42 П. Н. Зырянов был одним из первых историков, кто в советское время выпустил серьезное исследование, посвященное церковным проблемам. См.: Зырянов П.Н. VIpabocлabhaя церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984. 48 Шкаровский М. В. «Религиозная революция» 1917 года и ее результаты//1917. Метаморфозы революционной идеи и политическая практика их воплощения. Новгород, 1998. С. 74. 54 Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). М., 2002. С. 489, 501; Он же. Революция 1917 года и попытки «демократизации» Русской Церкви//Церковно-исторический вестник. 2000. 6–7. См. также: Фирсов С. Л. Церковь в империи. Очерки из церковной истории эпохи Николая II. СПб., 2008. 55 Федоров В. А. Русская православная церковь и государство: синодальный период 1700–1917. М., 2003. С. 267–269. Автор данной монографии неверно считает, что обер-прокурор Синода В. Н. Львов был родственником председателя Временного правительства князя Г. Е. Львова (они были однофамильцами). В. А. Федоров также ошибочно полагает, что Синод был упразднен Временным правительством 5 августа 1917 года. 56 Бычков С. С. Русская церковь  и императорская власть (очерки по истории Православной Российской Церкви 1900–1917). М., 1998. Слишком много места автор уделяет общеизвестным фактам истории России начала XX в. В изложении событий 1917 г. С. С. Бычков опирается в основном на дневник протопресвитера Н. Любимова (который автор почему-то упорно именует воспоминаниями/с. 294, 296/) и мемуары Л. В. Карташева, которого Бычков ошибочно называет профессором Духовной академии/с. 298/. 57 Подробную характеристику данного исследования см.: История фальсификации, или фальсификаторы истории. (О «научном» творчестве журналиста Сергея Сергеевича Бычкова). СПб., 2004. 60 Митрофанов Г., протоиерей. История Русской Православной Церкви, 1900–1927. СПб., 2002. С. 88–90. 62 Леонтьева Т. Г. Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине XIX-haчaлe XX века. М., 2002. Ср.: Розов Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

463 Послание Свят. Патриарха Тихона Сербскому Патриарху Димитрию от 14 декабря 1923 г. Отдельное издание. 465 Прот. П. Красотин. Каноническое обоснование обновленчества//Вестник Свящ. Синода. 9–10. С. 41–44. 471 Затворник А. Обновленцы по суду канонов Вселенской Православной Церкви. Уфа, 1927. С. 51 ,55 . 472 Стратонов И. А. Русская церковная смута. Берлин, 1932. С. 54 [см. также последнее издание этой работы в кн.: Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. Крутицкое Патриаршее подворье. – Прим. ред.] 475 Послание митрополита Агафангела 5/18 июня 1922 г. полностью послание см.: Акты... С. 219–221. 477 Ошибка в инициалах. Жилкин Иван Васильевич (1874–1958) – журналист, член 1 Государственной Думы, трудовик. После революции пытался организовать христианско-демократическую партию. Действительно обращался к Н. Д. Кузнецову с просьбой помочь в организации христианско-демократической партии, но Кузнецов от вступления в партию отказался. Документов о связи Собора с данной партией не выявлено, так же как и то, что патриарх Тихон благословил С. Калиновского быть духовником партии. 478 Бонч-Бруевич В. Д. Гапон и гапоновщина. Москва, 1956. С. 45 (Вопросы истории религии и атеизма). 482 Уполномоченные ВЦУ не просто пользовались поддержкой властей, а назначались ею: все уполномоченные ВЦУ, как показывают исследования последних лет, были секретными сотрудниками ГПУ. 488 Автор ошибается в дате выхода послания митрополита Вениамина. День Святого Духа в 1922 г. приходился на 5 июня. В Духов же день было пастырское собрание, на котором А. И. Введенский заявил, что судьба как митрополита Вениамина (который был сразу же арестован в день прочтения послания 28 мая и категорического отказа отменить его), так и всего собрания зависит от того, снимут ли с него отлучение или нет. Кроме того, епископу Алексию (Симанскому) в ГПУ было заявлено, что судьба митрополита Вениамина целиком зависит от того, снимут ли запрещение с раскольников или нет. 491 Обстоятельства выхода этого послания подробно описаны у Левитина-Краснова в главе «Неопубликованная страница из жизни Патриарха Алексия». Описанные события подтверждаются архивными документами. См. . Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки... С. 83–85. Как показано в книге М. В. Шкаровского, на пастырском собрании, проходившем в Духов день, петроградское духовенство резко отрицательно отнеслось к начавшемуся расколу. Тучков, оценивая обстановку в Петрограде, писал: «В ПЕТРОГРАДЕ работа по расколу среди церковников Губотделом почти не велась, вследствие чего ряд наших директив по этому вопросу без исполнения, несмотря на то, что почва для проведения этой работы в Питере была великолепная» (Политбюро и Церковь . Т. 2. С. 341).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

М., 1997; Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922-1925 гг. В 2 кн. Новосибирск; М., 1997-1998; Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советско­го государства в 1943-1948 гг. М., 1999; Кашеваров АН. Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы Советской власти. СПб., 1999; Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Ста­лине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 2000; Петров СТ. До­кументы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925 гг.). М., 2004; Одинцов М.И. Власть и религия в годы войны. (Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). М., 2005. 2 См.: Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведом­ственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социалистических республик. Изд. 3. М., 1926. С. 617, 623. 3 Следственное дело патриарха Тихона: Сборник документов по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 404. 4 См.: Мазырин А., иерей. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2007. Вып. 2(23). С. 58-67; Вып. 3(24). С. 118-131. 5 ЦА ФСБ РФ, д. Н-3677, т. 5, л. 247-248. 6 Акты святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и перепис­ка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 473. 7 Там же. С. 474. 8 ЦА ФСБ РФ, д. Р-31639, л. 44. 9 Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова)//Вестник РСХД. 1973. 1 (107). С. 187. 10 О позиции митрополитов Агафангела и Кирилла подробнее см.: Мазырин А., иерей. Высшие иерар­хи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х - 1930-х годах. М., 2006. 11 [Косткевич Г.А.] Обзор главнейших событий церковной жизни России за время с 1925 г. до наших дней/Публ. О.В. Косик//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2007. Вып.

http://bogoslov.ru/article/353938

Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший в феврале 1945 года митрополита Алексия (Симанского) Патриархом, принял и новое «Положение об управлении Русской Православной Церкви». В 12-ой статье этого «Положения» было сказано: «В случае смерти Патриарха или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Местоблюстителем Патриаршего Престола становится старейший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода» 47 . Про право Патриарха назначить себе заместителя ничего не говорилось. Принятием «Положение об управлении Русской Православной Церкви» начавшаяся на Поместном Соборе 1917–1918 годов история завещательных распоряжений о преемстве патриаршей власти завершилась.           Дополненный вариант доклада, сделанного на конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви» (Москва. Храм Христа Спасителя. 11 октября 2007 г .). Публикация осуществляется в рамках исследовательского проекта РГНФ 07-01-00180а. 2 Более подробно об этом см.: Мазырин А., иер. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006. 442 с. 3 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994. (Репр. воспр. изд.: М., 1918.) Вып. 1. С. 6. 4 Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. В 11 т. М., 1996. Т. 6. С. 73–74. 5 См.: ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 70. Л . 46–49. 6 Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 65–66. 7 Руднев С. П. При вечерних огнях: Воспоминания. Харбин, 1928. С. 231. 8 Арсений (Стадниций), митр. Дневник. Рукопись. (Готовится к изданию в ПСТГУ). 9 Краткое описание биографии мене, недостойного схиепископа Петра Ладыгина. Цит. по: Мосс В. Православная Церковь на перепутье (1917–1999). СПб., 2001. С. 135–136. Урусова Н. В. Материнский плач Святой Руси. М., 2006. С. 348–349. 1 См.: Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 30.

http://bogoslov.ru/article/395859

124 Акты Святейшего Тихона. Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. В последующие годы сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета были изданы многочисленные документальные сборники и статьи-публикации по истории Русской Православной Церкви первых лет советской власти. Наибольшие усилия здесь проявила Н.А. Кривошеева, на исследовательском счету которой значительное количество таких работ. См., например, следующие ее публикации: Преследования Патриарха Тихона начались с первых дней избрания его на Патриарший Престол//Вестник ПСТГУ. 2006. Вып. II. 2 (19). С. 141–160; Священный Собор 1917–1918 гг. и мученическая кончина митрополита Киевского и Галицкого Владимира//Там же. 2008. Вып. II. 1 (26). С. 106–127; Последнее Деяние Священного Собора 1917–1918 гг.//Там же. Вып. II. 4 (29). С. 37–72; 2009. Вып. II. 1 (30). С. 37–72; «В годину гнева Божия...»: Послания, слова и речи св. Патриарха Тихона. М., 2009; Один из эпизодов жизни Данилова монастыря//Вестник ПСТГУ. 2011. Вып. II. 3 (40). С. 61–66; О пребывании в Троице-Сергиевой Лавре нареченного Патриарха Тихона//Там же. Вып. II. 5 (42). С. 99–110; «Приспело время подвига...»: Документы Священного Собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь . М., 2012; и др. 125 Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980)/Herausgegeben vOn P. Hauptmann und G.Stricker. Gottingen, 1988. S. 617–920. 128 Об этом более подробно см.: Покровский И.Н. О принципах издания документов XX в.//Вопросы истории. 1999. 6. С. 32–45; Петров С.Г. Секретная программа ликвидации Русской церкви: Письма, записки и почто-телеграммы Л.Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б)( 1921–1922 гг.)//Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в XX в. Новосибирск. 1997. С. 21.69–86. 130 Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917–1941: Сб. документов/Сост. Н.Ю. Черепснина. М. В. Шкаровский. СПб., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) Совершение литургии Иоанна Златоуста в Вел. Пост в неположенные дни. 8) Совершение утрени Вел. Пятницы в посты Успенский и др. 9) Совершение пассий не по уставу и в необычное время. 10) Совершение чина погребения Божией Матери позднее 16 августа. 11) Совершение вечерни Вел. Пятницы позднее 3 часов пополудни. 12) Совершение всенощной под Вел. Субботу с обнесением плащаницы вокруг храма. 13) Введение русского языка в богослужебную практику. 14) Употребление произвольных возгласов и молитв. 15) Произвольное сокращение и изменение богослуж. последования в ущерб молитвенному и праздничному содержанию». 1 Как пример возможного искажения целой страницы русской церковной истории XX века в силу этих факторов можно назвать вопрос о подпольной Катакомбной Церкви, или «Истинно-Православной Церкви», по поводу чего один церковный историк (П.Проценко) обвинил в мифологизации нашей церковной истории И.И.Осипову, автора книги «Сквозь огнь мучений и воды слёз...», [М.1998., с. 262]. – см. его статью в Приложении «НГРелигия» («Дайджест») от 1 февраля 1999 года, N 1, с. 15. Он утверждает, что вообще «ИПЦ» – это выдумка мол чекистов. Шкаровский же указывает, что этот термин ввел еще в 1927 году архиеп. Андрей (Ухтомский). 2 Более подробно они будут представлены в подготавливаемой для печати книге «Московская Духовная Академия в начале XX века Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения». 5 Дано по Дамаскину Орловскому, и вероятно по н. ст., т.к. 10 января – по митр. Мануилу (ст. ст. ?), 10 февраля – по Мих. Польскому; 7 апреля – по Бойцову. 6 Точнее – 26 марта 1921 г., за неисполнение распоряжений Советской власти, как отмечено в списке 85 политзаключенных Таганской тюрьмы по состоянию на 15 ноября 1921 г. [ГАРФ, ф. 8419, д. 96]. 7 См. А.В. Журавский. «Трагедия в Раифском монастыре», Казань 1994 г., с. 11, 17. и его же «Казанская Духовная Академия в последний период своего существования» – Материалы Казанской юбилейной историкобогословской конференции, Казань, 1996 г., с. 95–102, 186.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 1923 г. игуменья Сергия приняла схиму с тем же именем. Около 1926 г. перебрались в пос. Пушкино под Москвой. В 1931(2?) г. мать Иоанна была арестована и сослана предположительно в Среднюю Азию. По дороге в ссылку удалось скрыться. Последние годы жила, скрываясь, в г. Геническе Херсонской области. В конце жизни приняла схиму с именем Анна. Прах матери Сергии в 1985 г. перенесен в Преображенскую пустынь, могилу же матери Иоанны в Геническе найтине удалось. Подробнее о них см.: Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь и Спасо-Преображенская Пустынь//Московский церковный вестник. 1988. С. 4–5; Самарины. Мансуровы: Воспоминания родных. М., 2001. С. 211.) 454 (...человек, отрешенный от жизни и дел... настоящий идеалист и теоретически перестраивает весь строй Церкви. – О взглядах А.А. Нейдгардта на устройство и деятельность Православной Российской Церкви см.: Письмо А.А. Нейдгардта по церковным вопросам//История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1: годы 1917–1970/Сост. М.Б. Данилушкин, Т. К. Никольская , М.В. Шкаровский и др.; Под общ. ред. М.Б. Данилушкина. СПб., 1997. С. 744–758.) 455 (...слухов об оставлении епископом Тихоном своей кафедры и возвращении его в Россию. – Тихон (Беллавин Василий Иванович, 19.01.1865–07.04.1925) – Патриарх Московский и всея России, исповедник. Родилсяв семье священника погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии. Окончил Псковскую ДС (1878), затем СПбДА со степенью кандидата (магистранта) богословия (1888). С 11.06.1888 г. преподаватель основного, догматического и нравственного богословия, а также французского языка в Псковской ДС. 14.12.1891 г. пострижен в монашество, 22.12.1891 г. рукоположен во иеромонаха. С 17.03.1892 г. инспектор Холмской ДС. С 16.06.1892 г.ректор Холмской ДС, с возведением в сан архимандрита. 19.10.1897 г. хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии.С 14.09.1898 г. епископ Алеутский и Аляскинский, 07.02.1900 г. переименован в епископа Алеутского и Северо-Американского; 06.05.1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В. Соловьев. М., 2002. С. 53. 25 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. С. 59; Соловьев И. В. Краткая история так наз. “обнов­ленческого раскола”… С. 53–54. 27 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Л. 24–25. Несколько другая редакция этого письма приводится в труде А. И. Кузнецова. Ср. Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви//“Обновленческий” раскол. С. 595–596. 29 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 35. Л. 25. В миссию архиепископа Алексия входило также, как сказано в отчете уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, выявление «“липовых” и неполноценных служителей культа». За этим стояли как пресечение неканонических действий некоторых незарегистрированных священнослужителей, так и поиск и возможное привлечение к церковному служению нелегального духовенства. Подробнее об этой стороне деятельности архиепископа Алексия в Средней Азии см. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 151–152. 31 Там же; Митрополит Иоанн (Вендланд). Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий (Егоров): Исторические очерки. Ярославль, 1999. С. 126. О нем см. также: Протоиерей Владимир Тимаков. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Саранский//Альфа и Омега. 2000. 4(26). С. 249, 258, 263. 33 Протоиерей Владимир Тимаков. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Саранский. С. 249, 258, 263. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/posledniy-boy-obnovlen...

ГАРФ РГАСПИ Государственный архив Российской Федерации. Российский государственный архив социально-политической истории. 1 Протоиерей Глеб Каледа. День Всех святых, в земле Российской просиявших, знаемых и незнаемых, — праздник Русской Православной Церкви//Альфа и Омега. 1994. 3. С. 115; Протоиерей Глеб Каледа. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//Альфа и Омега. 1995. 3(6). С. 141. 2 Имеется в виду церковная политика — конфликты между различными церковными группами и лидерами, — необязательно имевшая собственно политическую подоплеку. Ср. Протоиерей Владислав Цыпин. О катакомбах ХХ века. Беседа в редакции//Альфа и Омега. 2002. 1(31). С. 108–109. 3 Ср. Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского)//Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. 1. Православная Церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография/Ред. номера С. Л. Фирсов. С. 355. 4 Подробнее см. Беглов А. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 202–213, а также — вторую часть настоящей статьи. 5 Ср., например: Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский. [Некролог]//Альфаи Омега. 2001. 3(29). С. 383–384. 7 Выражение Д. В. Поспеловского, употребляемое им для того, чтобы отличить эти движения от “левой” оппозиции Священноначалию Русской Церкви — обновленцев и григориан. См. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. C. 119 и сл. 8 Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 147–148; Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 14–16. 9 Один из первых опытов классификации идейных воззрений “правой” оппозиции был предпринят в работе: Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Стра­городского). С. 343–372.

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

СНК – Совет народных комиссаров СССР – Союз Советских Социалистических Республик СХС – сербов, хорватов и словенцев РСФ Р – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика ФРГ – Федеративная Республика Германия ФСБ – Федеральная служба безопасности ЦК – Центральный комитет HSTA – HolyTrinityseminaryarchive – АрхивСвято-Троицкой семинарии 1 Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 19351945 годов. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья. Общество любителей церковной истории, 2003; Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг.: Сборник документов. Со т: О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего подворья. Общество любителей церковной истории, 2009. 2 «Поразила нас всех, как громом, отставка митрополита Николая»: Крах одной церковной карьеры. 1960. Публ. Т.А. Чумаченко Исторический архив. 2008. 1. 3 Л.Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. Вступ. ст., публ. и примеч. А.А. Кострюкова. Вестник ПСТГУ. II: История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). 5 Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР. 19451970. Под ред. Н.А. Кривовой; Отв. сост. Ю. Г. Орлова ; Сост. О.В. Лавинская, К.Г. Ляшенко. М.: РОССПЭН, 2009. Т. 1, 2. 7 Подробнее см.: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов: Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М.: ПСТГУ, 2007. С. 7580, 171176. 9 См., напр.: Белое А., Шилкин А. Духовные мертвецы из Джорданвилля. Наука и религия. 1969. 11. С. 4245; Белов А., Шилкин А. Карловацкий раскол – прошлое и настоящее. М.: Знание. 1975; Гордиенко H., Комаров П., Курочкин П. Политиканы от религии: Правда о «русской зарубежной церкви». М.: Мысль, 1975; Гордиенко H., Комаров П. Обреченные: О русской эмигрантской псевдоцеркви. Л.: Лениздат, 1988; Крывелев И. Русская Церковь в первой четверти XX века. М.: Знание, 1982; Суглобов Г. Союз креста и меча. М.: Воениздат, 1969; Сулацков А. Пишут письма провокаторы. Алма-Ата: Казахстан, 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010