Сейчас наш университет переживает второе рождение. Попечением Святейшего Патриарха Кирилла главный офис и духовный центр университета в самое ближайшее время расположатся в правительственном квартале Москвы в Китай-городе. В нашем новом комплексе при храме апостола Иоанна Богослова на Новой площади силами мэрии столицы идет реставрация. Недалеко, в упомянутом Богоявленском монастыре, разместился факультет церковного служения, созданный на базе реорганизуемой Московской регентско-певческой семинарии. Здесь же временно пребывает и факультет психологии. В располагающихся рядом храмовых постройках занимаются наши студенты, поступившие на программы подготовки катехизаторов. Включение Богоявленского монастыря, колыбели российского образования, в наше университетское пространство налагает на нас особую ответственность и почетно для нас. Образно говоря – круг замкнулся. И в месте, из которого в XVII веке вышло наше высшее образование, сегодня размещается Российский православный университет, как и Славяно-греко-латинская академия, готовящий специалистов для церковной, общественной, государственной деятельности. – Получается, что теперь основное место расположения университета – Китай-город, одно из важных исторических мест Москвы и политический центр России? – Если рассматривать Китай-город как место размещения ректората, главного университетского храма и ряда наших ведущих факультетов, возникает интересная ассоциация. Может быть, со временем, Китай-город станет созвучен наименованию нашего университета. Как Оксфорд, который воспринимается в первую очередь как наименование университетского центра, а не населенного пункта. Бог дал нам все необходимое, и теперь будущее университета зависит от нас, нашего усердия и профессионализма. Надеюсь, расширяясь и обустраиваясь в этом древнем квартале Москвы, мы общими усилиями создадим здесь мощный современный университет, который послужит благу Церкви, государства и общества. Недаром наш девиз: «Традиции образования – специалистам XXI века».

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-universit...

В 1685 году подал челобитную царю прибывший в Москву с Македонским Архимандритом Нектарием иеродиакон Стефан, который просил позволения остаться в Москве и учиться у Лихудова русскому, латинскому и греческому языкам и Божественному Писанию. Вместе с Лихудами он сперва жил в Богоявленском, потом в Заиконоспасском монастырях. Такое было значение и судьба Богоявленского монастыря, современного древнейшим Московским Даниловскому и Спасопреображенскому; в течение стольких веков, от великого Всесвятского пожара до Московского всесожжения в незабвенный 1812 год, от Тохтамыша до Наполеона, он неоднократно видел падение и восстание древней столицы России, мерзость запустения на месте святом и восстановление святыни во всей чистоте ее. В летописях Москвы известны особенно испытанные ею пожары 1612 года, предшествовавши изгнанию поляко-литовцев трехдневный и последовавший за ним пожар 1626 года, кроме того, 1668 года, когда сгорел весь Китай-город с дворами и рядами, только остались дворы князя Ивана Воротынского и стольника князя Ивана Хованского 7 . Долго не могла понравиться Москва после опустошительного Троицкого пожара в 1737 году. Тогда в Богоявленском монастыре сгорала голова на колокольне, кровля на кельях и конюшенный двор 8 . В пожары 1812 года Богоявленская обитель, осыпанная горящими головнями и градом искр, осталась невредимою. От разграбления, пожара и осквернения охранял ее один из Французских маршалов, в ней пребывавших 9 . Настоятель ее, архимандрит Ираклий с драгоценностями ризницы тогда находился в Вологде. По возвращении в сгоревшую столицу, Викарий Московской Митрополит Августин в этом монастыре нашел себе пристанище. Этот монастырь обязан своим восстановлением и украшением последнему Патриарху Московскому Адриану, бывшему прежде Митрополитом Казанским; при нем, как увидим, сооружены великолепный собор и придельная церковь Казанской Божьей Матери, напоминавшей ему явление этой чудотворной иконы в Казани. Если не первому Архиепископу Казанскому Гурию, то, вероятно, Адриану следует приписать Казанский Архиерейский дом позади Богоявленского монастыря, в ветошном ряду, в последствии, перешедший в частное владение; он известен под именем Мещаниновского подворья. В этом здании и по настоящее время несмотря на все перестройки, очень можно узнать каменную трапезу, принадлежавшую к существовавшей некогда церкви, железные решетки в окнах, погреба, выходы, следы келлии и железные затворы, своды из крепостного кирпича 10 . Вероятно, здесь находилась церковь Казанской Божией Матери; по ее упразднению, престол перенесен в нижний храм собора Богоявленского монастыря, вместо бывшего там придела Благовещения Божией Матери, упомянутого в грамоте 1511 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

м. «Пролетарская», 1-й вагон из центра, выход к Волгоградскому проспекту 2.02, 10.30 1.12. л Семинар «Традиции и история православного образования» Кузнецов Игорь Анатольевич Лицей духовной культуры во имя прп. Серафима Саровского, 3-я Парковая ул. 34, стр.1; м. «Измайловская», 1-ый вагон из центра, выход на 3-ю Парковую ул., трол. 23, 51 (2-ая ост. «Рынок») 2.02, 9.00 1.12. м Секция «Проектная работа с учащимися в рамках игровых и интеллектуальных программ» иерей Андрей Постернак, Хаславская Лидия Михайловна Абрамян Викентий Генриевич НОУ СОШ «Традиционная гимназия», Тессинский пер. 3; м. «Китай-город», выход к ул. Солянка, на любом тролл. или авт. до второй ост. «Яузский бульвар»   Православная школа-пансион «Плесково»; спец. автобус в 10.00 от м. «Беляево», выход из 1-го вагона от центра 3.02, 13.00         4.02, 10.00 1.12. н Итоговое заседание IV Всероссийского совещания «Русская школа как система воспитания и образования. Православные духовные ценности в современной школе» епископ Брянский и Севский Феофилакт Андреев Евгений Андреевич Высоко-Петровский монастырь, храм прп. Сергия Радонежского, ул. Петровка 28/2; м. «Чеховская», «Пушкинская» 3.02, 10.00 Сельская школа: проблемы и пути решения протоиерей Алексий Василенко, Виноградов Борис Алексеевич, Захаренко Андрей Владимирович, Мартышин Владимир Сергеевич, Каштанов Александр Николаевич Суханова Надежда Анатольевна, Буряков Андрей Алексеевич   Почвенный институт им. В.В. Докучаева, Пыжевский пер. 7; м. «Третьяковская», «Полянка» 1–2.02, 10.00 Возрождение традиций культуры оздоровления и воспитания в образовательных учреждениях иерей Олег Матвейченко, Антонов Юрий Евгеньевич, Потаповская Ольга Михайловна Актовый зал школы им. А. М. Черемухина (2 этаж), г. Люберцы, ул. Воинов Интернационалистов 7; м. «Выхино», первые вагоны из центра, далее по переходу к рынку, маршрутное такси (с черным трафаретом), до магазина «Дикси», школа во дворе 2.02, 11.00 Воспитание подростков с девиантным поведением протоиерей Алексий Шевчук, Беляк Игорь Константинович, Синягина Наталья Юрьевна

http://pravoslavie.ru/418.html

Служба в храме прекратилась сразу после революции. В 1920 году большинство икон, церковной утвари, а также колокола были переданы в церковь Благовещения Волоколамского уезда и в церковь Александра Невского Клинского уезда, которые были разрушены во время Великой Отечественной войны. В 1923 году храм был закрыт официально. Верхний ярус колокольни был снесён в 1930-х годах. В храме расположились различные учреждения, а в части Тёплых Торговых рядов были коммунальные квартиры, расселённые лишь к 1980 году. В Великую Субботу 1995 года в храме состоялось первое богослужение после семидесятилетнего перерыва. Древнее здание было в ужасающем состоянии: верхний храм был разделен перекрытием на два этажа, а в существовании нижнего, который был засыпан строительным мусором, не были уверены даже специалисты. В пылу развернувшейся в 1995-1997 году реконструкции зданий Теплых Торговых рядов храм чуть было не снесли, и только самоотверженные усилия прихожан и вмешательство мэра Москвы спасли его от уничтожения. С 1999 года в здании храма ведутся противоаварийные и реставрационные работы. В 2001 году по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II храм был определен главным войсковым храмом Воздушно-десантных войск Вооруженных Сил Российской федерации. С 2005 года Крестный ход в день празднования памяти пророка Илии шествует на Лобное место на Красной площади, где, как и в древности, служится молебен. Улица Ильинка называется так по известному здесь с XV века Ильинскому мужскому монастырю, который был упразднен в 1620-х годах. В книге «Из истории московских улиц» П.В. Сытина можно прочитать: «В начале XVI века Ильинка начиналась у Спасских ворот Кремля, пересекала современную Красную площадь и оканчивалась у современного Большого Черкасского переулка. Торг был издревле на месте Гостиного двора. После большого пожара 1547 года. Иван Грозный построил на месте торга Гостиный двор с деревянными лавками и переселил в Китай-город купцов со всей Москвы. В 1595 году деревянные лавки были заменены каменными».

http://sobory.ru/article/?object=04374

И стоит ли нам так активно встраиваться в довольно сомнительный для нас проект «Один пояс, один путь» и его локальные составляющие на территории России? Разве России так необходимо плестись в хвосте китайского дракона или лететь на его перепончатых крыльях? Вряд ли это откроет добрые перспективы русскому народу, который давно выбрал свой истинный путь. Какими бы непривычными и даже «ненаучными» ни показались наши слова материалистам и атеистам, но вся жизнь России, русского народа и его святых, свидетельствует: наш путь – Христос. Однако по этому пути немалая часть современного поколения нашего народа и нашей элиты идти вовсе не желает. Почему? НЕКОМФОРТНО, УЗКО И ТЕСНО. Россия идёт по православному пути уже более тысячи лет. Идёт в вечность, в Царствие Небесное. И с православной идеей русскому народу совершенно ясно и понятно, как строить своё государство, как налаживать экономику и вести хозяйство. У нас в этом отношении немалый опыт имеется. А куда идет Китай? Куда идут инклюзивные капиталисты вместе с папой Римским? Куда идут строители Нового мирового порядка? У России есть свои большие стратегические задачи, есть свои масштабные дела. У нас есть свои цивилизационные идеи, свои перспективные дорожные и градостроительные концепции. Есть свои масштабные планы по утверждению России и Русской Церкви в Сибири и на берегах Тихого океана. Нам давно необходимо приступать к строительству Северной рельсовой дороги, от Санкт-Петербурга и до побережья Охотского моря. Дорога, которая может быть построена на наши отечественные вложения. Дорога будет обеспечивать наш Северный морской путь, который сейчас на наших глазах передают в варварское и грабительское пользование мировому сообществу. Нам нужно строить свою Арктическую столицу – опорный город, базу и духовно-культурный центр Сибири, Арктики и Северного морского пути. Нужно вкладываться в развитие нашей житницы – Сибири, но не в русле варварских, технократических китайских или американских проектов. Чтобы процветала русская Сибирь – земная опора возрождения и процветания России, – ее надо полюбить. В ней, в Сибири нужно родиться и жить. И жить по-русски, по-христиански. Сибирские просторы, от Уральских гор до берегов Тихого океана – места, где не по одному гектару нужно давать нашим людям, а столько, сколько смогут они распахать, засеять и обработать. Сегодня многие люди поняли, что пора переселяться из больших городов поближе к земле-кормилице. Заботливое государство должно помочь нам в этом. Но для этого наше государство должно строиться не на мультикультурном песке, не на социалистических, коммунистических, капиталистических тупиковых идеях. А на камне веры православной. Тогда никакие потоки вод, никакие ветра не сдвинут Россию. Не сдвинут, если Россия будет со Христом.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/21/za...

Дальний - так назвали русские город, заложенный в 1898 году на месте рыбацкой деревушки Циннива, арендованной у Китая. История России тесно связана с этим местом. На современном воинском кладбище на улице Цинюньцзе - 371 могила солдат и офицеров Красной Армии. Мемориал находится под управлением и охраной городской администрации. На воротах кладбища - красные звезды. Рядом висит табличка с номером телефона. Чтобы пройти внутрь, надо позвонить. На гражданских надгробиях - кресты, над могилами советских бойцов, погибших в августе 1945-го на полуострове Ляодун, - звезды. Самое старое захоронение - капитана 1-го Восточно-Сибирского полка Григорьева, датировано годом основания Дальнего. Самые поздние относятся к 1956-му. - Советское воинское кладбище Цинюньцзе было довольно запущенно, и Русский клуб решил, что его необходимо привести в порядок. Начали рассылать письма, искать деньги. На помощь пришел Российский региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова, - говорит Дроздов. - Кому принадлежат те или иные могилы, волонтеры устанавливали по обрывкам старых фотографий и записей. В Шанхае все спокойно Китай вполне добросовестно выполняет международное соглашение по уходу за воинскими захоронениями. При необходимости правительство бережно переносит памятники и могилы, существующие кладбища ухожены. Сейчас на территории Поднебесной находятся 79 военно-мемориальных объектов. Из них пять недавно были отреставрированы. Например, Кладбище павших героев-добровольцев советских ВВС в Ухане. В 1938-м из СССР в Китай отправился отряд летчиков, которые участвовали в народной войне с японскими захватчиками. Более ста советских асов погибли, 15 из них покоятся в Ухане. В День поминовения усопших - Цинмин - китайцы приходят сюда с цветами. - Если говорить о крупных воинских захоронениях в Китае, то есть еще русский участок кладбища в Урумчи, на северо-западе страны, - напоминает Михаил Дроздов. В той части, где похоронены военные, все в идеальном состоянии. А на «гражданской» аллее, где покоятся эмигранты, царят ужас и запустение. Кресты повалены, разбиты, могилы запущены. Впечатление такое, будто в любой момент сюда могут пригнать экскаваторы и сравнять все подчистую. А потом начать какое-нибудь строительство.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Софийский собор в Харбине, построен в 1910 г. Сейчас считается памятником культуры КНР Вот на примере кладбища, которое восстанавливается, хорошо бы положить начало и восстановлению церквей… Однако Алексеевский храм отдан католикам, а в Софийском соборе – музей: в алтарной части экспозиция, посвящённая старому Харбину, на входе продают какие-то шмотки. Когда я вошла и перекрестилась, торговцы у входа встретили меня очень агрессивно, чуть не выгнали. – Им показалось, что вы хотите отнять здание? – Не думаю, но недовольство было большое. – А как вообще там относятся к России? – Мы должны быть сильными. Китайцы не уважают слабых. И если мы сами себя не уважаем, то они тем более не будут уважать. Когда видят, как мы трепетно относимся ко всему русскому в Харбине, к святыням, они начинают сознавать их ценность. А когда видят пренебрежение, то тоже утрачивают интерес. Доверяют и уважают тех, кто любит свою родину, им это созвучно. С ностальгией вспоминают то время, когда над входом в вокзал висел образ Николая Чудотворца, многие из них понимают, что потеряли. Они долго разрушали следы русского пребывания, но вдруг обнаружили, что город почти утратил лицо, и начали консервировать то, что осталось. Никому не хочется жить в однотипных каменных джунглях. – Харбин менялся за те годы, что вы туда ездили? – Очень быстро развивается, люди умеют работать, хотя и халтурить тоже. Но вот идёшь по очень современной улице, а сверни в переулочек – и там Китай, каким он был в 50-е годы: вонь и грязь. В Китае разрешено иметь лишь одного ребёнка, но дети в деревнях всё равно продолжают рождаться и живут потом без документов, трудятся на самых малооплачиваемых работах. Они агрессивны. Особенно по отношению к иностранцам. Но тут очень многое зависит от того, как ты себя держишь. Нашу актрису, которая повела себя высокомерно, китаец-торговец ударил по лицу. – Даже так? – Если вы даже подумали плохо о китайце, он мгновенно понимает и соответственно реагирует. Однажды садились в Хайхэ в поезд, перепутали вагоны, места. Я как-то не слишком вежливо ответила проводнице и тут же увидела в глазах стальной блеск, почти ненависть. «Матушка, матушка, – говорю себе, – спрячь своё раздражение, хотя ты и устала, но это тебя не оправдывает». В следующий момент я у неё вежливо, с улыбкой попросила кипяточку. И отношение проводницы ко мне столь же быстро изменилось к лучшему.

http://pravmir.ru/my-dolzhny-byt-silnymi...

  Палаты Голицыных (конец XVII — начало XVIII bb.) Фото www.wikipedia.org, NVO Кривоколенный пер., д. 10   Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII bb. Составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну. Главный корпус отодвинут в глубь двора, в его первом этаже сохранилась палата конца XVII b., во флигелях — сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид.  Во второй половине XIX века усадьба сдавалась под различные учреждения: в разное время здесь были меблированные комнаты, музыкальная школа, больница, типография, переплётная мастерская. В последней в 1914 году работал наборщиком Сергей Есенин. Усадьба находится в аварийном состоянии, и особенно это касается крыши и фасада. Флигели комплекса занимают различные коммерческие организации.   Церковь Зачатия Анны, что в Углу (середина XVI в.) Фото www.flikr.com, Fiorellinoo   М. «Китай-город», Москворецкая набережная, 3   Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года. Тогда деревянный храм полностью сгорел. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года. Предполагается, что его начали строить после очередного пожара в 1547 году. В 1920-х годах храм закрыли. В здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено. В 1994 года храм вернули Русской Православной Церкви. Храм освящен, но из-за строительства богослужения в нем не проводятся.   Театр Позднякова (XVIII в.) Фото http://photos.wikimapia.org ст. м. «Арбатская», ул. Большая Никитская, 26   Это здание Матвей Казаков внес в Альбом лучших гражданских зданий Москвы. Когда здание отошло к П.А.Познякову, новый владелец перестроил его до неузнаваемости, расписал стены цветами и деревьями (имитировав парк) и разместил в нем свой театр.

http://foma.ru/ne-sgorevshie-v-ogne.html

— Но сейчас ситуация изменилась. И, если я правильно понимаю, в вашем приходе не одна церковь? — Да, у нас есть так называемые приписные приходы, и есть ряд общин в Континентальном Китае, получивших канонический статус: там есть антиминсы, и они именуются приходами. В Шэньчжэне (это ближний город, 40 минут на электричке) и Гуанчжоу (это 150 километров от нас). — 150 километров. Сколько же всего километров в вашем приходе? — Если говорить о территории прихода… Мы даже не столько ездим, сколько летаем на самолетах. 2-3 часа перелета – это нормально. Мы бываем в самых разных концах страны – и в Даляне, и в Куньмине, и в Сяньмэне, и в Пекине, и в Шанхае. Основной приход находится в Гонконге. Сейчас, слава Богу, есть священники в Пекине — в храме при посольстве, и в Шанхае. Но, тем не менее, необходимость в священниках по-прежнему велика. — У вас русские священники (я имею в виду – русскоязычные) или этнические китайцы? — Сейчас в Китае все священники русские. А на нашем приходе в Гонконге служит китаец. — А прихожане – они кто? — В Гонконге четверть прихожан – китайцы. — Как такое может быть? Много лет назад я прочла (и поверила), что китайцы не поддаются христианизации: у них особый менталитет. Вот среди корейцев огромное число католиков. Про Японию мы с вами уже говорили, там православие исторически обусловлено. Про Китай ничего такого неизвестно. — Европейцы очень часто живут разными мифами о Китае, причем мифы эти самого разного свойства. Начиная от того, что Китай – это закрытая страна. Еще один миф, что Китаем правят китайские мудрецы. Третий миф о том, что все китайцы очень хитрые и жестокие. Таких мифов множество. Китай не только очень большой, но и очень разный. И страну с такой богатой историей сводить к паре общих слов было бы неправильно. Если же говорить о христианстве, в современном Китае из полутора миллиардов населения 100 миллионов христиан. Примерно 17 миллионов католиков, порядка 80-83 миллионов протестантов и несколько сотен православных. — Все они, как сейчас модно говорить, «практикующие»? Или это номинальные христиане?

http://pravmir.ru/protoierey-dionisiy-po...

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах " добрым письмом " были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный " город " - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами. Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше. Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли " деревянным чуланом " при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный " приделок " . Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была " благолепно украшена " : снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

http://zavet.ru/kalendar/bm/iver-002.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010