24–26. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. Сей день, т. е. день поражения столь многочисленных и страшных врагов и спасения от них народа Божия, этот день таким радостным сотворил Господь. Итак, возрадуемся и возвеселимся – выразим свою радость в торжественной молитве во храме, с громким пением во главу Бога-Спасителя! – Дабы торжество настоящего дня не омрачилось внезапным нападением еще каких-либо врагов, псалмопевец молит Бога: о, Господи, спаси же нас! О, Господи, поспеши или споспешествуй нашему спасению! – Благословен грядущий во имя Господне, или – для прославления имени Господня! Благословляем нас из дома Господня, говорить псалмопевец от имени праведных, спасенных уже Господом, вошедших во врата Его храма и прославляющих Его здесь (ст. 14–15; 19–20). 27–28. Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. Бог мой ecu Ты, и исповемся Тебе: Бог мой ecu Ты, и вознесу Тя: исповемся Тебе, яко услышал мя ecu и был ecu мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Наш Бог есть наш Владыка. Он явился нам или явил дивным образом! милость свою нам в сей день спасения (ст. 24). – Итак, составляйте праздник – церковное торжество, – во учащающих до рог олтаревых, т. е. при громадном! стечении народа во дворе храма, чтобы он часто – плотно стоял, наполняя двор храма от входа до самых рогов алтаря, т. е. до углов жертвенника всесожжений, на котором, между рогами его, стоящими по углам, возлагалась и сожигалась благодарственная жертва, при пении хвалебных псалмов и под звуки священной музыки – «Ты мой Бог, и я буду прославлять Тебя так торжественно в сей праздник, – Ты мой Бог, и я буду превозносить Тебя, среди народа, как победителя врагов Его – Буду славить Тебя, ибо Ты услышал мою молитву в скорби моей и даровал мне свободу в спасении от врагов (ст. 5). – Славьте Господа все, ибо Он благ ко всем, ибо во век Его милость к боящимся Его (ст. 4, 15, 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Понеже аще бы не сице, излишнее бы глаголати Христу: Не убойтеся от убивающих тело, души же несущих убити ( Мф. 36 ). Мир убо мира сего имеющим не тако наветует, яко же мир Божий имеющим (хранящим) сего ради и от начала проповедания евангельских догмат ведый божественный глас о плевелах: оставите обое, глаголя, до жатвы ( Лук. 52 ): с дерзновением окаянный воста на истиннословие и введе посреде лжеславия, даже покрыет лукавством возношения и гордости своея семя благочестия и подавит е и бесплодно сотворит. Введе убо многокозненные и различные нравы и ереси во истинно держащих православия догматы , еже распространится тщанием всяким, многоглаголанным испещрением и не како целомудрием и доблестью, – к сему же истязанием и славою мира сего устроив, даже нападая на незлобивых сердца, нравы и законоположения евангельская и взаконения святых мужей в конец растнит и ветром развеет. Подвигшеся убо благочестия хранителие, нелестнии пастырие, истиннии делателие винограда Христова, отци и учителие наши о Христе, ревностью духовною изостривше меч духовный, иже глагол Божий, ко божественному апостолу глаголющему: оружия, рече, воинства нашего не плотская (2 Кор. зач. 189), но сильно Богови к разорению твердей, помыслы низлагающе, и всякое возношение возносящееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово, запустили в духовную жнитву: верных убо собрата в житницу Христову, сиречь, в церковь святую соборную, плевы же в снопы связаша огню неугасимому, сиречь, вне церкве оставите: измите бо, рече, злого от среды вас самех, пребывающих же в суровстве и непокаянии клятве вечней отдаша, по Господню гласу ( 1Кор. 134 . Матф. 76 ): елика аще свяжете на земли будут, связана на небесех, и предания благочестная, и уставы церкве, божественные, помняще вселенней учителя повелевающа: вся благообразно и по чину бо бывают, богомудренно соборне составите и утвердиша, даже не влающеся во всяком ветре учения, не изобретаем себе самомнение един по единому, в коемждо приходе, или граде, или селе, или обители, в собраниях различных устав повеленей и преданей сошедшеся в различных временех, единомудренно избравше, запечатлеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Этой картине недоставало только жизни и движение. Бесконечная равнина моря утомляла глаз; лес, в котором не было видно ни одного живого существа, казался погруженным в глубокий сон; бледно-голубое небо равнодушно и бесстрастно смотрело на землю. Здесь на маяке мы узнали, почему гора эта называется: Секирною. Существует в монастыре предание, что на этой самой горе ангелы «высекли» жену крестьянина, который хотел поселиться на Соловецких островах вопреки желанию его первых насельников. Жена крестьянина рассказала об этом мужу, после чего тот и ушел с острова; с тех пор эта гора и называется « Секирною» 12 . Поэтически-мечтательно настроенные сходили мы с маяка Секирной горы. Кто-то предложил спеть. Эта мысль нашла горячий отголосок среди паломников и скоро с средины Секирной горы понеслись над удивленным лесом стройные звуки. Архимандрит попросил спеть: «Верою русской свободна, незыблема наша держава». – Паломники поспешили исполнить просьбу любезного хозяина и далеко среди мертвой тишины леса разнеслись звучные стихи гимна св. Владимира. Было уже поздно, когда мы возвратились в монастырь, но долго еще не хотелось ложиться спать. Вечер был чудно-хорош. Стоявшая в течение целого дня довольно сильная жара спала и в воздухе повеяло живительною свежестью. Солнце зашло и на землю тихо спустилась белая ночь. Если вы не видели белой ночи, то вы не составите о ней представление; надо видеть, пережить эту своеобразную северную ночь, чтобы представить себе ее неподдающуюся описанию, неуловимую красоту. Чайки, надоедавшие целый день своим резким криком, теперь успокоились. Мы вышли на террасу гостиницы. Море тихо плескалось о берег, словно хотело о чем-то рассказать и не находило слов; как-то невольно прислушивались все к его плеску и, обращаясь друг к другу, спрашивали, о чем оно говорит? Пред нами высятся грандиозные стены монастыря, направо виднеется Биологическая станция, повсюду большие деревянные кресты. А вдали виднеется лес: стройные сосны и ели и небольшие коренастые березы, на которых еще только распускается листва. Тишина мертвая. Вот, раздался гул голосов запоздавших богомольцев, возвращающихся из какого-то скита, и затем снова все, смолкло. Разговор не клеится: словно слова оскорбляют тишину. Жутко. Но становится даже страшно, когда подумаешь, что будет в этом северном уголке зимою, когда разбушевавшийся ветер с диким ревом пронесется над островами, придавленными железною рукою, дедушки-мороза, если здесь чувствуется жутко и неуютно в роскошную летнюю ночь случайно забредшему сюда, путнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

дверями, с того места, где он читал утренние молитвы, а после возгласа ее иерей «отшед стоит на своем месте», т. е. вместе с братией, вне алтаря, как на вечерне (см. выше, с. 533). По старым уставам Груз. ркп. не упоминает о ектении. Греч. ркп. и печ. изд.: «затем творит (иерей) ектению и возглашает». Так и древн. слав. ркп.; поздн. и старообр. уст.: «творит иерей или диакон великое диаконство» [ 568 ]. По " Ιερατικον " y, «Господи помилуй» на этой ектении (сказываемой, как и все там, диаконом) хоры поют попеременно [ 569 ]. БОГ ГОСПОДЬ Будучи более радостной службой, чем вечерня, совершаясь в часы рождения и воскресения Христова, утреня, взамен 140-го и следующих за ним специально вечерних псалмов, на месте их имеет общий праздничный псалом в гораздо более торжественном исполнении, чем те псалмы, именно отрывки из пс. 117 под наименованием «Бог Господь» (Θες Κριος). Этот псалом предназначался у евреев для пения в какой-то большой праздник («составите праздник», ст. 27), по случаю явления народу от Бога великой милости, за которую весь Израиль должен был благодарить Бога, как за спасение от смерти и уничтожения («не умру, но жив буду», ст. 17). Известный пасхальный стих «Сей день…» находится в этом псалме. Из псалмов это едва не самый радостный, уступающий в этом отношении разве 67-му. Из такого-то псалма составлена песнь «Бог Господь». Притом из него для нее взяты самые сильные и характерные стихи, вкратце представляющие содержание всего псалма. Главный из этих «избранных» 5 стихов «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне» составлен из двух мест псалма, расположенных в обратном порядке (ст. 27а и 26), из коих первое непосредственно имеет тот смысл, что Господь (Иегова) есть истинный Бог и что Он теперь с особенною ощутительностью открылся нам («явися», с евр. «просветил», «засиял»). С этим ставится в связь то, что приходящий теперь, при таких обстоятельствах, от имени Господа благословен («во имя Господне» можно относить и к «благословен»). То, что эти последние слова были приложены к Спасителю при торжественном входе Его в Иерусалим и что, по Его словам, им встретят Его и при Втором Пришествии [ 570 ], все это указывает на Него именно как на Того «Грядущего», пришествие Коего равносильно явлению Самого Бога и показывает всем Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И мало того, что они говорят это: они показывают это и самым делом, дозволяя восточным христианам оставаться при своих обрядах и не принимать не только обрядовых, но даже и догматических особенностей Латинской церкви, лишь бы только они согласились присоединиться к Латинской церкви и признали своим верховным главой папу. Ту же манеру речи и тот же способ действования латиняне применяют и к делу соединения церквей. Призывая восточных к воссоединению со своей церковью, латиняне говорят им: различие между нашей и вашей церковью столь незначительно, что вам ничего не стоит присоединиться к нашей церкви, от которой вы некогда отделились и доселе пребываете в расколе с него, в схизме. Быть может, вы думаете, что присоединившись к нам, вы перестанете быть самими собою; совсем нет: Греки останутся Греками, Русские не перестанут быть Русскими, восточные христиане пребудут восточными христианами. Вся перемена будет состоять только в том, что вы составите с нами одну церковь и признаете своим верховным главой главу нашей церкви – папу. К такому избитому у латинян способу действования прибегает и папа в своей энциклике. Сказавши, что разногласие между латинянами и восточными христианами не велико и заключается в немногом, папа этим дает знать восточным, что воссоединиться им с латинской церковью очень легко. Однако, как бы ни были незначительны, количественно и качественно, различия между Латинской и Восточной церковью, все-таки они есть, и восточным все-таки не очень легко отказаться от своих особенностей и не очень легко принять латинские особенности. Но папа так добр и одушевлен столь пламенным желанием привлечь к себе восточных христиан, что он не хочет затруднять их даже и малою тяжестью. «Нет основания для вас опасаться, обращается он к ним, чтобы, вследствие этого соединения или мы, или наши преемники умалили что-нибудь из ваших прав, патриарших привилегий и обрядовых установлений каждой церкви; ибо всегда было и всегда будет в намерении и дисциплине апостольской кафедры правилом признавать полное значение за отличительными правами и обычаями каждаго народа». Таким образом, по заверению папы, восточные христиане через соединение с Латинской церковью ничего не потеряют и ничего не переменят ни в церковных обрядах, обычаях и нравах, ни в правах и в привилегиях. Все свое останется при них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вследствие сего письма зять и сестра Марья Михайловна посетили меня около 20-го числа июля. Приезд в Москву Царской фамилии ожидался в августе для празднования 25-тилетия царствования Государя Императора Николая Павловича. 13-го ч. писал мне из Владимира наставник семинарии, Г.П. Быстрицкий: «Получивши ваше письмо, я замедлил ответом. Не хотелось писать. Наконец, и нам дается отдых. Владыка приехал только что из епархии, да, видно, такой сердитый; публичный экзамен отложил до 15-го числа, а между тем семин. правление хотело и отпуск сделать 14-го, т. е. в субботу. А каков наш публичный экзамен? Хуже, нежели академический того-же рода. О концертах, о различных кантатах даже и помину нет; речи изгнаны. Не ожидайте и каких-нибудь глубокомысленных или изящных статей, – плода нашей наставнической мудрости, – ничего не бывало. Наши лекции, большею частью, беззубые и тощие, будут и на публичном экзамене предложены почтеннейшей публике; вот угостим! Прибавьте к этому еще десятка полтора милых выражений из уст преосвященного, которого раздражает всякая малость, ради которого и приготовление к экзамену совершается по особенной методе (не знаю, как и назвать эту методу, разве по имени изобретателя). Теперь вы составите себе удовлетворительное понятие о публичном экзамене Владим. семинарии. Об этом довольно. На вакацию отправляюсь домой; проведу все это время отдыха в уединении своей родины, в беседах с природой, и с музами. А вам вместо себя посылаю рукопись своего сочинения. Пустился было в авторство, и первый же опыт не удался. Да, мои стихи из академии возвращены мне. —509— Вы знаете, что я адресовался к о. инспектору и просил его быть посредником у о. ректора. Прошло довольное время, и ни слуху ни духу о моих стихах. Что делать? Я знал, что Субботин близок к о. инспектору; написал к нему письмо, и попросил его спросить о. инспектора о судьбе рукописи. Время опять течет своим порядком, и опять никакого ответа; наконец от Субботина получаю письмо, и вместе рукопись. И вот что пишет он: «ваша рукопись прочтена о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спи же спокойно, любезная наша сестра; супруг твой тебя не забудет; дети твои не будут забыты; и мы, твои ближние, не забудем тебя. Не забудь и ты нас пред престолом Небесного Царя, к Которому ты так спешила; вспомни там о нас, а мы будем вспоминать о тебе здесь – пред престолом того же Царя Небесного. Рано ли, поздно ли увидятся с тобой все, которых ты в жизни любила, и которые тебя любят. Аминь. 11. В неделю Ваий Бог Господь и явися нам: составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа с вайями и ветвьми, песньми зовуще: Благословен грядый во имя Господа Спаса нашего. (Песнь 9). В нынешний день мы по уставу нашей православной Церкви имеем обыкновение держать в руках древесные ветви и горящие свечи. С каким намерением наша православная Церковь ввела такое обыкновение? Скажем об этом несколько слов в наше назидание. Для чего мы в нынешний день имеем обыкновение держать в руках ветви? Этим мы воспоминаем торжественный вход Иисуса Христа во Иерусалим. Известно, когда Господь входил в Иерусалим, то народ вышел Ему навстречу; некоторые снимали с себя одежду и бросали на дорогу, по которой проходил Господь; а некоторые резали с дерев пальмовые ветви и бросали также по дороге, оглашая воздух восклицаниями: «Осанна в вышних! благословен грядый во имя Господне!» ( Мф.21:9 ) Таким образом, мы ныне, держа в руках ветви, как будто встречаем Иисуса Христа, как некогда встречал Его народ иерусалимский. Мы и сами, слушатели, некогда на самом деле будем встречать Иисуса Христа, только не таким, каким встречали Его иерусалимляне; иерусалимляне видели в нем кроткого Царя, сидящего на жребяти осли; а мы узрим Его грядущего на облацех с силой и славой многой, узрим Судией, страшным для нечестивых. И потому-то, держа в руках древесные ветви, мы воспоминаем и будущее наше воскресение – исшествие на сретение Судии, страшному для нечестивых. И посмотрите на сии ветви! Они зимой были как бы мертвы, без жизни; но вот с наступлением весны они опять ожили: и мы умрем, и для нас наступит смерть – эта суровая зима; но придет и наша весна, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душой. Смотря зимой на дерева, и вообразить, кажется, нельзя, чтобы они опять ожили, зазеленели; однако ж так бывает. Смотря на мертвых, опуская тела их в могилу, представляется, что мы уже с ними простились навеки; не думается, чтобы истлевшее их тело когда-либо ожило, восстало; однако ж так будет, непременно будет; таков у Бога закон: Он тленное облечет в нетление и мертвое соделает бессмертным.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

В грамоте ясно советовалось ввести общежитие ( " Но едина главизна (правило) еще не достаточествует ти: яко не общее житие стяжаете " . И далее: " Потому же и аз совет благ вам даю: послушайте убо смирения нашего, яко да составите общее житие " ). Такая грамота укрепляла положение Сергия как реформатора. И он ввел общежитие . Не все были довольны им в монастыре. Некоторых это и связывало, и стесняло. Кое-кто даже ушел. Деятельность Сергия нововведение расширяло и усложняло. Нужно было строить новые здания — трапезную, хлебопекарню, кладовые, амбары, вести хозяйство и т. п. Прежде руководство его было только духовным — иноки шли к нему как духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением. Теперь он как бы отвечал за самый быт монастыря. Все способные к труду должны были трудиться. Частная собственность строго воспрещена. Чтобы управлять усложнившейся общиной, Сергий избрал себе помощников и распределил между ними обязанности. Первым лицом после игумена считался келарь. Эта должность впервые учреждена в русских монастырях пр. Феодосией Печерским. Келарь заведовал казной, благочинием и хозяйством — не только внутри монастыря. Когда появились вотчины, он ведал и их жизнью. Правил и судебные дела. Уже при Сергии, по-видимому, было собственное хлебопашество — вокруг монастыря являются пахотные поля, частью обрабатываются они монахами, частью наемными крестьянами, частью — желающими поработать на монастырь. Так что у келаря забот немало. Одним из первых келарей Лавры был преп. Никон, позже игумен. В духовники назначали опытнейшего в духовной жизни. Он — исповедник братии. Савва Сторожевский, основатель монастыря под Звенигородом, был из первых духовников. Позже эту должность получил Епифаний, биограф Сергия. За порядком в церкви наблюдал экклезиарх. (Исполнение церк. устава. Вначале Студийский , более простой, а теперь Иерусалимский, более торжественный: литургию совершали каждый день, т. к. священников было уже достаточно.) Меньшие должности: параэкклезиарх — содержал в чистоте церковь, канонарх — вел " клиросное послушание " и хранил Богослужебные книги. Порядок жизни в келиях остался прежний: молитва и работа. Как обычно, Сергий первый подавал пример. Мы видели уже, как крестьянин застал его в огороде. Кроме того — шил обувь и одежду братии. Готовил " кануны " , особый вид кутьи. Нигде не говорится, что он переписывал книги, занимался иконописью. Это подтверждает, что книжным человеком преподобный не был никогда. Сергий — плотник, огородник, пекарь, водонос, портной и не художник, не " списатель " . А в монастыре именно явились и иконописцы, и " списатели " . Племянник Сергия Феодор, в юности постриженный, овладел иконописью в Лавре. И есть мнение, что искусство иконописи перенесено оттуда в Андрониев монастырь, в Москве, где жил и знаменитый Андрей Рублев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=123...

Монах Иосифова Волоколамского монастыря Фатей или Фотий, ученик современного арен. Иосифу подвижника монастыря Кассиана Босого, написал службу Иосифу и представил ее митрополиту Макарию: «великий же светильник, вселенский учитель, пресвященный Макарий митрополит, – читается известие в надписании службы, – ввозрев в сию службу и благословил старца Фатея в кельи по ней молитвонати и до празднования соборного изложения». В описании кончины Тверского епископа Акакия, бывшего из пострижеников Волоколамского монастыря, которая последовала к Январе 1567-го года, читаем о том же следующее: «Владыка же нача благодарити старца Фатея, ученика великого старца Кассиана Косово, что подвигнулся на таковое великое дело, составите канун и всю службу преподобному игумену Иосифу; да и то владыке радостно, что составив Фатей и известно учинил Макарию митрополиту всея Русии и благословение от митрополита приял, еже в кельи молитвовати по ней и до празднования соборного изложения; и потом паки владыка нача глаголати преподобному игумену Иосифу тропарь (т. е. составленный Фатеем): Яко постником удобрение и отцем красота..., и паки Владыка нача глаголати преподобному Иосифу кондак: Жития треволнения и мятежа мирьская» 543 ... (Мы приводили выше заметки о службах препп. Александру Ошевенском) и Антонию Сийскому, читаемые в уставе Московского Успенского собора: «А нети по общей минеи для того, что слог (собственной службы) худ добре..., а слог худ, пети лучше по общей минеи». Из новых церковных историков преосв. Филарет говорит о службах Русским святым, что многие из них бедны и. мыслями и чувствами, – История Р. Ц. период третий, § 38, прим. 2 fin., a преосв. Макарий отзывается о них: «все вообще (они) очень невысокого достоинства, а некоторые крайне убоги и по содержанию и по внешней обработке: видно, что наши церковные песнописцы были только люди грамотные, без всякого научного образования, иногда же и не довольно грамотные», – Ист. Р. Ц. VIII, 61. очень плохой отзыв архиепископа Филарета в частности о службе Ярославским князьями Василию и Константину см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Лазарева суббота (На трапезе разрешается рыбная икра.) Тропарь, глас 1-й Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2-й Всех радость Христос, Истина, Свет, Живот, и мира Воскресение, сущим на земли явися Своею благостию, и бысть образ воскресения, всем подая Божественное оставление. Задостойник, глас 8-й Чистую славно почтим, людие, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем. Неделя Ваий. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье (На всенощном бдении после чтения Евангелия совершается освящение вербы. На трапезе разрешается рыба.) Тропарь, глас 1-й Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Другой тропарь, глас 4-й Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 6-й На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати. Задостойник, глас 4-й Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА В Великий Понедельник, Вторник и Среду на утрени Тропарь, глас 3-й Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверг на утрени Ексапостиларий

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1728...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010