Тропарь: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мервых возвигл еси Лазаря, Христе Боже, темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «осанна в вышних, благословен грядущий во имя Господне». Кондак: На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати. Христе Боже, на небесах носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов, взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из Ада) Адама». В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим. То было шествие Господа неба и земли, Мессии – Христа, Владыки израильтян и Царя Сиона, вступающего в собственное царство с божественною силою, властью и славой. В каноне изображается также злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давидова, и которая послужила к их же посрамлению. Все живущее приглашается прославить Господа, идущего на вольные страдания, которые избавили нас от ада и смерти. В Апостоле (Филипп. 4:4–9) верующие призываются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о Входе Господнем в Иерусалим ( Иоанна 12:1–18 ) и о вечери в Вифании. В прокимне «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» слышится приветствие грядущему Господу. Задостойник: Бог Господь и явися нам, составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвями, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господне Спаса нашего. Бог – Господь, и Он явился нам, устройте празднество, – придите, станем в радости прославлять Христа, с пальмами и ветвями в песнях восклицать: «благословен грядущий во имя Господне, Спасителя нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтобы лучше судить о Вашем предположении, не составите ли проект окладов взамен крестьян? И о сём лучше писать к Степану Дмитриевичу; 25 ибо я отправляюсь в Москву на лето. Неудачно предположили Вы, что Рязанский Преосвященный будет во Пскове, где он уже был. 26 Вы же не пренемогайте. Знаю, что трудно Вам более иных, но не Вам же одним. Пекутся о Вас, сколь возможно, пекитесь и Вы о деле Господнем, не унывая, но уповая, с терпением и молитвою. Путешествует мимо Вас Преосвященный Епископ Иосиф Семашко . 27 Примите его с миром и доверием, как человека, который приемлет словеса мира, и желает блага Церкви и Царству. Мир со духом Вашим. Филарет М. Московский . Май 23, 1834. 30 Много благодарю Вашему Высокопреосвященству за доставление мне перевода первой и третьей частей книги: Апокризис. Подлинником воспользоваться мне некогда, и, может быть, не нужно. При сём он возвратится. Доставленный перевод не весь прочитан мною. Но, имея нужду отправиться на несколько дней из Москвы, и полагая, что Ваш посланник может отбыт в сие время, поспешаю приготовить к возвращению книгу, и сказать, что могу, о переводе. Первая часть книги имеет более частное достоинство, для некоторых мест и людей. Вторая, сколько можно судить по заглавию, может даже содержать такие суждения, которые не все удобозащищаемы. Третья часть имеет общую занимательность и большое достоинство. Четвертой части достоинство по заглавию определить трудно. Сочинитель осторожен, но всю ли нужную осторожность употребил тут, только чтение текста показать может. Посему на вопрос: всю ли книгу напечатать? – ответствовать я не решаюсь. А что третью часть напечатать полезно и нужно, сие мне кажется несомнительным. Вот что могу сказать Вам наскоро. Бог да вспомоществует Вам во благой ревности по истине Веры и Церкви. Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Филарет М. Московский . Июля 30, 1834. 31 Преосвященнейший Владыко, 28 Достопочтенный о Господе Брат! Радость воскресения Христова есть лучшее украшение жизни настоящей, так как и лучшее основание надежды для жизни будущей. Посему приятно делиться сокровищем сей радости во взаимном общении. Радостно приветствуя Ваше Высокопреосвященство сей радостью Господнею, вместе и благодарю Вас за слово той же радости, от Вас мне препосланное. Воскресший Начальник жизни да продолжит сохранять дни Ваши в мире, и служение Ваше Церкви Его в благопоспешении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Входы и выходы священнослужителей при богослужении имеют особые знаменования, и открытие царских врат при них означает иногда путь Христов, иногда открытие райских дверей, иногда вход в Царство Небесное. Царские врата отворяются в начале всенощного бдения, и священник, вышедши чрез них, совершает каждение всего храма при пении псалма " Благослови, душе моя, Господа " . Открытие царских врат в это время знаменует блаженное состояние прародителей в раю до грехопадения. После каждения и по окончании пения псалма царские врата затворяются, изображая тем, что чрез преступление Адама райские двери затворились для греховного человека. На вечерне царские врата открываются для входа священнослужителей с кадильницею (а иногда с Евангелием, когда читается Евангелие). Иерей, совершающий вход в алтарь, изображает собою Спасителя, пришедшего на землю " с небесных кругов " для нашего спасения и опять восшедшего на небо и возведшего нас с Собою. Диакон, предшествующий священнику при входе, изображает Предтечу Христова. Отверзаются царские врата на всенощном бдении для выхода на литию и благословение хлебов, а после этого затворяются. На вечерне великой иерей говорит отпуст при отверстых царских вратах. На утрене царские врата открываются пред пением полиелея и для чтения Евангелия. На литургии отверзаются царские врата для входов малого и великого. Таинственный смысл особенностей богослужений некоторых праздничных дней: Значение ваий и зажженых свечей в праздник Входа Господня в Иерусалим Скажем теперь о тех, полных глубокого, таинственного смысла особенностях, которыми сопровождается богослужение некоторых праздничных дней. Воспоминая торжественный царский вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, Святая Церковь воспевает: Бог Господь и явися нам: составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с вайями и ветвъми, песнъми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего, и на утреннем богослужении вручает своим чадам зеленеющие древесные ветви, которые обыкновенно украшаются зажженными свечами. Такими ветвями, вследствие того, что неделя ваий бывает раннею весной, у нас обыкновенно служит верба, как начинающая зеленеть ранее других древесных растений. Перед каноном, на утрене, во время чтения псалма " Помилуй мя, Боже " , священник совершает освящение вербы: трижды кадит кругом приготовленных ветвей вербы, читает составленную на этот случай молитву, окропляет вербу святой водою, и потом раздает ветви молящимся, которые должны тихо и с благоговением подходить к священнику для принятия их. С этими ветвями, украшенными восковыми свечами, верующие и стоят в храме до окончания богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Пс.117:24 .   Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Какой же это день, как не спасительный для всех народов, в который отвергнутый «Камень» сделался «главою угла» ? – т.е. день воскресения Спасителя. Хотя и всякий день есть Господень, но «сей день» – преимущественно сотворен благим Богом: «в сей день» и вначале сотворил Бог свет и он же, будучи почтен воскресением нашего Спасителя, озарился лучами Солнца Правды – Иисуса Христа. Притом и Создатель света назвал его " днем», не сотворив ничего другого в этот " день» (Афанасий, Феодорит). Пс.117:25 .   О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же! Пс.117:26 .   Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. В этих словах пророчество о Христе; потому что Христос пришел «во имя Господне», то есть под именем Божиим: пришел от Бога будучи Богом. В этом же пророчестве находится и " осанна», т. к. слово «спаси же» в еврейской Псалтири выражено: «осанна» . В этих словах показано к Кому относились песнопения иерусалимских отроков (см. Мф. 21, 15 ). Хорошо сказано: " грядый», а не Пришедший; ибо Он всегда приходит и является человеческому роду (хотя и не во плоти), без движения и перехождения (так как наполняет Собою небо и землю), когда мы расположением своей души приближаемся к Нему; особенно же является Он нам в таинстве святого Причащения. Слово это указывает и на Второе пришествие Христово. «Благословихом вы, из дому Господня» . Это говорят пророки уверовавшим во Христа: блаженными назовем вас за то, что вы стали " домом» духовным и в вас обитает «Господь» (Афанасий, Феодорит, Феофан). Пс.117:27 .   Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. «Бог Господь» – Кто Он? Господь Бог воинств. Бог приходит спасти человека Своими страданиями. И то, чем Он соделался – страдало; а то, чем Он был – спасло нас. Ибо просто человек не мог спасти, а Бог только в одном Своем естестве не мог страдать. Поэтому Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком. «Бог Господь явился» всем людям посредством вочеловечения. Здесь вместо будущего времени сказано в прошедшем по свойству пророчеств, в которых будущие употребляются в виде прошедших. Следующими словами Пророк побуждает христиан совершать «праздник» жертвами духовными, которые во учащающих, т.е. в своем множестве покрывают таинственный душевный жертвенник (Прокл, Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

18 Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. 19 Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви. 19 Отворите мне врата правды, войдя в них, я прославлю Господа. 20 Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. 20 Это – врата Господни, праведные войдут в них. 21 Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. 21 Я прославлю Тебя, ибо Ты услышал меня и сделался моим спасением. 22 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: 22 Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: 23 от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. 23 от Господа это было, и дивно в очах наших. 24 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 24 Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный! 25 О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же. 25 О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же! 26 Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня. 26 Благословен Грядущий во имя Господне, благословили мы вас из дома Господня; 27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 27 Бог – Господь, и Он явился нам! Устройте праздник среди толпящихся до рогов жертвенника! 28 Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. 28 Бог мой Ты, и я прославлю Тебя, Бог мой Ты, и превознесу Тебя: я прославлю Тебя, ибо Ты услышал меня и сделался моим спасением. 29 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. 29 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Слава: Слава: По 16й кафисме, Трисвятое по Отче наш: После кафизмы 16 Трисвятое по Отче наш: Таже тропари, глас 1: Ин мip тебе, душе, ожидает,/и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая./Не пребуди убо в здешних,/но предвари вопиющи Судии:/Боже, очисти мя и спаси мя. Тропари, глас 1 Иной мир тебя, душа, ожидает,/и Судия намерен обличить дела твои тайные и злые./Не пребудь же погружённой в земное,/но прежде конца воззови к Судии:/“Боже, очисти меня и спаси меня!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

И, наконец, упоминание ваий и ветвей. В 9–й песни канона об этом поется в ирмосе: Бог Господь и явися нам. Составите праздник, и веселящеся приидите возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего . Образ гор и бездны, огня и света будет пронизывать и другие произведения песнописца, но именно упомянутые формы космоса наиболее полно объемлют со всех сторон речения канона Преподобного на Неделю ваий. Богословские истины в канонах преподобного Космы Два выделенных нами раздела касаются по существу и преимущественно внешней формы канонов святителя Космы Маиумского. Основой же их, их жизненной силой, тем, что слова его песнопений значимы до последних дней, несомненно, является их глубокое богословское достоинство. Высокое богословие отражено во всех канонах преподобного Космы и касается оно основных и спасительных догматов нашей веры. Догматы эти поданы в песнях, изложенных «мерного прозою», тогда как акростих канонов, его КРАЕГРАНЕСИЕ , по большей части представляет собой стих шестистопного ямба. Таким образом, догматы нашего исповедания, его великие тайны как бы вливаются преподобным поэтом в наши души. Вряд ли возможно полностью исчерпать все то богатство богословия, которого касался преподобный Косма в своих богомудрых писаниях. Нам представляется важным остановиться на основных. Таинство святой троицы Таинство Святой Троицы преподобный творец канонов освещает нечасто. Как правило, последний тропарь каждой песни канона (который может быть Троичным) продолжает у преподобного Космы развитие той основной мысли, которая излагается в данной песни. При этом следует отметить, что в целях закрепления ведущей идеи святитель Маиумский прибегает к повторению последних слов тропарей, которые сочетаются с последним выражением ведущего ирмоса. Это повторение может быть неизменяемым по форме как в ирмосе, так и в тропарях. Так, к примеру, 1–я песнь канона на Рождество Христово имеет ирмос, заканчивающийся словами яко прославися (знаменитый ирмос Христос раждается…), и то же выражение — яко прославися — имеется во всех трех тропарях 1–й песни. В 4–й песни того же канона преподобный Косма возглашает в конце ирмоса: слава силе Твоей, Господи и затем повторяет это выражение в трех последующих тропарях. Иногда, как в 6–й песни канона на Крещение Господне, преподобный Косма кончает ирмос словами от тли мир избавляяй, а в первом тропаре окончание звучит: от лести избавляя — и во втором: от прегрешений избавляя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Слава, и ныне, иный седален, глас 4. Подобен: Яви лся еси: Четверодневна Лазаря от гроба возставивый, Господи,/вся научил еси вопити с ваием и ветвьми Тебе:/благословен еси Грядый. И чтение во Евангелии толковом Иоанна Златоустаг о. По 2-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися: Над другом Твоим, Христе, слезы точиши тайно,/и воздвизаеши из мертвых Лазаря лежаща мертва,/в немже сострадание показал еси человеколюбно:/уведевше же Твое пришествие, Иисусе,/множество младенец изыдоша днесь, в руках ваиа держаще,/осанна Тебе взывающе:/благословен еси, во еже мир спасти Пришедый. Слава, и ныне, иный седален, глас 1. Подобен: Камени запечатану: Восхвалите согласно, людие и языцы,/Царь бо ангельский взыде ныне на жребя,/и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен./Сего ради и дети с ваием взывают песнь:/слава Тебе, пришедшему Победителю,/слава Тебе, Спасу Христу,/слава Тебе, Благословенному,/еди ному Богу нашему. И чтение тогоже слова. Таже полиелей. Величание: Величаем Тя,/Живодавче Христе,/осанна в вышних,/и мы Тебе вопием:/благословен Грядый во имя Господне. Псалом избранный. 1 лик Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. 2 Яко взятся великолепие Твое превыше небес. 1 Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. 2 Врагов Твоих ради, разрушиши врага и местника. 1 Запретил еси языком, и погибе нечестивый. 2 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. 1 От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. 2 Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. 1 Тамо сокруши крепости луков. 2 Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския. 1 Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме. 2 Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии. 1 Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. 2 Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам. 1 Составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 2 Во дворех дому Господня, посреде тебе , Иерусалиме. 1 Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. 2 Хвала Его пребывает в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

апостола Павла. Как-то совестно было, каждый раз у вас на храмовом празднике при чтении из Апостола, задаваться вопросом, а кто из присутствующих во храме, это чтение разумеет? А кто разумеет, как оно относится к нынешнему празднованию Спасова нерукотворенного образа? Не смутитесь. Еще св. Златоуст об этом месте писаний св. апостола Павла заметил: «а мы что? Нам остается только стенать. Удостоенные таких благодеяний Божиих, мы не понимаем даже того, что говорят нам о них». Что же здесь говорится? Здесь рассуждает св. апостол Павел о превосходстве нового завета перед ветхим, о превосходстве служения новому завету перед служением ветхому завету, о превосходстве славы Иисуса Христа, как ходатая нового завета, перед славою Моисея, как ходатая ветхого завета. Служение ветхому завету св. апостол Павел называет служением письмени, письмени убивающему, служением смерти, смертоносным буквам, служением осуждения; а служение новому завету называет служением не письмени, а духу, духу животворящему, а не письмени убивающему, служением завету, начертанному не на камени, а на скрижалях сердца плотяных, служением жизни, а не смерти, служением оправдания, а не осуждения. Равно как и славу, какою просветлено было лице ходатая ветхого завета Моисея, св. Апостол называет преходящей, престающей, а славу новозаветного служения именует пребывающей, так что та слава, слава Моисея, не оказывается даже славой по сравнению с превосходящей славой последующего служения новозаветного. Что все это значит? Для уразумения всего этого необходимо знать обстоятельно историю синайского законодательства. Посредствуя при заключении завета Бога с израильским народом, Моисей шесть раз восходил на гору Синай. Вот обстоятельства первого восхождения. Когда Израильтяне подошли к Синаю, Бог повелевает, от имени своего, сказать Израильтянам: «вы видели, что Я сделал с Египтянами, и как Я поднял вас, точно на орлиных крыльях, и принес к Себе. Теперь, если вы послушаете гласа моего и соблюдете завет – договор, который Я хочу постановить с вами, то будете избранным моим народом и составите у Меня священное царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Приидите все Церкве празднолюбцы и мучениколюбцы Христовы, и лик составите днесь, в память святаго Максима. Се бо многоценныя мощи его яко солнце утреннее просияша и седящыя во мраце озариша, сердца окаменевшая согреша. Сего ради ликующе, поем ему сицевая: Радуйся, вся красная в мире сем преобидевший. Радуйся, избранниче Божий. Радуйся, веры благочестное правило. Радуйся, верно и непорочно вся заповеди Господни сохранивый. Радуйся, царей и императоров преславнейший. Радуйся, мужески иго Христово носивый. Радуйся, вся мимотекущия прелести мира сего отвергший. Радуйся, жертву живую себе самаго Господу принесший. Радуйся, богокрасныя правды наставниче. Радуйся, яко тебе ради всесвятое имя Господне по всей подсолнечней прославляется. Радуйся, пред Пресвятою Троицею наш заступниче. Радуйся, мучениче доблий, лику преславному праведных сопричтавшыйся. Радуйся, величайший Максиме, страждущым и обидимым заступниче. Кондак 13 Троицы неслитное единство исповедший и живот свой за православную веру положший, и Господу своему и Владыце благоугодивший, Максим святый, ныне в лице мучеников предстоит, благолепно одеян и венцем украшен, от Христа приобретенным за подвиг его, и со всеми святыми радостно поет: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 От глубины веры твоея, юже родители твоя благочестивая, Тимофей и Христина, в тебе всадиста и тя добре воспитаста, в любви к Богу и искреннему, и в благоговении к Божественным. Сего ради да радуется земля Лемковщина, место рождества твоего, святе, и с нами купно да вопиет чаду своему: Радуйся, отроче родителема богобоязненныма рожденное в дому благочестивом. Радуйся, яко бо плодовитая маслина, возрасл еси окрест трапезы отца твоего. Радуйся, Ждиние, яже якоже древний Вифлеем, ничимже меньша еси в селениих земли твоея. Радуйся, яко от тебе просия новый священномученик, доблий оружник веры православныя. Радуйся, земле лемковская, ибо по вековным гонением и работе, твое отроча свободи тя жертвою своею.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Есть, которые еще думают оправдаться тем, что они так дурно позволяют себе стоять в церкви лишь тогда, когда не совершается никакое богослужение. Да разве церковь не одинаково свята – и во время богослужения, и после него? Разве Господь Спаситель не одинаково внимательно смотрит на вас и во время богослужения, и после него? В какое время вы ни составите этих шумных разговоров, они всегда оскорбительны, страшно оскорбительны Христу, Сыну Божию; разговоры ваши о чем-либо, так называемом мирском, всегда оскверняют храм Божий, чистейший и святейший сам по себе. Представьте только: если б вы были позваны к царю земному, то с каким страхом, с каким благоговением стояли бы пред лицом его. Вы не дерзнули б тогда, отворотясь от него, разговаривать с другими, не дерзнули б в присутствии его шумно и небоязненно беседовать с окружающими. И право поступили бы: в руках царя ваша свобода и, значит, жизнь. Но отчего ж вы так забываетесь здесь, в присутствии Царя небесного, власть Которого несравненно беспредельнее, чем всех царей земных, Который властен не только над вашей свободой и жизнью, но еще по смерти может ввергнуть в геенну огненную на целую вечность? Как! Вы оказываете почтение и меньшим властям земным, а не хотите оказывать здесь почтения Господу, Который смиряет и возвышает вас, убожит и богатит, умерщвляет и живит? Вы так свободно разговариваете здесь, где приносится за вас жертва бескровная, т. е. повторяется в очищение ваших грехов все, что совершилось на голгофе! После того как не сказать: и добро не добро, когда оно недобрым порядком совершается! Добро , величайшее добро посещать Божью церковь – в этом величайшее блаженство, несказанная польза для христианина, и это ж добро может превратиться в величайшее зло, в страшный грех от неразумия, невнимательности и вообще небрежности! Чтобы это добро и было добром, т. е. чтобы посещение Божьей церкви приносило благословение и освящение, не забывай, друг мой, следующего. Еще когда только собираешься в Божью церковь , то уже постарайся освободиться от всех мыслей и забот земных и мирских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010