Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2, 3; Т. 3; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 18; Т. 21. Ч. 1; Т. 23-25; Т. 38; Т. 41 (по указ.); Халанский М. Г. Мат-лы и заметки по истории древнерус. героического эпоса. [Ст. 2]: Плач вел. кн. Юрия Всеволодовича//ИОРЯС. 1903. Кн. 8. 2. С. 169, 175-176; Минея (МП). Февраль. С. 143-154 [Служба Г.]; Июнь. Ч. 2. С. 248. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 32-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 122-124; Описание о российских святых. С. 217-218; Жизнь и деяния св. блгв. вел. владимирского кн. Георгия (Юрия) II Всеволодовича. Н. Новг., 1889; Св. блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, чудотворец Владимирский. Вязники, 1889; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 47-55; Март. С. 24-30; Серебрянский Н. [И. ] Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151, 182; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961-1962. Т. 1-2; Кучкин В. А. формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси X-XIV вв. М., 1984; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 229. С. 459; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Самойлова Т. Е. Св. кн. Георгий Владимирский: История почитания//Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 145-154; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003; он же. Житие Георгия Всеволодовича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 377-380 [Библиогр.]. А. А. Горский Иконография Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Г. В. достаточно обширна, включает образцы, свидетельствующие о его почитании в московских, во владимирских и в нижегородских землях. По мнению нек-рых исследователей (Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер и др.), прижизненное изображение Г. В. входит в состав рельефной композиции в тимпане вост. закомары сев. фасада Димитриевского собора во Владимире (90-е гг. XII в.): представлен восседающий на престоле «правитель» с отроком на коленях и 4 отроками по сторонам. Согласно традиц. интерпретации сюжета, это изображение вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и 5 его сыновей, родившихся к моменту строительства храма, в т. ч. Г. В. ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 436; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 258); в последнее время эта версия подвергается сомнению мн. исследователями (ПЭ. Т. 9. С. 556).

http://pravenc.ru/text/164457.html

Цикл, посвященный Иисусу Навину, составляют следующие сцены, многие из к-рых существуют как отдельные произведения: 1. Иисус Навин, сопровождающий прор. Моисея при его восхождении на Синай (Исх 24. 17; 32. 17); передача скрижалей на Синае и др. сцены из визант. Восьмикнижий в каролингских Библии Мутье-Грандваля (Lond. Brit. Mus. Add. 10546, ок. 840 г.), Библии гр. Вивиана (Paris. lat. 1, 845-846 гг.) и др.- выделяется тема преемства Иисуса Навина и прор. Моисея. Явление ангела Господня Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Явление ангела Господня Иисусу Навину. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. 2. Прор. Моисей посылает Иисуса Навина и других мужей на разведку в Ханаан (Числ 32. 28-32). Иисус Навин изображен с виноградной гроздью, служившей для засылаемых во вражеский стан опознавательным знаком. Изобразительный мотив - виноградная гроздь на шесте, перекинутом через плечо,- встречается еще в живописи катакомб, позднее - на миниатюрах визант. Восьмикнижий. Как символ Евхаристии связан с сюжетами несения креста и Распятия, изображенными в алтаре Николая Верденского (1118, аббатство Клостернойбург, Австрия). 3. Избрание Иисуса Навина (Числ 27. 18-23): на миниатюрах из визант. Восьмикнижий (напр., из мон-ря Ватопед на Афоне - Ath. Vatop. 602/515, XIII в. Л. 350 об.); из Библий: из собора Сан-Исидоро в Леоне (Fol. 86v, ок. 960 г.) - возложение рук на главу Иисуса Навина прор. Моисеем и первосвященником Елеазаром; из Хайстербаха (Berolin. SB. Theol. lat. 379. Fol. 87v, XIV в.) - поставление Иисуса Навина прор. Моисеем на стражу; из б-ки Арсенала в Париже (5211. Fol. 68, 1250-1254 гг.) - Иисус Навин перед народом; из каталонского мон-ря в Роде (Paris. lat. 6. Fol. 89, 2-я или 3-я четв. XI в.); аббата Стабло (Lond. Brit. Mus. Add. 28106. Fol. 75v, 1096 г.) - параллель поставления Иисуса Христа на служение Богом Отцом. 4. Иисус Навин-полководец (Втор 3. 21): на миниатюре из Библии Манерия из аббатства Сен-Бертен (Paris. Bibl. St. Genevieve. 10. Fol. 141v, 1180 г.) - Иисус Навин на коне среди воинов. В северофранц. и англ. Библиях 1-й пол. XIII в. сцена представлена у одра прор. Моисея.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Вел. князья Димитрий, Василий, Иоанн. Фрагмент миниатюры из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря. 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58) Вел. князья Димитрий, Василий, Иоанн. Фрагмент миниатюры из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря. 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58) Большая галерея изображений рус. князей, в т. ч. Д. И., имеется в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной иконографической программе 1564-1565 гг. ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Моск. Кремля и ист. основа нек-рых ее сюжетов//ДРИ. М., 1964. [Вып.:] XVII в. С. 160-174; он же. «Воображены подобия князей»: Стенопись Архангельского собора Моск. Кремля. Л., 1969). В основе росписи - «Книга степенная царского родословия», созданная в 60-х гг. XVI в. митр. Афанасием . Собор рус. князей - «богоутвержденных скиптродержателей» Русской земли - показан как Небесная Церковь, в молитвенном предстоянии. «Портрет» Д. И., вполоборота вправо, с поднятыми в молении руками, находится на юж. стене рядом с его погребением (надпись: «Великий кнзь Дмитрий Иоаннович»). Блгв. вел. князь представлен в украшенной орнаментами красной шубе, без шапки, с русыми волнистыми волосами и небольшой округлой бородой, с нимбом. При всей условности изображения облик Д. И. отмечен определенной индивидуальной характеристикой. Вместе с тем существует гипотеза, что «портрет» Д. И. помещен на вост. грани северо-зап. столпа (почти фронтально, в княжеских одеждах и в шапке, с надписью: «Великий кнзь Димитрий»), а на юж. стене первоначально был изображен кн. Дмитрий Иванович Жилка ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 148-150). В составе композиций, посвященных княжеской генеалогии, образ Д. И. встречается в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей российских, изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV); на миниатюре синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа рус. князей и царей, выполненного вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), и на поздних повторениях этого рисунка (эмалевая икона кон. XIX в., ГМЗРК) - Д. И. слева, средовек в княжеской шапке и шубе. Царский Титулярник 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 21) и его копии нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; РНБ. F.IV.764; ГИМ. Муз. 4047) представляют «портрет» седовласого и кудрявого Д. И. с бородой средней величины, на нек-рых миниатюрах - с мечом и щитом.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В рус. памятниках монументального искусства также встречаются изображения М.: отдельной фигурой (напр., в медальоне на своде арки в Рождественском соборе Ферапонтова мон-ря, 1502,- в руке держит Неопалимую Купину с образом Богородицы; на вост. арке Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551,- облачен в царские одежды и держит в руке стамну), в сложных прообразовательных композициях (напр., «Неопалимая Купина» (с чудом превращения посоха в змия), «Моисей и Аарон перед скинией завета» в Успенской ц. в Мелётово близ Пскова, 1465), в повествовательных циклах (напр., в Переходной палате Московского Кремля, после 1547 г.; не сохр.: см.: Подобедова. 1972. С. 66) или в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле, 1640, под записью 1882 г.), в составе композиции «Древо Иессеево» (росписи шатра Покровской ц. в Александрове, сер. XVI в.). В нек-рых случаях рус. мастера отдают предпочтение редким сюжетам цикла М., к-рые подходят для определенного иконографического замысла: так, напр., в Архангельском соборе Московского Кремля (1652-1666, с воспроизведением первоначальной росписи 1564-1656 гг.) присутствует единственная в своем роде сцена «Арх. Михаил поставляет Моисея князем» (Там же. С. 27 - 39). Прор. Моисей и царь Давид. Икона из пророческого ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1425–1427 гг. Прор. Моисей и царь Давид. Икона из пророческого ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1425–1427 гг. В рус. иконописи образы М. встречаются гл. обр. в пророческих рядах иконостасов: Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427); Рождественского собора Ферапонтова мон-ря (1490 (?) или 1502); Софийского собора в Новгороде (1509, 1-я пол. XVI в., ГТГ); придела Рождества Богородицы Софийского собора в Новгороде (1549-1550); ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках (сер. XVI в.) - с атрибутом, размещенным рядом с фигурой пророка,- Купиной; на иконе посл. трети XVI в. (ЯХМ) - с горящей Купиной и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. атрибутом М. могут быть скрижали (напр., на иконе 1706 г. пророческого чина иконостаса Спасо-Преображенского собора в Угличе).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Т. н. исторический портрет И. Д. находится в стенописи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля (иконография восходит к программе росписи, созданной в 1564-1565, при Иоанне IV) у места погребения вел. князя, около юж. входа (см.: Там же. С. 172). Он показан фронтально в рост, правая рука находится на уровне груди, левая - отведена в сторону, ладони раскрыты вовне; борода средней длины и вьющиеся волосы. На И. Д. княжеское одеяние: голубой кафтан с золотым поясом, красная шуба и золотые сапоги; он без головного убора. Вел. кн. Иоанн Данилович. Портрет из «Царского Титулярника». 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Вел. кн. Иоанн Данилович. Портрет из «Царского Титулярника». 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3) Изображение И. Д. находилось в Грановитой палате Московского Кремля после возобновления ее стенописи в 1668 г. Симоном Ушаковым. Согласно составленной им подробной описи сюжетов, «во всех окнах полаты в откосах были написаны в каждом окне по два изображения великих князей и государей Московского колена, начиная с в. к. Ярослава 1-го... в том числе в окнах по сторонам царского места... слева - Данило Александрович и Иван Калита» ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 2000р. Ч. 1. С. 184). Сохранившаяся живопись была выполнена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми в соответствии с описью Ушакова. В правой части вост. стены изображены сцены из легендарной истории Рюриковичей и образы рус. князей. И. Д. представлен в рост, средовеком, в легком повороте влево. На нем желтый кафтан и зеленый плащ с меховым коричневым воротником, на ногах коричневые сапоги, головной убор отсутствует, вокруг головы нимб. У И. Д. длинная, до груди, прямая борода, вьющиеся крупными локонами волосы, большие карие глаза под широкими бровями. В правой, отведенной в сторону руке - скипетр, в левой - держава. Над головой надпись в 2 строки: «Благоверный царь и великий князь Иоанн Даниилович Калита» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: [Альбом]. Л., 1978. С. 72).

http://pravenc.ru/text/469776.html

В Архангельском соборе Московского Кремля над захоронением И. В. помещен его «исторический портрет» (роспись 1652-1666 гг., создана на основе иконографической программы 1564-1565 гг.; см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 68. Ил. 3). Вел. князь изображен фронтально в рост, в княжеском одеянии: в кафтане с золотым поясом, в накинутой на плечи шубе, без головного убора. Имеет облик средовека с бородой средней длины и вьющимися волосами, вокруг головы нимб, как и у др. изображенных князей. Рядом с И. В. представлен его сын вел. кн. Василий III, похороненный здесь же. Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн III и царь Иоанн IV. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Портрет И. В. есть в Царском Титулярнике 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 24), а также в его копиях нач. 70-х XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; ГЭ. 28/78172; ГИМ. Муз. 4047; РНБ. F.IV.764). И. В. представлен оплечно, вполоборота вправо, пожилым мужчиной. У него большие глаза, тонкий прямой нос, вьющиеся кольцами волосы средней длины и прямая борода до груди, вокруг головы нимб. На И. В. богатая княжеская одежда: видны верхняя часть кафтана и меховой ворот шубы. Изображение заключено в овальный медальон, окруженный растительным орнаментом. По обе стороны головы надпись: «Великий кнзь иоа[н] васи[ль]евичь». Согласно описи Симона Ушакова 1672 г., изображение И. В. находилось в Грановитой палате Московского Кремля. Роспись была возобновлена в 1882 г., при имп. Александре III, палехскими иконописцами Белоусовыми. На юж. стене были помещены сцены, представляющие события рус. истории, на откосах окон - изображения рус. князей. Фигура И. В.- на откосе центрального окна юж. стены, напротив изображения его сына и преемника вел. кн. Василия III. И. В. представлен фронтально в рост, средовеком с короткой, раздвоенной книзу бородой, с вьющимися волосами с сильной проседью, брови сведены, подчеркнуты морщины на лбу. На нем темно-зеленый кафтан, синие штаны и коричневые сапоги, на плечи накинута золотая парчовая шуба с коричневым воротником. Изображен без головного убора, с нимбом; в левой руке - держава, в правой - скипетр. В верхней части композиции надпись: «Благоверный царь и великий князь Иоаннъ Василиевич государь и самодержецъ всея Великия России» ( Насибова А. С. Грановитая палата Московского Кремля: Альбом. Л., 1978. С. 81).

http://pravenc.ru/text/469780.html

А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Наиболее древним изображением В. Ю., по мнению ряда исследователей (В. В. Косаткин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Т. П. Тимофеева, Т. Я. Мокеев), является рельеф тимпана сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по 2 отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы В. Ю. и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в к-ром современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей (дискуссию об этом см. в кн.: Гладкая М. С. Композиция сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с властителем на троне//Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 266-278). По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, В. Ю., воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном ( Она же. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Центр. прясло сев. фасада. Владимир, 2003. С. 146-148). Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением В. Ю., представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 212 об., 217 об., 220, 222, 223-228 об., 235, 236, 240 об., 242 об.-243, 244). В соответствии с текстом В. Ю. изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевроп. реалии: В. Ю. либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Вел. кн. Всеволод Юрьевич. Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг.

http://pravenc.ru/text/155472.html

30-х гг. XV в.//Там же. Т. 22. С. 188-193; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XV-XVI вв. М., 1996 (по указ.); Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.); он же. Датировка похода князя Юрия Дмитриевича в «Татарскую землю» и некоторые аспекты московско-тверских отношений в кон. XIV в.//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 82-93; Фетищев С. А. Моск. Русь после Дмитрия Донского, 1389-1395. М., 2003 (по указ.). В. Д. Назаров Иконография Прп. Савва Сторожевский и вел. кн. Георгий Димитриевич молятся об устроении мон-ря. Икона. Нач. XXI в. Мастер Л. Н. Шеховцова (Саввин Сторожевский мон-рь) Прп. Савва Сторожевский и вел. кн. Георгий Димитриевич молятся об устроении мон-ря. Икона. Нач. XXI в. Мастер Л. Н. Шеховцова (Саввин Сторожевский мон-рь) «Портрет» Г. Д. имеется в нижнем регистре росписи зап. стены Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): князь-средовек с шапкой кудрявых волос и бородой, разделенной на волнистые пряди, в платье и шубе, руки раскрыты ладонями перед грудью; вверху в медальоне - образ небесного покровителя, вмч. Георгия. В миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. воспроизведен значительный ряд сюжетов с участием Г. Д. (напр., история его притязаний на великокняжеский престол в 1425 и посещения Галича свт. Фотием: РНБ. F. IV. 232. Л. 1-9), где Г. Д. представлен тоже в виде средовека, но без определенной портретной характеристики, в традиц. княжеских одеждах. К числу ранних принадлежит и его изображение в одной из иллюстраций лицевого рукописного Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 288 об.). Фигура Г. Д. в рост включена в нек-рые композиции генеалогического древа российских вел. князей, царей и императоров, напр. в роспись 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (со скипетром в левой руке), парадных сеней ГИМ (выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова). Погрудное изображение (в доспехах, плаще и шапке, с короткой седой бородой) встречается на гравюрах и литографиях нач. XIX в. (Пантеон рос. государей. М., 1807). В стенопись кон. XIX в. (на основе росписей сер. XVII в.) собора Рождества Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря включены 2 сюжета: Г. Д. (средовек) просит прп. Савву устроить мон-рь; прп. Савва благословляет Г. Д. на победу над Волжской Булгарией. 1-й сюжет воспроизведен на иконе нач. XXI в. иконописца Л. Н. Шеховцовой над ракой преподобного, где он вместе с князем представлен в молении на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/164461.html

107 Филарет (Захарович) , иером. Разбор ответов на вопросы, поданные в старообрядческий «Духовный совет» несколькими бывшими членами Белокриницкой иерархии пред их присоединением к Православной Церкви. М., б. г. С. 200209. 108 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 37 об. 110 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 6. 111 Книга соборных деяний 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 7. 112 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Λ. 11. 115 Сборник протоколов Общества любителей духовного просвещения. СанктПетербургский отдел. Первый год. 18721873. СПб., 1873. С. 288. 121 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 33 об. 127 Пастырское воззвание епископов Православныя ГрекоРоссийския Церкве, в богоспасаемом граде Казани собравшихся, бывшым о Господе чадом Греко-Российския Церкве, а ныне вне единения с оною пребывающым, глаголемым старообрядцем//Деяния епископов Православныя ГрекоРоссийския Церкве, собиравшихся в богоспасаемом граде Казани в месяце иулии 1885 года. СПб., 1886. С. 4. 128 Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. СПб., 1883. Т. 12. С. 592596. 129 Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. Л. 33 об.34. 130 Книга соборных деяний 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л. 15. 131 Книга соборных деянии 1667 года//Деяния Московских Соборов 1666 и 166 годов. М., 1881. Л. 15. 132 Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859. T. 3. С. 34. 133 Филарет, архиеп. Черниговский и Нежинский. Историческое учение об отцах Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Раскольн. О других обществах уже и говорить нечего: они совсем погрязли... но Российская Церковь , хотя лучше их, однако же не та, что была прежде, в старину, до времён Никона патриарха . Правосл. Это всё то же – до 1662 года по Рожд. Христ., ибо Никон патриарх настал с 1652 года. По-твоему, Российская Церковь стала не та, отступила, изменила после 1652 года. Раскольн. Так. Правосл. Российская Церковь после 1652 года стала не та, отступила, изменила... слышу это, но не верю этому, и ты не должен верить, если ты имеешь веру в Господа И. Христа, имеешь ум, не помрачённый невежеством и сердце, не растлённое злобой... ибо разберём в подробности следующее: 1) Российская Церковь после 1652 года стала не та; 2) Российская Церковь после 1652 года отступила, и 3) Российская Церковь после 1652 года изменила. Раскольн. Согласен. Правосл. Скажи, что значит изменить? Раскольн. Разрушить клятвенный обет, кому-либо данный. Правосл. Хорошо; скажи же: Российская Церковь какой клятвенный обет, Христу Спасителю данный, нарушила после 1652 года? Раскольн. Книги изменила. Правосл. Когда Российская Церковь дала Богу такой клятвенный обет, чтобы не изменять книги, и какие именно книги не изменять, и в чём именно не изменять? Раскольн. Тогда, когда Российская Церковь приняла от православных греков «Христову веру; – не изменять те книги, которые были при равноапостольном князе Владимире, – не изменять же в догматах и обрядах, во всех чинах церковных. Правосл. Нынешние исправленные, в Российской Церкви употребляемые книги с какими именно книгами поверять должно, чтобы видеть, нет ли в исправленных книгах измены в догматах, во всех чинах церковных? Раскольн. Со старинными Иосифовскими. Правосл. Св. равноапостольный князь Владимир крестился в 988 году, скончался в 1015, а Иосиф патриарх патриаршествовал с 1642 по 1652 год; почему и сами Иосифовские книги не нужно ли поверить с древними? И эти противу Владимировых книг не разноречат ли? (Иосифовские книги во время Никона патриарха были новые книги, такие т. е., после коих новее не было).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010