Валерий Иванович Пирогов, директор Института Русского Афона, отмечает: «Афон – это, прежде всего, люди – те монахи, старцы, которые уходили от мира, чтобы молиться за него. Именно об этих молитвенниках, которые вырабатывают тот самый духовный кислород, что через века не дает человечеству задохнуться от греха, и рассказывает его духовный путеводитель. Люди создают Афон! На страницах духовного путеводителя вы, прежде всего, встретитесь с современниками монаха Денасия (Юшкова), более сорока лет своей жизни подвизавшегося на Святой Горе, принявшего постриг в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Это не описание достопримечательных мест или туристического маршрута, это взгляд на подвижников Святой Горы изнутри. Знакомясь с повествованием отца Денасия, читатель как бы вместе с ним пройдет по неведомым тропам Афона, будет попадать в уединенные уголки монашеской республики, посетит удаленные кельи. Автор как бы показывает нам сокровенный мир Святой Горы. Его труд – это описание, если можно так сказать, духа монашеской республики. Хотя сам отец Денасий пишет о том, что подлинная жизнь подвижников-святогорцев «недоступна описанию пера… Жизнь монашеская есть жизнь распятая, жизнь многотрудная, требующая полного самоотвержения и всегдашнего самопобуждения». Я очень рад и признателен братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне за помощь, за наше многолетнее сотрудничество. Специалисты Института Русского Афона целенаправленно занимались изучением монастырского архива, этому делу они обучили и насельников обители. Даже монахи учились у моих коллег, как переплетать книги. И сейчас в соработничестве нам удается сделать, по моему скромному мнению, достаточно много. Мы дерзновенно взялись издать многочисленные труды отца Денасия, составив тем самым духовный путеводитель, проложив мост между современностью и далеким прошлым, тем самым воплотив чаяния отца Денасия. Обещаю, что эти труды мы будем продолжать. Ведь Афон для каждого христианина – это вечный маяк, негаснущий свет, духовный ориентир, если хотите. Оттуда возвращаешься другим человеком».

http://ruskline.ru/opp/2021/01/21/duhovn...

Великий пост — это надежда на тишину Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. 3 марта, 2006 Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. Творения старца Паисия Святогорца Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. И тогда уж всё, ну всё, будет совсем по-другому, не так, как до этого поста. И хватит сил выстаивать долгие великопостные службы, и хватит духа не роптать на близких, и хватит здоровья и терпения держать пост. А ещё не нарушать несмирением и суетой ту самую вожделенную тишину, которой так ждет моё сердце… Но опять жестокие грабли бьют по моему привыкшему к наказанию носу. Может, в первую седмицу и продержусь с Божией помощью. А потом потечёт все та же жизнь, в замкнутом круге которой всё привычно и всё как всегда. Бесконечная гонка в делах, с маленькими, больше формы ради, передышками — в храм, на службу, — и опять за своё — разговоры пустые, ропот, осуждение, многозаботливость, от которой, бывает, и в глазах темно. Наверное, как никогда перед Великим постом хочется духовной поддержки, доброго слова и умного совета, есть стремление не повторять ошибок, в который раз поверить в собственные силы. И сделать хоть маленький, хоть едва заметный шажок в сторону духовного возрастания. И тут случился мне — подарок. На мой стол легла книга, которая и стала поддержкой, добрым словом, умным советом. Написал её человек святой жизни, подвижник благочестия, старец Паисий Святогорец. Уже в названии книги -помощь. «С болью и любовью о современном человеке». А это значит — о нас, о вас, обо мне. Ведь все мы можем называть себя современниками старца Паисия. Почил он не так давно, летом 1994 года. Его называют одним из благодатнейших и рассудительнейших старцев нашего времени. С болью и любовью… Каждая строчка книги проникнута этой самой болью и этой самой любовью, как проникнут был ими каждый прожитый старцем день.

http://pravmir.ru/velikij-post-eto-nadez...

Возможно ли настоящее духовное возрождение в России?Как Церковь относится к движению Русское Национальное Единство?Правда, что тело Ленина нужно сжечь прилюдно на Красной площади?Как относиться к организации Гринпис?Почему благословляют людей, которые стреляют?Как относится православие к проверочным закупкам и работе с доверенными лицами? Как вы считаете возможно ли настоящее духовное возрождение в России, когда основная масса «Базаровых» ставит перед собой одну цель: животная страсть жизни, стремление к удовлетворению всех низменных животных инстинктов, которые приобрели потеряв «Образ и Подобие Божие», следуя принципу — «один раз живу, а дальше будь, что будет». Когда с экрана телевидения прививается животное отношение к жизни, понятие духовной жизни недопонимается должным образом, а подменяется примитивным отношением. Ваша оценка тому, что вы Вы видите главным в деле спасения молодежи от пагубного растления Западом. На мой взгляд, Западом нас наказывает Господь, но помилует с Востока. Прошу Вас ответить, как Вам подсказывает сердце. Да хранит Вас Господь! Жду ответа. Михаил. Михаил, отвечаю, как подсказывает сердце. Духовное возрождение в России может иметь разные масштабы, оставаясь все-таки настоящим духовным возрождением. И некоторые люди возрождаются. Таких, как мне кажется, со временем становится больше, а не меньше. Но этот процесс идет медленно. Говорить о духовном возрождении России в целом как государства или как народа пока не приходится. А многие падают все ниже и ниже. Вопрос о том, что главное в деле спасения молодежи (и не только молодежи) от духовного и телесного растления, не дает мне покоя многие годы. По-моему, наша главная слабость в том, что мы не осознаем четко ни свои конкретные цели сегодняшнего дня, ни общие цели духовной жизни. «Спасение», «благодать», «покаяние» — все это очень сильные и глубокие слова, но мы их «затаскали». Мы превратили их в какие-то речевые клише, и когда кто-то говорит о спасении через покаяние, в этом видится все меньше конкретного смысла, который некогда заключался в этих словах. Путь, по которому можно идти, живя глубокой духовной жизнью в условиях современного мира, видится как бы в тумане, и мало кто шел этим путем. А все внешнее — это, так сказать, «листья» древа духовной жизни. Внешнее существует только лишь для того, чтобы явилось внутреннее, то есть духовные плоды, которых у нас пока немного. Это проблема не сегодняшнего дня и даже не вчерашнего. В России это проблема былых, дореволюционных времен. Но мы ее унаследовали, и если наше поколение христиан не решит ее, за нас ее никто не решит.

http://pravmir.ru/cerkov-i-obshhestvo-ot...

Галина Калинина Часть II. Виды страстей Мой дядя становится все более скуп, а тетя делается все более привередливой, я же с каждым днем все больше влюбляюсь. Что станет с нами к концу года, если мы будем продолжать в том же духе?! Джейн Остен. Собрание писем Мы меняем положение, но в каждое из них привносим то мучение, от которого надеялись избавиться. А так как, перемещаясь, мы не исправляемся, то видим, что мы только прибавляли раскаяние к сожалению и ошибки к страданиям. Бенжамен Констан. Адольф Глава 1. Чревоугодие Если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий – и победишь. Прп. Ефрем Сирин В переводе на современный русский язык слово «чревоугодие» означает ублажение желудка. Потребность в пище естественна для человека и любого живого организма. Пища необходима для поддержания жизни в теле. Но часто мы едим вовсе не для поддержания жизни, а из любви к самому процессу поглощения пищи. Именно эта любовь к еде и называется чревоугодием. Обладаем ли мы сластолюбием 27  по отношению к пище или же нет, нормально ли мы питаемся с аскетически-христианской точки зрения, можно определить верно только с позиции психического отношения нас к этому акту. А наше отношение к еде складывается из двух вещей. Первое – это наше религиозно-нравственное настроение по отношению к Богу, Верховному Подателю пищи, как и всех благ вообще. Ведь то, что сейчас я могу утолить голод, в отличие от многих других людей на планете, – это достаточный повод для обращения к Богу с благодарственной молитвой. Поэтому христианин молится перед едой и после. Во-вторых, в понятие нормального отношения к пище входит мое самообладание, соразмеряющее с голодом количество, качество и время вкушения этой пищи. Ведь еда призвана в первую очередь обеспечить мне и моему телу здоровье и возможность активного действия, а не собственно наслаждение только. Господь создал человека так, что даже удовлетворение его телесных нужд доставляет ему удовольствие. Грехом же, то есть беззаконием по отношению к питанию, является желание человека вне зависимости ни от чего получить наслаждение от еды, не принимая во внимание ни пользу, ни вред, ни свои реальные нужды. То есть мы грешим и чревоугодничаем тогда, когда стремимся не насытиться и удовлетворить голод, а получить удовольствие от процесса еды, ее вкуса, вида и качества.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Епископ Пантелеимон (Шатов): Главная радость – это радость любви Полный текст выступления епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона на XIII Всезарубежном съезде молодежи в Сан-Франциско 1 июля, 2014 Полный текст выступления епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона на XIII Всезарубежном съезде молодежи в Сан-Франциско В Сан-Франциско проходит XIII Всезарубежный молодежный съезд. Форум посвящен миссионерскому служению в сфере благотворительности и приурочен к празднованию в честь 20-летия прославления святителя Иоанна Шанхайского. 27 июня, на открытии съезда, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон огласил приветствие участникам съезда Святейшего Патриарха Кирилла. В тот же день председатель Синодального отдела по социальному служению посетил благотворительную кухню святого Антония, занимающуюся раздачей питания неимущим. 30 июня в рамках съезда епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом. Публикуем полный текст доклада: Человек создан Богом для радости. В детстве эта радость дается даром, и, как правило, детство, несмотря на все трудности, искушения, бывает счастливым. Есть два правила, дорогие друзья, которые я советую соблюдать, если вы хотите найти эту радость и во взрослой жизни. Первое. Современный мир и те люди, которые жили в Содоме и Гоморре, этого не знали. Они думали, что жизнь есть только удовольствие, ничего не стыдно, все позволительно, с телом можно делать все, что хочешь, не надо ничего сдерживать в себе, все это естественно. И, конечно, когда человек так живет, он вредит своей душе. Нам с вами открыта духовная радость: радость вечной жизни, радость общения с Богом. Ваша задача в молодости — эту радость найти. Сохранить то, что было в детстве, наверное, трудно, все-таки мы стали другими. Эта радость должна быть обретена на новом уровне. И для этого и нужно ходить в Церковь, для этого Господь пришел на землю, чтобы нас приобщить к этой радости. И второе, что необходимо — найти радость, общую для всех. Не радость для меня, не радость для моей нации или друзей, которые принадлежат к моему кругу, не радость банды, которая живет по законам любви друг ко другу, но делает только то, что нужно ей, а радость, которая объединила бы нас вместе со всеми людьми. Другой нации, другой культуры, другого возраста. Вот если искать эту общую радость, тогда, конечно, она откроется.

http://pravmir.ru/episkop-panteleimon-sh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Андрей Савельев: «Это не политический проект, а нечто, относящееся к сфере субкультуры» Известный политик о своем отношении к «Доктрине-77» запрещенного в служении священника Иоанна Охлобыстина 14.09.2011 4537 Время на чтение 4 минуты В минувшую субботу, 10 сентября, в Москве на стадионе «Лужники» актер и запрещенный в священнослужении священник Иоанн Охлобыстин, недавно заявивший о своем намерении баллотироваться на пост Президент России , представил «Доктрину-77» . «Я выбрал эту цифру 77 из соображения той же самой логики Империума. Ровно 77 минут мы способны воспринимать, не уставая пакетную информацию - сложные мысли, которые потом нужно обдумывать», - заявил о.Иоанн. «Сегодня 10 сентября 2011 года, - продолжил он, - я объявляю о своей готовности предложить русскому обществу новую, по-моему глубокому убеждению единственно правильную, единственно дееспособную в условиях современной России идеологию. Аристократический национал-патриотизм (АНП), как бы выспренне это ни звучало, и я считаю, что тот или иной представитель национал-патриотического движения, если он искренне хочет добра своему народу, то он должен трезво оценить наши силы на данном историческом этапе. Если сейчас, пока все не опомнились, не произвести стремительную организационную рокировку, не сгруппироваться вокруг АНП, не согласиться на его мировоззренческий концепт, несмотря на незначительные разногласия, то в самом скором времени власть предложит очередного свадебного генерала, и все вопросы по дальнейшему развитию национал-патриотического движения будут сняты с повестки дня, а сами движения при одобрении этих же подставных лиц за год-другой приравнены к экстремистским и задушены на корню». Отец Иоанн отметил, что у него есть идейные предшественники, чьи голоса не были услышаны, и чьи идеи он собирается донести до широких масс: «Вот и началось, наступает новая эпоха в истории моей отчизны. Завтра уже никогда не будет прежним и потому что мы с вами сегодня здесь, и потому что мне выпала величайшая честь озвучить то, о чем думает каждый русский человек, кто еще не отравлен ядом пораженческих настроений, кто еще не опустил руки, кто еще готов бороться за будущее своих детей, чье сердце не расколола ненависть, кто не боится признавать свои ошибки, чтобы с учетом оных вступить в светлое возрождение своей родины.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/14/an...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь судил мне возрождать монастырь в Крыму» 29.09.2020 584 Время на чтение 16 минут О том, что изменилось для монастырей с вхождением Республики Крым в состав Российского государства, об особенностях духовной жизни насельников и прихожан горной обители, а также о возможных перспективах ее развития «Монастырскому вестнику» рассказал настоятель монастыря святого великомученика Феодора Стратилата, иеромонах Даниил (Лавров). Отец Даниил, расскажите, пожалуйста, немного о своем монастыре. Какова его история и как началось возрождение? История монастыря начинается с первых веков христианства, причем чем более верующий археолог, тем более ранней датой он обозначает время образования монастыря. Священник-археолог считает, что монастырь был основан в первых веках христианства, а нецерковный специалист уверен, что монастырь возник не ранее XI века. И у каждого из них свои, довольно веские аргументы. Монастырь наш, как утверждают историки, был византийским и получил свое название в честь святого Феодора, правда доподлинно неизвестно, в честь какого именно святого была названа обитель. Гора, на которой расположен монастырь, называется Ай-Тодор. По моему представлению, это была довольно большая обитель, здесь подвизались около пятидесяти иноков. Братия монастыря жила в небольших пещерках-кельях, вырубленных в массиве скалы. Кстати сделать это совсем непросто даже при помощи современных инструментов. Исключение составляет лишь помещение пещерного храма, площадью около 150 кв.м, устроенного в естественно образовавшемся подводном гроте или пещере, где и до сих пор можно найти окаменевшие ракушки. После того как в XV веке турки захватили монастырь, монахи отсюда ушли, и духовная жизнь прекратилась здесь на пятьсот c лишним лет. Историки рассказывали мне, что российский Император Николай II любил посещать это место. Царь бывал у нас, когда посещал Ялту. Он проезжал по дороге, которая пролегает рядом с монастырем, и, видимо, останавливался здесь, чтобы помолиться. В новейшей истории Церкви на месте монастыря иногда молились местные священники со своими прихожанами, правда, это бывало редко. А место это на самом деле удивительное. Я верю, что Ангел Хранитель никогда не покидал нашу обитель.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/29/gospod...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь в церкви. Часть 4 30.05.2008 250 Время на чтение 11 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 - Владыка, Вы общаетесь с молодыми священниками, студентами. Какими Вы видите современных молодых христиан? На что, по-Вашему, им необходимо обратить особое внимание в духовной, да и в повседневной жизни? Отличается чем-либо нынешнее поколение христианской молодежи от Вашего поколения? - Начну с последней части Вашего вопроса. Каждое поколение обычно говорит: " Вот в наше время... " , то есть пожилые люди критикуют современную молодежь и вспоминают, какими добрыми они сами были. Я размышлял над этой проблемой... Например, в дни моей юности среди людей можно было видеть и богоборчество, и геройство (последнее и в повседневной церковной жизни и на фронте во время войны). Специфика современного обращения молодежи ко Христу, в отличие от того опыта, который пришлось пережить мне, вероятно, заключается в нескольких факторах, вызванных не внутренним содержанием христианства или психологии веры, но внешними факторами жизненного устройства. Первое: в отличие от времен моей молодости, никто сейчас не препятствует молодым людям приходить в Церковь. Второе: никаких " поражений в правах " принадлежность к Православной Церкви не вызывает. Третье: возможность получить информацию о вероучении Святой Церкви, ее богослужении и внутренней жизни сейчас поистине безгранична. Это наиболее заметное положительное отличие. В то же время утратилась бывшая ранее возможность непосредственного общения, если можно так выразиться, с живыми носителями еще дореволюционного Православия, исчезло острое чувство некоего исповедничества и жертвенности, а также, увы, притупилась пытливость ума и сердца в постижении великих истин. Совершенно ясно, что одна психология была у христиан во время гонений I-III веков, другая - у христиан " золотого века " , третья - у христиан Средневековья, и, естественно, сейчас зарождается новая психология христиан XXI века, которая, по моему мнению, должна вместить в себя все достижения христиан, их мысли, достижения их духа за предыдущий исторический период. Я радуюсь, когда вижу молодых людей на богослужениях, когда они приносят своих детей для причащения святых таин, когда они участвуют в делах милосердия и социального служения, и скорблю, когда у некоторых вижу определенную рутину, описанную в " Очерках бурсы " Помяловского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это должно оживить память пермяков» Пермяки принесли цветы к саркофагу героя Отечественной войны 1812 года Николая Теплова 11.01.2021 557 Первая в современной истории Перми акция памяти, посвященная победе в Отечественной войне 1812 года, прошла 7 января, в годовщину выпуска манифеста императора Александра I, ознаменовавшего окончание войны и полное изгнание неприятеля из России. Сам манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождения России от нашествия неприятельского» был подписан 25 декабря 1812 года (7 января по новому стилю). Эта памятная дата отмечалась в течение нескольких десятилетий. В честь победы над одним из самых грозных врагов России Александр I повелел построить в Москве храм Христа Спасителя. В Перми в честь победы открыли небольшую часовню святого Николая Чудотворца (сейчас на ее месте памятник Ленину в Театральном сквере). После революции о празднике забыли. И вот теперь, несмотря на новогодние каникулы, пермская общественность в лице представителей юнармейского медиаотряда имени адмирала П.С. Нахимова «Феникс» вместе со своим руководителем А.С. Куляпиным, а также православные пермяки посетили старинный некрополь, чтобы отдать дань памяти герою Бородинской битвы Николаю Афанасьевичу Теплову. Надо сказать, что юнармейцы уже не первый раз принимают участие в акциях памяти героев Отечественной войны 1812 года. Так, 8 сентября прошлого года, в годовщину другой не менее знаменательной даты – Бородинской битвы, юные военные корреспонденты одними из первых пришли отдать дань памяти героям. «В нашем городе много внимания уделяется памяти о Великой Отечественной войне, но при этом практически игнорируется вся остальная история России, - считает Илья Блинов, представитель Юнармии. - Чтобы хоть немного исправить эту ситуацию, мы и решили возложить цветы к саркофагу майора Н.А. Теплова - офицеру Русской императорской армии и одному из героев Бородинской битвы. Если продолжать проводить подобные мероприятия, то, по моему мнению, это должно оживить память пермяков».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/11/et...

Записки современного паломника Или зачем молодые вместо курорта едут по святым местам 12 ноября, 2017 Или зачем молодые вместо курорта едут по святым местам “Она сумку с бандажом мне протягивает, а еще пакет с фруктами и вкусными конфетами. Вы, говорит, выздоравливайте! И покраснела. Так и познакомились.” Денис Ахалашвили долго искал свою любовь и, наконец, ее обрел. Теперь рассказывает, куда лучше всего поехать в свадебное путешествие. Когда я работал в редакции Пафнутьева Боровского монастыря, однажды к нам пришли русские девушки, проживающие в Лондоне, а с ними подружка из Москвы. За чаем москвичка Аня рассказала, что познакомилась со своим будущим мужем в Псково-Печерском монастыре, куда ездила паломницей. Я спрашиваю: «Специально за мужем в монастырь ездила?» Она смеется. Нет, конечно! Ездила с подружкой в паломничество, а в монастыре неожиданно встретила свою любовь. Избранник оказался тоже из Москвы, они год встречались, а потом повенчались в одном из московских храмов. Современная, веселая, умная, закончила иняз в МГУ, а еще верующая христианка. Где такой мужа найти? Правильно, или в храме, или в монастыре. Свою девушку я тоже в храме встретил Не то, чтобы я специально ее разглядывал, просто тоже не привык лезть вперед, вот часто и оказывался рядом с ней возле стенки. Здоровались, раскланивались, но ни разу не разговаривали. А познакомились мы благодаря моему буйному нраву и молитве матушки Нины из нашего храма. Как-то раз зимой я на лыжах разогнался с горы и слетел с трассы, да так, что связки на плече порвал. И понадобилась мне операция в Институте травматологии. Вечером перед операцией оказалось, что врачи забыли мне сказать, чтобы я специальный бандаж купил, в котором после операции нужно было полтора месяца ходить. Стал я звонить друзьям-знакомым, а они кто недоступен, кто в другом городе. Дозвонился до одной старой приятельницы, которая в банке работает. Можешь, говорю, мне штуку одну купить и в больницу привезти? Она говорит: «Конечно! Сейчас только совещание проведу» Совещание затянулось, и вместо приятельницы приехала ее подружка, которая оказалась той самой девушкой из нашего храма, что я давно заприметил.

http://pravmir.ru/zapiski-sovremennogo-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010