Состоялась конференция, посвященная государственно-конфессиональным отношениям и религиозным организациям в годы Великой Отечественной войны 23 октября 2023 г. 16:12 19-20 октября 2023 года состоялась Всероссийская научная конференция «Государственно-конфессиональные отношения и религиозные организации в годы Великой Отечественной войны. К 80-летию " нового курса " ». С докладами выступили ведущие специалисты в области истории Русской Церкви в период Великой Отечественной войны, представлявшие Московскую и Санкт-Петербургскую духовные академии, Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени равноапостольных Кирилла и Мефодия , Российскую академию образования, Институт российской истории РАН, Институт всеобщей истории РАН, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Московский государственный институт международных отношений, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Московский государственный лингвистический университет, Смоленский государственный университет, Волгоградский государственный университет, Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Свято-Филаретовский институт, Томскую духовную семинарию, Самарскую духовную семинарию. Работа конференции началась 19 октября в Московской духовной академии с заупокойной литии по участникам Собора 1943 года. Затем участники форума проследовали в Елизаветинский зал МДА на пленарное заседание. Открылась конференция приветственными словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ректора Московской духовной академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла , директора Института археологии РАН академика РАН Н.А. Макарова, президента Российской академии образования О.Ю. Васильевой, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова , доктора исторических наук члена-корреспондента РАН Л.А. Беляева. С докладом « " Новый курс " в истории государственно-церковных отношений» выступила президент РАО доктор исторических наук О.Ю. Васильева. Далее ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан представил доклад «Отношение православного мира к избранию митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси». На пленарном заседании также выступил доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский, который прочитал доклад «Изменение религиозной политики СССР в 1943 году и ее проявление в блокадном Ленинграде». Организаторы конференции: Московская духовная академия, Российская академия образования, Институт Российской истории РАН, Учебный комитет Русской Православной Церкви, Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия. Подробнее о форуме см. на сайте кафедрый церковной истории МДА. Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 6 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
Так, вторая половина 40-х ознаменовалась вдохновляемым Патриархией «наступлением» Церкви: на фоне ее активной международной деятельности, отвечавшей внешнеполитическим планам советского руководства, становились настойчивее и ее требования к властям, имевшие целью расширение церковной жизни. После 1948 г. Церковь переходит к «обороне» и опять новое направление указывает сам Патриарх: «Пусть все кругом меняется, мы должны остаться такими, какими были сотни лет назад. Пусть наша неизменяемость, неподчиняемость духу времени символизирует вечность Церкви» . Для епископата и для государственных органов было ясно: политическая воля Патриархии сосредотачивалась в Чистом переулке, в резиденции Патриарха. Это наглядно показали события февраля 1960 г., связанные с выступлением Патриарха Алексия на Конференции советской общественности за разоружение. Кто бы ни был автором этого выступления, последней инстанцией, принимавшей решение, несомненно, был сам Патриарх. См., например: Беглов А . Как управляется РПЦ? Краткий критический анализ деятельности отделов Московской Патриархии за последние 55 лет//НГ-религии. 29 ноября 2000 г. 22 (69). С. 1, 3. Подробнее о кризисе легальности см. Беглов А. Л . Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920-1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211-214; Беглов А. Л . В поисках " безгрешных катакомб " . Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 31-39; Мазырин А.В . Легализация Московской патриархии в 1927 г.: скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4 (июль - август). С. 114-124. Кашеваров А. Н . Православная Российская Церковь и советское государство. (1917-1922). М., 2005. С. 251, 346-347; Сафонов Д.В . Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви в период патриаршества святителя Тихона//Богословский вестник. Вып. 8-9. Сергиев Посад, 2008-2009. Подробнее см.: Беглов А.Л . Епархии и епископы Российской Церкви в 1927 году, или почему митрополит Сергий (Страгородский) стал перемещать епархиальных преосвященных?//Альфа и Омега. 2007. 2(49). С. 169-189. В историографии существует мнение, согласно которому формальная регистрация органов церковного управления в 1927-1928 гг. так и не была достигнута. См.: Мазырин А.В . Легализация Московской Патриархии в 1927 г.: скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4 (июль - август). С. 114-124. С этой точки зрения, мы можем говорить о полном преодолении кризиса легальности только с 1943-1944 гг. Сафонов Д.В . Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви в период патриаршества святителя Тихона. Шкаровский М. В . Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999. С. 347. Чумаченко Т. А . Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961. М., 1999. С. 69, 77; Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 331. |
Виновным себя А. И. Боярский не признал, тем не менее, согласно постановлению Особого совещания при Наркоме внутренних дел СССР от 15 июля 1936 г., его приговорили (по ст. 58-10) к пяти годам лишения свободы. Первоначально он содержался в тюрьме г. Иваново, но после вынесения приговора его этапировали в Ярославскую тюрьму, а позднее перевели в Суздаль. 9 сентября 1937 г. постановлением «тройки» УНКВД СССР по Ивановской области А. И. Боярский был приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян (в Иванове) . Реабилитировали его (в два этапа) в 1988, 1994 гг. 25 октября 1936 г., находясь в заключении, А. И. Боярский обратился к секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину с письмом большого объема, содержание которого касалось широкого спектра вопросов. 16 ноября 1935 г. этот документ был направлен руководителю страны. Машинописная заверенная копия текста письма (с рукописными пометами И. В. Сталина) и две сопроводительные бумаги к нему сохранились в Российском государственном архиве новейшей истории (Ф. 3. Оп. 58. Д. 204. Л. 28–53) среди материалов одной из «тематических папок» Политбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС: 41-я «группа документов» по классификатору (Государственная безопасность и охрана общественного порядка, 1917–1967). Тексты воспроизводятся в соответствии с современными нормами орфографии, однако с сохранением стилистических и языковых особенностей оригинала. В квадратных скобках даются конъектуры публикатора: отсутствующие в документе и восстановленные по смыслу слова, буквы, знаки препинания и др. © Крапивин М. Ю., 2023 А. И. Боярского см. подробнее: Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016 (Материалы по истории Церкви. Кн. 54). С. 48–50, 585–587, 598, 622, 710, 712; Ореханов Г., свящ., Фирсов С. Л.Боярский Александр Иванович//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 133–135; Фирсов С. Л. «Рабочий батюшка». Штрихи к портрету обновленческого «митрополита» Александра Ивановича Боярского//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2005. 4. Сер. История. История Русской Православной Церкви. С. 67–90; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. СПб., 1999. С. 94; и др. |
Подробнее о кризисе легальности см. Беглов А. Л . Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920-1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211-214; Беглов А. Л . В поисках " безгрешных катакомб " . Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 31-39; Мазырин А.В . Легализация Московской патриархии в 1927 г.: скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4 (июль - август). С. 114-124. Кашеваров А. Н . Православная Российская Церковь и советское государство. (1917-1922). М., 2005. С. 251, 346-347; Сафонов Д.В . Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви в период патриаршества святителя Тихона//Богословский вестник. Вып. 8-9. Сергиев Посад, 2008-2009. Там же. Подробнее см.: Беглов А.Л . Епархии и епископы Российской Церкви в 1927 году, или почему митрополит Сергий (Страгородский) стал перемещать епархиальных преосвященных?//Альфа и Омега. 2007. 2(49). С. 169-189. В историографии существует мнение, согласно которому формальная регистрация органов церковного управления в 1927-1928 гг. так и не была достигнута. См.: Мазырин А.В . Легализация Московской Патриархии в 1927 г.: скрытые цели власти//Отечественная история. 2008. 4 (июль - август). С. 114-124. С этой точки зрения, мы можем говорить о полном преодолении кризиса легальности только с 1943-1944 гг. Сафонов Д.В . Единоначалие и коллегиальность в истории высшего церковного управления Русской Церкви в период патриаршества святителя Тихона. Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 319-320. Епископ Сергий (Соколов) . Правдой будет сказать... Новосибирск, 1999. С. 89-90. Шкаровский М. В . Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах. М., 1999. С. 347. Чумаченко Т. А . Государство, Православная Церковь, верующие. 1941-1961. М., 1999. С. 69, 77; Протоиерей Владислав Цыпин . История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 331. |
676 Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. Т. 9. Современное сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г. М., 1961. С. 181–183. 678 Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977. С. 117–118; Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 178–179. 679 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 181. Лл. 12–12 об., 13; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 116–117; Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 179. 687 Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М, 2002. С. 258. 690 Подробнее см. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 10–152. 691 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 165, 169; Митрополит Сергий [Страгородский]. О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя//Журнал Московской Патриархии в 1931– 1935 годы. М., 2001. С. 21. Ср. замечание одного из деятелей оппозиции: «В январе 1934 г. я выздоровел и возвратился в Уфу здесь наши верующие и правящий епископ Руфим митр. Сергия не признают, у нас автокефалия, до собора мы признаем и подчиняемся М Петру Крутицкому». – Цит. по Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 146. 695 Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского) //Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. 1. Православная Церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография/Ред. номера С.Л. Фирсов. С. 348. Ср. Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 172–173, 192. 698 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Лл. 12 об., 34–35; Д. 16. Л. 23; Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 59. |
35 Ореханов Георгий, диакон. Генезис русского церковного реформаторства//Богословский сборник Свято-Тихоновского православного богословского института 4. М., 1999. С. 295, 301–302. 36 Данилушкии М.,Никольская Т., Шкаровский М. и др. История Русской Православной Церкви. Новый Патриарший период. Т. 1. СПб., 1997. С. 224. 37 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999. С. 10–15. 39 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века//Учёные записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6 (Церковная история XX века и обновленческая смута). М., 2000. С. 5–51. 41 Поспеловский Д. В. Размышления над книгой//Церковно-исторический вестник. 2000. 6–7. С. 234. 42 См. об этом несколько подробнее в нашем предисловии к книге А. Э. Левитина-Краснова и В. М. Шаврова «Очерки...» (издание 1996 г.). С. 4–8. 43 Кравецкий А. Г. К предыстории обновленческой смуты//Учёные записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6 (Церковная история XX века и обновленческая смута). С. 113. 44 Упомянув о Великом Московском Соборе 1917−1918 гг., укажем, что уже в наши дни намечается тенденция к подрыву авторитета этого Собора. В этом можно видеть рецидивы обновленческого мышления. 45 Об этом очень важно помнить тем, кто резко критикует сотрудничество советских обновленцев с коммунистической властью. Так, например, протоиерей Владислав Цыпин в своей недавней книге «Русская Церковь . 1917–1925» справедливо негодует по поводу того, что руководители обновленцев и в их числе архиепископ Евдоким (Мещерский) «распинались» (так у о. Владислава) печатно «в верноподданнической любви к советской власти, к октябрьскому перевороту, который дал большевикам эту власть» (Указ. соч. С. 219). Не оправдывая архиеп. Евдокима, укажем, что именно по этому пути в скором времени были вынуждены пойти многие противники обновленцев, которые, говоря словами о. В. Цыпина , «распинались в своей любви» к «великому вождю всех времен и народов гениальному И. В. Сталину», равно как и к «великой» Октябрьской революции. |
Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст договора см. в: Шкаровский М. В . Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов: Сборник документов. М., 2003. С. 82-83. Назаров М . Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1994. Ч. 4. С.15-16. Письмо митр. Евлогия патр. Вениамину от 12.03.1940 319). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо митр. Евлогия еп. Сергию от 9.11.1940 1196). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст приложения см. в: Národní archiv v Praze, fond Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 39 11, .53853/1942. См.: Шкаровский М.В . Нацистская Германия и Православная Церковь. С. 256-259; Двойное церковное торжество в Берлине //Православная Русь. 1942. 11-12. С. 1-2. Подробнее см.: Krámar . Panychida za statené. Praha, 1988; Šuvarský J . Op. cit. S. 222-230. Подробнее см.: Marek Pavel , Bureha Volodymyr , Danilec Jurij . Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice . Olomouc, 2009. S. 133-136. Киселев А., протопресвитер. Независимый архипастырь/Я возлюбил Вас. С. 151-152. См. также: Липаков Е. В . Архипастыри Казанские. 1555-2007. Казань, 2007. С. 388. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов)/Сост. А. В. Окунева. М., 2005. С. 112-119. Соловьев И. В. Дни примирения. (Попытка воссоединения Русского Западно-Европейского Экзархата с Московской Патриархией)//Церковно-исторический вестник. 4-5. М ., 1999. С. 237-238. Письмо митр. Евлогия еп. Сергию. 14.12.1945 616). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Цит. по: Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо еп. Сергия архиеп. Владимиру (Тихоницкому) (?). Копия. Без даты (ноябрь-декабрь 1945). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). См. также: ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 19. л . 47. |
Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст договора см. в: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов: Сборник документов. М., 2003. С. 82-83. Назаров М.Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1994. Ч. 4. С.15-16. Письмо митр. Евлогия патр. Вениамину от 12.03.1940 319). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо митр. Евлогия еп. Сергию от 9.11.1940 1196). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст приложения см. в: Národní archiv v Praze, fond Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3911, . 53853/1942. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. С. 256-259; Двойное церковное торжество в Берлине//Православная Русь. 1942. 11-12. С. 1-2. Там же. Šuvarský J. Op. cit. S. 226. Подробнее см.: Krámar .Panychida za statené. Praha, 1988; Šuvarský J. Op. cit. S. 222-230. Подробнее см.: Marek Pavel, Bureha Volodymyr, Danilec Jurij. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice. Olomouc, 2009. S. 133-136. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ), ф. 6991, оп. 7, д. 106. л. 5. Киселев А., протопресвитер. Независимый архипастырь/Я возлюбил Вас. С. 151-152. См. также: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. Казань, 2007. С. 388. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов)/Сост. А. В. Окунева. М., 2005. С. 112-119. Соловьев И. В. Дни примирения. (Попытка воссоединения Русского Западно-Европейского Экзархата с Московской Патриархией)//Церковно-исторический вестник. 4-5. М., 1999. С. 237-238. Письмо митр. Евлогия еп. Сергию. 14.12.1945 616). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Цит. по: Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Журнал Московской Патриархии. 1945. 11. С. 16-17. Письмо еп. Сергия архиеп. Владимиру (Тихоницкому) (?). Копия. Без даты (ноябрь-декабрь 1945). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). |
Текст договора см. в: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов: Сборник документов. М., 2003. С. 82-83. Назаров М.Русская Зарубежная Церковь в годы «второй гражданской войны»//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. 1994. Ч. 4. С.15-16. Письмо митр. Евлогия патр. Вениамину от 12.03.1940 319). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Письмо митр. Евлогия еп. Сергию от 9.11.1940 1196). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Текст приложения см. в: Národní archiv v Praze, fond Ministerstvo školství a národní osvty 1918-1945, karton 3911, . 53853/1942. См.: Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь. С. 256-259; Двойное церковное торжество в Берлине//Православная Русь. 1942. 11-12. С. 1-2. Там же. Šuvarský J. Op. cit. S. 226. Подробнее см.: Krámar .Panychida za statené. Praha, 1988; Šuvarský J. Op. cit. S. 222-230. Подробнее см.: Marek Pavel, Bureha Volodymyr, Danilec Jurij. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin ivota a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v eskoslovenské republice. Olomouc, 2009. S. 133-136. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ), ф. 6991, оп. 7, д. 106. л. 5. Киселев А., протопресвитер. Независимый архипастырь/Я возлюбил Вас. С. 151-152. См. также: Липаков Е. В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. Казань, 2007. С. 388. Офицер, монах и пастырь: Архимандрит Исаакий (Виноградов)/Сост. А. В. Окунева. М., 2005. С. 112-119. Соловьев И. В. Дни примирения. (Попытка воссоединения Русского Западно-Европейского Экзархата с Московской Патриархией)//Церковно-исторический вестник. 4-5. М., 1999. С. 237-238. Письмо митр. Евлогия еп. Сергию. 14.12.1945 616). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Цит. по: Письмо еп. Сергия митр. Евлогию. 16(3).11.1945. АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). Журнал Московской Патриархии. 1945. 11. С. 16-17. Письмо еп. Сергия архиеп. Владимиру (Тихоницкому) (?). Копия. Без даты (ноябрь-декабрь 1945). АЕУ Париж. Личное дело архиеп. Сергия (Королева). |
32-35. Ленинградский областной государственный архив в г. Выборг (далее — ЛОГАВ). Ф. Р-2205. Оп. 2. Д. 29. Л. 70. В частности, в статье главного редактора журнала «Революция и церковь» и одновременно руководителя VIII отдела Наркомата юстиции П.А. Красикова говорилось о необходимости вскрытия «пустого ящика, якобы с мощами Александра Невского» (Красиков П.А. Религиозная хитрость (письмо в редакцию)//Революция и церковь. 1919. 1. С. 24). Комиссариат юстиции Союза коммун Северной области — Президиуму Петросовета. 24 марта 1919//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 562. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин — Председателю Петросовета Г.Е. Зиновьеву. 15 сентября 1919//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб., 1992. С. 565. См. об этом подробно: [Б. а.] Из газет и журналов. Печать о событиях в лавре//Прибавления к церковным ведомостям. Издание Православной Русской Церкви. Еженедельное издание. 2. 20 января 1918 года. Пг., 1918; Бронзов А.А. Пастырь-мученик//Прибавления к церковным ведомостям. Издание Православной Русской Церкви. Еженедельное издание. 2. 20 января 1918 года. Пг., 1918. С. 87; С. 80-93; Шкаровский М.В. Александро-Невское братство 1918-1932 годы. СПб., 2003. С. 10-13. См. Спиридонова Е.К. Вскрытие мощей Александра Невского в 1922 году (по материалам периодической печати)//Александр Невский и Ледовое побоище. Материалы научной конференции, посвященной 770-летию Ледового побоища/Отв. ред. Ю.В. Кривошеев, Р.А. Соколов. СПб., 2014. С. 155-159. ЛОГАВ. Ф. Р2205. Оп. 2. Д. 29. Л. 70-70 об. Там же. Л. 65. Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (19171922). М., 2005. С. 212-215. ЛОГАВ. Ф. Р2205. Оп. 2. Д. 29. Л. 133. См., например, протокол допроса епископа Петергофского Николая (Ярушевича) (Там же. Л. 73-75). О процессе митрополита Вениамина (Казанского) подробно см.: Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 19171945. СПб., 1995. С. 64-69. ЛОГАВ. Ф. Р2205. Оп. 2. Д. 29. Л. 86. Там же. |
| |