Но, поскольку уверовавшие приняли воскресение Христа, то ради них благодать воскресения перешла на всю природу, посредством обрезания в духе простираясь, некоторым образом, на всех. Впрочем, великое различие оказывается между воскресением тех и других. Отвергающие веру во Христа и неверием своим оскорбляющие Подателя жизни, приобретут от воскресения одну только способность к оживлению, но оживут в осуждение не возлюбившие оправдывающего Христа. Почитатели же воскресения Спасителя и истинные хранители заповедей «в воскресение жизни», как написано ( Ин. 5:29 ), уйдут с земли, в которой находятся теперь. Таким образом, народ, обрезанный в духе, пошлет собственное свое благо также и на неверных, ибо ему, собственно, подобает благодать воскресения, но он распространит её и на других, благодаря премудрому желанию Бога спасти всю природу; ибо Спаситель наш Христос чрез нашу веру посылает и на неверующих благо воскресения. Что подобает верующим, т соответственно даруется целой природе. Стр. 161 325. Промысл и время 7:30 . Наши дела не подчинены часам, дням и временам, ибо выше всего этого стоит Промысл Божий. Господь сказал Своей Матери: «что Мне и Тебе, жено? еще не пришел час Мой» ( Ин. 2:3,4 ); и однако тотчас совершил просимое. Таким образом, сила часа не была препятствием для чуда, хотя время к совершению его еще не настало. Стр. 194 326. Вера без стыда с решимостью 7:51 . Веровать надо без медлительности, более величаясь, чем стыдясь, – явно свидетельствуя свое дерзновение и отказываясь от раболепного лицемерия. Вот почему и премудрый Павел определял, что должно быть делателем непостыдным, прямо (режущим правду) высказывающим слово истины ( 2Тим. 2:15 ). Стр. 232 327. Авраам созерцал день Христа Распятого 8:56 . Можно думать так, что как одному из святых пророков Бог открыл Аврааму Свое таинство. Авраам действительно созерцал день заклания Господа, в который устроялось наше блаженство и сообщались нам все блага, когда во образ Христа повелено было ему принести в жертву своего единородного и первородного сына Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

327 Ключевск. стр. 291. В XVII b. Серапион был признаваем за местного святого и в Новгороде, см. уФиларета в Русских святых, Января 25-е число, прим. 139. 328 В 1737-м году была в Москве, в Китае-городе, церковь Димитрия и Игнатия Вологодских чудотворцев, см. в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1858 г., kh. III, Донесение о Московском большом пожаре Мая 29-го 1787-го года, отр. 8. Что касается до нынешнего времени, то Верюжский, стр. 387–404, не говорит с совершенною ясностью, чтобы существовало празднование. 333 О праздновании ему в настоящее время см. в статье Е. В. Барсова: «Андрей Завалишин и его пустынь», напечатанной в Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1884 года, кн. IV, стр. 5 примеч. (Андрей Завалишин есть именно Адриан Андрусовский). 334 Мощи обретены были в виде костей, которые сначала выбраны были (из могилы), а потом, так как дело было зимой и они были мерзлые, для оттаивания в комнате сложены были в хлебную чашу, см. Сказание об Адриане, напечатаете в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1873-го года, 7-й, стр. 60, col. 1. 338 Преосв. Филарет, ссылаясь на Историю иерархии, – III. 295 fin., говорит, что спустя сто лет после кончины преп. Арсения в его монастыре сооружен был каменный храм с приделом в честь его, – Русские святые, Августа 24-е число; но в Истории иерархии этого не говорится, а говорится, что есть придел в настоящее время (в 3-м издании Русских святых, которое мы имеем под руками, ошибочно цитируется 281-я страница Истории вместо 295-й). 341 В 1787-м году мощи Арсения перенесены были в находящийся близь Новгорода Кириллов монастырь, и в этом последнем монастыре в 1792-м году устроен был в честь его придел. – Ист. Uep. III. 298 . и IV, 503 fin. 343 На реке (горной речке) Печенге, впадающей в губу или залив Северного океана, в 7-ми верстах выше ее устья, в расстоянии 250-ти верст к северо-западу от Колы, преп. Трифон построил монастырь в честь св. Троицы (Троицкий Печенгский Трифонов), а в 18-ти верстах от монастыря, вверх по той же реке Печенге, устроил отходную пустыню во имя Успения Божией Матери: в этой последней пустыне, согласно его завещанию, он и был погребен. В 1589-м году, т. е. через 6 лет от кончины преп. Трифона. Шведы уничтожили и монастырь и пустыню, при чем убили более 100 человек монахов и слуг. После этого, по приказанию царя Федора Ивановича, монастырь перенесен был в Колу, а что касается до оставшихся мест монастыря и пустыни, то на первом неизвестно когда была поставлена церковь во имя самого преп. Трифона, а на втором, над его мощами, церковь во имяСретения Господне служащие приходскими церквами для Лопарей (в недавнее время, между 1886–1890 годами, при второй церкви устроен был Новый Трифонов монастырь, который, по причине оказавшейся неудобною местности, после 1890-го года перенесен к первой церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

274–338. Киев, 1760 г.), – вопроса, не решенного еще тогда вселенскою Церковию, которая уже на втором вселенском соборе, не принявшем вполне ни мнения Стефана, ни мнения Киприана, постановила, чтобы из еретиков, при соединении их с Церковию, одних крестили, а других только миропомазывали (II всел. собор. прав. 7: книг. правил, стр. 40–41. Спб. 1843 г.). 282 Вот и обличение того, что лютеране напрасно указывают в свою пользу на приведенные выше слова св. Киприана! Но яснее видно это из слов Фирмиллиана, бывшего в переписке с св. отцем по поводу вопроса о способе принятия еретиков в общение с Церковию. Он пишет к нему: «Что касается слов Стефана, будто апостолы запрещали крестить обращающихся от ереси и предали это для соблюдения потомкам; то вы весьма полно ответили на них, заметив, что нет такого глупца, который поверил бы, будто так предали апостолы… Римляне не во всем сохраняют начальные предания и напрасно ссылаются на авторитет апостолов… Стефан произносит хулу на апостолов, будто это предали они… Предание, которое заступается за еретиков и признает у них крещение, принадлежащее одной только Церкви, есть предание человеческое». Св. Киприан. твор. т. 1, стр. 327. Киев, 1860 г. 286 Значит, было множество происшествий в земной жизни Иисуса Христа, о которых, за множеством их, нельзя было апостолам написать подробно, но о которых наверное они рассказывали и повествовали своим последователям. То же самое должно сказать и об учении Иисуса Христа. Сорок дней по воскресении своем Он учил апостолов о предметах веры и царствия Божия; но это учение нигде не написано в священных книгах, а верно предано оно апостолами устно ученикам своим. 287 Св. Василий великий: «Почитаю правилом апостольским держаться и не изложенных в писании преданий. Ибо сказано: хвалю вы, братие, яко вся моя помните, и, якоже предах вам, предания держите». Св. Епифаний: «И предания нужно держаться; потому что невозможно обрести все из Писаний, но иное оставили святейшие апостолы в Писании, а другое в предании, как утверждает это Павел: якоже предах вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

577 Выше на основании Муравьева мы говорим, что осмотр происходил в Феврале 1757-го года. Но в рукописи доношения, которую мы имеем под руками, читается, что осмотр имел место 15-го Январи 1757-го года. 580 Между свв. Димитрием Ростовским и Иннокентиев Иркутским, по хронологическому порядку установления празднований, занимает место преп. Феодосий Тотемский. Донесений комиссий, свидетельствовавших мощи Феодосия, нам неизвестно; а в указе св. Синода от 30-го Сентября 1798-го года о явлении его мощей говорится только, что «при учиненных оному (Феодосия) телу трех свидетельствах оказалось оное тело нетленно». 581 Святцы 1621-го года написаны в Коряжемском монастыре, который в Вологодской губернии, в Солвычегодском уезде, в 15-ти верстах к востокуот Сольвычегодска (в 1868-м году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю); в настоящее время находятся в библиотеке Ундольского (принадлежащей Московскому Публичному Музею), 287. Святцы, написанные неизвестно где между 1606–1625-м годами, в настоящее время находятся в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке, – 51. Об обоих списках святцев, равно как и вообще о святцах с подробными записями Русских святых, см. преосв. Сергия, Полный месяцеслов Востока, т. I, изд. 1 стр. 290 sqq, изд. 2 стр. 852 sqq. 582 Труд неизвестного Троицкого монаха, по всей вероятности – Силона Азарьина, не получивший распространения, читается в двух рукописях фундаментальной библиотеки Московской Духовной Академии: 201. лл 302–340, в 203, лл. 247–277, из коих во втором черновой список, а в первом – беловой. Что выписка сделана к 1657-м году, видно из того, что от преставления преп. Сергия (в 1392-м году) до того времени, как она совершена, полагается 265 лет, – 201 л. 327 об. Митр. Платон, не знавший употребления слова: «летописец» в особенном смысле кратких отдельных о чем-либо записей (в данном случае – записей биографических о святых) зачеркнул слова: «иже с летописцем» и на верху нависал: «иже в летописцех», при чем поправка, так как вдействительных летописцах нет никаких святцев, вышла весьма неудачной (А. Н. Муравьев, не понятно – для какого эффекта уверяющий, будто нашел нашу выписку в куполе (!) Новгородского Софийского собора, – в предисл. к Сентябрю месяцу Житий Русских святых, выдает себя тем, что приводит ее заглавие по неудачной поправке Платоновой).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда наступит время полагать усопших в гроб, тогда священник кропит святою водою тело умершого и ковчег его извне и внутрь, и абие влагает е в нем (Требн., указ о провожд. усопш. в св. Пасху). Положение во гроб обыкновенно, бывает при чтении молитвословий: Трисвятое, Отче наш и пении стихир. Иногда же полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: Помощник и покровитель, которые поются при несении умершего к могиле. На челе умершего полагается венчик (Инструкция Благочинному, 10). Умерший христианин украшается венцом, как борец. с честью оставивший поле подвига (Злат., 4-я беседа на послание к Евреям), как воин, одержавший победу. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, с надписью «Трисвятаго». Этим показывается, что окончивший свое земное течение надеется за свои подвиги получить венец только по милосердию Триединого Бога и ходатайству Божией Матери и Предтечи ( 2Тим.4:7, 8 : Воскр. Чт., год 5; Исходн. последование мирских людей, стр. 394). Гроб архиерея бывает осенен дикирием, трикирием и рипидами. Тело умершого покрывается церковным покровом, в знак того, что умерший, как верующий и освященный таинствами, находится под покровом Христовым (Сим. Солунск., Разговор о священнодействиях, § 327), есть член Православной Церкви 1261 . На гроб архиерея полагается кроме покрова еще мантия. Гроб бывает осенен трикирием, дикирием и рипидами (см. о погребении Московского митрополита Филарета. Чтен. Имп. Общ. Ист. и древ. 1876 г., кн. IV, 163). На гроб государя полагается порфира. Чтение Евангелия и Псалтири Под умершим архиереем и священником читается Евангелие, по словам Симеона Солунского , в умилостивление Бога. Ибо, говорит он, какая другая может быть жертва Богу в умилостивление о предлежащем, как не сия, т. е. благовествование о воплощении Бога, Его учении, таинствах, даровании оставления согрешений, спасительных страданиях за нас животворной Его смерти и воскресении (Нов. Скр.. ч. IV, гл. 22, § 2). Евангельское слово выше всякого «последования», и его прилично читать над освященными (Сим. Сол., Разгов. о священнод., § 326). Над умершим мирянином и монахом читается Псалтирь (Сим. Сол., Разгов. о священнод., § 326). Это чтение утешает сетующих об усопшем и обращает их к молитве о нем Богу. Так как чтение Псалтири по умершем назначается преимущественно для молитвы за него, то оно прерывается поминовением усопшего, с особенным молитвенным обращением к Богу, с произношением самого имени покойного. Обычаем принято повторять такое молитвенное обращение к Богу по окончании нескольких псалмов, отделяемых в книге Псалтирь словом: «Слава» (Воскр. Чт., 1853–1854 г., 51-й: О чтении Псалтири но умершем, стр. 515). Эта молитва, начинающаяся словами: «Помяни, Господи Боже наш», печатается не между псалмами, а в последовании «На исход души», которое находится как в Псалтири Малой, так и в Псалтири с последованием 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Менологии Императора Василия под 23 Сентября ангел, благовествующий Захарии, с перстосложенной рукой (у Успенских стр. 61). На фреске Киевского Софийского собора изображён великомученик Георгий и перед ним на коленях царица Александра: великомученик с протянутой к царице перстосложенной рукой, см. у гр. Толстова и Кондакова в Русских древностях в памятниках искусства, т. IV, стр. 138. – На монете императора никейского Федора Ласкаря, занимавшего престол с 1255 по 1258 год, Спаситель изображён с перстосложением правой руки, состоящим в том, что протянут один указательный перст, а все остальные пригнуты, – у Дюканжа в Familiae Byzantinae, p. 218. Ясно, что Спаситель, изображённый с этим перстосложением, представляется говорящим (благовествующим), а не благословляющим (ибо перстосложение для благословения было крестовидное). А следовательно, – ещё и в половине XIII века Спаситель изображаем был не как благословляющий, а как благовествующий (говорящий). Выше мы упоминали о лицевом житии преподобного Сергия Радонежского, написанном во второй половине XVI века и в 1853 году изданном литографически. На картинках этого жития лица говорящие обозначаются посредством протянутых перстосложенных рук; наибольшей частью перстосложение есть единоперстие, состоящее в том, что указательный перст протянут, а все остальные персты пригнуты (а также пятиперстие или всеперстие, состоящее в том, что поднята рука с протянутыми всеми пятью перстами, см. например, лист 136 оборот sqq); но довольно примеров, что лица говорящие обозначаются посредством двоеперстия или посредством перстосложения, близкого к крестовидному, именно – перстосложения, в котором палец сомкнут с малым средним перстом, а остальные персты протянуты (посредством двоеперстия: листы 3, 5, 27, 67 оборот, 68, 145 и оборот, 154 оборот, 159, 162 оборот, 188, 190, 191 оборот, 197, 216, 289 оборот, 291, 334 оборот, sqq; посредством перстосложения, близкого к крестовидному: листы 25, 26, 103, 155, 226, 275 оборот, 292, 327 оборот). Следовательно, и во второй ещё половине XVI века лица говорящие обозначались у нас посредством перстосложения, тождественного с двоеперстием для крестного знамения и посредством перстосложения, близкого к крестовидному перстосложению для благословения. Между фресками алтарной стены Московского Успенского собора, которые относятся ко второй четверти XVII века и которые открыты были при реставрации собора в 1882 году, есть изображения преподобных Варлаама пустынника и Иоасафа царевича Индейских. Преподобный Варлаам, в знак того, что он держит поучение к Иоасафу, как это видно и из читаемого на хартии, находящейся в левой руке его, изображён с перстосложенной двоеперстно и протянутой к Иоасафу правою рукой. В Строгановском иконописном лицевом подлиннике XVII века, изданном в 1869 году, также находим несколько примеров, что лица говорящие обозначаются посредством протянутой и двоеперстно перстосложенной руки, см. 23 Сентября, 8 Ноября, 10 Декабря, 1 Января, 25 Марта, 2 Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

82 При посвящении второго старокатолического епископа Герцога это место было изменено так: «Кто будет проклинать его, за того пусть он молится». Керенский В. Старокатолицизм, стр. 178. 84 Ibid. S. 54. Сравн. Rituale Romanum, cit. p. 245: Si qua puerpera… ad Ecclesiam venire voluerit. 98 Эта хвалебная песнь поётся на утреннем богослужении первого адвента (смотр. выше), но она оканчивается малым славословием. 99 Этот гимн есть переложение латинского гимна: Dies irae, dies illa… Сравн. Liturgisches Gebetbuch S. 241. 104 Anhang zum Liturgisches Gebetbuch (Liederbuch vom Reiche Gottes. Mannheim 1885 на страницах 223–230 даёт некоторые из этих песнопений). 127 Ibid. p.p. – Кроме этого есть чины благословения источника (ibid. p. колодца (ibid. p. 133 Gebetbuch der Christkatholischen Kirche der Schweiz. – Мы имели под руками 4-е издание этой книги с переработанным вполне сборником песнопений, вышедшее в Золотурне, в 1893 году. 134 Gesandbuch der Christkatholischen Kirche der Schweiz. Эта книга была у нас в её третьем издании (Soloturn, 1893). 146 Чешское Mše, польское Msza=немецкому Messe, оно есть изменение латинского missa (мисса) и служит одно или в соединении с словом svata, swita для обозначения богослужения, на котором совершается таинство евхаристии. 147 Трисвятое в богослужении швейцарских старокатоликов встречается ещё в «молитве за умирающего» в такой форме: Святый Боже, Святый крепкий Боже, Святый бессмертный Боже, помилуй меня (Gebetbuch, S. 195). 148 Места, отмеченные знаком […], различны в том и другом чине. Сравнение сделано нами при помощи чина чешско-славянской литургии-мессы, напечатанной в переводе в Богослов. Вестнике (октябрь, 1898 г.) и чина литургии св. Иоанна Златоуста у Даниеля, Codex liturgicus. Vol. IV, Fasc. 2, p.p. 327–372. 156 Возложение рук и соли у германских старокатоликов совершается в обратном порядке и молитвы изменены (см. выше). 157 Возложение столы (stolae) и следующие две молитвы у германск. старокатоликов опущены, но вместо их есть предваряемое крестн. знамением чтение Евангелия (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

В этих тирадах автора почти каждое выражение составляет или неточность, или искажение фактов. Но за недостатком места остановимся на том лишь, что имеет существенное значение. Правда, что церковь выделяла и выделяет неканонические книги из ряда обыкновенных человеческих произведений и ставила их авторитет выше авторитета последних; но это не значит, чтобы она перестала считать их за произведения человеческого ума, хотя и просвещенного верою. И человеческие произведения имеют различный авторитет. Отсюда между каноническими и неканоническими книгами будет всегда целая пропасть как между словом Божиим и словом человеческим, хотя и рекомендуемым церковью для назидания. И. Дамаскин, сказав, что св. писатели канонических книг «вещали Духом Святым», прибавляет: «а книги, называемые Панарет – хотя книги назидательные и добрые, не входят в число, (боговдохновенных писаний), и в ковчеге не хранились». (Точное изложение прав. веры. Стр. 272). Относительно же книги Товита он совсем не упоминает. Признание книги Товита книгою небоговдохновенною, хотя полезной и назидательной, было общим воззрением восточных отцев и учителей. Как слово не Божие, а человеческое, хотя и авторитетное, оно не исключает возможности заблуждений и извращений истины. И сам автор признает это, говоря («Защита» стр. 327); что писатель книги Товита, «как лишенный» озарения свыше, мог искаженные истины признавать за подлинные, или подлинные истины сохранившиеся в предании и в Св. Писании, ошибочно понимать и истолковывать». Но для него важна не возможность заблуждений, а лишь действительные заблуждения. На самом же деле это-то именно неважно в решении принципиального вопроса. Возможны и несомненно существуют человеческие произведения, чуждые ошибок, напр. математические, астрономические, исторические и т.д. Но никто не подумает ставить их на один более или менее уровень с писаниями боговдохновенными. Автор ссылается на факты относительного и полного приравнивания неканонических книг к каноническим до отделения западной церкви от восточной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

её и око непорочно, и слух чист, и руки не запачканы, и ноги покойны, и уста говорят должное... Она воздержна, благоговейна, стыдлива – поёт псалмы, молится, читает священное, постится» 267 . Так жила блаженная Клеопатра. Она день и ночь молилась и соблюдала пост. Иначе, она вела теперь жизнь посвятивших себя Богу. Современный ей Палестинский епископ Евсевий так писал об этой жизни: «в Церкви Божией два рода жизни. Один течёт выше природы и обычной жизни, не заботится ни о браке, ни о рождении детей, ни о земном счастье, совершенно и во всём отделяется от обычного житья, посвящает себя на служение Богу, по полной любви к небесному; избирающие эту жизнь представляются умершими для смертной жизни, остаются на земле по телу, но духом они на небе» 268 . При такой жизни преподобной Клеопатры, сын и мученик часто являлись ей с неба. В подвигах высокой духовной жизни провела она семь лет и мирно переселилась к мученику и сыну. Тело её положено было близ мощей мученика. Это было не позже 327 года. 262 Эдра, Эдрин, Драа в 7-ми милях на юго-запад от Бокры и почти в 8-ми милях от сев. края Геннисаретского озера. 265 О ней Метафраст в Четь-Минее окт. 19 ар. Surium 19 octob. Вершинского месяцеслов, стр. 167, 316–358. 266 Метафраст: «положила в своём селе Эдре, близь горы Фавора». Тут ошибка или неточность. Если имение Клеопатры было близ Фавора, то оно называлось Эндор, лежавший между Наином и Фавором, в 5 верстах от первого. Если же это была Эдраи то это место – не вблизи Фавора. Эдра, Эдрин, Драа, в древности собственность полколена Манассиина в 7 милях на юго-запад от Бокры и почти в 8 милях от северного края Геннисаретского озера, в 4 в. была местом епископской кафедры. Rosenmuller bibl. Alterth. 2, 287. Allioli bibl. Erdkunde 2, 272–273. Le-Quien Or. chr. 3,713–775. Вероятно, здесь разумеется Эдра, а не Эндор, так как далее говорится о местном епископе, которого не было в Эндоре. 268 Eusebii caesar. Demonstratio euangelica lib. 1, cap. 8, p. 2930. Coloniae 1688. Евсевий был Кесарийским епископом с 315 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

164 Абен. Ездра, Тостат, Кальвин, Cornelius a Lapide, Трип, Клерик, Гофман, Гезешус, Кейл (Genesis u. Exodus, s. 173). 165 Так, Делич (Genesis, 388) к этому месту замечает: «различение в таких местах исторически открывающегося и сокрытого Бога, несомненно, заключается, а следовательно, есть и известное оправдание изречения собора сирмийского: plüit Dei Filius a Deo Patre». В этом смысле понимали данное место: Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Кирилл Александр., и др. В новое время, кроме Генгстенберга и Рейнке, особенно защищает такое понимание данного места Schröder, 1-te Buch. Mos. (Berlin 1846), s. 371. 166 Delimzsch u Kurmz (Gesch. d. А. В. I. 190), вслед, за многими раввинами, тройственное число ангелов объясняют из троякой миссии ангелов – дарования обетования, спасения и кары. Но нельзя с этими учеными заключать отсюда, что все 3 одинаково представляли Иегову. 167 Затруднение в этом случае может представляться только в том, кто именно из ангелов, доселе разных исполнителей воли Иеговы, берет на себя дедо представительства Бога, и почему. 168 В виду очевидно божеского существа этого Ангела, представляется неуместною догадка Гофмана, что этот ангел быль будущий князь Израиля – арханг. Михаил. ( Schriftbeweis I, s. 381). Мнение Гофмана близко стоит к древнейудейскому пониманию (Targ. Ionath. ad Genes. 18, 2) мамрийского богоявления в смысле явленния трех архангелов: Михаила, оставшегося с Авраамом, Гавриила и Рафаила, отправившихся в Содом. Cnf: Migne. Cursus Complet. s. s. tom. V, p. 435. Winer. Bibl. Real-Wörterbuch. Bd. I, s. 327. 169 Grotius. Insignior angelorum, qui Dei personam re ferebat, Annotationes, p. 37: Clericus (Genesis, p. 937) повторяет мнение Гроция. Ср. Rohling. üb. lehovahengel, 35. 170 Бл. Феодорит к последнему месту замечает: «Явившегося назвав выше ангелом, теперь показывает, что Он – и Бог... Видел же он (Иаков) ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, и Господа, утверждавшегося верху её. Его-то наименовал здесь и Ангелом и Богом, – Богом по естеству, Ангелом же, да знаем, что явившийся – не Отец, но Единородный Сын». Толков. на кн. Быт. отв. на вопр. 90,стр. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010