2 В начале декабря 1959 года сообщил о своем разрыве с Церковью. 30 декабря 1959 года извергнут из сана и лишён церковного общения. Подробнее: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М, 1999. С. 370; Фирсов С.Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь . СПб, 2004. С. 120. 7 А.И. Новое издание греческого текста Нового Завета//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 12. С. 69. 8 Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 2. С. 76. 10 О нем см.: Бронский В. Профессор Алексей Иванович Иванов (некролог)//Журнал Московской Патриархии. М., 1977. С. 25–26; Максимова И.Д. Первый директор Владимирского музея//Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 108–111. 28 Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 2. С. 77. 30 Доктусов Н. Защита магистерской диссертации [доцент А. И. Иванов «Критические издания новозаветного текста и принятый Православною Церковью текст»]//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 6. С. 16–17. 35 Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. С.79–80; Его же. Новое апокрифическое «Евангелие Фомы»//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 9. С. 72–74. 46 Уржумцев П. Свящ.–проф. Вл. Прелипчану. Новое издание Библии на русском языке. Из журнала «Ortodoxia» 1, январь – март 1957 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 9. С. 80. 47 Один из старейших сотрудников Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета Русской Православной Церкви, начав трудится в них еще в 1955 году. О нем: Отошел к Господу П. В. Уржумцев//Московская епархия. URL: http://old.moseparh.ru/news/text/13695.html (Дата обращения: 11.09.2017). 50 Ваконья И. Бесценное богатство русских переводов слова Божия и церковной литературы (мысли старообрядца)//Журнал Московской Патриархии. М., 1955. 6. С. 65–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

323 Массированное воздействие Политбюро и Троцкого на периодическую печать заставило ее коренным образом изменить свое отношение к московскому церковному процессу. Так, один из адресатов письма Троцкого от 4 мая 1922 г. – газета «Известия ВЦИК», которая с 28 апреля по 5 мая 1922 г. помещала в каждом номере статью, освещающую ход процесса (3 мая – даже две), в субботу 6 мая отвела этой теме всю свою первую страницу и часть второй под общим названием: «Контр-революция под церковным флагом». Как и требовали председатель РВСР и Политбюро, все статьи были посвящены разоблачению «роли верхов церковной иерархии» в «монархически-поповском заговоре». Перечислим, хотя бы, заголовки этих статей: «Генштаб контр-революции», «И «святейший» и «правительствующий»... (Из зала суда)», ««Русский папа» перед судом Революционного Трибунала», «»Подвиги христианские». Государство в государстве», «Из деятельности генштаба «святейшей» контр-революции», и т. п. В воскресном номере от 7 мая 1922 г. 100 ) газета под этим же общим названием отвела место на третьей странице четырем статьям такого же содержания (половина объема листа): ««В чаду опиума». (Из зала суда)», «»Подвиги христианские». (Впечатления.) «Владыка», не владеющий правдой», «Обвинение и защита. (Впечатления из зала суда)», «Привлечение к судебной ответственности патриарха Тихона и архиеп[ископа] Никандра». Такая же рубрика была напечатана и в последующих номерах этой газеты: от 9 мая 1922 г. 101), от 10 мая 1922 г. 102), от 12 мая 1922 г. 104), от 13 мая 1922 г. 105). 326 См. о кампании по «ликвидации святых мощей» более подробно: Два эпизода борьбы с Церковью в Петрограде/Публ. М.В. Шкаровского//Звенья: Исторический альманах. М.; СПб., 1992. С. 561–568; «...Β киоте, обложенном алой материей, вставлено Ваше изображение...» (воплощение в жизнь ленинского декрета об отделении церкви от государства)/Публ. подготовила Л.Г. Куза//Отечественные архивы. 1993. 2. С. 58–60, 72; РПЦ. С. 55–60; Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

51 Навагинский С. Церковное подполье: (О секте “федоровцев”). Воронеж, 1929. С. 18–19; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области. С. 94; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 109. 52 Навагинский С. Церковное подполье. С. 17, 19–20; Панченко А. А. Христовщина и скопчество. С. 107–116, 258–261. 53 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 95–96; Навагинский С. Церковное подполье. С. 12–15; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 249. 54 Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 104–106, 109, 162, 164. Заметим, что и хлыстовство не всегда порывало с церковным благочестием. Ср., например, написанный в самом начале XVIII в. “Розыск о раскольнической брынской вере” святителя Димитрия Ростовского : “Той толк, глаголемый Христовщина, аще и хулит церковь Божию, обаче в церковь входити, ко иконам святым и к кресту прикладываться и к иерейскому благословению приходити не возбраняет”. – Цит. по: Панченко А. А. Христовщина и скопчество. С. 119. Ср. Там же. С. 145–153, а также данные экспедиции 1959 г.: Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. С. 227. 56 Ср. Панченко А. А. Религиозные практики и религиозный фольклор//Русская религиозность: проблемы изучения/Составители А. И. Алексеев, А. С. Лавров. СПб., 2000. С. 14–25; Панченко А. А. Христовщина и скопчество. С. 63–96. 58 Так обстояло дело в Рязанской области (подсчитано нами по РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 593. Л. 38–45, 48–49, 63–64; Оп. 132. Д. 497. Л. 193), данные которой можно считать средними по России: в этой области, находившейся между по большей части оппозиционными (Воронежской, Тамбовской) и лояльными (Московской) легальному Священноначалию областями, были в равной мере представлены обе тенденции, кроме того местным жителям – как и большинству тогдашнего российского населения – была свойственна сильная традиционная религиозность. 64 Подробнее об изоляционистской и “конформистской” моделях поведения, бытовавших в церковном подполье в рассматриваемый период, см. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003 (в печати). Поведенческий изоляционизм своими корнями уходил в антимодернизационные настроения российского крестьянства пореформенной эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. уцелевшие мощи чтимых святых из Музея истории религии и атеиз­ма были возвращены Русской Православной Церкви: святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, Соловецких чудотворцев и др. [xii] Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду Советов//Революция и церковь. 1920. 9-10. С. 72. [xiii] Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 171. [xiv] Козлов В.Судьбы мощей русских святых//Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991. Вып. 2. С. 140. [xv] Материалы Комиссии по канонизации святых и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии. [xxvii] Подробнее см.: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публ. М.В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. С. 560-563. [xxix] Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию)//Революция и церковь. 1919. 1. С. 23-25. [xxxiii] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 3, д. 119, л. 8-10, оп. 4, д. 73, л. 83-84, ф. 142, оп. 1, д. 5, л. 27об . [xxxv] Протоиерей Олег Кобец, А. Крупенков. Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление. Белгород, 2008. С. 63. [xxxvii] Курская правда. 1920. 10 декабря; Житие святителя Иоасафа Белгородского и первое прославление изложено по книгам: Акафист иже во стыхъ отцу нашему Иоасафу епископу Белгородскому. СПб., 2008. Б/с; Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997. С. 201-202. [xl] Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. С. 203-204; Протоиерей Олег Кобец, А. Крупенков. Указ. соч. С. 70-71. [xliv] Там же, оп. 6, д. 60, л. 167; Красная газета. 1922. 13 мая; Петроградская правда. 1922. 14 мая. [xlviii] ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 605, л. 5-7, 12-15, 32-33, 37-39, оп. 1, д. 150, л. 228-234; Фомин С.В. Последний царский святой: святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, Сибирский чудотворец: Житие, чудеса, прославление, служба, акафист. СПб, 2003. С. 662-665.

http://bogoslov.ru/article/5688970

ГАРФ. Ф. 1991. Оп. 2. Д. 427. Л. 166, 168; ГАРФ. Ф. 1991. Оп. 2. Д. 428. Л. 2. The New Delhi Report. The Third Assembly of the World Council of Churches 1961//ed. W. A. Visser " t Hooft. — London: S.C.M. Press, 1961. P. 157-158. Письменюк И.Н., свящ. Поместные Православные Церкви и Всемирный Совет Церквей в XX веке. — М.: Наука, 2023. С. 55. The New Delhi Report. The Third Assembly of the World Council of Churches 1961. P. 158. Minutes and Reports of the Seventeenth Meeting of the Central Committee. Rochester (USA). August 26 — September 2, 1963. — Geneva: WCC, 1963. P. 18–19. Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 329. IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей//Журнал Московской Патриархии. — 1968. — 8. С. 3-6; ГАРФ. Ф. 1991. Оп. 6. Д. 176. Л. 157-173. Никодим (Ротов), митр. Указ. соч. С. 291. Там же. Там же. Там же. С. 292. Там же. С. 293. Русская Православная Церковь и экуменическое движение. Публичный доклад, прочитанный митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом 5 июля 1968 года в конференц-зале Уппсальского университета (Швеция) во время работы IV Ассамблеи Всемирного Совета Церквей//Журнал Московской Патриархии. — 1968. — 9. С. 55. Central Committee of the World Council of Churches. Minutes and Reports of the Twenty-Fourth Meeting. Addis Ababa (Ethiopia). January 10 th -21st, 1971. — Geneva: WCC, 1971. P. 82–83. Подробнее см.: Письменюк И.Н., свящ. Указ. соч. С. 189-258. Central Committee. Minutes and Reports of the Thirty-First Meeting. Kingston (Jamaica). 1-11 January, 1979. — Geneva: WCC, 1979. P. 3. Боровой В., прот. Митрополит Никодим и церковная ситуация середины ХХ в.// (Протопресвитер Виталий Боровой (1916-2008) — профессор, доктор богословия, с 22 февраля 1963 года до 7 октября 1995 года заместитель председателя ОВЦС). Иерей Илия Письменюк — кандидат богословия, заместитель председателя отдела по делам молодежи  Московской (городской) епархии , старший преподаватель кафедры церковной истории  Московской духовной академии , клирик храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы, автор монографии «Поместные Православные Церкви и Всемирный Совет Церквей в XX в.» .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6055224...

Н. Попов писал, что избранное на предстоящем соборе ВЦУ может быть зарегистрировано «при сохранении за ним принудительно-карательных прав по отношению к низшим церковным органам». – АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 72, 78; АК I. С. 371. 507 РГАСПИ. Ф. 89. Оп. 4. Д. 115. Л. 8; Ф. 17. On. 112. Д. 443 а. Л. 32; АК I. С. 523–524. В позднейшем докладе АРК в Политбюро от 22 марта 1923 г. постановление комиссии «О деле Тихона и Ципляка (так! – С. П.) " от 6 марта 1923 г. (протокол 15, пункт 2) было дано в следующей интерпретации: «Комиссия имела (далее зачеркнуто: специальное. – С.П.) суждение о мере наказания с точки зрения проводящейся нами церковной политики и высказалась против приведения в исполнение высшей меры наказания». – АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 69–70; АК I. С. 368. 508 Вполне возможно, что это письмо было составлено Чичериным 10 апреля 1923 г. в результате сообщений советской и партийной прессы о дате открытия процесса над патриархом Тихоном. В качестве примера можно привести статью «Процесс князей церкви» из газеты «Известия ВЦИК» от 6 апреля 1923 г. 76), в которой говорилось, что «11 апреля судебная коллегия Верховного суда начинает слушать дело бывш[его] патриарха Тихона». 509 См. более подробно о процессе над архиепископом Цепляком, другим католическим духовенством и верующими, проводившимся в Москве с 21 по 26 марта 1923 г.: ГАРФ. Ф. А 353. Оп. 7. Д. 25. Л. 17–47; Милич М. Процесс римско-католического духовенства//Революция и церковь . 1923. 1–3. С. 102–116; а также: АК I. С. 518–521; Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-Католическая церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998; Кривова Н.А. Власть и Церковь... С. 177–179; и др. Н.А. Кривова, в частности, ссылаясь на тематическое дело фонда Политбюро в АПРФ (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 26), пишет о том, что Верховному суду по этому процессу Политбюро заранее определило количество осужденных к расстрелу – четверых, однако, эта директива ЦК РКП (б) была проигнорирована и высшую меру наказания получили двое осужденных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Т. 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Т. 16. Фрагмент//Александрова-Чукова Л. К.Митрополит Григорий (Чуков)… С. 62 . Чуков Н. К., прот. Слово на Рождество Христово 24 декабря 1920 г. (6 января 1922 г.) Фрагмент//Там же. С. 61. Порфирий Петрович Мироносницкий (1967–1932 гг.), преподаватель, церковный композитор, литургист, кандидат богословия Казанской духовной академии (1891 г.), в 1894 г. магистр богословия, сверхштатный сотрудник канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1897 г. сверхштатный сорудник, с 1913 г. постоянный член Училищного совета при Святейшем Синоде; преподаватель Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы (попечительницей которой была избрана Е. А. Победоносцева – супруга обер-прокурора Святейшего Синода. Сам К. П. Победоносцев принимал активное участие в жизни школы и завещал себя похоронить у алтаря школьного храма, что и было сделано); с 2 января 1920 г. преподаватель церковного пения, с 27 июля того же года профессор гимнологии и церковнославянского языка Богословского института; преподавал также на богословских курсах Центрального района (бывшего 2-го благочиния), и с 1925 г. – на Высших Богословских курсах. Арестован в феврале 1932 г., 1 марта скончался в тюрьме после допроса; похоронен на Новодевичьем кладбище, недалеко от Свято-Владимирской школы. Александр Николаевич Чуков (1902–1942 гг.), сын протоиерея Н. К. Чукова, чтец университетской церкви, оперный певец, скончался от голода в Ленинграде в блокаду. Далее неразборчиво. Венедикт (Плотников; 1872–1937 гг.), 15 августа 1894 г. рукоположен во иерея, в 1895–1898 гг. служил в Воскресенском соборе в Вытегре; кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии (с 1902 г.); священник храма святых Ксенофонта и Марии при убежище слепых в Санкт-Петербурге; в 1907 г. переведен настоятелем в церковь апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского Павловского женского института; в 1915 г. возведен в сан протоиерея. С января 1919 г. настоятель Никольского Морского собора и Благовещенской церкви в Кронштадте. В июле того же года назначен ключарем Исаакиевского кафедрального собора в Петрограде. Овдовев, принял монашеский постриг. 28 августа 1920 г. в Исаакиевском соборе хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии (подробнее о нем см.: Багдасарова Ж. Р., Шкаровский М. В. Венедикт (Плотников), архиеп. Казанский и Свияжский//Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 580–582).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Это видно, например, из отчета руководителя оперативного штаба ведомства А. Розенберга доктора Цейса о поездке в Бухарест в июне 1944 г.: «Православная национальная Церковь занимает содействующую позицию. Она враждебнее к евреям, чем Римская Церковь , но, с другой стороны, также отстаивает не нашу точку зрения. Два года назад она запретила крещение евреев, что, конечно, не исключает отдельных случаев крещения евреев с помощью подкупа. Сельское население настроено определенно антиеврейски. Население Бухареста индифферентно» 681 . В целом же влияние Румынской Церкви на украинское население, которое справедливо видело в ней орудие румынизации, было не очень велико. Тема « Церковь и холокост», несомненно, требует дальнейшего изучения. Особенно важно узнать подробнее о праведниках-христианах, которые, иногда ценой своей жизни, спасали евреев. Увы, большинство их имен до сего времени остаются неизвестными. 250 См.: Baumgaertner R. Weltanschauungs Kampf im Dritten Reich. Die Auseinandersetzung der Kirchen mit Alfred Rosenberg. Mainz, 1977. 251 Müller [Hrsg] N. Deutsche Besatzungspolitik in der UdSSR 1941–1944. Dokumente. Köln, 1980. S. 53. 252 Вместе с тем в начале войны значительная часть населения приветствовала немецкие войска как освободителей. На Украине, например, этот процесс был особенно заметен. И в русских областях (Смоленск, Псков и др.) население также зачастую тепло встречало германские части. Разочарование в них пришло позже, когда, вводя на оккупированных областях «новый порядок», немцы потеряли доверие населения. – Примеч. ред. 253 Europa unterm Hakenkreuz. Die Okkupationspolitik des deutschen Faschismus (1938–1945). Ahtbaendige Dokumentenedition. Band: Die faschistische Okkupationspolitik in den zeitweilig besetzten Gebieten der Sowjetunion (1941–1944). Berlin, 1991. S.130. 287 Picker Н. Hitlers Tischgespraeche im Fuehrerhauptquartier 1941/42. Stuttgart – Degerloch. 1963. S. 271. 291 H.v. Herwarth. Zwischen Hitler und Stalin. 1982. S. 332: Zippel H. Kirchen-kampin Deutschland 1933–1945.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Европу приехал только в 1933 г. и служил сперва в Цюрихе, а затем в Брюсселе, откуда уехал в Парагвай в конце Второй мировой войны, чтобы избежать репрессии за сотрудничество с нацистской властью. 24 Парчевский К.К. Бордо. Последние Новости. 26.10.1936. 5696 (перепеч.: Парчевский К.К. По русским углам. М., 2002. С. 79). 25 Рапорт от 23.11.1940, в Журналах заседаний Архиерейского Синода РЗЦ. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24–199, л. 1 об. 26 Только в Мюнхене и его окрестностях было 14 церквей в первые годы после войны, преимущественно в лагерях для перемещенных лиц. См.: Seide G. Verantwortung in der Diaspora. Die Russische Orthodoxe Kirche im Ausland. München, 1989. С 301. 28 О создании и жизни этих церквей сам митрополит Евлогий подробно рассказывает во 2-й части своих воспоминаний (см.: Евлогий, митр. Указ. соч.). 32 Нивьер А. Русское православное духовенство в Италии (19201980). Россия и Италия. Вып. 5: Русская эмиграция в Италии в XX в. М.: Наука, 2003. С. 124137. 34 Можно предположить, что этому существует целый ряд объяснений: начало «холодной войны», изменение внутриполитической жизни в стране, ожесточение контроля французских властей над «Союзом советских патриотов», внезапный уход митрополита Серафима на покой. 36 Согласно данным из книги «Руска eмurpaцuja у cpnckoj культури века» (Београд, 1994. С. 7), цитированным у Анны Беляевой-Кукушкиной (Beliaeva-Koukouchkina A. L " Eglise russe en exil. Thèse de doctorat présentée à l " Université de Paris I – Panthéon, sous la direction du professeur Antoine Prost, avec la collaboration d " Antoine Nivière, décembre 1999). 37 Отметим, что это частично случилось в 19411943 гг. и с миссионерской деятельностью Псковской Духовной миссии, в которой служили некоторые выпускники Парижского Св.-Сергиевского богословского института (см.: Шкаровский М.В., Попов H.A. Синодик Псковской Миссии. Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. СПб., 2002. 26). Как известно, расширению миссионерской деятельности духовенства из русской эмиграции на оккупированной немцами Российской территории воспрепятствовала нацистская политика (см.: Шкаровский М.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 Митрохин Л. Н. Реакционная деятельность “истинно православной церкви” на Тамбовщине//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. М., 1961. С. 156–157. 28 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Л. 12–13; Левин О. Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н. Кирсанов Православный. М., 1999. С. 63. 29 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Л. 39, 78; Д. 16. Л. 2, 7. Ср. Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 10–34. 32 Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 187. 35 В 40-е гг. также несколько меняется география оппозиции. К регионам, где она имела распространение в предыдущее десятилетие, добавляются Алтайский край и некоторые области Сибири (Новосибирская, Томская, Кемеровская, Красноярский край) и Казахстана (Карагандинская, Чимкентская). Такое распространение оппозиции, причем именно радикального ее крыла, объясняется тем, что перечисленные области были местами высылки спецпереселенцев, среди которых находились и представители оппозиционных и эсхатологических движений. См. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Л. 305–306; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977. С. 41–42. 38 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 93, 95–97; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 104; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 692. Л. 76–77; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 20, 78–79, 86–87; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области: (По материалам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Т. 8. М., 1960. С. 93–94; Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 166; Христианство. Энциклопедический словарь. В 3 тт. Т. 2. М., 1995. С. 547–548; Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. М., 1961. С. 298; Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. С. 194; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 248–252. 39 Подробнее о “поведенческом изоляционизме” см. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания. С. 86–90.

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010