Нравственные отношения и обязанности христианина к себе самому XLII. Общие, или основные, отношения и обязанности христианина к самому себе С обязанностью любить Бога Спаситель неразрывно соединяет обязанность любить ближних ( Мф. 22:37–40 ). Поэтому после нравственных отношений христианина к Богу нам, по-видимому, следовало бы говорить об отношениях его к ближним. Но по заповеди Господней мы должны любить ближнего, как «самого себя» ( σ σεαυτν) ( Мф. 22:39 ). Чтобы любовь наша к ближним, имеющая свое основание в любви к Богу, была живой и деятельной, она должна пройти через горнило истинной любви к самому себе. Ежедневный опыт говорит, что смотря по тому, как мы любим себя самих, мы любим и наших ближних. В ком нет уважения к себе, в том нет уважения и к другим, и чем более уважаем мы самих себя, тем более можем уважать и ближних. Так как любовь к самому себе всегда бывает искренна и сильна, то, естественно, она, по мысли Спасителя, должна быть мерилом нашей любви и к ближним 383 . Любовь к самому себе человек должен целиком переносить и на ближних. Кто чувствует потребность любви, снисхождения, прощения, тот, конечно, будет сочувствовать людям, будет стараться о том, чтобы в точности исполнить заповедь Христову: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф. 7:12 ). Словом, «это закон общий, – говорит Б.Чичерин, – я должен любить другого, как самого себя» 384 . По этой-то причине скажем сначала о нравственных отношениях христианина к себе самому. Общий характер отношений христианина к себе самому не автономный, а зависимый от Существа Высочайшего. Кант как автономист думает, что все наши обязанности суть только обязанности к самим себе и что для вывода их достаточно различать человека как существо умственное ( νομενον), т.е. свободно-разумное, от человека как явления. Есть и христианские моралисты, допускающие возможность выведения обязанностей к самому себе из самосознания. Но весьма сомнительно, чтобы человек мог обязывать себя без сознания себя в Боге, этом идеале нашего мышления, хотения и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Изъяснение псалма 76-го. Пс.76:1 .  Начальнику хора Идифумова. Псалом Асафа. «В конец, о Идифуме, псалом Асафу». Симмах перевел: «чрез Идифума». И ему был вверен лик песнословящих Бога. Посему псалом сей изрек Асаф, или сам от себя, или произнеся пророчество Давидово. Утвердительно же говорить о деле сомнительном не безопасно. А предсказывает псалом колебание помыслов и происходящия оттого страдания у Израильтян, принужденных рабствовать в Вавилоне, научает также, какую молитву им прилично принести Богу, прося освобождения от бедствий. И Пророк дал псалму такий вид, как будто Израильтяне пересказывают сие и песнословят Бога уже по возвращении из плена. Пс.76:2 .  Глас мой к Богу, и я буду взывать; глас мой к Богу, и Он услышит меня. «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми», то есть, усердно принес я молитву, и вскоре получил просимое. Потом показывает время сего. Пс.76:3 .  В день скорби моей ищу Господа; рука моя простерта ночью и не опускается; душа моя отказывается от утешения. Пс.76:4 .  Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой. «В день скорби моея Бога взысках». Пораженный страданиями, тщательно взыскал я божественной помощи. Ибо слово: «взысках " дает разуметь усердную молитву. Потом показывает образ молитвы. «Рукама моима: нощию пред Ним, и не прельщен бых». А Симмах перевел так; «рука моя ночью была простерта непрестанно». Проводя ночь в безмолвии, простирал я руки, умоляя о человеколюбии, и не обманулся в надежде. Ибо сие значат слова: «не прельщен бых», то есть, не напрасно пребывал во бдении, но пожал плод молитвы. «Отвержеся утешитися душа моя». «Помянух Бога и возвеселихся». Отринул я всякой предлог к утешению, и единственным услаждением для себя имел памятование о Боге. «Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой». А Симмах перевел так: «разсуждал я сам с собою, и впадал в изнеможение». Часто беседуя сам с собою и размышляя о постигших меня бедствиях, отчаявался я в освобождении от них, и мучительно язвили меня стрелы уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 5 Еккл.5:1–2 . Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Не торопись устами твоими, и сердце твое да не спешит произнести слово пред лицом Божиим, потому что Бог на небе, а ты на земле. Посему пусть не многи будут слова твои, поскольку придет сновидение во множестве заботы, и голос неразумного во множестве слов. Многие думают, что в настоящем месте внушается то, чтобы мы не обещали чего-нибудь пред Богом опрометчиво, и не взвесив своих сил, не давали таких обетов, которых не можем исполнить. Ибо при нас присутствует Бог, и хотя Он, по-видимому, на небе, а мы на земле, однако слышит, что мы говорим, и из множества слов обличается наше неразумие. Другие же, объясняя лучше, утверждают, что этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслью не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержанны. Ибо, как занятый многими заботами часто как в бреду представляет то, о чем думает: так желающий размышлять о Божестве слишком много, впадает в неразумие. Или так: слова наши потому должны быть не многочисленны, что и то, что мы, по нашему мнению, знаем, мы видим как бы чрез тусклое стекло, гадательно, и то, в чем уверены, представляем как в сновидении. Когда выскажем слишком многое, то для нас будет ясно, что конец нашего рассуждения – неразумие. Ибо от многоглаголания не избежим греха. Еккл.5:3–4 . Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, поскольку нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» ( 1Кор.16:12 ). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» ( Исх.24:3 ), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Закрыть Ничего не бояться или всё-таки бояться? Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх Андрей Карпов   11:45 06.11.2023 257 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Нам часто говорят, в том числе с вершины политического Олимпа, что Россия никого не боится. Нам это нравится, и мы повторяем: Россия никого (ничего) не боится; мы, русские, никого не боимся. Имеется в виду, что нет такой внешнеполитической силы или её ухищрений, которых бы мы испугались. И это хорошо. Это как раз и есть политический суверенитет. Но вот сама формула, в которую отелилось наше понимание суверенитета, сомнительна. Конкурентов на внешнеполитическом поле бояться, конечно, не надо. Но говорить вот так: «мы ничего (никого) не боимся», на мой взгляд, неверно. Затвердив подобную формулировку, мы начинаем и впрямь считать, что мы не должны ничего бояться. И это ошибка. Пускай список правильных страхов недлинный, в нём всего три пункта, но забывать о них ни в коем случае нельзя. 1. Мы должны бояться Бога . Что значит бояться? В первую очередь, это означает понимать дистанцию: вот я, человек, тварь (то есть сотворенное Богом существо) и вот Он, Бог, Творец всего сущего. Когда Христос преобразился перед апостолами, они были, по слову евангелиста Марка, «в страхе», а когда прозвучал голос с неба, то упали на лица свои, ибо невозможно было стоять на ногах при явном присутствии Божьем, не прикрытом человеческой ипостасью. Мы же не помним об этом страхе и оперируем именем Божьим как именем обычного участника наших земных отношений. Мы строим свою жизнь и думаем, что Бог тоже следует заданной нами архитектуре. А это не так. Апостол Павел восклицает: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». У Бога другая геометрия мира, ибо мир — это Его творение. Не понимая этого, мы привязываем Бога к нашим поступкам и чаяниям, тогда как Он вершит наши судьбы. Он никому ничего не должен, а вот мы Ему должны — должны следовать Его заповедям, ибо задолжали самим нашим существованием.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/ni...

Вопрос: Что такое «слава» в христианском понимании? В советские времена слова «славить» и «прославлять» имели несколько сомнительный смысл, и понятно почему. А что такое «слава» как неотъемлемое свойство Бога? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Советская идеология была суррогатом религии: отсюда фетишизация государства и партии, культ вождей, многочисленные памятники-идолы, особая символика. Воинствующая борьба против христианской веры понадобилась для того, чтобы заменить поклонение Божеству как Всесовершенному Духу поклонением человеку и его земным делам. Всякая подмена христианства имеет демоническое происхождение. Само слово «слава» было одним из средств мифологизации реальности. В Священном Писании понятие «слава» (евр. кавод; греч. докса) выражает важнейшее свойство Бога – Его абсолютное величие. Оно обнаруживается в Богоявлениях. Поэтому в Библии «слава» часто означает самого Бога в проявлении Его могущества и в сиянии святости: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40: 34). Позже при освящении храма присутствие Бога также передается словом «слава»: «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7: 2). Слава Господня часто открывается людям через дивные дела Божии. Впечатляющим свидетельством славы Божией является сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18: 2). Слава Его открывается также в знамениях и чудесах (переход через Чермное море, манна в пустыне и др.), в судах Его над непокорными и развращенными народами и людьми: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей» (Пс. 101: 16). В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут созерцать славу Божию непосредственно: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23). Славословить Бога не только долг человека, но и глубокая внутренняя потребность. Она есть признак духовно-нравственной возвышенности человека, ибо предполагает преодоление таких губительных пороков, как гордость, самость, озлобленность и неверие. ««Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты “противостоишь гордым”. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин. Исповедь. 1, 1). У человека, любящего Бога, благочестие рождает не только стремление славословить Господа, но и желание видеть славу Его признанной во всей вселенной: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» (Пс. 144: 21).

http://pravoslavie.ru/7140.html

Глава 21 Преимущественная святость, требуемая от священства; требования религиозно-обрядовые и нравственные; свобода от недостатков физических Лев.21:1 .  И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им: да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего; Лев.21:2 .  только к ближнему родственнику своему, к матери своей и к отцу своему, к сыну своему и дочери своей, к брату своему Лев.21:3 .  и к сестре своей, девице, живущей при нем и не бывшей замужем, можно ему прикасаться, не оскверняя себя; Если и весь народ израильский, как избранный Богом в народ священнический, имевший быть посредником между Иеговою и всем внезаветным человечеством, должен был строго соблюдать все предписания закона о духовной и физической чистоте и святости, то тем более строгие требования в этом отношении предписываются священникам. Круг дозволенного здесь для священников, а особенно для первосвященника, более тесен и ограничен. «Священнику надлежало быть образцом целомудрия, и чтобы род оставался беспримесным, не подавать повода к оскорблению замышляющим поругание» (блаж. Феодорит, вопр. 30). Требования к священникам в отношении духовно-телесной чистоты разделяются на 3 группы: 1) запрещение оскверняться трупами и погребальным трауром ( Лев.21:1, 10–12 ); 2) запрещение жениться на вдове, блуднице, отверженной, иностранке ( Лев.21:7–8, 13–15 ); 3) запрещение священства для лиц, имеющих телесные недостатки ( Лев.21:17–23 ). Как служители святилища Бога Живого, священники не должны иметь привязанности к обрядам смерти. Потому, хотя погребение умершего вообще считалось непременным долгом еврея, но священники могли погребать и оплакивать лишь ближайших и вместе живущих родственников, прикосновение к которым, след. и осквернение ( Чис.5:2, 6:6, 19:14 ), было неизбежно: мать, отца, сына, дочь и сестру-девицу, живущую при нем. О жене не упомянуто (как и в Иез 44.25 ). На жену видят указание (на основании Таргума Ионафана) в запрещении Лев.21не прикасаться к кому-либо в народе (ср. Иез 24.16–18 ), хотя весьма сомнительно, чтобы совершение последнего долга было воспрещено священнику в отношении жены, которая, по Быт 2.23–24 , есть одна плоть с мужем (Vulg.: ст. 4: nec in principe populi su contaminatur; так и Онкелос; но контекст речи ничего не говорит о «князе народа»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие " Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20, 24-25) Неверие, дерзкое отрицание бытия Божия приобрели в современном мире характер нормы. Атеизм вступил в свой новый нигилистический виток. О задачах современной православной миссии мы побеседовали с настоятелем московского храма пророка Даниила на Кантемировской, секретарем миссионерского центра " Шестоднев " , кандидатом богословия, священником Даниилом Сысоевым. - Отец Даниил, существует ли конфликт во взаимоотношениях научного и религиозного способа познания мира? – Безусловно, подобный конфликт существует. Но не между наукой и религией, как это принято считать. На одной чаше весов находятся весьма сомнительные идеалы наукологии, наивные представления о том, что наука может составить объективный портрет Вселенной. На другой чаше – религиозное учение, основанное на Откровениях. Оно утверждает, что истинное знание о природе вещей возможно только от несотворенного Бога, Который и сотворил всю Вселенную. И вот между этими двумя позициями и существует весьма серьезный конфликт, который связан с мифом о прогрессе. - Научно-технический прогресс – миф? Но ведь мы можем не только потрогать руками его достижения, но и с успехом пользуемся ими… – Богословие не отрицает возрастание человека в умении производить материальные блага. Напротив, это лишний раз свидетельствует о сотворении человека Богом, о богообразности человека, если угодно. Однако научно-технический прогресс полагает, что человек – это автономное существо, которое может самостоятельно строить свою собственную жизнь без Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2212...

Миф о прогрессе Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Миф о прогрессе Священник Даниил Сысоев   16.11.2007 807 Время на чтение 15 минут " Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20, 24-25) Неверие, дерзкое отрицание бытия Божия приобрели в современном мире характер нормы. Атеизм вступил в свой новый нигилистический виток. О задачах современной православной миссии мы побеседовали с настоятелем московского храма пророка Даниила на Кантемировской, секретарем миссионерского центра " Шестоднев " , кандидатом богословия, священником Даниилом Сысоевым. - Отец Даниил, существует ли конфликт во взаимоотношениях научного и религиозного способа познания мира? - Безусловно, подобный конфликт существует. Но не между наукой и религией, как это принято считать. На одной чаше весов находятся весьма сомнительные идеалы наукологии, наивные представления о том, что наука может составить объективный портрет Вселенной. На другой чаше - религиозное учение, основанное на Откровениях. Оно утверждает, что истинное знание о природе вещей возможно только от несотворенного Бога, Который и сотворил всю Вселенную. И вот между этими двумя позициями и существует весьма серьезный конфликт, который связан с мифом о прогрессе. - Научно-технический прогресс - миф? Но ведь мы можем не только потрогать руками его достижения, но и с успехом пользуемся ими... - Богословие не отрицает возрастание человека в умении производить материальные блага. Напротив, это лишний раз свидетельствует о сотворении человека Богом, о богообразности человека, если угодно. Однако научно-технический прогресс полагает, что человек - это автономное существо, которое может самостоятельно строить свою собственную жизнь без Бога. Сам может познавать все и нет ему преград ни на море, ни на суше. Как, собственно, и пелось в эпоху мнимого господства материализма....

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

  разделы   рассылка Мониторинг СМИ  распечатать Сергей Белозерский Провожая старый год Источник:  Радонеж Наиболее заметным событием уходящего года была, несомненно, кончина Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Скорбь верующих людей совершенно понятна – Святейший вызывал не только почтение, должное его сану, но и искреннюю любовь. Однако святой Апостол увещевает нас не скорбеть чрезмерно: " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1Фесс.4:13,14) " . Всю свою жизнь Святейший проповедовал Евангелие надежды – Христос победил смерть, всем верным уготована вечная жизнь, исполненная невыразимой красоты и радости, отблески которой мы видим в Литургии. Перед Русской Православной Церковью стал вопрос о выборах нового Патриарха. Разные верующие хотели бы видеть на месте Патриарха разных Архиереев. Само по себе это не страшно – все мы помышляем о благе Церкви, но, поскольку все мы люди, склонные ошибаться, у нас могут быть разные мнения о том, кто лучше всего справится с этим служением. Однако бывает и так, что в церковную жизнь проникает все то, к чему мы привыкли в мирской политике – стремление " помочь своим " прибегая к сомнительным в моральном отношении методам, желание очернить представителя " конкурирующей " стороны, " сливы компромата " и тому подобное. Выборы нового Патриарха – время испытания для всех нас, и мы должны определить для себя, будем ли мы – каждый на своем месте – повиноваться ясным заповедям Священного Писания. Перед тем, как с языка (или с клавиатуры, как это бывает при спорах в интернете) сорвутся резкие, грубые, осуждающие слова в адрес кого-то из Архиереев, лучше вспомнить слово Божие: " начальствующего в народе твоем не злословь. (Деян.23:5) " . Господь отнюдь не оставил Свою Церковь, и Он усмотрит русской Церкви достойного предстоятеля. Нам же важно помнить, что замыслу Божьему нельзя послужить, нарушая Его заповеди; нам заповедано " никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. (Тит.3:2) " . Перед тем как пересказывать какой-то " слив " и " компромат " , который мы услышали от других людей, а они – от третьих, уместно вспомнить заповедь Божию " Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Исх.20:16) " .

http://religare.ru/2_60977.html

—42— ткнулись о камень преткновения, как сказал о них Исаия, который был из них ( Ис.28:16; 8:14 ). X 10: 1. Однако ж моление мое к Богу за них, чтобы спаслись и получили искупление. 10: 2. Ибо ревность о Боге являют в себе, чтобы хранить закон Его, но не познали Его. 10: 3. Ибо не разумеют ту самую правду Божию, которая чрез веру совершается; и свою правду, которая от закона, стараются поставить. 10: 4. Ибо конец закона, который имеют, есть Христос. Сказал именно: пришел. И вот пришел (Христос) и утвержден (закон); однако ж не теми, кои ищут правды (законной), но теми, кои веруют в правду. 10: 5. Ибо Моисей так написал, что кто сотворит правду, которая от закона, жив будет чрез нее в сей жизни ( Лев.18:5 ). 10: 6. Правда же, которая от веры, так, уча, говорит: (да) не скажешь в сердце твоем: кто восшел на небо и низвел Христа? 10: 7. Или кто нисшел в бездну преисподней и воздвиг Христа из мертвых? 10: 8–10. Но именно эти две истины, которыми соблазнялись они, одобрила вера ( Втор.30:12–14 ). Ибо если ты будешь исповедовать их в сердце своем, это – сердце, которое верует в правду, и уста, которые исповедуют к жизни и во спасение. 10: 11. Но дабы не сказали, что он проповедует новую веру от ума своего, привел свидетельство из Писания, говорящего: всякий верующий в Него не постыдится ( Ис.28:16 ). 10: 12. И в этом не сделал он никакого различия ни между Иудеями, ни между язычниками. Ибо —43— один есть Господь всех, и одна дверь жизни ( Ин.10:7. 9 ), которая чрез веру открыта всем; и Он готов выслушивать всякого человека, который призывает Его. 10: 13. Так (ибо) написано: всякий, кто призовет имя Господа, спасется ( Иоиль.2:32 ). 10: 14. Как же будут призывать те, кои в Нем, суть? Если и жили в вере, однако не уверовали. Или как будут веровать Тому, которого не желают слышать? Или как будут слышать без проповедующего? то есть без толкователя, каким был Филипп для Евнуха ( Деян.8:27 , сл.). 10: 15. Как же будут проповедать, если не будут посланы к ним? или будучи посланы, не останутся у них? Ведь торжественно выступили они, чтобы родить среди язычников. Или говорит, что чему надлежало быть у них, то и случилось, и они не захотели следовать проповедникам, о коих было писано: как прекрасны ноги благовествующих спасение и мир! ( Ис.52:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010