Н. Город Муром, история его и древности// Он же. Владимирский сб. М., 1857. С. 79-88; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Добрынкин В. Н. Муром прежде и теперь. М., 1903; он же. Муромская икона Божией Матери//Владимирские ЕВ. 1909. 16. Отд. неофиц. С. 258-259; он же. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1916; Белоцветов Л., свящ. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 72-75. Ил. 63; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 257. Кат. 689; С. 260. Кат. 694; Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первоначальной редакции)//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; она же. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 83-87, 325-326; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского на мат-лах муромского круга памятников//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33; Кочетков И. А. Икона Муромской Богоматери//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 72-74; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. С. 174. Кат. 100; Комашко Н. И. Икона «Богоматерь Муромская» Симона Ушакова 1677 г. из частного собр. в Москве//7-е Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 65-73; она же. Подписные иконы мастеров Оружейной палаты и их последователей//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2003. 10(11). С. 84-95; Иконы Мурома. М., 2004; Святые образы: Рус. иконы XIX-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 50, 369. Кат. 22; Сухова О. А. Житийная икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: А. Казанцев, 1714 г. М., 2006; она же. К вопросу об образце миниатюр поздних списков житий Муромского круга//Книжная культура Ярославского края. Ярославль, 2007. С. 28; она же. Икона «Муромская» - насколько муромская?//Уваровские чт., 8-е. Владимир, 2012. С. 104-139; она же. Богоматерь Муромская: Легендарный образ и памятники иконографии XVI-XX вв.//Яхонтовские чт., 2010.

http://pravenc.ru/text/2564376.html

Однако бывают книги «на вырост», и повесть Гладилина - как раз из таких. Муромский Свято-Троицкий монастырь: здесь находятся мощи святых покровителей семьи — Петра и Февронии. [Каждый год 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских, в городе особо торжественно отмечают праздник «День семьи, любви и верности», который собирает тысячи гостей со всей страны]. Инфографика. Текст: Кирилл Баглай . Фото: Владимир Ештокин. Содержание материала: Дорога: Попасть из Москвы в Муром удобно по железной дороге. Время поездки с Казанского вокзала до станции Муром-1 — около пяти часов. Расстояние по железной дороге - 287 км. Станция Муром-1 расположена на Горьковской железной дороге Владимирской области. Здание железнодорожного вокзала - это объект культурного наследия народов России регионального значения. Фото Артёма Смирнова/Wikimedia Commons CC-BY-SA-4.0. Тут же со словами «Купите билет и скорей в дорогу!» предлагается QR-koд на сайте rzd.ru; Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муром : Самый древний храм обители. В 1643 году был построен на месте одноименного деревянного храма муромским купцом Тарасием Цветновым. После завершения работ при храме организовали девичью обитель. В советские годы был закрыт, использовался для городских нужд. 30 лет назад возвращен Церкви. Ил.: Внешний вид монастыря (Фото) с пояснениями ( Свято-Троицкий собор ; Надвратный храм Казанской иконы Божией Матери ; Шатровая колокольня монастыря ; Русское узорочье — архитектурный стиль, в котором выполнены почти все храмы монастыря; Мощи святых Петра и Февронии — покоятся в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого женского монастыря); Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Ил.: Картина художника Александра Простева: Житие. Жили в XIII веке и правили Муромом. Интересны истории их встречи и супружества. Незадолго до кончины по обычаю русских князей Петр и Феврония приняли монашество. Они жили в разных монастырях, но умерли в один день и час. Супруги завещали положить их тела в один общий гроб, но, посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, их похоронили отдельно. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. И тогда уже никто не дерзнул разлучать их вновь. Ил.: Покров с общего гроба святых Петра и Февронии — дар царя Федора Иоанновича, 1594 год. В 1921 году мощи святых были перемещены в Муромский музей. В 1991 году их передали Свято-Троицкому монастырю, а покров можно и сейчас увидеть в музее//Фома. - — июль 2021. - С.42-45. - (раздел « Люди », рубрика « Дорога к храму »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-219-...

8 Павлищев Н. Исторический атлас России. Родословная таблица. Муромские князья: Давид Муромский умер 1228 г. – Юрий Давидович – Ярослав Юрьевич. – Юрий Ярославич около 1353 года лишен удела ханом; Средневековая Бархатная книга. 1687. Ч. I, с. 56. 9 В 1248 году Борис Василькович, внук Константина Всеволодовича, женился на дочери Муромского князя Ярослава. Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 226 и 201; Никоновская летопись. Т. III, с. 30. 10 Первое опустошение Мурома от татар было в 1239 году, когда сожгли они Муром. Полное собрание Русских летописей. Т. I, с. 201: «того же (6747) лета, на зиму, взяли Татары Мордовскую землю и Муром пожгли». После сего не раз производились опустошения его татарами. Но в 1281 году Андрей Александровичу сын Александра Невского, домогаясь Великокняжеского престола, привел полчища татар, которые, рассеявшись, опустошили Муром и другие места. Никоновская летопись. Т. III, с. 72 и 73; Арцыбашев Н.С. Повествование о России. Т. II, кн. III, с. 50. 11 При выдаче замуж дочери за Ростовского князя в 1248 году, Ярослав, Муромский князь, отец Георгия, не мог быть менее 30 лет. Приложивши 36, число лет, прошедших до 1284 или 85 года, в который, предполагается, не было в живых Ярослава, найдем, что тогда ему было уже 66 лет. В таких летах кончина князя Муромского была очень естественная. Положивши сыну его Георгию в это время, то есть в 1284 или 85 году, 26 лет, найдем, что в 1354 году, когда он лишен удела ( Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. III, с. 327), могло быть ему около 95 лет. Лета опять возможные. Таким образом, нет никакого противоречия согласиться, что сын Ярослава Георгий (Юрий), пришедший из Киева, по смерти отца, обновил Муром и восстановил в нем епископию. В Истории Российского Государства Карамзина Н.М. (т. V, с. 206 и прим. 370) упоминается о возобновлении Мурома тем же князем Юрием в 1351 году. Но это обновление могло быть вторичное, когда тот князь, по замечанию Карамзина, перенес город на старое место. В продолжение 60 лет от первого обновления, город мог быть не раз опустошаем и Татарами (Элортай в 1288 г., Дюдень в 1293 г.) и Мордвой. Притом, в первом случае говорится, что князь пришёл из Киева; тогда как при втором случае об этом не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Лит.: Голышев И. А. Суздальская иконопись: Начало и переход ее в народную промышленность во Владимирском крае//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. 1875. Т. 1. Вып. 1. Стб. 205-237; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание. Вязники, 1896; Добронравов В. Г., Березин В. М. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5; Титов А. А. Стат. обозрение г. Мурома (1840)//Памятная кн. Владимирской губ. 1900. Отд. 2. С. 27-56; он же. Ист. обозрение г. Мурома (1833)//Тр. Владимирской УАК. 1902. Прил. С. 1-99; Травчетов Н. П. Город Муром, его достопримечательности: Очерк истории и совр. состояния города. Владимир, 1903; Косаткин В. В., прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри; Добрынкин В. Н. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1915 (на обл. 1916); Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. Л., 1950. СПб., 2002р; Масленицын С. И. Муром. М., 1971; Чернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв.//Уваровские чт., 3-и. Муром, 2001. С. 200-205; Мосунова Т. М. Техника личного письма в иконах XVI-XVIII вв. из собр. Муромского музея//Там же, 5-е. Муром, 2003. С. 91-93; она же. Иконы времени Ивана Грозного в Муроме//Антиквариат. 2014. 3(114). С. 6-15; Иконы Мурома. М., 2004; Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004; Скворцов А. И. Наследие земли Владимирской: Монументальная живопись. М., 2004; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 84-89. Кат. 15. С. 270-274; Сухова О. А. Иконопись Мурома XVII - нач. XX в.//Иконы Мурома. М., 2004; она же. Икона Никола Явленский 1-й четв. XVIII в.- муромский вариант одноименного образа Илариона Башки (ок. 1685 г.- ?)//21-е Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2017. С. 215-228; она же. Чудесное плавание по Волхову, Оке и Неро: К вопросу об одном иконогр. мотиве//ИКРЗ, 2016. Ростов, 2017 (в печати); Иконы Владимира и Суздаля: Кат. М., 2006; Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. М., 2007; Сухова О. А., Смирнов Ю. М. Петр и Феврония Муромские. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Территория монастыря приобрела существующие очертания после утверждения плана города в 1788 году и после пожаров 1792 и 1805 гг., когда были уничтожены не только деревянные стены, но и многие монастырские здания. В настоящее время территория монастыря имеет форму, близкую к трапеции, основания которой составляют 110 и 115 м и высота около 94 м. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. История " первоначальной Благовещенской церкви " , а позднее монастыря неразрывно связана с историей города Мурома. В конце XI - начале XII вв. Муром принадлежал князьям Черниговским. В 1097 г. его отдают в удел сыну Черниговского князя Святослава - Ярославу (Константину). С именем этого князя связано крещение Муромской земли. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Мурома. В дальнейшем икона стала именоваться Муромской. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Рядом построили храм во имя Благовещения Богородицы. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом. Мужской монастырь на месте Благовещенского храма был основан по обету Иоанном IV. В 1552 году во время похода на Казань, царь посетил Муром, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал открыть монастырь в случае победы. При строительстве каменного храма на месте деревянного были обретены гробницы с мощами князей, которые потом с молебным пением были торжественно поставлены в новом храме. С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г., монастырь получил " жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов " . Царь прислал всю необходимую утварь, дал братии " неоскудную милостыню " из царской казны, земельные владения, которые расширились в XVII веке.

http://sobory.ru/article/?object=00856

Ревнуя об утверждении Христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил до этого много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого Крещения. Но не удалось ему это сделать – его убили. После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Кроме всего прочего, соседи-болгары, исповедовавшие тогда мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий», испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина с семьей, опасаясь за их жизни. Но Константин решился на все ради Святой веры Православной. И в 1092 г. князь Константин вместе со своими сыновьями, юными князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами, из Киева пришел на Рязанскую землю к Мурому. Он послал сына своего Михаила убедить муромцев открыть ворота города и принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили княжича, бросили его тело за городскую стену и стали готовиться к бою... Вскоре князь подошел к городу со своей большой дружиной. Вид его воинства был столь устрашающим, что язычники отказались даже от мысли об обороне, испуганные, они смирились и согласились принять его, но заменить язычество на Православную веру не пожелали. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Не помня зла, князь не раз призывал к себе старейшин города и терпеливо убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем, но все было тщетно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее - зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию. После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но, к сожалению, изначальный облик собора (форма перекрытия, элементы декора) так и не был восстановлен. Библиография: Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. - Владимир, 1903. С. 37, 43 Муром: Памятники архитектуры и искусства. - М., 1990. С. 34, 37 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. - Ярославль, 1971. С. 5 Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. - Владимир, 1906. С.: 34, 35

http://sobory.ru/article/?object=05785

Таким образом, нет оснований полагать, что подчинение Нижегородского княжения Василию I было двухэтапным. Была одна поездка Василия в Орду летом-осенью 1392 г. Тохтамыш в это время нуждался в средствах после удара, нанесенного ему Тимуром; поэтому известие HIЛ, что Василий был «позван цесарем», возможно, является свидетельством того, что инициатива переговоров о покупке ярлыка исходила от хана. Предложил ли Нижний Новгород Тохтамыш или это было «встречное предложение» оценившего ситуацию Василия, судить трудно. Во всяком случае московский князь имел определенные права именно на Нижегородское княжество. Во-первых, его мать, вдова Дмитрия Донского Евдокия, была дочерью Дмитрия Константиновича, т.е. Василий приходился внуком прежнему великому князю нижегородскому. Во-вторых, Нижегородское княжество только с 1341 г. находилось во владении князей суздальской ветви: до этого оно входило в территорию великого княжества Владимирского; таким образом, в 1392 г. Нижний был как бы возвращен в число великокняжеских владений. Одновременно с нижегородским княжением Василием были получены Муром, Мещера и Таруса 700 . Если в Мещере правили местные князьки типа мордовских (об одном из них, Александре Уковиче, упоминают московско-рязанские докончания 701 ), то Таруса и Муром были столицами русских княжеств. Тарусские князья упоминаются в договоре Василия с Федором Ольговичем Рязанским 1402 г. и более позднем (1434) московско-рязанском докончании 702 . Очевидно, утратив самостоятельность, они стали служилыми людьми московского князя. О судьбе муромских князей ничего не известно. В 1385 г. Дмитрий Донской посылал войска одновременно на Рязань и Муром 703 ; вероятно, муромский князь в это время был союзником Олега Рязанского (вражда которого с Москвой не прекращалась с 1382 г., когда Олег помог Тохтамышу – примирение состоялось только после безуспешного московского похода на Рязань в 1385 г. при посредничестве Сергия Радонежского 704 ). Нет данных, было связано получение ярлыка на Муром с прекращением династии муромских князей или осуществлено при их жизни (как это было с Нижним Новгородом и Тарусой).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Муром в древнее время принадлежал к поселениям Финских племён, каковы Мурома, Меря, Мордва. Язычники Финны были весьма дики, грубы и крайне упорны в язычестве своём; кудесники их долго отстаивали суеверия не только для себя самих, но домогались распространять его между Русскими 325 . Св. Глеб, сын равноапостольного, встретил такое сопротивление христианству в Муроме, что принужден был жить в 12 верстах от города, на реке Ишне. После него Муром долго оставался без князя христианского, и язычество осталось там в силе. Между тем соседи, Болгары, верою Магометане, старались распространить своё влияние на Муром, даже и по видам торговли 326 . Благоверный князь Константин-Ярослав испросил у отца своего Муром в удел себе. Одна ревность к святой вере могла вызвать его в страну Муромскую, иначе дикая сторона, хотя и богатая лесом, мёдом, зверями не могла быть привлекательной 327 . Отец не хотел отпустить его в Чудскую сторону, по сильному опасению, как бы не умертвили его. Константин решился на всё для святой веры. Это было, по всей вероятности, в последний год жизни Святославовой, в 1077 году 328 . По новейшим розысканиям Мерянских курганов, христианство в Мерянской стране является не раньше конца XI века 329 . Святослав отпустил Константина с женой и сыновьями, Михаилом и Феодором, дав нужное число духовенства, воевод, воинов, слуг с их семьями и имуществом; целая колония христианская отправилась в страну дикую и языческую. Приближаясь к Мурому, князь послал сына своего Михаила убеждать Муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Упорные язычники убили посланного князя и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою 330 . Константин подступил к городу с войском. Муромцы хотели сражаться; потом выслали сказать, что принимают князя, но не желают заменить его верою своей веры. Константин вошёл в город и занял его своей дружиной. Первым делом его было построить церкви Божии, в коих святая вера получала видимость для язычников. Сперва построен был храм Благовещения Пресвятой Богородицы «в старом Вышнем городе» 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впоследствии, в связи с концом династии Рюриковичей и бурными событиями Смутного времени, почитание святых Петра и Февронии несколько ослабло. Следующим государем, посетившим Муром, дабы помолиться у мощей святой княжеской четы, был император Петр I. Он побывал в Муроме в 1722 году. Перед поездкой император решил ознакомиться с историей древнего города и взял у В. Н. Татищева некую «летопись» или «муромскую топографию», под которой следует понимать сборник муромских житий, в том числе Петра и Февронии. Свидетельства о молитве императора Петра I перед гробницей святой княжеской четы дошли до нас в местных преданиях, собранных одним из исследователей, жившем в XIX веке. В 1767 году поклониться мощам святых благоверных князей Петра и Февронии приехала в Муром императрица Екатерина II. Здесь же в Муроме она получила известие о болезни сына – цесаревича Павла Петровича – будущего Павла I. Вместе со свитой императрица молилась перед мощами святых Петра и Февронии о выздоровлении наследника. Молитвы Екатерины II были услышаны. В благодарность она пожертвовала новый покров на гробницу святых. Он с незначительными отклонениями повторяет иконографию древнего. Шитье исполнено золотом и шелками, украшено жемчугом, перламутром, камнями. Император Павел I, посещая Муром в 1798 году, из-за недостатка времени не смог помолиться у мощей святых Петра и Февронии. Однако именно ко времени его правления относится переложение мощей святых в новую раку. Это происходило следующим образом: «В 1799 году, августа 21 дня, в 4 часу пополудни приехал в город Муром Его Преосвященство, Преосвященнейший Владыко Виктор, епископ Владимирский и Суздальский, для переложения в Соборной церкви святых мощей Чудотворцев, Князя Петра и Княгини Февронии, из старой раки в новую, которая ныне видна в приделе, вшед на левой стороне к алтарю, а старая была гробница на правой стороне в том же приделе. Августа 22 числа в 9 часу пополудни сам Преосвященный своими руками совершил переложение святых мощей, с ним при том были Спасского монастыря Архимандрит Афанасий и Соборной церкви протопоп Василий». Новая рака – из кипариса внутри, снаружи металлическая с позолотой. На ней надпись: «Сделана рака сия в царствующем граде Москве в честь и славу св. мощам Князя Петра и Княгини Февронии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010