Если бы Он не имел воскреснуть, то не сделал бы вышесказанного. Видишь ли, как этими словами и неверием в воскресение мало-помалу ниспровергается все домостроительство Божие? Впрочем, он пока ничего не говорит о воплощении, а только о воскресении, потому что не воплощение, а смерть (Христова) разрушила смерть; когда Он пребывал во плоти, то владычество смерти еще продолжалось. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна» ( 1Кор.15:14 ). Хотя следовало бы сказать: если (допустите, что) Христос не воскрес, то будете противоречить очевидной истине, столь многим пророкам и самим событиям, – но он выражается гораздо разительнее: «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Он хочет потрясти души их. Мы, говорит, все потеряли, все погибло, если (Христос) не воскрес. Видишь ли таинство домостроительства? Если Христос, умерев, не смог воскреснуть, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, и не мы только тщетно проповедовали, но и вы тщетно уверовали. И не только таким образом показывает нелепость этих нечестивых мыслей, но еще сильнее продолжает: «притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают» ( 1Кор.15:15 ). Если же это нелепо, как хула и клевета на Бога, и однако вы будете говорить, что Бог не воскресил Христа, то отсюда произойдут еще другие нелепости. Здесь он опять утверждает тоже и повторяет: «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» ( 1Кор.15:16 ). Если бы Христос не имел сделать это, то и не пришел бы. Впрочем (апостол) не говорит этого, а указывает только на конец, на воскресение Его, и тем убеждает всех. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор.15:17 ). С известным и признанным за несомненное он неоднократно соединяет воскресение Христово, чтобы посредством твердо исповедуемого сделать твердым и очевидным и то, что казалось слабым и сомнительным. «Вы еще во грехах ваших».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Согласно сложившейся методологии, в патристике подобные тексты должны публиковаться с соответствующими ремарками: 1 . Аутентичные тексты прп. Исаака Сирина ; 2 . Тесты, приписываемые прп. Исааку Сирину ; 3 . Тексты сомнительные или подложные. Современные издания игнорируют такую классификацию, тем самым внося еще большую путаницу в настоящую проблематику. 1. Загробная участь праведных и грешных у прп. Исаака Сирина в Первом собрании В Первом собрании находятся два фрагмента, в которых прп. Исаак говорит о загробной участи праведных и грешных. В 58 Слове 14 преподобный рассуждает о многих обителях, которые у Отца Небесного уготованы для праведных. Исаак говорит, что обители находятся между двух степеней: «…разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяния». Затем преподобный отец продолжает, отвечая на чью-то «несмысленную речь»: «Если же это справедливо (как и действительно справедливо), то что несмысленнее и неразумнее такой речи: “довольно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царство, не забочусь”? Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство: равно как лишиться Царства – значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда придет Сын человеческий в славе Своей… и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю ( Мф. 25, 31–33 ). Не три наименовал сонма, но два, – один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведницы же в животе вечном. ( Мф. 25, 46 ) просветятся яко солнце ( Мф. 13, 43 ). И еще: от восток и запад приидут, и возглянут на лоне Авраамовом во Царствии небеснем; сынове же царствия изгани будут во тму кромешную, где плач и скрежет зубом ( Мф. 8, 11–12 ), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть мучительная геенна?» Здесь мы видим, что прп. Исаак верен библейской эсхатологии. Под мучительной геенной он подразумевает одну из обителей, которая уготована диаволу и ангелам его ( Мф. 25, 41 ). Такое же напоминание мы находим и у ап. Павла: Ибо великий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог… А Христос – как сын в доме его. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке. ( Евр. 3, 4–6 ; 2Тим. 2, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Так как толкования эти, как мы выше сказали, сложны и пространны, то мы коснемся их сжато и кратко. Итак, веселись, Израиль, в юности твоей и делай то или то, о чем уже сказано, пока не наступил плен, пока не отступила от тебя честь и слава твоя и не отняты святые твои (которых хотят они разуметь под солнцем луною и звездами); пока не пришёл Навуходоносор или Тит, сын Веспасиана, призванный пророками, и пока не исполнились их пророчества, – не исполнились в тот день, когда удалятся ангелы, стражи храма, и смутятся все самые крепкие в войске твоем, когда умолкнут слова учителей и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих, когда заключатся двери храма и унижен будет Иерусалим, и придет Халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы, и умолкнут дщери песни – хоры поющих в храме; в то время, когда приходящие в Иерусалим, даже самые враги, убоятся величия Божия и устрашатся погибели Сеннахериба на пути сомнительном ( Ис.37 ); ибо это разумеют они в сказанном: «и от высоты убоятся и устрашатся на пути» ( Еккл.12:5 ). В те дни« зацветет миндаль», – тот посох или жезл, который Иеремия видел в начале своего пророчества, и «отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс», – содружество Бога с Израилем. Что значит «каперс», объясним подробнее, когда будем говорить о всем порознь. Все это произойдет с Израилем потому что отойдет человек в дом вечности своей и помощью Божьею возвратится на небо, и при отходе его в дом свой окружат его на улице плачущие и рыдающие, окруженные вражескою осадою. Итак, веселись, Израиль, в юности твоей, «доколе не порвалась серебряная цепочка», то есть пока слава ваша с вами, «доколе не разорвалась золотая повязка», – доколе, то есть, не отнят ковчег завета; пока «не разбился кувшин у источника и не обрушилось колесо над водоемом», – пока, то есть во Святом Святых есть заповеди закона и благодать Святаго Духа, пока ты не возвратишься в Вавилон, откуда ты вышел в чреслах Авраама, пока не будешь ты под игом в Месопотамии, откуда некогда вышел, и пока всякая благодать пророчества, какою некогда ты был вдохновлен, не возвратится к своему Подателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное содержание нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге, отношение Бога к миру и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в Таинстве Крещения, обладает естественной способностью знать Бога. Это вероятно и имеет в виду Господь Иисус Христос , когда говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф. 18, 3 ); славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Mф. II, 25 ); кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном ( Мф. 18, 4 ); чистые сердцем... Бога узрят ( Мф. 5, 8 ). Это свойство внутреннего, непосредственного зрения Бога, некоторые люди сохраняют на всю жизнь. Таковы прежде всего святые: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие. Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических заключений пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца. Никто не доказывает бытия солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые не ищут доказательства бытия Божия. Ставить признание бытия Божия в зависимость от соображений нашего разума, постоянно колеблющихся и меняющихся в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших знаний – это значило бы обосновать несомненное сомнительным или рассматривать солнце при помощи тусклой свечи. И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей своей жизни сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного восприятия бытия Божия, и это особенно свойственно людям простым и смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца. Почему дети теряют веру в Бога Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать Бога и верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит эта потеря веры и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить? Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов тем, кто говорит, что не нужно «навязывать» детям религиозных верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

2 . Иисус молился Богу: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». Да, Он не желал испивать эту чашу горести. Однако Его желание не исполнилось. И при этом возникает мучительный вопрос: «не чего Я хочу, а чего Ты» – так неужели Бог Отец хотел страданий и смертных мук Своего Сына? – Как можем мы ответить для себя на этот вопрос? Смеем ли мы вообще вторгаться в эту таинственную сферу? Минуя различные богословские размышления на затронутую тему, постараемся ограничиться лишь тем, что мы вычитываем из самого евангельского текста, смысл которого в том, что мы очень часто не можем постичь смысл происходящего, но можем всегда быть уверены в том, что «Отец никогда не заставит страдать Своего Сына напрасно». В этом был уверен Иисус. И все же... умирать не хочется. Но в этом грешном мире, пока он стоит, страдание и сама смерть человека неизбежны! Так было и для Иисуса Христа как Человека, хотя и Сына Божия. – И если мы теперь спросим «Почему так?», то не должны ли мы сначала спросить самих себя, что было бы, если бы... Если бы Бог избавил Иисуса из этой полной смертельной опасности ситуации; если бы Он послал Ему на помощь «более, нежели двенадцать легионов Ангелов» ( Мф 26,53 ), или, по меньшей мере, повелел бы Ему покинуть Елеонскую гору и спасаться в Иудейской пустыне, пока не улягутся валы враждебности в Иерусалиме, – если бы так случилось, то не оказалась бы сомнительной вся проповедь Иисуса Христа? И в таком случае что означали бы слова Иисуса, обращенные к нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» ( Мк 8,34–35 )? – Тогда на такие слова мы могли бы возразить: «Другим проповедывал, а сам не следовал! И мы с чистой совестью постарались бы уклониться от креста! 3 . Иисус говорит Петру: «Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Эти слова проясняют то, что уже было сказано прежде: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. ... Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк.13,33–37 ). Теперь мы понимаем, в чем именно состоит призыв «бодрствовать», – в той молитве, в которой человек стремится сделать волю Бога Отца основой своей жизни: «не чего Я хочу, а чего Ты». Искушение, о котором предостерегает Иисус Христос – не просто какое-то нравственное или физическое испытание, которое мы переживаем постоянно, но искушение отпасть от веры в благую волю Божию и утвердить свою собственную волю, то есть отпасть от веры вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

— Добрый вечер. Батюшка, я бы хотела с вашей помощью разобраться в непонятном для меня повествовании. В книге «Бытие», главы 7 и 8 написано, что когда Ной построил ковчег, то лил дождь сорок дней и сорок ночей, потом продолжалось наводнение сорок дней и сорок ночей, и дальше, в самом конце, вода усиливалась на земле сто пятьдесят дней, и по окончании ста пятидесяти дней вода окончилась. Я не могу понять, почему разница в днях получается. О. Олег Стеняев: — Действительно, дождь лил сорок дней и сорок ночей, но вода усиливалась не только за счёт дождя, а за счёт того, что не только хляби небесные раскрылись, но и все источники вод. На это тоже надо обращать внимание, что когда был потоп, то все источники вод раскрылись. Бытие, 7:11: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...» Т.е. здесь мы видим, с одной стороны, источники вод из «великой бездны» — это могло быть движение океана, цунами какое-то; с другой стороны, дождь — это «окна небесные отворились». Когда у вас возникает какой-то вопрос, просто внимательней перечитайте контекст, в котором сомнительный для вас стих, и вы обязательно найдёте ответ на то недоумение, которое может быть. Владимир Носов: — Батюшка, а вот если всё-таки хочется по отцам свериться и узнать толкование отцов.  Кого бы вы порекомендовали по Ветхому Завету, по Бытию, в частности? О. Олег Стеняев: — В случае с такими непонятными местами лучше всё-таки перечитать контекст. Потом, если говорить о толкованиях, например, на книгу Бытия — во время Поста она как раз читается за службой, — я бы рекомендовал Ефрема Сирина. Его толкования очень краткие, они не такие пространные, как у святителя Иоанна Златоуста. Или просто пользуйтесь «Толковой православной Библией», так называемой Библией Лопухина. Там можно найти то или иное пояснение, и там как раз такие внешние противоречия — в Библии, конечно, нет противоречий — находят разрешение ссылкой на отцов или на других исследователей Писания. Я, кстати, в семинарии преподаю предмет «Трудные места Библии».

http://radonezh.ru/text/chto-imeet-v-vid...

Быт.41:4 . и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. Семь годов голода следуют непосредственно после семи годов плодородия и всецело уничтожают все запасы и само воспоминание о последнем (ср. ст. 30–31): это обозначается фантастическою чертою, понятною лишь в сновидении, – истребление сытых коров худыми. Быт.41:5 . и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; Повторение сна в другой форме, по понятиям древности означавшее тождество смысла обоих снов и безусловную сбываемость их, имело возбудить внимание фараона и веру его в провиденциальное значение сна первого; притом второй сон, отображающий земледельческий быт и плодородие Египта, удобопонятнее: произрастание 7 колосьев (полных) на одном стебле – явление очень знакомое в плодоносной долине Нила. Быт.41:6 . но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; Напротив, 7 тонких колосьев произрастают изолированно; их опаляет «восточный» – по отношению к Аравии и Палестине, но северо-восточный – в отношении Египта, ветер, хамсин ( Иер. 18:17 ; Иез. 17:10, 19:12 ; Ос. 13:15 ). Быт.41:7 . и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Живость образов обоих снов была столь велика, что лишь по окончательном пробуждении фараон понял, что виденное было сном. Мудрецы Египта и Иосиф Быт.41:8 . Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. Смущение фараона, естественное вообще после сновидений ( Быт. 40:7 ), могло вызываться еще следующими обстоятельствами: повторением сна, воззрением древности, что судьбы народов могут открываться их правителям (ср. Дан. 10:7 ), наконец, господством в Египте системы иероглифов, в которой представления выражались символическими знаками. Это последнее и побуждает фараона созвать волхвов, chartummim (ср. Исх. 7:11, 22, 8:7, 9:11 ) и всех вообще мудрецов Египта. Этимология chartummim не установлена; корень этого слова искали не только в еврейском (от cheret – резец, орудие письма), но также в сирийском, арабском и египетском языках, напр., производили (с сомнительной филологической основательностью) от двух арамейских слов: chur, видеть, и tum (евр. taman), скрывать: толкователь тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4,1-3). Так предлагает апостол выходить из затруднения. Будем, о возлюбленные, проецировать слова апостола на наш экран. Если мы задумаемся, то уверенно сможем любому фильму или книге отвести место по ту или иную сторону баррикад. Потому что у нас есть то, чего не было у Понтия Пилата – ясный критерий истинности, ключом к которому является душеполезность того или иного произведения. Тут главное – не подходить схематично. Та книга или картина, которая учит смирению – однозначно наша. Та, что учит жертвенной любви, дружбе, размышлению – тоже наш союзник. Как говорят критики, самое лучшее произведение о любви – то, в котором не употребляется слово «любовь», а говорится о ней между строк. Ведь так можно и христианство проповедовать, не произнося слово Бог (даже молча). Но чтобы можно было предложить такое произведение для просмотра, нужно самому уметь мыслить и научиться разбирать его по косточкам. Да, да, это то же самое, что мы в школе проходили. Помните вопрос учительницы литературы, в ответ на который все дружно молчат? Это вопрос: «Что хотел сказать автор?» Но если за школьной партой этот вопрос мучил нас только 45 минут, то сегодня он становится вопросом жизни и смерти. Духовной жизни и духовной смерти для нас и наших детей. Все равно наши дети будут смотреть телевизор, все равно они будут читать сомнительные книги. Сейчас или потом – неважно. Важно заранее выработать у них эстетический вкус и навыки анализа, чтобы под видом «шедевра», им не подсунули то, что окажется прогнившим насквозь или ядовитым. Что хотел сказать автор? Этот вопрос я неизменно задаю своим детям после просмотра нового фильма или мультфильма (который сначала внимательно смотрю сам).

http://pravoslavie.ru/63505.html

     Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное содержание нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге, отношение Бога к миру и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в Таинстве Крещения, обладает естественной способностью знать Бога. Это вероятно и имеет в виду Господь Иисус Христос, когда говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3); славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. II, 25); кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4); чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5, 8).      Это свойство внутреннего, непосредственного зрения Бога, некоторые люди сохраняют на всю жизнь. Таковы прежде всего святые: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие.        Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических заключений пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца. Никто не доказывает бытия солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые не ищут доказательства бытия Божия. Ставить признание бытия Божия в зависимость от соображений нашего разума, постоянно колеблющихся и меняющихся в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших знаний - это значило бы обосновать несомненное сомнительным или рассматривать солнце при помощи тусклой свечи.     И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей своей жизни сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного восприятия бытия Божия, и это особенно свойственно людям простым и смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца. Почему дети теряют веру в Бога  Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать Бога и верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит эта потеря веры и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить?      Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов тем, кто говорит, что не нужно " навязывать " детям религиозных верований.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Непрестанная молитва «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес.5:16-18), - заповедует нам апостол Павел. Здесь имеется в виду не непрестанное произнесение молитвенных слов, так что не остается времени ни на что другое, а скорее постоянная память о Боге и обращенность к Нему. Есть разное способы этого достичь. Один — это постоянная память о Боге, связанная с тем, что вокруг. «Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду — благодари Даровавшего нам покровы… Пришел ли день — благодари Даровавшего нам солнце… » (Василий Великий). Другое — краткие молитвы в течение дня: «Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи». Кончаешь дело, говори: «Слава Тебе, Господи», — и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая поднимается, говори: «Спаси, Господи, погибаю». Находит тьма помышлений сомнительных — взывай: «Изведи из темницы душу мою». Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним — молись: «Настави мя, Господи, на путь» (Феофан Затворник). Еще один вариант — частое повторение строчки из псалма или молитвы Иисусовой. И наиболее легкий вариант — молитва по часам. Молитва часов Тропарь 3-го часа На русском языке На церковнославянском языке Господи, Пресвятого Твоего Духа/в третий час Апостолам Твоим ниспославший,/Его, Благой, не отними от нас,/но обнови в нас, молящих Тебя. Стих 1 : Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Господи, Пресвятого Твоего Духа/в третий час Апостолам Твоим ниспославший,/Его, Благой, не отними от нас,/но обнови в нас, молящих Тебя. Стих 2 : Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Господи, Пресвятого Твоего Духа/в третий час Апостолам Твоим ниспославший,/Его, Благой, не отними от нас,/но обнови в нас, молящих Тебя. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и вечно, и во веки веков. Аминь Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа/в третий час Апостолом Твоим низпославый:/Того, Благий, не отыми от нас,/но обнови нас, молящих Ти ся. Стих 1 : Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

http://predanie.ru/velikijpost/kak-molit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010