1. Из двух циклов «Бесед на Книгу Бытия» первый, состоящий из девяти бесед, произнесен в Антиохии в течение Великого поста 386 г. Второй цикл – 67 бесед – представляет собой полный комментарий на Книгу Бытия: св. Иоанн изъясняет текст с начала до конца, разделив его на части. Вероятнее всего, беседы были произнесены в 388 г. Некоторые фрагменты из обоих циклов текстуально идентичны, что заставляет предполагать позднейшую редакцию. 2. «Беседы на Псалмы» включают толкования псалмов 3–12, 41–49, 108–117, 119–150, произнесенные предположительно в конце антиохийского периода жизни святителя и сохранившиеся в разных редакциях. К этой серии толкований примыкают две «Беседы на Псалом 58», а также толкования отдельных стихов из псалмов, например «Беседа на начало Псалма 41», произнесенная в 387 г., и «На Пс.115:1–3 » (ее текст найден в 1907 г.) Комментируя тексты псалмов, святитель нередко возвращается к своим излюбленным темам: о добродетелях и пороках ( Пс.100 , Пс.142 , Пс.146 ), о молитве ( Пс.7 , Пс.9 , Пс.141 ), псалмопении ( Пс.41 , Пс.134 , Пс.150 ) и св. причащении ( Пс.133 ). Некоторые беседы содержат полемику с арианами ( Пс.46 , Пс.109 , Пс.148 ). В отличие от своих прочих ветхозаветных толкований св. Иоанн Златоуст в беседах на Псалмы использует не только текст Септуагинты, но ссылается также на еврейский оригинал и сирийскую версию, а также на греческие переводы «других», т. е. Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс.4 , Пс.55 и др.). К циклу «Бесед на Псалмы» примыкают две «Беседы на Пс.48 , Пс.17 и о гостеприимстве». 3. В греческой версии сохранилось шесть «Бесед на пророка Исаию», которые были произнесены частью в Антиохии, частью в Константинополе. Полный комментарий на пророка Исаию сохранился в армянской версии. Существуют также беседы на отдельные места из Книги Исаии, например «Беседа на Ис.6:1 ». 4. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пять «Бесед о св. Анне» и три «Беседы о Давиде и Сауле», произнесенные предположительно в 387 г. и содержащие комментарий отдельных глав из «Книг Царств». Две «Беседы о темноте пророческих речений» составлены в Антиохии в 386 г. Под именем Златоуста сохранились также фрагменты толкований на Иеремию, Даниила, Притчи и Иова в «Катенах на Священное Писание Ветхого Завета». Экзегетические элементы присутствуют в похвальных словах Златоуста, посвященных ветхозаветным праведникам (о них см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

118 В 1669 году изданы, в дополнение статей Уложения об уголовных преступлениях, обширные и подробные новоуказные статьи, с выписками, почти под каждою статьею, соответствующих положений из градских законов 119 . Действие этих законов подтверждалось и в царствование Феодора, Иоанна и Петра 120 . Духовенство также продолжало следовать им в решении дел, ему подчиненных по гражданскому ведомству, как например дел наследственных, по духовным завещаниям, также по обязательствам, и проч. 121 8 Ист. гос. росс. 5. гл. 2. сп. грамоту патриарха в Жур. мин. нар. просв. 1847 г. июль. стр. 158: «γνουςκομεν γαρ ακριβως, οτι Μητροπολιτης δικαιως σας παδευσε και εξουσιαν εχει πασαν εις μας». Также грамотою патриарха подтверждены права митрополита, против архиепископа суздальского Дионисия, который присвоил было себе некоторые города из его области. 10 Ист. русской Церкви: пер. 2. 24. 25. сн. Журн. мин. нар. просвещ. 1847 г. июль. стр. 141. 142. 152. 155. 157. 16 Невероятно, чтобы Никон не принимал восточного Номоканона; который, вместе с другими книгами церковными, он сам издал в 1653 г. Но в соборном акте мысли Никона пояснены так, что он отвергал правила, против него приведенные, аки бы подвержна и таймичищна, т. е. как подложные, или подозрительные; притом не принимал каноны чаственных (частных) соборов, бывших по седьмом (вселенском) соборе, – отвергал собственные патриархов сказания и толкования на церковные правила; а вообще Номоканона, предложенного на соборе, не хотел принять потому, занеже напечатася инде, аки бы в западных странах. Может быть, действительно это был Номоканон, напечатанный в Литве, 1620 года. Собр. закон. 1. стр. 655. 18 Акт. ист. 155. Акт. экспед. 4. 161. В последствии времени исключены также из духовного суда: делание фальшивой монеты и колдовство (см. в полном собран. законов. 1. Иногда впрочем духовенству давалось право судить подчиненных своих и в татьбе и в разбое, как это видно и в ярлыках ханских (см. ярлыки митр. Петру, Ионе, Феогносту, Алексию, Михаилу в собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

134 Освящение главного придела храма Сурского подворья в Петербурге (будущего Иоанновского монастыря) состоялось 17 декабря 1902 г. 135 Накануне 19 октября – дня именин отца Иоанна – местная газета сообщала: «Вчера в течение всего дня в Кронштадт с каждым пароходом прибывали все новые многочисленные толпы почитателей о. Иоанна, представители всевозможных корпораций, депутации от различных обществ ученых и благотворительных, студенты духовной академии и с. – петербургской духовной семинарии, масса частных лиц из Петербурга, Москвы и далекой глухой провинции. Дом Трудолюбия и бывший Быкова, а также все квартиры для приезжающих переполнены. Бедняки-паломники расположились на постоялых дворах и в ночлежных приютах, а многие из них решили провести ночь на соборной паперти и у дома, где живет о. Иоанн» (Котлин. 1902. 19 окт., 236). 137 В свою очередь Плеве в 1903 г. обратился к отцу Иоанну с просьбой ответить на брошюру Л. И. Толстого «Обращение к духовенству» (1902). По свидетельству С. В. Животовского, «о. Иоанн взялся за эту непосильную работу не из угодничества перед сильным мира сего, а ио глубокому и искреннему убеждению, что он как верующий и православный священник обязан был это сделать. Обязан потому, что Министр есть слуга царский, а Царь – помазанник Божий, и потому воля слуги Царского должна быть для него законом» (Биржевые ведомости. 1909. 14 янв., 10907). см. также примеч. 1 к письму В. М. Скворцову от 8 сентября 1903 г. 139 Печатается по: РГИА. Ф. 796. Оп. 183. Ед. хр. 1986. Л. 1–2. Впервые (в сокращении): Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1910. С. 185; также в сокращении: История обители. С. 50. 141 Печатается по: Пюхтица. Впервые опубликовано: Град Китеж. 1992. 2 (7). С. 7. Датируется по содержанию: упоминанию освящения соборного храма Сурского подворья в Петербурге (см. примеч. 1) и предновогоднему поздравлению. 142 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 418419, без подписи. Публикуется впервые. Датируется на основании архивных документов Линтульского монастыря: монахиня Флорентия была уволена от должности настоятельницы общины 24 января 1901 г., но вопрос об утверждении в этой должности монахини Феоктисты решался только летом 1902 г. (Архив православного церковного управления Финляндии, 6, 4, 1902). Упоминаемый в письме А. М. Агарев стал диаконом в Линтуле в том же 1902 г. Очевидно, отец Иоанн полагает, что Агарев вскоре станет священником и духовником Линтульской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Приезд Павла и Геронтия был событием великой важности для Белокриницкого монастыря: под их руководством начинаются там дела, о каких не могли и помыслить в простоте своей белокриницкие старцы, и спустя каких-нибудь пять-шесть лет ничтожный, никому почти неизвестный липованский монастырь получает важное значение для всего старообрядческого мира, приобретает известность в истории. 141 По свидетельству иеромонаха Филарета, бывшего архидиакона Белокриницкой митрополии, и других лиц, долго живших в Буковине, у здешних старообрядцев доселе существует предание, что Миттока-Драгомирна, или Соколинцы, древнейшее из существующих в Буковине раскольнических селений и что кроме Соколинцев раскольники издавна жили еще, по два, по три семейства, в селениях Комаровке (здесь жили беспововцы), Петроуцах (близ Сучавы), Кучурове (близ Черновцев) и Липовцах («Записки», о. Филарета). Надеждин в своей записке о заграничных раскольниках также замечает, что у раскольников, живущих в Миттоке-Драгомирне сохранилось предание, что предки их поселились в этом месте гораздо ранее того времени, когда Буковина сделалась австрийской областью (см. Кельсиева «Сборн. свед, о раск.» ч. 1. стр. 85–86). Что в Буковине, близ Сучавы, и раньше 1783 года жили раскольники, об этом находим свидетельства в некоторых официальных документах. Например, в грамоте, выданной липованам из черновецкого областного правления 31 октября 1783 года, говорится о двух липованских обществах, живущих уже в сучавском дистрикте. В рапорте сучавского директора Шторра в Черновцы, от 19 января 1784, упоминаются также hier in District bereits schon wohnhaften Lippowaner Familien (оба документа – в Белокрин. архиве). Анфим, раскольнический епископ, в донесении ясскому митрополиту Иакову, от 30 июня 1756 года, также упоминает о раскольниках, живущих «… на Соколинцах и на прочих слободах», подведомых митрополиту («Очерки поповщ.» стр. 240). 142 В упомянутом донесении Анфима митрополиту Иакову молдавские раскольники называются уже липованами. (Там же стр. 238; см. стр. 208–209).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Нетленные мощи Н. в деревянной раке в приделе Иоакима и Анны Софийского собора упоминаются в описях XVII в., в частности в памятнике «О святей соборной церкви Софии Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородских чудотворцех, идеже койждо лежит» (составленном при митр. Киприане (Старорусенкове) , 1626-1634) («...и вси православнии христиани прикасаютца им невозбранно, и исцеление подавает с верою приходящим, и до днесь свидетельствованы, и поют ему службу болшую с полиелеосом трижды годом» - Янин. 1988. Прил. 5. С. 219), а также в Описи новгородских святынь 1634 г., составленной по распоряжению царицы Евдокии Лукьяновны; при этом сообщается, что от мощей святителя совершаются чудеса: «...разслабленным стягновение, слепым видение, хромым хожение и на враги побеждение дарует» ( Забелин И. Е. Описание новгородской святыни в 1634 г.//ЧОИДР. 1862. Кн. 4. Отд. 5. С. 52; Янин. 1988. С. 221). По свидетельству 2 последних памятников, в XVII в. в Софийском соборе службу Н. совершали 3 раза в год - 31 янв. (день кончины), 30 апр. (обретение мощей) и в пятницу 2-й недели Петрова поста, когда к Софийскому собору шествовал крестный ход в честь Н. от 6 новгородских соборов ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 100; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 197; Голубцов. 1899. С. 236-237; см. также др. богослужебные особенности, связанные с почитанием Н.: Там же. С. 40-42, 53, 97-99, 112-113, 129, 130, 141, 142, 160, 168, 202, 223, 234). Во время ежегодного большого крестного хода, к-рый совершался по Софийской стороне Новгорода в 1-е воскресенье после дня святых апостолов Петра и Павла, при остановке у Чудинцовских ворот совершался молебен Пресв. Богородице (в честь Успения) и Н.; в день сретения Владимирской иконы Божией Матери и в среду 4-й Недели по Пасхе те же молебны во время крестного хода совершались «у Черного (Чудного у Великого моста? - М. П.) креста» ( Голубцов. 1899. С. 124, 145, 221). До 2-й пол. XVII в. 30 апр. по богослужебным книгам совершалась служба Н. с полиелеем; при исправлении Типикона в 1641 г. было указано праздновать Н. во всех церквах только 31 янв., а празднование в день обретения его мощей было отнесено к местным праздникам ( Никольский К., прот. Мат-лы для истории исправления богослужебных книг. СПб., 1896. С. 33). В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в XVII в. в московском Успенском соборе, говорится под 31 янв.: «Никите Новгородцкому благовест в лебедь, трезвон середней» (РИБ. Т. 3. Стб. 53). Имеются тропарь и кондак Н., составленные вскоре после обретения мощей святителя (см.: Святые Новгородской земли. 2006. С. 76-77).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Социологические и текстологические исследования сир. агиографических текстов, проведенные в последние годы, позволяют сделать 2 заключения. Во-первых, типичный сир. святой - это монах или отшельник неаристократического происхождения. Святительских житий в корпусе сир. агиографии очень мало (напр., Житие Раввулы, еп. Эдесского), а повествования о благочестивых мирянах практически полностью отсутствуют. Во-вторых, житийные тексты нередко использовались в идейной борьбе между различными группами сир. христиан и поэтому неизбежно носят следы вторичной идеологизации. Так, напр., эллинофильская тенденция проявилась в отношении Мар Афрема, известного в визант. традиции как прп. Ефрем Сирин : в позднем Житии (VI - нач. VII в.) святой из сироязычного помощника епископа и хорегета небольшого лика дев (т. н. дщерей завета, сир. бнат-кьяма) превратился в монаха и диакона, знатока греч. языка. В текстах западносир. традиции правосл. визант. императоры и церковные деятели нередко представлены в карикатурном виде, как в соч. «Плирофории» Иоанна Руфа , еп. Маюмского (VI в.). Терминология сир. Ж. л. достаточно стандартна. До времен уний с Римско-католической Церковью сирийцы не знали офиц. процедуры канонизации. Отнесение святого к тому или иному лику святости: апостолов (шлихе), евангелистов (эвангелисте), мучеников (сахде), исповедников (мавдйане), святителей (мальпане), блаженных (туване), подвижников (раббане) - не приобрело у них вида строго организованной системы, подобной латинской или поздневизантийской. Имена всех святых предваряются словом «Мар» (Мор; сир.- господин; для женщин - Март). Для сирийцев также характерна консервативность в почитании святых ( Fiey. 2004. P. 4): с XIV в. случаи появления в святцах новых святых и соответственно новых агиографических текстов достаточно редки, несмотря на множество христиан, погибших при тур. геноциде 1912-1915 гг. (еп. Аддай Шер и др.). Мученические деяния самой ранней эпохи (IV-V вв.) на сир. языке дошли в виде отдельных текстов ( Ortiz de Urbina. PS. § 141), напр. Деяния сщмч. Варсимея (Барсамьи), еп. Эдесского, и мч. Сарвила (Шарбиля), Деяния Гурьи, Шемона и Хаббиба (см. ст. Гурий, Самон(а) и Авив ). Группа Деяний Персидских мучеников, к-рые в V в. начал собирать дипломат еп. Марута Майферкатский, отражает память о преследованиях персид. христиан шаханшахами-маздеями примерно с 307 г. до конца правления Сасанидов (Ibid. § 142). Ряд мученических деяний имеет «эпический» (по терминологии Делеэ) характер, т. е. практически лишен исторической ценности. Таковы Деяния Мар Авдишо и Мар Кардага, Мар Муайна и Мар Сабы-Пиргушнаспа и нек-рые др. (Ibid. § 143). К ранней эпохе также относят ряд житий основателей аскетической традиции, в частности Житие Мар Авгена (см. ст. Евгений ).

http://pravenc.ru/text/182317.html

101 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 58, 2 (PG 58, 568–569). Рус. пер. С. 595–596. 104 Вавилонский Талмуд. Трактат Йома 866. Данное предписание приводится от имени Йосе бен Йехуды, палестинского раввина II в. по P. X. 106 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 61, 1 (PG 58, 589). Рус. пер. С. 623–624. 116 Аристофан. Женщины в народных собраниях 30–31, 390–391. С. 707, 724 («Хотя бы к петухам вторым ты подоспел»); Ювенал. Сатиры 9, 107–108. С. 97 («Все-таки то, что к вторым петухам будет делать хозяин, до наступления дня уж узнает соседний харчевник»). 117 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 82, 4 (PG 58, 742). Рус. пер. С. 825. 129 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 85, 1 (PG 58, 758). Рус. пер. С. 845–846. 130 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 85, 2 (PG 58, 759). Рус. пер. С. 846. 140 Тивериадское и Геннисаретское – два топонима одного и того же озера, называвшегося также Галилейским. 141 Ср.: Brown R. Е. The Gospel according to John (XIII–XXI). P. 1090; Fitzmyer J. A. The Gospel according to Luke (I–IX). P. 560–561. 142 В первом вопросе использован глагол γαπω, во втором и в третьем – φιλω (φιλ). Оба означают «любить», и вряд ли можно говорить здесь о разных оттенках одного и того же чувства. 158 Слово «некоторые» отсутствует в греческом тексте и добавлено авторами Синодального перевода по смыслу. 160 См.: Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские 3, 2 (PG 60, 36). Рус. пер. С. 34. Об этих семидесяти апостолах Евсевий Кесарийский пишет в IV веке: «Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет» (Церковная история 1, 12, 1. С. 40). Со временем такой список был составлен. 165 Обзор дискуссии см. в: Keener С. S. The Gospel of John. Vol. 2. P. 1196–1200; Item. Acts. Vol. 1. P. 789–794. 166 Филон Александрийский. Об особых законах 1, 69. Цит. по: Раппапорт У. От изгнания к независимости: еврейская история в эпоху Второго Храма. С. 218–219.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

120 Ин. 10, 1. 121 Игра слов:  — аскет, подвижник; — тот, у кого нет крова. 122 Обычно «Великой Панагией»  называются храмы и обители, посвященные Успению Пресвятой Богородицы, « Малая Панагия» (или «Панагица», «Панагуда» (на севере Греции) — уменьшительно-ласкательная форма от слова «Панагия») — храмы и обители, посвя­щенные Ее Рождеству. 123 Ис. 40, 1. 124 Один человек слышал от Старца, что он видел там Свет. 125 Произнесено 21 февраля 1985 года. 126 Старец сказал так, вероятно, потому, что иногда выбрасывал на это место очистки от фруктов. 127 Отсылаем читателя к посланию Старца, вышедшему в «самиз­дате», а также к листовке, содержащей отрывки магнитофонной за­писи беседы со Старцем на данную тему (Издание Воскресенской кельи. Капсала, 1995). 128 Мф. 24, 24. 129 См.: Апок. 13, 18. 130 Лк. 20, 25. 131 См.: Иер. 15, 19. 132 В святогорских монастырях новоначальные послушники но­сят одну скуфью (без подрясника). 133 1 Кор. 11, 14. 134 У Старца игра слов: — отвлеченные, рассеянные, невни­мательные). 135 Вывод устья толстой кишки на отверстие на животе. 136 Пс. 89, 10. 137 В свободном переводе на русский язык. 138 Кирилл Скифополит.  Житие Евфимия Великого. 139 Достойно замечания то, что и похлопывание по спине, и эти слова были обычными для Старца, но свидетель этого не знал. 140 Смотри выше — стр. 359-360. 141 Ср.: 1 Кор. 2, 14. 142 Вообще о своих родных Старец не молился. Только узнавая о кончине кого-то из них, он один раз читал «Непорочны…»,  совер­шал об их упокоении одни четки и из заздравного помянника пере­писывал их имена в заупокойный. 143 Преподобный Феогност.  О деятельной и созерцательной жиз­ни. Добротолюбие. Т. III. 144 Творения преподобного Петра Дамаскина. 145 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в русском переводе. 146 Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия и Иоанна. 147 Святой Исаак Сирин.  Слово 20. 148 «Иное есть смирение кающихся, исполненное сетования, иное зазрение совести еще согрешающих и иное — блаженное и богатое смирение, которое особенным Божиим действием вселяется в со­вершенных». Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайс­кой горы, Лествица, в русском переводе.

http://pravmir.ru/249925/

131 Цит. по:. прот. Г. Флоровский. О смерти крестной, с. 174. 132 свящ. Сергий Щукин . Современные думы.//Вестник РСХД. с. 203. 133 Честертон Г. К . Омар Хайям и священное вино.//Избранные произведения в 5 томах. Т. 5. — М., 1995, с. 46. 134 де Любак, Анри . Католичество. — Милан, 1992, с. 284. 135 См. св. Григорий Богослов . Творения. Т. 2. — М., 1994, с. 37. 136 Здесь есть сложность: в Евангелии Христос благословил явно некрещеных детей, что означает возможность внецерковного, внетаинственного благословения. Однако если один вид благодати мог быть дан детям непосредственно, то почему же благодать крещения не может быть им преподана? 137 Можно вспомнить также другие случаи спасения одного человека по просьбе и вере другого: по вере сотника исцелен его слуга (Мф. 8). По вере носильщиков исцелен в Капернауме расслабленный: «Видя веру их», Христос говорит о другом: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Вообще мы связаны друг с другом гораздо теснее и таинственнее, чем кажется позитивизму и индивидуализму. Протестантизм забыл эту связь. И теперь о ней настойчиво напоминает (но уже преподнося как свое открытие и толкуя в своих интересах) оккультизм со своими «диагностиками карм» предков, потомков, семьи и т. п. 138 св. Григорий Богослов . Мысли, писанные четверостишиями, 8.//Творения. Т. 2. — М., 1994, с. 226. 139 см. Котрелл Дж . Крещение. — М., 1993. 140 «Мы положительно утверждаем, что младенцы, ни наши без крещения, ни вообще чьи бы то ни было с крещением, в Церковь Христову за взрослыми без покаяния и личной веры не попадали и вовеки не попадут» (Баптист. 1912, с. 17). 141 Рогозин П. И. Откуда все это появилось? — Ростов-на-Дону, 1993, с. 68. 142 «Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что таковых есть царствие Божие» ( Рогозин П. И . Откуда все это появилось? сс. 66–67). Кстати, в газете «Протестант» одно из стихотворений для детей кончается, между тем, словами: «Покайтесь, дети, или вы погибнете». 143 Здесь и далее курсив в текстах Писания принадлежит автору. — Ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

136. η ενδιτος πστις - внутренняя вера, см. гл.57 данного трактата. Определение внутренней веры также у преп. Никиты в Сотницах 1:30: " Веры не той только, коею веруют в единого Бога и Единородного Сына Его, но особенно той внутреннейшей веры, коею веруем, что как все обетования Христовы, какие обетовал и уготовал Он любящим Его, так и угрозы и муки адские, кои уготованы диаволу и рабам его, несомненно истинны " (Добротолюбие. Т.5 С.90). 137. Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.528 (PG 36. 324С). 138. Образ " очей сердца " , " очей души " или " очей ума " постоянно встречается в святоотеческой письменности, символизируя духовное зрение. 139. Св. Иоанн. Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149. 140. См., например, Сотницы 1:74 преп. Никиты Стифата: " Устремляй мысленное око свое к созерцанию Бога " . (Добротолюбие. Т.5. С.302). 141. Луг Духовный. Творения блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915. С.33 142. Быт.2:16-17. 143. 2Кор.10:5. 144. Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.609 (PG36. 508С). 145. 2Кор.11:2. 146. " Житие преподобной матери нашей Пелагии " (Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Введенская Оптина Пустынь, 1993. Кн.2. С.182-194; PL 73. 663-672). 147. Дан.13:1-64. 148. Ср., преп. Никиты Стифата Сотницы 1:52: " Когда же силы ее (души) действуют не по естеству своему, восставая одна против другой, тогда и это все видится ей, не как оно есть по естеству своему; оно естественною своею красотою не возводит уже ее к познанию Творца, но, по причине страстного ее состояния, низводит в глубину погибели " (Добротолюбие. Т.5. С.95). 149. 1Kop.11:28-30. 150. Дан.13:42. 151. Гл.39-41 ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.1. Гл.14. Свойства божественной природы. C.113-114(PG94. 860A-861A). 152. η απαρχ - " начаток " ; слово απαρχ (напр. 1Kop.15:23: Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его) - имеет в православной христологии и онтологическое, и сотериологическое значение, причем последнее вытекает из первого. Христос и Сам стал начатком нашей обновленной природы. Восприняв от Пресвятой Богородицы подлинную человеческую природу, т.е. начаток нашего смешения, Христос является поэтому подлинным человеком и Спасителем людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010