On Prayer 107, 111 (79: 1192A, C); tr. Philokalia, 1: 67, 68. 138 Nilus, Letters 4. 1 and 17 (PG 79, 541 С и 557D); On the superiority of desert hesychasts 1 (PG79: 1061A); Palladius, Life of St. John Chrysostom 8: ed. Coleman–Norton, 50, 6. 139 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Антоний 34, с. 17; Илия 8, с. 69; последний текст более позднего происхождения — по–видимому, его следует отнести к шестому веку, так как он повествует о монахе из обители св. Саввы в Палестине); Пимен 90, с. 146. 140 Life of St. Sabas 21: ed. Schwartz, p. 105, 19. 141 Meadow, 52 (PG 87, 2908A), tr. Wortley, 42). 142 Questions and Answers, ed. Schoinas, §164; ed. Regnault and Lemaire, §68: здесь мы встречаем дублет «затворники» (enklestoi) и «исихасты». Полная публикация (следуя списку Regnault and Lemaire) см. критическое издание греческих текстов Варсануфия и Иоанна, Questions and Answers, ed. by Francois Neyr and Paula de Angelis–Noah, Sources Chretiennes, 426–427 (Paris, Serf, 1997–98). См. также неполное критическое издание Derwas J. Chitty, in РО 31: 3 (1966). 143 Novella 5, 3 (AD 535): ed. von Lingenthal, 63, 17) здесь идет речь «об анахоретах и исихастах» Аналогичное употребление понятия «исихия» см. в документах Собора в Трулле (AD 692), канон 41. 144 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150, 1333D); tr. Philokalia, 4: 278. 145 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Руф 1, с. 171 146 Достопамятные сказания… Моисей 6, с. 114. 147 Там же, Арсений 11, с. 19; ср. Ср. Ираклий, 1, с. 69–70. . 148 Там же, Антоний 10. О связи между безмолвием и кельей см. также Евагрий, The foundations of the monastic life, 8 (PG 40, 1260C). 149 Достопамятные сказания… Аммон 4, с. 34–35. 150 Quaest et resp. (ed. Schoinas), § 73; (ed Regnault and Lemaire), §142. 151 Достопамятные сказания… анонимные речения. 152 Otto Meinardus, «The Hermits of Wado Rayan», Studia Orientalia Christiana, Collectanea No. 11 (Cairo 1966), p. 308. 153 Цит по: Игумен Харитон, «Умное делание. О молитве Иисусовой». Издание Ново–Валаамского монастыря, 1991, с. 130. 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

На крышке раки был написан образ Н., рядом с ракой стоял посох (Описи имущества. 1988. С. 101-102; 1993. Вып. 2. С. 83-84, 151). Упоминаются: покровы, подризник, епитрахиль, пояс, поручи, ризы «многокрещаты, кресты и глаголи шиты золотом», палица, омофор, панагия, еще одна синолойная, шапка, а также посох при раке (о шитых покровах епископа Н. см.: Игнашина. 2003. С. 386-390). В описи 1775 г. облачения, двое вериг Н. и мантия свт. Иоанна упоминаются в алтаре ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (под рубрикой «Одеяния святых чудотворцов Новгородских», см.: Описи имущества. 1993. Вып. 3. С. 42-43). В описях 1789 и 1800 гг. одеяния свт. Иоанна и Н. описаны не комплексом, а раздельно, по типам облачения (Там же. С. 147, 176 (епитрахиль Н.), 142 (его пояс), 148, 177 (один из поручей), 141 (ризы), 149, 178 (набедренник), 180 (шапка)). В Описи 1833 г. в прибавлении 2 к основному тексту под рубрикой «Облачения и вещи святителей новгородских» описаны предметы облачения и сана, в т. ч. принадлежавшие Н. омофор, ризы, пояс, епитрахиль, поручи, палица, шапка, две вериги, вкладная шапка, посох, лампада железная, рака деревянная (Описи имущества. 2003. С. 597-599; описание облачений, находившихся на мощах, см.: Там же. С. 531-532). По описанию и тексту надписи посох совпадает с посохом свт. Геронтия, митр. Московского, к-рый переделан при митр. Иове Новгородском и Старорусском в 1710 г. ( Покровский Н. В. Древняя Софийская ризница в Новгороде. М., 1913. Т. 1. С. 122-123. Табл. XXII-2; о предметах облачения Н. см. также: Древности Российского гос-ва, изданные по Высочайшему повелению. М., 1849. Отд. 1. С. 149-150; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 297; облачения Н. в собрании НГОМЗ, напр. шапочка, опубликованы: Игнашина. 2003. С. 406-408. Рис. 16). В честь новопрославленного новгородского чудотворца в Софийский собор была вложена железная лампада с надписью: «Свеча Великого Новаграда всех православных хрестьян, поставлена новому чудотворцу Никите в лето 7066 (1558), апреля в 30 день при архиепископе Пимене» ( Стерлигова.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

с критическим изданием П. де Лагарда привело свящ. П. Поташева к выводу, что, несмотря на заметное сродство славянского перевода с редакцией Лукиана, славянские рукописи ближе не к лукиановской редакции в том виде, в каком ее восстановил П. де Лагард, а к циттавийскому кодексу 44 у Холмса–Парсонса, у Лагарда), восходящему к XIV или XV в. и происходящему из афонского монастыря. Автор статьи предположил, что близость до-Острожского славянского перевода к циттавийскому кодексу неслучайна, «будет ли причиной этой связи первоначальное пользование подобным текстом при переводе просветителей славян, или только последующее исправление древнейшего перевода» (К вопросу о редакции греческого перевода LXX-mu, служившей подлинником для древнего славянского перевода Священного Писания Ветхого Завета//ХЧ. 1892. Ч. I. С. 24–41, цит. с. 41). О неоднократных исправ­лениях славянского паримийного перевода книги Бытия см. подробнее в исследовании А. В. Михайлова (Опыт изучения текста книги Бытия... Ч. I. Варшава, 1912. С. 446–447). 60 Подробнее см., например: Алексеев. Текстология. О славянских переводах и редак­циях Псалтири и учительных книг см. также: Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 141–142. Наглядный пример несоответствия Елизаветинского текста Септуагинте и ее разным текстовым редакциям, нашедшим отражение у древнецерковных авторов, – пере­вод толкований на ветхозаветные книги блж. Феодорита Кирского , выполненный в XIX в. в Московской духовной академии. Во многих случаях переводчики брали при переводе грече­ских цитат текст Елизаветинской Библии «механически», хотя библейский текст Септуагинты у Феодорита зачастую весьма сильно отличается от церковнославянского варианта. 61 Список прочих лакун: Олесницкий А. Книга Притчей Соломоновых (Мишле) и ее новей­шие критики. Киев, 1884. С. 134. См. также соответствующий указатель в конце настоящего тома. 62 «Гексаплы» Оригена полностью не сохранились, но во многом восстанавливаются бла­годаря цитатам у отцов Церкви и прочим свидетелям текста, важное место среди которых занимает сиро-гексапларный перевод Ветхого Завета (выполнен в 616 г.), который, в отличие от Пешитты, сделан не с еврейского текста, а с греческой Септуагинты в ее оригеновской версии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

124. Миних Б.Х. (1683-1767 гг.), граф, генерал-фельдмаршал, служил инженером в различных западноевропейских армиях, с 1721 г. на русской службе, в 1742-1762 гг. в ссылке. 125. См.: Шульц С.С. Храмы С.- Петербурга (история и современность). Справочное издание. - СПб.: " Глаголъ " , 1994. - с.90. См. также: Историческая панорама Санкт-Петербурга и его окрестностей. - Вып.2. - М.: Товарищество " Образование " , 1911-1915. - с.20. 126. Оноприенко Н.В. Рождество Христово в Морском Корпусе. Из былого. -//РМ, 1952, - с.6. 127. Там же. 128. Кнорринг Н. Ук. Соч. - с.153. 129. Берг В. Ук. соч. - с.55-68. 130. Варнек П.А. в кн.: Узники Бизерты. - с.226. 131. Рышков Николай. -//МС, 1921, - с.3-4. 132. См.: Зернин А. Бал. Из жизни Морского Корпуса. -//РМ, 1953, - с.6.; Зернин А. На миноносце. Из быта Морского Корпуса. По случаю юбилейного года Навигацкой школы. -//РМ, 1952, - с.6. 133. Оноприенко Н.В. Ук. соч. - с.6. 134. Наш Приход. - Париж, 1949, - с.32. 135. См.: А.В. Празднование юбилея Навигацкой школы. -//РМ, 1951, - с.4. 136. Романов Николай II Александрович (1868-16.7.1918 гг.), сын Александра III, российский император с 1894 по 3.3.1917 гг., свергнут Февральской революцией, отрекся от престола, в марте 1917 г. арестован, вместе с семьей выслан в Тобольск, затем в Екатеринбург, где расстрелян по приказу Уральского областного совета в подвале дома купца Ипатьева. Канонизирован РПЦ. 137. Бизерта. -//РМ, 1953, - с.4. 138. Малиновский С., прот. Тунис. -//РМ, 1951, - с.4. 139. Нам пишут из Туниса. -//РМ, 1947, - с.4. 140. Там же. 141. Русская церковь в Бизерте. -//РМ, 1949.21.12. 142. Пантелеимон (Рудык Петр) (1896(8?)-1968 гг.), окончил православный богословский факультет Варшавского университета. Несколько лет был архимандритом Почаевской Свято-Успенской лавры. Епископ Львовский с 1941 г., в 1941-1943 гг. управлял Киевской епархией Автономной Украинской Церкви, с 1944 г. архиепископ. Эвакуировался в Германию, присоединился к РПЦЗ, направлен в Тунис, переведен в Буэнос-Айрес, затем управлял Эдмонтонской и Канадской епархией. Похоронен на кладбище при храме Рождества Богородицы в мест. Реббит Хилл (Канада).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

127 См. памятн. вероуч. Арм. Ц. стр. 141–142. Впрочем из других свидетельств Армян видно, что слова распныйся за ны – не единственное составляют прибавление у них к трисвятому; но бывают разные прибавления, соответственно времени, когда воспевается в Церкви эта песнь, так что некоторые прибавления относятся и к Духу Св., как напр. в день пятидесятницы – слова: «нисшедый на Апостолов». 128 Трисвятая песнь сохранена без прибавления не только в Церкви православной восточной, но и в западной, также у эфиопских, коптских, сирских христиан. Vid. Bingham. Orig. T. 6. lib. 14. Cap. 2. 129 Св. Златоуст, обличая маркионитов, говорит: «скажи – пожалуй, кому изрек Спаситель: аще не снесте плоти Сына человеческого и пр. И еще: аще кто не родится водою и духом и пр.? Кому сказаны сии слова – живым или мертвым»? (Бес. 11 на 1 Кор.). Известно, что маркиониты крестили живых вместо мертвых, а по свидетельству некоторых писателей, и приобщали умерших. 130 Вальсамон сказывает, что в греческой Церкви было принято за правило крестить тех, которые в малолетстве были взяты у Христиан в плен неверными и потом от них возвращались в свое отечество, если бы даже несомненно было их происхождение от христианских родителей, но не было достоверных свидетельств крещения. Тоже правило находим и в африканской Церкви (Карф. Соб. прав. 83). 131 По гражданским римским законам, если раб представлял законных свидетелей по делу своего увольнения от господина, то свидетели противные, со стороны последнего, уже не принимались на суде, ни церковном, ни гражданском. Alexii Comneni. Novella. См. Славян. Кормч. Гл. 43. 49. лист. 187. Cf. Balsamon. ad 85 Trullan. 133 Гражданские законы римской империи были согласны с церковными; но подвергали виновных еще гражданским наказаниям за преступление. Iustin. Novel. 117. Leonis. Philosophi Nov. 32. Photii Nomoc. tit. 13. cap. 3,5. Cf. Balsamon. ad can. Trull. 87. 135 См. правило 91-е св. Василия Великого , и самого трульского Собора правило, в полном составе изложенные в Книге правил. Замечательные слова св. Василия приведены при изложении 20 правила никейского, I вселенского Собора. См. в Хр. Чт. сего года Ч. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

136 Автокефальная (от греч. «авто», что значит «сама», и «кефали», что значит «голова») Церковь отличается тем, что имеет право избирать своих собственных епископов (глав). Информацию об учреждении автокефальной Церкви в Америке см. в St. Vladimir’s Theological Quarterly 15 (1971), nos. 1–2; этот выпуск был перепечатан под заглавием «Autocephaly: The Orthodox Church in America» (Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1971). См. также: Archimandrite Serafim. The Quest for Orthodox Church Unity in America (New York: Saints Boris and Gleb Press, 1973); Bogolepov A. A. Toward an American Orthodox Church: The Establishment of an Autocephalous Orthodox Church (New York: Morehouse-Barlow, 1963). Как и в прошлом, сегодня далеко не все согласны с предоставлением этой автокефалии. Точку зрения противников можно узнать в: Trempelas P. N. The Autocephaly of the Metropolia in America/Ed. George S. Bebis et al. (Brookline, Mass.: Holy Cross Theological School Press, 1973). 137 Православный богослов, который сознательно старается избегать этой тенденции, – преосвященный Анастасий Яннулатос. См. его «The Purpose and Motive of Mission//International Review of Mission 54 (1965), p. 281–297. В переработанном виде эта статья появилась в Porefthendes, 10 (1967). 141 См.: Kennett Scott Latourette. A History of the Expansion of Christianity, vol. 1: The First Five Centuries (New York: Harper & Row, 1937), p. 214. 142 Например, переводчики Библии Виклифа, чей рассказ в популярной форме изложен Wallis Е. Е., Bennett Μ. Л. Two Thousand Tongues to Go (Chicago: Moody Press, 1959). 143 Арианство Ульфилы не позволяет признать его православным, хотя, как замечают Бенц и Латурет, он был рукоположен в Константинополе во епископа для готских христиан. Что касается труда Ульфилы, то Стефан Нил делает одно любопытное наблюдение. Назвав его перевод «одним из величайших памятников смелой и решительной христианской экспансии», далее он замечает в сноске, что, хотя арианство и в самом деле противно христианству, так как оно унижает Сына Божия, однако «для простого народа оно могло представиться весьма привлекательным упрощением, ибо оно избавляло их от участия в запутанных спорах о природе и личности Христа, позволяя идти за ним, как за вождем, и сосредоточиться на и так достаточно сложной задаче – научиться жить трезвой, праведной и богоугодной жизнью» (A History of Christian Missions [Baltimore, Md.: Penguin Books, 1964], p. 55).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

3930 Я не упоминаю здесь уже христианское продолжение ессеизма в учении элкесаитов, эвионитов, терапевтов, и пр., так как эти синкретические секты иудео-христиан по спутанности и суеверной грубости своих учений не могли оказать сколько-нибудь заметного влияния на утонченные философские спекуляции конца язычества. Впрочем, о принадлежности терапевтов к христианским сектам до сих пор существует несогласие: одни (Луцеус, Венделаид, Гарнак) считают их христианами, но большинство остается при старом мнении, что это была мистическая иудейская секта, и что именно ей был посвящен знаменитый трактат Филона De vita contemplativa (CM. Zeller, III, 2. S. 332–384 Chaignet, op. cit. p. 394–395; Herzog-Hauck, XIX, 679, 18 ff.) 3931 Образец крайностей аллегоризма можно найти в толкованиях Симона Мага, приводимых Ипполитом (Philos. VI, Migne PG, XVI) См. также Amelineau, Essai sur le gnosticisme egyptien, 1887, p. 44 и C. Трубицкой, Уч. о Логосе, стр. 93 (Собор, соч., т. IV 1906 г.1.) 3932 Vacherot, Hist. critique de I’Ecole, d’Alexandrie, I, 1846, pd 141–142 Chaignet, op. cit., III. p. 396 ss., на основании фрагментов, приводимых Евсевием (Ргаер. e.v., XII, 10 et XIII, 12) Сюда же примыкает и т. н. письмо Аристея (Aristeae ad Philocratem epist., Kautzsch, II) поддельный документ I ст. до Р. X., оказавший впоследствии влияние не только на Филона, но и на первых христианских писателей. 3933 Если признаком александрийского влияния считать присутствие в еврейских апокрифах характерно-александрийских идей, то этому условию в сущности удовлетворяют лишь два из них: «Книга Премудрости Соломона» и IV Маккавейская (См. Zeller, II, 2, S. 292–298) Немногие места Кн. Прем. (III, 1, 18; IV, 20; V, 1–3), звучащие как бы эсхатологически, исчезают в общей массе чисто александрийских взглядов, до идеи о Логосе включительно (VII, 22–VIII, 5). Об отрицательном отношении Кн. Прем, к идее воскресения см. у проф. Н.К. Глубоковского: «Благовестие св. ап. Павла», кн. II, 1910, стр. 480; 497 и 501. 3934 Vacherot, op. cit., р. 161; Zeller, III, 2 S. 464. Шенье отмечает, что лишь на вершинах экстаза Филон помещает неизреченную радость ( χρα), по существу свойственную лишь одному Богу (De Abrah., 36: τ χαρειν οδενς ν γεννητο, μνου δ το θεο). См. Chaignel, op. cit., III. p. 479.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Барсова , «как гомилии, они представляют образец совершенства в своем роде» (Барсов Н. И. Очерки из истории христианской проповеди. Вып. 3. Представители ораторски – практического типа проповеди в IV веке на Востоке. Харьков, 1895. С. 20). 140 См. предисловие к изданию, на которое мы опираемся: Basile de Cesaree. Homilies sur l " Hexaemeron/Ed. par S. Giet//Sources chretiennes. N 26 bis. Paris, 1968. P. 6–7. 141 Иваницкий В. Ф. Филон Александрийский: Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911. С. 248. 142 О нем и его произведении см.: Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 231–233. 143 См.: «Творение мира он объясняет словами Библии и противопоставляет это баснословию языческих поэтов. Он не дает построчного толкования Моисеева рассказа о творении мира, как это впоследствии будут делать авторы Шестодневов, но ограничивается его пересказом» (Архимандрит Киприан (Керн) . Патрология. Париж; Москва, 1996. Т. 1. С. 145). 149 Так, отец Киприан Керн говорит о «Шестодневе» следующее: «Это – доступное для широких слоев простого народа объяснение I главы кн. Бытия, а не научно – апологетический труд» (Архимандрит Киприан (Керн) . Золотой век СвятоОтеческой письменности. М., 1995. С. 82). Ср. также: «Его „Шестоднев“ (как и у святителя Иоанна Златоуста ) является, по сути, популярным, предназначенным для церковной проповеди богословием» (Свящ. Леонид Цыпин. Так чем же являются Дни Творения. Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев, 2005. С. 31). 150 См.: «Так как св. Василий имел в виду не философское изложение творения, а простое церковное поучение, в котором по необходимости должен был сообразоваться со степенью развития своих слушателей, то св. Григорий взялся теперь восполнить этот пробел. Он назначил свое сочинение для людей образованных, а потому представил изложение христианской космогонии на новых, чисто философских началах» (Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского . СПб., 2000. С. 52). Можно констатировать, что миросозерцание этого болгарского церковного писателя определялось не только св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 1010 Там же. С. 16. 1011 Там же. С. 134. 1012 Там же. С. 14. 1013 Там же. 1014 Там же. С. 65. 1015 Там же. С. 58. 1016 Там же. С. 202. 1017 Там же. С. 164—165. 1018 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 1019 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23. 1020 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время 4(13), 2000. С. 322. 1021 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220. 1022 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163. 1023 Там же. С. 170. 1024 Там же. С. 163. 1025 ЗЦар. 19:10. 1026 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180. 1027 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171. 1028 Там же. С. 180—181. 1029 Булгаков С. Афонское дело. С. 44. 1030 Рим. 1:20. 1031 Цар. 9:12. 1032 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6. 1033 Там же. С. 207—208. 1034 Там же. С. 150. 1035 Там же. С. 141—142. 1036 Там же. С. 39. 1037 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др. 1038 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3. 1039 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4–м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998). 1040 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17. 1041 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5. 1042 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206. 1043 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146. 1044 Там же. С. 144—145. 1045 Пс. 10:1—2. 1046 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151. 1047 В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

На иконе 1-й пол. XV в. из Успенской ц. в с. Курицко близ Новгорода (ГТГ; см.: Там же. С. 136) суздальское войско представлено единой группой и вычленить в ней изображение князя не представляется возможным. На иконе 2-й пол. XV в. из часовни прп. Варлаама Хутынского, затем Николо-Кочановской ц. (по др. сведениям, из ц. вмч. Димитрия в Кожевниках на Даньславле ул.; НГОМЗ; см.: Там же. С. 135, 138) некоторые воины выделяются среди суздальского войска, но, т. к. у всех на головах одинаковые шлемы с бармицами, определить фигуру М. А. затруднительно. Можно предположить, что М. А.- всадник на рыжем коне, сражающийся во главе войска в нижнем регистре. По-видимому, новгородские иконописцы не ставили себе задачу изобразить сына блгв. кн. Андрея Боголюбского. Аналогичны по композиции нижних регистров иконы кон. XV - нач. XVI в. из Никольской ц. в Гостинополье на р. Волхов (ГРМ), XVII-XVIII вв. из частного собрания за рубежом; XVII-XVIII вв. из бывшего собрания КДА (местонахождение неизв.; см.: Смирнова. 2007. С. 137-138, 142-143). На иконе кон. XVI в. (?), вероятно из ц. Успения Пресв. Богородицы на Торгу в Новгороде (местонахождение неизв.), зарисованной Ф. Г. Солнцевым в 1833 г. (ГММК; см.: Древности Рос. гос-ва. 2007. С. 60-64. 5-13; Смирнова. 2007. С. 138 (примеч. 180), 141), отличительная черта князей - наличие княжеских шапок. На акварельной копии Солнцева в надписи среднего сюжета суздальский князь поименован Романом, «послы новгородские» и «послы суздальские» одеты в красные княжеские шапки с меховой опушкой. Из 4 князей-послов выделяется восседающий на коне средовек с русой бородой, в синем плаще, накинутом поверх металлического доспеха и красной рубахи, на нем узкие штаны, заправленные в сапоги. Скорее всего это названный Романом Суздальским М. А. В нижней сцене битвы у князя-средовека, возглавляющего войско суздальцев, красный плащ поверх доспехов. Возможно, 3 князя в роли послов представлены также в среднем регистре на иконе рубежа XV и XVI вв. (ГРМ) скачущими верхом впереди суздальского войска: на них высокие белые шапки с отворотами, зеленые с золотистым узором рубахи; на плечи ближайшего к зрителю всадника-средовека накинута красная шуба.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010