отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Георгия Победоносца Житие Георгия Победоносца – переводной агиографический памятник. Византийские легенды о Георгии получили широкое распространение в славянских литературах. А. И. Кирпичников выделил три основных редакции Ж. – мартирия Георгия, но история текста и взаимоотношение этих памятников еще требует изучения. В одной версии Ж. рассказывается, как воин-каппадокиец Георгий объявляет себя христианином перед императором Диоклетианом. Император пытается его переубедить, подвергает изощренным пыткам, но мученик остается невредим, а императорские военачальники, жена Диоклетиана, маг Афанасий, видя силу божественного заступничества, сами становятся христианами. Император приказывает отрубить Георгию голову. Это Ж. читается в прологах (см. Пролог) под 23 апреля (начиная с XIII в.) и в сборниках. Другой (по А. И. Кирпичникову – апокрифический) вариант легенды сходен сюжетно с описанным выше, но здесь мучителем Георгия выступает персидский царь Дадиан. Именно этот апокриф вносится в индексы запрещенных книг («Георгиево мучение от Дадьяна», «Георгиево мучение, како от Дадияна царя мучен»). Вариант известен по сербскому списку XIV в. (ГИМ, собр. Хлудова, 162) и списку, изданному Ст. Новаковичем. Особая его редакция представлена в сербском списке XIV в. (ГИМ, собр. Хлудова, 189). Третий вариант близок сюжетно второму, но в нем упоминаются родители мученика; отец (Геронт, Геронтий) и мать (Полифрона, Полихрония). Георгий здесь не творит чудес, местом его мучений назван г. Диосполис. В некоторых списках царь-мучитель носит имя Диоклетиана, но при этом говорится, что он «родом от Персиды». Вариант начинается обычно словами: «Ненавидяй исперва человека злый советник дьявол...». Еще большее распространение в древнерусской книжности имело «Чудо Георгия о змие и о девице». А. В. Рыстенко выделяет пять основных редакций чуда. Заголовки их сходны и формулировки широко варьируются. В первой редакции (нач.: «Придете, богоизбраннии людие стада Христова и услышите...» или: «Придете, чада, послушайте мене...») рассказывается: в г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

ВИНО (см. также ПЬЯНСТВО ) Вредно не употребление вина, а ПЬЯНСТВО Я, когда предлагаю вам не в пьянстве праздновать дни святые, не то разумею, чтобы всячески воздерживаться от пития. Можно во славу Божию испить вина или чего другаго, для того, чтобы в такие дни при душевном веселии было и телесное утешение; чтобы человек и духом и телом радовался, и, радуяся сердцем, и устнами Богу – благодетелю благодарил. И для того я зде не употребление вина, но излишнее употребление, то есть, пьянство отвергаю, от котораго бывают всякия безчиния; не пить запрещаю, но упиваться, хотя и всегда, а паче в праздники (1:11). Вино вещь полезная, но пьянство грех Вино, как и всякая вещь созданная, есть добро, ибо на пользу нашу от Создателя нашего устроено нам. «Всякое бо создание Божие есть добро», глаголет Апостол, «и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо» ( 1Тим. 4, 4 ). И в книзе Бытия пишется: «и виде Бог вся елика сотвори: и се добра зело» ( Быт. 1, 31 ). «Вино бо, в меру приемлемо», полезно животу человечу, радование сердца и веселие души, пиемо во время прилично», глаголет Сирах ( Сир. 31, 31 и 33); ибо тако употребляемо, печальнаго увеселяет, немощнаго подкрепляет. Сего ради и к Тимофею святому написал Апостол: «к тому не пий воды: но мало вина приемли: стомаха ради твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5, 23 ). Откуду и Павел святый, не пить вина, но упиваться вином запрещает, глаголя: «не упивайтеся вином». Иное бо есть пить вино, иное упиваться вином (2:189). Кто гнушается вином и превозносится, а братию укоряет, тот грешит Которые вином гнушаются, и братию свою, которые употребляют его, презирают, а о себе высоко нечто мечтают: я-де от роду не пью вина! Будто в том только и благочестие состоит, что не пить вина! Сатана не пиет вина и хлеба не яст, яко безплотный; но души человеческия, яко лев, пожирает, и своея вечныя погибели участниками делает, и есть всех злейший и всякия злобы начало; так и не пиющии вина могут быть подражатели его. Не пиешь вина – хорошо; но не хуль вина, и братию пиющую не презирай. Ибо когда не пиешь вина, а высоко о себе мечтаешь, всегда высокоумия духом напоен еси, что пред Богом мерзко. Не вино убо, но пиянство, не употребление вина, но злое употребление порочно и вредно. Зле его употребляет человек, когда не во время и выше меры употребляет. Тако не токмо вино, но и хлеб, воду, огнь и прочее создание Божие зле употребляет человек. Тако зле употребляет человек и свои члены, как-то: язык к злословию, осуждению и оклеветанию; руки к хищению, граблению и неправедному биению; чрево к объядению и пиянству, и тако сими, как бы какими орудиями, душу свою убивают (2:189–190).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Молитва должна быть пламенная . Такую молитву имел инок Феодот (†1859). Когда он молился, столп света покрывал его келью. Один из братии, увидев сие, подошёл к месту подвига монаха Феодота, и его глазам открылась следующая картина: молитвенник стоял «на коленях перед иконою Спасителя, с воздетыми вверх руками, и из уст его выходил пук пламенновидного света, который, протягиваясь к иконе, разливался и освещал всё то место, где стояла икона» (188). О том же иноке сказано: «Когда старец Феодот молился перед сим крестом (распятого Спасителя), то от креста исходило яркое сияние света» (189). «Живущие по плоти плотское мудрствуют и Богу угодити не могут» ( Рим.8:8 ). Они и живут и желают противное духу ( Гал. 5:17 ). «Дух животворит, плоть не пользует нимало» ( Ин.6:63 ). Следуя этим словам Божественного Откровения, Глинский патерик учит: «Кто хочет жить по духу, должен пребывать непрестанно в молитве» (419). «Непрестанно молитесь, за все благодарите», – говорит святой апостол ( 1Фес.5:17–18 ). Отец Макарий (†1864) от брата Никиты настойчиво требовал творения непрестанной молитвы и, как только, бывало, увидит его, всегда спрашивает: «А как молитва?» (419). Об архимандрите Иннокентии (†1888) сказано, что ночью и по утрам молился долго, и молитва для него была необходимостью – «скорее забывал о пище, чем о молитве, ибо насколько душа выше тела, настолько и пища души им ставилась выше телесной пищи» (227. См. и 229). А схимонах Лаврентий (†1881) «всегда читал молитвы или псалмы» – шёл ли в храм, в келью, на какое-либо послушание, или исполнял само послушание. «Замечено, что деревья, посаженные Лаврентием с молитвой, менее других подвергались порче и были более плодовиты» (361). Всегда можно и нужно читать молитву Иисусову. Поучителен в этом отношении диалог между одним проезжим опытным старцем и гостинником монахом Евгением (†1894). Благодарный гостиннику старец спросил его, «читает ли он Иисусову молитву? – Читаю, батюшка. – Как читаешь? – Обыкновенно по четкам известное число молитв, как благословил мой старец-руководитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Апостольское правило подвергает извержению из сана как раскольнических пресвитеров, так и всех других духовных лиц, присоединившихся к этим раскольническим пресвитерам; относительно мирян, присоединившихся к таким пресвитерам, правило предписывает отлучение от церковного общения. Как извержение духовных лиц, так и отлучение мирян имеет право и власть произносить сам подлежащий епископ. Но, снисходя к людским немощам, а также принимая во внимание важность сана, правило предписывает епископу до трех раз предостерегать виновных и трижды увещевать их, и только убедившись, что и после всех этих попыток они остаются упорными, произнести окончательное решение. 188 Ср. мое “Прав. црквено право”, § 70 и сл. [ср. рус. пер., § 51 и 71], а также и толкование 1 и 2 Ап. прав. выше. 189 Выражения этого правила χωρς συναγγη κα θυσιασκριον τεpov πξη (отдельно собрания творить будет и олтарь иной водрузит) точно разъясняются тем фактом, что в начале все духовенство городов принадлежало кафедральной епископской церкви (бывшей большею частью единственной церковью в городе) и составляло клир этой церкви; это Апостольское правило говорит именно об отдельной церкви, которую кто-либо воздвиг независимо от епископской церкви, и о самовольном служении при этой церкви пресвитера, отпавшего от своего епископа. Толкование этого правила у архим. Иоанна (упом. соч., I, 174, прим. 240). 190 Новациан основал было церковь в Риме, независимо от подлежащего епископа, и эту Новацианову церковь Киприан называет profanum altare, adultera cathedra, в которой приносятся sacrilega sacrificia. Epist. ad Stephanum [Migne, s. l, t 3, col. 1044–1050]; точно также Марциан в Арлесе, Маиорин против Цецилиана и др. 191 См. толкование Иеронима на посл. ап. Павла к Титу, переведенное мною с оригинала в моем соч. “Прав. црквено право”, § 75, примеч. 2 [ср. рус. пер., § 60, прим. 2]. Hieron. Comm. in epist. ad Titum [Migne, s. l., t. 26, col. 555–600]. Cp. Епифания (haeres. 75, n. 4) adversus Aerium [Migne, s. g., t. 42, col. 508], который указывал на тождество пресвитера с епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Таким образом С. -Петербургская семинария, кроме введения нового порядка учебной части, наравне с другими семинариями, но выражению гр. Пратасова, «удостоена особенной Высочайшей заботливости, как находящаяся в столице. Повелел устроить ее по примеру лучших равностепенных ей заведений других ведомств, сколько то может соответствовать духовному училищу, чтобы ей быть образцовою для прочих семинарий, Его Величество изъявил Высочайшую волю о принятии самых деятельных мер к строгому надзору за нравственностию воспитанников» 194 . В этом отношении, без сомнения, особенная заслуга принадлежит синодальному обер-прокурору графу Николаю Александровичу Пратасову. Он и сам не раз наезжал внезапно в новую семинарию и поручил наблюдать за ней Карасевскому, который особенно на первых порах часто посещал ее. Желание об. -прокурора, чтобы петербургская семинария была «образцовою» осуществилось, по крайней мере по отношению к внешнему благоустройству, порядку и дисциплине. Другие семинарии обращались иногда на этом основании к петербургской, напр. московская (1844 г.) спрашивала как бы указаний по некоторым пунктам относительно постройки, экономии и воспитательной части; по распоряжению митр. Филарета, инструкция помощнику инспектора была выписана из петерб. сем. для московской. Так же рижская семинария при преобразовании в 1857 г, обращалась к петербургской за расписанием классов и предметов и пр. Наконец в петерб. семинарию, как образцовую, с 1842 г. вызывались лучшие воспитанники из других семинарий, по распоряжению гр. Пратасова (см. ниже, отд. Воспитанники). 188 Тоже место указывалось еще в представлении сем. правления митр. Серафиму в 1827 г., т. е. площадь между Обводным каналом и Черной речкой (см. выше, стр. 217). 189 Писцами, по указанию инсп. Антония, определены: окончивший курс семинарии Мих. Ярославский и исключенный из средн. отд. И. Мансветов , с жалованьем, первому 400 р. а второму 300 руб. при казенной квартире и пище от лавры. Но потом, с перемещением комитета из комнат лавры в семин. правление, письмоводство поручено семинарским письмоводителям, с жалованьем по 150 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в человеке обнаруживается еще более высокая жизнедеятельность, чем в животном, а именно мышление. Следовательно, человек должен обладать жизнью более высокого вида. Но жизнь обеспечивает душа. Значит, душа, которой жив человек, должна быть выше чувственной души, [которая животворит бессловесных животных]. Но наивысшая душа – это ум. Следовательно, человеческая душа – ум. Значит, ум – форма человека. К тому же. Деятельность какой-либо вещи и последствия этой деятельности не сообщают деятелю его вид: ибо деятельность – вторичный акт; первичный же акт – форма, которая и сообщает вид [всякому сущему]. Согласно изложенному выше учению [Аверроэса], 188 единство потенциального ума и человека есть следствие человеческой деятельности: оно достигается при посредстве «фантасии», [т.е. воображения] которая, в свою очередь, есть, по определению Аристотеля, «движение, произведенное актуализованным чувством». 189 Значит, это единство не может определять вид человека. Значит, человек не отличается по виду от бессловесных животных из-за того, что наделен умом. Далее. Если человеческий вид определяется тем, что человек разумен и обладает умом, то всякий, принадлежащий к виду «человек», разумен и обладает умом. Ребенок, еще не вышедший из материнского чрева, принадлежит к виду «человек»; однако у него еще нет ни одного актуально мыслимого представления воображения. Значит, человек наделен умом не потому, что ум соединяется с человеком посредством умопостигаемого вида, подлежащим которого служит представление воображения. 180 Аверроэс, цит. соч., III, 5,501–527; III, 36,199–202. – В данном преводе русское слово «представление» (иногда «представление воображения») всегда передает греч/.лат. термин phantasma. «Фантасма» в аристотелевской теории познания занимает промежуточное место между «ощущением» ( ασθησις, ασθημα) – образом ощущаемого предмета, который создается зрением, слухом или другой чувственной способностью при актуализации соответствующего органа чувства, с одной стороны; и «формой» ( εδος, μορφ, νημα) – умопостигаемым образом сущности предмета, который извлекается умом из представления. «Фантасма» создается душевной способностью воображения ( φαντασα) и памяти с помощью общего чувства (снизу) и рассудка, или различающей способности (сверху) и служит условием и главным содержанием опыта для человека и высших животных (см. Аристотель. Метафизика, 1,1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

благоч., дух. следователь, цензор проповедей, миссионер и 2 члена строит. комитета. К. М. занимает около 45.000 кв. верст; около 3600 тыс., из них православн. до 3110 тыс., старообрядцев до 12.500 чел., сектантов – штундистов до 7.500 чел., остальные – евреи. Храмов всего 1.710, из них соборных 14, при муж. мон. 30, при жен. 23, приходск. одноклирных 1325, двухклирн. 2, трехклирн. – 1 при казен. и богоутодн. завед. с причтом 30, без причта 5, домов. – 5, кладбищ. с причтом 9, без причта – 2, ружных – 1 единовер. – 2 и приписных 135. Духовенства: протоиер. – 70, свящ. – 1365, диаконов – 189, псаломщиков – 1400; монашествующих: 1500 лиц, из них монахов – 395, послушников – 66, монахинь – 393, послушниц – 646. Богаделен при церквах – 6, в них содержится до 450 лиц. Больниц при мон. 1 и при церк. 1, в них содерж. до 1.200 чел. Церковн. библиотек: 1 епархиальная, 50 окружных и 1.270 при церквах, народных библ.-читален – 2. Школ церковных: 1888 с 115.000 учищихся, в том числе 25 тыс. девочек; церк.-учительских – 1, второклассных – 12, двухклассн, – 51, одноклассных – 1.320, школ грамоты – 500, образцовых – 4. Духовно-учебные заведение: 1 Дух. семин., 4 муж. дух. учил,, 2 жен. 1) Киевская дух. семин. с 1717 г., одна из самых многолюдных; параллельные отделение при всех 6 классах, при ней Петропавловское братство для вспомощ. бедн. воспит. 2) Киево-Под. дух. учил. с 1817 г.; в 1932 г. соединено с богуславским дух. уч., помещ. в здании киевск. дух. семин. на Подоле. 3) Киево-Софийское дух. учил., выделено в 1837 г. из Киево-подольского. 4) 5) 6) Черкасское, уманское и богуславское – открыты были в 1818 г., два первых существ. и доныне, о 3-м см. выше. 7) 8) Два женск. епарх. учил. с 1862 г., сперва было одно учил., впоследствие параллельные классы выделились в самостоятельное учил., находятся под покровит. Имп. Марии Феодоровны, 7-миклассные курсы обучение. Церковно-приходских попечительств – 415, располагают капиталом в 55000 р. Из братств и обществ, наиболее известны: 1) Свято-Владимирское, с 1864 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Anna diaconissa Kraus F. X. Real-Encyklopädie der christlichen Alterthümer. Freiburg im Breisgau, 1882. Bd. 1. S. 360; Eisen U. Op. cit. S. 188–189. Диаконисса Анна из вотивной надписи (VI в.) была, очевидно, почтенного происхождения, так как имела брата, диакона и папского казначея. DE DONIS DI ET BEATI PAVLI APOSTOLI//DOMETIVS DIAC//ET ARCARIVS S[AN]C[T]AE//SED//APOSTOL//ADQVE P[A] P[AE]//VNA CVM ANNA DIAC//EIVS GERMANA HOC VOTVM BEATO PAVLO OPTVLERV[N]T Диаконисса Анна Из даров Бога и блаженного апостола Павла диакон и казначей [аркарий] святой апостольской и папской кафедры Домеций вместе с диакониссой Анной, своей сестрой, преподнесли по обету этот дар блаженному Павлу. Flavia Vitalia presbytera Eisen U. Op. cit. S. 134–135. Надпись из Далмации (Салона, 425). Флавия была знатной и обеспеченной замужней женщиной, способной самостоятельно распоряжаться имуществом в качестве юридического лица, что уже само по себе было исключительным, – возможно, и право продавать могильный участок каким-то образом было связано со служением неупомянутого в надписи и, вероятно у уже покойного ее мужа-пресвитера. Впрочем, в условиях формировавшегося на Западе целибата духовенства к этому времени наличие супруг у пресвитеров представляется неким атавизмом. Понятием «пресвитерида» в Западной Церкви могла обозначаться и женщинау имевшая определенный церковный статус, см., например, выше: [Epistula] Januario episcopo Caralitano (а. 599, Iul). В этом же контексте следует рассматривать еще один фрагмент надписи V–VI веков из Салоны некой [sace]RDOTAE †, то есть «священницы» (см.: Eisen U. Op. cit. S. 135). D[OMINIS] N[OSTRIS] THAEDOSIO CO[N]S[VLE] XI ET VALENTINIANO//VIRO NOBELISSIMO CAES [ARE]. EGO THAEODO//SIVS EMI A FL[AVIA] VITALIA PR[ES]B[YTERA] SANQTA] MATRO//NAAVRI SOL[IDIS] III. SVB D[IE] Пресвитера Флавия Виталия При наших правителях избранном в одиннадцатый раз консулом Феодосии и Валентиниане, благороднейшем муже, Цезаре 235 , я, Феодосий, купил за три золотых солида [место на кладбище] у святой пресвитериды матроны Флавии Виталии. В день

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и) Догмат о воскресении мертвых св. Ефрем защищал против последователей Вардесана 446 , и часто повторял его, как в песнях об умерших 447 , так и в других сочинениях 448 . Любимым предметом размышлений для св. Ефрема было размышление о рае 449 и последнем Суде 450 . «Кроме двух состояний, говорит он, нет среднего, разумею же одно горнее, другое дольнее. Если же это верно, как и действительно верно, то что может быть безрассуднее слов: для меня довольно избежать геенны, а войти в царство небесное не забочусь? – Избежать геенны не значит войти в царство. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Егда приидет Сын человеческий во славе своей, поставит овцы одесную, козлища же ошуюю 451 ». Так поучал прп. Ефрем о догматах веры! 417 Op. gr. T. 2, 258–276. Твор. св. Ефр. 3, 54–83. Кроме 7 слов сирских есть еще на греч. слово о жемчужине, совершенно того же содержания (Т. 11. graec. р. 347–63). Последнее известно было Ефрему Антиохийского (Photii Bibl. cod. 229). Леонтию (ар. Galland. 12, 672. 699). 420 Op. gr. T. 3, p. 160–205. Другое сочинение о покаянии известно только в латинском переводе Ор. gr. Т. 3, р. 589–99. О том, что Ефрем писал против Новатиан, говорит св. Григорий. См. прим. 39. 422 Op. Syr. 3, 575–98. Ser. 5–12. Также слово о обиталищах блаженства. Ор, graec. 3, 25–26. Слово «о местах блаженства ib. р. 26–28, Рай есть страна покоя святых, говорит св. Ефрем, ibid р. 189. См. прим. 45. 443 Против испыт. р. 10. Op. Syr. 3, 23. О Евхаристии тоже в 12 пес. о усопших, в 7 пес. против ересей; в 10 и 19 пес. против испытателей; еще Op. Syr. 2, 61, 252. 3, 246. Op. gr. 3, 2. 444 Adv. haeres. 2. Op. Syr. 2, 440. Об исповеди см. выше прим. 90. О том же Op. gr. Т. 3. р. 2, 367. Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А послания сия посланы ко царю и патриарху (л. 186) [В лето седмь тысящ сто седмьдесять осмаго году, месяца февраля в 21 день ис Пустозерския темницы]. 9) л. 188 об. В рамке из трех концетрических линейных кругов заглавие: Аввакум протопоп, понужен бысть житие свое написати иноком Епифанием, пониже отец ему духовной инок, да не забвению предано будет дело Божие, и сего ради понужен бысть отцем духовным на славу Христову, Богу нашему. Аминь. Л.189. Нач. Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира. Житие протопопа Аввакума. Напечатано в Материалах, т. V, стр. 1, по спискам XIXb. Текст близко подходит к положенному в основание издания Другие списки см. Писания старообрядцев, ст.1 10) л. 285 об. Нач. Послушания ради Христова и твоего ради повеления. Житие старца Епифания, часть первая, напечатанная Я.Л. Барсковым со ст. 239. 11) л. 301. Иона зач 32 евангилие Рече Господь к пришедшим к нему Июдсом Аще Бог отец ваш бы был Издано в Материалах, m.V, стр. 310–336 си. Писания старообрядцев ст. 25, 12) л. 330 об. О осложении перст Нач Всякому право верному, внимая о своем спасении подобает слагати персты Это иная редакция, чем напечатанная в Материалах, стр 256 и т. VIII, стр. 70 Приводим ее ниже под 13) л. 335 О жертве Никониянской Нач. Поп старо рукоположенной служил по новым книгам. Иная редакция чем напечатанная у А.К. Бороздина в его книге «Протопоп Аввакум», изд. 2-е СПб 1900г. Прил. стр. 124. Листы 1, 106, 112 и об, 113 и об, 186 об, 187 и об., 188, 339 об оставлены чистыми, на л. 112 по правому полю выше приведенная запись. На правой доске внутри почерком XVIIb. запись: «господи Исусе Христе, Сыне Божий помилуи мя грешнаго. Сии книга святая списана с новых (?) исповедников и мучеников сведена вкратце ими от боежественнаго писания, им же два пути обретаем един путь уский и прискорбный в жизнь вечную, а другий путь пространныи, и любящи его в пагубу, сиреч в муку вечную по нему – ж ходящее обрящем, самовластны бо нас сотворил есть Бог . Нас же помилуй и спободи Тебе одесную стать на страшнем Твоем судищи вовеки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010