Колывань — древнерусское название Ревеля (теперь Таллин). 183 …когда там губернаторствовал M. H. Галкин-Врасский…— Михаил Николаевич Галкин-Врасский (1834–1916) был эстляндским губернатором с конца 1868 по 1870 год. В дальнейшем — саратовский губернатор, начальник главного тюремного управления, член государственного совета, статс-секретарь Николая II. В статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков называет Галкина-Врасского в числе лиц, «которые здесь (в остзейском крае. — А. Б.) носились с своими русскими симпатиями и… тоже добра не сделали» («Исторический вестник», 1883, ноябрь, стр. 257). 184 …бывшего петербургского генерал-губернатора, князя Суворова…— Подразумевается Александр Аркадьевич Суворов (1804–1882), внук полководца, генерал, бывший петербургским военным генерал-губернатором с 1861 по 1866 год. 185 Там тогда дьяконствовал нынешний настоятель русский в Вене, о. Николаевский… и почитался национальным борцом и «истинно русским человеком», так как он корреспондировал в московскую газету покойного Аксакова. — В год смерти (1912) Николаевский был протоиереем русской посольской церкви в Вене. Корреспонденции, подписанные фамилией Николаевский, в газетах И. С. Аксакова (см. ниже) не встречаются. Говоря о московской газете Аксакова, Лесков имеет в виду газеты «Москва» или «Москвич» (1867–1868). 186 Ланские — русский графский и дворянский род. Один из Ланских, Сергей Степанович (1787–1862), с 1850 года был членом государственного совета, а с 1855 по 1861 год — министром внутренних дел. 187 …до вице-губернатора Поливанова…— Виктор Петрович Поливанов (ум. в 1889 году) — бывший вице-губернатор и затем губернатор Эстляндской губернии («Всеобщий календарь», 1891, стр. 510). 188 Феодор Знаменский (ум. до 1883 года) — настоятель Ревельского собора. О нем см. «Исторический вестник» 1883, декабрь, стр. 501. 189 …немецкими баронами, имевшими основание особенно любить и уважать ее брата…— А. А. Суворов (см. выше) в 1848 году был назначен эстляндским генерал-губернатором В своей статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков писал, что это назначение «надо считать несчастием для русских… Суворов обнаруживал предпочтение немцам, и это было дурно» («Исторический вестник», 1883, ноябрь, стр.257). Точка зрения Лескова на «остзейский вопрос» исключала национальные «предпочтения» (см. выше, примеч. к стр. 390). 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

л. 262. В неделю, Слово св. Иакова брата Господня о Воскресении. То же, что выше л. 189. л. 268. Молитва непрестанно о души к Богу. Нач. Душе моя, почто жалуеши на Господа. В конце мелкие отрывки. л. 278. Св. Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком и трудолюбьствующим ко иже спастися, и проч. См. 798 л. 49. л. 281 об. А се правило Святыя горы калугером, инокиням, внесл архимандрит печерьский Досефей. Как есмы от Святыя горы вышли, как есмы тамо были, и чесо есмы там видели и слышали, и чему нас св. Отцы учили нашего ради спасениа. Первая половина напеч. в Прибав. к Твор. св. Отц. 1848 г. стр. 134. Вслед за сим краткие статьи: Изречение св. отца Нила. Сице в келиах правило не умеющим грамоте. Молитва Господу нашему Ис. Христу от апостола, истолкована И. Златоустом. Правило преданое от ангела В. Пахомию. л. 285. О житии рекше о пощении и разрешении всего лета. Из Устава церковного. В конце небольшие статьи, из коих некоторые уже описаны выше, напр., св. Макария о умерших. л. 303. Молитва всем Святым. Нач. Владыко многомилостиве Господи Ис. Христе Боже нашь, Сыне единородный. Кирилла туровского . См. 316 л. 459. л. 310. Поучение в 1 неделю св. поста, Слово 5-е. Нач. Четверодесятный пост сий, братие, яко лествица некая предлежит нам. л. 326. Св. Ефрема, еже глагола, егда приидоша к нему братиа Инитовиина десять, вопросиша его о делесех, Слово 58, имать глав 22. См. 7 л. 117. л. 351. Устав о Владычних праздницех и Богородичных, како поется, и Святым имущим бдение и полиелеос, и всем празником Святым великим иже есть в Святцех в 12 месяцех, по восточному знамению. л. 381. Указ преже писаным славным, еже когда славны бывают и когда не бывают. Листы порожние 236–239, 250–253, 307–309, 324, 325 и 350. 805. (1901.) Сборник, скороп. небрежная, нач. XVII века, в четверть, 536 листов, некоторые перемешаны, иные с наклейками. л. 1. Мес. апреля в 1 день, житие св. Марии египтяныни, воздержавшиися в пустыне иерданстей. Списано Софронеем архиеп. иерусалимским. См. 796 л. 237.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

180 По всей видимости, понимать нужно так: это я могу сказать только под воздействием насилия, а не по доброй воле; любые признания в каких-то своих погрешностях были бы неискренними. 183 Иоанн XII Косма (Созопольский), патриарх Константинопольский с 1 января 1294 г. по 23 августа 1303 г. См.: Буганов Р. Б. Иоанн XII//ПЭ. 2010. Т. 23. С. 492. 185 Описание патриарха Uoahha XII Космы заимствовано у Никиты Хониата из его Слова 18-го без заглавия, в котором есть описание некоего епископа, предшествовавшего безымянному архиепископу «города Филиппа» ( Φιλππου ατη πλις) ( Nicetas Choniates. Oratio 13//CFHB. З. P. 186:25–32). Небольшой отрывок об этом же епископе выше был отнесён Феоктистом к свт. Афанасию. Впрочем, это описание Uoahha XII вполне соответствует действительности (ср. с повествованием Пахимера, который называет Иоанна человеком мягким, терпимым и миролюбивым: Georgius Pachymeres. Relationes historicae VIII, 27//CSHB 24.3. P. 203:22–24, 205:3–6.9, 205:32–207:5). 186 Причиной ухода Иоанна были в том числе разногласия с императором, а затем и с епископами, которые и принудили патриарха к отречению (См.: Georgius Pachymeres. Relationes historicae IX. 25; X. 10; 29; 31//CSHB 24.3. P. 285:6–289:15; CSHB 24.4. P. 327:26–331:9, 373:15–375:14, 381:6–383:15). 187 Антономазия: Визант – сын Посейдона, легендарный основатель городка Византий, на месте которого построен Константинополь. 189 Согласно Пахимеру, это были два небольших землетрясения 15го и 17-го января 1303 г., не причинившие вреда городу (Georgius Pachymeres. Relationes historicae X, 24//CSHB 24.4. P. 393:12–397:17). Но Иосиф Калофет сообщает, что землетрясение было «великим» и обрушило одно из зданий в императорском дворце (Josephus Calothetus. Vita Athanasii 30//Op. cit. Σ. 493:1327–494:1330). 190 Первые годы XIV в. были омрачены нападениями тюрок и каталонцев, разорявшими всё сокращающуюся территорию империи. Беженцы из Малой Азии стекались в Константинополь, поставки продуктов питания в столицу сократились, и её постиг страшный голод, длившийся несколько лет. Поначалу он был вызван не столько нехваткой продовольствия, сколько неравенством в системе распределения; посредники, распоряжавшиеся зерном, задирали цены так высоко, что бедняки не могли позволить себе купить его. Позднее запасы зерна в столице существенно сократились из-за набегов каталонцев и тюрок, уничтоживших многие посевы. Осенью 1306 г. император Андроник II, дабы не дать врагам возможности собрать урожай, решил применить тактику «выжженной земли» и запретил крестьянам посев зерновых в окрестностях Константинополя, что вызвало протест свт. Афанасия; См.: Athanasius I Constantinopolitanus. Epistula (Ta.) 67//CFHB. 7. P. 158–160. Результатом этой тактики стала ещё большая нехватка зерна в столице; См.: The Correspondence of Athanasius I. P. 394. Пик голода пришёлся на зиму 1306–1307 гг.; См.: Laiou A. The Provisioning of Constantinople During the Winter of 1306–1307//Byzantion. 1967. Vol. 37. P. 91–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

281 См. выше наши замечания о надписаниях, принятых в Номоканоне над некоторыми главами. В русских специально-церковных постановлениях это правило принималось далеко не во всей его точности. «Священника, говорится, напр., в постановлениях Тобольского собора 1702 г. при митр. Филофее, – священника мирский властелин не должен нудити ко свидетельству кого-нибудь о яковом преступлении, егда на исповеди преступный грех открыт. Аще же священник тайну покаяния кому откроет, или властелин нудити будет, или священник о грехе кому поносил бы, таковые да изгнани будут от церкви святые яко разверзающии покаяния св, тайну» (прав. 9), См. «Правосл. собеседн.» 1875 г. I, стр. 453 (в статье «Церк. собор в Тобольске при митр. Филофее» (1702 г.). 282 По делу об убийстве псаломщика Кедрова, в котором имело место показание священника на основавии заявления, сделанного ему тотчас после исповеди умирающим подсудимым. 283 Так, нвпр., в 1727 г., некто синбирянин Беляев, за ругательные слова об И. Христе и Б. Матери приговоренный к сожжению, после объявления ему смертного приговора, заявить на исповди отцу духовному, – «что он принес повиновение, бояся себе большего в пытках мучения, напрасно, а вины своей в том не признавает». Духовник не усумнился сообщить о сем куда следует. Результатом такого сообщения получилось, что осужденный на казнь был отдан на испытание архим. Троице-Сергиева монастыря Гавриилу и духовнику (К сожалению конец этого дела не известен). См. Поли. Собр. Пост, и Расп. по вед. правосл. исповед. т. IV, 1725, стр. 374–375. Дальнейший разбор и описание дел архива Св. Синода, посколько мы знаем, приведет к опубликованию и других подобных фактов. 288 Ibid., стр. 55, правило 28; ср. ibid. монашеский пенитенциал, стр. 273, пр. 35. В «Различных главизнах» за тоже назначается епитимия – 6 месяцев. См. Номоканон, изд. 1620 г. стр. 102. 290 В известном руководстве по исповеди Хрисанфа, патр. иерусалимского, – напр., – по этому вопросу довольно подробная речь. См. ркп. (XVIII в.) Библ. С.-Петербургской Дух. Академии 189, л. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

361 См. Danielou. Op. cit. P. 290; 293; Braun. Op. cit. P. 204. Следует отметить, что в полемике с Гермогеном, утверждавшим существование наряду с Богом вечной материи и, таким образом, уравнивавшим их в этом отношении, Тертуллиан совершенно отрицал наличие каких-либо степеней в Божестве, ибо Оно есть Наивысшее (summum), а значит, единственное: Divinitas gradum non habet, utpote unica (Adv. Herm., 7). Но в полемике с модалистом Праксеем Тертуллиан выдвигает принцип необходимого порядка наследования единой Божественной сущности для обоснования различия между Лицами Св. Троицы. 362 Tres autem non statu, sed gradu; nec substantia, sed forma; nec potestate, sed specie: unius autem substantiae, et unius status, et unius potestatis; quia unus Deus, ex quo et gradus isti et formae et species, in nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti deputantur. 363 Ita Trinitas per consertos et connexos gradus a Patre de currens et monarchiae nihil obstrepit et oekonomiae statum protegit. 364 Весьма вероятно, что формулу unitas substantiae «единство сущности» Тертуллиан заимствовал из огласительной практики своего времени (см. Braun. Op. cit. P. 151). Это единство не нумерическое (numeri singularitas, Adv. Ргах., 25), но общность сущности, тождество природы, факт совместного обладания одной сущностью (см. Braun. Op. cit. P. 148–150; 189). Возможно видеть в этом определенное влияние стоического учения о пневме (см. выше), служащей объединяющим принципом всех вещей на разных уровнях мирового бытия (ibid. Р. 149; Seneca, Ер. 102.6; Pomponius, Dig., 41.3.30). После Тертуллиана формула unius substantiae «единой сущности» использовалась латинскими богословами IV–V вв. как аналог греческого термина μοοσιος «единосущный», хотя впоследствии была вытеснена термином consubstantialis «единосущный», который встречается в этом значении уже у Тертуллиана (Adv. Herm., 44), правда, не в отношении Лиц Св. Троицы. (В тринитарное богословие его впервые ввел в середине IV века Марий Викторин). Следует отметить также, что Тертуллиан под влиянием стоической физики и тех тварных аналогий, к которым он прибегает, понимает это единосущие Св. Троицы в чисто материальном отношении, подобно единосущию воды в источнике, потоке и реке или древесины в корне, стволе и побеге. «Материальное первоначало (materia mamrix-мamepuhckuй ствол·) остается целостным и невредимым, – настаивает Тертуллиан , – даже если ты заимствуешь у него многие отростки свойств» (plures traduces qualitatum, Apol., 21; ср. Adv. Ргах., 8: Nihil tamen a matrice alienatura qua proprietates suas ducit). В трактате De praescriptione Тертуллиан использует термин materia для обозначения двух природ Христа – Божественной и человеческой (De praescr., 20). О материальном характере терминов substantia и unitas substantiae у Тертуллиана см. также Schlossmann S. Tertullian im Lichte derJurisprudenz//Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 27. Gotha, 1906. P. 407–416; Braun. Op. cit. P. 151; 182–183; 190; 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

67, л. 59). В 189–190 гг. в числе чтецов старец Феофан (кн. 78, л. 502), который, будучи чтецом, в 190 г. назначен был и книгохранителем (кн. 80, л. 41; ср. 78, л. 552 об.; 83, л. 70; 84, л. 49; 85, л. 219; 89, л. 7 и др.). Чтецом и книгохранителем Феофан был до 200 года, когда он был назначен в справщики, а чтецом и книгохранителем б. сделан ученик греко-славянской школы Николай Семенов (Мансветов стр. 542. Прибавления к Твор. св. Отцев 1884 г.). 248 «Росписка в тех книгах Печатные палаты подъячего Михаила Радостамова». См. опись библиотеки Московского Печатного двора 1679 г. 249 Опись книг Сильвестра Медведева см. в 16-й книге Временника (М. 1853 г.) Императ. Общества Истории и Древностей Российских, стр. 53–67. Ср. Бессонова о. с., стр. 57. 250 Перечень их см. в описании сборников Моск. Синод. типографии, сост. А. Орловым, ч. I, М. 1896 г., стр. XV – XVII. 251 См. у Бссонова о. с., стр. 57–58, Иконикова Опыт русской историографии, ч. II, стр. 1087 и в «Москвитянине» за1895 г. 21–22, стр. 79–86. 252 В 1698 г. книгохраннтелем монахом Аароном был составлен новый каталог библиотеки, неизвестно где ныне находящийся. Известие об этом сохранилось в прошении монаха Аарона, поданном им в феврале 1718 г. В нем Аарон между прочим писал: «в прошлом 206 г. святейший Адриан патриарх приказал мне описать книги в Книгохранительной палате на Печатном дворе греческие и латинские и иных языков, также и словенския писмяные и печатные после умершего книгохранителя; а описав книги, велел тое библиотеку ведать мне. И тое библиотеку описывал я один многое время с великою трудностию, потому что ныне в Книгохранительной палате всяких книг перед прежними многое число. Да и после моей описи прибыло в тое ж библиотеку книг немалое число, которые взяты после ростовского архиерея Димитрия и после умерших справщиков иноязычные и славенские. И с того 206 г. имею я от той книгохранительной службы великую суету и попечение для того, что всякие книжные переводы сыскиваю и отдаю наборщикам к тиснению книжному; а как из дела выдут, и те книжные переводы и нововыходные книги я же збираю в Книгохранительную палату. Да и справщики спрашивают в Правильную палату беспрестанно для всякого книжного правления и для свидетельства в книжном правлении всякие книги иноязычные и славенские. Да с Печатного же двора из библиотеки велено школьным учителям давать всякие книги для школьных их потреб и от того мне великаяˆсуета и попечение». Библиотека Москов. Синод. Типографии. Архив XVIII в., кн. 140, л. 113. См.также отметки Аарона на описи 1679 г. выше стр. 164, прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

930       Ср. Procop. Aed. 1, 1, 48–49, 63 (с. 220–221, 224–225); Paul. Sil. Soph. 286–299 (c. 274–277). Это одно из мест, где в «Сказании» появляются элементы экфрасиса. См.: Brubacker L. Talking about the Great Church... P. 80–87. 931 φναι – полосы зеленого фессалийского мрамора, выложенные на полу храма, делившие его на отдельные зоны для разных категорий верующих и игравшие важную роль в церемониале. Другие источники называют эти полосы словом «реки» (ποταμο). См. с. 36, примеч. 108,109; Ил. 51. 932 Значение словосочетания στος φρεατας не вполне ясно (см. LBG, s.v. στο), но по смыслу речь явно идет о трубах, подводивших воду к фонтанам в виде львов. См. аналогичный перевод у С. Манго: Mango С. The art of the Byzantine empire... P. 101. 933 Речь идет о фиале-фонтане в атриуме. Ни текст «Сказания», ни описания Павла Силенциария (Paul. Sil. Soph. 590–611, с. 314–318) и Михаила Солунского (Mich. Thess. Soph. 2, с. 440–441) не позволяют точно понять, как именно был устроен фиал. Основываясь на тексте «Сказания», Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 254, nt. 189) полагает, что фиал состоял из двенадцати ниш с каменными изваяниями львов, извергавших струи воды. См. также: Preger Т. Die Erzahlung von Bau...; ντωνιδης . Μ. κφρασις... Τ. Κ. Σ. 131–133. 934 Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 255, nt. 190) предполагает, что здесь по аналогии с «морем» в алтаре так названа небольшая крестильная купель, упоминаемая анонимным русским паломником конца XIII – начала XIV в.: «А войдя в церковь по правой руце кладезь и чаша мраморъна 6 сажень, в ней же патриарх крещает» (Книга хожений... 82,257). Стефан Новгородец также говорит о множестве колодцев в Св. Софии, причем некоторые из них были «вровень с полом, то есть с помостом церковным» («Хождение» Стефана Новгородца... С. 30–31). 935       Непонятно, где именно находился этот водоем (название «леонтарий», очевидно, дано ему по упомянутым выше изваяниям львов). Возможно, следующее далее упоминание митато- рия указывает на то, что «леонтарий» находился рядом, у восточной части южного фасада храма. Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 255, nt. 191) не без оснований видит в описа­нии этого водоема библейские аллюзии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Керамион – христианская святая реликвия, керамида с отпечатком лика Иисуса Христа. Керасунт – важный портовый город на южном побережье Черного моря, недалеко от Трапезунда. Кератий – 24-я часть солида. Была эквивалентна 0,189 г золота. См.: денежные единицы (табл.). Кердос – понятие, означавшее у ромеев доход, прибыль. Керкета (керкетон) – от лат. circitores, ночной караул в византийском лагере, который обходил его вокруг, держа между патрулями расстояние на полет стрелы (ок. 300 м); 2) ночной патруль эпарха, который охранял Константинополь. Керматист – денежный меняла, термин, использовавшийся в Новом Завете и в церковной литературе. См.: каталлакт, трапезит, коллибист. Кесарь (от лат. «цезарь») – один из самых высоких римско-византийских титулов, первоначально относился к самому императору, с начала IV в. (при Диоклетиане) – к «младшему» императору-соправителю, наследнику августа. С V до конца XI в. титул К. жаловался сыновьям и ближайшим родственникам императора, предполагаемым наследникам трона или кому- либо в знак исключительного отличия. Часто служил ступенью в достижении царской власти. К. носил разновидность короны – кесарикий (стефанию), обладал весьма существенными привилегиями, в том числе правом во время торжественных церемониальных выходов находиться рядом с василевсом, разделять царскую трапезу, производить выдачи из казны и др. После титула К. следовал новилиссим. Церемония посвящения в эти саны происходила особенно парадно в дворцовом Тирбуналии. К оставался первым сановником Империи до правления Алексея I Комнина (1081–1118 гг.), который в конце XI в. ввел новый титул севастократора и поставил его выше титула К. Кесарикий – кесарский венец. См.: стефания. Кесарион – константинопольский порт Феодосия на Пропонтиде. Действовал до VIII в., пока не обмелел; назывался также Ламиас. См.: комит. Кесария Каппадокийская – город в Каппадокии, родина Василия Великого (IV в.) и историка Прокопия (VI в.). Связан с именами многих выдающихся ромеев. См.: Арефа Кесарийский , Григорий Назианзин , Иоанн Каппадокийский, Иоанн Хузевит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом свете (или «светозарности») см. выше примеч. 10. Ср. также: «Столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, укрепляется упражнением и радением внимания, а ведение, рожденное благодатью Божией, усиливается праведностью, незлобивостью й милостью! Первое знание возможно воспринять и [людям] страстным, второе же доступно лишь для восприятия [людей] бесстрастных — тех, которые во время молитвы созерцают собственное сияние своего ума, озаряющее их». Творения аввы Евагрия, с. 118. 974 В одном анонимном комментарии на Пс. 118, 34 (принадлежащем, возможно, Оригену или Евсевию Кесарийскому) на сей счет замечается, что «человеком» здесь называется диавол и его лукавые силы (ρηθειν δε о νθρωπος τρπικς διβολος και αι κατ " αυτν πονηρ! δυνμεις), от «клеветы» («шельмования») которого может избавить один только Бог. См.: La chaine palestinienne sur Psaume 118 (Origene, Eusebe, Didyme, Apollinaire, Athanase, Theodoret). Ed. par Μ. Harl, t. I//Sources chretiennes, N 189. Paris, 1972, р. 404. Евагрий применяет подобное толкование еще и в «Схолиях на Книгу Притч». См.: Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes, p. 114. И как он замечает чуть ниже, данное толкование основывается на притче Самого Господа. Это же толкование диавола как «человека» усваивается позднее и Исихием Синаитом. См.: PG 93, 1528. 975 Ср. толкование Евфимия Зигабена: «Этою притчею указывает на другие козни диавола. Когда он увидит, что добрая земля приносит плод во сто крат, в шестьдесят или в тридцать, и он не может ни похитить семени, ни сжечь или заглушить возрастающее, — то задумывает другого рода хитрость и, как враг посеявшего, старается погубить его труд: когда люди спят, т. е. не заботятся об охране поля (здесь указывает на учителей, как охранителей правоверующих), он всевает плевелы, т. е. еретиков среди правоверующих. Последних назвал пшеницею, как полезных для сеющего». Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, с. 170. 976 Уже Ориген выделяет три смысла понятия «смерть», ориентируясь, как говорит он сам, не только на обычное эллинское (т. е. языческое) употребление этого понятия, но и на значение его в Священном Писании. Во–первых, есть смерть блаженная, т. е. умирание для греха (αποθνσκει τις τη αμαρτα) — этой смертью умер наш Господь; во–вторых, смерть грешной души, т. е. её умирание для Бога, и; в–третьих, обычная смерть, которой мы все умираем. См.: Entretien Orig0ne avec Heraclide. Ed. par J. Scherer//Sources chretiennes, N 67. Paris, 1960, p. 102–104. Видимо, сходного различия смыслов понятия «смерть» придерживается и Евагрий. Во всяком случае, он, толкуя Притч. 20, 24, говорит: «Тот не может понять пути Господни, кто еще смертен (θνητς — т. е. смертен смертью греха. — А. С. ) и не умер вместе со Христом». Evagre le Pontique. Scholies aux Proverbes, p. 312. 977

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

ПСЗ. 7. 4571, 4579. ПСЗ. 8. 5944 (1732 г.). На Украине значительная часть приходского духовенства происходила из шляхты. Об ограничении их прав при Анне: ПСЗ. 9. 6614, 6724; ср.: Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185, 187–200. Наказы 1767 г.: Сборник. 43. Приложение; см. также: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 431 и след. и выше § 8. См. § 6, 11. Мнение патриарха Никона об Уложении, в: Зап. Отделении русс. и слав. археологии. 1861. 2; ПСЗ. 1. 412 (Собор 1667 г.); АИ. 4. 253 (Собор 1675 г.); ААЭ. 4. 204 (Собор 1675 г.). «Статьи» патриарха Адриана, в: Чтения. 1847. 4; ПСЗ. 4. 1876, 1829, 2310; Горчаков. Монастырский приказ. С. 123, 198. Горчаков. Ук. соч. С. 123–128. ПСЗ. 6. 4113; 7. 4190. Ст. 8, 16; 8. 5818; Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 1. С. 439, 441. Знаменский. Ук. соч. С. 441 и след.; ср. Владимирский-Буданов. Обзор (1888). С. 241. ПСЗ. 6. 4012; ср. 4113. Прибавление о священниках. Ст. 11–12. Ср.: Свод законов. 16. 2 (изд. 1892 г.). Ст. 555–556; 16. 1. Ст. 704, а также 15. 2. Ст. 598–599. Ср. трактовку тайны исповеди у Нечаева (1890). С. 189 и след. Об истории Преображенского приказа см.: Веретенников В. И. Очерки по истории Тайной канцелярии петровской эпохи, в: ЖМНП. 1907. 9; Знаменский. Ук. соч. С. 79–91, 445–449; Титлинов. Правительство Анны Иоанновны. С. 185–200; Голубев А. Сыскной приказ (1730–1763), в: ОАМЮ. 4 (1884), особенно с. 85–89; ср. § 8. См. лит. в прим. 62. Знаменский. Ук. соч. С. 460–463; Титлинов. С. 185–200. Латкин. Учебник (2-е изд. 1909). С. 54 и след.; он же. Проект нового уложения, составленный законодательной комиссией 1754–1766 годов. СПб., 1893. ПСЗ. 11. 8546, 8844; ПСПиР. Е. П. 1. 72; ПСЗ. 12. 9314. ПСЗ. 12. 8904, 8981, 8914; 12. 9113, 9198, 9483, 9548; 12. 9781. Указ в защиту приходского духовенства от произвола помещиков от 29 ноября 1744 г.: ПСЗ. 12. 9079; ср. 14. 10750. Дополнительный фактический материал: Знаменский, в: Прав. соб. 1872. 2. С. 117–125; см. также «пункты» Белгородского епископа Порфирия Крайского (1767 г.) о грубом обращении помещиков с сельским духовенством,

http://sedmitza.ru/lib/text/439977/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010