О четках Я помню, как в 60-х годах, во время моего пребывания в Сухумской епархии, между духовенством произошел спор: имеет ли право мирянин молиться по четкам. По моему мнению, этот спор показал только одно: насколько бездуховным стало наше время. Люди, которые по своему сану и долгу призваны учить молитве, перестали понимать, что значит внутреннее молитвенное предстояние перед Богом, которое называется также «трезвением», «тайным поучением», «памятью Божией» и Иисусовой молитвой. Они считают, что слова апостола Павла: непрестанно молитесь 115 – относятся не ко всем христианам, а только лишь к избравшим особую аскетическую жизнь, то есть в настоящее время к монахам. Четки – это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, четки являются постоянным напоминанием человеку о молитве. В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад четки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по четкам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного – сочетания сердца с Богом – привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на четки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде четок на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить четки; что он – монах? Это нарушение правил!» – а каких, не знают сами. Надо сказать, что древнее предание – молиться по четкам – осталось не только у православных на Востоке, но также и в таких конфессиях, как монофизитство и католичество, кроме того, в старообрядчестве, представляющем собой консервацию обрядов Русской Церкви XVI–XVII столетий; четки существуют также у мусульман, буддистов и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

поиск:   разделы   рассылка Ольга Гуманова Главный враг православной женщины – другая православная женщина Источник:  Православие и мир У людей, приходящих в храм впервые, нередко складывается впечатление о церкви как о " собрании женоненавистников " . Часто рассказывают такого рода истории: " Мужу моему ни разу никто в Церкви не сделал замечания. А я как зайду, так и крещусь неправильно, и стою не так, и свечи не так зажигаю и не туда ставлю, и одета не по форме, и выражение лица у меня неподобающее " . Подобных примеров можно привести сотни и тысячи. Очень странно слышать об антифеминизме в Русской Православной Церкви, где в годы гонений женщины составляли подавляющее большинство прихожан, и в наши дни все равно остаются большинством. Но, тем не менее, факт остается фактом: женщине гораздо сложнее, чем мужчине, переступить порог храма и при этом не услышать в свой адрес поток упреков, не почувствовать себя человеком второго сорта. Существует целый пласт аскетической монашеской литературы, в которой можно обнаружить " антифеминистские " высказывания. Предостерегая своих послушников от плотских падений, старцы называли женщин " сосудами греха " . Об этом писал протодиакон Андрей Кураев в своей известной работе " Женщина в Церкви " . Но знакомство современных захожанок с православием начинается отнюдь не с аскетических трудов. Да, нечто оскорбительное по отношению к женщинам они слышат, но исходит это не от священника, до которого им на первых порах не удается дойти, и не от церковных работников мужского пола. В девяти случаях из десяти такого рода замечания делают женщины – те, кто стоит за свечным ящиком, убирается в храме, активные прихожанки. Выходит, главный враг православной женщины – другая православная женщина, вменяющая себе в обязанность следить за строгим соблюдением норм благочестия. Женщины, как правило, любят прикладные советы. Именно по такому принципу создается " женский глянец " , предлагающий четкие инструкции: " как понравиться мужчине " , " как приготовить праздничное блюдо " , " что носить в этом сезоне " . Но проблема в том, что Церковь во многих случаях не дает четких инструкций, оставляя за своими чадами право поступать не по закону, а по благодати. И тогда приходские матушки додумывают за Церковь этот закон, сочиняют и распространяют полуязыческие предания.

http://religare.ru/2_71315.html

Рави Захариас Предисловие Начиная писать эту книгу, я немного волновался из-за сложности поставленной задачи. Сложность заключалась не в том, что сказать, а в том, чтобы не сказать лишнее. Ведь мы живем в такое время, когда люди многое понимают с полуслова. Сейчас каждому позволительно верить во что угодно, лишь бы он не претендовал на монопольное владение истиной. С точки зрения общественной морали, каждый волен жить так, как ему заблагорассудится. Только не следует при этом объявлять свой жизненный путь наилучшим. Каждый предпочитает выбирать любую религию по вкусу и не любит, когда ему навязывают веру во Христа. Если философская или религиозная система имеет восточное происхождение, ей гарантирован иммунитет от критики, если же западное – ее ожидает шквальный огонь критики. Журналисты могут посетить христианскую церковь и затем поиздеваться над тем, что они там видели. Но они никогда бы не осмелились вести себя так же по отношению к восточным культам. Вот такое настроение свойственно современному западному обществу. Оно получило свое теоретическое обоснование в философии постмодернизма. Кстати, общественное настроение – не так уж безобидно, поскольку оно может заглушить голос истины. А как же быть с теми, кто верит в Иисуса Христа? Для начала нужно сказать, что Он не был жителем Запада. Его притчи, например, настолько глубоко связаны с традициями Востока, что, по моему мнению, многим западным людям они до конца не понятны. Речь Христа, притчи и истории, которые Он рассказывал, Его проповеди – все насыщено восточными идиомами. При этом Его этическое и моральное учение круто изменило направление развития западной цивилизации. Только материалисты отказываются принять этот очевидный факт. Модель христианства в современном обществе, достигшем высокого уровня технологического развития, есть не что иное, как эгоизм и сребролюбие, занимающие ее центральную часть, с отдельными христианскими идеями по периферии. Эта искаженная модель справедливо заслужила суровую критику. Однако нам следует помнить, что говорил св. Августин: «Мы никогда не должны судить об учении только по его критике».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице, на притчу о сеятеле Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1, 1–3 ). Други наши, каждый день совершается во всем мире в Церкви Божией Божественная служба и звучит слово Божие. Звучит то самое всемогущее творческое слово Божие, которым однажды сотворил Господь мир и которому Он даровал силу на все века – хранить и воссоздавать жизнь на земле. И дал Господь человеку несомненное уверение истинности слова Своего неопровержимыми Божественными пророчествами о всем, имеющем случиться в мире. “Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю...” ( Ис. 46, 10 ). Внимайте, веруйте, живите по слову Моему – говорит Господь. “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут’” ( Мф. 24, 35 ). Пророчества совершаются над миром и над народами. Погиб в потопе водном первый мир, утонув ранее в нечестии своем, изгнав из жизни своей Бога. Копит и собирает горящие угли зла второй мир, уже заготовив впрок такое количество огня, что, самовоспламенившись, этот огонь способен пожрать вселенную и все зло в ней. И предчувствие, что мы – современники последних времен, носится в воздухе. А отступление от Бога все растет в наши дни, и с этим близится к завершению предсказанное Господом Иисусом Христом, но кто слышит, кто видит и разумеет происходящее? Таких все меньше. Опять исполняются пророчества: “...слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите” ( Ис. 6, 9 ). Но Господь долготерпит и ждет и продолжает сеять семена жизни. Одно поколение сменяет другое, и к каждому из них ежедневно выходит Великий Сеятель слова – Бог, чтобы сеять семена Своего Божественного учения, коим только и может жить мир. Как же трудится Творец жизни на ниве Своей, как силится насадить, взрастить, спасти и сохранить жизнь! Он учит, наставляет, обличает. Стучит и стучит в души человеческие. Сеет везде и всюду по всей вселенной, по дорогам и распутиям, по городам и селениям, днем и ночью, без устали, без отдыха, чтобы спасти еще, возможно, некоторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

А. Кордочкин Перевод с латинского Т.Л.Александровой. «Житие св. Емилиана», Браулиона Сарагосского 693 Святой Емилиан (ум. ок. 574 г.) является одним из самых почитаемых святых Испании. Он считается покровителем Кастилии, т.κ., no преданию, явился в битве при Симанкасе (939 г.), где сражался с маврами. Подвиги и чудеса св. Емилиана были прославлены в поэме «Vida de San Millän de la Cogolla» выдающегося средневекового испанского поэта Гонсало де Берсео (ум. ок. 1264 г.). Однако культ святого начал складываться значительно раньше, еще в вестготскую эпоху. «Житие св. Емилиана» было написано епископом Сарагосы Браулионом ок. 636 г. 694 по просьбе его младшего брата Фрунимиана, настоятеля монастыря Сан-Мильян де Сусо. Это житие и гимн в честь святого должны были читаться во время службы. Браулион унаследовал кафедру Сарагосы в 631 г. после смерти своего старшего брата Иоанна. Кроме братьев, у него были три сестры: Помпония, ставшая аббатиссой, Басилла, также посвятившая себя Богу, и еще одна сестра, вышедшая замуж за знатного гота Вистремира и умершая молодой. 695 Таким образом, семья Браулиона была тесно связана с Церковью. Первым наставником Браулиона был брат Иоанн Сарагосский. Принято считать, что дальше Браулион обучался у Исидора Севильского 696 однако современные исследователи относятся к этому критически. 697 Тем не менее, судя по переписке, Браулиона и Исидора связывала крепкая дружба. Именно Браулион вдохновил епископа Севильи написать его знаменитые «Этимологии», он же стал редактором энциклопедии. Приблизительно в 620 г. Браулион вернулся в Сарагосу, где был рукоположен в дьяконы. В 631 г. после смерти своего брата Иоанна он занял епископскую кафедру и в этом сане присутствовал на IV (633 r.), V (636 г.) и VI (638 г.) соборах в Толедо. В 638 г. собор уполномочил Браулиона составить достойный ответ папе Гohopuю I (625–638), который обвинял испанский епископат в излишней мягкости по отношению к иудеям. Ответ Браулиона явил собой образец дипломатичности и ловкости. В 646 г. на VII Толедском соборе Сарагосу никто не представлял, однако говорить о смерти Браулиона нельзя, так как мы располагаем его письмами к королю Рецесвинту, датированными 649 г., в которых речь идет о некоем кодексе, который редактировал Браулион. По всей видимости, тяжелая болезнь или иные обстоятельства помешали пожилому епископу присутствовать на VII Толедском соборе. Скончался Браулион 26 марта 651 г., потеряв зрение к концу жизни. 698

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Близко стоя к делу иконописания и принимая к сердцу все, касающееся его, я хотел бы поделиться с членами Общества, православным духовенством и заказчиками икон своими взглядами на то, на что я считаю должным,по смыслу Православной Церкви, обратить особенное внимание. Начну с того, что выскажу свое мнение касательно:1) состояния, в котором находится иконописание в настоящее время, 2) тех недостатков, какие замечаются в работах иконописцев и 3) мер, которые, по моему мнению, улучшить положение дела. Представим себе портрет какого-нибудь лица. Не будем, конечно, говорить о таком, недостатки которого во всех отношениях бросаются всем в глаза, но возьмём такой, который и нарисован правильно и написан хорошо и колоритно. Если такой портрет не имеет никакого сходства с оригиналом, то какое же значение может он иметь для друзей и знакомых того лица, с которого написан? Так и икона или священная картина, если не имеет сходства с описанием, принятым и установленным Церковью , никакого смысла для верующих иметь не может. А такие несходства очень часто встречаются в работах наших иконописцев, из которых некоторые не придерживаются исторической правды по неведению, а некоторые вследствие погони за яркостью красок и оригинальностью композиции. Чтобы не впасть в подобную ошибку при писании икон, следовало бы придерживаться таких правил: 1) икона должна быть по рисунку правильна, все фигуры и части их – пропорциональны и соразмерны, 2) костюмы на фигурах должны соответствовать положению и типу каждого святого, 3) требуется, чтобы лица святых, как великопостников, во всем отказывающих себе, были худощавы и не возмущали бы религиозного чувства верующих фигурой полной и лицом румяным и 4) в положении фигур и в одежде должна быть скромность, простота и естественность.     Ведь довольно странно видеть перед собой св. угодника, изображенного растрепанным, в какой-нибудь вычурной позе, с вытянутой вперед ногой или что-нибудь в этом роде. Мы, ведь, когда снимаем с себя портрет, то стараемся причесаться, поправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Главный враг православной женщины – другая православная женщина Женщины, как правило, любят прикладные советы. Именно по такому принципу создается «женский глянец», предлагающий четкие инструкции: «как понравиться мужчине», «как приготовить праздничное блюдо», «что носить в этом сезоне». Но проблема в том, что Церковь во многих случаях не дает четких инструкций 22 октября, 2011 Женщины, как правило, любят прикладные советы. Именно по такому принципу создается «женский глянец», предлагающий четкие инструкции: «как понравиться мужчине», «как приготовить праздничное блюдо», «что носить в этом сезоне». Но проблема в том, что Церковь во многих случаях не дает четких инструкций Доклад на Первом форуме православных женщин Читайте также: Образ современной православной женщины Кому «нужны наши рекорды» – о неосвоенном поле сотрудничества Церкви и государства У людей, приходящих в храм впервые, нередко складывается впечатление о Церкви как о «собрании женоненавистников». Часто рассказывают такого рода истории: «Мужу моему ни разу никто в церкви не сделал замечания. А я как зайду, так и крещусь неправильно, и стою не так, и свечи не так зажигаю и не туда ставлю, и одета не по форме, и выражение лица у меня неподобающее». Подобных примеров можно привести сотни и тысячи. Очень странно слышать об антифеминизме в Русской Православной Церкви, где в годы гонений женщины составляли подавляющее большинство прихожан, и в наши дни все равно остаются большинством. Но, тем не менее, факт остается фактом: женщине гораздо сложнее, чем мужчине, переступить порог храма и при этом не услышать в свой адрес поток упреков, не почувствовать себя человеком второго сорта. Существует целый пласт аскетической монашеской литературы, в которой можно обнаружить «антифеминистские» высказывания. Предостерегая своих послушников от плотских падений, старцы называли женщин «сосудами греха». Об этом писал протодиакон Андрей Кураев в своей известной работе « Женщина в Церкви ». Но знакомство современных захожанок с православием начинается отнюдь не с аскетических трудов. Да, нечто оскорбительное по отношению к женщинам они слышат, но исходит это не от священника, до которого им на первых порах не удается дойти, и не от церковных работников мужского пола. В девяти случаях из десяти такого рода замечания делают женщины – те, кто стоит за свечным ящиком, убирается в храме, активные прихожанки.

http://pravmir.ru/glavnyj-vrag-pravoslav...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Под сенью Брасовских аллей» О Великокняжеских Михайловских Днях на Брянщине 14-16 Июня 13.06.2019 992 Время на чтение 5 минут С 14 по 16 июня 2019 года в посёлке Локоть Брасовского района Брянской области проходит праздник «Под сенью Брасовских аллей», посвящённый Дому Романовых. По результатам независимого экспертного отбора праздник входит в топ-200 лучших событийных проектов России. Ему присвоен статус «Национального события 2019 года». Дорогие Друзья! Дамы и Господа! Рада приветствовать Вас на открытии Выставочно-музейного историко-культурного центра имени Великого Князя-Мученика Михаила Александровича. К моему глубокому сожалению, по причине заранее запланированных в Москве мероприятий Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и по состоянию здоровья я не смогла приехать в Брасово-Локоть на сегодняшнее торжество. Поэтому обращаюсь к Вам заочно. В современной России общенародная память о Великом Князе Михаиле - Пермском Страдальце - с каждым годом множится и ширится. Во многом вижу заслугу в том местных крестьян, церковных, культурных, общественных деятелей, рабочих, военных, учителей и молодёжи Священной Брянской Руси. Очевидно, есть в этом процессе и вклад выходцев с Брянщины. Те самые Иваны да Марьи, помнящие свое родство с Отечественной духовной историей, которые трудятся на ответственных постах в Столицах, которые знамениты художественным и литературным творчеством, блистают на сценах России и киноэкранах, дорожат не только собственной нынешней знаменитостью, но и свидетельствуют, что они помнят и великих брянских предков - Благоверного Князя Давида Черниговского и Князя-Мученика Игоря Ольговича Киевского, Преподобных Князей Николу Святошу и Олега Брянского, героя Куликовской Битвы - Преподобного богатыря Александра Пересвета, Святителя Иоанна (Максимовича), Тобольского и всея Сибири Чудотворца, Преподобного Зосиму (Верховского) и Святителя Феодосия Углицкого - в общем, весь многочисленный Собор Брянских Святых.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/14/...

Закрыть Мегаполис – капкан для Русского мира Как отзовется в провинции Валдайская речь Владимира Путина? 01.11.2022 882 Время на чтение 6 минут Фото: Из личного архива автора Все еще продолжаются отклики на выступление Владимира Путина перед мудрецами «Валдайского клуба» Президент не впервой справедливо критиковал однополярный мир, который пытается навязать свои «правила поведения» всему человечеству, а также глобализм, который старается все унифицировать, подчинить себе. Повторил, опять же не впервой, тезис о приверженности России традиционным ценностям. Слушал я внимательно и ловил себя на мысли: «Все правильно Вы говорите, уважаемый Владимир Владимирович. И политологи, как повелось, начнут дружно, на все лады хвалить вашу очередную речь, называть ее исторической. Я не спорю, речь, действительно важная. Но поймите же: без конкретных, системных действий на внутреннем фронте слова ваши воспринимаются народом, не взыщите уж с провинциала за сермяжную правду-матку, с изрядной долей скептицизма. У меня, в небольшом русском городке на западе зажатой между двумя мегаполисами и обескровливаемой ими Тверской области, «барометры перемен», что называется, под боком. По ним вполне можно судить, как слово сверху отзовется внизу. А оно, скажем прямо, практически никак не отзывается. Продолжает вымирать и уезжать в крупные города население. От былых в советскую пору 10, 5 тысячи жителей скоро, глядишь, не останется и 6 тысяч. Земля зарастает. Лес истребляется лесными арендаторами. Массового индустриального развития не видно. Из-за несменяемости власти (глава Николай Баранник сидит в своем кресле без малого четверть века!) установилась, по моему разумению, клановая феодальщина, приведшая к интеллектуальной и нравственной деградации кадров. Гляжу в окно, а там маячит штампованное сердце в «комфорте», являющее пример той самой унификации, об опасности который говорил президент (местная же чиновница сказала мне о штамповке, что «это круто»). В тихий и светлый праздник дня Преображения Господня чиновники с умилением смотрели, как возле этого символа глобализма (являющего собой, по существу, власть антихриста), под песенки с упоминанием сатаниста Элвиса Пресли и «хряпнем по сто грамм» дрыгали упитанными телесами местные обывательницы. Все также исправно действует ночная корчма, где современные янкели с благоволения чиновников спаивают остатки городской молодежи. В то же время, в городе нет ни кинотеатра, ни тира, ни даже танцевальной площадки с эстрадой (ту, что была в городском парке, снесли), ни футбольной или хоккейной команды.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/01/me...

Репетирует сводный хор певчих Московской городской епархии. Фото Юлии Маковейчук ЖМП 8 август 2017 /  24 августа 2017 г. 15:30 О клиросе без фальши О НОВОМ ВЕБ-РЕСУРСЕ ДЛЯ РЕГЕНТОВ И ПЕВЧИХ, О ТРАДИЦИЯХ И НОВАЦИЯХ В СОВРЕМЕННОМ ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ И О ПАСТЫРСКОМ ПОПЕЧЕНИИ КЛИРОШАН Церковь активно взялась за решение проблем современного клиросного служения и развития богослужебного пения. После прошедшего в российской столице в конце прошлого года I Международного съезда регентов и певчих, работу которого подробно освещал наш журнал (см. ЖМП. 2017. 1), Священный Синод образовал Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и утвердил положения о новосозданном органе и его персональный состав. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает председатель совета протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове . — Ваше Высокопреподобие, состоявшийся впервые спустя век общецерковный форум регентов и певчих стал историей. Как вы оцениваете его итоги? Какие нотки превалируют в вашей оценке — оптимистические или не совсем? — Итоги съезда не разочаровали. Мы усматриваем в них огромный потенциал для дальнейшего развития, причем как кадровый, так и творческий; совместно определены главные направления дальнейшей работы. В качестве официальных делегатов зарегистрировались представители большинства епархий Русской Православной Церкви. Впрочем, ответа из некоторых регионов мы так и не дождались. Но это, видимо, следствие специфических проблем, связанных с самым начальным этапом работы. Ведь оргкомитет съезда был вынужден пойти по церковно-административному пути, предприняв рассылку приглашений по епархиям, которая была адресована помощникам правящих архиереев или управляющих викариатствами. Да, во многих случаях мы натолкнулись на молчание, а потом с тех территорий от регентов пошел шквал звонков с обидами: почему, мол, их не пригласили?! Вообще-то, если начистоту, дело оргкомитета — не приглашать делегатов, а подготовить заседания самого съезда. По моему мнению, это как раз епархии должны быть заинтересованы в том, чтобы их делегаты оказались представлены на столь важном общецерковном мероприятии. Ведь мы гарантировали регистрацию и предоставление питания во время работы съезда одному-двум делегатам от каждой епархии, которая бы оплачивала им проезд и половину стоимости проживания в Москве (предполагалось, что вторую половину за проживание внесут сами участники). Был позднее и второй пик обращений с мест — уже от официальных лиц с просьбой о регистрации их представителей, когда выяснилось, что работу съезда возглавит сам Предстоятель.

http://e-vestnik.ru/church/kliros_bez_fa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010