повесил на дверях храма объявление о том, что к исповеди и причастию будут допущены отныне только колхозники, единоличникам он отпускать грехи не станет. Появились священники – распространители государственных займов, собиратели налогов, оформители изб-читален. Некий священнослужитель организовал в церкви концерты духовной музыки, а на вырученные деньги покупал облигации госзайма. Нашелся и такой, который согласился в деревенском драмкружке исполнять роль в антирелигиозной пьесе. В поисках алиби, наконец, один деятель церкви выпустил своеобразные визитные карточки, на которых от руки начертал: «Советский народный красный священник, член комнезама, член-организатор Живой Церкви на Черниговщине Василий Владимирович Ярчуков». Комментируя эту визитку, журнал «Чудак» писал в 1929 году, что, несмотря на все его заслуги, священнику Ярчукову не миновать лишенского списка, то есть лишения прав и преследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Приступая к постановке систематической антирелигиозной пропаганды и агитации как одного из действительных средств расширения партийного влияния на широкие трудящиеся массы, партия не должна забывать, что вся наша антирелигиозная агитация и пропаганда не сумеют затронуть народной толщи до тех пор, пока не сдвинется окончательно с мертвой точки работа по школьному просвещению трудящихся масс города и деревни в духе научного материалистического естествознания и пока значительное большинство деревенского населения будет оставаться неграмотным. Только соответствующая организация школы и подготовка школьного учителя, распространение широкой сети политико-просветительных учреждений, прежде всего изб-читален, систематическое и планомерное снабжение деревни советской газетой и книжкой и полная и окончательная ликвидация неграмотности наряду с успехами Советской власти в деле поднятия сельского хозяйства и промышленности создадут почву для окончательного и полного искоренения религиозных предрассудков в умах десятков миллионов граждан республик» (КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Ч. 1. М., 1954. С. 743–745). 223 «Свободная Трудовая Церковь » – крайнее обновленческое течение, восходящее к лишенному сана пензенскому архиепископу Владимиру Путяте, в 1918 г. организовавшему обновленческую группу «Новая народная церковь ». Позже ее возглавил «рукоположенный» Путятой бывший председатель Калужского союза совработников Иоанникий Смирнов, переименовавший группу в «Свободную Трудовую Церковь». Перебравшись в Москву, он совместно с неким «анархистом-биокосмистом» Святогором разворачивает активную деятельность по социализации христианства. Группа «Свободной Трудовой Церкви», провозглашая лозунг «Вон буржуев из храмов», отвергала не только таинства и обряды Православной Церкви, но и ее догматы и каноны, утверждая, что христианство изжило себя, а роль религии должна взять на себя наука. Через некоторое время деятельность этой группы сошла на нет. Дальнейшая судьба И. Смирнова и Святогора неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1927 г. закрыт Серафимо-Дивеевский монастырь. Игуменья и монахини переехали сначала в Арзамас, затем в Муром 65 . Выписка из постановления президиума Арзамасского уисполкома от 12 августа 1927 г. «О закрытии и ликвидации имущества Дивеевского и Понетаевского монастырей»: «Принимая во внимание развивающееся притяжение к монастырям всевозможных темных элементов под видом странников и учитывая острую нуждаемость в зданиях для культурных общественных учреждений, школ, изб-читален, а в связи с этим и недовольство со стороны окружающего населения, монастыри… закрыть». На момент закрытия в обители проживало 426 сестер, старше 50 лет – 101 чел., старше 60 лет – 87 чел., в Введенском скиту – 56 сестер. Из воспоминаний монахини о закрытии монастыря: «Последняя прощальная обедня, все были причастницы, было много богомольцев, все старались в последний раз получить благодать. Отец Николай вышел сказать слово, говорил мало, но слова были достаточно выразительны. Первые слова были такие: «Из Евангелия от Иоанна. В мире скорбни будете». Все расчувствовались, и он сам залился слезами, и не в силах был закончить и ушел. Перед отпуском Креста, отец протоиерей сквозь слезы давал последние наставления сестрам, чтобы помнили свои монашеские обеты, живя среди мира, потом обратился к своим священникам. Стоя на амвоне, поклонились друг другу в ноги, а также и мать игуменья поклонилась им в ноги и всем сестрам и началось прощание. Поднялся стон, крик и вопль неутешный. Когда убрались, пришли власти и стали накладывать печати на все двери храмов. Наступил вечер, а мы как сироты, заливаясь слезами, пошли искать себе приюта, и грустно было видеть, как старицы с палочками, проживши свой век в монастыре, пошли искать себе квартиры. Но далеко никто не ушел, все, как птички, вились около разоренного гнезда» 66 . В 1928 г. была закрыта Борисоглебская Аносина пустынь 67 . Власть на местах в массовом порядке разрывала договоры с общинами или рабочими артелями или совхозами, по которым в пользование общин (состоящих преимущественно из монахов и монахинь упраздненных монастырей) были переданы культовые здания. Замечательна мотивировка для разрыва договора: община верующих – это не монастырь, и им монастырское имущество никогда не принадлежало, так как «монастырские культовые здания никогда приходскими храмами не были, а верующие ближайших селений имеют свои культздания, и ходатайства от них о передаче им закрытых культовых зданий не поступало» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816-22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки. К нач. 20 в. улицы села были мощены камнем, а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов - наличники с пропильной резьбой. В настоящее время село развивается к востоку от исторического центра в соответствии с генеральным планом, разработанным в 1981 г. институтом " Росгипрониисельстрой " . Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18-19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816-22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.

http://sobory.ru/article/?object=03147

Разделы портала «Азбука веры» ( 26  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Глава I Село Опухтино вытянулось почти правильным рядом почерневших и покосившихся от времени изб на берегу речки, превращавшейся каждую весну в широкую, бурливую реку и казавшейся летом маленьким ручейком, тихо журчавшим на дне широкого оврага. От реки деревня отделялась широкой улицей, пыльной во время засухи и страшно грязной во время дождей, да нешироким лугом, который весной был обыкновенно залит водой, в июне пестрел красными, желтыми и лиловыми цветами, а к концу лета покрывался копнами душистого сена. С одной стороны деревни возвышалась старая деревянная церковь с невысокою, несколько покривившеюся от времени колокольнею, с другой — стоял небольшой домик, своей постройкой отличавшийся от сельских изб. Он отделялся от остальной деревни огородом, засаженным капустой, луком, морковью и репой; перед окнами его разведен был маленький цветник, а сзади к нему примыкал огромный запущенный сад, с длинными, темными аллеями лип, тополей и кленов, с развалившимися беседками и мостиками, с искусственно-насаженными рощицами, до половины скрывавшими когда-то великолепный барский дом, пришедший теперь в полное запустение. В одно августовское утро, когда солнце только что выглянуло из-за горизонта и не успело обогреть землю своими лучами, девочка лет десяти осторожно отворила дверь домика и быстрыми шагами направилась к калитке, которая из цветника вела на улицу деревни. — Аня, Анюточка, куда это ты? — раздался за ней старушечий голос. Одно из окон домика отворилось, и из него выглянула седая голова. — А я, бабинька, в лес, за черникой, — ответила девочка, подбегая к окну, — нас много ребят идет! — Ну, иди себе с богом! Да ты покушала ли чего-нибудь? — Как же, бабинька! Я ходила с няней доить Машку и выпила парного молока, и няня мне дала лепешки с творогом: я половину съела, а половину с собой взяла. Девочка приподняла кузовок и показала большой кусок ржаной лепешки с творогом, лежавший на дне его. Старушка добродушно усмехнулась, а Аня, боясь дальнейших расспросов, пустилась со всех ног бежать по аллейке цветничка и затем по улице деревни к большому камню, у которого дети назначили сборный пункт перед отправлением в лес. Три мальчика и две девочки уже сидели подле камня, поджидая остальных, и минут через десять после прихода Ани вся компания, состоявшая человек из пятнадцати деревенских детей, оказалась в сборе.

http://azbyka.ru/fiction/anna/

В отношении построек можно сказать, что во всех селениях и в особенности посадах поморья, среди небогатых изб, где находится не только жилье, но и все хозяйство, часто замечаются большие деревянные двухэтажные дома, обшитые тесом и украшенные филенчатыми наличниками. Эти сравнительно богатые дома принадлежат судовщикам и хозяевам рыбныхпромыслов, о которых было упомянуто при описании Норвегии и Мурманского берега " . Фрагмент из книги «Путевые заметки о севере России и Норвегии» В.В. Суслова, 1888 год, Источник текста: Храм стоит на гранитных холмах, с трех сторон омываемых Белым морем. Так выглядит мыс Бранница, который находится в 60 км от Онеги. Церковь, увенчан­ная одной главой на кубоватой (то есть напоминающей граненую луковицу) кровле, была выстроена к 1824 году на месте более древней. Рядом стояла стройная шатровая колокольня XVIII века. Вокруг — поморское село на сотню дворов, со школой и почтовой станцией. В 1930-е гг. село стало колхозом «Великое дело», церковь — клубом, колокольню уничтожили. Позже в церкви сделали коровник, а место полностью обезлюдело. Сейчас храм с проваливши­мися кровлями стоит в окружении нескольких пустых изб заброшенной и весьма труднодоступной и безлюдной деревни. Александр Можаев, http://arzamas.academy/mag/623-ancient_churches Место притяжения: зачем в заброшенной деревне восстанавливают храм. Карельские реставраторы вместе с волонтерами спасают от разрушения старинную деревянную церковь на берегу Белого моря. Кубоватый храм Николая Чудотворца в заброшенной поморской деревне Унежма на границе Архангельской области и Карелии – один из самых выразительных памятников деревянной архитектуры на беломорском побережье. Однако на протяжении последнего десятилетия он находился под угрозой обрушения – огромный куб, венчающий церковь, сильно накренился и мог в любой момент обвалиться. В 2020 году в Унежму приехала экспедиция проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера», которая провела на памятнике экстренные противоаварийные и консервационные работы. Реставраторы и волонтеры разобрали завалы внутри храма, сняли куб и установили защитную кровлю над алтарем, четвериком и притвором. В прошлом году к восстановлению церкви подключился и архитектурно-реставрационный центр «Заонежье».

http://sobory.ru/article/?object=30437

По просьбе Петра Синод писал об этом в полициймейстерскую канцелярию 1005 . У Архимандрита Гавриила было в Петербурге подворье, принадлежавшее Ипатскому монастырю и оставшееся было за Гавриилом и после его перехода в Троице–Сергиев монастырь 1006 . В 1723 году Гавриилу принадлежал в Петербурге двор дьяка Степана Неелова, на Петербургском острову, состоящий из пяти светлиц и двух изб 1007 . Леонид, по всей вероятности, не имел в Петербурге дома. Архимандрит Иерофей жил на Петербургском острову, на дворе, состоявшем из дома в пять светлиц и трех людских изб 1008 . Этот двор куплен был им в 1721 году у стряпчего с клюнем Панкратья Сумарокова за 1,000 рублей. Он был расположен на берегу Малой Невы и считался загородным 1009 . Феофилакт 19 мая 1723 года получил от государя в пользование дом, в котором жил Митрополит Стефан, в Никольской улице на Петербургском острову 1010 , так как у нового Рязанского архиерея оставалось свое подворье в Петербурге на Васильевском острове, не оконченное еще постройкой при Стефане. 1 февраля 1724 года, по просьбе Феофилакта, государь отдал ему этот дом совсем 1011 . Феофилакт просил у государя дать ему и мызу, с которой он мог бы получать дрова и сено; просил также отдать ему келейные вещи, оставшиеся после его предшественника по Тверской кафедре Варлаама, которые были взяты в Синод 1012 . Вещи были отданы 1013 . А относительно мызы дело разрешилось тем, что с дозволения, государя Феофилакт купил на свою тысячу рублей у дьяка Неелова село Степановское, в копорском уезде, между реками Ижорою и Тосною. Покупка эта была вызвана тем, что Феофилакту в Ингерманландии земель не было определено и он, вынужденный проживать в Петербурге «многие числа», испытывал великую нужду как в запасах, так и в конских кормах и дровах 1014 . Асессор Кондоиди, не имея где жить, просил Синод сделать на этот счет какие либо распоряжения, и Синод требовал у сената отвести ему квартиру 1015 . В ноябре 1721 года ему был отдан конфискованный в казну двор подрядчика Крюкова; строения были несколько ветхи, и Кондоиди произвел ремонт на свой счет 1016 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из последующего оказывается, что почти все советники и асессоры, оставшиеся в Петербурге, обзавелись своими домами. Симоновский архимандрит Петр купил было сначала себе дом на Малой морской, на свои келейные деньги. Дом этот почему-то был сломан по распоряжению правительства, а Петру отведен другой дом – от кабинета, по Неве. Уезжая в Москву, Петр оставил в этом доме дворника для охраны. Случилось, что петербургский полицмейстер засадил этого дворника «в каторгу» за то, что он не строил бичевника против дома, по Неве. Но так как дом этот дан был архимандриту Петру только во временное пользование, а не в собственность, то Петр и не считал себя обязанным строить бичевник, почему и просил освободить ни в чем не повинного дворника. По просьбе Петра Синод писал об этом в полицмейстерскую канцелярию 1013 . У архимандрита Гавриила было в Петербурге подворье, принадлежавшее Ипатскому монастырю и оставшееся было за Гавриилом и после его перехода в Троице-Сергиев монастырь 1014 . В 1723 году Гавриилу принадлежал в Петербурге двор дьяка Степана Неелова, на Петербургском острове, состоящий из пяти светлиц и двух изб 1015 . Леонид, по всей вероятности, не имел в Петербурге дома. Архимандрит Иерофей жил на Петербургском острове, на дворе, состоявшем из дома в пять светлиц и трех людских изб 1016 . Этот двор куплен был им в 1721 году у стряпчего с ключом Панкратья Сумарокова за 1000 рублей. Он был расположен на берегу Малой Невы и считался загородным 1017 . Феофилакт 19 мая 1723 года получил от государя в пользование дом, в котором жил митрополит Стефан, в Никольской улице на Петербургском острове 1018 , так как у нового Рязанского архиерея оставалось свое подворье в Петербурге на Васильевском острове, не оконченное еще постройкой при Стефане. 1 февраля 1724 года, по просьбе Феофилакта, государь отдал ему этот дом совсем 1019 . Феофилакт просил у государя дать ему и мызу, с которой он мог бы получать дрова и сено; просил также отдать ему келейные вещи, оставшиеся после его предшественника по Тверской кафедре Варлаама, которые были взяты в Синод 1020 . Вещи были отданы 1021 . А относительно мызы дело разрешилось тем, что с дозволения государя Феофилакт купил на свою тысячу рублей у дьяка Неелова село Степановское, в Копорском уезде, между реками Ижорою и Тосною. Покупка эта была вызвана тем, что Феофилакту в Ингерманландии земель не было определено и он, вынужденный проживать в Петербурге «многия числа», испытывал великую нужду как в запасах, так и в конских кормах и дровах 1022 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Дмитрий Анохин 24 августа 2017 г. 15:30 Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей.

http://e-vestnik.ru/jmp/2017/8/

Дмитрий Анохин 25 августа 2017 г. 15:30 Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей.

http://e-vestnik.ru/reports/page/10/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010