Прп. Игнатий Прилуцкий. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. На миниатюрах Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. запечатлено взятие под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей Иоанна и Димитрия, где И. изображен в княжеских одеждах и шапке, безбородым, без нимба (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). Сохранились сведения об изображениях И. кон. XVI - 1-й четв. XVII в. в подклети собора в честь Происхождения честных древ Креста Господня (Всемилостивого Спаса) Димитриева Прилуцкого мон-ря: образ И. (как образ блгв. кн. Димитрия Андреевича Угличского) находился рядом с иконой Богородицы; близ гроба И. стояла икона Спасителя (типа Спаса Смоленского) «с преподобными отцами Димитрием Прилуцким да Игнатием Углецким» (ГИМ ОПИ. Ф. 61. Д. 113. Л. 37; ГАВО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 21). Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Всемилостивый Спас, с припадающими преподобными Димитрием и Игнатием Прилуцкими. Хоругвь. 40-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) Одно из ранних сохранившихся изображений И.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, по иконографической программе 1564-1565) на сев. грани сев.-вост. столпа в 3-м ярусе. И. с нимбом, в голубой островерхой схиме с красными крестами, в темно-коричневой мантии и охристой рясе, без пояса; обе руки возле груди, левая раскрыта ладонью вовне. Он изображен средовеком с короткой, острой на конце бородой. Образ святого обращен к месту погребения его отца - кн. Андрея Васильевича Угличского, что может свидетельствовать о молитве-покаянии гос. власти в лице царя за проступки перед князьями-родичами ( Самойлова. 2004. С. 206). На иконах и в монументальной живописи И. в основном изображался в схиме, с куколем на голове. В иконописных подлинниках посл. четв. XVII - 1-й пол. XIX в. под 19 мая и 23 июня дано следующее описание облика святого: «в схиме, [аки] Александр Ошевенский» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Подлинник иконописный. С. 111); «млад, на главе венец царский, на плечах схима, в левой руке свиток, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 176). Иногда (под 16 янв.) по внешности он уподоблялся не свт. Николаю Чудотворцу, а др. святым: «…подобием аки Сергий Радонежский, риза преподобническая» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 66); «…образом подобен Петру Муромскому, в схиме, брада кругла, что у Богоотца Иоакима, надсед» (БАН. Строг. 66. Л. 73 об.; см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 66); «…в схиме, брада кругла Иоакимова, надсед» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 112). В рукописи «Полный месяцеслов всего лета…» 1850 г., составленной диаконом ростовской Лазаревской ц. Василием Поникаровским с древнего подлинника 1658 г., под 29 июня написано: «…сед, брада долга, в схиме голубой, ризы монашеские, в правой руке лествицы, в левой книга. Иные же без схимы, власы круглы, и без епитрахили, ризы монашеские, на главе венец царский или в схиме, спущенной на плечи. А иногда млад, ризы княжеские, и пред ним Апостолы Петр и Павел, дающие ему мешцы, вдали вид на град или монастырь» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 55 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. об облике П. сказано: «…типа монгольского из орды, глубокий старец, борода невелика и немного островата, с большой сединой; одежды монашеския, в схиме» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 329). На «хартии» рекомендуется писать изречения: «Господие мои, аз возлюбих веру сию стую…», «Вся нивочтоже вменяше, едино токмо в души своей имея желание…». Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Самое раннее известное изображение П.- «Явление апостолов Петра и Павла ордынскому царевичу Петру» - представлено в 2 клеймах верхнего ряда на иконе «Изведение ап. Петра из темницы, с житием апостолов Петра и Павла» из местного ряда иконостаса ц.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

В соответствии с идеями эпохи царя Иоанна IV, прежде всего актуализацией темы святости государей и их родословия, изображения В. С. и его ближайших св. сродников стали обязательными в убранстве домовых храмов и палат Кремлевского дворца в Москве сер. XVI в., подчеркивая генеалогическую связь московских правителей со св. князьями киевского периода и избранность правящего рода Рюриковичей. В галерее изображений рус. князей на столпах Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) В. С. представлен вместе с кнг. Ольгой, их изображения сопоставлены с др. царственными поборниками Православия: имп. Константином и имп. Еленой, восстановителями иконопочитания имп. Михаилом и имп. Феодорой, а также с киевскими, владимирскими и московскими князьями-потомками В. С. ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторявшей программу 1564-1565 гг., напротив В. С. (отличительная черта этого образа - воздетые руки, символизирующие молитву князя о новообращенных людях и о всей Русской земле) - кнг. Ольга, по соседству находятся изображения Бориса и Глеба. Образы В. С., Ольги, Бориса и Глеба, открывающих историю рус. княжеской святости, присутствуют и в росписи лоджии Архангельского собора ( Самойлова. 2002), соседствуя с серией композиций, посвященных Крещению Руси. Сходный цикл, дополненный сценами получения царских регалий кн. Владимиром Мономахом, фигурой В. С. у царского места, присутствовал в несохранившейся росписи Золотой палаты Кремлевского дворца (50-е гг. XVI в.), известной по описанию 1672 г. (см.: Забелин. 2000. Т. 1. С. 175, 177). Традиция включения сцен из жизни В. С. в декор парадных дворцовых залов была продолжена при царе Феодоре Иоанновиче в росписи Грановитой палаты, где В. С. изображен раздающим города своим сыновьям (Там же. С. 183; композиция повторена в сохранившейся росписи 80-х гг. XIX в., выполненной палешанами Белоусовыми). Изображения В. С. неоднократно встречаются в произведениях, являвшихся личными вкладами царя Иоанна IV: полуфигура на кайме шитой катапетасмы для мон-ря Хиландар на Афоне, 1555 г. (в паре с имп. Константином); поясные изображения В. С., Бориса и Глеба на нижнем поле оклада Евангелия 1568 г. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), где также представлены почитавшиеся в царской семье прп. Никита Переяславский и вмц. Анастасия. В качестве небесного покровителя кн. Владимира Андреевича Старицкого В. С. изображен на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кн. Евфросинии (Евдокии) Старицкой (с 1812 находится в Успенском соборе Смоленска), без сыновей, в паре с прп. Евфросинией, покровительницей матери старицкого князя; на иконе, упомянутой в описи старицкого Успенского мон-ря (Описные книги старицкого Успенского монастыря 7111-1605 г. Старица, 1912. С. 16),- рядом с мч. Андреем Стратилатом, тезоименным кн. Андрею Старицкому.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Изображен в сюжетах: рождение у св. вел. кн. Александра Невского сына (Древний летописец,- 1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 44); поход на Рязань против татар (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 195 об.): Д. А. на коне, впереди войска, в латах и княжеской шапке, вверху - он берет в плен рязанского кн. Константина; съезд рус. князей в Дмитрове (Л. 198 об.): Д. А. 3-й слева, в синем плаще, его десница с указующим жестом (знаком приказания); передача Переяславля кн. Иваном Дмитриевичем своему дяде Д. А., назначение наместников в Переяславль (Л. 202): Д. А. справа, в синем плаще, с княжеским жезлом, на 2-м плане изображение Переяславля; пострижение и преставление (Л. 204 об.): Д. А. на ложе, в схимнических одеждах, на фоне одноглавого храма Данилова мон-ря; отпевание и погребение (Л. 205): на фоне Архангельского собора Московского Кремля, перед гробом 4 сына Д. А., вверху - сын Юрий, к-рого переяславцы не пускают в Москву на погребение отца, боясь, чтобы вел. кн. Андрей Александрович не занял их город. Изображение исторических событий связано с их изложением в Степенной книге в «Повести о богоснабдимом великом князе Данииле Александровиче Московском»; соответствующие миниатюрам тексты являются компиляцией выдержек из летописей, Степенной книги, Хронографов, Житий, повестей. Св. кн. Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Св. кн. Даниил Московский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Наиболее раннее сохранившееся изображение Д. А.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной программе 1564-1565 гг. ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов//Древнерус. искусство: XVII в. М., 1964. С. 160-174). Фигура святого помещена при входе в собор на юж. стороне сев.-зап. столпа: Д. А. с нимбом, в темно-коричневой монашеской мантии, охряная ряса перехвачена широким черным монашеским поясом с пряжкой, куколь схимы синего цвета (цвета одеяний те же, что и в миниатюрах Летописного свода), в правой руке князя - свернутый свиток, левая - в молении к благословляющему небесному покровителю прп.

http://pravenc.ru/text/171280.html

В расписанном заново в 1644 г. домовом храме рус. митрополитов и патриархов - Ризоположенской ц. Московского Кремля - образы покровителей государя и престолонаследника расположили так же, друг напротив друга, на гранях юго-зап. и сев.-зап. столбов соответственно ( Саликова. 1980. С. 151). Пик создания изображений «нового» святого по объективным причинам приходится на период правления Михаила Феодоровича; по восшествии на престол его сына, Алексея Михайловича, образам ангела первого Романова придается также немаловажное значение, но их количество постепенно уменьшается. Необычной представляется программа росписи алтарной части усыпальницы русских государей - Архангельского собора Московского Кремля, выполненной в царствование Иоанна IV Грозного (настоящая роспись 1652-1666 с воспроизведением первоначальной программы, 1564-1565), где ряд поясных образов 4 Московских святителей, расположенных «по обе стороны горнего места», замыкает лик преподобных отцов - тезоименитых Московских князей, упокоенных в некрополе собора: прп. Симеона Столпника (св. покровителя кн. Симеона Гордого), прп. Иоанна Лествичника (святого вел. князей Иоанна I Даниловича Калиты и Иоанна IV Грозного), прп. Василия Парийского (святого вел. кн. Василия III Иоанновича), а также особо чтимого прп. Сергия Радонежского. Включение в состав святительского чина образов преподобных позволило при возобновлении росписи в царствование Алексея Михайловича поместить в алтарной зоне на вост. пилястре арки прохода из алтаря в жертвенник образ М. М.- небесного патрона первого Романова: полуфигура, обеими руками перед собой держит свиток, напротив - свт. Григорий Чудотворец ( Лебедев. 1880. С. 208; Клевцова. 2006. Ил. на с. 80). Образ святого включен, напр., в монументальный декор храмов Ростовского кремля - ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спаса на Сенях) (ок. 1675, поновлена в 1893; М. М. (?) на откосе окна, в свитке надпись: «Терпите, братие, скорби и...») и в Воскресенской церкви (70-е гг. XVII в.) - полуфигура в медальоне, в отведенной левой руке свиток, правая - перед грудью в молении, и др.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

В. Гаврищук - «На заре» (2012). В монументальной живописи В монументальной живописи на сев.-зап. столбе в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) ( Качалова Н. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. Ил. 70) О. представлена вместе с равноап. кн. Владимиром (уподобление парам равноапостольных имп. Константина и имп. Елены и благоверных имп. Михаила и имп. Феодоры). Она в традиц. одеждах, на голове визант. корона-камилавка («венец сомкнутого византийского типа») поверх белого плата, в правой руке крест, ладонь левой обращена вовне ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, стенопись по первоначальной программе 1564-1565) образ О. помещен на вост. грани сев.-зап. столба во 2-м ярусе снизу напротив равноап. кн. Владимира, представленного на зап. грани сев.-вост. столба. Она в орнаментированной красно-коричневой далматике с широким золотым оплечьем, на голове городчатый венец поверх белого плата, у груди держит свиток. Фигура О. в росписи храма-усыпальницы рус. государей имеет особое значение в контексте программы декорации, связанной с темой святости русских правителей, О. представлена как 1-я святая правительница Руси и как ее просветительница. В росписях т. н. годуновского времени образ О. (на голове высокий городчатый венец, белый плат опускается на плечи) представлен в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (1598), на юж. грани сев.-зап. столба во 2-м регистре снизу, и соотносится как с царицей Еленой, так и с императрицами Ириной и Феодорой. По мнению Л. С. Ретковской, они выделены в отдельную группу за «их деятельность по укреплению и распространению православной религии в пределах Византийской империи (а для княгини Ольги - на Руси), их твердость в соблюдении церковных обрядов» ( Ретковская. 1955. С. 19). В Троицком (Преображенском) храме в Б. Вязёмах (между 1598 и 1600) О. изображена на сев. стене в нижнем ярусе сев.-зап.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Святители Московские - в митрах вместо белых клобуков - представлены по сторонам входа в придел свт. Алексия Московского в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1674). Изменение в одеянии святителей, вероятно, было связано с обсуждавшимся на Соборе 1666-1667 гг. вопросом о возможности изображения святителей П., Алексия и Ионы в белых клобуках. Молитва перед мощами П. (перенесение мощей?) представлена на зап. стене жертвенника Успенского собора Московского Кремля (1642-1643 (?)). Сцены из Жития П. размещались на северной и южной стенах ц. во имя свт. Петра в Ярославле (1760-1761, артель А. А. Шустова; не сохр.); неск. житийных сюжетов имеется в росписи свода ц. Покрова Богородицы (вмч. Георгия) на Псковской горе в Москве (сер. XIX в.). Среди рус. святителей П. изображен в наружной росписи юж. фасада Успенского собора Московского Кремля (XVII-XIX вв.). В алтарной росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896; рисунок в ГТГ), выполненной В. М. Васнецовым, П. (в архиерейской шапке) вместе со святителями Алексием Московским, Стефаном Пермским, с преподобными Сергием Радонежским, Антонием и Феодосием Киево-Печерскими показан на фоне кремлевских соборов. Образ П. часто встречается в памятниках строгановского шитья XVII в. (СИХМ, ПГХГ, ГМЗРК), в т. ч. на саккосе митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (мастерская А. И. Строгановой, НМРТ), на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) 1665 г. (вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых в Успенский собор Ростова, ЯИАМЗ), на саккосе свт. Стефана Пермского (ок. 1665, мастерская Строгановых, из Благовещенского собора Сольвычегодска, СИХМ), а также в клейме на клобуке патриарха Никона (1652-1658, ГММК), на бармах «Деисус и святые» (1639-1640, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики М. Матвеев и С. Осипов, ГММК) и др. Изображения П. в декоративно-прикладном искусстве известны также на золоченых дробницах с пелен к Донской иконе Божией Матери (2-я пол. XVI в., ГММК), на дробницах митры 1626 г. (вклад в Троице-Сергиев мон-рь в память о кн.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

А. А. Горский Иконография Г. Д. представлен в нижнем ярусе на сев. грани сев.-зап. столпа в росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. (создана на основе иконографической программы 1564-1565): средовек с темными кудрявыми волосами и небольшой бородой, в украшенной орнаментами светлой шубе, в молении тезоименитому святому в медальоне ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 142, 147). Его изображение без определенных индивидуальных особенностей сохранилось на миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., напр. сюжет с преставлением Г. Д. (2-й Остермановский том. БАН. 30. 7. 30. Л. 282 об.). В составе родословного древа рус. государей фигура Г. Д. помещена в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве. Погрудный образ вел. князя (в княжеской шапке, шубе, доспехах, с короткой раздвоенной бородой) имеется в ряду портретов рус. князей и царей на холмогорских костяных пластинах 1774 г., посл. трети XVIII в. (ГИМ, ГРМ, Егорьевский ист.-худож. музей), также на гравюре нач. XIX в. изд. П. П. Бекетова (Пантеон рос. государей. М., 1807). 2 сюжета из жизни Г. Д. воспроизведены на литографиях, созданных ок. 1836 г. по рис. Б. А. Чорикова: «великодушная» кончина блгв. вел. кн. Михаила Тверского в Орде в 1319 г. (Г. Д.- вдали на коне); вел. кн. Димитрий Михайлович «отмщает за смерть отца своего» - убиение Г. Д. в 1325 г. (Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд. А. Прево. СПб., 1836-1844. Ил. 71, 72). Предположительно Г. Д. изображен в верхнем ряду группы князей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. (ГМИР). Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

http://pravenc.ru/text/164459.html

В Архангельском соборе Московского Кремля - усыпальнице рус. князей в роспись 1564-1565 гг. был включен и образ муромского князя. В стенописи 1652-1666 гг., исполненной по первоначальной программе, фигура К. помещена в 3-м ярусе на зап. грани сев.-вост. столба ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 176, 190, 197, 209). Он показан почти прямолично (с небольшим поворотом фигуры вправо), правая рука перед грудью, левая, с раскрытой ладонью, приподнята. К. изображен старцем с длинной, зауженной книзу бородой и кудрявыми волосами с сединой, у него красновато-коричневое одеяние, поверх к-рого накинута княжеская шуба-ферезея из узорной ткани голубоватого цвета. На голове - княжеская шапка округлой формы красноватого оттенка с меховой опушкой. Образ К. вводился и в др. генеалогические художественные программы с изображениями рус. государей, напр. в роспись 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей российских, изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV). Отдельные образы К., М. и Ф. встречаются редко. Сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что сложилась традиция писать К. вместе с его сыновьями, подобно тому как их тела покоятся в общей раке в муромском Благовещенском монастыре. Образцом для формирования извода послужили, очевидно, совместные изображения равноап. вел. кн. Владимира и благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известные с кон. XIV в. (см. статьи Борис и Глеб, Владимир (Василий) Святославич - ПЭ. Т. 6. С. 44-60; Т. 8. С. 690-718). Разница в деталях незначительна, за исключением того, что равноап. вел. кн. Владимир, как правило, показан в царском городчатом венце, а на голове К.- княжеская шапка; оба муромских княжича безбородые в отличие от блгв. кн. Бориса, традиционно изображавшегося средовеком с небольшой бородой. Это уподобление отразилось и в каноне Муромским святым (ирмос 7-й песни): «Яко новая ветвь корене богонасажденна, князь Константин, новый Владимир явися: якоже бо он израсти две отрасли, Романа и Давида: сей же Михаила и Феодора» (МИХМ.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

апостолов Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ). В каждой композиции размещено по 2 сюжета, основанных на «Повести о Петре, царевиче Ордынском». В левой - явление апостолов Петра и Павла П. во сне на берегу Ростовского (Неро) оз., П. принимает благословение апостолов. Спящий царевич написан отроком в княжеской одежде (на плечи наброшена шуба), левая рука - под щекой; лик округлый, волосы короткие темно-русые. Справа П., в хитоне и гиматии, склонился перед апостолами. Вероятно, это одно из ранних изображений явления апостолов П., когда иконография только начинала складываться (у апостолов отсутствуют «мешцы» с золотом и серебром, к-рые упомянуты в «Повести...», и присутствуют в последующих композициях). Во 2-м клейме слева П. показан с иконой в руках, которую вместе с ним держит мужчина в княжеской шубе; справа П. приносит приобретенные иконы Божией Матери, свт. Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского ростовскому князю и свт. Игнатию и сообщает им о сонном видении. В 1564-1565 гг. сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» был представлен в 2 композициях нижнего яруса сев. стены (в ряду «портретов» рус. князей) в Архангельском соборе Московского Кремля (программа росписи повторена в 1652-1666). В 1-й сцене П. изображен спящим, над ним склонились апостолы Петр и Павел, держащие в руках мешочки с монетами. Во 2-й сцене апостолы вручают благоговейно стоящему перед ними П. 2 мешочка с деньгами (выделены белым цветом) на покупку икон для будущего храма. Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Икона. Нач. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Икона. Нач. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Впосл. сюжет явления апостолов П. оставался широко распространенным, в иконографию сер. XVI в. вносились изменения и дополнения. Икона такого извода (создана до 1691) находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Ростовского кремля. Со 2-й пол. XVIII в. на иконах и гравюрах действие происходит не в условном пейзаже, а на фоне зданий Петровского мон-ря, основанного царевичем.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010