Елизавета Шахова (Мать Мария) Шахова Елизавета Никитична, в монашестве мать Мария (1822–1899) – поэтесса, прозаик. Ее дед по отцу был выходцем из Персии и, судя по родовой фамилии, приходился родственником персидскому шаху. Дед по матери – татарский воевода по прозвищу Волк, что тоже сохранилось в родовой фамилии по материнской линии. В XIX веке Шаховы принадлежали к одному из знатных дворянских родов России, многие из которых имели столь же экзотические родовые корни. В 2006 году впервые опубликована автобиография Елизаветы Шаховой, во многом дополняющая имевшиеся сведения 94 . «Оба мои родители, – сообщает она, – были любителями литературы: чтения, ради слепоты матери, по вечерам происходили вслух. Еще в раннем моем детстве безсмертный наш поэт Пушкин, нося меня, трехлетнего младенца, на руках, вместе с князем П.А. Вяземским говаривал моему отцу: «В больших глазах Вашей малютки светится огонек поэтического вдохновения». С 6–7 лет я твердила наизусть «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» и декламировала первые главы «Евгения Онегина». С 10 лет я начала писать стихи под строй поэзии Пушкина и Жуковского». Поэтический дебют пятнадцатилетней девицы Шаховой состоялся в 1837 году. Ее «Пиитические опыты» издала Императорская академия наук. Это была уже третья книга юных русских поэтесс, изданных Академией наук благодаря ее президенту адмиралу А.С. Шишкову. В 1807 году вышли «Стихотворения девицы Волковой», в 1833 году – «Пиитические опыты Елисаветы Кульман», а в 1837-м, в год смерти Пушкина, – «Пиитические опыты Елисаветы Шаховой». Сама Елизавета назовет еще одно имя: «Певец Светланы и Людмилы мне светлый путь предвозвещал», – скажет она о Жуковском. Начало ее поэтического пути и впрямь было светлым. В 1839 году вышел второй поэтический сборник, изданный на средства уже не просто Императорской академии, а самого императора. Первый сборник был отмечен золотой медалью Академии, второй – императорским перстнем с бриллиантами. Не остались в стороне и критики. Одна из самых серьезных рецензий принадлежала издателю послепушкинского «Современника» П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть Странная война: младенец против Геббельса Без эффективной информационной политики нам не победить Протодиакон Владимир Василик   14:30 16.04.2022 8876 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Очень много возникает вопросов по характеру современной военной операции. Особенно по ее информационной составляющей. Вопрос номер один – где наши информационные ресурсы? Где Российское информбюро с новым Левитаном? Низко кланяюсь титаническому труду Юрия Подоляки и снимаю пред ним шляпу, но почему он один проворачивает работу, которую, по идее, должно делать целое агентство? Почему для освещения военных событий оставили одного генерал-майора Игоря Евгеньевича Конашенкова, который тянет на себе весь этот груз? Более того, тема военной операции почему-то значимо исчезает с передовых страниц газет, новостных порталов и новостных лент. «Парламентская газета», Mail.ru и другие – тому пример. Многие средства массовой информации делают вид, «как будто не было и нет войны, и мы в объятьях мирной тишины». А меж тем в Донбассе наши солдаты и офицеры совершают подвиги, проливают кровь. Почему о наших героях мы должны узнавать по личным сообщениям «В Контакте»? Где планомерная государственная политика в объективном, правдивом и, вместе с тем, в патриотичном освещении событий на Украине . Она была во время Великой Отечественной, тогда мы победили, в том числе, благодаря ей. Где такая политика сейчас? Или кто-то наверху не заинтересован в победе?! Второе. Почему вражеские СМИ чувствуют себя в России, как дома? Почему не перекрыты доступы российских пользователей к украинским каналам и сайтам, почему жовто-блакитные геббельсовцы преспокойно отравляют сознание российских граждан и, прежде всего, российской молодежи? Технически все это осуществимо, смог же обезопасить себя Китай. Почему же у нас это якобы невозможно? А мера лжи и информационной агрессии с той стороны зашкаливает. Моим питерским знакомым позвонили друзья из Киева с вопросом: «А это правда, что у вас в Москве и Питере с голоду людей едят?» Или, еще пример, моему московскому другу звонят из Львова: «А это правда, что из Мариуполя вывезли пять тысяч, остригли, погрузили в теплушки и отправили в Сибирь?» Он ответил: «Конечно, неправда». На что они убежденно ответили: «Ну как же, мы сами по телевидению видели!». Люди на той стороне уже потеряли способность к критическому мышлению, разучились отличать ложь от правды, столь тщательно им промыли мозги по всем правилам западных информационных технологий. Мы хотим подобных результатов уже на нашей стороне?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/16/st...

поиск:   разделы   рассылка ТВ: соблазн или порядок? Источник:  Православие.ру " Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " , – говорит Господь (Мф. 18: 6). Недавно на российском телевидении появилась маркировка программ, фильмов и передач соответственно возрасту гипотетического зрителя. Все это похоже на робкую попытку навести хоть какой-то порядок в эфире. Мы попросили пастырей оценить в свете приведенных выше слов Спасителя состояние российского ТВ и ответить на вопрос: если бы конкретно от них зависело что-то изменить в этой сфере, что бы они сделали в первую очередь? Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " в Царицыне (г. Москва): – Безусловно, вопрос о телевидении приложим к этим словам Христа. Другое дело, что мы видим в них обещание некоей Божией кары соблазнителям. Но речь-то о другом. О неизбежной омраченности души, ее обезбоженности и гибели. Вспомним иные слова Христовы: " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? " (Мф. 16: 26). Поэтому даже такой насильственный уход из жизни – по словам Спасителя – для соблазнителя был бы лучшим, нежели та " тюрьма " души, в которую внутренне человек себя заключает. Вот самая главная беда, которая постигает того, кто соблазняет обдуманно и принципиально. Маркировка же программ значком ограничений по возрасту – это не робкая попытка, а как раз, по-моему, очень правильный путь. Во всяком случае, доброе начало. Ничего не запрещается, но дается понять, что будет в следующий момент. То есть каждому человеку решать, стоит ли смотреть самому и давать ли это делать ребенку. На мой взгляд, это очень христианский подход – свободный и совестливый. Надо помнить, что, когда мы что-то запрещаем, это должно быть на пользу. Например, бывает, что человека " несет " и он сам уже думает: " Кто бы меня остановил? " , – в таких случаях запрет будет помощью. И хотя он, казалось бы, вопреки желаниям и чувствам, но по воле и убеждению. Однако часто запреты (даже будучи по существу очень правильными) порождают только протест и попытки их лукаво обойти. В таких случаях, как показывает практика современной жизни, все запрещенное быстро переходит из открытых источников на " черный рынок " и точно так же расползается по потребителям.

http://religare.ru/2_96808.html

Разделы портала «Азбука веры» Есть возможность получить израильское гражданство. Но для этого надо ответить на вопрос о моём вероисповедании, что я атеист. Если ответить “православный” — тебе сразу откажут. Причем, официально, в графе “вероисповедание”, у меня так и останется “атеист”. Тем самым это выносит вопрос с личного, но общественный уровень. С одной стороны можно подумать, что это блажь — получать второе гражданство. Но с другой стороны, это возможность уехать в случае наступления каких-либо проблем (в т.ч. и для православных) в государстве, так и возможность получить возможность дотаций на лечение для себя и своей семьи. Подскажите, можно ли отвечать “атеист” на злосчастный вопрос? Правильно ли так поступать православному? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 5 Ответов Здравствуйте, Яков. Как Вам уже ответили выше, делать этого категорически нельзя, поскольку это чудовищный грех. По-моему, это исчерпывающая причина не поступать подобным образом. В дополнение, как человек, живший несколько лет в Израиле до своего крещения и служивший там в армии, могу отметить еще несколько моментов. 1. Согласно израильскому закону “О возвращении” и современной консульской практике быть иудеем или атеистом требуется только от тех, кто является евреем по иудейскому религиозному закону ( налахе ), т.е. тех, чья мать или как минимум бабушка по материнской линии была по национальности еврейкой (т.н. Нюрнбергские критерии) или тех, кто, не будучи евреем по национальности, добровольно принял иудаизм (прошел гиюр ). Остальные получают статус “сын/дочь/член семьи еврея” и могут исповедовать любую религию. Согласно их законам я, например, евреем не являюсь, несмотря на то, что мой отец — чистокровный еврей и потомок ветхозаветных священников ( коэнов ); однако, моя мать — русская. На практике многое будет зависеть от настроения израильского консула в стране эмиграции и чиновника израильского МВД ( мисрад апним ) в самом Израиле. Один мой знакомый — внук еврея по отцовской линии — прямо отвечал, что он христианин, будучи в Израиле, креста не снимал, и никаких проблем не имел. Тем не менее, возьму на себя дерзость советовать Вам все-таки держаться подальше от всей этой истории с израильским гражданством, т.к. неизвестно, каковы будут пристрастия консула или чиновника МВД в Вашем случае, а ненулевая вероятность того, что он подтолкнет Вас к тяжелейшему греху, сохраняется всегда.

http://azbyka.ru/vopros/priemlem-li-otka...

(Речь перед публично защитой магистерской диссертации «Происхождение древнехристианской базилики») Предлагая вашему просвещенному суду мое исследование по одному из вопросов древнехристианского искусства, считаю необходимым в краткой речи указать те задачи, к которым в данном случае направлялось главным образом мое внимание, а равно и тот путь, который, по моему убеждению, должен быть признан наиболее целесообразным в исследованиях подобного рода. Наблюдая современное состояние той отрасли знания, которой усвояется наименование археологии в широком смысле этого слова, а также и состояние некоторых, сродных с ней отраслей знания, мы без труда можем заметить, что они находятся доколе в зачаточном состоянии и еще слишком далеки от своего идеала, далеки настолько, что не имеют не только более или менее точного принципиального определения предмета, объема и задач их наследования, но даже нередко не имеют достаточного запаса таких основных положений, которые бы могли обеспечить за ними некоторую научную самостоятельность, и вращаются в кругу отдельных бессвязных явлений. К такому именно заключению приводит наблюдение наличных результатов, т. н. археологических исследований в существующей русской литературе. Здесь мы видим исследования по предметам религиозного характера и по предметам торговых и дипломатических отношений: сюда же входят памятники военные, гражданские и юридические, памятники искусств и художеств, наконец, фрагменты этнографического и антропологического характера. Но при всем этом разнообразии предметов, почти все, касающиеся их, исследования имеют один общий недостаток, состоящий в том, что они не переступают по большей части границ отдельных явлений; они рассматривают один какой-либо единичный предмет или даже одну только сторону этого предмета, по большей части один какой-либо памятник и притом, со стороны только внешней. Так, например, достопочтенный русский археолог Снегирев в своих археологических исследованиях о московских храмах, помещенных, в «Русской Старине», сообщил нам множество сведений об этих храмах, описал форму каждого храма, заключающуюся в нем святыню, иконы, орнамент и т.д., но все эти сведения имеют частичный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Речь, произнесенная в сокращении в публичном собрании религиозно-нравственного Общества в духе Церкви Православной 3 ноября 1915 г. Прежде чем приступить к личным воспоминаниям о в Боге почившем незабвенном митрополите Антонии, как своем учителе и сослуживце по Казанской Духовной Академии, я нахожу необходимым предварительно сделать несколько оговорок, чтобы устранить всякого рода недоразумения и возможные по отношению ко мне возражения, пожелания и требования. Мои личные воспоминания, как таковые, несомненно субъективны и будут не полны и, даже, может быть, односторонни и мелочны для персоны, облеченной столь высоким саном, и при том в настоящем собрании, где большинство собравшихся глубокие почитатели почившего архипастыря, жаждущие слышать о нем одно только благоговейно высокое и восторженное, что выделяло бы его из ряда лиц ему подобных и ставило бы на недосягаемую высоту. Мне лично сейчас чужда мысль создавать искусственные подмостки и ставить на них личность покойного митрополита Антония, оставившего по себе самую светлую память у его почитателей и современников, чему ярким доказательством служит между прочим и наше настоящее собрание. Прошло уже три года с блаженной преждевременной кончины владыки. Острота тяжелой утраты мало-помалу ослабела. Необходимость говорить о почившем владыке по правилу: De mortuis aut bene aut nihil ныне исчезла. И светлая личность митрополита Антония, и его учено-административная деятельность отходит уже в область беспристрастной истории. Вот почему мне и хотелось бы в настоящем собрании почитателей почившего владыки обрисовать его светлую личность не со стороны ее, так сказать, показной, каким покойный владыка является перед нами в профессорском вицмундире, в рясе с панагией на груди и в белом клобуке на голове, и в саккосе, и омофоре, как его описывают обыкновенно панегиристы в своих некрологах и разных статьях по поводу перипетий в его не лишенной драматичности и исключительного счастливого покровительства ему фортуны жизни, а изобразить его в обычном скромном пиджаке или подряснике даже без скуфейки на голове, за трудовым рабочим столом или, в кругу своих интимных единомышленников, за скромной трапезой или за чайным столом. Быть может, и в этих незримых и недоступных внешнему миру мелких, но, по моему мнению, весьма характерных черточках обрисуется пред нами глубоко симпатичный притом образ почившего владыки еще с большею пластичною рельефностью и чарующею задушевною обаятельностью, чем даже в статьях, написанных ad hoc.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы боремся за правое дело, а значит победим» 30.01.2023 441 Время на чтение 10 минут Источник: Сектовед Время нынче неспокойное. В прошедшем году мы регулярно слышали об обезвреживании то одной банды экстремистов, то другой. Новый год не станет исключением. Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться высокой. При том что это не только действия террористов, планирующих убийства мирных жителей, но и акции всевозможных псевдорелигиозных организаций, которые сектоведы называют тоталитарными, деструктивными и от которых, если принюхаться, нередко можно уловить мерзкий душок украинского неонацизма. Наш собеседник настоятель Александро-Невского собора, руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, эксперт в области деструктологии протоиерей Александр Новопашин - Здравствуйте. Отец Александр! В 2005 году в Саратове вы приняли участие в работе крупнейшей по тому времени международной религиоведческой конференция. Она собрала известных в мире экспертов в области современного сектантства. И вот на ней и, по-моему, впервые прозвучало, что тоталитарное сектантство по сути является экстремистским движением. - Конференция называлась «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма». Мы тогда убедительно доказали, что неопятидесятническое движение на самом деле обладает всеми признаками, присущими экстремизму. Вскоре после этой знаменательной во многих отношениях конференции сектоведы начали называть экстремистскими многие деструктивные тоталитарные организации, поскольку эти объединения по своей направленности как нельзя лучше соответствовали самому понятию экстремизма. - Однако прошли годы прежде чем некоторые тоталитарные секты начали признавать экстремистскими уже на законодательном уровне. Сначала запретили " Аум Синрикё " . В 2017 году в список экстремистских организаций наконец-то окончательно и бесповоротно попала секта «Свидетели Иеговы». Признана экстремисткой и террористической идеология «Колумбайн». И вот теперь, уже в этом году, экстремисткой и террористической объявлена организация «Маньяки: культ убийств». Признаюсь, сначала меня удивило само название и даже показалось немного смешным. Подумал, что это какая-то глупая, циничная шутка. Оказывается нет.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/30/my_bor...

От автора В основу этого очерка лег доклад, прочитанный в парижском и берлинском академических союзах. Аполитичность этих организаций до некоторой степени определила характер доклада – я старался держаться преимущественно в пределах критико-библиографического рассмотрения нового труда П. Н. Милюкова «России на переломе». При печатании своей критики, не изменяя по существу характера изложения, я все же чувствовал себя несколько более свободным. 15 января 1929 г. I. История или воспоминания «Эпиграфом к Истории я бы написал: «Ничего не утаю. Мало того, чтобы прямо не лгать, надо стараться не лгать отрицательно – умалчивая». Из дневника Толстого. Эту запись Л. Н. Толстого я без колебаний ставлю эпиграфом к разбору истории гражданской войны, написанной П. Н. Милюковым, ибо фигура умолчания является одной из характеристических черт нового исследования нашего знаменитого историка. Гражданской войне или «антибольшевицкому движению» посвящен весь второй том, вышедшей в 1927 г. книги П. Н. Милюкова «Россия на переломе». Книга Милюкова о «большевицком периоде русской революции», непосредственно примыкающая к более раннему его очерку февральской революции, первоначально вышла на немецком языке под заглавием «Russlands Zusammenbruch». (на нем. «Russlands Zusammenbruch» означает – «Развал России»!?; точнее было бы перевести «Russland im Umbruch " - «Россия на переломе»; ldn-knigi) О немецком издании мне пришлось писать в «Голосе Минувшего». Отдавая должную дань «всеобъемлемости и разносторонности знаний исследователя и отмечая большую ценность его труда в целом, я указывал на необходимость при издании книги на русском языке «внимательно просмотреть главу о гражданской войне, написанную слишком наскоро» – мною были приведены и примеры весьма существенных, по моему мнению. «неточностей», допущенных историком. При современном состоянии материалов по истории русской революции, писать эту историю в полном объеме просто еще нельзя – по некоторым отделам материал отсутствует; по другим он подлежит критической проверке. Источником нашего познания являются часто только мемуары. Между тем, самому добросовестному мемуаристу не всегда нужна полнота фактов и скрупулезная их точность, ибо мемуарист трактует события под углом зрения пережитых им настроений и сделанных им лично наблюдений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Протоиерей Александр Новопашин: «Мы боремся за правое дело, а значит победим» 28.01.2023 17:08:01 Время нынче неспокойное. В прошедшем году мы регулярно слышали об обезвреживании то одной банды экстремистов, то другой. Новый год не станет исключением. Угроза экстремизма и терроризма продолжает оставаться высокой. При том, что это не только действия террористов, планирующих убийства мирных жителей, но и акции всевозможных псевдорелигиозных организаций, которые сектоведы называют тоталитарными, деструктивными и от которых, если принюхаться, нередко можно уловить мерзкий душок украинского неонацизма. Наш собеседник настоятель Александро-Невского собора, руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, эксперт в области деструктологии протоиерей Александр Новопашин   - Здравствуйте. Отец Александр! В 2005 году в Саратове вы приняли участие в работе крупнейшей по тому времени международной религиоведческой конференция. Она собрала известных в мире экспертов в области современного сектантства. И вот на ней и, по-моему, впервые прозвучало, что тоталитарное сектантство по сути является экстремистским движением. -  Конференция называлась «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма». Мы тогда убедительно доказали, что неопятидесятническое движение на самом деле обладает всеми признаками, присущими экстремизму. Вскоре после этой знаменательной во многих отношениях конференции сектоведы начали называть экстремистскими многие деструктивные тоталитарные организации, поскольку эти объединения по своей направленности как нельзя лучше соответствовали самому понятию экстремизма. - Однако прошли годы прежде чем некоторые тоталитарные секты начали признавать экстремистскими уже на законодательном уровне. Сначала запретили " Аум Синрикё " . В 2017 году в список экстремистских организаций наконец-то окончательно и бесповоротно попала секта «Свидетели Иеговы». Признана экстремистской и террористической идеология «Колумбайн». И вот теперь, уже в этом году, экстремистской и террористической объявлена организация «Маньяки: культ убийств». Признаюсь, сначала меня удивило само название и даже показалось немного смешным. Подумал, что это какая-то глупая, циничная шутка. Оказывается нет.

http://radonezh.ru/2023/01/28/protoierey...

Разделы портала «Азбука веры» Денис Таргонский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) А не спеть ли мне песню о любви? А не выдумать ли новый жанр? Чиж и Ко О чём бы человек ни говорил и как бы ни «проталкивал» свою тему, его услышат и оценят только тогда, когда он живёт тем, о чём идёт речь, когда он весь «в теме». Именно поэтому я вынужден заблаговременно признаться, что никогда не любил и, соответственно, будучи «не в теме», ничего не скажу о любви из своего опыта. Всё, что я здесь пишу, – только размышления… То, что я не любил, мне стало понятно, когда, переступив порог храма, я услышал о Том, Кто не мог не любить даже тогда, когда Его распинали на Кресте. Я не один такой. Вот уже две тысячи лет это повторяется с каждым из нас: Он не мог не любить, а я не могу полюбить. Иными словами, мне очень трудно ступить на узкий путь осознанной, разумной любви, где мысль предваряет поступок, а источником мысли является любовь. Мне кажется дерзкой и неудобной мысль, которую принесло в мир христианство: любить нужно научиться. Об этом знал ещё Сократ и множество философов, которых можно смело назвать «христианами до Христа». Но это знание просто осталось монументом несостоявшейся любви. Это знаем и мы, современники, но не понимаем простой истины: просите, и дано будет вам ( Мф. 7:7 ), ведь дано будет не только знание, но и сила, воплощающая его в жизнь. Поэтому «спеть песню» о любви мне не удастся, но попробую сделать ремикс, используя жизненный опыт тех людей, которые действительно любили и раскрыли всю красоту человека в любви – этом постоянном чувстве присутствия кого-то другого в каждом обстоятельстве нашей жизни. Ведь любовь – это творчество, а если точнее, сотворчество, преобразующее каждое мгновение нашей жизни; это творение «из ничего», причём венец этого сотворчества – человек. Так может ли человек не любить, если сама его природа – это любовь? Ведь Бог, Который сотворил человека по образу Своему и по подобию, есть любовь ( 1 Ин. 4:16 ). Но люди часто то ли по недоразумению, то ли по малограмотности путают понятие и его определение, и получается – «любовь есть Бог». Боюсь предположить, но, по-моему, в этой маленькой на первый взгляд ошибке заключается целое мироощущение, утилитарное, требовательное и требующее, но не отдающее. Но ведь требует человек тогда, когда просить не умеет, а если ещё глубже взглянуть – когда не хочет признаться сам перед собой, что он нищ и ему просто нечем поделиться. Именно об этой нищете говорил Господь: Блаженны нищие духом… ( Мф. 5:3 ). Именно эту нищету духа поставил Господь главным условием счастья человека – потребность в другом человеке, потребность просить.

http://azbyka.ru/semya/pered-tem-kak-pri...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010