Оба фильма обращены к классике. К биографии великого русского поэта Сергея Есенина и к произведению великого русского писателя Михаила Булгакова. И тот и другой жили в советскую эпоху. И тот и другой пережили ее трагично. Другое, что объединяет оба фильма – это то, что переведены с языка классики на новый художественный язык телевидения. Как нижегородцу мне вспоминается недавний случай, связанный с малоизвестным поэтом, по специальности микологом, Валерием Темнухиным, который осмелился перевести на современный русский язык древнерусский текст " Слова о полку Игореве " . Местные поэтические мэтры оскорбились: как же так, какова дерзость! Ведь есть уже блестящие переводы Майкова и Заболоцкого!.. Отголосок того же отношения слышится и в адрес фильмов, снятых Безруковым и Бортко, на что очень легко ответить словами последнего. " Это сегодня " Собачье сердце " называют культовым фильмом, – вспоминал Бортко в интервью Игорю Линчевскому. – А тогда... Большинство рецензий, которые появились сразу после показа фильма, были настолько разгромными, что их трудно с чем-либо сравнить. На грани фола, абсолютно... Если коротко резюмировать, то суть такова: " Всякую гадость видели, но такого дерьма – никогда " . (Смеется). Почитайте – очень любопытно и поучительно. Когда не очень умный человек сталкивается с каким-то новым явлением, не подходящим под известные определения, он теряется, не знает, как реагировать. А реагировать надо. " Кто его знает, как реагировать? Начну хвалить – скажут, что дурак... А поругаю, ну что же, взятки гладки, высокие требования... " Последовательность показа, а соответственно и рассмотрения указанных фильмов диктуется историческим их сюжетом. Сергей Есенин погибает, когда вертикаль власти в Советской России еще только начинает выстраиваться. И тогда же, в конце 1920-х годов начинает писать свой роман Михаил Булгаков. Один сериал органично продолжает и перетекает в другой, просто действие становится все более и более фантасмагоричней. Перед нами два образа мастеров. Один – успешный, погибающий на пике своей известности. Другой исчезает в безвестности, и по-моему, оба образа прекрасно дополняют друг друга, раскрывая разные стороны творческого пути. Фильмы сняты, и если пока неизвестно какое место займет в сетке телевещания сериал о Есенине, то с " Мастером и Маргаритой " , показанным перед Новым Годом и Рождеством мы уже вряд ли расстанемся в эти дни в течение ближайших... лет. К советским чудесным новогодним фильмам прибавилась страшная рождественская история про нечисть. " Есенин "

http://religare.ru/2_24754_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Виталий Каплан Новый русский антиклерикализм " Из того, что некто – антиклерикал, вовсе не следует, что он мерзавец " Источник:  Фома Мне кажется, есть смысл поговорить о явлении, которое я бы назвал " новым русским антиклерикализмом " . Та информационная война, которая последние месяцы идет в медиа-пространстве, весьма отчетливо продемонстрировала некоторые его особенности. Но сделаю важную оговорку: из того, что некто – антиклерикал, вовсе не следует, что он мерзавец, негодяй и придурок. Он может быть более чем достойным человеком. У меня есть друзья-антиклерикалы, их убеждения меня огорчают, а их огорчает моя вера, но это не мешает нам общаться по-человечески. Для меня антиклерикал – это заблуждающийся человек, а вовсе не враг. Человек ведь не исчерпывается своими взглядами. И поэтому, размышляя об антиклерикализме я хочу лишь сказать о некоторых заблуждениях, а не критиковать их носителей. После этой оговорки перейду к сути. По-моему, современными антиклерикалами движет вполне реальный страх. Они действительно боятся, что Церковь получит политическую власть в стране и установит тоталитарную диктатуру, начнет силовыми способами подавлять всякое инакомыслие, загонит несогласных в концлагеря (иные договариваются и до костров инквизиции). Но у такого страха есть интересные оттенки. Я бы сказал, что это сладкий страх. Чем-то сродни ужастикам про Чёрную Простыню и Красное Пятно, которые дети в летних лагерях рассказывают после отбоя. Очень заметно, что антиклерикалам нравится бояться. Это ведь очень эстетично – надвигающаяся Тьма, и горстка безупречных борцов встает у нее на пути, и предполагаемый их пепел будет стучать в чьих-то сердцах, а память – жить в будущих веках. Но подобная эстетика всегда завязана на догадке, что все-таки обойдется, что минует чаша сия. Все предполагаемые ужасы взяты не из реально наблюдаемого, а из прогнозируемого, и потому они – предмет веры. Это совсем не тот страх, который был у людей в сталинское время, или, скажем, в 90-е года в " горячих точках " при очередной резне. Никто из антиклерикалов не опасается попасть в застенки инквизиции вот прямо сейчас. И через год не опасается, и через пять лет. Вот когда-нибудь, в ужасном далёко – другое дело.

http://religare.ru/2_93223.html

Разделы портала «Азбука веры» «По-моему, это как раз и доказывает истину христианства, все эти нападки, отрицательная критика, злобное анализирование священных библейских и церковных фактов… Как человек с глазами, страдающими дальтонизмом, путает цвета, так и страдающий душевной слепотой (страстями) – сектант, антирелигиозник, безбожник. И как первый смешивает красное с зеленым (представьте себе такого машиниста или у нас наверху рулевого!), так и последний все путает и находит в каждой строчке Библии и Евангелия противоречия. И как про первого мы говорили «больной» и не смущаемся, так и про последних надо сказать. Пожалеть, и всё». Еп. Варнава (Беляев) . По Волге… к Царству Небесному 1 . Одним из главных препятствий для принятия истинной веры со стороны дикого племени научников является признание т.н. «высокой библейской критики», выдаваемой за последнее слово науки. Согласно представлениям, принятым в среде богоборцев-ученых, считается доказанным, что почти все библейские книги написаны не теми авторами, которыми они подписаны. Например, книгу пророка Исайи на самом деле писали два или три автора, Евангелия написаны или во II или III веках. Почти все послания апостола Павла ему якобы не принадлежат. Не принадлежат будто бы и Давиду его псалмы, книга пророка Даниила написана в 165 г. до Р.Х. и т.д. Но началом всей кампании, направленной против Священного Писания, стала попытка доказать, что Пятикнижье написано не пророком и Боговидцем Моисеем, а создано группой авторов (от двух до пяти) спустя полтысячелетия после той даты, которая зафиксирована в Библии. Система аргументации построена на предвзятости, презумпции виновности и принципе двойного стандарта. Как точно заметил епископ Варнава (Беляев) , «никто в непонятных и непривычных с первого раза вещах не ищет бессмыслицы, а наоборот, старается доискаться, какой смысл вложил в свои слова автор. Но когда речь касается Библии, забываются все правила и все приличия. Всё свое невежество, непонимание, неумение разобраться в данных современной библейским авторам эпохи каждый сваливает на последних» 2 .

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

Святой Дух как Бог Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 30 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 В современной западноевропейской христианской мысли богословие Святого Духа чаще всего находит свое выражение в контексте нового поиска религиозной свободы. Святой Дух рассматривается либо как критерий институционального изменения, либо как религия личного опыта или духовный феномен, известный под названием Пятидесятница. К сожалению, традиционное западное систематическое богословие периода Средних веков или Реформации дает слишком мало материала или контекста для появления органичного и интегрированного богословия Святого Духа, которое остается в известной степени спекулятивным по отношению к Личности Дарителя, и вследствие этого интерпретация “даров” часто бывает достаточно произвольной. Возможно, в этом заключена одна из причин идейного разброда в современном богословии. На христианском Востоке богословие Святого Духа также не получило достаточного систематического развития. Тем не менее некоторые основы для такой систематизации мы находим в великих тринитарных спорах IV века, которые привели к принятию догмата о Божестве Святого Духа как третьего Лица Троицы, а также к интерпретации спасения человека и конечной цели его существования в терминах обожения. Эти основы имеют тем более первостепенное значение для православного истолкования свидетельств Писания и Предания о Святом Духе, что они вошли в текст Литургии и засвидетельствованы в опыте святых и в жизни христианской общины. Совершенно очевидно, что я не смогу удовлетворительным образом изложить пневматологию систематически в столь кратком обзоре. Я ограничусь основными тринитарными и антропологическими аспектами проблемы, изучение которых привело к моему пониманию Святого Духа как Бога, и затем сделаю некоторые богословские выводы, в которых мы сегодня нуждаемся. Тринитарный аспект Неоднократно было отмечено, что Восток и Запад по-разному подходят к тайне Пресвятой Троицы. Запад воспринимает единство Бога как данность и относится к Троичности как к поводу для умозаключений, в то время как отправной точкой для богословских рассуждений Востока служит живой опыт Троих, а затем уже и утверждение равенства Их Божественной природы и вследствие этого Их единства. На этом основании Каппадокийцев (IV в.) обвиняли в тритеизме, поскольку “их мысль зиждется на троичности равных Ипостасей (Лиц), а единство Божественной oЩs…a (сущности) находится на втором месте” 1 .

http://pravmir.ru/svyatoy-duh-kak-bog/

Скачать epub pdf Эта статья получена Редакцией от доктора богословия, преосв. Сергия, епископа Могилевского (автора сочинения: Полный месяцеслов Востока, две книги 1875), при следующем письме к редактору: «Между тетрадями, вывезенными мною из Москвы, где я не мало занимался Агиологиею, нашлась такая, содержание которой, по моему мнению, может быть предано печати: это некоторые из чудес Кира и Иоанна, свв. чудотворцев безсребренников, описанные Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским. Они еще, сколько мне известно, не напечатаны в русских изданиях на русском языке. Они очень подходят под характер Душеполезного Чтения». Содержание Чудо 8 Чудо 9 Чудо 10 Чудо 11 Чудо 12 Чудо 19 Чудо 28 Чудо 31 Чудо 36 Чудо 37 Чудо 39 Чудо 48 Чудо 53 Чудо 60 Чудо 61 Чудо 62 Чудо 70. Исцеление самого Софрония     Эти дивные страдальцы удостоились мученического венца в египетском городе Канопе, что ныне Абукир 1 , в 311 г. 31 января. Через 100 лет после их кончины святые мощи их с великим торжеством перенесены были из храма евангелиста Марка в близь лежащее при Канопе на морском берегу селение Мануфин 2 , при св. Кирилле, архиепископе Александрийском. Это было в 412 году 28 июня. В этом селении было языческое капище и это место было очень стужаемо от злых духов. Св. Кирилл молился Богу об изгнании оттуда злых духов; ему явился ангел Господень и приказал перенести туда мощи безмездных врачей Кира и Иоанна и положить в храме св. Евангелистов, который создан был здесь патриархом Феофилом. Как только перенесены были сюда св. мощи мучеников, страхования и вреждения демонов исчезли, а напротив потекли исцеления от страстотерпцев. Это исполнило радостию сердца христиан Александрийской Церкви, которая стала торжественно праздновать день перенесения св. мощей их. Вскоре он сделался праздником и всей православной Церкви, тем более, что многия чудеса мучеников и в последующия века разительно говорили о великом предстательстве их пред Богом. В начале седьмого века Софроний, по образованию софист, при александрийском патриархе Иоанне Милостивом (609–620) прибыл в Александрию с иноком Иоанном Мосхом , писателем Духовного луга, и постригся здесь в монахи. Иоанн Мосх был духовным отцем и учителем Софрония. Они много помогали св. Иоанну Милостивому в борьбе с еретиками. Этот Софроний, впоследствии святый патриарх Иерусалимский, в бытность свою в Египте, составил описание чудес Кира и Иоанна. Им описано семьдесять чудес 3 , совершенных мучениками большею частию над лицами современными писателю. Мы здесь представляем только те чудеса, в описании которых есть ясные свидетельства на то, что они совершились или при Софронии, или незадолго до него, и о которых он слышал от самих исцеленных, или от видевших исцеления, или которые сам видел своими глазами; одно из них совершилось над ним самим 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Содержание Предисловие Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) II. Св. Григорий Палама при свете научно-литературных данных о жизни его и учении III. Жизнь и труды св. Григория Паламы до собора 1341 г. IV. Исихия, сущность ее и оценка св. Григорием Паламой и Варлаамом V. Учение св. Григория Паламы о сущности и действиях Божества и воззрения Варлаама по тому же вопросу VI. Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.) VII. Творения св. Григория Паламы – догматические и полемические VIII. Творения св. Григория Паламы – нравоучительного содержания IX. Творения св. Григория естественнонаучного содержания, гомилетического характера и иные X. Критические замечания Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела I II Приложение. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX     Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пс.50:8, 10–14     Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела Вступительная статья А. В. Маркидонова Имя и труды выдающегося русского историка Церкви и канонического права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865–1939) уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том сочинений вошли одни из лучших его византологических работ по истории поздней Византии – этюды о свт. Григории Паламе , Никофире Влеммиде и императоре Исааке II Ангеле. Все эти исследования позволяют нам новыми глазами посмотреть на многие знакомые явления и имена византийской истории – судьбы афонских монахов-исихастов XIV в. во главе со свт. Григорием Паламой , место исихии в православной восточной аскетической практике, необычайная судьба монаха, ученого и богослова Никифора Влеммида, взаимоотношения Церкви и государства в церковной политике императора Исаака II Ангела и многое другое. В качестве приложения помещена статья об афонском монашестве в его прошлом и настоящем (до нач. XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_51216.html 28 февраля 2008 Протоиерей Всеволод Чаплин Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина Попробую внести скромный вклад в церковную дискуссию о том, кому поклоняются нехристиане. Нашему Богу? Нет, они не знают, а иногда отвергают Его. " Другому Богу " ? Такого, с точки зрения христианина, просто не существует. Мы веруем, что Предвечный и Воплотившийся Бог явил Себя людям именно в том Откровении, которое содержит Церковь. Другие воззрения на Бога – неверные или неполные, но Сам Он от этого никак не меняется. Значит, нехристиане поклоняются сатане, злым духам? Не все и не всегда. Конечно, если человек приписывает Богу совершенно противоположные Ему свойства – например, объявляет Его источником зла, – то отсюда недалеко и до " соглашения " с силами тьмы. Но многие люди, даже неверующие, могут открыть для себя о Боге нечто такое, что будет согласно с Его подлинным обликом, – из природы, из образа Божия в своей душе, из размышлений и нравственных борений. И нам, христианам, надобно не отвергать эти разрозненные крупицы истины только потому, что они " не наши " , а постараться, на них опираясь, открыть людям полноту знания о Боге. Показать им того " ведомого Бога " , к Которому привел жаждущих истины афинян апостол Павел. В 1988 году, во время празднования 1000-летия Крещения Руси, в небольшом зале на Солянке прошла, пожалуй, первая выставка христианского искусства, получившая разрешение тогдашних властей. Мне довелось тогда участвовать в ее организации. Помню, как мне домой позвонил игумен Сергий (Соколов), тогда келейник Святейшего Патриарха Пимена, а впоследствии епископ Новосибирский, и предложил выставить предметы искусства из Патриаршей коллекции. Участвовали в выставке и современные иконописцы, и художники-реалисты, и приверженцы весьма смелого авангарда. И " демократы " , и " почвенники " . Никому не было тесно. В одном углу зала общался с посетителями популярный на Западе авангардист Валерий Юрлов, в другом ярко рассказывал об идеале православной монархии Виктор Саулкин (по-моему, именно тогда у него открылся дар публичных выступлений).

http://religare.ru/2_51216_1_21.html

Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. — М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011. — 640 с.: ил. ISBN 978-5-7533-0611-1. ISBN 978-5-373-00597-5. Издательский номер 11-10461 Такого не было очень давно. В метро я заметил, что сразу три пассажира в вагоне читают одну и ту же книгу. Уже узнаваемую издалека. Увидеть ее у читающих мне доводилось в кафе, поликлинике и в парке. И среди моих знакомых гораздо больше тех, кто прочитал или читает эту книгу, чем тех, кто до нее пока не добрался. Забытое уже ощущение: свежая книга — как общая тема для разговора с самыми разными людьми. И ведь не детектив, не перевод мирового бестселлера, а записки русского монаха, нашего современника — архимандрита Тихона (Шевкунова) , наместника Сретенского монастыря. Во всевозможных рейтингах книга «Несвятые святые» уверенно лидирует. И в голосовании литературной премии Рунета, и в голосовании премии «Большая книга» , и в списках продаж. Уникальная ситуация: в течение года эта книга по продажам в лидерах. Появляются время от времени новые издания, которые вырываются на первые места, но скоро исчезают, а она остается. Интерес не только у нашего читателя. Книгу переводят на сербский и румынский языки. Осенью презентации в Нью-Йорке и Вашингтоне, зимой — во Франции. В Греции вышло уже два тиража. И все мало: в монастыре Симона Петра на Афоне монахи размножают книгу на ксероксе, употребляя при этом русское слово «самиздат». А в некоторых греческих монастырях книгу архимандрита Тихона читают вслух во время общей трапезы. Это все — про Любовь «Ваше Высокопреподобие! — пишет отцу Тихону протоиерей Георгий Ларин из Нью-Йорка. — Мне привезли из Москвы Вашу замечательную книгу. Близкий сердцу моему протоиерей Владимир Гамарис, живущий в Москве, узнав о моем горячем желании поделиться этим шедевром с моими родными и прихожанами, позавчера доставил мне авиапочтой восемь экземпляров... Мой закадычный друг, отец Александр Лебедев , обрадовал меня сообщением, что уже распродано их свыше полмиллиона и будет сделан английский перевод. СПАСИБО!»

http://pravoslavie.ru/55634.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть ли она - угроза «царебожничества»? Статья священника Александра Шумского с послесловием Анатолия Степанова 23.07.2018 3478 Время на чтение 12 минут От редакции : Наш постоянный автор священник Александр Шумский опубликовал на своем личном сайте статью с критикой некоторых идей известного православного ученого и писателя Олега Платонова, предложив редакции опубликовать статью и на РНЛ. Поскольку автор поднимает в статье некоторые принципиальные для православно-патриотического движения вопросы, в том числе касающиеся идеологии, гл. редактор РНЛ и председатель «Русского Собрания», московское отделение которой возглавляет отец Александр, Анатолий Степанов посчитал целесообразным сопроводить публикацию послесловием, в котором полемизирует с некоторыми тезисами статьи нашего известного автора. НЕДОПУСТИМО ПЕРЕРОЖДЕНИЕ МОНАРХИЗМА В «ЦАРЕБОЖИЕ» Прочитал на РНЛ статью известного экономиста, демографа, писателя, директора Института Русской Цивилизации, главного редактора газеты «Русский вестник» Олега Анатольевича Платонова под названием «Самое тягчайшее преступление всемирной истории» . И, признаться, был сильно удивлён. Я, как и все православные, всегда полагал, что самым тягчайшим преступлением всемирной истории было убийство Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Но из статьи Олега Анатольевича следует, что самым тягчайшим преступлением всемирной истории является убийство царя Николая II-ro и его семьи. Статья начинается со слов: «Убийство Царя Николая II и его семьи - самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории». Конечно, Олег Анатольевич может мне возразить, сказав примерно следующее: «Но я же уточнил, что речь идёт о всемирной христианской истории!» Но тогда почему нет этого уточнения «христианской» в названии статьи? Ведь название - это самая суть любого печатного материала. Получается некая двусмысленность, сбивающая с мысли и путающая читателя. И попутно возникает вопрос: а когда именно начинается христианская история? По моему мнению, зримая для всего мира христианская история начинается с Распятия Иисуса Христа и Его Воскресения. А сокровенная от большинства Его современников христианская история начинается от Рождества Христова. Не так ли, уважаемый Олег Анатольевич?

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > Открытое письмо протодиакону Андрею Кураеву в защиту монашества 23.04.2012 4351 Время на чтение 16 минут Прежде публикации в СМИ это письмо было направлено на электронный адрес протодиакона Андрея Кураева. Однако с его стороны не последовало ни ответа, ни раскаяния, ни удаления записи в блоге, содержащей нападки на православное монашество. Поэтому теперь письмо игумена Сергия (Рыбко) публикуется открыто. Уважаемый о. Андрей! Вернее, простите, больше мной... не уважаемый. Не хотелось бы писать такие вещи в дни Страстной Седмицы и преддверии великого дня Светлого Христова Воскресения. Но не могу молчать после Ваших хулений на русское монашество: Именно хулений, по-другому я это назвать не могу. Вы - великий талантливый миссионер, человек, несомненно, обладающий даром слова, много сделавший для Церкви. Но я все больше убеждаюсь, что Ваша «свобода во Христе» постепенно превращается в обыкновенную демагогию, а порой доходит до поношения Христианства. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров. Вы похулили Духа Святаго, публично высказав сомнение в ежегодном схождении Благодатного Огня на Гробе Господнем в Иерусалиме. Неоднократно Вы хулили Духа Святаго, выражая сомнения в некоторых чудесах и случаях, описанных в житиях святых. Вы, будучи человеком ученым, конечно же, имеете право на свои критические исследования и сопоставления, но лично меня, как человека простого, ваши сомнения вводят в соблазн. Неоднократно Вы хулили причисленного к лику святых, очень дорогого моему сердцу духовного писателя - святителя Игнатия (Брянчанинова). И именно Вам, о. Андрей, принадлежит саркастическая фраза, смысл которой заключается в том, что книгу творений епископа Игнатия нужно, благочестиво облобызав, поставить на полку, как не имеющую отношения к реальной жизни. Видимо, Вы, о. Андрей, ограничившись в лучшем случае беглым просмотром, никогда и не читали сочинений великого святителя, отца современного иночества, на книгах которого выросли многие Новомученики и Исповедники из числа монашествующих. Например: преподобноисповедник Никон Оптинский (Беляев), преподобноисповедник Игнатий (Лебедев), священномученик Игнатий (Садковский), подвижники благочестия иеросхимонах Стефан (Игнатенко) и игумен Никон (Воробьев). Этот список можно продолжать и продолжать. И Вы просто не понимаете значения этого святого для духовной жизни христиан, которым выпал удел нести исповедание своей веры в XX веке.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/24/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010