Второе: Обратите внимание, что во фразе, которую мы разбираем, Божие прощение связывается с человеческим прощением – остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим). В иудаизме времен Христа встречается мысль, что Божье прощение связано с человеческим. В неканонической книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова , читаем: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои ( Сирах 29:2 ). То же встречаем в Талмуде. Но никогда эта мысль у евреев не включалась в самый главный молитвенный текст. Христос же эту мысль включает в Свою Молитву, тем самым показывая принципиальную ее важность. Мысль эта должна быть постоянно перед нашими глазами, на наших губах, она накрепко должна впечатлеться в сознание. Это потрясающе ресурсно для нашей духовной жизни! Мы понимаем, что наша молитва, молитва христиан, – разговор с Богом активно действующего человека! Третье: В нашем варианте Евангелий используется более мягкий вариант, нежели это прошение звучало на самом деле. Сегодня точно доказано, что первоначальная форма этого прошения звучит так: И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. Нынешняя форма – как и мы прощаем … – появляется в более поздних переводах . То есть первоначальный вариант, завещанный нам Христом, говорил, что мы уже простили всем своим должникам. Высокая планка! Но христиане первого века не мыслили себя иначе. Не было в них той нравственной расхлябанности, какая, к сожалению, часто встречается у нас. Сегодня человек может называть себя христианином – и копить злобу, ненавидеть, желать мстить. Мы как-то спокойно относимся к тому, что целуем икону Ап. Иоанна и спокойно игнорируем его слова: Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1 Ин. 3:15 ). Вспомните, как в разных речениях Христа говорится о прощении. Вот знаменитое: Апостол Петр приступил к Иисусу и спросил: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ( Мф. 18:21-22 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/molitva-zap...

После книги пр. Даниила в нашей славянской и русской, а равно и в греческой Библии помещаются книги, так называемых, «12 малых пророков:» Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума. Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. По единогласному свидетельству иудейского и христианского предания, все эти книги в еврейском каноне соединялись в одну книгу. Это соединение принадлежит глубокой еврейской древности, эпохе последних собирателей и составителей канона. Так, премудрый Сирах уже знал об этом соединении и, очевидно, имел его в виду, когда говорил: «обоюнадесяте пророков да процветут кости от мест своих ( Сир.49:12 ). Эти слова, прямо следующие за упоминанием об Иезекииле (49:10–11) в соответствии с порядком свящ. книг в еврейской Библии, по коему писания малых пророков следуют непосредственно за книгой Иезекииля, невольно напоминают о книге «12 малых пророков.» При Иосифе Флавии, упоминающем о 22-книжном еврейском каноне, очевидно также писания малых пророков принимались за одну книгу (Прот. Апп. 1, 8), при том и он ясно говорит о «12 пророках» и их пророчествах (Древности. X, 2). В талмуде замечено, что «книгу 12 малых пророков» издала Великая Синагога (Baba Batra 15). С тех пор, упоминаемый еще Иеронимом, термин: there asar (Prol. gal.) и до ныне употребляется в еврейской литературе. Христианские писатели ясно и категорически утверждают о соединении 12 книг малых пророков в одну книгу. Так, Мелитон Сардийский (Евсевий. Церк Ист. IV, 26), Афанасий Великий (39 пасх. посл. и Синопсис), Кирилл Иерусалимский (Огласит. сл. 4, 35), Григорий Богослов (33 стих.), Епифаний Кипрский , 85-e апостольское правило и другие памятники 122 единогласно замечают об этом и часто употребляют термин: Δωδεκαπρφητον (85-е апостольское правило Епифаний. О ерес. 8, 5) или: μαν γραφν εισν ο δδεκα ( Григорий Богослов ). Вообще, первоучители христианские, соборы, последующие православные богословы, принимавшие еврейский 22-книжный канон в руководство для православного богословия, очевидно, приняли и «книгу 12 малых пророков» в православное богословское счисление ветхозаветных канонических писаний 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

е. всех книг Библии). Как мы уже говорили, некоторые исследователи, исходя из обилия ветхозаветных цитат у ранних русских писателей, в житиях и летописях, приходили к выводу, что у русских христиан повладимирской эпохи были полные кодексы Библии, но в эпоху нашествия татар они все оказались утраченными. Только с конца XV – начала XVI в. возобновился процесс собирания единой Библии. Хронологически первой попыткой такого собрания является полный библейский кодекс свт. Геннадия (Гонзова). Однако, известен еще один, почти равный ему, опыт создания библейского свода. Это неполное собрание носит в научных кругах наименование Супрасльского сборника (БАН, 24. 4. 28). Списан и собран он был в 1502–1507 гг. в Вильне и Супрасльском монастыре неким благочестивым дворянином Матфеем Десятым. Рукопись Матфея является собранием свода книг Священного Писания на основе наличного материала рукописного фонда западнорусской монастырской библиотеки. Исследователи этого памятника ( А. А. Алексеев и О. П. Лихачева) не исключают, что на Матфея мог оказать влияние предпринятый незадолго до этого опыт книжного кружка архиепископа Новгородского Геннадия. Однако, учитывая место создания сборника – Литву и Западную Русь, можно с большой уверенностью предполагать, что идея библейского свода могла иметь и местное происхождение 335 . При исследовании данного письменного памятника, естественно, напрашивается вопрос: какими источниками пользовался Матфей в ходе своего предприятия? Во-первых, по мнению упомянутых ученых, это были служебные минеи и триоди, содержавшие паримии; затем сборник Пророков, соответствующий редакции толковых пророчеств (12 малых; 4 больших) Упиря Лихого (1047); сборник книг «Премудрости» (Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней, Менандр (который часто включался в подобные сборники); Сирах. Заключает список Псалтирь. Новозаветные книги представлены: Четвероевангелием, Апокалипсисом (без толкований) и Апостолом 336 . Часть книг Ветхого Завета в рассматриваемом сборнике Матфея представлена в своем «догеннадиевском» состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Мордоконаки. — По-видимому, имеется в виду Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. в 1870 г.) — откупщик и золотопромышленник. 175 Анафема — проклятие, отлучение от церкви. 176 Франц-Венецыян. — Имеется в виду персонаж «Истории о храбром рыцаре Францыле Венециане» (1787). 177 Приветствую тебя, обитатель…— Стихи капитана Повердовни сходны с пародийными стихами капитана Лебядкина в романе Достоевского «Бесы», печатавшемся за год до «Соборян» в «Русском вестнике». 178 «Когда деспот от власти отрекался…» — отрывок из послания П. И. Вейнберга к Я. И. Ростовцеву, напечатанного в «Колоколе» А. И. Герцена в 1858 году. Последние шесть строк в этом послании взяты из поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко». 179 …по распоряжению самого обер-протопресвитера Бажанова…— Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — главный священник царского двора и гвардии; имел высшее духовное звание протопресвитера. 180 Делали мы Венгерскую кампанию в сорок восьмом году. — Речь идет о действиях царских войск против революционной Венгрии в 1848 году. 181 Тьма, тьма над бездною… но дух божий поверх всего — неточно приведенная цитата из библии (Книга Бытия): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою». 182 Сирах вменил в обязанности нам пещись о чести имени…— Иисус сын Сирахов (II b. до н. э.) — автор сборника изречений «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», входящего в состав библии; данная мысль высказана там следующим образом: «Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 183 …первоверховный Павел протестовал против попранья прав его гражданства…— Павел, по евангельскому преданию, один из ближайших учеников (апостолов) Христа. Имеется в виду эпизод из «Деяний апостолов», в котором рассказывается, как апостол Павел и его спутники были заключены в тюрьму в г. Филиппы (Македония); он отказался тайно выйти из заключения: «Но Павел сказал к ним: нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет. Ни другу, ни недругу не рассказывай и, если это тебе не грех, не открывай; ибо он выслушает тебя, и будет остерегаться тебя, и по времени возненавидит тебя. Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя. Глупый от слова терпит такую же муку, как рождающая — от младенца. Что стрела, вонзенная в бедро, то слово в сердце глупого. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего» ( Сирах. 19:6-18 ). Домыслы и принятие слухов Нередко бывает, что кто-то приписывает другим определенные мотивы, «прозорливо» читая в их сердце. Зачастую при этом другим приписывается то, к чему склонен сам человек, т.е. он судит по себе. Безусловно, это тоже связано с лжесвидетельством. Также мы видим, что эта заповедь касается не только передачи слухов, но и их принятия. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» — восклицает Давид. «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего» ( Пс. 14:1-4 ). Вред слухов О том, насколько большой вред может принести необузданный язык, говорится и в послании ап. Иакова, брата Господня (3 глава). Мы же приведем притчу из книги р. Иосифа Телушкина «Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют». По небольшому восточноевропейскому городу ходил человек и клеветал на раввина. Как-то, почувствовав внезапное раскаяние, он пришел к раввину и попросил о прощении, а для искупления греха выразил готовность снести любую епитимью. Раввин велел ему взять перьевую подушку из своего дома, разрезать ее, разбросать перья по ветру и потом прийти к нему. Сделав как было наказано, человек вернулся к раввину и спросил:

http://azbyka.ru/katehizacija/desjat-zap...

1) Когда о грехах твоих помышляешь, помышляй и о милосердии Божием. Сколько твоих грехов ни есть, и как они ни велики, но у Бога более милости. Слышишь, что апостол Духом Святым говорит нам, грешным, в утешение: Бог, богатый милостью (Еф. 2:4). Не только сказал: милостив Бог, но и богатый милостью. Это богатство милости проповедует нам и Моисей Боговидец: Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен (Исх. 34:6). Проповедует святой Давид, узнав на себе то богатство милости: Возвеличилась до небес милость Твоя, Господи (Пс. 56:11). И еще: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), – и в прочих местах. Словом, милость Его такова, каково величество Его. Каково величие Его, такова и милость Его, – говорит премудрый Сирах (Сир. 2:18). Величество же Его бесконечно, потому и милость Его бесконечна. От этого источника проистекает, что Он не по беззакониям нашим творит нам, и не по грехам нашим воздает нам (Пс. 102:10), но по бесконечному Своему милосердию и згладит беззакония наши, и ввергнет в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7:19). Источник этот не исчерпается, не иссыхает, но всегда исполненным пребывает, и все к нему через пророка призываются жаждущие: Жаждущие, идите все к водам (Ис. 55:1). Одно требуется – да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его (Ис. 55:7). Открывает его нам Единородный Сын Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:16-17). Хвалят, поют и прославляют Ангелы: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14), – и желают проникнуть (1 Петр. 1:12). Славят и превозносят во всех своих писаниях апостолы, черпают и предлагают всем пастыри и учителя, вкушает и прохлаждается вся Святая Церковь, прибегают нищие, убогие и жаждущие грешники и получают прохлаждение. К этому благости и милосердия Божия источнику и нам должно прибегать во время зноя, и жаждущим душам почерпать воду веселия. Для того и представляет нам его святое Божие слово, дабы во время зноя искушений прибегали к нему и оттуда почерпали живую воду прохлаждения. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Возможно ли более нелицеприятное обличение пятидесятников в их неверии, нежели это суждение святого Отца? Не имея в сердцах своих крепкого внутреннего свидетельства веры в Церковь  и ее спасительные Таинства, не имея веры в то, что человек спасается не только верой, но и делами, сектанты тщетно льстят своим сердцам, стремясь отыскать спасение только там, где есть проповедь полного Евангелия. Тем самым они уподобляются маловерным первохристианам, нуждавшимся для подкрепления своих убеждений во внешних знамениях. Но у сектантов нет проповеди полного Евангелия. Оно есть в истинной Церкви, а не в собрании еретиков. Нет у них и харизматических дарований. То, что мы наблюдаем у них сегодня, не было и не могло быть в Апостольской Церкви, ибо противоречит ее духу и устремлениям. И все же как постичь вышеупомянутые слова Спасителя перед Вознесением? ( Мр. 16, 17 ). Из трудов блаженного Августина следует, что тогда харизматические дарования были частым знамением Святого Духа, т.е. «когда веровали люди, крестились, получали Святой Дух (в таинстве Руковозложения), тогда и говорили языками всех народов» 187 . Но «ужели ныне не подается Святой Дух? Кто так думает, тот не достоин получить Его. Подается и ныне. Почему же никто не говорит языками всех народов, как говорил тогда всяк, кто исполнился Святым Духом? Почему? Потому что исполнилось уже то, что тем означалось» 188 . Что же исполнилось? «То, что теперь Церковь великая, повсюду, от востока солнца до запада говорит языками всех народов» 189 . Дар языков в Апостольской Церкви для христиан служил первым и верным признаком, по которому можно было узнать чад Божиих, рожденных от Духа. Но истинно духовный человек не нуждается ни в каких видимых знаках. Язык духовного человека отличается от речи обыкновенного. Духовный человек предметом своих бесед всегда избирает спасение своей души и Виновника этого спасения. «Ибо в слове познается мудрость», – говорит премудрый Сирах ( Сир. 4, 28 ). Сама цель, для которой говорит человек духовный, отличается от цели, для которой говорит человек плотский. «Дар языков и в наше время совершенно не прекратился, но принял только другой вид, более естественный и сообразный с нуждами и пользами Церкви. Рожденные от Духа и ныне говорят иными языками» 190 . И «внимательный легко может по одному языку узнать духоносца» 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Из всего этого, противники, можно видеть, что Отцы Ветхого Завета больше пользовались Преданиями, чем Писанием, и Сирах, один из последних писателей Ветхого Завета, это подтверждает. Но какова причина того, что Иудеи больше придерживались Предания, чем Писания? Причина этого одна: вплоть до времен Ездры Писания не были собраны в одну книгу, чтобы ими легче пользоваться, но были рассеяны по различным летописям и хартиям, и часто по небрежности священников долго не находились, что можно видеть в Четвертой Книге Царств, где повествуется как о чем-то новом о том, что во времена царя Иосии была найдена Книга Закона Господня в храме Господнем. Ездра же после Вавилонского плена собрал все тексты и объединил их в одной книге. Он добавил во Второзаконии последнюю главу о жизни Моисея и кое-что еще в разных местах, о чем пишет Феодорит в предисловии к псалмам. ТРЕТИЙ ВЕК, начиная от Христа. Если примемся рассуждать, то ясно увидим, что много лет Церковь Христова обходилась без Писания, а руководствовалась в наставлении в вере одним только изустным учением Апостолов или их восприемников. Если от Адама до самого Моисея Церковь Божия могла существовать без Писания, утверждаясь на одних только Преданиях, то почему бы не сказать этого и о Церкви Христовой, которая также могла много лет существовать на одних только Преданиях, без Писания? Это ясно и из Слов Христа, заповедавшего Апостолам не писать, а проповедовать, говоря: Итак, идите, научите все народы ( Мф. 28, 19 ). Глава 2. Прочность камня веры от Священного Писания Нового Завета Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ( Лк. 1, 1–2 ). Из этих слов ясно, что Предание имеет более давнее происхождение, чем Евангелие, поскольку Лука говорит о том, что Евангелие было составлено им на основании Преданий очевидцев и Апостолов. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф. 28, 19–20 ). Обратите внимание на Слова Христа: научите все народы. И снова: уча их соблюдать все. Не к изустному ли учению относятся эти Слова Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Однако современные христиане почитают своим долгом давать отчет о мифах и лживых измышлениях. Христиане должны быть преисполнены богатства слова и мудрости Христа, как пишет святой апостол Павел: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью» ( Кол.3:16 ). Но в современных христиан вселяется весьма изобильно слово и премудрость арабских мифов. Им подобает постоянно и прилежно заниматься изучением и чтением Закона Божия. Как говорит Давид, «и в законе Его поучится день и нощь» ( Пс.1:2 ). Однако современные чада Божии с наслаждением изучают языческую мифологию древних греков. Им не должно пересказывать ничего иного, кроме Божественных слов, чудес и повествований Закона Божия. Как учит премудрый Сирах, «и всякая беседа твоя – в законе Вышнего» ( Сир.9:20 ). Однако христиане века сего с превеликим удовольствием пересказывают бесконечную родословную иудеев, россказни раввинов, каббалистические формулы да измышления халдеев. Какое зло порождает рассказывание вымыслов Арабы, иудеи и греки, которые верят мифам и лжи, стараются замаскировать эту ложь и обман и пытаются найти хоть какое-то оправдание своим ложным догмам. А верующие в Истину, чья вера Божественная и небесная, не могут даже рта открыть и дать достойный ответ о ее истинности. А вот о мифах – сколько угодно и довольно внятно. Что же вытекает из этого? Великое зло и великий вред душе. Ибо вышеназванные арабы, иудеи и язычники слышат, что христиане в состоянии отвечать о мифах, но о своей собственной вере не могут и двух слов связать и в таком случае о них можно предположить две вещи: либо христиане верят в языческие мифы, а исповедуемая ими вера во Христа неистинна, и потому-то они и не знают, что отвечать; либо, что христианство – глупость и обман и, следовательно, Сам Христос, в Которого они верят, – лжец и обманщик. Божественный Златоуст говорит: «Когда они [язычники], упорные во лжи, все делают так, чтобы прикрывать срам своих лжеучений, а мы, служители истины, не можем ради нее и уст раскрыть, то как же им не осуждать нас в слабости нашего исповедания, как не подозревать в нас обмана и заблуждения и не хулить Христа будто лицемера и обманщика» (Беседа 17 на Евангелие от Иоанна).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И слово Божие просит от нас жертвы братской, непринужденной, не насильственно как бы исторгаемой, но доброхотной, радостной, сопровождаемой лаской и любвеобильным настроением. «Милуй с добрым изволением, – неоднократно внушает св. апостол Павел, – потому что только доброхотна дателя любит Бог» ( Рим.12:8 ; 2Кор.9:7 ; Сир.35:8 и др.). «Милуй с веселием, – говорит св. Григорий Богослов , – и готовность твоя усугубит цену доброго твоего дела» 13 . «Оказывающий милосердие – говорит. св. Иоанн Златоуст , – должен быть радостен; если же ты, подавая милостыню, жалеешь, то какая же заслуга твоего доброго дела, и какое твоё милосердие?! Для бедняка большая отрада твое сострадание, из души исходящее; и бремя несчастья становится для него легче, когда оно разделяется твоим искренно соболезнующим сердцем» 14 . Поэтому, как советует Сирах, нужно сопровождать свои посильные даяния теми добрыми, утешающими словами, кои, подобно благодатной росе, могут умерять томящий зной нищеты ( Сир.18:16, 4:8 ). Пусть подающая рука без досады протягивается к бедному, пусть суровое, злобное лицо не отталкивает смущенного просителя, пусть доброхотное даяние не сопровождается угрюмым видом, иногда даже горькими, обидными словами, жестокими упреками, что ненавистно Господу и людям ( Сир.20:15 ), что способно только убить все добро нашего доброго дела и унизить и без того униженного нищетой бедняка. Нет, здесь не место презрению, какому-либо издевательству, негодованию, здесь место одному только состраданию, сочувствию и даже уважению к несчастному, вынужденному за грехи всех нас нести на себе всю тяжесть и мучения грозного посещения Божия. И Сам Бог как бы стоит на страже избранного Им, Сам Бог защищает его от напрасных обид и преступного высокомерия с нашей стороны: «ругаяйся убогому, – говорится в слове Божием, раздражает Сотворшаго его» ( Притчи.17:5 ; Сир.20:15 и др.). «Слышите, братия Моя возлюбленная, – обращается ко всем нам ап. Иаков, – не Бог ли избра нищия мира сего? – вы же укоряете нищаго» ( Иак.2:5,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010