2773 „Сколько силы воли, сколько трагической решимости „умереть за Христа“ в этих простых людях, в этих деревенских бабах“, – рассуждает по этому поводу некий г. Финн в „Одесск. Листке“ (если не ошибаемся, в одном из майских „и сколько сознательного добра, сколько плодотворной деятельности могли бы оставить по себе эти люди при ином, более светлом направлении их воли... Ведь, именно такие люди шли в своё время на костры за свои убеждения, за свои верования, умирали, но не изменяли им... Именно такие убеждённые люди являлись светочами христианства, сгорая живыми факелами по воле цезарей, или умирая на крестах, в цирках, катакомбах ... – Основательное замечание о неуместности таких, но меньшей мере странных рассуждений, попадавшихся и в заграничной печати, см в ст. г. М. Ги. „Жертвы тьмы религиозной и раскольничьего изуверства“ (Руков. для сельск. паст., 38, стр. 54.). 2774 Во „внутреннем церковном обозрении“ Странника (октябрь, стр. 327) высказывается даже мысль – впрочем, едва ли основательная – что само созвание съезда в нынешнем году произошло не без влияние тираспольского дела, ещё раз показавшего, что „наши сведения о современном расколе, при всём множестве (?) прекрасных и капитальных сочинений в этой области, всё ещё недостаточны и что они нуждаются в постоянном обновлении и освежении“. 2775 Казанский Телеграф, 1377. Живости и силе впечатления не мало содействовало и то обстоятельство, что доклад сопровождался демонстрированием фотографии с мест события и с самих заживо похороненных. 2776 Тираспольское событие, как известно, имеет уже целую, довольно обширную, литературу: кроме массы более или менее кратких, отрывочных и не всегда достоверных газетных и журнальных заметок и сообщений, можно отметить, как заслуживающие внимание с фактической стороны и по содержащимся в них суждениям, статьи г. Юдина (в Историч. Вестн., октябрь, стр. 258–270): „Терновские изуверы и их лжеучение“ (предетавл. в значительной части дословную перепечатку отчёта о заседании съезда 29 июля из 485 газеты „Камско-Волжский Край“), свящ. М. Вижевского: „О расколе в Тираспольском уезде Херсонской губ. и заживо похороненных здесь раскольниках“ (Братск. Слово, сент., стр. 214–273 ср. ст. И. И. Субботина: „По вопросу о заживо похороненных раскольниках Тираспольского уезда“ – в Моск, Вед., 205 и в Братск. Слове, окт., стр. 387–392 г. проф. И. А. Сикорского. „Эпидемические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах“ (Вопросы нервно-психич. медицины, 1897 и.. вып. 3. стр. 453–511. статья эта была прочитана предварительно, в качестве доклада. в киевск. историч. обществе Нестора-летописца, – см. Сев. Вест., окт. стр. 94) и две передовые статьи, посвящённые тираспольским событиям, в 35 и 36 журнала „Русский Труд“. Некоторые другие менее важные, статьи указаны будут, при самом изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

207 Буасье. Падение язычества, пер. Корелина. М. 1892 г. стр. 103. – Описанная картина была очень тщательно изучена Отто Jan’oм, в труде, помещенном в XII томе Mémoires de la sociémé royale de Saxe. 208 Quid tibi nobiscum est, ludi scelerate magister, Invisum pueris virginibusque caput? Nondum cristati rupere silentia galli, Murmure jam saevo, verberibusque tonas. I, X, 60. См. Редников, стр. 22. 221 Это нарушение не простирается, однако же, на мировую гармонию, которая только оттеняется частными отступлениями от порядка со стороны злой воли человека. 260 См. Редников, стр. 19 – также Уссинга „Воспитание и обучение у греков и римлян, пер. Новокаменного. Спб. 1878 г. стр. 104. 292 Ibid. III, 4, стр. 49. Эта книга Цицерона не дошла до нашего времени. По некоторым отрывкам ее, приводимым Августином, можно сказать, что это был громкий панегирик истинной философии. 296 Lalanne. Influence des Peres de l’Eglise sur l’education publique. Paris, 1850 г. р. 97 et suiv. 306 Ibid. р. 672. (И какого бога? Бога потрясающего громами своды небесные. И мне ли, человеку, пресмыкающемуся по земле, не делать того же? Да, я это сделал, и сделал это тем охотнее). 309 Мы рассмотрим далее (в главе о нравственном воспитании) подробнее, как плохо отозвалось школьное воспитание на нравственной стороне Августина. 327 De quantitate animae. I, 7, t. XXXII, р. 1042. В рус. стоит: „на более тупоумных или более занятых житейскими делами.., которых всегда громадное большинство“, т. II, стр. 339. 343 Неканоническая книги Августин предназначает уже для „укрепившихся в христианской вере“ (instructis fidei veritatis). De docmr. снг. II, 8. 348 De doctor. christ. II, 9, pag. 42. Русский перевод (см. стр. 85) передает это место так: „первое правило в сем святом деле есть – предварительно узнать сии книги, если еще не разумением, по крайней мере памятью – затвердив их чрез учение: ибо совершенное неведение о них в сем отношении непростительно“. 360 Мы хотим этим термином разграничить эти науки от прикладных, изучение которых Августин считает необходимым пособием при научении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Батька, матинку вирне любити. (Чуб., т. III, стр. 385). В связи с апокрифическими сказаниями о Р. X. находится один небольшой эпизод в повести Г.Ф. Квитки «Панна Сотниковна». В свят-вечер пан сотник любовно объясняет своему сыну, что кутью и узвар в это время едят на сене, т. е. положив на стол сено, в воспоминание того, что Иисус родился в яслях на сене. На западе под влиянием религиозного сентиментализма уже в средние века развились литературные и художественные формы обожания Христа Марией Девой и Иосифом. Мария стоит перед Христом на коленях – таково обычное изображение на старинных картинах и на миниатюрах. 90 Этот элемент обожания Христа Матерью проник в Чети-Минеи, а отсюда в малорусские духовные стихи, напр.: А пресвятая Дева Мария едына. А просила ласки у свого сына. (Чуб., т. III, стр. 348). В евангелии от Луки гл. 2 кратко говорится, что пресвятая Дева Мария «роди сына своего первенца и повит его и положи его в яслех». В Чети-Минеях говорится, что пр. Дева обвила сладчайшего своего Сына белыми, чистыми, тонкими пеленами, еще прежде приготовленными ею в Назарете. В малорусских колядках это перифразируется след. словами: А биленькии пелюшечки сповивала, А з девятого шовку сповивачик сукала, А з сребла злата приголовочок прикладала. (Чуб., т. III, стр. 324). Мале дитя на престоли положила, Над тым дитям три свички засвитыла (Ibid., стр. 325). Там Пречиста у крижмове сповила, А сповивши в василечки вложила (Ibid., стр. 327). Поэтическим распространением этого мотива являются колядки, в которых Богородица белит ризы на Дунае; ветер уносит их под небеса, а там принял их сам Господь (Чуб., т. III, стр. 329; Голов., т. II, стр. 90). 14. Поклонение волхвов В галицко-русском рукописном сборники апокрифических статей, в Казанье на Рождество Христово, находится пространное сказание о поклонении волхвов. Пророк Валаам оставил свои пророческая книги трем персидским царевичам, которые учились у него звездочетству, и просил их следить за появлением на небе «звезды от Иакова», упоминаемой в Библии . Царевичи, по именам Кашпер, Елиам и Еликур, потом счастливо управляли Персей.... «Единой нощи, гди онии три цари, читаючи книги.....издремали ся и, не угашаючи свечи, приснули мало, и видели во сне, якобы стоят усе три у божници своеи перед своею богинею Уриею, и здалося им, яко бы пришла звезда барзо великая, и чудная, и пресветлая вельми и уишла у божницу их окном полунощным и осветила всю божницу, яко слонце, и походила довго по божници и по всех богинях, и пришла до старшеи их богини Урии и села на голове», потом перешла на правое плечо, затем на левое, снова поднялась на голову и вошла во уста, побывши недолгое время в Урии, звезда вышла из капища южным окном. Все идолы при этом упали и рассыпались в прах и осталась одна Урия. Посоветовавшись друг с другом и с главным жрецом, они отправились на поклонение божественному Младенцу в Вифлеем. 91

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

70 Село Бежев упоминается в древних актах под именем Бижев, Бежов и Безов; так, оно упоминается в акте от 1611 года 14 января в жалобе помещика Стефана Немирича на Григория Нашкевича – слугу князя Иоакима Корецкого о том, что он ограбил имения, принадлежащие Немиричу и другим дворянам, заманил самого Немирича в село Бежев под предлогом переговоров о вознаграждении за убытки, напал на него изменнически и принудил его искать спасения в бегстве (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 159). Ещё оно упоминается в акте от 1695 года 29 декабря в объявлении дворянина Якова Лемеша о том, что, во время неудачного похода региментаря польских войск Бальцера Вильги на Стефана Палея, казаки последнего напали на с. Бежев, ограбили дом Лемеша и истребили его документы (Архив, ч. 3 ч. 2, стр. 327). 71 Дивочки – под именем Девочек – упоминается в акте от 1611 года 14 января в жалобе владельца этого села Стефана Вемирича на Григория Пашкевича – слугу князя Иоакима Корецкого о том, что он производит грабежи и разбои в его имениях (Архив, ч. 3, т. 1, стр. 155). 72 Село Бондаровка упоминается под именем местечка Овручского повета в акте от 1648 г. 3 июня к жалобе старосты Грежанской волости Юрия Шатравы от имени пана Рафаила Лещинского на князя Януша Острожского, воеводича Волынского о том, что он наслал урядника своего Норинского и Лугинского Ивана Грузевича с толпою слуг, бояр и мещан Лугинских на принадлежащую жалобщику слободу Ушицу (на р. Уше), который бил и ограбил крестьян, причём поля этих Ушицких крестьян, засеянные овсом, мещане м. Богдаровки совершенно вытравили «коньми, быдлом и свинями» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 392). Ещё – под именем же местечка – оно упоминается в акте от 1692 года 18 марта в жалобе урядников и землевладельцев Киевского воеводства на казацкого полковника Василия Искрицкого, его наказного атамана Афанасия Пиляя и вообще на весь полк о том, что они, заняв, вопреки приказанию гетмана, квартиры в разных имениях Киевского воеводства, в том числе и в м. Бондаровке, разоряют крестьян, производят беспорядки, собирают огромные контрибуции, похваляются истребить всю шляхту и нападают на польские хоругви (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 242). Ещё оно – под именем местечка Беднаровки – упоминается в акте от 1730 года 11 июля в жалобе скарбника Черниховского Александра Гулевича – владельца м. Беднаровки – на крестьян м. Норинска (Овруч. уезд) о том, что они задержали его на дороге в местечке, в расстоянии 8 миль от м. Беднаровки, избили и ограбили его, и держали в аресте (Архив, ч. 3, стр. 461).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

327 Село Замысловичи – под именем села Замислович, как имение князя Капустина – упоминается в акте от 1545 года в описи Овручского замка, с исчислением приписанных к нему мещан, бояр, крестьян и земель, а также повинностей и даней, приносимых в пользу замка (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 48). Ещё оно – под именем села Замислович, как имение княгини Богданы Филоновны Друцкой-Горской, полученное ею по наследству от покойного брата её дворянина Лазаря Филоновича Кмиты Чернобыльского – упоминается в акте от 1595 года 17 июня в инвентаре м. Веледник и принадлежащих к нему сёл, в том числе и села Замислович, составленном при отдаче этого имения княгиней Богданой Филоновной Друцкой-Горской в залог мужу своему князю Юрию Друцкому-Горскому (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 251). 328 Село Красноволока – под именем села Красной-Волоки – упоминается в акте от 1710 года 14 августа в постановлении сеймика Киевского воеводства, коим решено: собрать земский сбор для содержания пехоты – гарнизона в Белой церкви (если собрать оный дозволят казаки Белоцерковского полка, состоящего под начальством Танского и занимающего большую часть воеводства Киевского, в том числе и село Красную-Волоку); решено – отправить посольство с просьбою об усмирении Танского – к императору Петру I, к князю Голицыну, к князю Меншикову, к гетману Скоропадскому, к королю и т. д. Далее дворяне заявляют разным лицам благодарность, подтверждаю дипломы земских чиновников и т. п. (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 733). 329 Село Жеревцы – как имение вилькомирского подчашия Димитрия на Жабокриках Жабокрицкого – упоминается в акте от 1692 года 30 апреля в счёте обид и контрибуций, взятых казаками полка Василия Искрицкого в Народицкой волости – имении вилькомирского подчашия Димитрия Жабокрицкого, в состав этой волости входило и село Жеревцы где брал контрибуцию с крестьян сотник Дылевский со своими казаками (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 257). Ещё оно – как имение Луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого – упоминается в акте от 1696 года 7 июля в жалобе от имени Луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого на казацкого полковника Тимофея Кутисского-Барабаша о том, что он, расставив свой полк в имениях, находящихся во владении Жабокрицкого, разорил эти имения (в том числе и село Жеревцы) постоем и контрибуциями и отказался дать удовлетворение (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 345). Ещё оно – как имение Луцкого и Острожского епископа Дионисия на Жабокриках Жабокрицкого, лежащее в Овручском повете Киевского воеводства – упоминается в акте от 1706 года 29 июля в жалобе этого епископа на дворян Александра и Софию Немиричей о том, что, по их наущению и указанию, вооружённый отряд неизвестных истцу людей напал на его село Жеревцы и ограбил спрятанное там имущество, принадлежавшее как лично Жабокрицкому, так и епископской Луцкой кафедре (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 257–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Начинается оно обзором западной и русской литературы о Прохироне (стр. 9–65). В отделе первом (стр. 66–112) автор говорит о названиях Прохирона, его надписании, определяет время его написания, анализирует предисловие к нему, определяет порядок титулов и даёт общее содержание. – Отдел II-й первой части содержит (стр. 113–327) характеристику Прохирона со стороны его достоинств и недостатков. В этом отделе помещена биография Василия Македонянина, выясняется состояние права перед ним, сравнивается Прохирон с Эклогою, отмечаются источники Прохирона. – В отделе III (стр. 328–468) определяется влияние Прохирона на последующие за ним законодательные сборники – Эпанагогу, Василики и сборники частных лиц, на Ecloga privata, Epanagoge cum Prochiro composita и т. д. В отделе IV-м (стр. 469–780) автор исследует значение Прохирона в церковном Византийском праве и даёт подробный анализ постановлений его об эмфитевзисе церковных земель, о завещаниях епископов и монахов и т. д., брачного, наследственного и уголовного права, постановлений касательно судопроизводства. В конце отдела автор подробно говорит об отношении к Прохирону Синтагмы Матфея Властаря . Во второй части (стр. 781–1258) г. Бенеманский излагает историю Прохирона у Славян. В отделе первом этой части он говорит о значении Прохирона для славян южных вообще, останавливается на „Эклоге, изменённой по Прохирону“, на „Шестокнижии“ Константина Арменопуло, излагает историю и анализ перевода Прохирона в Сербских кормчих и определяет его влияние на Законник Стефана Душана. – Весь обширный второй отдел посвящён изучению значения Прохирона в русском праве. История памятника здесь разбита на три периода: 1) от крещения Руси до получения в 1262 г. из Болгарии полного Номоканона в славянском переводе; 2) с 1262 г. до состав- —200— ления Уложения царя Алексея Михайловича и 3) до настоящего времени. Автор здесь обыскивает все многочисленные русские юридические сборники и судебную практику и внимательно следит, как постановления Прохирона всасывались в русское право.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из логики приведенных мною норм Закона 327-ФЗ вытекает вывод о ничтожности любых сделок, направленных на отчуждение публичного имущества религиозного назначения в собственность третьих лиц, не являющихся религиозными организациями. Приведу ряд примеров из практики арбитражных судов, когда суды исходили из ничтожности совершенных после вступления в силу Закона 327-ФЗ сделок, направленных на приватизацию публичного имущества религиозного назначения и, в этой связи, не соответствующих требованиям закона. 1. В 2014 году Арбитражным судом г. Москвы удовлетворен иск одного из московских приходов к Департаменту городского имущества Москвы о признании недействительным заключенного им договора купли-продажи нежилых помещений площадью 88,4 кв.м., расположенных в здании (ул. Николоямская, д. 58), изначально построенном в качестве церковного дома для проживания священнослужителей. Решение первой инстанции оставлено без изменений судьями апелляционной и кассационной инстанций. 2. Дело аналогичной категории рассматривалось Арбитражным судом г. Москвы также в 2019 году. В нем по иску Аносина Борисоглебского женского монастыря признан недействительным договор купли-продажи Департамента городского имущества Москвы в отношении помещения площадью 50,3 кв.м., расположенного в здании (Цветной бульвар, д. 23, стр. 1) бывшего доходного дома, построенного обителью для материального обеспечения своей деятельности. Апелляционный суд и суд округа поддержали данное решение.  3. В октябре прошлого года Верховный суд отказал в пересмотре судебных актов по иску Архиерейского подворья Великоустюжской епархии , постановивших недействительность результатов электронного аукциона и заключенного по его результатам Муниципалитетом договора купли-продажи исторического здания церковной сторожки площадью 34 кв.м (Вологодская обл., г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, стр. 70б). Вместе с тем, на сегодня пп. 7 п. 2 ст. 3 Федерального закона " О приватизации государственного и муниципального имущества " содержит норму, согласно которой действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении безвозмездно в собственность религиозных организаций находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения и относящихся к нему земельных участков.

http://patriarchia.ru/db/text/6034044.ht...

Древние переводчики не дают точного и буквального перевода евр. текста. У LXX-mu мы читаем: α νασωζμενς ο σται ατ (т. е. предыдущ. λα) 231 , славян.: „и спасающагс не будетъ имъ(людіемъ)“. Подобно переводится и в Вульгате: „neque est, qui effugiat eum“ (sc. populum). Замечательно, – в переводе LXX-mu, а также русском синодск. изд. переводится будущим временем (LXX: σται 232 , русск.: „будет“). Это произошло, вероятно, от мысли, что пророк говорит здесь не о бедствиях, современных ему, а о грозящих в будущем. – В халд. парафразе читается: „и в нем (т. е. при таком бедствии) нет спасения нечестивым“ (см. Wünsche, 158). Стих 4-й. Пророк сравнивает саранчу с конницей. коже видъ конскій видъ ихъ, и коже конницы так проженутъ. коже видъ конскій видъ ихъ. Евр. , „как вид коней вид его“. Бл. Феодорит думает, что союз „как“ (ς, которым LXX-mь переводят евр. ) употреблен здесь не как сравнительная частица (παραβολις), но как частица, усиливающая речь (πιτατις). Он говорит (стр. 327): „Как сказанное Давидом: коль благ Бог Израилев ( Пс.72 ; Евр.73:1 ) означает: весьма благ Бог Израилев; и: коль (ς) возлюбленна селения Твоя, Господи сил – крайне возлюбленны ( Пс.83 ; Евр.84:1 ); и: яко возвеличишася дела Твоя, Господи, зело ( Пс. 91 ; Евр.92:5 ) – весьма возвеличились; так и здесь слова „как вид конский“ будем разуметь так, что много будет у них коней (т. е. у неприятелей) и всадников, что придут они со множеством колесниц“. Так понимал ς Бл. Феодорит, вероятно, потому, что, относя слова: „как вид коней – вид их“ не к саранче, а к войску, он увидал, что невозможно понимать эту частицу как сравнительную, так как тогда предмет сравнивался бы сам с собою: вид неприятельского войска такой же, какой вид неприятельской конницы. Но против такого понимания Феодоритом частицы ς говорит во 1) то, что в тексте далее есть частица οτως (евр. ), соответствующая ς и показывающая, что последнее употреблено παραβολις, а не πιτατις; и во 2-х) то, что ς употребляется как подтвердительная и усиливающая частица, только при глаголах, прилагательных и наречиях и особенно при превосходн. степени, но никогда при существительных. Частица в рассматриваемом нами месте, очевидно, употреблена как сравнительная; сравнение же относится, конечно, не к неприятелям, а к саранче. Последняя сравнивается здесь с конем по внешнему своему виду. Действительно, голова саранчи похожа на конскую. Феодорит, признававший, что слова: „как вид коней“ могут относиться не только к врагам, но и к действительной саранче, говорит (стр. 327): „Если кто внимательно рассмотрит голову саранчи, то найдет ее весьма похожею на голову конскую“. Сравнивается саранча с конем и в других местах Библии ( Иов.39:20 ; Иер.51:27 ; Апок.9:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

1249 Они присваивают своей секте такое наименование на основании ложного утверждения, будто бы первые христиане, при общении имуществ, о котором говорит книга Деяний Ап. (4:32 и дал.), имели и общих жен, и будто бы они лишь подражают этому «библейскому коммунизму». 1250 Изложение и разбор взглядов на брак Шопенгауэра, Гартмана и других философов новейшего времени можно найти в книге г. Страхова: «Христианское учение о браке и противники этого учения», Харьков, 1895, стр. 233 и дал. 1251 В одном провинциальном издании сообщалось со слов Петербургских газет, что родные ее обращались за советом к гр. Л.Н. Толстому, но что больную излечил только гипнотизер («Орлов. Вестн.» 1891 г., 327, за 9 декаб.). 1252 Письмо огорченной женщины своей глубокой искренностью тронуло гр. Толстого, по словам очевидца, до слез. См. об этом в кн., под заглавием: «Сущность брака», изд. С. Шарапова, Москва, 1901 г., стр. 108. Книга эта, на которую мы неоднократно будем ссылаться в своем труде, представляет из себя сборник статей по вопросу о браке, напечатанных разными авторами в газете «Русский Труд» за последние годы истекшего столетия (статьи принадлежат гг. С.Ф. Шарапову, И.Ф. Романову, В. В. Розанову , Η.П. Аксакову и друг.). 1253 Подобный взгляд на брак и половую любовь проводит г. Шарапов (см. его книгу «Сущность брака», стр. 77, в примеч., срав. стр. 138–156). 1254 Г. Меньшиков, – см. его статьи в книжках ж. «Недели», под заглавием: «Элементы романа», с июня 1897 г. по январь 1898 г. Вышеприведенные выражения взяты из ноябрьской книжки, стр. 156. 1255 Таких воззрений на плотскую любовь держится известный публицист, В. В. Розанов . Им написано за последние годы множество относящихся сюда статей в различных периодических изданиях. С недавнего времени статьи эти стали появляться в виде особых сборников, каковы, например: «Религия и культура», Спб. 1899 г., «Природа и история», Спб. 1900 г., «В мире неясного и нерешенного», Спб. 1901 г. – Кроме того, статьи г. Розанова по вопросу о браке и плотской любви, печатавшиеся в газете «Русский Труд», собраны и изданы в вышеупомянутой кн. г. Шарапова: «Сущность брака». Близко примыкает к г. Розанову , по воззрениям на значение плотской любви, и г. Мережковский в ряде своих статей в ж. «Мир искусства» (особ. за 1901 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Следует анализ поэтических произведений (р. 82–89). О них мы узнаем только из сочинения Мандалари, который ссылается на издание Angelo Averno, De Svevorum Gestis, t. I. p. 282 squ. Это ряд поэтических произведений в честь исторических лиц: Филиппа II Августа и Ричарда Львиное Сердце (поход их в св. землю в 1191 году), Вильгельма Доброго, Генриха VІ, Констанцы и, наконец, Генриха Кала (в последнем описывается поединок между этим героем и великаном Рубикеллио). Затем автор разбирает, опять-таки со стороны формы, речи Варлаама в Авиньоне (р. 90–92). Занятия Варлаама математикой и астрономией, на которые есть указание в диалоге Флорентий («Очерки», стр. 259) выясняются у г. Мандалари новыми данными на основании сочинения Варлаама Logistica. Оказывается, что наш ученый занимает очень почетное место в истории астрономии (р.93–95) и это место приписывается ему такими авторитетами как Montucla (Histoire des Mathematiques I. 345) и Chamber. Тем любопытней является с этой точки зрения то мнимое посрамление, которое нанес Григора Варлааму в публичном состязании по астрономии. – Наконец, Варлааму принадлежат специальные трактаты по астрономии (la Teologica Speculazione, Пасхалия, la Fabbrica ed Uso dell’ Astrolabio Annulare) и сочинение по музыке (Гармония Птоломея). Значительная часть трудов его остается неизданной. Глава 5 рассматривает вопрос о влиянии Варлаама на Петрарку и Боккаччио и о значении его в итальянском возрождении. В «Очерках по истории византийской образованности» стр. 299–309, этому же вопросу уделено значительное место. В настоящее время можем сослаться еще на прекрасные статьи академика А. Н. Веселовского, помещенные в Журнале Министерства Народного Просвещения, март и апрель 1893 г. В конце книги помещен указатель рукописей, заключающих в себе сочинения Варлаама. Жаль только, что не указаны рукописей. Императорская Академия Наук издала в 1892 году продолжение истории Афона преосвященного Порфирия: История Афона. Часть III. Отделение 2, под редакцией П. А. Сырку. Здесь находим обильный материал, между прочим, и для истории полемики между Варлаамом и Паламой. Главным источником сведений преосвященного Порфирия служит афонолаврская рукопись Моврокордата, написанная в 1708 году. Как известно, весьма большие затруднения представляет вопрос о хронологии полемики и об отношениях между действующими лицами («Очерки», стр. 318–320). У преосв. Порфирия этот вопрос остается невыясненным, по нашему мнению здесь решающее значение принадлежит Акиндину, который сообщает об истории полемики более реальные факты («Очерки», стр. 327 и след.). Таким образом, в словах преосв. Порфирия (стр. 329) о пребывании Варлаама на Афоне имеет значение только то, что Варлаам жил в Самарском скиту, в котором тогда подвизался и Палама.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010