Муром Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.579174; 42.052411 Россия, Владимирская область, Муром Муром, Владимирская область Россия Общее описание [ править править код ] Районный центр Владимирской области в 280 км к востоку от Москвы, в 137 км к юго-востоку от Владимира. На р. Оке. Население – 146 тыс. человек. Субъективно Муром оставляет сложное впечатление. Древнейший город, в котором самая старая постройка – лишь XVI в. Город «святогонов», в котором четыре действующих монастыря. Город святых, которых почитает вся Русь, почти ничего достоверно не зная о них. Город, богатый святынями, но бедный паломниками. Вместе с древнейшими постройками утеряны и летописи Мурома. Поэтому, передаваемая из уст в уста, древнейшая история города и его святых приобрела сказочные детали, в ней много неясностей и загадок. Возможно, эти былинные сказания ярче передают дух древней Руси, характеры и величие героев, чем объективные, но отрывочные и сухие сведения из прижизненных летописей. Главные достопримечательности Мурома можно обойти пешком, поэтому посетить всё можно и за один день, а чтобы уделить каждому месту достойное внимание, необходимы два дня. История города [ править править код ] Древний, как Русь «Повесть временных лет» устанавливает один год рождения – 862-й – для пяти древнейших русских городов: «...И по тем городам... перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома...» Мурому считают финно-угорским племенем, близким к мордве. Это племя было полностью ассимилировано славянами к X-XII вв. Крещение Мурома После убиения князя Глеба братом Святополком в 1015 г. городом управляли наместники киевских и черниговских князей. В Муроме они не жили, и предоставленные сами себе муромцы оставались язычниками. В 1097 г. на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Возможно, Ярослав Святославович и был тем святым князем, которого церковный писатель XVI в. называет Константином Святославовичем. Вероятно, Ярослав постригся в монашество или в схиму с именем Константина.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

Все четыре наличника яруса завершены кокошниками. Между двумя поясами выносных карнизов проходит фриз, некогда предназначенный для изразцов, тоже не сохранившихся до наших дней. Тем не менее, убранство колокольни по-прежнему пленяет своей изысканной красотой. Таким разнообразием мотивов в декоре оконных обрамлений в более позднее время будут отличаться лишь немногие из московских храмов. Среди них можно назвать Троицкую церковь в Останкино и храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы). Восьмигранный ярус звона довольно велик. Белокаменная резьба, украшающая арки звона и наличники окошек-слухов шатра настолько пластична, что производит впечатление не резьбы, а лепки. Столбики между проемами арок декорированы колонками и балясинами, каждая со сложным основанием и карнизом. Венчают арки широкие многопрофильные кокошники. К началу ХХ века колокола занимали шесть из восьми арок яруса. Самый большой из них, весом около 400 пудов, был изготовлен, как о том повествует монастырская летопись, уже в начале ХХ века: «1913 года подъят на колокольню новый колокол весом 380 пуд 18 фунтов стоимостью 9000 рублей. Отлит на заводе Оловянишникова в Ярославле в память юбилея 300-летия царствования дома Романовых». Второй (наиболее старинный) колокол весил около 100 пудов, о чем свидетельствовала надпись на нем: «Лета 7160 (1652) сей колокол приложил в Муром в Новодевичь монастырь в Дом Живоначальной Троицы гостиные сотни муромец торговый человек Тарасий по реклому Богдан Борисов сын Цветной по родителех своих и по своей души а весу в нем 100 пудов» Изображений на колоколе не было. Третий колокол датирован началом XIX столетия: «1827 году по указу от данного времени разбитый 30-пудовый колокол заменен на такой же новый» Судьба этих колоколов после закрытия монастыря в 1921 году неизвестна. Библиография: Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 28-32 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX веков. Ярославль, 1971. С.: 35-36 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.83, 110 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. Т.2. С.142, 143 Травчетов Н.П. Материалы для истории Троицкого муромского монастыря. Владимир, 1902 Щелоков О.О. Статья в Каталоге sobory.ru: http://sobory.ru/article/?object=00630 Летопись муромского Свято-Троицкого монастыря. М., 2001. С.: 55, 71 См.: Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря, Муром (исторический облик, 1970 г.)

http://sobory.ru/article/?object=04953

Внешне Муром, как и любой другой провинциальный древнерусский город, напоминал большую деревню. Большинство городских домов были окружены огородами. Восемнадцатое столетие ознаменовалось многочисленными реформами в области управления государством. В 1708 году, при Петре I, были созданы первые восемь губерний. Первоначально Муром был отнесен к Казанской губернии. Во главе города стоял воевода (не случайно в ранних документах XVIII века Муром называется «воеводским городом»). В 1719 году Муром вошел в состав Владимирской провинции Московской губернии. С 1775 года манифестом «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» Екатерина II начала очередное реформирование Российского государства. Указом от 1 сентября 1778 года было учреждено Владимирское наместничество во главе с генерал-губернатором, включавшее в себя Владимирскую, Тамбовскую и Пензенскую губернии. Муром в качестве уездного города вошел во Владимирскую губернию. В конце XVIII века город Муром был выделен из уезда в самостоятельную административную единицу. 16 августа 1781 года город получил новый герб. В «Полном собрании законов Российской империи» он описан следующим образом: «В верхней части герб Владимирский: в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней – на голубом поле три крупитчатых калача, которыми сей город отменно славится». В просторечии муромских жителей называли калачниками. Знаменитыми муромскими калачами, изготовленными по особому рецепту, угощали Екатерину II и Павла I во время посещения ими Мурома. Старый герб, на котором «в золотом щите на голубом поле белая стена с бойницами и над нею рука, выходящая из облаков и держащая на золотой цепи золотую княжескую корону», доставшийся городу в 1730 году от Муромского пехотного полка, был упразднен. В 1785 году правительство обнародовало «Жалованную грамоту городам Российской империи», согласно которой город получал право юридического лица. Городские жители всех сословий, постоянно проживающие и владеющие недвижимостью в черте города, были объединены в «общество градское», которое заведовало городским хозяйством и благоустройством. «Общество градское» выбирало распорядительный орган – общую городскую думу во главе с городским головой. Первым городским головой Мурома стал купец Михаил Иванович Елин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Муром. Спасский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1096 и 1885. Ссылки:     Адрес: Россия, Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Лакина (Спасская), д. 1 Координаты: 55.572414, 42.064654 Проезд: Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федера ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы до Мурома можно добраться на автобусе или поезде — через город идут все поезда казанского направления. С Казанского вокзала Москвы они отправляются, как правило, днем и прибывают в Муром вечером или ночью. На автомобиле нужно из Москвы ехать на Владимир (выезд по шоссе Энтузиастов, федеральная дорога М-7 «Волга»). Не доезжая Владимира, сворачивайте направо на объездную — с нее вновь поворот направо на дорогу Р-72, которая через 130 км приведет вас в Муром. Если следовать по дороге М-7 со стороны Нижнего Новгорода, то сворачивать нужно после Гороховца налево — на дорогу Р-76. Но теперь, с пуском в эксплуатацию стационарного автомобильного моста через Оку в Муроме, из Нижнего лучше ехать напрямую, через Павлово, по дороге Р-125. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасский мужской монастырь XV-XVI вв., деревянные же постройки монастыря на этом месте были с X-XI вв. Впервые о нем упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре. Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки. О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 г., когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса... »

http://sobory.ru/article/?object=00632

За тем Святитель Василий, занимавший доселе 4-е место в ряду Иерархов Рязанских и называвшиеся I-м в нынешней Рязани, поставлен у него уже одиннадцатым. Такое мнение г. Иловайского и автора истории Русской Церкви, несмотря на приведенный ими основания, не может быть принято, как противное древнему преданию и всеобщему верованию Рязанцев. Василий II не может быть признан за одно лицо с Василием Святым, приплывшим из Мурома в Рязань на мантии. Основанием сему служат следующие соображения: А) В сказании об изгнании из Мурома святого Василия, помещённом в Прологе под 21 мая, прямо говорится, что он посвящен в епископа города Муром и притом к церкви Бориса и Глеба по-прежнему. В другом сказании, помещённом в Румянцевском музее 364, л. 191), назван он Епископом только Муромским. О Рязани при этом случае ни в одном сказании не упоминается. Василий II, как значится в летописи, поставлен Епископом в Рязань и Муром (Никоновская летопись. Т. III, с. 206). И в грамоте, данной ему Святым Алексием на Червленый Яр, назван только Рязанским. Очевидно, что в первом случае, при Василии Святом, Муром имел еще преимущество в иерархии; в нём поставлен епископ по-прежнему. Во втором случае, при самом поставлении Василия II в сан Епископа, Рязань взяла уже преимущество над Муромом; Муром занял второе место в иерархии. При Василии Святом, как видно из сказания, Рязань тогда только стала именоваться кафедрою Епископов, когда он, изгнанный из Мурома, приплыл в неё на мантии. Но и тут заметно было еще колебание между Рязанью и Муромом: Святители, имея кафедру в Рязани, стали именоваться сначала Рязанскими, а потом Муромскими. Впрочем, когда посещали Муром, именовались сначала Муромскими, потом Рязанскими. Когда уже посвящен был Василий II, колебание между Рязанью и Муромом прекратилось; в закон было поставлено быть Рязани первою в иерархии; Василий II и посвящался в Епископа прямо в Рязань и Муром. Следовательно, с самого начала служения должен был именоваться сначала Рязанским и потом уже Муромским. Отсюда выходят несообразности, с которыми трудно согласиться, если Василия II за одно лицо с Василием Святым, упоминаемым принять в сказании Муромских чудотворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

О двойнике святого Константина – князе Ярославе Святославиче – историческая наука говорит, что он умер в 1129 г. и после него Муромом по очереди управляли три его сына – Юрий, Святослав и Ростислав. В 1154 г. Юрий Долгорукий силой взял власть над Муромом и отдал его своему сыну Андрею Боголюбскому. Но Ростислав Ярославич вернулся с половцами, разбил дружину Андрея и снова водворился в Муроме. Запустение и возобновление города Первой из больших городов Руси удар Батыя в 1237 г. приняла на себя Рязань. Под Рязанью погиб и тогдашний муромский князь Юрий Давыдович. Соседний Муром Батый разорил дважды – в 1237 и 1239 гг. О втором нашествии летописец написал: «Обеспамятствовавшие жители не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых». Всего же только с 1237 по 1293 г. Муром был разорён шесть раз. Последний – в 1293 г. – из-за междоусобиц город разорил великий князь Андрей, сын Александра Невского. Оставшиеся в живых поселились к северу от развалин города. Восстановил город князь Юрий Ярославич, получивший город в удел в 1351 г. Между Москвой и Казанью В 1392 г. сын Димитрия Донского Василий присоединил Муромское княжество к Московскому. Муром стал одним из восточных рубежей Москвы. С 1440-х гг. начались набеги казанских татар на Муром и походы москвичей на татар. За век с небольшим – до взятия Казани – муромская дружина участвовала во множестве оборонительных сражений, освобождении Нижнего Новгорода и двух походах на Казань. При взятии Казани муромская дружина сыграла решаюшую роль. Карамзин писал: «Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась...» Лихолетье. Праведная Иулиания Муромская В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням. Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

http://azbyka.ru/palomnik/Муром

Естественно, что теперь надлежало позаботиться и об умножении храмов. «Заповеда ставити церкви в городе и в селех и монастыря мужеския и женския». По летописи, в 1098 году видим в Муроме Спасский монастырь, построенный, без сомнения, просветителем Мурома 333 . Болгары и Мордва увидели, что успехи христианства в Муроме опасны для их земных выгод и лжеверия. И они со злостью стали нападать на Муром. В 1088 году брали Муром Болгары 334 . В 1103 году Ярослав бился с Мордвой и потерпел поражение 335 . Но Константин твёрдо держался в просвещаемой стороне. Благочестивый и умный князь деятельно распространял веру и гражданственность в глухой стороне: в 1095 году «заложен был Переславль Рязанский у церкви св. Николы старого», город долго носивший имя своего основателя 336 . Христианский князь должен был испытать скорби за свой Муром не со стороны одних дикарей. Пока Муром оставался городом языческим, местом диким и глухим, никто из князей не предъявлял желания жить в нём. Но вот в 1096 году видим в Муроме князя Изяслава, князя не из рода князей Черниговских, тогда как Муром и Рязань входили в состав княжества Черниговского. Сын доброго Мономаха обманут был, как говорил отец, корыстолюбивыми слугами. Ярославу, конечно, не было это приятно. Но сам по себе не начал он междоусобия, – он был кроткий и Богобоязненный. Не таков был брат его Олег. Князья обязали его клятвой явиться в Киев на совещание, кому чем владеть при новом великом князе? А Олег явился с войском перед Муром и послал сказать Изяславу: «ступай в Ростов, удел твоего отца; здешний принадлежит мне; я хочу рассчитаться с отцом твоим». Изяслав был неправ и пал в сражении. Но Олег был столько же горд, сколько жаден до корысти. Вместо того, чтобы оставить в Муроме брата Ярослава и самому занять Рязань, он захватил Суздаль и Ростов. В открывшейся войне заставил он Ярослава быть участником; великодушный победитель Мстислав оставил Ярослава в Муроме. Любечский съезд князей 1097 года положил: «пусть Давид, Олег и Ярослав владеют уделом Святослава» 337 . Ярослав употребил старание загладить следы тревог бранных. Особенно заботился он об утверждении христианского благочестия в народе. По его прошению, митр. Никифор (1104–1122 г.) прислал к нему послание о значении Латинской веры; святитель осуждал Латинян между прочим за то, что они запрещают хвалить Бога на другом языке, кроме Еврейского, Греческого и Римского 338 . Муромскому князю это открывало ту отрадную истину, что святое дело славить Господа и на Русском, и на Финском, и на всяком другом языке. Полный любви христианской, он с радостью принимал безудельных бесприютных князей и покоил их в Рязани; в 1114 году скончались здесь двое таких князей, под кровом любви Ярославовой 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

НА. Лл.: 30 об.-32. Сухова О.А. Древности муромского Воскресенского монастыря// http://rusarch.ru/suhova1.htm#_edn6 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.: 37 Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37 Титов А.А. Историческое обозрение города Мурома//Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1902. Кн. IV. С:. 49, 55, 57 Опись Воскресенского монастыря. 1768 г.//ЦГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2451. Лл. 66-71 об. Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 57 Введенская церковь, Муром (исторический облик, 1970г.) Расположенные с северной стороны Воскресенской церкви на расстоянии нескольких метров (7,5 м от крыльца), Введенская церковь и колокольня органически вписались в ансамбль Воскресенского монастыря, завершая его композицию. Введенская церковь выполнена в очень скромных архитектурных формах и представляет собой вытянутый с востока на запад прямоугольник, центральная часть которого перекрыта невысокой четырехщипцовой кровлей, в центре которой размещена небольшая луковичная, близкая к шлемовидной главка на цилиндрическом барабане, в основании его имеется четыре миниатюрных кокошника. Центральная часть церкви очень немного возвышается над трапезной. План церкви чрезвычайно прост. Прямоугольная апсида соединена с основным объемом тремя арками. Вместо паперти устроены теплые сени с небольшими оконцами. Под двускатной кровлей сделан карниз с упрощенным профилем. Окна, расположенные в нишах, по всей видимости, растесаны в XIX веке. Переход от свода снаружи декорирован вторым выступающим фронтоном опирающимся на карниз, лежащий на стене с широкими пилястрами-лопатками. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. Колокольня Введенской церкви (исторический облик) На продольной оси Введенской церкви с западной стороны расположена колокольня, в первом ярусе которой был устроен пологий арочный проем, являющийся парадным входом в монастырь с северной стороны.

http://sobory.ru/article/?object=05786

В 1239 г. Муром был захвачен и сожжен одним из монголо-татар. отрядов (ПСРЛ. Т. 1. С. 201). В 1351 г. говорится об «обновлении отчины», т. е. о возобновлении Мурома, что подразумевало и восстановление храмов (Там же. Т. 7. С. 244). Местное предание повествует об этих событиях: «Прииде из Киева благоверный кн. Георгий Ярославич в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 39). Возведение кирпичного собора связывают с деятельностью царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рый посетил Муром в 1552 г., во время военного похода на Казань (ПСРЛ . Т. 29. С. 86). Ранее, в 1547 г., церковный Собор, возглавляемый митр. Московским свт. свт. Макарием , причислил местночтимых св. князей Константина, Михаила и Феодора, а также благоверных кн. Петра и кнг. Февронию к лику святых. Находясь в Муроме, царь молился новопрославленным святым, прося заступничества в предстоящем сражении, обещая построить кирпичный храм и учредить муж. мон-рь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли государевы каменщики для возведения кирпичной церкви. «И начаша копати под храм пошву и обретоша мощи благоверного кн. Константина и чады его... в лето 7061 (1553.- В. Ч.) году месяца иуня 6 день» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 46 об.). После сооружения нового храма муромские купцы Четвертак Сычёв и Семен Попяткин написали в Москву о завершении строительства и об обретении мощей. По приказу царя Иоанна IV Грозного в Муром для Благовещенской ц. отправили книги, иконы, колокола, церковные облачения, утварь и покров на мощи. В Муром прибыл Рязанский и Муромский еп. Гурий (Лужецкий) , к-рый совершил освящение храма и переложил мощи князей Константина, Михаила и Феодора в специально устроенную раку. 24 янв. (год не указан, не ранее 1567/77) посадский храм был преобразован в муж. обитель (Там же. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Болгары и мордва увидели, что успехи христианства в Муроме опасны для их земных выгод и лжеверия. И они со злостью стали нападать на Муром. В 1088 г. брали Муром «булгары». 229 – В 1103 г. Ярослав бился с мордвою и потерпел поражение . 230 Но Константин твердо держался в просвещаемой стороне. Благочестивый и умный князь деятельно распространял веру и гражданственность в глухой стороне в 1095 г. «заложен был Переславль рязанский у церкви св. Николы старого», город, долго носивший имя своего основателя. 231 Христианский князь должен был испытать скорби за свой Муром не со стороны одних дикарей. Пока Муром оставался городом языческим, местом диким и глухим, никто из князей не предъявлял желания жить в нем. Но вот в 1096 г. видим в Муроме князя Изяслава, князя не из рода князей черниговских, тогда как Муром и Рязань входили в состав княжества черниговского. – Сын доброго Мономаха обманут был, как говорил отец, корыстолюбивыми слугами – Ярославу, конечно, не было это приятно. Но сам по себе не начал он междоусобия, – он был кроткий и богобоязненный. Не таков был брат его Олег. – Князья обязали его клятвою явиться в Киев на совещание, кому чем владеть при новом в. князе? А Олег явился с войском пред Муромом и послал сказать Изяславу: «ступай в Ростов, удел твоего отца, здешний, принадлежит мне: я хочу рассчитаться с отцом твоим». Изяслав был неправ и пал в сражении. Но Олег был столько же горд, сколько жаден до корысти. Вместо того, чтобы оставить в Муроме брата Ярослава и самому занять Рязань, он захватил Суздаль и Ростов. – В открывшейся войне заставил он Ярослава быть участником; великодушный победитель Мстислав оставил Ярослава в Муроме. Любечский съезд князей 1097 г. положил, «пусть Давид, Олег и Ярослав владеют уделом Святослава». 232 Ярослав употребил старание загладить следы тревог бранных. Особенно заботился он об утверждении христианского благочестия в народе. По его прошению м. Никифор (1104–1122 г.) прислал к нему послание о значении латинской веры; святитель осуждал латинян между прочим за то, что они запрещают хвалить Бога на другом языке, кроме еврейского, греческого и римского. 233 – Муромскому князю это открывало ту отрадную истину, что святое дело славить Господа и на русском и на финском и на всяком другом языке. – Полный любви христианской, он с радостью принимал без удельных бесприютных князей и покоил их в Рязани: в 1114 г. скончались здесь двое таких князей, под кровом любви Ярославовой. 234

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010