Молитва есть умилостивление за грехи, посредством которого человек кающийся испрашивает прощение или в настоящих, или в прежних своих беззакониях (прп. авва Исаак, 56, 331). Источник. ...Молитва есть начатой невещественного и многоразличного ведения (прп. Нил Синайский , 71, 189). Источник. ...Молитва в чине своем выше милостыни (прп. Исаак Сирин , 58, 145). Источник. Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 232). ...Молитва есть благочестивое понуждение Бога (см.: Лк. 18, 5 ) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 241). Источник. ...Молитва есть... извещение сердца, надежда спасения, знамение освящения, символ святости, познание Бога, обнаружение крещения или очищения в бане пакибытия, обручение Духа Святаго, Иисусово радование, веселие души, милость Божия, знамение примирения... Божие явление... признак ангельского жительства (прп. Григорий Синаит , 93, 205). ...Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 33). Источник. Настоящая молитва самодельно не бывает: она есть дар Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. Молитва вводит дух в Божию область, в коей корень жизни, а от духа и тело причащается той же жизни... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 154). ...Молитва – речь детей к Отцу, без всяких казистостей (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 202). Молитва – дыхание жизни духовной... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 82). Источник. Молитвенный настрой ...Всякая молитва нуждается в смирении; поэтому постись, и получишь от Господа, чего просишь (св. Ерм , 94, 175). Во время... молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 201). Источник. ...Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение (свт. Василий Великий , 5, 300).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2995 В Погодинском индексе здесь разумеется, без сомнения, лаодикийский собор, которому статья усвоена в надписании (см. легенду); но митрополит Зосима мог говорить и о московском соборе 1490 г. 3000 птиць Чуд. Прилагательное «птичь» может относиться и к предыдущему «грай» и к следующему «писк». 3017 Опять упоминание о жидах, чуждое старшим перечням ложных книг и наводящее на мысль о жидовствующих. 3027 о отреченных книгах прибав. в Чуд. Прибавка эта едва ли не есть домысл позднейшего переписчика; по синодальному же списку, слова: «се писано из Молитвенника митрополита Киприана» всего естественнее относить только к ближайшим богослужебным постановлениям, каковые, действительно, встречаются в Киприановых грамотах. См. выше, 30 и 32. Сохранился (к сожалению, не вполне) и «Молитвенник» с явными признаками принадлежности временам митрополита Киприана, а может быть, и ему лично. Этот Молитвенник по (нынешнему Служебник с некоторыми статьями из Требника) находится теперь в Моск. Типографской Библиотеке 1278/129, пергам. в 16 д. на 189 л.). B нем, между прочим, содержатся; 1) « Крщнье водное, творимое чтными стли » – с замечанием: «се преложил Федор, епп ростовский. Сергея патриарха евлогия» (л. 73) и 2) известный «свиток хиротонии» или святительское поучение новопоставленному священнику (см. 7), изложенное, с некоторыми отменами, от лица митрополита Киприана («аз смиренный архиепп Киприан митрополит дела не имам»; ср. выше стр. 110). В своем издании «свитка» Киприан дает наставление, почти буквально сходное с тем, какое читается в конце индекса Зосимы, именно: «в алтарь вносить воду, вино, просфоры, а иного не вносить ничего, ни кануна, ни кутьи, ни пива» (л. 179). Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Апостольское правило подвергает извержению из сана как раскольнических пресвитеров, так и всех других духовных лиц, присоединившихся к этим раскольническим пресвитерам; относительно мирян, присоединившихся к таким пресвитерам, правило предписывает отлучение от церковного общения. Как извержение духовных лиц, так и отлучение мирян имеет право и власть произносить сам подлежащий епископ. Но, снисходя к людским немощам, а также принимая во внимание важность сана, правило предписывает епископу до трех раз предостерегать виновных и трижды увещевать их, и только убедившись, что и после всех этих попыток они остаются упорными, произнести окончательное решение. 188 Ср. мое “Прав. црквено право”, § 70 и сл. [ср. рус. пер., § 51 и 71], а также и толкование 1 и 2 Ап. прав. выше. 189 Выражения этого правила χωρς συναγγη κα θυσιασκριον τεpov πξη (отдельно собрания творить будет и олтарь иной водрузит) точно разъясняются тем фактом, что в начале все духовенство городов принадлежало кафедральной епископской церкви (бывшей большею частью единственной церковью в городе) и составляло клир этой церкви; это Апостольское правило говорит именно об отдельной церкви, которую кто-либо воздвиг независимо от епископской церкви, и о самовольном служении при этой церкви пресвитера, отпавшего от своего епископа. Толкование этого правила у архим. Иоанна (упом. соч., I, 174, прим. 240). 190 Новациан основал было церковь в Риме, независимо от подлежащего епископа, и эту Новацианову церковь Киприан называет profanum altare, adultera cathedra, в которой приносятся sacrilega sacrificia. Epist. ad Stephanum [Migne, s. l, t 3, col. 1044–1050]; точно также Марциан в Арлесе, Маиорин против Цецилиана и др. 191 См. толкование Иеронима на посл. ап. Павла к Титу, переведенное мною с оригинала в моем соч. “Прав. црквено право”, § 75, примеч. 2 [ср. рус. пер., § 60, прим. 2]. Hieron. Comm. in epist. ad Titum [Migne, s. l., t. 26, col. 555–600]. Cp. Епифания (haeres. 75, n. 4) adversus Aerium [Migne, s. g., t. 42, col. 508], который указывал на тождество пресвитера с епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

151 Иез 11:19. 152 2 Кор 3:2—3. 153 Иез 11:19—20. 154 Иез 36:22—27. 155 Пс 94:8. 156 Иез 18:31—32. 157 Пс 79:4; 84:5. 158 Рим 4:5. 159 Иез 36:26. 160 Ср. Рим 6:20—22. 161 Сир 15(по LXX). В Синод. пер.: Если хочешь. Соблюдешь заповеди. 162 Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6. 163 Сир 22:31. 164 Пс 33:14. 165 Пс 140:3. 166 Сир 23:4. 167 Исх 20:17. 168 Сир 23:4. 169 Сир 23:5. 170 Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа. 171 Пс 36:23. 172 Фли 2:13. 173 Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 174 Пс 140:3. 175 Пс 38:2. 176 Ин 15:13. 177 Рим 13:8—10. 178 1 Ин 4:18. 179 Ин 13:37. 180 Флп 1:6. 181 Флп 2:13. 182 Рим 8:28. 183 Ср.: Мф 11:30. 184 Рим 8:35—39; Пс 43:22. 185 1 Кор 12:31—13:8. 186 1 Кор 13:13—14:1. 187 Гал 5:13—14. 188 Рим 13:8. 189 Кол 3:14. 190 1 Тим 1:5. 191 1 Кор 16:14. 192 1 Фес 5:14—15. 193 1 Пет 4:8; Притч 10:12. 194 Иак 2:8; Лев 19(LXX). 195 1 Ин 2:10. 196 1 Ин 3:10—11. 197 1 Ин 3:23. 198 1 Ин 4:21. 199 1 Ин 5:2—3. 200 2 Ин 1:5. 201 Мф 22:40. 202 Мк 12:28—31; Втор 6:4—5; Лев 19:18. 203 Ин 13:34—35. 204 1 Ин 4:7. 205 Притч 3(по LXX). В Синод. пер.: как и в еврейском оригинале, эта часть стиха отсутствует. 206 Пс 83(по LXX). В Синод. пер.: …и дождь покрывает ее благословением. 207 1 Ин 4:19. 208 Ин 15:16. 209 1 Фес 3:12. 210 2 Фес 1:3. 211 2 Тим 1:7. 212 Ис 11:2—3. 213 Лк 12:5. 214 Лк 12:4. 215 Рим 5:3—5. 216 Еф 6:23. 217 Ин 1:5. 218 1 Ин 3:1. 219 1 Кор 2:12. 220 1 Ин 4:16. 221 1 Кор 8:1. 222 Еф 3:19. 223 Притч 2:6. 224 1 Ин 4:7. 225 Ис 11:2. 226 2 Тим 1:7. 227 1 Кор 13:4. 228 Т.е., по-видимому, злые воления. 229 Рим 9:22. 230 Ср.: Исх 9:16. 231 Нав 7:4—5, 10—12. 232 Нав 11:20. 233 2 Цар 16:10. 234 2 Цар 16:11—12. 235 2 Цар 16:12. 236 2 Цар 17 237 Ср.: 3 Цар 12:1—11. 238 3 Цар 12:15. 239 2 Пар 21:16—17. 240 2 Пар 25:7—8. 241 Ср.: Пс 134:6. 242 4 Цар 14:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям Чим более кто Бога и Христа Сына Божия познает, тем более в благочестии успевает. Познание же зде разумеется действительное, о каковом вкратце сказано выше, а не такое, о каком Апостол написал: «Бога де исповедуют ведети, а делы отмещутся Его, мерзцы суще и непокориви и на всякое дело благое неискусни» ( Тит. 1, 16 ). Ибо НЕ ЗНАЕТ тот Бога, кто Бога страхом, любовию и послушанием не ПОЧИТАЕТ. Бога бо знать и Его не почитать, то есть, не бояться, не любить и не слушать, есть дело невозможное (3:327– 328). Благочестия нет, когда нет желания усердно о Христе Иисусе жить (2:56, см. СЕРДЦЕ , 837). Корень благочестия – истинное богопознание Корень убо и источник всего благочестия есть истинное богопознание; и якоже благочестивое житие знания Божия свидетельством есть, так греховное и беззаконное житие доказательством есть неведения Божия и безбожнаго сердца, хотя бы таковый Бога и Христа исповедывал, в церковь ходил, молился, таин причащался, и прочие знаки христианства показывал (2:147). По мере роста богопознания увеличивается благочестие (5:61, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 99) (3:76, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99). От познания свойств Божиих последует благочестие (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 189). Благочестивая жизнь способствует богопознанию (3:76, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99). Благочестие истинное начинается с познания своего недостоинства Научаемся истиннаго благочестия искать от познания нашего недостоинства, то есть, когда хощем истинное благочестие в сердце иметь, должны всяческие познавать свое недостоинство и ничтожество, и тако смиряться, да и нас призрит Господь, «на смиренныя призираяй», и подаст БЛАГОДАТЬ Свою (2:67). Признак благочестия – познание своей немощи и ГРЕХОВНОСТИ Знамение успевающаго есть, когда кто более и более познает сердца своего немощь, слабость, растление и окаянство. Ибо от таковаго познания последует сердечное смирение, самого себе уничтожение, на каковое смирение милостиво призирает Господь, и изливает на него благодать Свою, «смиренным бо дает благодать» Бог ( 1Пет. 5, 5 ), – и самого себе в лучшее и тщательное исправление. Якоже бо человек, узнавши телесную немощь, старается излечить ее: тако христианин, познавши души своея немощь и растление естества своего, будет искать посредствия, которым немощь тая исцеляется и растленное сердце исправляется (3:328).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

К тому времени, когда дитя начинает самостоятельно двигаться (второй год жизни), дитя уже достаточно хорошо разбирается в целом ряде пространственных отношений вблизи себя. Настоящее изучение «далекого» пространства связано именно с двигательным опытом ребенка. Любопытно, между прочим, то, как дитя научается различать правую и левую сторону вокруг себя. Сами названия «правый» и «левый» настолько медленно запоминаются детьми, что в шкале Бине только для 7-летних детей вполне доступно решение такой простой задачи, как «показать правую руку и левое ухо»! Но это касается лишь названия, практически же дитя научается различению правой и левой руки очень рано. Любопытно, что у детей очень рано начинает проявляться предпочтительное употребление правой руки, приблизительно лишь 2% оказываются левшами. Оценка расстояний дается только в двигательном опыте и развивается очень медленно. Известно, как дети тянутся клуне, как тянутся они к лампе. Оценка близких расстояний, связанных с простейшими движениями, дается очень рано, здесь острота глазомера, правильная оценка близких расстояний имеет громадное практическое значение и развивается очень быстро. Совсем иначе складывается дело при оценке дальних расстояний. Впервые Штерн 189 точно обследовал известный давно факт ошибок при оценке длин, протяжений. Он нашел (при опытах над взрослыми), что есть «оптимальное для оценок» протяжение – между 1 и 4 метрами; при низших протяжениях ошибки заключаются в более высокой оценке их, при протяжениях выше 4 метров ошибки имеют обратный характер. Интересно отметить наблюдение Штерна 190 о наличности «личных тенденций в оценках». Мне кажется, что в детском возрасте этот индивидуальный коэффициент сказывается даже сильнее. Бине делал опыты с детьми от 27, до 4 лет, ставя им задачу, сравнивая две нарисованные на бумаге линии, определить, какая из них длиннее. В 4 года (см. шкалу Бине) дитя нормально не делает ошибки, сравнивая две линии в 5 и 6 см. Сравнительно с тонкостью оценок у взрослых, чувствительность детей в 45 раз меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

477 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 313C, p.42–43 [p.n.II, 72]; 316C, p.44 [p.n.II,73]; XXVI,345C-D, p.60 [p.n.II, 91]; Ad Thomam, PG.90, 1044B, f.108a-b. 478 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 769A, p.293 (cap.quing. V, 59). Liber ascet. 1. 3, PG.90, 912В, 913С, p.367. 368 [p.n.I,75,76]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 864B-C, p.339 [p.n.I, 211]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 901B, p.361 [p.n.I,198]. 480 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 313В. 316А, p.42. 43 [p.n.II,72,73]. св. Григорий Нисский , De beatitud. or 4, PG.44, 1237A-C; p.n.II, 406–407; преп. Исихий, Сар. de temperantia 12, PG.93, 1484D. 1485А; р.п.(Добротолюбие II3), с.160. 482 Quaest. ad Tahl. XXI,PG.90, 316B-C, p.43–44 [p.n.II,73]; Liber ascet. 12, PG.90, 921A, p.373 [p.n.I, 79]. 485 Quaest. et dubia 64, PG.90, 840A, p.326. Cap.de charitate IV, 70 [p.n.I, 142]. Oral. Dom. expositio, PG.90, 881A-B, p.349 [p.n.I, 188–189]. 486 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905C-D, p.364 [p.n.I,200–201]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396A-B, p.88 [p.n.II, 123] (cap.quing. II,27). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [p.n.I, 208]. Liber ascet. 1. 11, PG.90, 912B. 920D, p.367. 372 [p.n.I,75. 79]. Ep.11, PG.91, 453C, p.256; cp.Ambigua, PG.91, 1404A, f.259a. св. Афанасий Великий , De incarnatione Dei Verbi 16. 14, PG.25, 124D. 120C; p.n.I2, 218, 211. 487 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 636D, p.219. Фрагмент περι της θεας θεας ενανθρωπσεως, Прилож., с.28–29. Сар. quing. I,14. 489 Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [p.n.I,208]. Учение о христианской жизни подробнее раскрыто в аскетике. 497 Ibid. LXIV, 713A-B, p.262; Orat. Dom. expositio, PG.90, 880C, p.348 [p.n.I, 188] Cap.quing. I,11. св. Григорий Богослов , Or.39, n.13, PG.36, 349В; p.n.III3, 217; та же речь о приманке встречается и у св. Григория Нисского . (Or.cat. 24,26, PG.45, 65А. 68D; p.n.IV, 64,68) в связи с теорией выкупа у диавола (см. выше, с.25, прим.8), которой преп. Максим не разделяет. 500 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 721C, p.267. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a; ср. 1321А, f.228a. Cap.quing. I,11. – Как видим, у преп. Максима намечается три искупительных момента, подобно тому, как и у св. Афанасия тоже указывается три: избавление от нетления через соединение с Богом (обожение), воссоздание образа Божия (научение), уплата долга смерти (восприятие нашего осуждения – тления и смерти) (De incarnatione Dei Verbi 20. 54, PG.25, 129D, 192B; p.n.I, 216. 260). У преп. Максима, впрочем, содержание каждого момента раскрывается полнее; кроме того, обожение понимается в истолковании Леонтия Византийского (см. гл. «Полемика с монофизитами», прим. 42–53), т.е. приурочивается ко времени после воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

170 Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. 733, л. 12; 737, л. 203, 206 и.об.; 735, л. 24. 171 Описание славянских рукописей Моск. Син. библ. Отдел третий, часть вторая. М., 1917, стр. 120—121 (рукопись 467, 1570 г.); стр. 129 (рукопись 473-XVI в.); стр. 189 и 192 (рукопись 485, XVI в.); стр. 204 (рукопись 486, XVI в.); стр. 238 (рукопись 492, XVI в.). 172 Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань, 1884, стр. 185. 173 Проф. А. П. Г о л у б ц о в, Чиновник Новгородского собора. М., 1899, стр. 140. 174 Т а м ж е, стр. 139. 175 Та же, что в современном служебнике в чине благословения колива. 176 Проф. А. П. Г о л у б ц о в, Чиновник Новгородского собора, стр. 140. 177 См., напр., рукопись Синайск. библ. 1094, XII в. и 1096, XII-XIII вв. — проф. А. А.Д м и т р и е в с к и й , Τυπικα , ч. II, стр. 1 и 20. 178 Исключение составляет всенощное бдение, начинающееся великим повечерием, совершаемое на праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, когда малая вечерня не полагается. 179 См. указанные выше списки устава из Синайской библ. у проф. А. А. Д м и т р и е в с к о г о, Τυπικα , ч. II, стр. 1 и 25. 180 Ed. cit., col. 605, 608. Цитирую по русскому переводу в „Писаниях св. отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения”, т. II. СПб., 1857, стр. 455. 181 Divi Cypriani Liber de oratione dominica. M i g n e, P. Lat., t. 4, col. 542. 182 Первое издание вышло в Москве в 1803 г. 183 Новая скрижаль, изд. 17-е. СПб., 1908, стр. 89. 184 Т а м ж е. 185 Цит труд, стр. 94. 186 Попечение Православной Церкви о спасении мира. Изд. 4-е. СПб., 1894, стр. 159. 187 Цит труд, стр. 159. 188 Т а м ж е, стр. 160. 189 Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е, СПб., 1907, стр. 179—180. 190 Т а м ж е, стр. 209. 191 В практике некоторые иереи, входя святыми вратами в алтарь, благословляют свещеносцев и последние уносят свечу, так что пение „Свете тихий...” происходит при отсутствии светильника. Но типикон ничего не говорит о благословении свещеносца. По смыслу слов его светильник должен гореть перед св. вратами в течение пения всего вечернего гимна и, очевидно, может быть унесен после общего преподания мира -„Мир всем”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

572. Там же 21,7 (С. 156). 573. Об этом термине см.: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 283—286. 574. Иоанн Синайский. Лествица 15, 73 (С. 139). 575. Там же 27, 61 (С. 241). И. Озэрр (см.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 281—282) считает, что данное изречение принадлежит Георгию Арселаитскому, одному из синайских предшественников Лествичника, однако нам это предположение кажется не вполне обоснованным. 576. Существуют значительные разногласия между учеными относительно датировки трактата Исихия. «Оксфордский словарь Христианской Церкви» датирует его VIVII веками (Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Third Edition. Oxford, 1997. P. 764), однако, ввиду того, что в трактате имеются аллюзии на Максима Исповедника и Иоанна Лествичника, он не мог быть написан ранее середины VII века. В то же время нет оснований предполагать, что Исихий жил намного позже, чем в VII веке, так как по стилю, тематике и даже фразеологии он гораздо ближе к Евагрию и Диадоху, чем, например, к поздне–византийским исихастам. Подробнее об Исихий см. в: Azovkin P. The Spirituality of Hesychios of Sinai. D. Phil, thesis. Oxford, 2000. 577. Очевидно, первоначально глав было 200. 578. См., в особенности, главы 5, 7, 8, 11, 14—16,20,21, 26, 28, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 52, 62, 88, 90, 91, 94, 97, 98, 99, 100, 102, 103,105, 106, 120, 122, 137, 142, 143, 149, 152, 153, 168, 169, 170, 171, 174, 182, 183, 187, 189, 196, 197. 579. Исихий. О трезвении и молитве 152 (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. М., 1895. С. 136). 580. Там же 41 (С. 119). 581. Там же 169 (С. 139). 582. Там же 105 (С. 128). 583. Там же 196 (С. 143). 584. Там же 197 (С. 143). 585. Там же 106 (С. 129). 586. Там же 182 (С. 141). 587. Букв, в греч. оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588. Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590. Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

189. Фресковая алтарная роспись XI века в римской церкви св. Севастиана (San Bastianello) на Палатине 190. Фреска в церкви Сан-Бастианелл на Палатине в Риме. Fot. Moscioni Далее, в римских мозаиках и фресках имеется ряд изображений Божией Матери в венце и императорском облачении, но или торжественно стоящей среди святых жен или уже сидящей на престоле и держащей Младенца перед собой. Таковы: мозаика и фреска в церкви св. Пракседы, в крипте, IX века, времен папы Палладия (см. ниже), остаток фрески в атриуме церкви Св. Марии in Cosmedin 188 , мозаика в церкви S. Francesca Romana XII века (см. ниже), икона в церкви св. Марии in Transtevere и другие, позднейшего времени. Большинство этих памятников характерны и по другим сторонам иконографического типа Божией Матери и рассматриваются ниже, в своем месте. Наиболее любопытное из них изображение XI в. было в абсиде (рис. 189 и 190) церкви San Bastianello на Палатине, исполненное папой Александром II для Монтекассинского аббата Дезидерия. Оно представляло: в конхе Спасителя, среди святых Севастиана, Лаврентия и пр., а внизу Божию Матерь в короне, стоящую на подножии, среди архангелов и святых жен; Богоматерь умиленно подъемлет обе руки, раскрытые перед собой 189 . 191. Архангел Михаил и Божия Матерь. Фреска конца XI века на паперти церкви S. Angelo in Formis в Южной Италии Дальнейшая группа изображений Божией Матери Царицы во фресках средневековой Италии, начиная с IX столетия, по своему обилию напоминает скульптурные типы романских соборов и указывает источники прототипа готических статуй Франции. Понятно, что интерес, представляемый этой исторической зависимостью, возрастает по связи с вопросом об историческом ходе искусства в XII и XIII веках. С другой стороны, требуется выделять и обратное влияние готического искусства северной Франции на Италию, достигавшее южных областей последней. В церкви Сант-Анжело in Formis 190 (рис. 191), постройки бенедиктинцев XI столетия, расписанной в конце XI века, выше известного изображения архангела в тимпане главных церковных врат, напереди, имеется в арке образ Божией Матери Царицы и в то же время Оранты, внутри круглого ореола, несомого двумя ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010