О важности и необходимости Св. Писания так свидетельствовал Сам Бог через Моисея израильтянам: «все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Второзак. 12:32). «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, – сказал Господь Иисусу Навину,–но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Нав. 1:8 ). Господь Иисус Христос придавал Св. Писанию, существовавшему в Его время, величайший авторитет ( Мф. 5:17 ; Ин. 5:46– 47 ) и признавал его Богодухновенным ( Мк. 12:36 ; Мф. 22:43 ), почему как Сам «изъяснял сказанное о Нем во всем Писании ( Лк. 24:27 ), так и от последователей Своих требовал, чтобы они исследовали Писание ( Ин. 5:39 ; сн. Мф. 22:29 ). Апостолы также учили, что «все Писание Богодухновенно и полезно» (2 Тим. З:16); веровали «всему написанному в законе и пророках» ( Деян. 24:14 ) и заботились, чтобы собственные их писания были известны всей церкви: «заклинаю вас Господом,–пишет ап. Павел Фессалоникийцам,– прочитать сие послание всем святым братьям» ( 1Фес. 5:27 ; ср. Колос. 4:16 ; Деян. 17:11 ; 2Пет. 1:19 ). Из книг Св. Писания большее значение для христиан имеют, конечно, Евангелие и послания Апостольские, как содержащие учение Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, но не лишены значения и ветхозаветные книги, так как содержащиеся в них установления и заповеди, за исключением обрядовых и гражданских, не отменены в Церкви Христовой, а лишь исправлены ( Евр. 9:10 ):вместо кровавых жертв–жертва бескровная ( Евр. 9: 23; 13:10 ; Лк. 22:19–20 ), вместо обрезания–крещение ( Деян. 15:24,28–29 ; Кол. 2:11–12 ),вместо 10 заповедей–учение Христово ( Еф. 2:15 ), расширившее и восполнившее их (Мф. 5 гл.) и т. д. Не утратили также своего значения и неканонические книги Библии, как назидательные,–тем более, что сами апостолы пользовалась изречениями их (напр., Иак. 1:13 ср. Сирах. 15:11,12 ; Иак. 1:19 ср. Сирах. 5:13 ), а Господь И.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

31 . Нет пользы? А как же они очищают от пороков? Если ты будешь соблюдать их со смирением и с милосердием, то, как говорил в божественном Духе Исаия, кости твои утучнятся и будешь ты как сад опьяненный (Ис. 58:11). Духовным туком поста утучняется душа твоя и добродетели ее, плоды же твои умножаются от изобилия ума твоего, и пребывает в тебе опьянение трезвенности 3645 , подобное той чаше, о которой говорит пророк: И чаша Твоя, опьяняющая меня, сколь прекрасна! (Пс. 22:5). 32 . Но хвалы достойна строгая умеренность не только в пище, но и в пожеланиях. Написано: Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих. Если будешь доставлять душе твоей приятное для вожделений, то она сделает тебя потехою для врагов твоих (Сирах. 18:31–32). И ниже: Вино и женщины развратят разумных (Сирах. 19:2). Умеренности в супружестве учит Павел 3646 , и тот, кто не поступает по его слову, попирает апостольский закон и подобен прелюбодею. 33 . Стоит ли мне напоминать, какова благодать девства, если она удостоилась того, что Христос избрал ее для Себя храмом, в котором телесно, — как читаем, — обитала полнота Божества (Кол. 2:9). Дева родила Спасение мира. Дева родила Жизнь всех. Неужели не было исключительным то девство, которое во Христе принесло спасение всем? Дева носила Того, Кого весь этот мир не мог принять и вместить. Родившийся из чрева Марии сохранил неприкосновенными затворы стыда и печати девства у Своей Матери 3647 . В Деве Христос обрел ту плоть, которую желал для Себя, ту плоть, которую Он, Господь всего, усвоил Себе. Из–за мужа и жены человек был изгнан из рая, благодаря Деве — соединен с Богом. 34 . Стоит ли мне говорить о другой Марии, сестре Моисея Мариам. Она возглавила строй женщин, и они под ее предводительством стопами прошли через морскую пучину 3648 . И благодаря какому дару Фекла 3649 внушила благоговение даже львам, и ненасытные звери 3650 , распростершись у ног своей добычи, выдержали священный пост и не ранили ее ни острым когтем, ни жадным взором очей — ведь святость девства можно оскорбить даже взглядом.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Как корабль (говорит святой Иоанн Лествичник ), имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входит в пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала» 31 . Д. Признаки искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам. Преподобные Каллист и Игнатий в Добротолюбии выставили пять признаков искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам: 1) полная вера к своему наставнику и предстоятелю; 2) истинствовать пред ним в слове и деле; 3) не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, то есть ничего не делать по своему желанию и по своему разумению, а всегда обо всем вопрошать и делать по совету и воле наставника и предстоятеля; 4) отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием и 5) совершенное и чистое исповедание грехов и таин сердечных 32 . Поясняя сей последний пункт, старец Амвросий говорит далее подробнее: «Духовное отношение требует от руководимых, кроме обычной исповеди пред Причащением Святых Таин (если, конечно, старец – иеромонах и духовник), и частого по потребности исповедания старцу и духовному отцу не только дел и поступков, но и всех страстных помышлений и движений и таин сердечных, как о сем говорят Василий Великий в Правилах, пространно изложенных (вопрос 26), Симеон Новый Богослов в первой части Добротолюбия (глава 122) и другие святые отцы». Е. Необходимость откровения помыслов. Исповедание это, или откровение, уже потому необходимо, что, по словам преподобного Иоанна Лествичника , «помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела» 33 . А «объявление и открытие пред отцами злых помышлений (по словам преподобного Кассиана Римлянина ) иссушает оные и ослабляет» 34 . Кого же, собственно, должно иметь наставником? «Впрочем (говорит святой Григорий Синаит ), не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнью блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (см.: 2Кор.6:10 ). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд приимут по смерти. Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано божественное рассуждение духовом, отличающее лучшее от худшего мечом слова. Каждый имеет свой разум и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему премудрый Сирах и говорит: Мирствующии с тобою да будут мнози: советницы же твои един от тысящ ( Сирах.6:6 ). Немал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Незаблуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство от Писания и на деяние и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Адам за снедь с Евою веселый рай погубиста; люди израильстии в пустыни ядоша и насытишася зело, но еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня и уби множайшая их ( Псал. 77:29–31 ). Вопросите-ли мя, чесо ради уби? На сие Моисей Боговидец отвещает: седоша людие ясти и пити и восташа играти ( Исх. 32:6 ), еже есть тельцу играти, честь Божию ему воздавати, а за то их играние гнев Божий уби. Пьянством мнози злая пострадаша, и числом сказати не возможно. Олоферн, страшный воевода пьяный, Иудифою обезглавися. Якоже глаголет приточник: не буди винопийца, ниже прилагайся купованию мяс: всяк бо пьяница и любодей обнищают ( Притч. 23:20–21 ), имением обнищают, здравием, славою и разумом, напоследок и спасением обнищают. Вся бо сия отъемлется чревобесием, глаголет Иисус Сирахов, не пресыщайся во всей пище и не разливайся на различныя брашна ( Сирах. 37:32 ), ибо во мнозе брашне недуг будет, а пресыщение до скорби дойдет, пресыщением бо мнози умроша ( Сирах. 37:33–34 ). Послушайте Апостала глаголюща: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Ефег. 5:18) ибо пьяницы царства Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Чем же избыти пиянства и нечистоты и объядения? Избудем воздержанием и постом и милостынею. Сими получим царство небесное; аще сохраним пост и милостыню, то не лишены будем милости Божией. Аминь. 17) Поучение в неделю 15-ю по всех святых Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Словеса суть Евангелиста Матфея, в зачале 92 положенная (Глава 22. ст. 37). Соломон царь, Божиею мудростию наполненный, написа тако: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Еккл. 7:21 ) и паки той же Соломон в своей молитве к Богу тако глаголет: несть человека, иже не согрешит (3 Царств. 8:46). Виде бо умныма очима со отцем Давидом, Господь с небесе приниче на сыны человеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, – и се вси уклонишася вкупе и неключими быша, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Псал. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тогда призвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу. Пророк сказал: — И этого не избрал Господь. Потом привел Иессей Самму, и сказал Самуил: «И сего не избрал Господь». Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих. И сказал Самуил Иессею: — Это все уже сыновья твои? Иессей ответил: — Есть еще один, младший. Он пасет овец в поле. Самуил сказал: — Пошли и пусть приведут его, ибо мы не сядем обедать, пока он не придет сюда. Иессей послал, и привели Давида. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь Самуилу: — Встань и помажь его, ибо это — он. Самуил взял тогда рог с елеем и помазал Давида среди братьев его. И почил Дух Господень на Давиде с того дня и после. После сего Самуил встал и пошел в Армафем (Раму) в дом свой (1 Цар.16:1–13). Окончив дни жизни своей, Самуил, уже в старости, опочил сном смерти. И собрались все израильтяне и плакали по нем и похоронили его в доме его в Армафеме (Раме) (1 Цар.25:1). Сего святого пророка Самуила Иисус, сын Сирахов, превозносит, хвалою говоря: — Возлюбленный Господом Своим пророк Господень Самуил учредил царство и помазал царей (Саула и Давида) над народом своим. Он судил народ по закону Господню и (по молитвам его) Господь призирал на Иакова. По вере своей он был дознан истинным пророком. Он воззвал к всемогущему Господу, когда отовсюду теснили его враги, и Господь возгремел с неба; в сильном шуме слышным Он сделал голос Свой и истребил вождей тирских и всех князей филистимских. Еще прежде времени кончины своей (Самуил) свидетельствовался пред Господом и помазанником Его, что из имущества даже до обуви ни от кого ничего не взял, и ни один человек не укорил его. Он пророчествовал и после смерти своей и предсказал царю (Саулу) кончину его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится (Сирах.47:16–23). Вот что говорит о Самуиле Сирах. Мы же, грешные, надеясь по молитвам сего святого угодника Божия получить прощения грехов и спасение, будем прославлять Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, ныне всегда и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Спорные тексты Апокрифические книги Второканонические книги Премудрость Соломона Книга премудрости (ок. 30 до Р.Х.) Ecclesiasticus (Сирах) Сирах (132 до Р. X.) Товит (ок. 200 до Р. Х.) Товит Иудифь (ок. 150 до Р. Х.) Иудифь 1 Ездры (ок. 150–100 до Р. Х.) 3 Ездры 1 Маккавейская (ок. 110 до Р. X.) 1 Маккавейская 2 Маккавейская (ок. 110–70 до Р. Х.) 2 Маккавейская Варух (ок. 150–50 до Р. X.) Варух 1–5 Послание Иеремии Варух 6 (ок. 300–100 до Р. Х.) 2 Ездры (ок. 100 по Р. Х.) 4 Ездры Добавления к Книге Есфири Есфирь 10:4, 16:24 (140–130 до Р. Х.) Молитва Азарии (ок. 200–1 до Р. Х.)       Дан. 3:24–90 – «Песнь трёх юношей» Сусанна (ок. 200–1 до Р. Х.) Дан. 13 Вил и Дракон Дан. 14 (ок. 100 до Р. Х.) Молитва Манассии (или вторая Молитва Манассии) (ок. 100–1 до Р. Х.) Апокрифы в качестве Писания. Расширенный канон иногда называют «Александрийским каноном» в противоположность «Палестинскому канону», в котором апокрифы не содержатся, в связи с тем, что они считаются частью перевода Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинты, или LXX), выполненного в египетской Александрии. Доводы, обычно приводимые в пользу этого расширенного Александрийского состава книг, таковы: 1) В Новом Завете отражены идеи из апокрифов, и даже есть ссылки на описываемые в них события (ср. Евр. 11:35 с 2Мак. 7:14 ). 2) В Новом Завете ветхозаветные тексты цитируются в основном по греческому переводу, LXX, где апокрифы содержатся. Тем самым безмолвно подразумевается одобрение всего текста. 3) Некоторые из отцов ранней церкви цитировали и использовали апокрифы в качестве Писания при публичных богослужениях. 4) Такие отцы ранней церкви, как Ириней, Тертуллиан , Климент Александрийский , признавали все апокрифы каноническими. 5) В раннехристианском катакомбном искусстве встречаются эпизоды из апокрифов, чем доказывается, что те занимали важное место в религиозной жизни ранних христиан. Это, по меньшей мере, свидетельствует о большом уважении к апокрифам. 6) Важнейшие из ранних рукописей (, А и В) помещают апокрифы между ветхозаветными книгами в качестве составной части еврейско-греческого Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Премудрость наставляет праведности, научая созерцать святые вещи в святости, таким образом придавая святость или освящая, что в ранней еврейской традиции приписывалось Духу. Подобно Духу Премудрость вселяется и обитает в душе человека как освящающая сила, которая ведет праведного по пути истины ( Прем. 6:14; 7:28; 8:9,16; 9:9 ). Неправедные же обманываются в своем знании о Боге и живут в глубоком непонимании ( γνοα), будучи не-наученные ( παδευτοι) и потому «узниками тьмы и пленниками долгой ночи» ( Прем. 17:2 ). Также следует отметить жизненно важную роль Премудрости для истории спасения народа Израилева, роль, которая приписывалась ruach-Yahweh в более древних еврейских писаниях. Являясь защитником и путеводителем народа избранного, Премудрость живет среди этого народа, направляя его судьбу и поддерживая его завет с Богом. В последние два столетия перед Рождеством Христовым, как пишет Иоанн Брек, заметно развитие двух параллельных тенденций в учительной традиции 71 . Первая, представленная книгой Сирах, в основном соотносит Премудрость с Торой и служит основой для раввинистического учения. Другая, представленная Премудростью Соломона и эллинистическими авторами (особенно Филоном), идентифицирует Премудрость с Духом, что прямо или косвенно впоследствии повлияло на богословие апостола Павла, иоанновской традиции, священномученика Игнатия Богоносца и гностиков. Можно говорить о том, что книги Притч и Сирах прославляют Премудрость, описывая Ее действия, тогда как в книге Премудрости Соломона это делается через описание Ее бытия 72 . Наличие таких двух подходов объясняет, почему впоследствии ранняя Церковь Христова открывала Иисуса Христа как через Его жизнь и учение, так и через христологическое отображение бытия Его личности. В еврейской учительной традиции мы видим, что дух характеризуется как вдохновляющая сила, слово – как средство выражения, а истина – как содержание Божественного откровения. В I веке до Р. X. образ Премудрости постепенно включает каждую из этих функций. Существуют некоторые возражения против отождествления Ее с Духом, отрицающие Премудрость как источник жизни 73 . Это не вполне корректно, так как в поздних учительных книгах Премудрость ведет к бессмертию. Однако все же здесь есть некоторые существенные отличия, а именно: о Премудрости никогда не говорится, что Она созидает нравственную жизнь народа. Хотя Она и освящает праведника, но никогда не изображается как источник нравственного возрождения подобно Духу, Который актуализирует Новый Завет совершением «нового творения». И, что более важно, у Премудрости никогда не предполагается эсхатологическая функция Духа. Это, в частности, объясняет, почему Премудрость освящает только отдельных праведников и никогда не ассоциируется с возрождением всего народа или Новым Заветом. Это также объясняет, почему вновь выявляется понятие о Святом Духе, освящающем и открывающем истину как наиболее адекватное богословское выражение присутствия любящего и спасающего Бога среди людей 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

«Не всех же должно вопрошати, но единого, емуже вверенно есть и других окормление, и житием блистающа, убога убо суща, многа же богатяща, по писанию ( 2Кор. 6:10 ). Мнози бо неискусни мнозех несмысленных повредиша, ихже суд имут по смерти. Не всех бо есть наставити и инех, но имже дадеся Божественное рассуждение, по апостолу, рассуждение духов, ( 1Кор. 12:10 ), отлучающее горшее от лучшего мечом слова. Кийждо бо свой разум и рассуждение естественно, или деятельно, или художественно имать, а не вси духовное. Сего ради глагола премудрый Сирах: мирствующий с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысящ (Сирах, гл. 6, ст. 6). Не мал же подвиг есть наставника обрести непрелестна, и делы, и словесы, и разуменьми. В сих видим есть кто непрелестен сый, егда свидетельствовано от Божественных писаний имать и деяние, и мудрование, смиренномудрствуя, в нихже подобает мудрствовати». (1-я ч. Добротол., гл. 7 о прелести). Духовное отношение требует от руководимых кроме обычной исповеди перед причащением Св. Таин, и частого по потребности исповедания старцу и духовному отцу не только дел и поступков, но и всех страстных помышлений, и движений, и таин сердечных, как о сем говорят: Василий Великий (в правилах, пространно изложенных вопр. 26); Симеон Новый Богослов (в 1-й ч. Добротол. гл. 122) и другие святые отцы. «Невозможно, говорит св. Кассиан Римлянин , впасть в бесовскую прелесть тому, кто живет не по своему хотению и разумению, а по наставлению старцев. Не может лукавый враг посмеяться над неопытностью того, кто не привык по причине ложного стыда скрывать все возникающие в сердце его помышления». (Собеседование 2-е о рассуждении, глава 10) 8 . Великая важность и великое значение духовного отношения к старцам доказывается особенно двумя следующими примерами. Пр. Феодор Студит пишет: один старец не раз приказывал ученику своему исполнить некоторое дело, но тот все отлагал. Недовольный сим старец в негодовании наложил на ученика запрещение, не вкушать хлеба, пока не исполнит порученного дела. Когда ученик пошел, чтобы исполнить повеленное, старец умер. После его смерти ученик желал получить разрешение от наложенного на него запрещения. Но не нашлось никого в пустынной местности, кто бы решился разрешить это недоумение. Наконец, ученик обратился со своей просьбою к константинопольскому патриарху Герману, который для рассмотрения этого дела собрал других архиереев. Но ни патриарх, ни собравшийся собор не нашли возможным разрешить епитимию старца, о котором даже неизвестно, имел ли он степень священства. Посему ученик до смерти принужден был питаться пищей из одних овощей 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Отвратительно для гордого смирение, так отвратителен для богатого бедный» ( Сир. 13:19–24 ). Сирах обличал распутное сношение полов, предостерегал от общения с певицами и танцовщицами, от того изящного греха, который иудеи заимствовали у греков ( Сир. 9:1 и след.; 19:2 и след.). Он своим выразительным языком начертал отвратительный образ дочерей Израиля, который представляет их в весьма неблагоприятном свете. «дочь для отца – тайная постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности ее – как бы не отцвела, а в замужестве – как бы не опротивела, в девстве – как бы не осквернилась, и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве – чтобы не нарушила супружеской верности, и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною» ( Сир. 42:9 и след.). Господствовавшую в кругу эллинизированных иудеев похотливость, он изобразил в форме молитвы, в которой он говорит: «Господи, Отче и Боже жизни моей! Не дай мне возношения очей, и вожделение отврати от меня. Пожелание чрева и сладострасие да не овладеют мною, и не предай меня бесстыдной душе» ( Сир. 23:4–5 ). В особенности он восставал против испорченности юношества: «не желай множества негодных детей, и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь, и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников. И лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых» ( Сир. 16:1–4 ). Главным злом и корнем всего этого нравственного упадка Сирах считал неуважение к учению иудейства, и поднятие уважения к нему и было целью его книги. С необычайным воодушевлением он восклицал: «горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Стыдитесь пред отцом и матерью блуда, пред начальником и властелином – лжи, пред судьей и князем – преступления, пред собранием и народом – беззакония, пред товарищем и другом – неправды, пред соседями – кражи, но не стыдись точного исполнение закона Всевышнего и завета» ( Сир. 41:11, 12, 21–23, 42:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Здесь впервые в ветхозаветной письменности столь ясно выражена мысль о свободе и ответственности человека. Мудрая жизнь есть осуществление в поступках, мыслях и чувствах высшей мудрости, то есть воли Божией, запечатленной в законе. 4. Учение о грехе. В Премудрости Сираха нельзя найти разработанного богословского учения о первородном грехе; в ту эпоху ветхозаветная мысль к этой идее только приближалась. (В полноте своей учение о первородном грехе откроется лишь в писаниях ап. Павла.) Однако Иисус сын Сирахов уже знает, что грех имел начало и связывает его с рассказом Кн. Бытия (Сир 25,27). В отличие от своих современников — греческих моралистов, — мудрец не верит, что «естественный человек» — существо добродетельное от природы. Он слишком хорошо знает силу зла в душе человеческой: Беги от греха, как от лица змеи; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его — зубы львиные, которые умерщвляют души людей. (21,2–3) Сирах рассматривает мир в его падшем состоянии, когда зло является неотъемлемой составной частью бытия. Но человек не должен считать себя обреченным. Ему предоставлена возможность выбора: Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу. (21,30) Иными словами, даже воздействие темных сил не снимает с людей нравственной ответственности за поступки. 5. Образ добродетельного человека, начертанный в Кн. Сираха, несет на себе печать ветхозаветной ограниченности. Это рачительный глава семьи, любящий муж, строгий отец, человек, нескорый на слово, всегда обдумывающий свои решения. Он не гонится за богатством, но и не чужд радостей жизни. Он справедлив, добр, вежлив и осмотрителен, никогда не изменяет данному слову и готов в любой момент оказать помощь нуждающимся. Одним из величайших благ жизни Сирах считает дружбу. Кто нашел доброго друга — нашел сокровище. С нечестивыми же, напротив, нужно не входить в общение (12,13). Местами этика книги почти приближается к евангельской. Поднимаясь над юридическим «око за око», он говорит: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. (28,2)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010