Владимирскому и Суздальскому, с тем чтобы решить вопрос о принесении М. и. из Рязани в Муром ( Добрынкин. 1909. С. 258). Чудотворная М. и. прибыла в Муром из Рязани 1/14 июля 1918 г. в сопровождении Иоанна (Смирнова), архиеп. Рязанского. Ее торжественно встречали духовенство и жители Мурома во главе с еп. Митрофаном (Загорским) (Памятная листовка «Древняя Чудотворная Икона Божией Матери, именуемая «Муромская»»: (К изнесению Ея из гор. Рязани в Муром 1 июля ст. ст. 1918 г.)//Науч. архив МИХМ. Инв. М-13212/1; Церковно-приходская летопись Владимирской епархии Муромского Троицкого жен. мон-ря: Ркп.//Там же. Инв. М-9793). Здесь икона оставалась до 19 авг./1 сент. 1918 г. С 1929 по 1941 г. мн. церкви Мурома были закрыты и разрушены. Из храмов, связанных с почитанием М. и., сохранился только Благовещенский собор упраздненного монастыря, к-рый стал единственным действующим храмом города. Церковь в честь Рождества Христова и собор в честь Рождества Пресв. Богородицы были взорваны. Список М. и. 1829 г. был изъят из церкви и передан в местный музей. Туда же поступила М. и. мастера Казанцева. Образ 1730 г. исчез. В советское время у жителей Мурома сохранялись поздние списки М. и. Один из них принадлежал А. А. Епанчину (1948-1998), краеведу и собирателю церковных преданий (ныне в собрании Н. С. Епанчиной). Этой иконой его благословила тетушка - Н. А. Епанчина (1890-1968), бывш. инокиня Воскресенско-Покровского мон-ря Лужского у. С.-Петербургской губ., позже жившая в Муроме. Поля образа были опилены владелицей (возможно, из соображений удобства для тайного хранения). В 1988 г. Епанчин попросил «восстановить» эту икону муромского худож. Ю. Морякова. Сегодня образ представляет собой разновременной памятник - от 1-й и до посл. трети XX в. Рисунок и качество письма указывают на профессионального иконописца; возможно, икона создана одной из монахинь в 1-м десятилетии XX в. либо после 1917 г. Икона «восстановлена» в весьма примитивной манере и представляет предмет личного благочестия владельца; состав святых на ней не соответствует составу святых на М.

http://pravenc.ru/text/2564376.html

416 МИХМ. Инв. М-9879/178. Размер 223х154х12. В музей поступил 30.XII.1929 из Сретенской церкви города Мурома. Крест сразу же был выставлен в антирелигиозном отделе музея. Затем долгие годы хранился в фондах. После реставрации в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря в 1995 году был помещен в экспозицию. 417 См. Без автора и выходных данных отдельный оттиск. К истории честного животворящего Креста Господня, находящегося в Сретенской города Мурома церкви. Муром. 1999 (?). С. 4; Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома//Муромский сборник. Муром, 1993. С. 84. 418 Молебны организуются и проводятся Муромским мужским Спасо-Преображенским монастырем и приписным к нему Сретенским храмом по согласованию с Муромским музеем. 419 Травчетов Н. К истории честного животворящего Креста Господня, находящегося в Сретенской города Мурома церкви//Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1899. 35. В Муроме также был выпущен отдельный оттиск с тем же названием, видимо, того же автора, с пометкой цензуры в Москве 1899 года. Без автора. Без выходных данных. Типо-Литография Н. В. Зворыкина в Муроме. С. 1–15. Оттиск хранится в научной библиотеке Муромского музея – 17541. 420 «Реставрация музейных ценностей России». Триеннале. Российская АХ. Декабрь 1993 – январь 1994 года (без каталога); «Возрождение сокровищ России» в ГТГ. Декабрь 1994 – январь 1995 года (без каталога); Древнерусское искусство из собрания Муромского историко-художественного музея. Календарь на 1996–1998 годы Владимир, 1996. Л. 7. 430 См.: Кучкин В. А. Материалы для истории русского города XVIb.//Археографический ежегодник за 1967 год. Отдельный оттиск. М., 1969. С. 301, 309; Писцовая книга города Мурома 1637 г.//Тихонравов Н. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С. 152. 432 Писцовая книга города Мурома 1636–1637 годов. Рукопись XIXb. МИХМ (Муромский историко-художественный музей). НА. Л. 40об. 435 Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1897. Вып. IV. С. 180.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Чеканная пластина. 1888 г. (ц. свт. Николая Чудотворца, Муром) Прав. Иулиания Лазаревская раздает милостыню нищим. Чеканная пластина. 1888 г. (ц. свт. Николая Чудотворца, Муром) Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. Посл. треть XIX в. (собор Благовещенского мон-ря, Муром) Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. Посл. треть XIX в. (собор Благовещенского мон-ря, Муром) Поясной образ И. (со сложенными на груди руками) посл. трети XIX в., принадлежавший свящ. Лазаревской ц. Михаилу Ивановичу Георгиевскому, до кон. 80-х гг. XX в. хранился у жительницы с. Лазарева Е. Н. Калининой, затем был подарен священнику муромского храма Благовещения Богородицы, который увез икону на Зап. Украину. В Благовещенском соборе в иконостасе теплого храма до нач. 90-х гг. XX в. (в наст. время в алтаре) находился небольшой молельный образ И. посл. трети XIX в. такого же извода: на ее голове синеватый плат, верхняя одежда серого оттенка, нижняя - зеленого, обе руки прижаты к груди ( Чернышев В. Я. Муромский Спасский мон-рь: Страницы истории. М., 2006. Ил. на вкл.). На иконе (вероятно, XIX в.) из Троицкой ц. в с. Дуброво (Селивановский р-н Владимирской обл., ранее - Муромский у., рядом оз. Свято) И. написана в рост. В кон. XIX - нач. XX в. в домах жителей Мурома и округи были иконы Муромских святых с образом И. (во 2-й пол. XX в. в собрании краеведа А. А. Епанчина было 2 подобные иконы). Один из потомков И., гродненский губернатор М. М. Осоргин, писал: «В семье всегда чтилась память праведн. Иулиании, как родоначальницы, хотя почитание ее (до 1893 года) и ограничивалось семейным кругом… и даже не было иконы ее у нас… Родившаяся в 1892 году дочь названа мною в честь праведной Иулиании… За неимением в семье иконы правед. Иулиании я обратился в Троицкую Сергиеву лавру с просьбою приобрести икону, и таковых выслали две: одну для братства, другую нам - в семью. Праведная изображена на золотом фоне во весь рост с молитвенным взором, обращенным к небу» ( Евгений (Мерцалов). 1910. С. III, 20, 30-31). Об иконах, написанных в ТСЛ в 1893 г., можно судить по совр. списку (в 1999 привезен в Муром из Парижа потомками И., находится в ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного), см.: Сухова. 2004. С. 124. Ил. на вкл.). Иконография отличается от местных икон И. кон. XIX в.: праведница представлена в древнерус. богатом одеянии красного цвета (подчеркнута ее сословная принадлежность) на золотом фоне.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Е. В. Лопухина, Б. Н. Флоря Иконография Изображения И. М. до 2-й пол. XVII в. неизвестны. Персональные образы святого до 90-х гг. XX в. были немногочисленны. После освящения новых храмов во имя И. М., распространения его почитания в Муроме образ святого появился на иконах, в росписях храмов, произведениях скульпторов. В наст. время иконография И. М. достаточно разнообразна. Прп. Илия Муромец. Икона. 1963 г. Иконописец инокиня Глафира (собрание Н. С. Епанчиной, Муром) Прп. Илия Муромец. Икона. 1963 г. Иконописец инокиня Глафира (собрание Н. С. Епанчиной, Муром) Наиболее раннее изображение И. М.- гравюра работы мастера Илии , созданная для издания Киево-Печерского патерика 1661 г., но не вошедшая в него; подпись автора: «uлiя с.». Была обнаружена В. В. Стасовым в коллекции старопечатных книг И. П. Каратаева ( Стасов В. В. Изображение Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.//ИИАО. 1861. Т. 3. Вып. 2. С. 122-126. Прил. Ил.; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 632; Кн. 4. С. 59-60. Примеч. 83). На гравюре И. М. представлен как пустынник, полуобнаженным (на плечи накинут плащ), босым, с непокрытой головой. Он изображен в рост, с воздетыми в молении руками (орант), волосы короткие, слегка вьющиеся, борода средней длины, немного кудрявая. Надпись по сторонам от нимба: «Пр(д)б: Iлuя Mypoмckiй. iжe bceлicя в пещеру пр(д). Ahmohiя в kieb. идеже до нн нетлнен пребывает». На поземе изображены горки и деревья, справа от фигуры И. М. вход в пещеры прп. Антония Печерского (обозначен проемом и главой Крестовоздвиженского храма). Данное изображение И. М. является исключением в его иконографии. Согласно иконописным подлинникам кон. XVIII в. и 20-х гг. XIX в., святой изображался иначе: «Надсед, брада Феодосиева, разсохата, власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническа, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 319, «левыя страны» 53-й; Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 59. Примеч. 82); «Сед, брада доле Власиевы, в клобуке, риза преподобническа, а почивает в пещере киевской» (РНБ. Погод. 1931. Л. 84; под 24 дек.).

http://pravenc.ru/text/389413.html

3 июля 1552 года войско во главе с Иваном IV двинулось через Владимир и Муром к Казани. В Муроме царь провел несколько дней. В городском соборе Рождества Богородицы он молился перед гробницами муромских святых Петра и Февронии и князей Константина, Михаила и Федора, которых почитал как сродников, и просил их помощи. По преданию, в случае победы над Казанью царь Иван дал обет воздвигнуть в Муроме каменные соборы (вместо деревянных). 20 июля войско переправилось через Оку и продолжило свой путь. Некоторые историки отмечают особый героизм, проявленный муромскими воинами при осаде Казани. После завоевания Казани на восточной границе Русского государства наступил покой. Муром перестал быть пограничным городом. Настал период мирного развития муромской земли. Но, несмотря на это, всю вторую половину XVI века город оставался довольно укрепленным и служил местом сбора войск. В течение второй половины XVI века на восточных границах русского государства по-прежнему было неспокойно. В 1573 году в Казани случился бунт. Русское войско находилось там с 1572 года, а в 1573 туда через Муром было послано другое, более сильное, во главе с боярами Мстиславским, Шереметевым, Захарьиным. Снова Муром заполнился ратными людьми. Узнав о приближении войска, казанцы прибыли в Муром и «добили челом» – у них не было войска для вооруженного сопротивления. В 1565 году в России была учреждена опричнина. Муром попал в особое, опричное, владение Ивана Грозного. Вскоре после завоевания Казани царь Иван IV начал войну за Ливонию, длившуюся с 1558 по 1583 годы. В ходе ее обострились отношения со шведами, и в 1571 году царь сослал шведских послов в Муром – Московские государи по-прежнему считали Муром одним из оплотов державы. Послы находились в Муроме около года. Пятнадцать из них умерли от моровой язвы, эпидемия которой в 1570 году унесла много муромских жителей. В ноябре 1572 года царь приказал привезти шведов в Москву. Для покупки лошадей в Муроме сопровождающим выдали из царской казны девяносто рублей. 28 ноября пленники покинули Муром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

XIX в. Ярославль, 1971; он же. Козьмодемьянская ц. XVI в. в Муроме: (К вопросу о реставрации)//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып. 2. С. 123-131; Масленицын С. И. Муром: (Альбом). М., 1971; Вагнер Г. К., Чугунов С. В. По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980; Анисимов В. М. Церковь Козьмы и Демьяна в Муроме//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1988. Вып. 3. С. 70-83; Мельник А. Г. Интерьер ц. Козьмы и Демьяна в Муроме//Проблемы истории и культуры. Ростов, 1993. С. 129-137; он же. Собор муромского Спасского мон-ря//СРМ. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 164-184; Тюрина Е. К. Судьба муромского собора в док-тах//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 195-205; Чернышев В. Я. К истории застройки муромского Борисоглебского мон-ря//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 86-88; Косткин В. А. и др. Памятники истории и культуры Владимирской обл.: Кат. Владимир, 1996; История Мурома и Муромского края/Отв. ред.: Ю. М. Смирнов. Муром, 2001; Седов Вл. В. Церковь Георгия в Кожевниках в Муроме//Уваровские чт., 3-е. Муром, 2001. С. 52-61; Трофимов А. Н. Спасо-Преображенский собор Муромского Спасского мон-ря: Концепция реставрации//Там же. С. 17-21; Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем»: Из краевед. архива А. А. Епанчина. Муром, 2002; Шатохин А. И. Деревянная ц. из села Красново//Коммунар: Газ. Меленки (Владимирской обл.). 2002. 11 сент. С. 3; Аверьянов К. А. К вопросу о «белых пятнах» в средневек. истории Мурома//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 66-70; Сухова О. А. Древности Муромского Воскресенского мон-ря//Там же. С. 123-134; она же. История и культура Мурома в IX-XVI вв.//Иконы Мурома/Сост.: О. А. Сухова и др. М., 2004. С. 5-17; она же. Придел Леонтия Ростовского в храме Николы Зарядского в Муроме//ИКРЗ, 2006. Ростов, 2007. С. 271-280; она же. Муромский Богородицкий собор - усыпальница св. князей Петра и Февронии// Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008; она же. Храм Николы Можайского в Муроме: История и древности//Макарьевские чт. Можайск, 2009.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Дедово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:1670. Адрес: Нижегородская область, Навашинский район, село Дедово Координаты: 55.659791, 42.321349 Проезд:По дороге Н.Новгород- Муром. У указателя " Коробково " повернуть направо. За Коробковым до туристической базы отдыха " Здоровье " , далее поворот налево по просёлочной дороге Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе действующая с 1670 года Спасская церковь, причем без перерыва на Советскую власть. Ввиду близости озера Свято летом считается курортным местечком, ввиду чего цены на недвижимость значительно выше, чем можно было бы ожидать. В настоящий момент населено преимущественно дачниками из Мурома, Москвы, Нижнего Новгорода и других городов. Летом сильно оживленное место зимой затихает - обитаемы только несколько домов. О главных святынях этого места, к сожалению, похищенных современными святотатцами, муромский краевед Александр Епанчин сообщает: " Село Дедово Навашинского района Нижегородской области. Икона Николы Угодника 1562 года, похищена в 1981 году. Икона Спаса Нерукотворного 1591 года, написана в Казани Иваном Дементьяковым. По преданию находилась в мужском монастыре в селе Русаки, которое провалилось и на его месте образовалось озеро Большое Свято (Новое Свято), находящееся в одной версте от Дедово. После провала икона всплыла и её перенесли в село, чудотворный образ был похищен из храма в ночь с 7 на 8 ноября 2000 года " (А.А.Епанчин, " Господь поставил меня собирателем " , Муром, 2002). Согласно народным преданиям со времен правления царя Ивана Грозного в Дедово и на берегах озера Большое Свято подвизались монахи. М.В.Кочкина датирует первое упоминание о храме в Дедово XVI веком и связывает строительство церкви с биографией Василия Есиповича Кравкова, боголюбивого военачальника, принявшего иночество после участия в Казанских походах. Владелец села Дедово Василий Кравков, в иночестве Матфей, похоронен в Спасском монастыре в Муроме.

http://sobory.ru/article/?object=07872

Осенью 1408 года огромное ордынское войско во главе с вельможей Едигеем вторглось в русские пределы. Едигей разорил почти все области Московского княжества, в том числе и Муром, взял с Москвы «откуп» и безнаказанно вернулся в Орду. Русские города были сожжены и разграблены. По духовному завещанию великого князя Василия Дмитриевича, скончавшегося в 1425 году, Муром и Нижний Новгород достались в наследство его сыну Василию Васильевичу, провозглашенному великим князем. Право Василия Васильевича на великое княжение было оспорено дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В эту междоусобную войну был вовлечен и Муром. Великий князь Василий Васильевич восстановил и укрепил муромскую крепость, пострадавшую в ходе татарского нашествия в 1408 году. В знак благодарности жители города сохранили верность великому князю на всем протяжении междоусобной войны. Примерно в это же время один из ордынских царевичей, Улу-Махмет, основал на речке Казанке (приток Волги) город Казань. Оттуда он совершал походы на пограничные русские земли. Осенью 1444 года Улу-Махмет захватил Муром. Узнав об этом, великий князь Василий Васильевич послал передовой отряд, который разбил татар под Муромом и Гороховцом. Татары отступили в Муром, где Улу-Махмет провел зиму 1444–45 годов. Весной 1445 года его сыновья внезапно напали на княжеский стан под Суздалем и захватили великого князя Василия Васильевича в плен. Оттуда со знатным пленником отправились через Муром в Курмыш (крепость на Оке ниже по течению), где в это время находился УлуМахмет. Этим воспользовались его враги, которые хотели захватить власть в Москве. Однако татарский хан Улу-Махмет, узнав о том, освободил великого князя. Муромский наместник, князь Иван Стрига Оболенский, арестовал у себя в городе татарского чиновника Бегича, через которого Дмитрий Шемяка вел переговоры с ханом о захвате власти в Москве. Из плена Василий Васильевич возвращался через Муром. Желая оказать честь своему верному наместнику и горожанам, он провел в городе две недели, после чего отправился в Москву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 238-268; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Отд. 1. С. 5-12; Толстой М. В. Юлиания Иустиновна Осоргина, благочестивая и прав. помещица XVI в.// Он же. Рус. подвижники. М., 1868. С. 67-78; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322-323; он же. Добрые люди Др. Руси. М., 18962. С. 9-16; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 180-181; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 22-23; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных. СПб., 1900. С. 1-9; Алферов А. Д., Грузинский А. Е. Допетровская лит-ра и народная поэзия. М., 19072. С. 141-150; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: Ист. очерк. Муром, 1910; Толстая А. В. Прав. Иулиания Лазаревская. П., Тагунова В. И. Муромские списки «Повести об Иулиании Лазаревской»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 414-418; Greenan T. A. Julianiya Lazarevskaya//OSP. N. S. 1982. Vol. 15. P. 28-45; Alissandratos J. New Approaches to the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja//Cyrillomethodianum. Thessal., 1983. Vol. 7. P. 235-244; eadem. A Reassessment of the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja in the History of Russian Literature//Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica: Riccardo Picchio dicata. R., 1986. Vol. 1. P. 1-17; Дёмин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII вв. М., 1985. С. 54-60; Руди Т. Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 177-179; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной: Лит. история произведения: АКД. Л., 1989; она же. «Повесть об Ульянии Осорьиной» и нижегородские земли//В памяти Отечества: Мат-лы науч. чтений. Горький, 1989. С. 81-87; она же. Краткая редакция «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Обретение мощей прп. Ульянии»: Текстол. анализ//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 286-304; она же. О тобольском списке «Повести об Ульянии Осорьиной»//Там же. 1993. Т. 48. С. 335-338; она же. О композиции и топике «Жития Юлиании Лазаревской»//Там же. 1996. Т. 50. С. 133-143; Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.]; Сухова О. А. Града Мурома святые//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 34-68; Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в. М., 2002. 2360-2368. С. 297-298 [Библиогр.]. (РД; 8); Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем»: Из краевед. архива А. А. Епанчина. Муром, 2002; Милостивая прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004; Хабарова О. Б. Образ святой мирянки Юлиании Лазаревской в литературе 2-й пол. XIX в.//ДРВМ. 2006. 4(26). С. 116-122; Сосновцева Е. Г. Методы редактирования житийного текста XVII в.: На мат-ле житий Юлиании Лазаревской и Паисия Угличского//Там же. 2011. 2. С. 69-76.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Спустя несколько месяцев великий князь был пленен Дмитрием Шемякой во время своего богомолья в Троице-Сергиевой Лавре и ослеплен. Его малолетних сыновей, Ивана (будущего Иван III) и Юрия, отправили в Муром, как наиболее укрепленный город с испытанным в верности народом и наместником. В том же году за великокняжескими детьми прибыл в качестве посредника епископ Рязанский и Муромский Иона. В городском соборе Рождества Богородицы княжичи были переданы под его покровительство. Впоследствии государь всея Руси Иван III на всю жизнь сохранил благодарную память о Муроме. Согласно завещанию Василия Темного Муром, наряду с другими городами, имевшими стратегическое значение, отошел к его старшему сыну Ивану III. Когда в сентябре 1458 года в Муроме произошел сильный пожар, во время которого сгорел почти весь город, Иван III приложил старания к восстановлению, укреплению и увеличению города. Самая ранняя из известных, жалованная грамота городу Мурому относится именно ко времени его правления и адресована городскому собору Рождества Богородицы. В XV веке Муром служил оплотом московской власти в укреплении и централизации русского государства. Во время борьбы за присоединение Новгорода шестерых самых непокорных новгородских бояр заключили под стражу и сослали в Муром. В их числе был и Федор Борецкий – сын Марфы Посадницы, которая возглавила борьбу новгородцев за независимость от Москвы. Его заточили в муромской крепости, где он и умер 9 мая 1476 года. А после покорения Новгорода по указу Ивана III несколько тысяч новгородцев (бояр, именитых граждан и купцов) были переселены в Муром. В целом вторая половина XV – начало XVI века были для Мурома временем постоянного противостояния с Казанским царством. Например, в 1448 году казанский царь Мамутек направил «всех князей своих со многою силою воевати Муром и Володимер… Князь же Великий посла противу их сына своего, Ивана». В 1463 году «татарове имаша около Мурома в неделю Святых Жен Мироносиц и отыдоша. Того же лета воеваша около Мурома. Князь Данило Дмитриевич Холмский иде за ними прочь из Мурома и постиже и бив их». Исторические источники указывают, что чаще других от казанских набегов страдала муромская земля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010