Муром. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В древности храм во имя Успения Божией Матери стоял на самой окраине города. Впервые в документах он упомянут под 1566 годом. В начале 17 века храм пользовался особым вниманием купцов московской гостиной сотни братьев Судовщиковых. В 18 веке в приходе Успенской церкви значился древний муромский род Лихониных. В 1790 году один из представителей этой династии, купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Лихонин, торговавший в Петербурге юфтью, выстроил новый кирпичный храм. В церкви устроили два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй, в тёплом приделе, во имя Дмитрия Солунского. Впоследствии храм неоднократно перестраивали. В 1829 году расширили трапезную, а в 1835 году соорудили колокольню. 7 мая 1896 года в храм ударила шаровая молния. К 1910-м годам церковь пришла в ветхость и требовала ремонта. В 1915 году её осмотрел владимирский епархиальный архитектор. Найдя храм " ветхим и опасным для доступа молящихся " , он разрешил церковному старосте и прихожанам разобрать и перестроить холодную церковь, что и было сделано. Храм оставался действующим до марта 1940 года. К тому времени служили в приделе, т.к. основной объём церкви был разрушен в 1923 году. В 1990-е годы храм передали Владимиро-Суздальской епархии. Источник: Чернышев В.Я. Муром, 2012 Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй половине XVI ст.; она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. о ней сообщается: «за осыпью в Успенской улицы церковь Успения Пресвятой Богородицы, древяна с папертью да два придела – вел. Чудотв. Николы и св. Жен Мироносиц… другая теплая церковь Богоявление Господа Христа древяна, на колокольнице 4 колокола невелики. А церкви и в церквах все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. На церковной земле двор попа Григория». В 1790 г. на средства муромского купца Д. Лихонина вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В новом храме было устроено два престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в приделе теплом – в честь вмч. Димитрия Селунского. В 1829 г. трапеза была перестроена, а в 1835 г. построена вновь каменная колокольня, и с того времени внешний вид храма остается без изменений, внутренние же украшения его обновлялись не однажды.

http://sobory.ru/article/?object=01328

Ее убранство довольно скромно, хотя и в нем заметно стремление мастеров-каменщиков, или, как их тогда называли «муролей», к украшению своих творений причудливой белокаменной резьбой. Три ее нижних яруса имеют четырехугольную форму. Четвертый - восьмигранный ярус звона относительно невелик и увенчан шатром. По обыкновению муромского зодчества, особенно нарядно украшены окна. Их резные наличники с завершениями в виде фронтонов или «лепных» кокошников перекликаются с убранством собора. Каждый ярус отделен от следующего карнизом, а третий завершен особенно пышным фризом того же рисунка, что и карниз храма. Такой прием придает единство всей композиции. Столбики арок-проемов яруса звона выполнены в виде «пучков» колонок – элемент, уже ставший любимым в московской и ярославской архитектуре. Он (в несколько усложненном виде) использован и на ярусе звона колокольни Казанского храма Троицкого монастыря. На обеих колокольнях одинаковый рисунок имеют кокошники над арками звона, и сильно выступающие окна-люкарны на гранях шатров. Входом на колокольню Благовещенского собора служит невысокое крыльцо скромной архитектуры, завершенное четырехгранным шатром. С самого начала истории монастыря государь Иоанн IV Грозный позаботился об устройстве церковного звона при церкви. Однако ни один из колоколов XVI века не сохранился до нашего времени. Самый известный колокол монастырского подбора весил 110 пудов. Его пожертвовал князь Михаил Иванович Львов в 1692 году Судьба его неизвестна. Сейчас подбор составляют колокола более позднего времени. Библиография: Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 33 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.19 Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.120 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903.

http://sobory.ru/article/?object=04950

Букет ромашек Молилась, хотелось выйти замуж за православного человека. Год за годом идут, мне уже почти 30, все подруги замужем, у всех дети, и только я одна… Мы ездили с незамужней подругой в течении трех лет в Муром, и молились у мощей Петра и Февронии, надеялись. 15 июля, 2010 Молилась, хотелось выйти замуж за православного человека. Год за годом идут, мне уже почти 30, все подруги замужем, у всех дети, и только я одна… Мы ездили с незамужней подругой в течении трех лет в Муром, и молились у мощей Петра и Февронии, надеялись. Молитва о замужестве А у вас есть значок? — У вас есть значок?- спросила девочка лет пяти с аккуратными светлыми косичками. – Нет? Вот. – Она протянула значок с изображением св. князей Петра и Февронии. Двор храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках был запружен народом, так что я не без труда протиснулась внутрь. Служили молебен святым Петру и Февронии . Вокруг в основном – молодые лица, девушки и юноши. У многих в руках цветы, много букетиков ромашек (символ сегодняшнего праздника). И ещё много детей. Замечаю, что у всех пришедших значки с изображением святых приколоты к груди. — Ну так это рядом, на Пушкинской, приезжай, давай! – Командует  женщина по мобильному. – Успеешь, давай по-быстрому. — А вы тут, случайно, наверное, оказались? – Полюбопытствовала я. Женщина одета строго — в светлый брючный костюм офисного вида. — Да. Я тут работаю рядом, иду сейчас мимо, слышу – колокола звонят и народу много… Решила зайти, а тут молебен святым Петру и Февронии.  Я быстрей дочке звонить – она тоже тут недалеко, приедет сейчас, помолится, может, Бог поможет… —  В чем? — В замужестве! – Она смотрит на меня уже снисходительно. – Этим  святым молятся, чтоб замуж хорошо выйти. А что, она права. Разговариваю с улыбчивой Настей, которая год назад вышла замуж: — Я окончила художественное училище, архитектурный институт, работала по специальности, и все было в жизни хорошо, только одиночество пугало. Молилась, хотелось выйти замуж за православного человека. Год за годом идут, мне уже почти 30, все подруги замужем, у всех дети, и только я одна… Мы ездили с незамужней подругой  в течении  трех лет в Муром, и молились у мощей Петра и Февронии, надеялись.

http://pravmir.ru/buket-romashek/

Короткий промежуток времени, продолжавшийся немногим более десятилетия (1552—1565), для Мурома был подлинно золотым. Однако в результате морской язвы в 1570 году и голода в 70-е годы XVI город вновь и надолго захирел. Жители, гонимые голодом, пожарами, своевольством городских правителей, которое особенно усилилось после учреждения Иваном Грозным опричины, разошлись по окрестным деревням и селам. Как подтверждает опись Шешилова 1574 года, на посаде осталось всего лишь 149 жителей, проживающих в 111 домах. Некоторые неточности в размерах по главной оси и в толщине стен можно об­яснить наклонным рельефом и различными размерами кирпича. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970. Возведена более четыреста лет назад в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Демьяна. Пожалуй, ни один храм древнего Мурома не овеян таким количеством легенд и сказаний, как этот. Народная память связывала строительство храма с именем Ивана Грозного. Из поколения в поколение передавалась красивая легенда, согласно которой, церковь построили на том самом месте, где некогда стоял царский шатер, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку, во время похода на Казань. Царь Иван Грозный действительно был в Муроме во время Казанского похода 1552 г. В " Летописце начала царства " (1533 - 1552 г.г.) сказано: " А сам государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и приде в Муром того же месяца 13, в среду " . Проведя в городе неделю " в среду, на пророка Ильин день " - 20 июля 1552 г. - Иван IV направился на восток. Однако это вовсе не означает, что ему пришлось все это время жить в шатре на берегу реки. Достоверно известно, что в середине XVI столетия Муроме имелся особый двор, принадлежавший царской фамилии. Находился он " у Николы Мокрого по конец Пушкарской улицы " . Из Писцовой книги 1636 г. узнаем, что Козьмодемьянская церковь " строение мирское " , то есть прихожан, жителей Мурома, обитавших в окрестностях храма. Итак, в сопоставлении с историческими документами красивая легенда превратилась в фольклорный вымысел.

http://sobory.ru/article/?object=00629

Князь Ярослав (Константин) также немало потрудился для Муромского княжества; не только на духовном, но и на светском поприще. Главной его государственной заботой стала оборона княжества от соседей-булгар. Для этого он укрепил Муром и Рязань – второй по значению город княжества, построенный еще при его отце, князе Святославе Ярославиче. Для этих же целей он построил по всему Муромскому княжеству ряд крепостей, в которых разместили небольшие дружины. Укрепляя муромское княжество, Ярослав (Константин) по возможности уклонялся от участия в княжеских междоусобицах, довольствуясь данной ему муромской землей. После мученической кончины сына Михаила, он пережил еще одну подобную личную драму – его старший сын – Федор – юноша весьма набожный и благочестивый, умер молодым, еще при жизни отца. После смерти старших братьев, Олега и Давида, Ярослав (Константин) согласно лествичному праву должен был стать Черниговским князем, что давало право на великокняжеский престол. Но племянник его, Всеволод Ольгович, выгнал дядю из города. Тогда Ярослав (Константин) вернулся к себе в Муром. Несколько лет спустя он принял монашество с именем Константин. После его смерти власть над Муромом перешла к его младшим сыновьям: Юрию, Святославу и Ростиславу. К сожалению, очень скоро между братьями началась борьба за власть. В результате междоусобной борьбы между потомками князя Ярослава Святославича Муромо-Рязанское княжество разделилось на два самостоятельных: Муромское и Рязанское. По лествичному праву старейший город Муром достался старшему из братьев Юрию. Обособившееся Муромское княжество занимало область по притокам Оки – Мотре, Унже, Теше, Велетьме и по притокам Клязьмы. В Муроме по-прежнему были сильны вечевые традиции, кроме того, власть князя была ограничена влиянием бояр и старших дружинников. К середине XII Муромское княжество становится союзником могущественного Владимирского князя Андрея Боголюбского. Союз с ним был очень выгоден муромским князьям, чьи владения, наряду с залесскими землями благоверного князя Андрея, подвергались неоднократным набегам булгар. В 1164 году Андрей Боголюбский совместно с муромским князем Юрием собирает большое войско и идет походом на Великий Булгар. Поход этот был успешен – булгарское войско было разбито, сопредельные города – оплоты набегов на Русь – сожжены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Адрес: Россия, Владимирская область, г. Владимир, ул. Студёная Гора, 1А Телефоны: +7 (930) 833-833-8 , +7 (4922) 36-62-32 Электронная почта: stxram@yandex.ru Сайт: Гостиница при паломнической службе Владимирской епархии Страница ВКонтакте Паломнический центр Муромской епархии при Муромском Спасо-Преображенском мужском монастыре, г. Муром При Спасской обители открыт паломнический центр г. Мурома. Новый паломнический центр - это комфортабельная гостиница с евроотделкой, хорошими условиями для отдыха. На первом этаже находится столовая. Тот, кто путешествует в Дивеево , знает, что на пути в Саров лежит древний город Муром. Здесь, в Спасском монастыре можно остановиться на ночлег, помолиться, приложиться к живительным святыням и с миром ехать дальше. Для паломников-одиночек и небольших групп паломников, которые путешествуют по святым местам самостоятельно (без помощи турфирм), предусматривается умеренная плата за проживание и питание. Каждый желающий помолиться в стенах монастыря, ознакомиться с историей и святынями Муромского края и его монастырей, может приехать в Спасскую обитель в любой день с 9.00 до 20.00 и самостоятельно договориться в Братском корпусе или в паломническом центре о питании и ночлеге. Паломники-туристы, приезжают индивидуально, семьями или небольшими группами могут забронировать места в паломническом центре по телефону. В монастыре охотно принимают трудников. Им предоставляется бесплатное питание и проживание. Стать трудником можно по благословению игумена монастыря. Трудниками могут могут стать как мужчины, так и женщины. Адрес: Россия, Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, 1 Телефоны: +7 (49234) 220-50 Сайт: Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь , Паломнический центр на сайте Муромской епархии Паломнический центр «Евдокия» при Христо-Рождественском архиерейском подворье, с. Борисоглеб На территории Христо-Рождественского архиерейского подворья села Борисоглеб располагается паломнический корпус, размещение в котором осуществляется за фиксированное пожертвование.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Муром. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1874. Год утраты:приблизительно 1930 (снесена) Архитектор:А.П. Афанасьев (перестройка 1880) Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, Муромский район, город Муром, (перекресток ул. Ленина и пл. Крестьянина) Координаты: 55.580055, 42.052169 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Упоминается впервые в 1574. Неоднократно перестраивалась и переносилась. Первый каменный храм выстроен только в 1806, разобран в 1866, и к 1874 возведен заново. Центрический однокупольный храм с высокой колокольней, в архитектуре эклектично сочетались мотивы классицизма и псевдорусского стиля. Центральный престол Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы во имя Собора Архистратига Михаила и проч. бесплотных сил и во имя Трех Святителей. Церковь закрыта в 1928, снесена в 1930-е. Стояла на месте современной средней школы 3 (ул. Ленина). До середины XVII в. была деревянной. Купцом гостиной сотни Богданом Цветным построена каменной. http://traditio-ru.org Стояла на месте современной средней школы 3. Построена в 1803 г., перестроена в 1874 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена во второй половине 30-х гг. Первоначальное основание Предтеченской церкви нужно относить к глубокой древности. Она упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи же Бартенева 1637 г. мы находим следующее: «На старом церковном месте, где стоял прежде сего храм Ивана Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией». Таким образом, Предтеченская церковь в начале XVII в. стояла на новом месте. Когда случилось это перенесение, с точностью не известно, но, очевидно, позднее 1574 г., ибо в это время Предтеченская церковь значится на посаде за осыпью.

http://sobory.ru/article/?object=34810

Изначально в Троицком храме имелось 2 престола: во имя Св. Троицы и во имя св. князей Бориса и Глеба. Видимо, ко 2-й пол. XVII в. в нем находились иконы и церковные предметы, известные по описанию 1623/24 г. и повторенные в описи 1636/37 г. (Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. 2010). Из значимых вкладов, появившихся в Троицкой ц. в сер.- 2-й пол. XVII в., выделяются пожертвования, сделанные строителем мон-ря, Цветновым. Это т. н. Виленский крест, принесенный в Муром в 1658 г. жителем Арзамаса В. С. Микулиным. По преданию, он обнаружил крест в 1657 г., при взятии рус. войсками г. Вильны. Микулин услышал во сне голос, повелевший отнести крест в Муром и передать его Цветнову для обители ( Травчетов. 1902. С. 51-52). В 1647 г. Цветнов пожертвовал в М. Т. м. напрестольный 8-конечный серебряный с золочением крест весом 1 фунт 3 золотника с вкладной надписью: «Лета 7155 (1647) июня в 5 день сей крест приложил в Муром в дом Живоначальной Троицы гостинныя сотни торговый человек Тарасий, по реклому Богдан, Борисов сын Цветнов по своих родителех» ( Он же. 1903. С. 107). В 1647 г. Цветнов передал в обитель серебряную с золочением водосвятную чашу весом 4 фунта 59 золотников с аналогичной надписью (Там же). Вероятно, и крест и чаша были заказаны в одной мастерской и вложены в обитель в качестве общего дара. Нек-рые вклады Цветнова не имеют точной датировки. Так, в обители имелось Евангелие (М., 1683) на золотообрезной бумаге в 1/2 листа в бархатном окладе с серебряными клеймами на верхней и нижней досках; на среднике было помещено резное изображение Распятия с предстоящими. Имеется свидетельство о том, что «Евангелие это - приклад строителя Цветного» ( Травчетов. 1902. С. 19). Его же даром было серебряное вызолоченное чеканное кадило с серебряными цепями и кольцами весом 2 фунта 90 золотников, с чеканной надписью: «Приложил сие кадило в дом Живоначальныя Троицы гостинной сотни Тарасий, по реклу Богдан, Борисов сын, Цветнов по своих родителях» ( Косаткин. 1906). Н. П. Травчетов, ссылаясь на опись монастырского имущества 1766 г., писал, что это кадило было передано в обитель в 1647 г. ( Травчетов. 1902. С.23).

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. Строительство Благовещенского собора, так же как и строительство Богородицкого, Спасо-Преображенского соборов и Козьмодемьянской церкви в Муроме, связано с пребыванием здесь Ивана Грозного в июле 1552 года перед походом на Казань. Как сообщает летопись, при посещении деревянной церкви Благо­вещения «государь царь у чудотворных гробниц поклонился и молился им со слезами, помощи прося на супостаты и нача глаголати: аще Господь Бог и Пресвятая Богородица и Муромские чудотворцы подадут мне по­беду на безбожного Казанского царя: повелю зде устроить храм Благо­вещения и придел Муромских чудотворцев — каменные». В 1552 году победа под Казанью была одержана, и на следующий год Иван Грозный направил в Муром для строительства Благовещенской церкви каменщиков с мастером. Участие в строительстве собора Ивана Грозного подтверждает и опись Бартенева, в которой отмечается, что «Благовещенская Божьей ма­тери церковь, каменная, построена царем Иваном IV в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом». Несмотря на позднейшие переделки, особенно после разорения собо­ра Лисовским в 1616 году, когда каменные стены «разседалися», в своей основе Благовещенский собор сохранил облик XVI века. По всей видимости, надо отвергнуть дату освящения собора в 1664 г., как дату окончания строительства, следует признать это датой восстановления собора после разгрома поляками, так как нельзя допустить, чтобы одно из лучших культовых сооружений города в течение нескольких десятилетий (с 1616 по 1664 г.) не было восстановлено. Одновременно с этим велось строительство других храмов: ансамбля Троицкого монастыря (1642—1652), Воскресенской и Введенской церквей на Штабу (1658), Георгиевской церкви (1652) и других. Одновременно с этим нельзя считать прообразом Благовещенского собора Троицкую церковь, так как при общих для обоих памятников деталях имеется слишком много принципиальных различий как в размерах, так и в общем композиционном решении.

http://sobory.ru/article/?object=04950

Муромское купечество, стоявшее во главе местного самоуправления, рассмотрело и решило немало важных вопросов, повлиявших на социально-экономическое и культурное развитие города: об образовании Общественного банка и открытии отделения Государственного банка; о прокладке железной дороги, устройстве телеграфных и телефонных линий; о ведении поощрительной политики для промышленных и торговых предприятий; об открытии новых учебных заведений. По финансовому состоянию в губернии Муром уступал лишь Владимиру и более промышленно развитому городу Шуе. Однако, несмотря на внешнее спокойствие в Муроме, как и по всей России, к началу XX века было неспокойно. В городе появились различные политические объединения, в том числе и нелегальные, ставившие своей целью изменение существующего строя. Представители этих нелегальных организаций вели пропаганду среди интеллигенции и рабочих. С началом Первой мировой войны положение обострилось. Многие жители Мурома были призваны в армию. Город заметно опустел, а уже в конце 1914 года в Муром стали поступать раненые. Война вызвала кризисные явления в промышленности Мурома и уезда. В этот период центральные паровозные мастерские находились в стадии своего обустройства, но из-за войны не был реализован заявленный план оборудования, предполагавший упразднение труда чернорабочих. В 1915 году в связи с особо опустошительной мобилизацией сократилось число шлифовальных фабрик: из тридцати перестали существовать двенадцать. Но до начала революционных событий в городе было спокойно. Телеграмма об отречении Николая II пришла в Муром 13 марта, но в течение двух дней это сообщение не было обнародовано. 15 марта утром на поезде в город приехали агитаторы из Москвы. С сообщением о победе революции в Петрограде они выступили на митингах в паровозоремонтных мастерских, среди солдат расквартированного в Муроме 205 пехотного полка, на железнодорожной станции. Сразу после этого учебная команда 205 полка отказалась исполнять приказания офицеров. Вместо того, чтобы идти на занятия, она с оружием в руках направилась в бараки, где к ней присоединились другие роты полка. Сюда же подошли железнодорожники и рабочие паровозоремонтных мастерских, и все вместе с пением революционных песен пошли по Московской улице на Соборную площадь. В то же утро весть о свержении самодержавия дошла до других предприятий города. Днем в городе состоялась многолюдная демонстрация, к которой примкнуло немало горожан. Вечером рабочие освободили из муромской тюрьмы политических заключенных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010