Через неделю после того голод достиг ужасающих размеров. «В истории нет подобного примера, – говорит современный дневник, – писать трудно, что делалось. Осажденные переели лошадей, собак, кошек, мышей, грызли разваренную кожу с обуви – и этого не стало; грызли землю, в бешенстве объедали себе руки, выкапывали из могил гниющие трупы, и съедено было таким образом до восьмисот трупов, и от такого рода пищи и от голода смертность увеличивалась» 178 . При съедении умерших соблюдался строевой порядок. За следуемого ко съедению товарища велись процессы, шло разбирательство, кто имеет право его съесть. В одной шеренге гайдуки съели умершего товарища; тогда родственники умершего жаловались ротмистру, что они по праву родства имели право его съесть, а гайдуки доказывали, что товарищи по службе имеют на это более права, находясь с ним в одном десятке. Ротмистр не знал, как рассудить их, и опасаясь, чтобы раздраженные декретом не съели судью, бежал от них. Стали и живые бросаться на живых, сначала на русских, потом уже, не разбирая, пожирали друг друга. «Пан не мог довериться слуге, слуга – пану», – говорит в письме своем Будзило. Сильный зарезывал и съедал слабого; один съел сына, другой – слугу, третий – мать. Иные перескакивали через кремлевские стены и убивались или счастливо спускались и отдавались русским. Добродушные кормили их и потом посылали к стенам уговаривать товарищей сдаться. Казаки таких перебежчиков не миловали, мучили их, ругались над ними и изрубливали в куски. Русские, скучая осадой, хотели кончить скорее и стали рыть подкоп по направлению под Китай-город, но не искусно. Как не истощены были поляки, но умели найти и уничтожить его, залили водою и поймали подкопщика. Но это не помогло полякам удержать Китай-город. 22 октября Трубецкой, стоявший станом на восточной Стороне Китай-города, ударил на приступ. Голодные не могли защищать и ушли в Кремль. Русские вошли в Китай-город и первое, что они там увидали, были чаны, наполненные человечиною. В Китай-город внесли с торжеством икону Казанской богородицы и во имя ее русские дали обет построить церковь , которая и была впоследствии построена, и до сих пор она служит памятником этого входа под именем Казанской, находясь на Кремлевской площади против кремлевских Никольских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

10 В рукописи написано над строкой. Так в рукописи. Так в рукописи. Высоко-Петровский монастырь в Москве, находится на ул. Петровка. Основан предположительно в 1315 г. митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси свт. Петром († 1326 г.). Закрыт в 1929 г. В 2009 г. возобновлена богослужебная деятельность. Так в рукописи. Московский Новинский Введенский Богородицкий монастырь, что на Бережках, основан митрополитом Фотием († 1431 г.) в 1425–1431 гг. В 1764 г. упразднен. В рукописи неразборчиво, дата предположительная. Заиконоспасский монастырь в Москве, находится в Китай-городе на Никольской улице. Основан в XVII в. С 1687 г. здесь функционировала школа Иоанникия и Софрония Лихудов – первое высшее учебное заведение в стране. Позднее школа стала называться Славяно-греко-латинской академией. В советские годы здесь размещалась телестудия, с 1992 г. – патриаршее подворье. Московский Новоспасский монастырь, расположен на Крутицком холме на берегу Москвы-реки. Основан в 1490 г. великим князем Иваном III. В 1764 г. лишился своих вотчин, в 1918 г. закрыт, на его территории организован концентрационный лагерь. С 1991 г. началось возрождение монашеской жизни. Рафаил (Краснопольский), настоятель Заиконоспасского монастыря в 1703–1704 гг. В 1708 г. хиротонисан во епископа Холмогорского и Важского, позже возведен в сан архиепископа. Китай-город, район Москвы. Алексеевский девичий монастырь, находился на месте современного храма Христа Спасителя. Основан в 1360 г. московским митрополитом Алексием. В 1837–1838 гг. перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу и стал называться «Ново-Алексеевским монастырем». Далее в рукописи одно слово неразборчиво. Так в рукописи. Покровский монастырь в Москве у Покровской заставы. Основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. В 1680–1731 гг. приписной к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1929 г. закрыт. В 1994 г. возвращен Русской Православной Церкви. Белогостицкий Георгиевский монастырь, располагался на береги реки Векса недалеко от Ростова. Предположительно основан в XV в. архиепископом Ростовским Григорием († 1416 г.), приписной Ростовского архиерейского дома. Оставался действующим до 1920-х гг., после чего передан Ростовскому музею, в 1940–1960-х гг. являлся тюрьмой. В 2012 г. началось восстановление монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Во всю грудь широкую кричал дюжий чернец; многие слышали речи его злобные, другим повторяли, и еще пуще злобилась и ярилась толпа… - Идем, народ православный, в хоромы князей Глинских! Не оставим бревнышка на бревнышке! - Да чего ходить? Чай, давно уж и след простыл губителей наших! - За царем в Воробьево село уехали! - К царю пойдем — суда просить! - Пусть выдает нам чародеев-зажигателей! Разливались, бушевали те крики; пьянела толпа от ярости, тесноты и ужаса. Мятеж народный Страшен был пожар 1547 года! Не перечесть было москвичам всех убытков великих: сгорели лавки в Китай-городе с товарами богатыми; сгорели монастыри Богоявленский и Ильинский, в пепел обратились бесчисленные дома и хоромы от самых Ильинских ворот до стены кремлевской и до Москвы-реки. Башня высокая, старинная, где хранились запасы пороху пушечного, на воздух взлетела, рухнула с нею и часть стены городской — пали в реку глыбы каменные и кирпичи и запрудили ее плотиною нежданною. За Яузой-рекой все до единой сгорели улицы, где жили гончары и кожевники московские. За Неглинною, на Арбатской улице, сгорела церковь Воздвижения; погорел большей частью Кремль, в золу обратились Китай-город и большой посад. Ни огородов, ни садов не уцелело: дерево углем стало, трава — золой. По сказанию современных летописцев, во время того пожара великого тысяча семьсот человек, кроме младенцев, сделались жертвою пламени. Велико было отчаяние народное: погорельцы бродили среди пепелища обширного, искали детей, матерей, отцов; не хватало уже им голоса человеческого и выли они, как дикие звери. Летописец говорит: “Счастлив, кто, умирая с душою, мог плакать и смотреть на небо”. На третий день после бедствия ужасного стали по развалинам обугленным Москвы разоренной ездить бирючи царские, стали погорельцев сзывать на большую площадь кремлевскую: молодой-де царь Иоанн Васильевич на Москву вернулся из села Воробьева. И вправду, сборище пышное и великое было в этот день на кремлевской площади. Стекаясь отовсюду к уцелевшим стенам древних храмов кремлевских, дивился усталый, голодный и бездомный люд московский, видя перед собою богатые наряды бояр царских, цветные кафтаны холопей дворцовых, позолоченные и посеребренные уборы коней борзых… Со всеми ближними боярами приехал царь Иоанн Васильевич на Москву — посмотреть на бедствие народное. Были при нем князь Скопин-Шуйский, боярин Федоров Иван Петрович, князь Темкин Юрий, боярин Нагой, боярин Григорий Юрьевич Захарьин, дядя царицын; был и князь Юрий Васильевич Глинский, сын княгини Анны Глинской, бабки юного царя. Кроме этих ближних бояр, собрались на кремлевской площади и многие другие бояре, окольничие и спальники царские.

http://azbyka.ru/fiction/carskij-duxovni...

Смилуйтесь, и умилитесь, и поспешите на это дело, помогите ратными людьми и казною, чтоб собранное теперь здесь под Москвою воинство от скудости не разошлось. О том много и слезно всем народом христианским бьем вам челом». Грамоты, рассылавшиеся из лавры, производили везде глубокое впечатление. Первые отозвались на них и поднялись на спасение отечества нижегородцы, имея во главе двух доблестных мужей, земского старосту своего Козму Минина Сухорукова и князя Димитрия Михайловича Пожарского. За нижегородцами последовали и другие, и к Москве со всех сторон двинулись новые русские ополчения. Из Казани для одушевления их принесена была копия с новоявленной чудотворной иконы Богоматери. Троице-Сергиева лавра напутствовала их к столице своими благословениями и молитвами. Келарь Авраамий Палицын постоянно находился среди этих ополчений и своими речами примирял, вразумлял, ободрял вождей и воинов. В 22-й день октября 1612 г. они овладели Китай-городом, вследствие чего осажденные в Кремле принуждены были сами собою сдаться, а 27 ноября Москва совершенно была освобождена от поляков и изменников. И вся земля Русская возрадовалась и возблагодарили Бога. В память этого освобождения Москвы помощию Богородицы, начавшегося 22 октября, когда взят был русскими Китай-город, вскоре установлено праздновать 22-е число октября в честь Казанской чудотворной иконы Богородицы. Имя патриарха Гермогена должно остаться бессмертным в истории России и Русской Церкви, потому что он ревностнее, мужественнее, непоколебимее всех постоял за ту и другую, он преимущественно спас их в самую критическую минуту их жизни, когда им угрожала крайняя опасность попасть под власть Польши и иезуитов и потерять свою самобытность. Неудивительно, если первосвятителя этого так высоко ценили и уважали современные ему русские люди. Они видели в нем «мужа, зело премудростию украшена, и в книжном учении изящна, и в чистоте жития известна», называли его «противу врагов крепким и непобедимым стоятелем», также «твердым адамантом и непоколебимым столпом, крепким поборником по православной истинной христианской вере» и восхваляли его как «нового исповедника и поборателя по православной вере», как «второго великого Златоуста, исправляющего несумненно, безо всякого страха слова Христовы, истины обличителя на предателей и разорителей христианской веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Харбин, по свидетельству современников, был «самым русским городом» в эмиграции. С 1898 года ведет отсчет история Китайско-Восточной железной дороги, которая через Маньчжурию соединяла сибирский путь с Владивостоком. Вдоль дороги появлялись города и села с русским населением – Харбин, Порт-Артур, строились храмы и возникали кладбища. Особенно бурно развивался расположенный на реке Сунгари город Харбин. После разгрома белых армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–1922 годы в Китай устремились сотни тысяч эмигрантов, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию. Беженцы прибывали в Китай на судах по Тихому океану, переходили по льду Байкал, пересекали границу с остатками белых армий. Центрами расселения русских эмигрантов в Маньчжурии стали Харбин, полоса отчуждения Китайской Восточной железной дороги и район Трехречья, населенный в основном казаками. Во Внутреннем Китае это были города Пекин, Тяньцзинь и Шанхай. Эмиграция представляла все слои населения дореволюционной России. В многонациональном Харбине переплетались особенности китайского, русского, японского быта. Кроме двадцати православных церквей в Харбине были мечети, костел, кирха, синагога, армянская церковь . Чуждая культура, окружавшая русских беженцев, обостряла национальное чувство. И вместе с тем велик был интерес к иным традициям, культурам, быту. Церковная жизнь связывала эмигрантов напоминанием о духовных и национальных корнях, о прошлой дореволюционной жизни, молитва устремляла души в Россию, к родным святыням, к близким, оставшимся на Родине. Праздники, колокольный звон, крестные ходы, молебны, по воспоминаниям эмигрантов, были особенно любимы в этом странном – и чужом, и русском городе. С 1924 года в жизни харбинцев проявился новый, «советский» элемент. Это было связано с установлением дипломатических отношений между Китаем и СССР и переходом КВЖД в совместное советско-китайское управление. В дни советских праздников над консульством СССР, над зданиями официальных учреждений загорались огни иллюминации, вывешивались красные флаги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

790 Лот – племянник Авраама. Перед разрушением Содома и Гоморры Лот с семейством был выведен из Содома ангелами. На пути из Содома жена Лота вопреки запрету обернулась назад и была превращена в соляной столп. 791 ...Федора Ивановича... – (1557–1598) – средний сын Ивана Грозного, по смерти отца – государь всея Руси (1584–1598). 792 ...Ирина, дщеръ... Феодора Годунова... – Отец Ирины и Бориса Годуновых – Федор был помещиком средней руки. После его смерти Ирину и Бориса взял в свою семью дядя – Дмитрий Годунов, бывший главой Постельного приказа (начальником внутренней дворцовой стражи). Благодаря ему молодые Годуновы с юных лет жили и воспитывались при дворе. 793 ...Евдокие цариц... – Жене византийского императора Феодосия Малого (408–450). Евдокия по недоразумению была обвинена супругом в измене и выслана из столицы. В историографии она традиционно упоминается как пример благочестивой царицы и безвинной страдалицы. 794 Никита Романовичъ... – Брат Анастасии, жены Ивана Грозного, с 1562 г. боярин. По желанию Грозного он был введен в состав регентского совета (ввиду недееспособности Федора) и возглавлял его до 1584 г. Умер в 1586 г. 795 ...повел на Москв длати градъ каменной... – В 1585–1591 гг. был возведен Белый, или Царев, город – стена с башнями, полукольцом охватывавшая Кремль и Китай-город по линии современного Бульварного кольца. 796 ...поставил на Москв митрополита Иева патриархомъ... – первый патриарх Московский, уроженец г. Старицы. 797 ...на Крутицы. – Крутицкий монастырь в Москве являлся местопребыванием московского митрополита. 800 ...на Котл... – Котлы – подмосковное село между Коломенским и Даниловым монастырем. Около него войско крымских татар и ногайцев, возглавлявшееся Казы-Гиреем, было остановлено русскими войсками. 801 ...убиенъ быстъ... Дмитрей Ивановичъ... – Дмитрий погиб в мае 1591 г. Версия о преднамеренном убийстве царевича восторжествовала лишь 15 лет спустя: погибшего решили канонизировать, а самоубийца не мог быть объявлен святым. Кроме того, важно было подтвердить гибель Дмитрия, так как самозванец Григорий Отрепьев выдавал себя за спасшегося царевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

240 Ср. 2Кор.6:2 и 1-й, который соответствует 4-му стиху главы 49-й; мысль 4–8 ст. та, что Раб Господень не тщетно трудился, но получил благоволение пред Богом; (подвиг) «труд» Его сделался основанием спасения Божия для Израиля и всех народов. Поэтому св. Ап. Павел говорит, что «Христос за всех умре,.. древняя мимоидоша, се ныне день спасения», – 2Кор.5:15, 17; 6:2 , т. е. после того как «Христос за всех умер» и сделался для нас жертвою за грех – 5:21. 241 Земля Синим (), может быть, тоже, что Синай (). Ср. парал. этому место 43:6, где по-видимому, слову: «издалека» соответствует: «от востока», а словам: «из земли Синим» – «от юга» или «от Фемана» (у 70 – «от юга»). Шествие «от юга», или «от Фемана», «от пустыни Фаран». Бога Израилева – см. Авв.3:3 , означало шествие Бога «от Синая», где дарован был закон – см. парал. 3-му стиху 3-й главы Аввакума место во Втор.33:2 , которое, по-видимому, имели в виду и писатели Суд.5:4–5 ; Ис.67:8–9 , Ис.64:1–2 . Так как Синай имел столь важное значение в истории Израиля по исходе из Египта и действительно находился на юге от земли иудейской, то выражение «земля Синим» («Синай?») могло быть употреблено в значении «юга», южных стран вообще. В переводе 70 вместо «из земли Синим» стоит: «из земли Персидской». Разумеют под «землею Синим» также то самый южный город Египта Сиену, то пустыню Син (), то «Пелузиум», то Сину (Sina) т. е. Китай. – 242 Ср. 40:1, 27, 22 и парал. в историческом отделе. Пророк здесь изображает настроение пленного народа в чертах сходных с настроением современников, которое они испытывали по удалении Ассура. 243 Ср. 35:8 и 37:33: – образ последнего в лице Сеннахерима еще так жив был в воспоминании пророка и жителей Иерусалима. – 245 В еврейском тексте от глагола – «прыгать», «скакать», напр. от радости, изумления. В переносном смысле это слово употребляется об окроплении (брызгании кровью, водою, – так в Пятокнижии, ср. Ис.63:3 ). Но едва ли здесь можно перевести (как напр. Вульгата и др. переводы, также, Генгстенберг и др. ученые): «Он окропит многие народы»; потому что мысль об окроплении народов очистительною кровью не встречается еще нигде в книге, – здесь она не соответствует ходу речи: так как не было бы выдержано противопоставление 14 и 15 стихов: «как ужасались», , «так окропит», – естественнее перевести: «так приведет в изумление» или «заставит встать пред Ним» (или собственно: «вскочить»), как в парал. месте 49:7: «цари увидят и встанут». (Ср. греч. ουτω θαυμασονται) –

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

34 Виктор (Святин Леонид Викторович, 1893–1966), архиепископ. В 1918–1919 гг. эмигрировал в Китай, где в 1921 г. был пострижен в монашество. С 1922 г. – настоятель Покровской церкви в Тяньцзине. В 1932 г. хиротонисан во епископа Шанхайского. С 1933 г. епископ Китайский и Пекинский, начальник Русской духовной миссии. С 1936 по 1938 гг. предпринял обширную поездку в Индию и на Цейлон, где вел переговоры о присоединении местных христиан к Православной Церкви. С 1938 г. архиепископ. В 1945 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии. С 17 августа 1950 г. Экзарх Восточного Экзархата Московской Патриархии. В 1955 г. переехал из Китая в Советский Союз. С 1956 г. архиепископ Краснодарский и Кубанский. С 1961 г. митрополит. 35 Иоанн (Максимович Михаил Борисович, 1896–1966), святитель, архиепископ. Из рода святителя митрополита Иоанна Тобольского . Вместе с семьей эмигрировал в Королевство Сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Югославия). В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 г. пострижен в монашество. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в г. Битоли. В мае 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии. С 1945 г. архиепископ. С приходом к власти коммунистов в Китае переехал с паствой на Филиппинские острова. Добился разрешения на въезд в США русских беженцев, нашедших временное убежище на Филиппинских островах. Первый настоятель храма – памятника Царя – Мученика в Брюсселе. С 1951 г. архиепископ Западноевропейский. В 1962 г. переехал в США. С 1962 г. архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. В 1994 г. РПЦЗ причислен к лику святых. 36 Дальний – современный Далянь, город и крупный порт на Северо-Востоке Китая. Был основан русскими под названием Дальний на территории, полученной Россией во временную аренду от Китая по конвенции 1898 г. Во время Русско-японской войны в мае 1904 г. был захвачен Японией и находился под ее властью (под названием Дайрен) до конца Второй мировой войны. По советско-китайскому договору от 14 августа 1945 г. был признан китайским правительством свободным портом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Бедствие сии обнаруживают нам тогдашнее состояние Москвы, внутренний ее быт. Большой город Китай и большой Посад превращены были в огромное пожарище, где погибли церкви с казною, св. иконами чудного письма, утварями, древними хартиями и книгами. Некоторые обгоревшие церкви обрушились; сам Успенский собор потерпел от этого пожара. Тогда же сделались жертвою пламени на Царском дворе, на полатях кровли и избы деревянные и полати, украшенные златом, казенный двор с Царскою казною, церковь златоверхая Благовещение на Царском дворе, двор Митрополичь, Вознесенский монастырь, палаты оружейничьи и постельничьи. В другому городе, т. е. В Китае, погорели все лавки, а за городом большой посад возле Неглинной, улицы Стретенская, Ильинская, Покровская, Варварская и проч. Тогда, по выражению Степенной книги, «железо, яко олово разливашесь и медь, яко вода растаяваше». Потом при нашествии Девлет-Гирея на Москву в 1571 году, она вся, кроме Кремля, сгорела, а с нею погибло более 120 тысяч воинов и жителей. Но Москва скоро возрождалась из своего пепла. После пожаров началось возобновление в Большом ее Городе Царского дворца, соборов, церквей, монастырей, подворий и домов, а в Китае гостиных дворов, торговых рядов, лавок, Архиерейских, монастырских подворий, домов именитых людей, которые там жили. В Посадах обыватели также стали обстраиваться на своих пепелищах. Царь Иван Васильевич употребил для сего не только Московских, но даже иногородних художников; когда недоставало тех и других, вызывал иностранных. При нем учрежден Каменный приказ, того века Комиссия строений, который заведывал городскими постройками, кирпичниками и каменщиками, заводами кирпичными и черепичными, устроенными у Данилова монастыря, у Калужских ворот и в Хамовниках 109 . По свидетельству современника Иоаннова, Принца Буххавского, в Москве водворились некоторые образованные художники, по большей части, Немцы, из которых в 1576 г. заведена была там целая колония 110 . Литва также доставляла Москве своих художников и ремесленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В это время в Тобольске выходился архимандрит Мисаил из-за Байкала, заведовавший Даурскою десятиною и миссионерскими делами. При своей опытности и знакомстве с Сибирским краем он был здесь весьма пригоден в такое важное время. Тулишень воротился с Волги в Тобольск 2 декабря 1714 г. и тогда же дождавшись возвращения князя Гагарина из Москвы, отправился с Наяном в Китай чрез Тару и Томск сухим путем и прибыл в Пекин 20 апреля 1715 г. А членов миссии митрополит препоручил архим. Мисаилу, для доставления в пограничный город Селенгинск, где миссия должна была присоединиться к свите Китайского посольства, возвращавшегося вслед за Тулишенем и Наяном немного позже. В состав миссии, под начальство архим. Илариона вошли: иеромонах Лаврентий, бывший в Пекине иеродиаконом при освящении первой церкви в 1696 г., иеродиакон Филимон, 3 причетника и четверо служителей, а по Каменскому – студентов, для обучения переводам и для изучения четырекнижия (Сы-шу). 71 Что эти члены миссии были поручены архим. Мисаилу для доставки в Селенгинск, куда должен был выехать заблаговременно из Якутска, и начальник миссии архим. Иларион, выясняется из подорожной, данной архим. Мисаилу от 14 мая 1714 г. В ней изображено следующее: «отпущен из Тобольска Селенгинскаго Троицкаго монастыря архимандрит Мисаил в Иркутской, да при нем монахов и келейников семь человек, и от Самаровскаго яму до Сургута и до Нарыма и до Кетскаго и до Маковскаго комендантам и управителям давать ему архимандриту на дощаник одного человека вожа (проводника), а от Маковскаго до Енисейска десять подвод, а от Енисейска до Иркутска судно с припасы без задержания». 72 Китайская свита отбыла из Тобольска позже, уже 3 февраля 1715 г. также водным путем, по рекам Оби, Кети, Енисею, Тунгуске. В Пекин они прибыли к концу 1715 г. или в начале 1716 г. А о архимандрите Иларионе говорится в современных записях, что он со свитою прибыл в Пекин зимой 1715 г. 73 Миссия составилась из 10 человек, в числе коих было 7 церковников, следовательно двое выбраны в добавок Тобольским самим о. Иларионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010