177 Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 178 Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240; М Д " Эрбиньи, S.J. Церковная жизнь в Москве/Авторизированный перевод с французского с предисловием И. Ф. Наживина. Париж, 1926. С. 36–39,41; Архиепископ Варфоломей (Ремов) . Из духовного наследия//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 122–125. 179 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 81, 321; Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения//Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 218. 182 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 14–16. 185 Наиболее подробно см. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286. 186 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 66, 68, 70,126,128,140–143. 193 Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. С. 325. Ср. Монахиня Игнатия. Старчество на Руси. М., 1999. С. 276 и др. 195 В архиве м. Игнатии сохранилась примечательная фотография, запечатлевшая группу тайных монахинь за книгой. (См. иллюстрацию на этой странице.) Не зная, кто изображен на снимке, сцену можно принять за урок ликвидации безграмотности или занятие кружка культпросвета. 196 Имеется в виду дом старшей по постригу сестры, который члены общины между собой называли «скитом» и где сосредотачивалась жизнь их тайной монашеской общины: читались служба и монашеское правило, совершались тайные постриги, собирались сестры для обсуждения возникавших вопросов. 204 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 65. Лл. 305–306. Опубликована в Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. С. 262–263. Ср. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 250.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С осени 1918 года процесс национализации церковного имущества шел полным ходом на территории губерний, находившихся под контролем советской власти. В этих обстоятельствах как высшая церковная власть, так и в целом духовенство и верующие на местах были поставлены перед необходимостью признавать и исполнять требования советского религиозного законодательства. Православной Церкви в России отныне предстояло осуществлять свое служение в новых правовых условиях советской действительности. Константин Ковырзин   ПРИМЕЧАНИЯ 1 Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 13 июня. 2 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 2. С. 6–8. 3 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 6. М., 2016. С. 164. 4 Там же. С. 273. 5 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 277. Л. 138. 6 Обстоятельный историко-правовой анализ декрета см.: Шершнева-Цитульская И. А . Правовой статус Русской Православной Церкви в Российском государстве (1905–1945 гг.). М., 2011. С. 105–122. 7 Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 71–73. 8 Там же. С. 139–140. 9 См.: Церковные ведомости. 1918. 7–8. С. 32–35. 10 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 203. 11 Подробнее об этом см.: Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917–1918)//Христианское чтение. 2010. 1. С. 6–33. 12 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 33–34. 13 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 25. 14 Подробнее см.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. IX. Вып. 1. С. 25–31. 15 Заявления делегации Собора в Совет народных комиссаров от 14/27 марта и 6/19 апреля 1918 г. см.: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 гг.: Сборник документов. М., 2016. С. 154–155, 156–159. 16 См.: Красиков П. А. Советская политика в религиозном вопросе//Революция и церковь. 1919. С. 1–3.

http://e-vestnik.ru/history/pered_litsom...

60 . Юха Д., свящ. Духовная семинария и институт Святого Владимира в Харбине. МДА. Кафедра церковной истории. URL: (дата обращения: 24.09.2015). 61 . Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии: 18801930-е гг. Петрозаводск, 1997. 1 Подробнее о жизни и деятельности русской православной эмиграции см.: Хмыров Д.В. Спорные вопросы истории РПЦЗ (19201945). СПб., 2014. С. 13171. (История и культура. Вып. 12). 2 Горячкин Г.В., Гриценко Т.Г, Фомин О.И. Русская эмиграция в Египте и Тунисе (19201939 гг.) М., 2000. С. 41. 5 Шкаровский М.В. Русское Православие в Тунисе. СПб.: Издательство Александро-Невской Лавры, 2012. С. 1921. 36 Русские во Французском иностранном легионе. Голос России. URL: http://rus.ruvr.ru/2012_04_28/7324960/(дата обращения: 30.01.2013). 98 Шкаровский М.В. Возникновение РПЦЗ и религиозная жизнь эмигрантов в Югославии. Христианское чтение. 2012. С. 114. 167 Зубов Д.В. Афон и Россия. Духовные связи. М., 2000; Забытые страницы русского имяславия. М., 2001; Игумен Н. Сокровенный Афон. М., 2002. 168 Троицкий П. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2002; Троицкий П. Русские на Афоне. XIXXX век. М., 2003; Троицкий П. История русских обителей Афона в XIXXX веках. М., 2009. 169 Талалай М.Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003; Талалай М.Г. Положение русского монашества на Афоне после 1912 г. Россия и Христианский Восток. М., 2004. С. 581589. 185 Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе, 19201995: Биографический справочник. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. С. 25. 220 Никитин А.К. Этапы и методы унификации русской православной общины в 19351939 гг. Русская эмиграция в Европе (20-е30-е гг. XX века). М.: ИВИ РАН, 1996. С. 130131. 225 Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (19171945 гг.). Русская эмиграция в Европе (20-е30-е гг. XX века). М.: Институт Всеобщей Истории Российской академии наук, 1996. С. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. «Проект с миссионерскими последствиями». Беседа с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом//Вода живая. 2009. 9. 8. Сорокин В., прот. Исповедник: Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. 736 с. 9. Торжество открытия Ленинградской духовной академии и духовной семинарии//Журнал Московской Патриархии. 1946. 10. С. 9-12. 10. Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине XX — начале XXI века//Сайт «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/823744.html (дата обращения: 01.10.2010). 11. «Это было самое счастливое время моей жизни». Беседа с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом//Вода живая. 2009. 10. Примечания Открытие Православно-богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве//Журнал Московской Патриархии. 1944. 7. С. 17. Торжество открытия Ленинградской духовной академии и духовной семинарии//Журнал Московской Патриархии. 1946. 10. С. 10. Никодим (Ротов), митр. Слово, посвященное 30-летию Ленинградской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. 1977. 3. С. 11. Там же. Слова профессора ЛДА Николая Анатольевича Заболотского. Цит. по: Сорокин В., прот. Исповедник: Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 433. Выдрин И.В. Митрополит Никодим. Екатеринбург, 2009. С. 231. Подробнее см.: Шкаровский М.В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) духовные школы во 2-й половине XX — начале XXI века//Сайт «Седмица.ру». URL: http://www.sedmitza.ru/text/823744.html (дата обращения: 01.10.2010). Выдрин И.В. Митрополит Никодим. С. 231. Там же. С. 233. Там же. Там же. Там же. Там же. С. 233-234. Там же. С. 234. Там же. С. 235. Там же. С. 235-236. Там же. С. 236. Там же. Там же. Там же. С. 234. Там же. С. 234. Никодим (Ротов), митр. Собрание сочинений. Т. II. Л., 1974. [машинопись] С. 306. Цит. по: Миронович И.Ц. О богословских воззрениях митрополита Никодима//Человек Церкви/Сб. 2-е изд. Московская епархия, 1999. С. 150-151. Выдрин И.В. Митрополит Никодим. С. 237.

http://patriarchia.ru/db/text/1295612.ht...

Возраст архиереев, пришедших к власти в результате выборов, был относительно молодым и составлял в среднем 45 лет, в то время как средний возраст уволенных был 59 лет 809 . Трудно предположить, в какие формы вылился бы процесс выборов, сохранись он в Церкви 810 . В рассматриваемый же период выборы стали, по моему мнению, фактором консолидации Церкви и легитимации власти епархиальных архиереев. Избранного владыку уже нельзя было рассматривать ставленником «темных сил». Можно уверенно сказать, что об избрании столичных иерархов, а в ноябре 1917 г. и патриарха, знала вся православная Россия. В результате выборов к власти пришли многие авторитетные деятели, не только определившие весь процесс развития Русского Православия в XX в., но и способствовавшие выживанию Церкви в условиях антирелигиозного государства. 547 Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви, 1900–1927. СПб., 2002. С. 89–90. 549 Шкаровский М. В. «Религиозная революция» 1917 г. и ее результаты//1917-й: Метаморфозы революционной идеи и политическая практика их воплощения. Новгород. 1998. С. 64. 554 Голубцов Сергей, протодьякон. Московское духовенство в преддверии и начале гонений. 1917–1922 гг. М., 1999. 570 РГИА. Ф. 798. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 280 (Об утверждении правил об избрании епархиальных епископов). Л. 2, 2 об. 575 ГАРФ. Ф. 1778. (Канцелярия министра – председателя Временного правительства.) Оп. 1. Д. 328. Л. 1 об. 587 Деяния Петроградского епархиального собора//РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 149. Л. 14. Материалы о голосовании в Петрограде наиболее подробные из всех поступивших в Синод. Итоги баллотировки расписаны по каждой урне в отдельности. 592 О дальнейшей трагической судьбе этого выдающеюся Пастыря, и о мужественном поведении его перед большевистским судилищем. См.: Шкаровский М. П. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945. СПб., 1995. С. 55–69; Чельцов Михаил , протоиерей. Воспоминания «смертника» о пережитом. М., 2001; «Дело» митрополита Вениамина. (Петроград, 1922 г.). М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковное подполье во всех своих проявлениях стало уделом элиты, уделом узкого круга участников. Если до Великой Отечественной войны подполье оставалось главным способом сохранения церковной жизни, то теперь центр тяжести религиозной активности всё больше перемещался из нелегальной в легальную сферу. Влияние церковного подполья на жизнь основной массы верующих неуклонно снижалось. Происходило это, как мы видели, по разным причинам. Давала себя знать политика властей в отношении, например, паломничеств к неофициальным святым местам. Но главное, снижение нелегальной церковной активности происходило вследствие ряда социальных процессов, имевших место в СССР в 1950–1980-е гг. В таком суженном виде нелегальная церковная жизнь сохранилась вплоть до 1990 г., когда советская система контроля над религиозными организациями, установленная законодательством 1929 г., прекратила своё существование, а выжившие представители и формы церковного подполья влились в бурную реку церковного возрождения 1990-х гг. Список сокращений ГАРФ Государственный архив Российской Федерации. РГАСПИ Российский государственный архив социально-политической истории. 1 См. Беглов А. “Катакомбное наследство”: в реальности и на самом деле//Религия в России/Проблемы. 22 Октября 2001: http://religion.russ.ru/ problems/20011022-beglov.html; Беглов А. Лжепророки в своём отечестве. О генезисе религиозных настроений сторонников канонизации Григория Распутина//НГ-религии. 19 марта 2003 г. 5 (113). С. 3; Макаркова Е. Апокалипсис пензенских сектантов//Страна.Ру. 14 ноября 2007: http://www.strana.ru/doc.html?id=81114&cid=1. 2 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 305–307. 3 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 44. Л. 92; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. М., 1999. С. 162–163; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 353–354. 4 Подробнее о попытке наступления на Церковь в 1954 г.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 8. В 1931 году этот документ в несколько подправленном виде под названием " Русские иерархи под игом безбожников " опубликовал католический священник А. Дейбнер. Позднее этот материал в свое собрание включил М. Е. Губонин (см.: Акты... С. 406-407). Воспоминания М. Н. Ярославского (в записи священника Михаила Ардова)//Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 18. Базель-М., 1994. С. 167. Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений//Вестник ПСТГУ. II. 2006. Вып. 3 (20). С. 130. Там же. С. 130-131. Там же. С. 131-132. Там же. С. 132. " Совершенно секретно " : Лубянка - Сталину о положении в стране. Т. 5. С. 156. Воспоминания М. Н. Ярославского. С. 167. См.: Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. С. 62-63. См.: Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы. СПб.: Сатис; Держава, 2006. С. 126. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, О-во любителей церковной истории, 2004. С. 389. Цит. по: Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. С. 60-61. См.: Там же. С. 61-62. См.: Там же. С. 62. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639. Л. 55. См.: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 8. В самом " Обзоре " дата указана по старому стилю - 20 марта. Документы Патриаршей канцелярии 1926-1927 годов//Вестник церковной истории. 2006. N 2. С. 99-100. Акты Святейшего Тихона... С. 571. Косик О. В. " Послание ко всей Церкви " священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 328-329. Акты Святейшего Тихона... С. 576. Иерей Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

15 Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927–1941. М., 1999. 16 Подробнее см.: Беглов Л. Л. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211–218; Беглов А. Л. Политика власти в отношении Русской Православной Церкви в контексте советской модернизации// Церковь , общество, формы государства: модели взаимодействия. Сб. статей (в печати). 17 Представляется, что о подпольной общине речь идет и в том случае, когда источники говорят о нелегальном богослужении или незарегистрированном священнике (диаконе, монахе, псаломщике и т.п.), совершающем свое служение, поскольку служба не совершалась без молящихся. Единичные службы наши источники, как правило, не фиксируют; регулярные богослужения говорят о стабильной деятельности общины, а серийные службы в соседних селах «бродячего» духовенства указывают на то, что общины там существовали, но собирались на молитву от случая к случаю. 22 См., например, Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992; Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2–6. Тверь, 1999–2002; Осипова И. И. «В язвах своих сокрой меня...». Гонения на Католическую Церковь в СССР. По материалам следственных дел. М., 1996; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...». Гонения на Истинно-Православную Церковь в СССР. По материалам следственных и лагерных дел. М., 1998; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. При написании работы были использованы также документы карательных органов из коллекции ГАРФ. 24 Подробнее о церковном подполье как поводе для репрессий в отношении легальной иерархии см. Часть 1, § 1. 25

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1924 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за политические ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 182. 43 Эта дата проставлена в заголовке протокола. Судя по документам Политбюро, заседание АРК, видимо, состоялось 11.06 в экстренном порядке. См.: Архивы Кремля. Кн. 1. С. 283. 44 Архивы Кремля. Кн. 1. С. 282–283. В настоящее время машинописный подлинник данной записки Е. М. Ярославского находится: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 343. Л. 18. 46 Цитируется по протоколу заседания АРК от 12.06, с сохранением орфографии и синтаксиса документа. 47 Архивы Кремля. Кн. 1. С. 283–284. В настоящее время рукописный подлинник этого документа находится: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 343. Л. 19–20. 50 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 163–164. 54 Речь идет о митрополите Арсении (Стадницком), архиепископе Никандре (Феноменове) и мирянине П. В. Гурьеве, который до ареста был управляющим канцелярией Высшего Церковного Управления и секретарем Патриарха Тихона. 58 Это послание от 15(28) июня и воззвание от 18 июня (1 июля). Однако наиболее обличительный тон в отношении обновленчества имеет послание Патриарха от 2(15) июля. 61 См., например: Протокол 41 от 5.12.23//Там же. Л. 47; Протокол 49 от 8.04.24//Там же. Л. 59 об. 62 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 31. 66 Подробнее см., например: Сафонов Д. В последние месяцы жизни Святителя Тихона против него готовился новый судебный процесс.http://www.pravoslavie. ru/patrtikhon-newprocess.htm. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sledstvie-vesti-bez-og...

[xiii] Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М., 2005. С. 171. [xiv] Козлов В.Судьбы мощей русских святых//Отечество. Краеведческий альманах. М., 1991. Вып. 2. С. 140. [xv] Материалы Комиссии по канонизации святых и подвижников благочестия Санкт-Петербургской епархии. [xvi] ЦГА СПб, ф. 143, оп. 1, д. 2, л. 16-17. [xvii] Нетленные мощи преп. Александра Свирского// (дата посещения 27 сентября 2017 г.) [xviii] Там же. [xix] ЦГА СПб, ф. 2815, оп. 1, д. 27, л. 60-60об . [xx] Нетленные мощи преп. Александра Свирского. [xxi] См.: Революция и церковь. 1919. 1. [xxii] ЦГА СПб, ф. 142, оп. 1, д. 5, л. 27, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-17. [xxiii] Акты Святейшего Патриарха Тихона. М., 1994. С. 158. [xxiv] См.: Революция и церковь. 1919. 6-7. [xxv] Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 161. [xxvi] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-15. [xxvii] Подробнее см.: Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публ. М.В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.-СПб., 1992. С. 560-563. [xxviii] ЦГА СПб, ф. 7879, оп. 1, д. 27, л. 9. [xxix] Красиков П. Религиозная хитрость (письмо в редакцию)//Революция и церковь. 1919. 1. С. 23-25. [xxx] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 14-15. [xxxi] Акты Святейшего Патриарха Тихона. С. 168. [xxxii] Там же. [xxxiii] ЦГА СПб, ф. 1000, оп. 3, д. 119, л. 8-10, оп. 4, д. 73, л. 83-84, ф. 142, оп. 1, д. 5, л. 27об . [xxxiv] См.: Революция и церковь. 1920. 9-12. [xxxv] Протоиерей Олег Кобец, А. Крупенков. Белгородский чудотворец. Жизнь и прославление. Белгород, 2008. С. 63. [xxxvi] Там же. [xxxvii] Курская правда. 1920. 10 декабря; Житие святителя Иоасафа Белгородского и первое прославление изложено по книгам: Акафист иже во стыхъ отцу нашему Иоасафу епископу Белгородскому. СПб., 2008. Б/с; Белгородский чудотворец. Житие, творения, чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского. М., 1997. С. 201-202. [xxxviii] Протопресвитер Михаил Польской. Новые мученики российские. Джорданвилл, 1957. С. 306-307.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/31/a...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010