игорь ковалев 12 октября 2019, 22:07 Алла.О ,,Подражании " " -,,Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией.В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. " " (св.Игнатий Брянчанинов) У нас действует принцип ,,согласия Отцов " " Что большинство св.Отцов считало истиной,то и есть истина.Так,что св.Димитрий здесь в меньшенстве и явно заблуждался.Как и вы! Алла 12 октября 2019, 03:19 Вадим К., как я уже сказала, Дмитрий Ростовский тоже святитель, как и Игнатий Брянчанинов. И он высоко оценивал труд Фомы Кемпийского. А значит в этом нет ничего зазорного для православного христианина. Всё просто. Алла 12 октября 2019, 03:17 игорь ковалев, ничего Церковь не отвергала, не придумывайте. Она не выносила никаких соборных суждений по поводу этой книги, а значит мы сами выбираем, чьим мнением нам руководствоваться. И я доверяю Дмитрию Ростовскому больше, чем Игнатию Бранчанинову. Мнение последнего о спасении католиков тоже всего лишь его частное мнение. Касаемо Невидимой брани. Если бы все ценное в труде Скуполи было взято из Лествицы, чего же тогда переводили именно его книгу, а не написали просто свою, на основе Лествицы? Всё эти составите " сравнительных анализов " просто лукавят. Вадим К. 11 октября 2019, 22:29 Алла, разница в том, что мнение свт. Игнатия это не просто мнение какого-то члена Православной Церкви. Он - ею признанный учитель монашества нашего времени и выразитель ее аскетического предания. Конечно, Вы вправе слушать не его учение, которое не его учение, а учение православных отцов, которое он воспринял - Вы можете слушать учение католика Фомы. Что значит Ваш выбор, думайте сами. " Человек есть то, что он ест " .

http://pravoslavie.ru/124417.html

Если составите описание последних дней в Бозе почившего Государя, то сообщите мне, чтобы возобновить утешительный плач о Царе Христианине. Утешение и мир Вам от Господа. Филарет, м[итрополит] Московский Анд[рею] Ник[олаевичу] мир. Вы хотите знать о моей болезни. Вы знаете, что простудная болезненность у меня всегдашняя. Когда я сильнее ее, считаю себя здоровым. Когда она пересиливает меня, принужден признавать себя больным. Она очень усилилась по случаю служения в холодной церкви в холодное время в одежде, не соответствовавшей степени холода. Простудная боль особенно держится в левой стороне тела, в зубах и в левом крае языка. Почему, чтобы не дразнить болезнь, я мало говорю. Болезнь упряма. Не надеюсь скоро оставить келлию. Здравствуйте Вы. Филарет, м[итрополит] Московский Целую Вас, М[илостивый] Г[осударь] Анд[рей] Ник[олаевич], во имя Господне: Христос Воскресе. Радуйтеся, здравствуйте, а мне простите воскресением все, в чем я пред Вами виноват. Невольническая жизнь моя все более становится невольническою. За один час спорят несколько дел. Мир душе Вашей. Филарет, м[итрополит] Московский М[илостивый] Г[осударь] Анд[рей] Ник[олаевич], радоватися и здравствовати в новое лето паче прошедшаго, да продолжает восходить дух, да не спешит временная жизнь уклоняться к западу, да будет мир окрест, наипаче же внутри. Простите, что долго молчу, и даже во дни, которые особенно должны отверзать сердца и дверь слова. Нелегко и несвободно влачу дни. Время требует работы, люди дают много работы, дух не отказывается от работы, но ветхое тело ленится и хочет одра и покоя. Благодарю за слово утешения в письме 26-го дня, полученное 30 дня. Что в воскресенье, в навечерии Рождества Христова, читано одно Евангелие на литургии и на вечерне, это произошло от недогадки, к которой подан повод замешательством в уставе. В ординарном уставе навечерия назначено на литургии, которая с вечернею, Евангелие от Луки, зачало 5, собственно праздничное, как и вся служба вечерни. Но в субботу экстраординарную прошла отдельная литургия в свое время, и для нее потребовалось Евангелие, как означено в указании чтений при Евангелии, от Матфея 53. Таким образом, Евангелие от Луки 5 должно оставаться на вечерни и в тот день навечерия, в который литургия отделена от вечерни. Но здесь, в уставе и в Минее, ошибкой указано Евангелие от Матфея. Служащие правильно прочитали Евангелие от Матфея на литургии, но потом должны были догадаться, что повторение не уместно и что пропустить Евангелие праздничное есть нелепость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

3 . 9-я глава книги пророка Захарии, стихи с 9-го по 15-й. В этой паремии содержится прямое пророчество о празднуемом событии: «Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом». На литии поются шесть стихир праздника, 1-го и 2-го гласа. А «на стиховне» – 4 стихиры со своими стихами. Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника: 1) на благословении хлебов на литии; 2) по пении «Бог Господь»; 3) в конце утрени. Особенности утрени На «Бог Господь» поются оба тропаря праздника. На полиелее поется величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый во имя Господне». После прочтения 50-го псалма иерей берет кадило и кадит крестообразно, читая молитву на благословение ваий. Затем на утрене читается канон святого Космы Маиумского , 4-го гласа; тропари поем на 12. Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды. На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем. После девятой песни светилен не поется, но возглашается: «Свят Господь Бог наш» (трижды). Отпуст: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Особенности Литургии Поются праздничные антифоны с особыми припевами и стихами. На третьем антифоне его стихи перемежаются пением первого тропаря праздника. На малом входе – входный стих 36 : «Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь, и явися нам». Затем прокимен, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне, Бог Господь, и явися нам». Стих: «Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его». Апостольское чтение – к Филипписием, зачало 247-е ( Флп. 4; 4–9 ). После Апостола – Евангелие от Иоанна, зачало 41-е ( Ин. 12; 1–18 ). Вместо «Достойно есть» поем задостойник 4-го гласа: «Бог Господь, и явися нам. Составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа, Спаса нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Возглашает предстоятель: Слава Святей и Единосущней и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Канонарх: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Лик: Царю Небесный: Канонарх: Трисвятое. Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство: Канонарх: Аминь. Господи, помилуй (12). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся: (трижды). Псалом 117. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси; боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его. От скорби призвах Господа и услыша мя в пространство. Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек: Господь мне Помощник, и аз воззрю на врагов моих. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь в тернии; и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных. Десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Исповемся Тебе, яко услыша мя еси, и был еси мне во спасение. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сей, и есть дивен во очесах наших. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. О Господи! спаси же! О Господи! поспеши же! Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам, составите праздник во учащающих до рог олтаревых. Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конечно, эти тайновидцы, говоря таким образом, не думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов. Но в этом бесчисленном множестве Ангелов удивительнее всего порядок, царствующий в небесных воинствах. Порядок есть красота совершенства, премудрость и истина Божия. Премудрость Божия, сотворившая всё сущее и даровавшая бытие Ангелов, разделила их на девять чинов. В Священном Писании упоминаются: Ангелы, Архангелы, Силы, Господства, Начала, Власти, Престолы, Херувимы, Серафимы ( Кол.1:16 ; Еф.1:21 ; 1Пет.3:22 ). Сии лики подчинены один другому и в своем различии дивно соединены совершенным согласием. Свет льется от высших ликов на низшие. Сияние славы Христа, ходатая всех, течет от избранного к избранному на весь сонм блаженных; река жизни, текущая из недр Божества, как прилив и отлив, исполняет небожителей. Какое восхитительное зрелище представляет уму верующего сие чудесное разнообразие в совершеннейшем единстве и сие единство в бесчисленном множестве! Блаженны, Господи, Боже сил, обитающие в доме Твоем и созерцающие толикие чудеса! Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют Ангелов на девять ликов, а сии девять ликов – на три чина. К первому чину относятся: Престолы, Херувимы и Серафимы; ко второму – Власти, Господства, Силы; к третьему – Ангелы, Архангелы, Начала. Первые суть Серафимы. Это название означает жар Божественной любви, которой они воспламеняются и которую сообщают другим ликам. Они тем более воспламеняются любовью, говорит святой Григорий Богослов , что между ними и Богом нет ни одного Ангела, стоящего и отделяющего их от Бога; они непосредственно соединены с Ним. Пламя любви их тем сильнее, что они ближе других созерцают сияние Божества. (Слово о богословии, 2е в твор. Св. Отц. III, с. 18–51). Имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости, по словам святых: Дионисия Ареопагита , Августина , Иеронима и Григория Богослова .

http://azbyka.ru/razmyshleniya-xristiani...

Здесь мы видим свойственное уже следующему этапу гимнографии внесение элемента личностного, эмоционального, восприятия в изложение библейского события, песнописец, а вместе с ним и все мы, становимся участниками описываемых событий, что отнюдь не затрудняло, но скорее наоборот облегчало понимание для читающего или слушающего того или иного текста песнопения. Зачастую атмосферу ликования песнописец создаёт, как, к примеру, Косма Маиумский в каноне Недели Ваий, повторяющимися призывами всех и вся к радости: «Веселися Иерусалиме, торжествуйте, любящие Сиона» (ирмос восьмой песни), «Бог Твой, радуйся, Сионе, зело, воцарися во веки Христос» (тропарь восьмой песни), «Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящееся придите, возвеличим Христа» (ирмос девятой песни) и т.д. Сложнее эмоционального богословское истолкование Евангелия, свойственное в большей мере Иоанну Дамаскину и Косме Маиумскому . Так, к примеру, в словах стиха, предваряющего синаксарь Лазаревой субботы «Рыдаеши Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости» содержится свидетельство о двух природах Христа: человеческой, которая оплакивает умершего Лазаря, и божественной, которая его воскрешает. В канонах Иоанна Дамаскина даже простые люди, к примеру, воины, каковыми были севастийские мученики, мыслят богословскими категориями: «Мещуще одеяния вся, входяще без трепета в езеро, друг ко другу глаголаху святии мученицы: за рай, егоже погубихом, риз тленных днесь не пощадим: змия ради иногда тлетворнаго облачени бывше, совлецемся ныне за всех воскресение» (из стихиры сорока севастийских мучеников на «Господи, воззвах»), то есть святые мученики, входя бесстрашно в озеро и снимая с себя свои одежды, обращались друг ко другу с такими словами: «Ради потерянного грехопадением Адама рая, не пожалеем о тленных ризах, в которые были облечены из-за пагубного змия, снимем же их ныне ради всеобщего воскресения». Совлекая свои тленные ризы, мученики совлекали с себя «ветхого человека», то есть своё греховное естество и облекались в ризу нетления, то есть жизнь вечную: «ветхаго убо человека совлекостеся, со привременною одеждею, в одежду же нетления облекостеся» (из тропаря первой песни канона Иоанна Дамаскина ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ирмос: Спасый во огни Авраамския Твоя отроки и халдеи убив, яже правда праведно уловляху, препетый Господи Боже отец наших, благословен еси. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Покланяющеся людие, и со ученики радующеся, с ваием, осанна Сыну Давидову зовяху препетый Господи Боже отец, благословен еси (Дважды) . Слава: Неискусозлобное множество, еще младенствующее естество, боголепно Тя, Царю Израилев и Ангельский, воспет: препетый Господи Боже отец, благословен еси. И ныне: С ваием Тя Христе, ветвьми похваляху множества: благословен пришедый Царь веков. Вопияху же: препетый Господи Боже отец, благословен еси. Песнь 8 Ирмос: Веселися Иерусалиме, торжествуйте любящии Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде, да благоговеет вся земля от лица Его, и да вопиет: благословите вся дела Господня Господа. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. На жребя младо всед Царь твой Сионе, предста Христос: безсловесное бо идольское прельщение разрушити, и неудержанное стремление уставити всех язык прииде, во еже пети: вся дела пойте Господа (Дважды) . Слава: Радуйся Сионе зело: Бог твой воцарися во веки Христос. Сей, якоже писано есть, кроткий и спасаяй, праведный Избавитель наш, прииде на жребяти, конское свирепство убити врагов, не вопиющих: благословите вся дела Господня Господа. И ныне: Оскудевает Божественных ограждений, законопреступное сонмище непокоривых, понеже дом молитвы Божия, вертеп сотвориша разбойническ, от сердца Избавителя отринувше, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа. Песнь 9 Ирмос: Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Языцы, вскую шатаетеся? Писменницы и священницы, почто тщетным поучистеся, рекше: кто Сей, Емуже дети с ваием и ветвьми, песньми зовут: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего (Дважды) . Слава: Сей Бог наш, Емуже никтоже подобен, праведный всяк путь изобрет, даде возлюбленному Израилю: по сих же с человеки поживе явлься. Благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-vhodu...

22 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: 22 Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: 23 от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. 23 От Господа было это, и дивно в очах наших. 24 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. 25 О! Господи, спаси же, О! Господи, поспеши же. 25 Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! 26 Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. 26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. 27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 27 Бог — Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. 28 Бог мой еси ты, и исповемся тебе: Бог мой еси ты, и вознесу тя: исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение. 28 Ты — Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты — Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. 29 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. 29 Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.   Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости. — Почему многие из людей не видят этих милостей? — Божественное милосердие к страждущему и вследствие этого уверенность последнего в своей безопасности. — Тщетность надежды на людей, хотя бы они были знатны и сильны. — Испытанная Псалмопевцем божественная помощь во время наибольшей опасности и прославление Господа за избавление от смерти, служившее прообразом нашего воскресения. — Благотворное действие посылаемых Богом бедствий. — « Камень, которым пренебрегли строители… » — Не малая добродетель — с радостью принимать благодеяния Божии. — « Бог — Господь и явился нам ». — Что значит: « соберитесь на праздник многолюдными толпами »? — Призыв к прославлению Господа ради Его величия.   « Аллилуия. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его » (ст. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Старинные из них сооружены из больших гранитных плит багряного цвета и в правильных расстояниях укреплены четвероугольными башнями, кои очень мало выступают из наружной линии стен и поддерживаются низменными устоями; новые же складены смешанно, частью – из прежних плит, а большей частью из малых камней другого рода, и обезображены полукруглыми выступами без всякой соразмерности со старыми башнями 53 . В старинных стенах и башнях, назнаменованных крестами, видны длинные и весьма узкие прозоры, где в два, где в три ряда, придуманные для стреляния из лука; а на гребне северной стены стоят пушечки, из которых синаиты стреляют при встрече и проводах почетных гостей и в большие праздники, и грохотом выстрелов держат в страхе местных бедуинов. В западной стене находятся главные ворота монастыря; но они уже давно закладены по причине отсутствия игуменов-архиепископов; посему монахи и поклонники входят и выходят через потаенную калитку, ведущую в сад, или поднимаются и спускаются на веревке воротом, устроенным на верху северной стены. Соборный храм Преображения Господня в Синайском монастыре есть тот самый, который построен был при царе Иустиниане I. Он образует собой диагональ в отношении к четверосторонней ограде обители, однако не совсем правильно, ибо поставлен гораздо ближе к северо-восточному углу ее и от прочих углов и сторон отстоит далеко. Основание и пол его положены на ровной площадке довольно глубоко, так что монастырские стены господствуют над ним, несмотря на значительную высоту его. Весь он складен из гранитных камней, вытесанных в виде квадратов и параллелепипедов. Длина его измеряется восемнадцатью саженями от внутренней стены алтаря до выхода, ширина – десятью саженями, высота так же десятью саженями до срединного потолка. Зодчество его снаружи имеет свой особенный характер. Представьте себе две боковые, низменные стены храма с малыми окнами; проведите в параллель им другие стены внутренние, но гораздо выше первых, с шестью огивными окнами, разделенными пополам колонночкой; в середине же святилища поставьте четырнадцать трехсаженных колонн из камня, по семи в ряд, и над ними семь арок, а над арками шесть окон; потом выведите высокую, остроконечную с длинным гребнем кровлю над колоннадной серединой храма, а двойные стены, параллельные колоннам, покройте наклонно двумя крышами, одну другой ниже; присовокупите с запада остроконечный фронтон и по обеим сторонам его две четырехугольные, плосковерхие башни мало чем выше карниза фронтонного: и вы составите понятие о наружном виде Синайского храма, как о длинной пирамиде с неравными уступами 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Роптали братья на своего Настоятеля, что он устроил обитель на таком месте, где не было воды, за которою надобно было ходить далеко; они хотели перевести монастырь на другое место близ воды. Взяв со собою одного брата, Преподобный пошел с ним в долину под монастырем и нашедши там скоп дождевой воды, сотворил над ней молитву, которая претворила эту лужицу в источник чистой воды. Так «проторжеся вода к пустыни и на жаждущей земли источник водный явился». 5 Духовные подвиги Сергия прославили Радонежскую пустыню. Народ и вельможи притекали просить благословения и молитв Сергия, который прославился многими чудесами, исцелениями больных и воскрешением умершего отрока; даже монашествующие оставляли свои обители и приходили жить под его наставлением. Молва о благочестивом и добродетельном его житии достигла слуха Цареградского Патриарха Филофея; он прислал к нему с посланием в благословение крест, параманд и схиму. Смиренномудрый Сергий усомнился, к нему ли, а не другому кому, отправлены сии дары святительские; приказав успокоить в обители своей посланных, сам отправился к Алексею Митрополиту с донесением о случившемся. Святитель прочел Патриаршее послание к Радонежскому игумену такого содержания: «Божиею милостью Архиепископ Константина града вселенский Патриарх Кир Филофей: о Святем Дусе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию. Благодать и мир и наше благословение да будет с вами! слышахом убо еже по Бозе житие твое добродетельно и зело похвалихом и прославихом Бога. Но едина главизна еще недостаточествует ти, яко не общее житие стяжаете. Понеже веси, Преподобне, и самый Богоотец Пророк Давид, иже вся обсязавый разумом, ничто же ино тако возможе похвалити, точию: се ныне что добро, или что красно; но еже жити братии вкупе. Потому же и аз совет благ даю вам, яко да составите общее житие, и милость Божия, и наше благословение да есть с вами». Св. Митрополит благословил Сергия поступить по совету Патриарха – и с того самого времени, в обители Преподобного учреждено общежитие; воспрещено иметь собственность и называть что-либо своим. С тем вместе число учеников увеличилось и в обители водворилось изобилие. Обращая избыток к умножению благословения, добродетельный Сергий ввел в обитель свою странноприимство и питание нищих. «Если сохраните сию заповедь мою без роптания», говорил он братии: «то и по отшествии моем от жития сего, обитель весьма распространится».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010