Разделы портала «Азбука веры» ( 25  голосов:  3.2 из  5) Глава VIII. Первый отчет доктора Уотсона Начиная с этого дня я буду излагать ход событий по своим письмам к мистеру Шерлоку Холмсу, которые лежат сейчас передо мной на столе. Они сохранились полностью, если не считать одного затерявшегося листка, и передадут все мои мысли и подозрения более точно, чем я мог бы сделать это сам, полагаясь только на свою память, хотя из нее еще не изгладились трагические события тех дней. Баскервиль-холл, 13 октября Дорогой Холмс! По моим предыдущим письмам и телеграммам вы знаете все, что произошло за последнее время в этом самом глухом уголке мира. Чем дольше живешь здесь, тем больше и больше начинает въедаться тебе в душу унылость этих болот, этих необъятных просторов, впрочем, не лишенных даже какой-то мрачной прелести. Стоит мне только выйти на них, и я чувствую, что современная Англия остается где-то позади, а вместо нее видишь вокруг лишь следы жилья и трудов доисторического человека. Это давно исчезнувшее племя напоминает о себе повсюду — вот его пещеры, вот могилы, вот огромные каменные глыбы, оставшиеся там, где, по-видимому, были его капища. Глядя на иссеченные примитивным орудием склоны холмов, на которых темнеют эти пещеры, забываешь, в каком веке живешь, и если бы вдруг под низким сводом одной из них появилось одетое в звериную шкуру волосатое существо и вложило бы в лук стрелу с кремневым наконечником, вы почувствовали бы, что его присутствие здесь более уместно, чем ваше. Страннее всего то, что эти люди так густо заселяли здешние неплодородные места. Я не археолог, но, по-моему, это было отнюдь не воинственное, а скорее угнетенное племя, которое довольствовалось тем, от чего отказывались другие. Однако все это не имеет никакого касательства к моему пребыванию здесь и, вероятно, нисколько не интересно такому сугубо практическому человеку, как вы. Я до сих пор не в силах забыть ваше равнодушие к вопросу о том, движется ли солнце вокруг земли или земля вокруг солнца. Так давайте же перейдем к фактам, имеющим непосредственное отношение к Генри Баскервилю.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-sherl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Творчество. Свобода. Вечность 21.02.2023 304 Время на чтение 9 минут Источник: Регионы Росии После присвоения статуса «иноагентов» кучке «либеральных» деятелей культуры на просторах интернета и даже на ЦТ развернулась нешуточная дискуссия на тему: «Можно ли вообще наказывать творческую личность за любые высказывания? Она ведь не просто «личность», а «личность творческая!». По-моему, ответ здесь лежит на поверхности: нарушил закон – получи, юморист ты или металлург. Артист (даже гениальный) должен нести ответственность, если совершил уголовное или административное преступление, нарушил контракт или корпоративные правила. Другое дело, что в этих самых «корпоративных правилах» ответственности за дискредитацию и «поливание помоями» того, кто тебя для чего-то кормит (т.е. государство) для «творческих личностей», почему-то, не предусмотрено. В свое время похожая ситуация сложилась после пьяной аварии со смертельным исходом г-на Ефремова ( О попытках «тусовки» реабилитировать Ефремова ). Разобрались. Надеюсь разберутся и с теми, кто «творчески» трудится на стороне бандеровцев и «Азова», наплевав на «Аллею ангелов» в Донецке и сожжённых заживо одесситов. В конце концов, выдавливание гноя из очевидно не совсем здорового тела России и стране, и всему обществу только на пользу. Только бы не переборщить… Намного сложнее, даже в современных условиях начала СВО, определиться с понятием «хорошая культура», «правильное творчество». На сегодня существует, как минимум, два крайних взгляда по этой теме: По-моему, минусы и первой, и второй позиций любому нормальному человеку очевидны. Назвать «творчеством» прибивание своей мошонки к брусчатке Красной площади или бесстыжие пляски «Бунтующих Вагин» в православном храме, могут только больные на голову или «творческие иноагенты». Как и постыден запрет и преследование в советское время многих талантливых и нужных обществу деятелей культуры. Вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?» в культуре мы, в свое время, поднимали в идеологической концепции «Россия – Ноев ковчег» . Если кратко: «хорошо» то, что делает человека лучше.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/21/tvorch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Фильм «Матильда» как пример информационной войны с использованием истории На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды» 23.07.2017 1161 Время на чтение 8 минут Дискуссию о фильме «Матильда» хотелось бы дополнить некоторыми рассуждениями историка. Я полностью согласна с тем, что цель этого фильма - дискредитировать память принявшего мученическую кончину царя, прославленного в лике святых РПЦ как страстотерпца. Но я историк, в течение последних лет занимающийся проблемой того типа информационных войн, где в качестве оружия используются фальсификаты истории. Исходя из этого опыта, считаю нужным выделить и другую сторону этого фильма. По моему убеждению, фильм «Матильда» режиссера А.Е.Учителя следует квалифицировать как типичный продукт информационной войны, ведущейся в последние десятилетия против российского общества с помощью вбросов сфальсифицированной информации. Такой подход позволяет нейтрализовать основное возражение авторов и защитников фильма «Матильда»: «Не видели, а осуждают!». Профессиональный историк, приступая к работе с источником, начинает с того, что проводит его общую атрибутику: кто автор, известны ли его другие произведения, время и история появления рассматриваемого источника и т.д. Так я, например, проанализировала фильм «Викинг» http://pereformat.ru/2017/02/saga-viking/ , . Итак, какими произведениями известен режиссер А.Е.Учитель? Можно вспомнить, что свои первые художественные фильмы этот режиссер посвятил выдающимся деятелям русской культуры - балерине О.А.Спесивцевой и писателю И.А.Бунину. По моему мнению, оба фильма продемострировали полную неспособность режиссера создавать произведения о крупных русских творческих личностях. Жизнь героев названных фильмов - О.А.Спесивцевой, которая воспринималась современниками как воплощение красоты, как носительница идеала, и И.А.Бунина, в творчестве которого стержнем было славословие России - представлена А.Е.Учителем через процесс разрушения и деградации личности. В фильме о Бунине добавляется и грязный налет пошлости. Волею создателей фильма прославленному писателю приписываются реплики - верх вульгарности: дескать, пусть ты голубая кровь, дворянское отродье, а у нас ты заговоришь, как и босяки Горького не выражались!

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/201...

Юрий Кублановский: Религиозность в литературе – деликатная вещь 19 августа 2016 г. 13:15 Юрий Кублановский: Религиозность в литературе – деликатная вещь Мы продолжаем разговор о современной русской словесности (см. начало) . О тенденциях в современной русской литературе, раскрытии в ней православной тематики, судьбе «толстых» журналов размышляет лауреат Патриаршей литературной премии поэт Юрий Кублановский. – Юрий Михайлович, как Вы оцениваете процессы, которые идут в современной русской литературе? – Когда рухнул железный занавес, и исчезла нужда государства в соцреализме, который какой-то остроумец определил как «борьбу хорошего с лучшим», стала появляться новая литература. К сожалению, в своей значительной части она ориентировалась на западные образцы, на литературу постхристианского мира. Но я по-прежнему уверен, что самобытность русской литературы – на христианских путях, на подспудном и глубинном религиозном осознании мира. И вчитываясь в стихи товарищей по литературному цеху, с надеждой замечаю: религиозность бьется как подземный ключ в творчестве весьма многих. Я рад, что появилась Патриаршая литературная премия, номинантами и лауреатами, которой становятся авторы с христианским мироощущением. – Как православная тема может раскрываться в литературном творчестве, чтобы это было по-настоящему ярко и талантливо? Чему стоит поучиться у классиков? – Православная тема в литературе – это не какая-то «специальная область», а то, что незримо разлито по всему тексту. Вспомним, к примеру «Дворянское гнездо» Тургенева, «Братьев Карамазовых» Достоевского, да и бессмертную «Анну Каренину» Льва Толстого. Или, к примеру, страшный роман «Бесы» Фёдора Достоевского, где нигилисты запускают мышь в киот чудотворной иконы. И, несмотря на такие жуткие сцены, в этом произведении есть катарсис, и «Бесы», безусловно, роман христианского, православного писателя. Террористическое подполье разоблачено и выставлено всем напоказ, и уже это кажется торжеством справедливости. При всей разнице творческих методов и манер, есть, по-моему, необходимое для всех полноценных литератур условие: убеждение в том, что зло не всеобъемлюще. Это не умозрительная вера, это действительно так, а иначе человечество и дня бы не просуществовало! Так что не надо на каждой странице трижды крестить лоб и говорить: «Господи, Господи», религиозность в литературе более деликатная вещь, чем это порой выглядит у писателей-неофитов. Не в этом заключается христианство культуры, а в подспудном движении авторского мировоззрения.

http://e-vestnik.ru/interviews/yuriy_kub...

В.В. Виноградов Поползновение ПОПОЛЗНОВЕНИЕ В современном русском языке небольшая группа книжных имен существительных на -новение с глагольной основой, обозначающих действие или состояние, стремление, является внутри своего словообразовательного ряда морфологически, стилистически и семантически разобщенной, разъединенной (ср. проникнуть, проник-новение, возникнуть, возник-новение, исчезнуть, исчез-новение, иссякнуть, иссяк-новение, усек-новение; ср. отдохнуть, отдох-новение, претк-новение, пополз-новение, прикосновение, столк-новение, дерз-новение, ср. дерзать; но ср. вдохнов-ение при вдохновить; ср. также мгновен-ие, ср. миг; мановение, но в «Полтаве» Пушкина: Вдруг слабым манием руки На русских двинул он полки (ср. образование иной категории: омовение, откровение). Большая часть этих слов – древние славянизмы. Лишь единичные из них подверглись резкой экспрессивной деформации. Таково слово поползновение. Слово поползновение в современном языке воспринимается как книжное. Оно имеет яркую ироническую окраску и служит, по большей части, средством отрицательной характеристики какого-нибудь нескромного желания, упорного, но скрытого намерения. Значение этого слова в словаре Д. Н.  Ушакова определяется так: ««Не вполне определившееся или скрываемое намерение, желание». У него было п[оползновение] уехать, не сказав никому» (Ушаков, 3, с. 591). Кроме того, здесь же отмечается смысловой оттенок: «»Желание показать что-н., претензия». Он был одет... с некоторою изысканностью и с поползновением на солидность и собственное достоинство (Достоевский)». Однако нетрудно убедиться в том, что это толкование не вполне точно. Оно воспроизводит частные смысловые нюансы словоупотребления, порождаемые тем или иным индивидуальным окружением, контекстом. Правильнее было бы определить поползновение (на что-нибудь, к чему-нибудь или с инфинитивом) как «покушение на что-нибудь, недостаточно оправданное или недостаточно обоснованное притязание на что-нибудь, стремление к чему-нибудь внутренне желаемому, но трудно достижимому». Оно представляет собою отвлеченное образование от глагола поползнуть или поползнуться. Действительно, в языке древнерусской письменности отмечены глаголы: попълзтися– поползтися со значениями: 1) «поползти, соскользнуть, совратиться» (в Изборнике 1073 г.: попълзошася на нечьстие); 2) «впасть в ошибку, в грех , погрешить»«Повести временных лет»: Соломонъ... бы мудръ, но наконьць поползеся. 6494 г.); однократные формы попълзнути– поползнути «поскользнуться, впасть в заблуждение, в ошибку» (в «Пчеле»: Горьчае языкомь пополъзнути, нежели ногами); попълзнутися– поползнутися «поскользнуться; совратиться, впасть в ошибку» (в Хронике Георг. Амартола по Уваров. сп.: Конь же по моему камену пополъзнувъся, на землю въсадника съверже; в «Пчеле»: мужь клятволюбець пополъзнеться в безаконие) (Срезневский, 2, с. 1201–1202).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Бог есть: Как самый знаменитый в мире атеист поменял свое мнение Британский философ Энтони Флю посвятил атеизму более половины столетия, т. е. основную часть своей сознательной жизни. Им было написано более тридцати работ, многие из которых сыграли ключевую роль в развитии современного атеизма. История его жизни заканчивается книгой, которую вы держите в руках, и которой он перечеркнул всё то, над чем так долго работал. Он отрёкся от того, во что верил на протяжении десятилетий, и отказался от своей репутации известного философа-атеиста. Далеко не всем людям, включая учёных, хватает мужества совершить подобный поступок. Другими словами, история Флю является по-своему уникальной и определённо заслуживающей внимания. Необычные события, описываемые в книге «Бог есть», и затрагиваемые в ней вопросы побудили меня начать работать над её переводом. В процессе перевода внимание уделялось каждой детали, а основной целью было максимально точно передать мысли и идеи автора, которые, я надеюсь, представляют интерес не только для меня, но и для читателя. Хочу поблагодарить всех, кто помогал во время моей работы над данной книгой своими полезными советами и рекомендациями. Особую благодарность хочу выразить моему преподавателю по английскому языку Воробьёвой Татьяне Александровне, которая заложила в меня основы языка и всегда побуждала верить в свои силы. Я надеюсь, что в книге «Бог есть» каждый из вас сможет найти для себя что-нибудь полезное, а может быть даже обнаружит в ней разумные основания для того, чтобы изменить некоторые из своих убеждений. переводчик Кучма Андрей   Энтони Флю Бог есть:  Как самый знаменитый в мире атеист поменял свое мнение От переводчика Британский философ Энтони Флю посвятил атеизму более половины столетия, т. е. основную часть своей сознательной жизни. Им было написано более тридцати работ, многие из которых сыграли ключевую роль в развитии современного атеизма. История его жизни заканчивается книгой, которую вы держите в руках, и которой он перечеркнул всё то, над чем так долго работал. Он отрёкся от того, во что верил на протяжении десятилетий, и отказался от своей репутации известного философа-атеиста. Далеко не всем людям, включая учёных, хватает мужества совершить подобный поступок. Другими словами, история Флю является по-своему уникальной и определённо заслуживающей внимания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Закрыть itemscope itemtype="" > Со святыми упокой Сегодня девятый день со дня кончины русского ученого, нашего постоянного автора Игоря Анатольевича Непомнящих 16.04.2010 367 На светлой Седмице отошел ко Господу русский ученый, наш постоянный автор Игорь Анатольевич Непомнящих . Он преставился Светлым Четвертком в Алма-Ате. В последний раз я видел Игоря Анатольевича на конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» . Он специально прилетел по моему приглашению в Петербург из Алма-Аты, поскольку считал, что тема конференции имеет принципиальное значение для судеб Русской Православной Церкви и нашего Отечества. Я знал, что Игорь Анатольевич болен, он сказал, что ложится скоро на операцию. Но я не думал, что болезнь уже зашла так далеко... Но и на одре болезни Игорь Анатольевич думал не о себе, а о благе Церкви и Родины. Его главной мыслью, главной болью, как методолога науки, была проблема создания парадигмы научных исследований, основанной на святоотеческой традиции. В связи с этим он прислал критический отклик на в ыступление Святейшего Патриарха на заседании Ученого совета НИЯУ-МИФИ . Мне его статья показалась чрезмерно острой. Игорь Анатольевич смягчил текст, раза два звонил мне, напоминал, но я по редакторской осторожности поостерегся ставить этот текст. Потом он лег в больницу на операцию, связь прервалась. И вот пришло сообщение о кончине. Получается, что его статья оказалась последней, а его просьба о публикации - его предсмертным завещанием. Я чувствую свою вину перед ним... Игорь Анатольевич родился в 1941 году в Екатеринбурге, крещен в 1983 г., с этого же года прихожанин Свято-Никольского храма Алма-Аты. Он кандидат геолого-минералогических наук, специалист в области разведочной геофизики (автор более 100 статей, соавтор 4 монографий), Неоднократно публиковал статьи в газетах «Свет Православия в Казахстане», «Веди». В последние годы на различных православных и патриотических сайтах опубликованы его работы: «Путь Православия сегодня», «Россия, Православие в современном мире», «Россия в современном мире. Православное осмысление мира», в которых рассматриваются проблемы православного богословия науки, русской национальной идеи.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/16/so...

  Джеймс   Добсон   ТЕЛЕВИДЕНИЕ И НАСИЛИЕ   Как вы относитесь к телевидению? Следует ли родителям контролировать выбор программ, которые смотрят их дети? Большая часть программ, показываемых по телевидению, просто ужасна! По оценкам доктора Джеральда Луни из Университета Аризоны, к тому времени, когда ребенок вырастет от дошкольного возраста и до 14 лет, он увидит по телевидению 18 тысяч убийств и бесчисленное множество жестокостей, бессмыслиц, чистейшего вздора и глупостей. А доктор Сол Кейпел установил, что большую часть времени ребенок тратит не на занятия в школе и общественные дела, а на просмотр телепрограмм, общая продолжительность которого в детском возрасте составляет примерно 14 тысяч часов. Это равносильно просиживанию перед экраном по 8 часов ежедневно на протяжении почти 5 лет. Есть и другой аспект влияния телевидения на жизнь детей, требующий контроля и регулирования. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что телевидение стало помехой общению между членами семьи. Разве возможно спокойно разговаривать друг с другом, когда на экране мелькает красочный, интригующий сюжет, на съемку которого ушел миллион долларов? Меня также беспокоит манера современных режиссеров включать в свои программы все авангардистские идеи и даже, «перегибая палку», усиленно искажать их смысл, задевать и осмеивать принятые в обществе представления о хорошем вкусе и благопристойности. Поступая таким образом, они подрывают фундамент семьи и всего, что составляет основы христианской этики. Например, в последние годы нам предлагали посмотреть потрясающе забавные эпизоды и сюжеты, посвященные абортам, разводам, внебрачным отношениям, изнасилованиям и такой ставшей популярной теме, как «отец - идиот». Если все это и соответствует социальным стандартам, то все равно от этих идей, которыми пытаются всех напичкать, меня смертельно тошнит. Телевидение, возможности которого в образовании и формировании личности не имеют равных по сравнению с другими средствами массовой информации, временами демонстрировало и свои истинные возможности. Программа «Маленький домик в прерии» в течение многих лет была лучшей программой для детей. Поэтому я бы не советовал приходить в отчаяние и разбивать телевизор вдребезги. Скорее мы должны научиться правильно определять его роль в нашей жизни, чтобы не становиться его рабами. Когда наши дети были маленькими, мы разрешали им смотреть утреннюю часовую программу мультфильмов по субботам и получасовую программу ежедневно после полудня, которую заранее выбирали из списка подходящих для детей передач. Такой подход, по-моему, и сегодня вполне приемлем в отношении учеников начальной школы.

http://moral.ru/Dr_Dobson_TV.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Между Словом и делом Об участии населения России в информационно-психологической войне 18.05.2022 847 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива автора Специальная военная операция (СВО), начатая по приказу Верховного Главнокомандующего нашими Вооруженными Силами 24 февраля 2022 года, невольно вовлекла практически всё население России в информационно-психологическую войну (ИПВ). Подавляющее большинство граждан оказались к ней неготовыми. Моему товарищу, соавтору и единомышленнику полковнику в отставке Андрею Редкозубову приходилось освящать подобную тему , поэтому заранее извиняюсь за повторы – они не случайны.  По законам военного времени. Как и у всякой, у ИПВ есть своя история, законы, правила и меры безопасности. Информация, находящаяся в руках противника – сильнейшее оружие, рассчитанное на массовое поражение психики, подавление или изменения сознания военнослужащих и населения. И это тем более актуально с учётом крайней степеней вовлеченности современного человечества в зависимость от СМИ и особенно от интернета. В России по данным 2018 года, в той или иной степени им пользуются свыше 80% всего населения. Остальных «перекрывают» телевидение, радио, газеты и журналы. То есть укрыться от воздействия СМИ в России практически невозможно и поэтому ИПВ носит тотальный характер, т.е. хотим мы или нет, но уже участвуем в этой войне по факту пользования гаджетами или включив телевизор. Сам по себе человек является, по сути «существом информационным», крайне зависимым от слова и видеоряда - зримого образа. Особенно доверие к слову и вообще СМИ характерно для подростков, пожилых людей и представителей, прежде всего, славянского этноса – людей слова. Это учитывают те, кто владеет информационным контентом, формирует повестку дня, даёт тенденциозную подборку новостей и других программ. Они, по сути, и являются «повелителями умов» своих вольных и невольных зрителей, слушателей и пользователей. Уровень влияния зависит от степени давления и регулярности «приёма внутрь» подготовленных материалов. Учитывая агрессивность и беспринципность украинских специалистов из Центра информационно-психологического обеспечения (ЦИПсО) Сил специальных операций (ССО) ВСУ и их натовских кураторов, которые давно готовились к противостоянию с Россией, результаты ИПВ с их стороны предсказуемы. Наша задача – действовать от обратного, т.е. вывести как можно больше сограждан из-под удара коварного противника.  

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/18/me...

Глава XVI Ближняя или комнатная дума государя была косвенным признанием с его стороны политического значения боярской думы Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению. Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами никогда не выражали их прямо и точно и даже по-видимому не чувствовали надобности их формулировать. Остается следить за отдельными фактами, в которых эти отношения обнаруживались. Прежде всего тот самый государь, на суровость и самовластие которого так жаловалось боярство, признавал его классом, на котором преимущественно лежит дело земского строения, которым держатся внешняя безопасность и внутренний порядок в государстве. Взглянув на своих бояр, умирающий великий князь, отец Грозного, как рассказывает летописец, сказал им: «с вами держал я Русскую землю, вы мне клятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужите княгине и сыну моему, поберегите под ним его государства, Русской земли, и всего христианства от всех недругов, от бесерменства и от латынства и от своих сильных людей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог поможет». Ту же мысль, только другими словами, выражает боярам умирающий Василий и по рассказу современного повествователя о его смерти, очень близкого к двору, имевшего возможность слышать или узнать подлинные выражения великого князя. С боярами Василий говорит «о устроении земском», им приказывает перед смертью, как «без него царству строитися». Такому политическому положению класса соответствовали состав и правительственное значение боярской думы. Звание думного человека не было наследственным по закону: в думные чины жаловали, «думу сказывали» по назначению государя. Теперь это назначение стало само по себе необходимо при множестве боярских фамилий, при обилии наличных служилых лиц в отдельных фамилиях. Но по родословному составу думы XVI в. можно видеть, в какой степени государево назначение согласовалось с аристократическим распорядком лиц и фамилий, установившимся в боярской среде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010