Спиридон был на коронации Им. Петра II в 1728 г.), 379 (прошение священн. Москов. Казан. собора Гавриила Исаакиева о посвящении его в братство м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1564 (межев. книга 1692 г. спорн. земель м-ря с кн. Волконскими Кошелева стана); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 80 (игум. Дионисий был на коронации ц. Феод. Алекс. 1676 г.); 1789 г., XI, 306 (церкви в м-ре); 1791 г., XIX, 400 (грам. 1706 г., данная м-рю на архимандрию; игум. Антоний), 404 (надписи, находящиеся в м-ре); “Переписн. кн. Москвы», 1638 г., 135 (перечень жильцов у Ивана Златоуста на монастыр. земле у передних ворот и у задних). 809. Знаменский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Тобольске. Об основании его говорится: «В 1623 г. переведен монастырь мужеский с горы, из Успенского м-ря (обращен в женский) под гору, за татарские юрты на луг, к Мостовой рч., и поставлен на берегу, близ р. Иртыша, идеже Божиею благодатию и доныне стоит». С 1623 г. поставлен первым архимандритом Тарасий, а прежний Мефодий послан в Мангазею. В дозорной книге 1624 г. значится: «Да за острогом же под горою на усть рч. Мостовой Знаменский м-рь, а в м-ре ц. Знамение Преч. Богор. Новгородской». В нем ныне находится чтимая икона Казанской Божией Матери, прославившаяся явлением в 1661 г. при архимандрите Иосифе. “Ист. Росс. Иер.», IV, 207; Ратшин, 521; “Опис. монаст.», 1817 г., 109; Зверинский, “Список насел. мест Тобольской губ.», CLXXXIII; “Тоболь. губ. вед.», 1859 г, 12 (Опис. Тоболь. Знамен. мон.), 27 (Заметки к описанию Тоболь. Знамен. мон.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 320, 1; “Дополн. к Акт. истор.», IV, 111 (Гр. 1662 г. о крестьянах и угодьях; архим. Иосиф); VIII, 48 (акты 1678 г. о землях, упоминаемых на стр. 192); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 110 (Гр. 1678 г. о запрещении упрочивать поместья без Госуд. указа), “Извест. Археол. Общ.», 1859 г., I, 353 (икона Казан. Бож. Мат); 1868 г., VI, 92 (камен. церкви XVII ст.; 1623 г. архим. Тарасий; 1685 г. архим. Матвей; 1691 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

710. Верхосицкая, мужская пустынь, ныне погост Преображенский, Вологодской губ., Вельского у., в 100 вер. к юго-зап. от Вельска, в верховье р. Ситы, прав. притока р. Кубины (см. «Воен. топогр. карта 10 вер.», лист 55, и карта Шуберта, лист XV). Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 530. 711. Верхошеремская – Вознесенская, мужская пустынь, ныне погост Верхне Шеренгский-Вознесенский, Архангельской губ., Шенкурского у., в 111 вер. к югу от Шенкурска и в верст. в 7 от границы Вологодской губ., в незаселенном лесистом месте, в верховье рч. Шеренги. В «Ист. Росс. Иер.» сказано, что она основана в 1680 г. старцем Иовом, постриженцем Антониева Сийского мон., а у Строева основание показано в 1650 г. Но это несправедливо, по крайней мере относительно времени основания, так как в писцовыхъ «Дворцовых книгах» 1677 г. упоминается, что старцы пустыни владеют пашенным лесом, сенными покосами и озерком по Государевой грамоте 1613 г.; затем далее видно, что в 1650 г. была при пустыне построена церковь . Пустынь упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 430, 534; Ратшин, 14; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 34; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 188; “Архан. губ. вед.», 1858 г., 7 (о монастыр. владениях); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 830, 12. 712. Верх – Язвинский – Богородицкий – Успенский, мужской, ныне село Обвинский монастырь или Верх-Язвинское, Пермской губ., Соликамского у., в 210 вер. к юго-вост. от Соликамска, при р. Язве. Основан в 1686 г. по случаю явления здесь иконы Божией Матери и упразднен в 1764 г. От него остались 2 церкви: Успения, построенная в 1686 г. и Введения в 1706 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 535; Ратшин, 438; Берг, “Путеш. в гор. Черд. и Соликам.», 11; “Спис. насел. м. Перм. губ.», стр. CCLXIX; “Оренб. губ. в.», 1850 г., 21 (Пыскор. м-рь); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 951 (строит. Протасий 1705 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 144 (в 1744 г. имел 563 души крест.). 713. Виноградский – Успенский – Ирдынский, мужской, заштатный (с 1786 г.), Киевской губ., Черкасского у., в 25 вер. к юго-зап. от Черкас и в 3 вер. к сев.-вост. от села Староселечка, над Ирдынским болотом. Основан в половине XVIII ст. на том месте, где были виноградные сады разоренного Ирдынского Преображенского мон. и в 1767 г. под именем Виноградского Ирдынского состоял в ведении еписк. Переяславского и Бориспольского Гервасия. В 1753 г. в м-ре был начальником Гавриил Искра. “Ист. Росс. Иер., III, 542; Ратшин, 131; “Опис. монаст.», 1817 г., 123; Похилевич, “Сказ. о насел. мест. Киев. губ.», 648; “Архив юго-зап. России», ч. I, т. III, 48, (судная комиссия униатов в 1767 г.), 387, LV (показания 1753 г. священн. Мих. Гученко).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Списано с рукописи, доставленной о. Порфирию священн. А. Базаряниновым в 1857 г. (стр. 1214–1218). 35;) Каноны: два на Рождество Христово, – один творение св. Козьмы Маюмского, а другой св. Иоанна Дамаскина , и на Сретение Господне (стр. 1221–1248). ψ) Акафист св. апостолу Андрею Первозванному (стр. 1254–1270). ф) Печатный акафист святителю Христову и Чудотворцу Тихону, епископу воронежскому (Спб. 1866) и затем ν) Акафист тому же «творение архимандрита Порфирия», т.е. Успенского, разумеется (стр. 1276–1292). В конце отмечено: «1865 года 18-го января в богоспасаемой Лавре св. А. Невского. Преосвященный митрополит Новгородский и С.-Петербургский 12-го января сего года передал мне для исправления Акафист св. Тихону, составленный в Воронеже ректором тамошней Семинарии архимандритом Феодосием, учителем иеромонахом Арсением, профессором соборным священником Иоанном Адамовым и профессором Спасской церкви священником Михаилом Некрасовым. А составлен он был 17-го Сентября 1864 года, как это видно из надписи и подписей на нем. Я прочитал это творение, или точнее сказать, пустословие учителей, не умеющих отличить Акафиста от молитвы, не знающих церковно-славянского языка, и вообразивших св. Тихона, яко Бога, все могущего, и отринув оное, написал новый акафист. Бог помог мне в этом деле. Молитва св. Тихону есть внезапное вдохновение души моей молящейся. Аминь» (стр. 1292–1293). ω) Служба месяца Января в 14-й день Успения святой Девы, матери нашей, равноапостольный Нины (беловая и черновая, – с гравированным изображением в начале св. Нины). В конце о. Порфирий замечает: «Эта служба, переведенная в Тифлисе с грузинского языка на русский, смешанный с славянским, прислана была в Петербург господину Андрею Николаевичу Муравьеву для переложения на славянский церковный язык. А он передал ее мне с просьбой сделать это переложение. Я по возможности старался угадывать смысл подлинника, и кончил переложение в 30-й день апреля месяца 1857 лета Господня в с.-петербургской Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В „Списке населен. мест Тверской губ.” и на „Военно-топограф. карте” значится село Городище-Никольское (Апраксино) Тверского уезда, в 44 вер. к юго-зап. от Твери, при р. Шоше. О монастыре этом не упоминается ни в одном из сочинений. В „Дневных записках” Акад. Лепехина, т. III, 215, говорится: „Катерининское село стоит близ самой Вятки (т. е. реки); за несколько лет (академик путешествовал в 1771 г.) бывал тут монастырь, но ныне все село составляют 8 крестьянских домов, бывших под монастырем крестьян». В „Списке населенных мест Вятской губ.” и на карте значится село Екатерининское Слободского уез., в 148 вер. к сев.-вост. от Слободского по Кайскому тракту (именно по которому ехал Лепехин), при р. Вятке. В „Истории Росс. Иерархии”, т. IV, стр. 81, значится „Екатерининский упраздненный мужской монастырь, находился в Вятской епархии и был приписным к Богоявленскому Слободскому монастырю». Просматривая затем „Памятную книгу Вятской губ. на 1870 год”, я нашел (Отд. V, стр. 179), что Кирсинский железоделательный завод был построен в 1729 г. на земле Верхо-Вятского Екатерининского монастыря, от которого завод находился в 9 верстах. Прочитывая „Календари Вятской губ.”, я наткнулся в 1882 году, стр. 69, что древний храм в селе Екатерининском построен преп. Трифоном, но когда не сказано, а препод. Трифон, как известно, подвизался в крае с конца XVI ст. и скончался в 1612 г.; в 1885 г., на стр. 192, сказано, что монастырь упразднен в 1775 году, что опровергается Лепехиным. У Строева в „Списках иерар. и настоят. монастырей”, стр. 805, показаны в Верховятском Преображенском Екатерининском монастыре строители: Павел 1596 г., Гурий 1614 г., Пахомий 1693 г., Серапион 1707 г. и Варсонофий 1720 г. В „Описании документ. и дел архива св. Синода”, т. VI, стр. 148, монастырь показан приписным к Богоявленскому Слободскому м-рю еще в 1726 году. Вот из таких-то отрывочных показаний приходилось составлять описание малоизвестных монастырей, и эти по-видимому ничтожные известия совершенно изменяют „Историю Российской Иерархии” архим. Амвросия и „Полное собр. историч. свед. о монастырях” священн. А. Ратшина, которые до настоящего времени принимались за специальные источники для истории монастырей. Для образца позволю себе сделать несколько подлинных сравнений описания монастырей по Амвросию, Ратшину и по моим отрывкам, выбранным из чтения разных книг: Спасский-Преображенский-Великоустюжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

315. Николаевский , мужской единоверческий, общежительный, в област. гор. Уральске. Основан в 1879 г., и в 1889 г. в нем было 2 церкви: собор во имя св. Николая и трапезная тоже во имя св. Николая. 316. Николаевский – Валаамский , мужской скит, приписанный к Преображенскому – Валаамскому мон., в Финляндии, Выборгской губ., в 1 вер. от главной обители, в монастырском проливе, на небольшом островке, называемом Крестовым. Церковь во имя св. Николая построена в 1851–53 г. по чертежу акад. А. М. Горностаева, а келии для настоятеля и братии в 1858 г. Здесь особенно чтится резное изображение св. Николая. “Остров Валаам и тамошний м-рь”, 15 (с видом церкви св. Николая); “Валаамский м-рь и его святыни”, 25; “Слово о Валаам. м-ре”, 1888 г., 21; “Церковн. вед.”, 1889 г., 21, прибавл., 586 (описание изображ. св. Николая). 317. Николаевский – Верхне – Харьковский , женский, 2-го класса, при селе Стрельчье, Харьковской губ. и уезда, в 35 вер. к сев. от Харькова, на границе Курской губ., в верховьях р. Харькова. Учрежден в 1845 г. штабс-капит. Степановым, пожертвовавшим 86.000 руб., дом с жилыми постройками и хозяйственными заведениями, и сестрою его игуменьею Эмилиею, внесшей капитал в 43.000 руб. Он основан на память родителей Степановых, мать которых отличалась особенною любовью к св. Николаю и делала много доброго для бедных. “Открытие Никольского Верхо-Харьков. мон., Харьков. епар.”, Киев, 1846 года; “Истор. стат. опис. Харьков. епар.”, I, 101; “Харьков. календ. на 1887 г.”, 236; “Полн. собр. закон.”, 1845 года, XX, 18881; “Сенат. вед.”, 1845 г., 39; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1845 г., 11 (учреждение); “Харьков. губ. вед.”, 1846 г., 33 (открытие); 1857 года, 43 (кратк. опис.); 1861 г., 41 (тоже); Строев, “Снис. иер. и настоят.”, 978, 18; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 63. 318. Николаевский – Грозовский , мужской, ныне приходская церковь в местечке Грозове, Минской губ., Слуцкого у., в 21 вер. к сев.-зап. от Слуцка, при рч. Койданке или Ужанке. Основан в начале XVI ст. князьями Слуцкими и в 1600 г. был отдан униат. настоятелю Мине Васильевичу. По присоединении края к России оставлен на своем содержании, затем был приписан к Троицкому мон. в Слуцке, и, наконец, упразднен в 1810 г. В 1711 г. фельдмаршал Борис Шереметев пожертвовал м-рю икону св. Николая, писанную на серебряном листе. “Ист. Росс. Иер.”, III, 759; Ратшин, 176; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 202; “Опис. монаст.”, 1817 г., 74; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 7 (Благослов. гр. 1600 г. утверждающая священн. Мину Васильевича настоятелем м-ря с условием, чтобы он находился в послушании Потея); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 121; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., CXIII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых архимандрии Слуцкой); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 325 (в 1678 г. 9 мая на празднике в Грозове был св. Димитрий Ростовский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

сосуды, с надписью на блюдцах: «лета 7180 (1672) марта в 14 день дал сие блюдо в дом и обитель Животворящей Троицы, что в Торжску, по конец посадов, по своих родителех Москвитин, Спасский, что у великого государя на сенях, протопоп Александр». “Ист. Росс. Иер.», V, 353; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 120; “Памят. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 81; Отд. IV, 21 (опись его в 1625 г.); “Твер. губ. в.», 1854 г., 50 (грамота, в примеч.); 1859 г., 20 (упразд.); Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 476, 32; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России», 1860–61 г., IV, 5 (Заметки о г. Торжке); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VIII, 1728 г., прилож., XVIII (в 1690 г. состоял приписн. к Новгор. архиер. дому), CXVIII (список вещей, взятых в Новгор. архиер. дом). 1255. Троицкий, мужской, ныне приходская церковь в гор. Крапивне, Тульской губ. Существовал во второй полов. XVII ст. и в 1662 г. в нем был черный поп Зиновий, а в 1666 г. Дионисий. По описи гор. Крапивны в 1761 г. значится: «Да за городом же мужеской монастырь, в котором церковь новая каменная Живоначальной Троицы». В 1764 г. он упразднен. “Ист. Росс. Иер.», IV, 791; Ратшин, 528; Афремов, “Ист. обозр. Туль. губ.», 68; Бакмейстер, “Топогр. извест.», 232; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 797; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 149 (в 1744 г. имел 39 душ крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 290 (дело 1721 г. о священн. Фаддее Семенове; строитель иером. Гавриил). 1256. Троицкий, мужской, ныне приходская церковь в гор. Козельце, Черниговской губ. Несомненно уже существовал в 1645 г., когда о нем упоминается в универсале, и в 1658 г. все еще назывался новостроящимся. Впоследствии он был приписан к Георгиевскому Козелецкому м-рю, и в 1786 г. при совершенном его упразднении ризница и вся утварь перенесены в Георгиевский. “Ист. Росс. Иер.», IV, 556; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., Отд. I, 26; “Георгиев. Козелецкий м-рь», 3, 17, 24. 1257. Троицкий – Анзерский – Елеазаров, мужской скит, приписанный к Соловецкому мон., Архангельской губ., Кемского у., в 64 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и дел архива св. Синода», II, ч. 1, прилож., DXIX, XLVII ( церковь Рожд. Богород. неизвестно когда построена, а теплая Иоанна Злат. с приделом св. Николая в 1677 г.); VII, 1727 г., 297 (дело о быв. священнике м-ря Сергие Порфириеве), 377 (прошение прихожан м-ря о рукоположени пономаря этой обители Мих. Федорова во священн. к придельному в м-ре храму во имя св. Николая); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1360 (межев. книга 1652 г. вотчинной земли м-ря в пустоши Кудрявцевой и дер. Поповой Бохова стана), 1382 (межев. кн. 1665 г. вотчин м-ря в селе Хомутове Бохова стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 72, 82, 106 (опись 1680 г. церковн. земли в вотчин. м-ря сел Шабанцова, Меткина и Хомутова); “Древн. Росс. Вивлиоф.», I, 371 (духовная кн. инокини Евпраксии 1427–53 г.); 1773 г., II, 277 (тоже духовная); 1789 г., XI, 306 (церкви в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого; к Рождеству на Рве 10 руб.); 1789 г., V, 106 (под именем Рождество Пречист., что были надо рвом, упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого 1509 г.), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Рождеству Пречистой на Рве 10 руб.); “Переписн. книги Москвы», 1738 – 42 г., I, 74, 75 (опись дворов в приходе церкви Рождествен. жен. м-ря), 88 (по описи м-рь занимал 77½ саж. в переднем конце, длиннику 67 саж. и в заднем конце поперешнику 73 саж.; тогда в м-ре были диакон Василий Никитин, поп Михаил Алексеев и дьячек Федор Алексеев), 97, 105 (опись дворов в приходе ц. Николая чуд., что в Рождествен. жен. м-ре); 1638 г., 92 (Рождественново м-ря слободка, а в ней живут монаст. крестьяне: следует перечень дворов). 1129. Рождество – Богородицкая – Богоявленская – Паданская, мужская пустынь, ныне села Паданский Погост и Богоявленское, составлявшие до 1782 г. город Паданск, Олонецкой губ., Повенецкого у., в 100 вер. к сев.-зап. от Повенца, на зап. берегу обширного оз. Сиг. Была приписана к Александро-Свирскому мон. и в 1764 г., при упразднении, обращена в приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Епископ Андрей. Библиотека миссионера среди магометан (Составлена прот. Е. Маловым для миссионерского съезда 1910 г.). (Продолжение). Можаровский К. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещение Казанских инородцев, с 1552 по 1867 г. Москва. 1880 г. На память о Николае Ив. Ильминском. П. Знаменского. Казань. 1892 г. Н. Ив. Ильминский, директор Казанской учительской семинарии († 27 дек. 1891 г.) В. Н. Витевского. Казань. 1892 г. Основные черты распространения христианства на Руси 900 лет назад и ныне Е. Н. Воронца. Харьков 1890 г. Лезгинец Ассан. С.-Петербург. 1865 г. (Обратившийся из мухаммеданства в христианство). Имадеддин. Автобиография мухаммеданина, обратившегося в христианство. Перевод с немецкого языка. Оренбург. 1889 г. Мухаммеданское учение о смерти, о воскресении из мёртвых и о страшном суде, о рае и аде. М. П. Ронгинского. Оренбург. 1891–93 г. Обзор 25-летний деятельности Казанского Братства Св. Гурия, Н. Н. Одигитриевского. Москва. 1892 г. Критический разбор мухаммеданских сказаний о чудесах Иисуса Христа, Священника А. Ф. Михайлова. Казань. 1894 г. Казанская центральная школа H. И. Ильминского. Издание П. В. Щетинкина. Казань. 1887 г. Ответы на недоумения и вопросы, предложенные мухаммеданами относительно некоторых предметов христианского вероучения. Изд. 2-е. 1896 г. Миссионера священн. Миропольского. Ключ к Корану. Аббата Бургада. Перевод с французского языка. Оренбург. 1897 г. Н. Григорьев. О Пресвятой Троице. Беседа православного христианина с мухаммеданином. Оренбург. 1903 г. Просветитель инородцев Казанского края Николай Иванович Ильминский . Составил Н. А. Спасский. Самара. 1900 г. Крещёные татары Казанской губернии. Этнографический очерк. Н. Н. Одигитриевского. Москва. 1895 г. С. М. Матвеев. Свадебные обычаи и обряды крещёных татар Уфимской губернии Казань. 1896 г.; Погребальные и поминальные обряды крещёных татар Уфимской губернии. Казань. 1899 г. О киреметях крещённых татар Казанского края. Лекция в Казанском Миссионерском приюте студента Казанской духовной академии Ильи Ив. Софийского. (См. известия по Казанской Епархии 1877 г. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тимофей доносил Синоду, что у мощей Марка гробокопателя не доставало правой руки, а у преп. Моисея Угрина, Илии Муромца, Иосифа и Пимена многоболезненного руки с треперстным сложением), 545 (дело 1721 г. об архим. Иоанникии Сенютовиче, забравшим рогат. скот и лошадей от Нежин. жителей), 675 (дело 1721 г. о присылке из м-ря ученых монахов для Слав.-Латин. Москов. школ; архим. Иоанникий), приложен. к I т., CXLI, XX (духовная митроп. Смолен. Варлаама); III, 1723 г., 120 (иером. Иоиль Алекс.-Нев. м-ря определен за хромотою его в Киев.-Печер.-Троиц. больнич. м-рь), 216 (доношение Киев. архиеп. Варлаама на архим. о посвящении священн. в свои вотчины), 370 (перевод за старостью монаха Алекс.-Нев. м-ря Афанасия Черкасока в Киев.-Печер.-Троиц. м-рь), 404 (дело об истребов. от архим. Иннокентия ведомостей о монахах), 430 (дело о сборе в церкв. денег в кошельки), 479 (доношение иером. Ионафтана о даче ему кормовых денег); IV, 1724 г., 305 (донош. архим. Иоанникия о кончине архиеп. Романского и Галацкого Пахомия), 380 (дело о монахе Костулы за ложный донос на архим. Иоанникия); VI, 1726 г., 50 (прошение игум. Троиц. больничного м-ря Иоиля об отпуске из Киева; архим. Иоанникий), 170 (доношение архим. Иоанникия об освидетельствов. напечатанных в Киевопечер. типографии книг), 175 (построение церквей в новопоселенных монаст. слободах), 382 (прошение иеромон. Енната и иеродиак. Полиена о постригании в монахи м-ря ученых и мастеров. людей), 412 (прошение архим. Иоанникия о келейном имуществе игумена Пустын. Николаев. м-ря Христофора, принявшего здесь иночество в 1700 г. от архим. Иоасафа Кроковского), 493 (челобитье Киево-Печер. Троиц. больнич. м-ря игум. Иоиля на Киево-пещерного начальника иеросхимонаха Романа Кону), 523 (прошение иеромон. Евната и иеродиак. Полиена о напечатании повечерника, молитвослова, акафиста и служебника), 525 (дело о форме сношения с Малоросс. Коллегиею, архимандр. м-ря и Киев. архиепископом); VII, 1727 г., 4 (еписк. Переяслав. Кирилл Шумлянский, скончавшийся в 1726 г., погребен в м-ре), 111 (сюда уволен на покой по болезни префект Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Отделённая в данное время от государства, она, после обезличения своего государственной опекой, не может быть расположена к прежнему состоянию. 3) Путём воспитания человеческой совести в духе заветов Христа, Церковь искренно стремится к возможному, в условиях земной ограниченности, осуществлению на земле Евангельской правды и любви. В этом пункте идеалы Церкви и государства могут соприкасаться и совпадать. 4) Основываясь на духе Евангельского учения, мы от лица волынского духовенства почитаем долгом определённо заявить, что мы не ставим себя в ряды врагов трудящихся и возглавляющей их рабоче-крестьянской власти. А потому признаём эту власть и подчиняемся ей. 5) Мы приветствуем созидательную работу её на благо трудящихся. 6) Это заявление мы считаем нужным сделать по долгу совести, потому что успешная работа духовенства на месте и в обновлённых церковных учреждениях в значительной степени, если не всецело, зависит от доверия государственной власти к Церкви и её служителям» 342 . Но самым больным было принятое постановление об обновленческом Священном Синоде: «Признать Времени. Всеукраинский Священн. Синод высшим церковным административным органом управления Православной Церковью на Украине до Собора» 343 . Это был тактический ход со стороны управляющего епархией Епископа Аверкия, который видел, что власть стремится уничтожить истинную Православную Церковь , но в то же время укрепляет своё детище – обновленчество. Владыка Аверкий решает на словах говорить одно, а на деле делать другое. Постановления пленума были приняты, чтобы избежать давления власти. Регистрировались тогда только обновленческие епархиальные управления, а православным было запрещено действовать, иметь свои штамп и печать 344 . После этого постановления был зарегистрирован устав Волынского епархиального управления. Управлению разрешили использовать свои бланки, штамп, печать 345 . Постановления пленума не были оглашены волынскому духовенству. Дальнейшие события показывали, что Епископ Аверкий на самом деле продолжал оставаться противником обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010