Муром. Спасский мужской монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсанофия (Василий Григорьевич Чертков-Еропкин, ум. в 1688 г.). В конце XIX в. Покровская церковь имела пять престолов: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Божией Матери Скоропослушницы, Всех Святых, Боголюбской Божией Матери, Кирилла Белозерского. Источник: Чернышев В.Я. " Муром " Трапезная церковь Покрова Богородицы построена в 1691 г. на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем асимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 г., известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает асимметричность плана.В 1757 г. вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни при Спасо-Преображенском соборе выстроена новая.

http://sobory.ru/article/?object=04956

Муром. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Муром. Смоленская церковь. В конце XVIII века в литературу и искусство приходит стиль классицизма. Это дворянский стиль. Архитекторы-классицисты заимствовали формы и детали из древнегреческих и древнеримских построек. В Муроме эпоха классицизма началась в XIX веке. Первой постройкой в этом стиле является Смоленская церковь. Построена она в 1804 году взамен сгоревшей Екатерининской. Основной объём – четверик – перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная апсида, а с севера и с юга – портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (своеобразной его трактовкой). Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создаётся впечатление воздушности и лёгкости. Трапезная и колокольня, построенные в 1838 году, выполнены в других масштабах и несколько несоразмерны с основным объёмом церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной – архитектурные детали, характерные для первой половины XIX века. Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный приём является одним из местных приёмов, обусловленных традициями зодчих - «муролей», отличным от классических канонов. После падения шатра Козьмодемьянской церкви весной 1868 года сохранившиеся иконы и церковная утварь были перенесены в Смоленскую церковь, которая среди прихожан получила название Новой Козьмодемьянской. Это название ошибочно вошло в некоторые источники. Благодаря удачному расположению на высотной точке берега реки и высокой колокольне церковь занимает важное место в завершении архитектурного ансамбля города. Колокольня Смоленской церкви (со шпилем и крестом) до сих пор является одной из самых высоких точек в городе.[/p] [р]В советское время храм был разорён. В 1977 году отреставрирован, в нём более пятнадцати лет был выставочный зал, в котором проводились выставки изобразительного и прикладного искусства местных и приглашённых художников, детской художественной школы. Благодаря отличной акустике там же проводились концерты академического хора.

http://sobory.ru/article/?object=00986

муромский иконописец, «купец» (упом. в 1799), потомок одного из братьев - Александра или Федора Ивановых. Вероятно, работал в мастерской Благовещенского монастыря. Его имя указано в авторской подписи на иконе «Господь Вседержитель», находящейся в местном ряду Благовещенского собора муромского Благовещенского монастыря справа от Царских врат: «1799 года октября 29 дня написал Муромский купец Стефан Казанцев» ( Сухова. 2004. С. 41. Ил. на с. 38). Звание «купец», присвоенное иконописцу, объясняется тем, что население городов, согласно регламенту 1721 г., делилось на 2 категории (к 1-й наряду с банкирами, докторами, богатыми купцами относились и иконописцы). На иконе Иисус Христос представлен стоящим на сфере, в Его левой руке держава. Икона была создана после завершения работ над новым иконостасом собора в 1797 г. Это единственный полностью сохранившийся в Муроме иконостас с образами XVII в., 1797 и 1799 гг., представляющими иконописное мастерство муромских изографов этого периода. Лит.: Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии/Сост.: В. Г. Добронравов. Владимир, 1897. Вып. 4. С. 141, 167; Травчетов Н. П. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903. С. 90; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 55-56; Мисаил [Смирнов], архим. Св. блгв. кн. Константин Муромский и Благовещенский мон-рь, где почивают мощи князя и чад его Михаила и Феодора//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1906. Кн. 8. С. 123; Белоцветов Л. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907. С. 9; Ушаков Н. Н., сост. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 324; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор: Ист.-археол. описание. Владимир, 1915. С. 20; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. Т. 1. С. 112-136; Масленицын С. И. Муром. М., 1971. С. 29-31. Ил. 68; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Глаза глядели почему-то в Муром. И вот стою я у мощей Петра и Февронии и так пожалиться им хочется — почему все люди как люди, а у меня нет счастья в жизни. А потом чувствую, что есть здесь какое-то лукавство, что ищу я недоброе счастье. Ну не поворачивается язык молиться: «Помогите мне увести его от жены». И тут будто нарыв какой-то вскрылся: «Хоть я того и не желаю (да, не же-ла-ю!), пусть все будет хорошо у него и у его семьи». И стало так легко, как после исповеди. Потом я уехала учиться в Москву, и года два мы не виделись совсем. Летом, когда я приезжала домой на каникулы, я иногда встречала то соседа, то соседку, они здоровались со мной и делали вид, что ничего не помнят. Закончив институт, я вернулась в родной город, несчастная любовь превратилась в добрые воспоминания, постепенно снова наладились отношения с соседями, они стали приглашать меня к себе на дачу, и я неожиданно подружилась с женой бывшего возлюбленного. Через несколько лет к его дню рождения она попросила меня написать для них семейную икону, и я с радостью это сделала, изобразив святых покровителей соседа, его жены, их детей и… недавно родившейся внучки. Пока писала, все время думала: как все-таки хорошо, что меня тогда, давным-давно, выставили за порог и, вместо того, чтобы наглотаться от горя таблеток, я поехала куда глядят глаза — в Муром, к Петру и Февронии. День семьи, любви и верности празднуется в России уже четвертый год. Столицей праздника традиционно является город Муром, где находятся мощи святых Петра и Февронии, покровителей брака. К празднику многие горожане украсили окна своих домов ромашками, символом праздника. Праздничное утро началось с Литургии в Троицком монастыре, где покоятся мощи святых князей. Прихожан было так много, что богослужение совершалось на открытом воздухе, на паперти маленького деревянного храма. Торжество, как и в предыдущие годы, завершил праздничный концерт на набережной Оки, месте романтических вечерних свиданий муромцев. На концерте присутствовали Дмитрий и Светлана Медведевы.

http://pravmir.ru/u-petra-i-fevronii/

9 В соответствии с завещанием Ярослава Мудрого, Муром считался уделом отца Олега князя Святослава Ярославича, а Ростов принадлежал к уделу отца Мономаха Всеволода Ярославича. 10 Возможно, Мономах цитирует письмо своего сына, о котором он говорил выше. Ср. в летописи слова Мстислава, обращенные к Олегу: «Аще и брата моего убил [еси], то есть не дивьно: в ратех бо и цари и мужи погыбають» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 238). 11 О каком епископе идет речь, не ясно. Из дальнейшего видно, что Олег к моменту написания письма находился в Муроме, входившем в состав Черниговской епархии. Но о тогдашнем черниговском епископе Иоанне (ранее 1087–1111) известно, что он большую часть своего пастырского служения тяжело болел («лежа в болести летъ 25»); следовательно, едва ли он мог сопровождать Олега в Муром. Возможно, имеется в виду ростовский епископ. В 90-е гг. XI в. ростовскую (суздальскую) кафедру возглавлял постриженник Печерского монастыря Ефрем. 12 Владимир Мономах и Святополк Изяславич осаждали Олега в Стародубе в мае-июне 1096 г. в течение тридцати трех дней. Князья заключили мир на том, чтобы им всем собраться в Киеве на княжеский съезд, однако Олег нарушил данное им обещание и начал войну с сыновьями Мономаха за Муром и Ростов. 13 И. М. Ивакин, а вслед за ним А. С. Орлов и Д. С. Лихачев поправляют на: «от повеленья твоего». Однако такая правка не кажется обязательной: Мономах говорит о всех князьях, включая в их число и Олега, и себя, и прочих. 14 Мстислав Владимирович, бывший крестным сыном Олега, ко времени написания письма он находился в Суздале. Относительно «малого брата» Мстислава, мнения исследователей расходятся. Ранее полагали, что речь идет о Юрии (будущем Долгоруком), находившемся в Ростове или Суздале. Однако ко времени написания письма Юрий еще не появился на свет. Более вероятно, что имеется в виду Вячеслав, явившийся на помощь Мстиславу. 16 Из этих слов Мономаха видно, что ко времени написания письма Олег находился в своем уделе, т. е. в Муроме. 18 Мономах цитирует тропарь, читающийся в Псалтири после 3-й кафизмы, а также на утрени в понедельник, глас 3-й. Ср.: «На страшнемь при бе-суперникъ обличаюся, безъ осведитель осужаюся» (Псалтирь 1296 г.); «На страшном судищи без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся, книги бо совестныя разгибаются, и дела сокровенная открываются…» (современный молитвослов) (Шляков. Июнь. С. 227–230:236). В соответствии с православным календарем, в 1097 г. это песнопение звучало в церкви, в частности, в понедельник сырной седмицы (9 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Смутное время Едва успел город встать на ноги, надвинулось Смутное время. В 1616 г. Муром был разорён польской бандой Лисовского. Посадские люди, которые кормили горожан, «разбежались безвестно от бедности, от великих податей государевых, мнози побиты литовскими людьми». Когда в 1619 г. был избран новый царь, игумен Благовещенского монастыря написал ему: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономоря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили…» Царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю несколько озёр, на оброк с которых обитель смогла постепенно восстановить разрушенное. Город кожевенников, кузнецов и купцов В XVI в. город был обнесён деревянной стеной длиной около 1200 м. Из муромских ремесленников наиболее славились кожевенники. Почти в каждом доме был колодец, в котором дубили бычьи кожи. Сильны были и кузнецы. В 1637 г. муромские кузнецы выковали по домам около 1000 мушкетных стволов и 600 копий. Славились муромские замки, дверные ручки и другая домашняя утварь из железа. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся две работы известного муромского оружейника Никиты Давыдова – булатный шлем царя Михаила Феодоровича (1621) и пластинчатый доспех (нагрудник) царя Алексея Михайловича (1663). Сохранился также изготовленный мастером шестизарядный пистолет. За 50 лет работы в московской Оружейной палате Никита Давыдов воспитал много учеников. Как и во всех русских городах, стоящих на больших реках, самыми богатыми людьми Мурома были купцы. От купцов остались каменные особняки, храмы и роскошные надгробия возле этих храмов. Железнодорожный вокзал В 1880 г. через Муром прошла ветка железной дороги Москва – Нижний Новгород. А в 1912 г. было открыто элегантное здание вокзала, построенное по проекту А. В. Щусева. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

295 sqq. В древние города князья не переносили столиц; во-вторых, что Галич был основан во времена уже исторические, это даёт знать Ипатская летопись под 1206г. 1367 «Запустевший» Муром снова возвёл до некоторой степени в города князь Юрий Ярославич в 1351г. (обновивший Муром на том же месте, но вовсе не переносивший его на другое, как думают Муромские патриоты, не полагающие, чтобы Муром ниспадал из города в село и поэтому хотящие разуметь под обновлением Юрьевым перенесение со старого места на новое, хотя и перенесение не упадшего города с одного места на другое есть вещь курьёзная и далеко не сразу понятная), Карамзин IV, 171. 1368 Татищев, к известиям которого мы вообще относимся с недоверием, утверждает, что епархия Рязанская открыта в 1198г., быв отделена от Черниговской, по просьбе князей Рязанских, великим князем Киевским Рюриком Ростиславичем и митрополитом Иоанном (III, 329). На это заметим, во-первых, что великие князья Киевские тогда ровно ничего не значили, и вся власть принадлежала великим князьям Владимирским. Во-вторых, что митрополит Иоанн 1198г. нигде более кроме Татищева не упоминается. 1369 В повести „О пришествии Николина образа из Корсуни на Рязань”, о которой см. во 2 половине тома, стр. 361. 1370 Когда столица княжества из Рязани переведена в Переяславль, остаётся неизвестным; но, во всяком случае, уже после нашествия Монголов. 1371 Которые до 1836г. находились под землёй, а в этом последнем году открыты, см. Географическо-статистический словарь Российской империи Семёнова под сл. Рязань Старая, т. IV стр. 383. 1373 Симон в Патерике, в повести о создании Печерской церкви и именно об оковании гроба Феодосиева суздальским тысяцким Георгием даёт знать, что Юрий посажен был на удел в детстве или, по крайней мере, в ранней юности, но он, неизвестно когда родившийся, отцом был женат в 1107г. 1374 Так как Иоанн был поставлен на обе епископии, то очень возможно, что великий князь не находил удобным отделять Суздаль от Ростова при его бытности на кафедре или делать у него как бы хищение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Муром. Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная). Николо-Набережная церковь Карта и ближайшие объекты Николо-Набережная церковь - образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада, расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени - " петровского " барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с " разорванными " фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов - круглые окна. Особенно " европеизировала " образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века, почитаемая в городе чудотворной - образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею. Церковь находится в историческом центре города недалеко от краеведческого музея, видна из Окского парка, набережной и с воды. Николо-Набережная церковь (Николы Мокрого). Построена в 1700-1717 гг. на месте деревянной церкви Илии Пророка на холме над Окой, в Мережной слободе. В храме покоятся мощи почитаемой всей Россией праведной Иулиании Лазаревской. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой - семья православного священника из Франции, привезли образ праведной Иулиании. Внизу под храмом находится св. источник свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=00628

Не довольствуясь тем, Шемяка желал иметь в своих руках и детей Василия, которые верными боярами укрыты были в Муром. Чтоб взять их оттуда, он придумал употребить духовную власть епископа Рязанского, к области которого принадлежал Муром. Итак, призвав Иону в Москву 192 , коварным обещанием своих милостей детям несчастного отца и льстивым уверением доставить Ионе сан митрополита, он убеждал благосердого пастыря отправиться в Муром и взять оттуда на свою епитрахиль малолетних князей. Не обещание митрополии, уже неотъемлемой у епископа Рязанского по прежнему наречению и благословению Патриарха, но надежда оказать услугу бедствующему Государю и его детям расположила святого Иону согласиться на предложенное путешествие. После долгих рассуждений князья Ряполовские, единственно по уважению к сану посредника, передали ему Юрия и Иоанна, в соборном храме Муромском, с пелены Богородичной Иконы на епитрахиль епископскую, как бы желая сим выразить, что передают их из рук Пресвятой Богородицы под охранение епископа. Святой Иона представил их Димитрию (6 мая). Коварный Князь сначала показал им ласку, но на третий день отправил их с тем же святителем в Углич. Обманутый, но бессильный противиться воле князя, Иона должен был исполнить её, имея в виду одно только утешение – лично видеться с Василием. По возвращении из сего путешествия, Димитрий назначил святому Ионе жить на митрополичьем дворе. Он остался в Москве, но для того, чтоб быть всегдашним обличителем беззаконного князя и ходатаем за Василия. Святитель непрестанно повторял Димитрию: «Ты поступил несправедливо и меня ввёл в грех и стыд. Тебе бы следовало выпустить князя на свободу, а ты и детей его засадил с ним в неволю, Ты мне дал своё правое слово, и сделал меня обманщиком. Какой вред может причинить тебе князь, лишённый зрения, с малыми детьми? Если ещё ты сомневаешься в том, возьми с него клятву, при свидетельстве нашем епископском». Шемяка решился созвать епископов на совет об этом деле и, положив дать отчину Василию на его содержание, отправился вместе с епископами и знатнейшим духовенством в Углич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. - Муром, 2007 Воскресенская церковь Воскресенского муромского монастыря (исторический облик) Несмотря на большое сходство архитектурного мотива Воскресенской церкви с Благовещенским собором, нельзя не отметить своеобразие архитектурных форм и композиции церкви. Архитектура Воскресенской церкви так же, как и Благовещенской, проста и лаконична. Четырьмя лопатками, опирающимися на белокаменный цоколь с четким объемным профилем, южный (главный) фасад разбит на три части, при этом в центральном простенке по оси одно над другим расположены два окна. Окно первого яруса но сравнению с остальными окнами значительно расширено и обрамлено богато орнаментированным наличником в виде резных пилястр, опирающихся на консоли и завершенных килевидными кокошниками. Среднее окно второго яруса по сравнению с боковыми несколько больших размеров. Боковые окна второго яруса вытянутых пропорций также обрамлены наличниками с пилястрами и кокошниками, но они более скромны в своих дета­лях. Пилястры несут широкий пояс карниза, фриз которого состоит из ширинок с углублениями, как в Благовещенском соборе. Над карнизом с каждой стороны размещено по три кокошника ввиде довольно глубоких арок со сложным тянутым профилем и килевидным завершением. Пяты арок в отличие от пят арок Благовещенского собора расположены точно над пилястрами. Свободное пространство между кокошниками заполнено небольшими кокошничками, вершины которых расположены на одном уровне с вершинами кокошников-закомар. В отличие от Благовещенского и Троицкого соборов в Воскресенской церкви не имеется второго ряда кокошников, и церковь покрыта четырехскатной крышей с несколько вспарушенной кровлей, на которой на довольно высоких цилиндрических барабанах установлено 5 луковичных глав. Барабаны опираются на спаренные кокошнички, поставленные под прямым углом друг к другу. Каждый из угловых барабанов прорезан четырьмя щелевидными проемами, а в центральном барабане их сделано восемь, подобных проемам угловых барабанов. Верх барабанов украшен относительно большим карнизом с несколько грубоватыми сухариками, размеры которых, возможно, увеличились после проведения штукатурных, работ в конце XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=05785

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010