М. до конца не ясны. Новгородская летопись ставит в вину князю наряду с не совсем понятным «не блюдет смерд» желание сесть в Переяславле в нарушение крестоцелования 1117 (или 1125?) г. о пожизненном княжении в Новгороде, неблаговидное поведение во время суздальского похода («ехал еси с пълку переди всех») (НПЛ. С. 24), а также переменчивость политики (то союз с Черниговом, то война с ним). Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) говорит также, будто В. М. «възлюби играти и утешатися… а людей не судяше и не управляаше», но достоверность этих добавлений, так же как и сообщений Никоновской летописи о каких-то особых связях В. М. с «немцами» (шведами?), к-рые якобы участвовали в суздальском походе 1134/35 г. и к к-рым князь будто бы собирался бежать в ходе конфликта с новгородцами в 1136 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 159), весьма сомнительна. Кроме упрека в политическом непостоянстве, перечисленные обвинения выглядят запоздалыми, хотя и сознательный политический выбор новгородцев в пользу Чернигова маловероятен, т. к. был бы чрезвычайной опрометчивостью, что отмечает и новгородский летописец: в результате у Новгорода «не бе мира… ни с сужьдальци, ни с смольняны, ни с полоцяны, ни с кыяны» (НПЛ. С. 25), т. е. по всему периметру новгородских границ. Вероятно, возник какой-то резкий внутренний конфликт В. М. с частью новгородской верхушки, в т. ч., возможно, и со свт. Нифонтом. Этот конфликт имел явно фискальную подоплеку, недаром 1-м гос. актом преемника В. М. стало обновление в 1137 г. порядка материального обеспечения Новгородской кафедры, к-рое предусматривало компенсацию из княжеской казны возможной недостачи сборов с владычных погостов. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Прибыв к киевскому кн. Ярополку Владимировичу, В. М. получил от него в держание Вышгород под Киевом. Именно на это время (или, что менее вероятно, на последние месяцы пребывания В.

http://pravenc.ru/text/Всеволод ...

F. The Sources of the Gideon Stories//VT. 1957. Vol. 7. P. 157-164; Auld A. G. Gideon: Hacking at the Heart of the Old Testament//Ibid. 1959. Vol. 19. P. 257-267; Emerton J. A. Gideon and Jerubbaal//JThSt. 1976. Vol. 27. P. 289-312; Boling R. Gideon//ABD. Vol. 2. P. 1013-1015; Tanner J. P. The Gideon Narrative as the Focal Point of Judges//Bibliotheca Sacra. Andover (Mass.); Dallas, 1992. Vol. 149. P. 146-161. Иконография Большинство изображений Г. встречается в визант. книжной миниатюре. Один из самых ранних известных образов Г. сохранился в миниатюрах Кодекса Григория Назианзина 867/886 гг. (Parisin. NB. 510. Fol. 347v). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., Г. описан следующим образом: «...старец плешивый с круглою бородою» (Ч. 2. § 132. 23). Однако в сохранившихся памятниках образ Г. варьируется от средовека с короткими вьющимися волосами и небольшой округлой бородой (фреска в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Каленич, Сербия, ок. 1413; клеймо «Пророчество Гедеона» на сев. медных вратах в Благовещенском соборе Московского Кремля, кон. XVI - нач. XVII в., ГММК; икона «Богоматерь с Младенцем, два ангела и пророки», 1-я пол. XV в., Галерея Академии художеств во Флоренции) до пышноволосого седого старца (в росписи ц. Благовещения в мон-ре Градац (Сербия), ок. 1275) или плешивого старца, как сказано в «Ерминии» (клеймо «Ангел призывает Гедеона на борьбу с агарянами» на Суздальских золотых вратах, кон. XII в.; в медальоне среди пророков на миниатюре из греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 48 об., XV в.)). Иконография Г. представлена 2 основными вариантами: «воитель» в ветхозаветной истории и ветхозаветный сюжет чуда с руном как символ Боговоплощения. Первый вариант встречается в развитых циклах порталов западноевроп. соборов XIII в., где Г. изображен с руном, в воинских одеждах, иногда с кувшином в руках. Этот же образ представлен в сюжете «Гедеон посекает войско мадианитян» в росписи юж. стены Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666) и диаконника Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (кон.

http://pravenc.ru/text/161851.html

Арий в иконографии В византийском и древнерусском искусстве Арий изображен в композиции «Первый Вселенский Собор», согласно «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 20), «в священническом облачении», стоящим перед имп. Константином и святыми отцами Собора напротив свт. Николая Чудотворца, и обычно также в отдельном сюжете «Смерть Ария» (как правило, вместе с сюжетом «Видение свт. Петру Александрийскому») - в мирских одеждах, напр. в Минологии на ноябрь, 1055-1056 гг. ; в росписи Мануила Евгеника ц. Спаса в Цаленджихе (Грузия), 1384-1396 гг., - повержен ниц, в хитоне, с покровенными руками; в ц. Св. Креста «του Αγιασμα τι» в Платанистейе (Кипр), 1494 г.; в клеймах «Заушение Ария» и «Первый Вселенский Собор» в житийных иконах свт. Николая Чудотворца ; в росписи Дионисия в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г., в росписи Архангельского собора Московского Кремля, 1652-1666 гг.; на иконе «Символ веры» , на иконе «Первый Вселенский Собор» ; на минейной иконе на июль, кон. XIX в. (ЦАК МДА). В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., сказано: «Арий зрит на Спаса, утроба его излияся, ризы дичь, сед, брада покороче Власиевы» . Литература Kouns N. C. Arius the Libyan. San Francisco, 1914; Williams R. Arius: Heresy and Tradition. L., 1987; Kannengiesser C. Arius and Athanasius: Two Alexandrian Theologians. [Aldershot] (Hampshire, GB); Brookfield (Vermont, USA), 1991; Stead C. Doctrine and Philosophy in Early Christianity: Arius, Athanasius, Augustine. Aldershot (GB); Burlington (Vermont, USA), 2000; Веретенников П., диак. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский//ЖМП. 1979. 10. С. 63-70; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. Табл. Ил. 541; Малков Ю. Г. Тема Вселенских соборов в древнерусской живописи XVI- XVII вв.//ДанБлаг. 1992. 4. С. 62-72; Ерминия ДФ. С. 178; Большаков. Подлинник иконописный. С. 117. Ил. 185. Использованные материалы Свящ. Владимир Шмалий. Арий. Православная энциклопедия, т. 3, с. 226-227 http://www.pravenc.ru/text/75942.html Николай Тальберг. История Церкви. Первый Вселенский Собор

http://drevo-info.ru/articles/24038.html

А. В. Сиренов Иконография Святые князья владимирские Глеб Андреевич, Георгий Всеволодович, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мч. Авраамий Болгарский. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев (ГРМ) Святые князья владимирские Глеб Андреевич, Георгий Всеволодович, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мч. Авраамий Болгарский. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев (ГРМ) Изображения Г. А. встречаются значительно реже, чем образы более почитаемых блгв. вел. князей владимирских - Александра Невского и Георгия Всеволодовича. Наиболее раннее изображение Г. А. (если верить поздней надписи) сохранилось в росписи зап. грани сев.-зап. столпа Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг., выполненной на основе иконографической программы 1564-1565 гг. Т. Е. Самойлова связывает появление этого изображения с интересом царя Иоанна IV Васильевича Грозного к образу отца Г. А. блгв. кн. Андрея Боголюбского и с почитанием прославленных чудесами мощей младшего князя. Г. А. представлен как безбородый юноша с короткими волосами, в княжеской шапке без опушки, напоминающей закрытый венец, в накинутой на плечи шубе с орнаментом, без меча, с молитвенно воздетыми руками. По-видимому, его образ основан на иконографии св. кн.-страстотерпца Глеба, к-рый в том же соборе изображен в такой же молитвенной позе и без традиц. для его иконографии меча. Описания внешнего облика Г. А. содержатся в иконописных подлинниках 20-30-х гг. XIX в. под 5 сент.: «Млад, кудряв, аки Георгий, риза княжеская» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об.); «Млад, ризы княжеския» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 56). Несмотря на наличие сведений о местном почитании Г. А. в XVII в., его изображения этого времени неизвестны (образы Владимирских чудотворцев входили в состав росписи XVII в. св. врат владимирского в честь Рождества Богородицы мон-ря, однако сведения об изображении Г. А. отсутствуют). Сохранившиеся памятники с образом Г. А. относятся ко 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Редкий пример единоличного изображения - храмовая икона юж. придела во имя Г.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2017 г. Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2017 г. Почитанию обители царской семьей Романовых способствовало то обстоятельство, что монастырская ц. прп. Марии Египетской единственная из московских была освящена во имя св. покровительницы супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской. Накануне их свадьбы (16 янв. 1648) храм был отремонтирован. В 1651-1652 гг. царь Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в мон-рь для местного ряда иконостаса Сретенского собора общую икону своих небесных святых - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Марии Египетской (ныне в Музее им. А. Рублёва; Чугреева. 1997). По инициативе царицы для этой церкви в 1668 г. был изготовлен т. н. Мариинский колокол (в наст. время он висит на среднем ярусе колокольни ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле). С 1648 г. торжества 1 апр., в день памяти прп. Марии, в М. С. м. приобрело характер гос. праздника, на к-рый торжественно приходили из Кремля царь и патриарх с митрополитами, собирались бояре и знать. Во время Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , в день памяти прп. Марии в 1667 г., в обители служили патриархи Макарий III Антиохийский, Паисий Александрийский и новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II . 31 марта 1668 г. патриарх Иоасаф II поздравлял здесь царицу. Торжественное почитание прп. Марии продолжалось в мон-ре и после кончины в 1669 г. Марии Ильиничны. Сведения Записных книг приказа Тайных дел о выдаче рыбы от 22 февр. 1674 г. предписывают выдать «в Стретенской игумену пол осетра, 16 человеком белуга, осетр» (РИБ. Т. 21. Стб. 1713), что позволяет судить о численности братии в этот период. По заказу царя Феодора Алексеевича вместо обветшавшего Сретенского собора был возведен каменный, его торжественное освящение состоялось 24 авг. 1679 г. В 1680 г., подобно родителям, Феодор Алексеевич поставил в иконостас Сретенского собора иконы св. покровителей своей семьи - прп. Феодора Стратилата и мц. Агафии (небесной покровительницы его жены А. С. Грушецкой).

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Наиболее раннее сохранившееся изображение Д. А.- в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной программе 1564-1565 гг. (Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа некоторых ее сюжетов//Древнерус. искусство: XVII в. М., 1964. С. 160-174). Фигура святого помещена при входе в собор на юж. стороне сев.-зап. столпа: Д. А. с нимбом, в темно-коричневой монашеской мантии, охряная ряса перехвачена широким черным монашеским поясом с пряжкой, куколь схимы синего цвета (цвета одеяний те же, что и в миниатюрах Летописного свода), в правой руке князя - свернутый свиток, левая - в молении к благословляющему небесному покровителю прп. Даниилу Столпнику. Д. А. изображен средовеком с тонкими чертами лица, удлиненной полукруглой бородой с проседью, изможденным. В Архангельском соборе в схиме изображен также только брат Д. А.- вел. кн. Димитрий Александрович Переяславский (в сев.-зап. углу на зап. стене), что подчеркивает преемственность Москвы от Переяславля и избранную роль Московского гос-ва с самого начала его истории. В росписи сер. XVI в. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле образ Д. А. находился в откосе окна зап. стены (Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII вв. М., 1990. Кн. 1. С. 164). В стенописи Грановитой палаты Кремля кон. XVI в. (возобновлена в 1882 палехскими мастерами Белоусовыми по описи иконописца С. Ушакова ) - Д. А. в княжеских одеждах в откосе окна у царского места, напротив - его сын Иоанн Калита (Забелин. С. 168). В Царском Титулярнике 1672 г. «исторический портрет» Д. А. помещен после его отца - вел. кн. Александра Невского (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III. 7). К работе над Титулярником привлекались мастера Оружейной палаты Иван Максимов (ученик С. Ушакова), «золотописец» Григорий Благушин, патриарший иконописец Дмитрий Львов (ДАИ. 1857. Т. 6. 43. С. 188-200; Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 33, 162, 166-167). Как и др. вел. князья, Д. А. изображен с нимбом. Портрет носит условный характер: оплечный образ святого в княжеских одеждах, с крупными чертами лица, удлиненным носом, вьющимися короткими волосами и полукруглой бородой вписан в овал, исполнен в традициях «живоподобия».

http://sedmitza.ru/text/790626.html

Миниатюра из Гомилий Я. Коккинавафоса. 1-я пол. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 110v) Обнаружив это, соседи требовали убить Г., но Иоас вступил на защиту сына, решив, что если Ваал - бог, то «пусть сам судится с ним» (Суд 6. 32). В этом стихе дается народная этимология 2-го имени Г.- Иероваал: «Пусть Ваал совершит (рассудит)». Точное значение элемента  в его имени неясно. Возможно, это имя способствовало деятельности Г. в качестве религ. реформатора. Божественное благоволение к Г., требовавшего знамения, проявляется в чуде с овечьей шерстью: сначала роса выпадает только на расстеленную Г. на земле шерсть, затем на земле вокруг выпадает роса, а шерсть остается сухой. Это чудо становится знаком спасения Израиля (Суд 6. 37-40; ср.: Пс 71. 6 по LXX). Роса символизирует благодать Св. Духа, к-рую Господь дарует Своей Церкви ( Iren. Adv. haer. III 17. 3). В церковных песнопениях это событие рассматривается как прообраз Боговоплощения:                               (Октоих. Глас 6. Седален по 1-м стихословии). Высокий религ. статус богоизбранности Г. выражен в Библии словами: «Дух Господень объял» Г. (Суд 6. 34). Накануне очередного вторжения мадианитян он избрал из колен Асира, Завулона, Неффалима и Манассии многочисленное ополчение из 32 тыс. чел. Г. получил повеление от Бога отослать по домам боязливых, а остальное войско уменьшить до 300 воинов, кто «будет лакать воду языком своим, как лакает пес» (Суд 7. 5). Малое число ополченцев должно было говорить о том, что не Израиль совершил победу собственными силами, но что Господь спас свой народ (Суд 7. 2). Тем самым Господь показал, что спасение Его народа должно совершаться прежде всего избранными и прошедшими испытания верными людьми ( Theodoret. Quaest. in Iud. 2; это событие указывает на слова Иисуса Христа о «званых и избранных» - Мф 20. 16; Рим 9. 27 и др. ( Greg. Nazianz. Or. 42. 9)). Битва Гедеона с мадианитянами. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Битва Гедеона с мадианитянами. Роспись Архангельского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/161851.html

В походе на Рязань князь Даниил - впереди войска. Он в княжеских одеждах, в княжеской шапке с опушкой (один из символов княжеской власти) и латах. Сидя на коне, князь спокойно движется вперед. Этому движению - «шествова с воинством своим возбранити устремление варварское» (так сказано об этом в Степенной книге) - в верхней части миниатюры противопоставлена жестокая сеча, в которой было «избито» множество татар (смелость в то время удивительная, как отмечается в истории и их русских союзников. Справа вверху - князь Даниил пленяет князя Рязанского Константина. На миниатюре с изображением передачи Переяславля князь Даниил в палатах справа, также в синем плаще, с княжеским жезлом с выгнутой рукоятью (атрибут княжеской власти), в окружении подданных. Слева на ложе болящий поддерживаемый князь Иван Дмитриевич, передающий Переяславский удел под власть Москвы по любви к князю Даниилу, «без крамолы» (Степенная книга). Князь Даниил указывает на князя Ивана. Сзади «великий град Переславлъ», окруженный крепостными стенами с башнями, высоким валом и рвом. Важнейшее в жизни князя Даниила событие пострижения «во святый ангельский иноческий образ и во схиму» выделено в верхней части следующей миниатюры. Пострижение изображено на фоне одноглавого, одноабсидного храма Данилова монастыря (князь принял схиму в основанной им в Москве Даниловской обители). Ниже усопший князь на ложе в схимнических одеждах. При пострижении и успении князя Даниила присутствуют его четыре сына, кроме старшего Юрия, находившегося в Переяславле. Отпевание лежащего во гробе в схиме князя совершается на фоне Архангельского собора Московского Кремля (некоторые исторические источники упоминают о погребении князя Даниила в древней кремлевской церкви Архангела Михаила), перед гробом четыре сына князя Даниила. Выше на миниатюре изображен сын Юрий, которого переяславцы не пускают в Москву на погребение отца, боясь, чтобы Великий Князь Андрей Александрович вторично не занял их города. В усыпальнице Великих Князей и Царей - Архангельском соборе Московского Кремля - изображение благоверного князя Даниила Московского появляется, видимо, уже в XVI веке В царствование Алексея Михайловича в 1652 г., в год обретения святых мощей князя Даниила, начинается возобновление росписей (работы велись до 1666 г.). Торжественное изображение преподобного князя Даниила в схимнических одеждах помещено на видном месте, на южной стороне северо-западного столпа. Святой изображен в рост, прямолично (обычные композиции фигур князей в соборе в трехчетвертных поворотах), схимнические одежды того же цвета, что и в миниатюрах Летописного свода (синяя схима и коричневая монашеская мантия). Преподобный князь Даниил обращается в молении к своему Небесному покровителю преподобному Даниилу Столпнику, который благословляет его, в другой руке князя Даниила (как и у Даниила Столпника) свиток - символ Божественного Слова.

http://sedmitza.ru/text/416027.html

Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1 (по указ.); Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982; Назаров В. Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; он же. Иван Иванович Молодой//БРЭ. Т. 10. С. 629-630; Клосс Б. М., Назаров В. Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в.//ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 283-313; Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989; он же. Походы рус. войск при Иване III. СПб., 2007; Борисов Н. С. Иван III. М., 2000; Донской Д. В. Рюриковичи: Ист. словарь. М., 2008. А. А. Горский Иконография . Изображение И. И. находится в Архангельском соборе Московского Кремля, традиц. усыпальнице рус. князей, около юж. входа, на стене, над гробницей. И. И. представлен рядом со своим сыном кн. Димитрием Иоанновичем. Росписи созданы в 1652-1666 гг., их иконография восходит ко времени царя Иоанна IV Грозного (1564-1565; план захоронений см.: Сизов Е. С. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1976. Вып. 2. С. 66). В Голицынском и Шумиловском томах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225; F.IV.232) имеются миниатюры, иллюстрирующие основные события жизни И. И. На нем, как правило, княжеские одежды разных цветов: кафтан, шуба с меховым воротником, шапка с меховым отворотом; иногда он представлен в воинском облачении, в сцене погребения - в схиме (или саване). Индивидуальных отличий его иконография в летописном своде не имеет. В Голицынском томе И. И. изображен всего на 2 миниатюрах: в сцене рождения И. И. (Л. 874) и с кн. Андреем Меньшим в сцене встречи вел. кн. Иоанна III, вернувшегося в Москву из Новгорода (Л. 1024). Основное повествование о жизни и деятельности И. И. содержится в Шумиловском томе Лицевого летописного свода. И. И. вместе с отцом вел. кн. Иоанном III запечатлен на большинстве миниатюр, посвященных обретению останков церковных и светских деятелей св. Петра, митр. Московского (Л. 295 об.- 303), митрополитов Киприана, Фотия, Ионы, Феогноста и вел. кн. Юрия Даниловича (Л. 30 об., 304 об.- 309), митр. Филиппа (Л. 313 об.), перенесению их мощей в Успенский собор Московского Кремля. Хотя в тексте упоминается, что И. И. присутствовал при венчании вел. кн. Иоанна III с Софией Палеолог (Л. 80), идентифицировать его на миниатюре не представляется возможным. Проиллюстрированы события, происшедшие в период правления И. И. в Москве во время похода вел. кн. Иоанна III в Новгород (Л. 117 об., 315 об., 317 об.), брак с Еленой Волошанкой (Л. 372 об.), рождение сына Димитрия (Л. 380 об.), взятие Твери (Л. 395 об.- 399 об.), погребение кн. Михаила Верейского (Л. 401).

http://pravenc.ru/text/471249.html

Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр был изображен в полный рост вместе со святыми мучениками Борисом и Глебом. Другую древнюю икону якобы видел в 1930-е годы на одной из выставок иконописец К. А. Павлов (Рижская Гребенщиковская старообрядческая община). Как он сообщил нам в 1966 г., на иконе было поясное изображение Невского героя, в руках его - копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова - без княжеской шапки, увенчана нимбом, русая борода - лопатой; пальцы сложены, как для крестного знамения; в середине иконы был помещен русский крест, а по краям иконы шел витой тератологический орнамент, который был распространен на Руси в XIV-XV вв.; на иконе имелась надпись: " Святой великий князь Олександръ " . По словам К. А. Павлова, эта икона происходила из Псковской губернии, откуда попала в Ригу, а затем протоиерей Рушанов увез ее в Америку. На московской иконе середины XVI в. " Воинствующая церковь " юный князь Александр изображен среди русских воинов, в броне и голубом шлеме, на вздыбившемся вороном коне. В княжеской одежде и нередко с мечом в руках святой князь Александр изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского Кремля, исполненной в 1652-1666 гг. Симоном Ушаковым и его дружиной,18 и на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Д. Г. Плеханова. Та же светская традиция изображения Александра Невского сохранена во многих миниатюрах Московского Лицевого свода XVI в.: в Лаптевском, Голицынском и Остерманов-ском томах, в Титулярнике 1672 г., а также в клеймах иконы XVII в. " Святой Александр Невский с деяньем " .   Святой благоверный князь Александр Невский Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания святого благоверного князя Александра Невского: отныне он стал общенациональным святым, покровителем Санкт-Питербурха и Российской империи. Его святые мощи были перенесены из Владимира в Петербург в 1723-1724 гг. 15 июня 1724 г. Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского " в монашеской персоне никому отнюдь не писать " , а только " во одеждах великокняжеских " . С тех пор в русском иконописании распространился и стал господствующим новый иконографический тип святого Александра Невского: в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностаевого меха с крестом, с нимбом над головой, верхом на коне и с мечом в левой руке, нередко на фоне Невы, Петропавловской крепости, палат Петербурга и плана Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря. 21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине - изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне.

http://sedmitza.ru/text/524353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010