И чтение во Евангелии толковом Иоанна Златоустаго. По 2м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися: По 2 стихословии седален, глас 4 Над другом Твоим Христе слезы точиши тайно,/и воздвизаеши из мертвых Лазаря лежаща мертва,/в немже сострадание показал еси человеколюбно:/уведевше же Твое пришествие Иисусе,/множество младенец изыдоша днесь, в руках ваиа держаще,/осанна Тебе взывающе:/благословен еси, во еже мир спасти Пришедый. Над другом Твоим, Христе,/Ты слезы проливаешь таинственно,/и воздвигаешь из мертвых Лазаря, лежавшего умершим,/тем самым сострадание Твое Ты человеколюбиво показал./Узнав же о приходе Твоем, Спаситель,/в сей день вышло множество младенцев,/державших пальмовые ветви в руках,/“Осанна!” – Тебе взывая, –/“Благословен Ты, для спасения мира пришедший!” Слава, и ныне, иный седален, глас 1. Подобен: Камени запечатану: Слава, и ныне, другой седален, глас 1 Восхвалите согласно людие и языцы:/Царь бо ангельский взыде ныне на жребя,/и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен./Сего ради и дети с ваием взывают песнь:/слава Тебе пришедшему Победителю:/слава Тебе Спасу Христу:/слава Тебе благословенному,/единому Богу нашему. Хвалу воспойте согласно, народы и племена, –/ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка,/и идет, желая поразить на Кресте врагов, как сильный./Потому и дети с пальмовыми ветвями возглашают песнь:/“Слава Тебе, пришедшему Победителю;/слава Тебе, Спасителю Христу;/слава Тебе, Благословенному, Единому Богу нашему!” И чтение тогоже слова. Таже полиелей. Величание: Величаем Тя,/Живодавче Христе,/осанна в вышних,/и мы Тебе вопием:/благословен Грядый во имя Господне. Величание Величаем Тебя,/Податель жизни Христе:/“Осанна в вышних!”/и взываем Тебе:/“Благословен Грядущий во имя Господне!” Псалом избранный: Псалом избранный Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли./Яко взятся великолепие Твое превыше небес./Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу./Врагов Твоих ради, разрушиши врага и местника./Запретил еси языком, и погибе нечестивый./Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла./От Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших./Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми./Тамо сокруши крепости луков./Слыша и возвеселися Сион, и возрадовашася дщери Иудейския./Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его во Иерусалиме./Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии./Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме./Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам./Составите праздник во учащающих до рог олтаревых./Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме./Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род./Хвала Его пребывает в век века.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Может св. Н.Кавасила и ряд других Отцов до середины 15-го века тоже " конфессией ошиблись " ? 20 января 2018г. 10:52 /////////1. Как " при чем тут Ансельм и Фома " ? Вы можете составить простую логическую связь между " Cur Deus homo " Ансельма, рецепцией этого учения Фомою, утверждением его на Тридентском соборе и проникновением этого учения через схоластику в наше богословие?////////// Как интересно!.. Оч. буду признателен, если составите " простую логическую связь между " Cur Deus homo " Ансельма, рецепцией этого учения Фомою и проникновением этого учения через схоластику в... " богословие св. Николая Кавасилы , как например из его хрестоматийной " Семь слов о жизни во Христе " : Слово первое: " ...мы были оправданы, освободившись прежде всего от уз и наказания, когда Несотворивший неправды защитил нас смертью крестной, в которой понёс наказание за то, что сделали мы дерзостного... ... раны Невинного становятся наказанием за повинных во многом... ... ... Ибо надлежало, чтобы грех был искуплен каким-либо наказанием и чтобы только понесшие достойное наказание за то, в чем согрешили пред Богом, избавлены были от осуждения. " Слово четвёртое: " Ибо грех составляет обиду Самому Богу и нужна вышечеловеческая добродетель, которой бы можно было освободиться от осуждения. Ибо для того, чтобы освободить от осуждения, нужно возвратить отнятую у Обиженного честь, стараясь при сем привнести более того, сколько должен человек, и одно восстановить, а другое вознаградить в той мере, в какой поступал он несправедливо... Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду [Богу] принеся после долгого приготовления Свою смерть, которою для славы Отца умер на кресте, Он С ПРЕИЗБЫТКОМ ВОЗНАГРАДИЛ ЗА ТУ ЧЕСТЬ , пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его... " Может св. Н.Кавасила и ряд других Отцов до середины 15-го века тоже " конфессией ошиблись " ? Николай Пронин 24 января 2018г. 10:36 У этого Богослова есть еще слова: " за каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас " (Слово 3); " Он вполне воздал за все мои долги " (Определения, слегка начертанные). Это по смыслу означает тоже, что и " совершенное удовлетворение правосудию " из Катехизиса.

http://bogoslov.ru/article/5632460

Ирмосы канона, гл. 4, песнь 1-я. Явишася источницы бездны, влаги непричастны, и открышася моря волнующася основания бурею; манием бо запретил еси ему, изрядныя же люди спасл еси, поющия победную песнь Тебе, Господи. –      3. Точащий краесекомый повелением Твоим, твердый ссаша камень Израильтестии людие. Камень же Ты еси, Христе, и жизнь, на Нем же утвердися церковь , зовущая: осанна, благословен еси грядый. –      4. Христос грядый явственно Бог наш, приидет и не закоснит, от горы приосененныя чащи, Отроковицы раждающия неискусомужныя, пророк древле глаголет. Тем вси вопием: слава силе Твоей, Господи. –      5. На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе, граде Божий: мир на Израиля, и спасение языком. –      6. Возопиша с веселием праведных дуси: ныне миру завет новый завещается, и креплением да обновятся людие, Божия крове. Кондак, гл. 6. На престоле на нсбеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелом хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати. –      7. Спасый во огни Авраамския Твоя отроки, и Халдеи убив, яже правда праведно уловляше, пропетый Господи Боже отец наших, благословен еси. –      8. Веселися Иерусалиме, торжествуйте любящии Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде: да благоговеет вся земля от лица Его, и да вопиет: благословите, вся дела Господня, Господа. –      9. Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего. Стихира на хвалитех, гл. 4. Множество народа, Господи, постилаху по пути ризы своя; друзии же резаху ветви от древес и ношаху. Предъидущии же и последующии, зовяху глаголюще: осанна Сыну Давидову, благословен еси пришедый, и паки грядый во имя Господне. В неделю Ваий на вечерне Стихира на Господи воззвах, гл. 8. Радуйся и веселися, граде Сионе; красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый, осанна в вышних, благословен еси имеяй множество щедрот, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Наконец, спросим самих себя: с той ли простосердечной любовью, кротостью и незлобием встречаем мы Господа и Спасителя нашего, с которой встречали Его дети? Если так, то благо нам: любяй Мя, – говорит Господь, – возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему сам ( Ин. 14:21 ); если так, то особенно ныне прилично нам с веселием повторять песнь Господу: „Бог Господь и явися нам: составите праздник!“ ( Пс. 17:27 ) и Господь сил из младенческих наших уст совершит Себе хвалу, Но кто книжник и совопросник века сего, – даже воображая, что имеет истинную веру в Бога и надежду на Него, – не чувствует любви к Нему, так что и вера его и надежда состоят в одних холодных понятиях о законе и о путях к вечной жизни; тот, пока не покается, напрасно станет вопиять Господу: „осанна в вышних» Эти восклицания легко превратятся у него в неистовые вопли: распни, распни Его! Ибо и грехи второе распинают Христа. Не распинает ли Его, например, тот, кто в самые святые дни, когда Церковь преимущественно призывает всех чад своих к общественному богослужению, оставляет священные собрания и устремляется к шумным и безчинным увеселениям? Христиане! Братья! Предоставляя совести каждого решить, так ли или иначе встречаем мы Господа нашего Иисуса Христа, не только в сей благознаменитый день праздника нашего, но и во всей нашей жизни, не забудем и о той чрезвычайно важной и неописанно торжественной встрече Единородного от Отца, Судии мира, когда, по гласу трубы Архангела, воскреснут все мертвые из гробов, и мы, оставшиеся в живых, восхищени· будем на облацех, в сретение Господне на воздусе ( 1Сол. 4:17 ). Се Жених грядет в полунощи, исходите во сретение Ему ( Мф. 25:6 )! Блажен раб егоже обрящет бдяща. Благословен грядый во имя Господа Спаса нашего! Аминь. Читать далее Источник: Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах/[Соч.] Законоучителя Воспитательного о-ва благородных девиц прот. Василия Гречулевича. - Новое изд. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург : тип. журн. «Странник», 1868-1877./Т. 1. [Ч. 1]. - 1868. - 470, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Но, быть может, мы гораздо лучше, чем ветхозаветный Израиль, вникаем в смысл нынешнего торжества и не заставляем Господа скорбеть, как об Израиле древнем, не узнавшем времени посещения своего? Правда, пришли в храм люди с вербами, знамениями нынешнего торжества. И даже многие присоединяются к пению тропаря: …тем же и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Но не многие вникают в глубокий, возвышенный смысл этой песни праздника! Не многие приникают слухом к стихирам и иным песням церковным, в которых изъясняется смысл нынешнего праздника, подобно жаждущему, припадающему к источнику воды! Не остаются ли вне внимания многие слова дивного возвышенного канона, из которых одна песнь была уже приведена выше? Не остаются ли у многих недвижимыми ум и сердце даже при величественных звуках этой более часто слышимой в каноне песни: Бог Господь, и явися нам. Составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего . Без надлежащего разумения смысла празднества как могут чада Церкви войти в нынешнюю радость?» В 1935 году у архиепископа Фаддея наконец-то появился секретарь – Владимир Иванович Соколов, сын священника, служившего до 1921 года в селе Трусово Тверской губернии; скорби от властей и неизлечимая болезнь рано унесли его жизнь. С 1920-го по 1929 год Владимир Иванович служил псаломщиком в храме, где ранее служил его отец. После того как всё имущество у семьи в 1929 году было отнято, он переехал в Тверь и устроился завхозом в Вознесенскую церковь, и работал здесь до того времени, пока в 1935 году ее не захватили обновленцы. Тогда он стал секретарем у архиепископа Фаддея, одновременно с этим – регентом в Успенской единоверческой церкви, где часто служил архиепископ. Власти в 1936 году отбирали у православных последние храмы. Обновленцы ездили по Тверской епархии, требуя от настоятелей, чтобы те передавали им храмы. Но большая часть духовенства, зная своего архипастыря-подвижника и его церковную позицию относительно обновленцев, не поддавалась ни на уговоры, ни на угрозы. 29 сентября 1936 года гражданские власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но он по-прежнему ездил служить в последний ещё незакрытый храм за Волгой.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

1. Отцы наши поведаша нам, возвещающе хвалы Господни, и силы Его и чудеса Его, яже сотвори. 2. Ты послушал еси их, Боже, Ты милостив бывал еси им. 1. Приидоша языцы в достояние Твое, людей Твоих, Господи, смириша, и достояние Твое озлобиша. 2. Избранный Его стал в сокрушение пред Ним, возвратити ярость Его, да не погубит их. 1. И вменися ему в правду, в род и род до века. 2. Удиви Господь преподобнаго Своего. 1. Господь не оставит преподобных Своих, вовек сохранятся. 2. Слава сия будет всем преподобным Его. 06. 07. Святой праведной Иулиании, княжны Ольшанской Величание Величаем тя, святая праведная княжна Иулиание, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Псалом праведной деве Девы да восхвалят имя Господне. 08. 07. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже в благословение граду Казани и всей Русской земле даровала еси. Псалом общий Богородице третий Исповемся Тебе всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. 08. 07. Святаго праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжскаго чудотворца Величание и псалом общие Христа ради юродивому 08. 07. Святаго праведнаго Прокопия Устьянскаго Величание и псалом общие праведному. 10. 07. Положение честной и многоцелебной ризы Господней во граде Москве Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим многоцелебную ризу Твою, Тобою во благословение и покров Русской земле дарованную. Псалом 1. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля. 2. Господь на небеси уготова Престол Свой. 1. Господь воцарися, в лепоту облечеся; облечеся Господь в силу. 2. Господи, Боже мой, во исповедание и в велелепоту облеклся еси; одеяйся светом, яко ризою. 1. Приклони небеса и сниде; Бог яве приидет, Бог наш. 2. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. 1. Дал еси достояние боящимся имене Твоего. 2. Посла Бог милость Свою: помянув нас, благословил есть нас, благословил есть боящихся Господа. 1. Бог Господь и явися нам, составите праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Враги Господа умолкли. Злоба их, в виду торжественного Его входа в Иерусалим и всеобщего ликования, онемела, но в тишине продолжала строить ковы. «Видите ли, – говорили фарисеи старейшинам, – что вы не успеваете ничего? Вот последствия вашей нерешительности. А между тем, как вы дремали, весь мир идет за Ним ( Ин.12:19 ). И с этой минуты еще ревностнее стали искать случая убить Иисуса. Воспоминая торжественный царский вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, св. церковь воспевает: Бог Господь и явися нам: составите праздник и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего, и на утреннем богослужении вручает своим чадам зеленеющие древесные ветви, которые обыкновенно украшаются зажженными свечами. Такими ветвями, вследствие того, что неделя ваий бывает раннею весной, у нас обыкновенно служит верба, как начинающая зеленеть ранее других древесных растений. Перед каноном, на утрене, во время чтения псалма «Помилуй мя, Боже», священник совершает освящение вербы: трижды ходит кругом приготовленных ветвей вербы, читает составленную на этот случай молитву, окропляет вербу св. водою и потом раздает ветви молящимся, которые должны тихо и с благоговением подходить к священнику для принятия их. С этими ветвями, украшенными восковыми свечами, верующие и стоят в храме до окончания богослужения. Этот церковный обряд имеет глубокий внутренний смысл. В древности у евреев был обычай, по которому вождей, одержавших победу над врагами, прославляли, между прочим, тем, что встречали и провожали их с древесными, постоянно цветущими, ветвями. И Господа нашего Иисуса Христа, после воскрешения Лазаря, народ провожал от горы Елеонской в Иерусалим с зелеными пальмовыми ветвями, как царя победителя смерти. Подобно сему и мы в праздник входа господня в Иерусалим прославляем Господа, как победителя смерти. Зеленеющие ветви вербы, по изъяснению церкви, служат знамениями победы над смертью и воскресения Иисуса Христа и нашего общего воскресения. Общее воскресение, – воспевает св. церковь в тропаре праздника, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Таким образом, зеленеющими ваиями в праздник входа Господня в Иерусалим мы прославляем Господа, как победителя смерти, и воспоминаем наше будущее, воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А ныне да исполнятся уста наша хваления Твоего Господи, о судьбах «Гефсимании», яко да поем славу Твою во веки! Иеромонах АРСЕНИЙ Москва. Кремль. 9 марта 1911 года. Память св. 40 мучеников, иже в Севастии. Встреча икон в Гефсимании 1047 Бог Господь явися нам, составите праздник, и веселящеся придите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего. Пишу эти строки, и вновь переживаю неизгладимые в душе моей впечатления светлой радости по поводу торжества Гефсиманской обители. В этот навеки памятный для обители и знаменательный день поступило в благословение юной общине безценное сокровище. Я разумею здесь: дар Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Феодоровны – икон Спасителя, Богоматери, Распятия Господня, Сошествия во ад и Тайной вечери – все пять – из церкви-усыпальницы при Московском Чудовом монастыре; затем икону Успения Богоматери от настоятельницы Московского Вознесенского монастыря игумении Евгении, и, наконец, икону Успения Божией Матери с частицею камня от гроба Богородицы и другими святынями – от С. Г. Булгакова. Я сопровождал св. иконы от Москвы. По приходе поезда в Зарайск, вагоны обыкновенно пустеют; все пассажиры выходят, а поезд готовится к обратному следованию в Москву. И вот великое множество народа, выйдя из вагонов, было поражено, увидев инокинь с вербами в руках, пришедших в крестном ходу с хоругвями, для встречи чего-то грядущего во имя Господне... Все остановились тут же у станции, близ пришедших с крестным ходом насельниц «Гефсимании» и собравшихся на торжество жителей Зарайска. Вот вынесли из вагона св. иконы, и все присутствующие мысленно «прияша ваиа от финик» и стали восхвалять Господа о всем видимом: – Радуйся и веселися, мирный наш граде! Красуйся и радуйся, Богородичная обитель Гефсимания! Осанна в вышних! При колокольном звоне Зарайских церквей, блестя хоругвями, крестный ход со св. иконами, возглавляемый благочинным г. Зарайска протоиереем Н. И. Зиминым, тронулся по направлению к Гефсимании. Неоднократно останавливался он по дороге для совершения литий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Mainz, 1825–41, Th. 2. S. 213. 185 Пс. 117, 27 . В латинском подлиннике. «Alliga Domine festivitates catenis usque ad cornua altaris». С еврейского: «Вяжите вервями жертву, (ведите) к рогам жертвенника». В славянском, с перевода 70 толковников: Составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 186 1 и 2 Prooemium, Sedra. В сирийских церквах между обрядами литургии поются служащим священником, или клиром, различные песни, которые носят разные названия, каковы: «Седро», «Пешито», «Коло», «Акебо» и «Хутмо». Подобным образом и в греческих чинах много названий в этом же роде с значением, известным у тех, кто их употребляет. «Седро», или «Седра», зна­чит чин (ordo), как, например, в словах: И начинает чин (седра) покаянный, а сперва предисловие (et incipit ordinem poenitentiae, primo prooemium). Предисловие есть краткая молитва, которая обыкновенно предшествует «седрам» или другим молитвословиям. Renaud. Op. cit. Т. II, р. 67. 188 Слушающие (auditores) – очевидно, оглашенные, готовящиеся ко крещению, противополагаемые крещеным. А выше то же выражение auditores означает «слушателей» в противоположность чтецам. 189 Здесь оканчивается чинопоследование, предшествующее возношению (anaphora), или канону (canon) литургии, и употребляющееся при совершении не только литургии св. Иакова, но и всех других литургий у сирийских христиан. 192 Различие между певцом (Psalta) и певчим (Cantor), по всей вероятности, состояло в том, что первый пел по преимуществу ветхозаветные песни, а последний по преимуществу новозаветные. 193 В латинском: catholicam, т.е. всеобщую ектению, которая называется так же в греческой литургии св. Апостола Иакова. См. выше С. 138. 194 Tractatus de traditione Divinae Missae//Patrologiae Cursus Completus. Ed. Migne. T. LXV, col. 850. 196 Кроме того, собственно о литургии свт Василия упоминают: свт. Софроний, патриарх Иерусалимский († около 644) в сочинении об одеждах и литургии (Specil. Roman. Т. IV, р. 32), Петр Диакон (VI в.) в книге De incarnatione, ad. Fulgentium; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9 . «Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего». Господь (наш) есть Бог, и Он явился нам; составьте праздник и в восторге приидите с ваиями и ветвями, возвеличим Христа, в песнопениях восклицая: благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего. Б. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника торжественного вшествия Господа Иисуса Христа в Иерусалим 1) «Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и, грядет, хотяй на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе пришедшему победителю, слава Тебе Спасу Христу, слава Тебе благословеннаму, единаму Богу нашему» 39 . «На херувимех носимый, и певаемый они Серафим, возсел еси на, жребя Давидски Блаже, и дети Тя воспеваху боголепно» 40 . «Ликуй от радости, дщерь Сиона, – говорит пророк Захария, – торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). В исполнение непререкаемых глаголов Божиих радовалась дщерь Сионя и дщерь Иерусалимля при последнем торжественном вошествии Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Многие из народа иудейского, побуждаемые видением божественного чуда воскрешения от мертвых четверодневного Лазаря, другие движимые другими благотворными чудесами и милостями Господа Иисуса Христа, а дети по простоте и незлобию сердца и по сочувствию к любвеобильному и сладчайшему Иисусу Христу, вышли навстречу к Нему из города с ваиями в руках и пели победную песнь: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» ( Мф.21:9 ). При сем торжестве и радостном волнении народа «весь город пришел в движение» ( Мф.21:10 ) от изумления торжественной встречи. Так, по слову пророка, возрадовалась дщерь Иерусалимля! Между тем Господь, при виде святого града, среди радостного шума празднующих, плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010