Что касается остального убранства собора, то в нем еще нет «сочной» пластики, которая появится в муромской архитектуре в последующее десятилетие. В данном случае, скорее можно говорить о тонком изяществе, лишь дополнившем и подчеркнувшем пышный рисунок резного пояса. Стены четверика делят на три части невысокие лопатки. Северную и западную стену прорезали по три узких вытянутых окна (сейчас некоторые из них заложены). С западной стороны решение в целом такое же, не считая крайнего прясла в северо-западном углу – он нем речь пойдет немного ниже. Окна четверика и трех апсид обрамляют тонкие тяги с полуколонками. Они вписаны в несколько стилизованный «аркатурно-колончатый» пояс, заполняющий прясла стен и украшающий апсиды. Так же украшены и изящные барабаны всех пяти главок. Еще одна интересная особенность – след от разобранной пристройки, примыкавшей к северно-западному углу собора на высоту верхнего пояса кокошников. В некоторых работах, посвященных собору, было высказано предположение, что здесь изначально была возведена первая колокольня монастыря Вероятно, позже ее разобрали за ненадобностью, после того как завершилось возведение надвратной церкви Казанской иконы Божией Матери с колокольней. В ХХ столетии Троицкий собор не избежал участи многих православных храмов и монастырей России. После того, как монастырь закрыли в 1921 году, собор вместе с другими помещениями обители использовался как склады и архив, позже в нем разместилась сапожная мастерская. Только в 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры, а 1980-х здесь началась кропотливая работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Монашеская жизнь в обители возобновилась с 1991 года. Библиография: Писцовая книга Мурома, составленная Григорием Киреевым в 1624 году. Цит. по: Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 30 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 34 Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 24

http://sobory.ru/article/?object=04952

Муром. Благовещенский мужской монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году благоверным князем Константином Святославичем Муромским. В ней князь похоронил своего сына Михаила, и впоследствии здесь же были похоронены он сам и его второй сын Феодор. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря – второго по древности в городе Муроме. Возведение первого собора обители связано с именем царя Иоанна IV Грозного. Именно в Муроме он останавливался во время казанского похода и здесь дал обет в случае благоприятного исхода построить каменный храм и основать монастырь «в центре города на старом городище, где была построена благоверным князем Константином деревянная церковь Благовещения» Обет свой государь выполнил, и в 1553 году летопись отмечает начало строительных работ: «…и пришед к Москве и того же году на лето прислал государь… царь в Муром каменщиков… и совершив церковь каменную Благовещение… царь прислал в Муром образы и книги и колокола и все церковное строение и присла с Резани» Строительство и украшение храма продолжалось около десяти лет. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом» Судя по той же Описи, в монастыре все это время существовал только один каменный храм: «…в осыпи, где был острог, монастырь мужской Благовещенский, а в нем четыре церкви: Благовещения каменная, святого Иоанна Богослова, святого Григория Богослова и надвратная во имя архидиакона Стефана – деревянные» (Опись Бориса Бартенева). Других сведений о том, как выглядел монастырский собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в это время, да данный момент не найдено. В 1664 году его практически целиком перестроили на средства купца московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова

http://sobory.ru/article/?object=04950

До 1888 года Сретенский храм стоял без изменений. С 1888 года по 1892 год в нем развернулись большие строительные работы: трапеза храма была разобрана до основания и устроена вновь в значительно больших размерах. Престолы в трапезе были освящены в то же наименование, что и прежде. Муромский краевед А.А. Епанчин записал уникальную информацию о колоколах Сретенской церкви, сброшенных с колокольни в конце 1920-х годов. Согласно этим сведениям, на звоннице находилось десять колоколов. Первый, самый большой, весом в 25.308 пуд, был отлит в Ярославне в 1857 году. Второй – полиелейный колокол, отлитый в Ярославле, весил 124 пуда 6 фунтов. Третий – будничный колокол, отлит в Муроме 6 июня 1792 года, весом 42 пуда. Четвертый колокол весил 21 пуд 29 фунтов. Сведений о пятом колоколе нет. Шестой колокол, весом в 16 пуд 14 фунтов, отлили в Ярославле. Седьмой колокол происходил из города Слободской Вятской губернии, весом 8 пуд. 34 фунта. Восьмой колокол весил 1 пуд 16 фунтов. Девятый – 36 фунтов. Десятый колокол – г. Слободской Вятской губернии, 29 фунтов. После революции 1917 года Сретенская церковь разделила печальную участь многих муромских храмов. 8 мая 1922 года под предлогом оказания помощи голодающему Поволжью из храма изъяли церковное серебро, общим весом 1 пуд, 1 фунт, 44 золотника, что составило примерно 16,5 кг. Среди конфискованного имущества было тринадцать риз с икон, серебряный оклад Евангелия, серебряное кадило, а также украшавшие иконы венцы и жемчуг. Прошло еще несколько лет. 31 мая 1929 года на очередном пленуме горсовета было принято решение о возбуждения ходатайства перед уездным Исполнительным комитетом о закрытии в Муроме пяти церквей. Среди указанных храмов числилась и Сретенская церковь. Закрытый храм планировалось использовать «под культурные нужды». В июне 1929 года уездный Исполком утвердил постановление горсовета о закрытии Сретенской церкви. Здание бывшего Сретенского храма решили отдать под дом культуры, так называемый «санпросвет». В ноябре 1929 года в храме размещался также дом физкультуры. Любопытен один факт: официально утвержденный документ о закрытии Сретенской церкви был принят президиум ВЦИК только 20 января 1930 года. Главную святыню храма – Сретенский крест – передали в музей.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

кн. на 1909 г. Владимир, 1909. С. 107-115; Миссионерские кружки при церквах ряда сел Меленковского у.//Владимирские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. 15/16. С. 361-362; Письмо архиеп. Владимирского и Шуйского Алексия о его контактах с Распутиным//Владимирские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 12; Фудель С. И. Собр. соч.: В 3 т. М., 2001. Т. 1. С. 23-108, 111-220. Лит.: Д[обронраво]в В. Г. Церковные школы во Владимирской епархии с 1884 по 1909: Ист. очерк. Владимир, 1909; Б[езсонов] А. Владимирская Георгиевская община сестер милосердия: По поводу первого 10-летия ее существования//Владимирские ГВ. 1902. Ч. неофиц. 41. С. 6-9; 42. С. 6-10; Малицкий Н. В. История Владимирской ДС: В 3 вып. М., 1900-1902; он же. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1906. Вып. 2; Преображенский А. История Владимирского епарх. жен. училища за 1-й период его существования (1865-1879 гг.). Владимир, 1902; Владимиро-Суздальская иерархия//Владимирские ГВ. 1903. Ч. неофиц. 5. С. 4-5; 8. С. 4-5; 10. С. 11-13; 11. С. 12-13; 13. С. 3-4; 31. С. 6-7; 32. С. 2-4; Владимирские иконописцы и Комитет попечительства о рус. иконописи//Владимирские ЕВ. 1905. Ч. неофиц. 8. С. 226-235; 9. С. 245-255; Иванов А. Владимирская епархия в Отечественную войну г.]//Владимирские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. 30. С. 655-663; Ковровская-Смоленская икона Божией Матери//Владимирские ЕВ. 1915. Ч. неофиц. 1915. 33. С. 658-659; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 38-39, 46-48, 51-52, 61-62, 124-125, 144-147, 157-158, 161-162; Сазонов С. В. О версиях крещения Рус. земли в историографии XV в.//СРМ. 1991. Вып. 1. С. 29-45; Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 68-101; Седова М. В. Суздаль в X-XV вв. М., 1997. С. 195-213; Торопов А. В. Из истории обновленческого раскола во Владимирском крае (20-е гг. ХХ в.)//Мат-лы обл. краеведч. конф. (Владимир, 16 мая 1997 г.). Владимир, 1997. С. 109-112; он же. Сподвижник Патриарха Тихона//Владимирский некрополь. Владимир, 2000. Вып. 3: Князь-Владимирское кладбище.

http://pravenc.ru/text/154964.html

упоминается в «Выписи из писцовых книг г. Мурома» 1566 г., но ее описание и сведения о нахождении в ней храмовой иконы свт. Николая в драгоценном окладе имеются только в документе, составленном более чем полвека спустя. В «Сотной с писцовых книг г. Мурома» 1623/24 г. впервые и с подробностями описан «образ местной великого чюдотворца Николы», он «обложен серебром басменным, венец, да 3 гривны басменные ж. Да у того образа на полях приписано образ Всемилостивого Спаса, да образ пречистые Богородицы, венец и гривны серебряные басменные ж» (Сотная с писцовых книг. 2010. Л. 45. С. 42-43). Составители этого документа указывают, что «церковь и в церкве образы и свечи и книги и ризы и все церковное строение блаженные памяти государя царя и великого князя Иванна Васильевича всеа Русии (Иоанна IV Грозного.- О. С.)» (Там же. Л. 45 об. С. 43). Если допустить, что абсолютно все предметы в Николо-Набережном храме были созданы по личному повелению царя Иоанна Грозного, то происхождение образа свт. Николая становится вовсе не ясным: государь мог сам специально привезти его в Муром. Писцы документа в 1-й четв. XVII в. не могли знать все подробности создания образа, даже авторы описи храма кон. XIX в. не подозревали, что под «темным письмом» иконы может скрываться настолько древняя живопись. Они датировали ее XVI в. как единственную среди др. «древних» икон храма XVII-XVIII вв. (вероятно, привязывая ее ко времени Иоанна Грозного - см.: Опись древних церквей г. Мурома//Науч. архив МИХМ. 29. Л. 37/42 об.). Тогда же В. Г. Добронравов фиксировал, что «кроме иконостаса в церкви сохранилось немало древних икон. Из них особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца; местными жителями она почитается чудотворною» ( Добронравов. 1897. С. 172). Почитание иконы продолжалось и в советские годы, до закрытия Николо-Набережного храма в 1940 г. В 60-70-х гг. XX в. прихожане еще помнили, что чудотворный образ до изъятия его в музей «находился с севера левого клироса алтаря придела Власия, на западной стороне деревянной тумбы» ( Епанчин.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Они вывели его из церкви и ограды и, посадив в голые сани, с чернецом против него, отвезли в Москву; это было в понедельник сырный, а в среду на той же недели ослепили его и сослали в Углич, вместе с супругою, Великой Княгиней Марией; мать Великую Княгиню Софию дочь Витовта, сослали на Чухлому и бояр всех захватили. Детей же его, младенцев Иоанна и Юрья, успели спасти из лавры верные люди, в ближнее село Князей Ряполовских, которые бежали с ними в Муром и там затворились в крепости; другие верные Князья бежали в Литву, где дал им города Король Польский; общая возгорелась ненависть против жестокого Шемяки; все желали видеть опять несчастную его жертву на отеческом престоле. Тогда Шемяка лукаво призвал к себе, из Рязани, Святителя Иону и, под предлогом умирения с Великим Князем, убедил его идти в свою епархию Муром и там взять, на свою епитрахиль, младенцев великокняжеских, обещая исполнить всеми благами державного слепца. Поверил ему Святитель Божий и, спустившись на судах в Муром, стал увещевать Князей Ряполовских, чтобы отпустили двух отроков, для умиротворения Князя Димитрия с отцом их. Долго не соглашались верные блюстители, но и не смели не верить словам святительским. «Если истинный будет мир, говорили они, то иди с нами в соборную церковь и там приими детей великокняжеских от самой пречистой Богородицы, с пелены ее честного образа на свою святительскую епитрахиль, для благоденствия их и родителя; тогда отпустим тебе младенцев и сами с ними пойдём». Исполнил их желание добрый пастырь, пошел в соборный храм Рождества Богоматери и, отпев молебен, принял младенцев с пелены от иконы Пречистой на свою епитрахиль; с сим драгоценным залогом пришел он в Переяславль. Лукаво почтил их Шемяка и пригласил на обед; на третий же день послал с блаженным Ионою к отцу их, но не заводил речи о мирном завете. Святитель возвратился в Москву, ибо Шемяка велел ему жить в доме Митрополитов; Князья же Ряполовские, видя, что Шемяка изменил слову, начали помышлять как бы освободить им из заточения Великого Князя, вооружённого силою, и удалились в Литву на совещание с другими Князьями. Смутился изменник, видя сбирающуюся на него грозу.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Смазанная маслом рана быстро затянулась – у мальчика остался лишь небольшой шрам вдоль позвоночника. Исцеление от одержимости Юный прихожанин Свято-Троицкого монастыря страдал от одержимости. Его приложили к мощам святых Петра и Февронии. После этого юноше стало намного легче. Благодарность святым В Свято-Троицкую обитель пришло письмо, в котором Никита благодарил святых Петра и Февронию за помощь. У него и его супруги Юлии долгое время не было детей. По благословению духовника, они посетили Свято-Троицкую обитель, где усердно молились святым Петру и Февронии. Вскоре Юлия забеременела. В знак благодарности супруги прислали в обитель фарфоровую лампаду. Спасение сына Направляясь в паломничество в Дивеевский монастырь, Татьяна по дороге заехала в Муром и подала записки о здравии своем и сына. Также она просила сугубых молитв о своем сыне Алексее, который в то время был болен. Когда же она вернулась домой, то узнала, что у ее сына была остановка сердца и лишь чудом удалось его спасти. После этого она просила свою знакомую, направлявшуюся в паломничество в Муром, посетить Свято-Троицкую обитель и засвидетельствовать о случившемся чуде. Избавление от боли Людмила Липатова приехала в Муром в паломничество к муромским святыням. Незадолго до этого у нее была сломана рука. И лишь перед самой паломнической поездкой с нее сняли гипс. После снятия гипса рука сильно болела. В Муроме Людмила Липатова приложилась к мощам святых Петра и Февронии и, по совету сестер обители, смазала больную руку маслом из лампады от святых мощей. Вскоре боль в руке совершенно прекратилась. Счастливое замужество По молитвам святых Петра и Февронии я вышла замуж за благочестивого человека. Дубинина Ирина Владимировна Рождение сына Супруги Чербуженовы долгое время не имели детей. Они просили помощи святых Петра и Февронии. По молитвам святых Господь послал им сына Илью. Исцеление дочери Младенец Анна заболела острым бронхитом. Антибиотики не помогали. Мать девочки Ольга стала растирать малышку маслом из лампады от мощей святых Петра и Февронии. Буквально за два дня бронхит прошел. Соединение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

633. Благовещенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Муроме, Владимирской губ., в конце города, к сев.-зап., в так называемом Старом Городище, недалеко от р. Оки, на небольшой возвышенности. Основан в 1563 г. Иоанном Грозным по обещанию, когда в 1553 г. шел на Казань, на месте бывшей Благовещенской церкви, где были погребены Муромский кн. Константин (1192 г.) и сыновья его Михаил и Феодор, мощи коих обретены при копании фундамента в 1555 г. 21 мая, в каковой день и чтится их память. Мощи преподобных князей открыто почивают в одной раке за правым клиросом. “Ист. Росс. Иер.», III, 358; Ратшин, 30; “Матер. для стат. Рос.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 11; Проценко, “М-ри в России», 11; Ключевский, “Жит. свят.», 286, 462; “Словарь ист. о свят.», 156; “Влад. сборн.», 1857 г., 83 (история монаст.), 155 (Опись его в 1687 г.); “Ежегодник Влад. губ. Стат. Комит.», т. II, Отд. I, 194 (грам. ц. Мих. Федоровича 1619 г. о даче рыбн. озер на устройство мон. после литов. разорения); т. III, Отд. I, 428 (грам. ц. Феод. Иван. 1595 г. о пожаловании пустоши Погарцы); Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 110; “Владим. губ. вед.», 1843 г., 14 (взгляд на г. Муром); 1853 г., 26 (о Муром. чудотворцах), 48 (Писцов. кн. г. Мурома 1637 г.); Токмаков, “Муром, у. г-д Влад. губ., по документ. IX–XIX ст.», 20 (грамота игумену Сергию с брат. на мон. вотчину против прежн. грамот); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 243, 439–441 (кн. Константин, Ирина, Михаил и Феодор); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 680, 9; “Акты Арх. Эксп.», I, 213 (окруж. гр. 1547 г. митр. Макария об установл. празднов. новым Русск. свят.); “Акты Археогр. Эксп.», III, 103 (Ц. ж. гр. 1619 г. игум. Сергию на вотчин. безоброчн. владение озерками в Муром. у., в Клинском лугу); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 18; Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 12 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 965 (челобит. 1722 г. архим. Павлина о выдаче м-рю жалованья по-прежнему); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1835 г., XVIII, 559 (об уезд. гор. Муроме; основан при введении христианства в крае); “Русск. истор. Библиот.», IV, 854 (Палинодия 1621 г.; 21 мая память св. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, новых чудотвор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Несколько лет спустя муромскому князю пришлось поддержать союзника в его походе на Киев. Князь Андрей отблагодарил союзников еще одним походом на Великий Булгар в 1172 году. После убийства благоверного князя Андрея Боголюбского муромские князья сохранили верность союзникам – владимирским князьям – братьям Андрея – Михаилу и Всеволоду Большое Гнездо. В союзе с владимирскими князьями муромским пришлось воевать и со своей рязанской родней – последовательными противниками Всеволода Большое Гнездо. В этом союзе были заинтересованы обе стороны, поскольку и Муромское и Владимирское княжество враждовали и с Великим Булгаром и с Рязанским княжеством. В частности, у муромского князя Давида Юрьевича рязанцы отобрали город Пронск. Муромский князь Давид Юрьевич, которого истории ассоциируют со святым князем Петром (путаница крещальных и иноческих имен обычное дело для муромских летописей), скрепил союз с владимирским князем Всеволодом Юрьевичем браком между детьми – сын князя Всеволода Святослав женился на дочери князя Давида Евдокии. Под 1228 годом Лаврентьевская летопись сообщает, что князь муромский Юрий Давыдович «вшед в землю Мордовьскую, пургасову волость пожгоша, жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя, в тверди». Князь Юрий Давидович сохранил традиционный союз с владимирским князем Юрием Всеволодовичем, но в силу ослабления Владимирского княжества вынужден был считаться и со своей рязанской родней. После основания в 1221 году владимирским князем Юрием Всеводовичем Нижнего Новгорода времена набегов булгар для Мурома миновали. Но на муромскую землю, как и на всю Русь, уже надвигалась новая беда. В 1239 году, во время Батыева нашествия, войско монголо-татар сожгло Муром. Муром не скоро оправился от последствий ордынского разорения. Согласно предположениям некоторых историков, жители покинули Муром и поселились на месте современного села Борисоглеб. Даже муромского князя Василия, скончавшегося в 1345 году, похоронили в борисоглебской церкви на реке Ушне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

219 О ересях и расколах, М. 1839 г. О г. Муроме и Строус в 1669 г. писал: «Муром – мордовское имя, ибо город основан этим племенем». 220 Ркп. житие «престаша (муромцы) скверного Моамева пророком нарицати». В начале: « церковь – возопи к Богу: помилуй мя, зле укоряются и заколяются чада моя от идолопоклонников и извергов агарян, живущих в велицом Муроме». 221 Житие: «кн. Константин слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий, сиречь лесы пчелиными, реками и озеры рыбными и пожитьми сенокосными и в лесах зверьми, от их же кож господские кожухи учреждахуся»... По летописи. в 1019 г. финский Муром в Киеве считали ссыльным местом. В 1019 г. в. к. Ярослав, прогневавшись на новгор. посадника Константина Добрынина, заточил его в Ростов, «на третие лето повезе его убити в Муроме на р. Оке». Собр. л. 5, 134. 222 По изданию Кушелева, «от создания мира 6731 (1123) году посла Бог своего верного слугу – блаж. к. Константина». Это – год кончины кн. Давида, брата Ярославова. – После смерти Давидовой, Ярослав во второй раз пришел из Чернигова в Муром. 223 По раскопкам мерянских курганов открывается, что кресты и разные привески с изображениями христианскими встречаются в курганах вместе с монетами 11 в. и начала 12 в. Записки археол. общ. 8, 103. 224 На том месте, где лежало выброшенное тело св. к. Михаила, поныне стоит часовня; это при въезде в московскую заставу, пред мостом, переброшенным чрез овраг. Владимир. древн. стр. 84. 225 Это говорит писатель 16 в. когда городская крепость была уже при рождественском соборе, где мощи кн. Петра и к. Февронии. Писцовая книга 1687 г. «на посаде в осыпи, где бивал острог, монастырь благовещенский». – Владимир. сборн. 155. Ц. Феодор в грамоте от 26 мая 1595 г. «пожаловал есми благовещение прес. Богород. что в Муроме на посаде старого городища, где лежат муромские чудотворцы кн. Константин» и пр. муз. Рум. 99. 226 Житие: «невернии же людие, видяще сия, дивляхуся, еже не по их обычаю творимо бе погребение, яко погребаему сыну самодержцеву в знак, на восток лицом, могилы верх холмом не сыпаху, но равно с землею, ни тризнища, ни дани (по др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010