Услышав это, царь и патриарх сослали епископа вместе с его монахами, слугами и всем имуществом в заточение, во глубину Сибири, за 1500 верст, на берега моря, называемого океаном, омывающего земной шар. Тут с древних времен находятся монастыри, сооруженные для ссыльных. Епископа привезли в один из этих монастырей влачить жизнь, которой предпочтительнее смерть,— так мрачно положение монастыря и невыносима жизнь среди постоянного мрака и голода» (в т. 2. С. 318 Первый список этой грамоты, совершенно полный, сохранился в Москов. Синод. библиотеке и недавно напечатан в книге «Деяние Московского Собора, бывшего в лето 1654». Прил. 1. Москв., 1873 Второй список, без нескольких начальных строк и всей последней половины, где перечислены означенные новины, сохранился в Москов. главн. архиве Мин. инос. дел. Дела греч. Связка 32. 23 Москов. главн. архив. Минист. иност. дел. Дела греч. Связк. 32. 7 А вопросы, с какими обратился Никон к патр. Паисию, узнаем из ответной грамоты последнего. Предислов. к печатн. москов. Служебнику 1655 г. А о прежней поездке Арсения на Восток и прениях с греками о вере см. нашей «Истор. Р. Ц.», в т. 11 В отписке Арсений писал: «По твоему государеву указу отпущен я во Афонскую гору, и февраля, государь, в 4 день, приехал я, богомолец твой, в Яссы, и был с твоею государевою грамотою у молдавского у Стефана воеводы». Отписка эта — в Москов. главн. архиве Мин. инос. дел. Дела греч. Связк. 32. 9 А означенное письмо патр. Паисия к царю — там же. Связк. 33. 3 Письмо Никона к Цареград. патр. Дионисию — в Записк. русск. и славян. археол. 2. 519 предислов. к печатн. москов. Служебн. 1655 г. Архидиакон Павел Алеппский также пишет: «Патриарх и царь по совещании отправили Арсения на Св. гору с щедрою милостынею для монастырей и с грамотами к настоятелям о присылке древних греческих церковно-богослужебных книг, какие у них найдутся. Нужно заметить, что настоящий патриарх и царь очень расположены к греческим церковным церемониям и обрядности, заметив, что в их собственные церковные богослужебные книги с течением времени вкрались различные изменения и ошибки...

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Услышав это, царь и патриарх сослали епископа, вместе с его монахами, слугами и всем имуществом, в заточение, во глубину Сибири, за 1.500 верст, на берега моря, называемаго океаном, омывающаго земной шар. Тут с древних времен находятся монастыри, сооруженные для ссыльных. Епископа привезли в один из этих монастырей влачить жизнь, которой предпочтительнее смерть: так мрачно положение монастыря и невыносима жизнь среди постояннаго мрака и голода» (в т. II, ст. 318). 28 Первый список этой граматы, совершенно полный, сохранился в москов. Синод. библиотеке и недавно напечатан в кнеге: «Деяние московскаго собора, бывшаго в лето 1654», приложен., 1, москв. 1873. Второй список, без нескольких начальных строк и всей последней половины, где перечислены означенные новины, сохранился в москов. Главн. архиве Мин. Иностр. Дел, дела Греч., связка 32, 23. 29 Москов. главн. архив, минист. иност. Дел, дела греч., связк. 32, А вопросы, с какими обратился Никон к патр. Паисию, узнаем из ответной граматы последнего. 30 Предислов. к печатн. москов. Служебнику 1655 года. А о прежней поездке Арсения на восток и прениях с греками о вере см. нашей Истор. Р. Ц. в т. XI. 31 В отписке Арсений писал: «по твоему государеву указу отпущен я во афонскую гору, и февраля, государь, в 4 день приехал я, богомолец твой, в Яссы и был с твоею государевою граматою у молдавскаго у Стефана воеводы». Отписка эта – в москов. главн. архиве мин. иностр. дед, дела Греч., связк. 32, А означенное письмо патр. Паисия к царю – там же связк. 33, 32 Письмо Никона к цареград. патр. Дионисию – в записк, русск. и славян. археол. II, 519; Предислов. к печатн. Москов. Служебн. 1655 года. Архидиакон Павел алеппский также пишет: «Патриарх и царь, по совещании, отправили Арсения на св. гору с щедрою милостынею для монастырей и с граматами к настоятелям о присылке древних греческих церковно – богослужебных книг, какие у них найдутся. Нужно заметить, что настоящий патриарх и царь очень расположены к греческим церковным церемониям и обрядности, заметив, что в их собственные церковные богослужебнае книги, с течением времени, вкрались различнае изменения и ошибки...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3, 14), но я верю, что все слушатели Павла Ивановича всегда подтвердят, что он стремился преподать нам учение обдуманное и знание точное ( Сирах. 15, 25 ), что его душевная нива, поскольку она открывалась нам, не походила на поле человека ленивого, где все заросло терном и покрылось крапивой, где и сама ограда обрушилась. Речь покойного была проста и дышала деловитостью, его слова были золотыми яблоками в прозрачных сосудах, – поистине он старался наполнить наш душевный дом драгоценным и прекрасным имуществом, и это было уже в том возрасте почившего, когда он вступал в дни, о которых говорит человек: нет мне удовольствия в них (Екклез. 12, 1). Что же было в лучшую пору расцвета физических и духовных сил почившего? Мы, его последние ученики, уже видели пот не его челе после полдня его ученой работы. И на покое после оставления Академической службы Павел Иванович не был спящим среди житейского моря ( Притч. 23, 34 ): он искал общественной деятельности, хотел поддерживать быт житейский, но много замыслов в сердце человека, а состоится только определение Господа ( Притч. 19, 21 ). Человек обдумывает свой путь, но Бог управляет шествием его ( Притч. 16, 4 ). Теперь почивший во истину успокоился, вошел в свою субботу, перед нами только земная «храмина из брения», где обитал его дух, многопросвященный и трудолюбивый, ныне отошедший к Отцу всех и Господу. Писание увещает нас пролить слезы по покинувшему землю: Плач над умершим, ибо свет исчез для него ( Сирах. 22, 9 )., но в наше утешение, уповаю, почивший мог бы вещать, как и ветхозаветный мудрец: Я бодрственно потрудился в собирании винограда и по благословению Господа успел и наполнить точило. Поймите, что я трудился не для себя одного, но и для всех ищущих наставления…( Сирах. 33:15–17 ). Он оставил наследство – не только дом в этой веси для родных, но и для всех нас – наследство духовное, примеры своей учено-учебной работы. Это – знаменательный след его обильной днями жизни. В дни, давно минувшие один еврейский наставник сказал: Блаженны дети Иафета, если они придут в шатры Сима (Megilla Jerus).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В итоге сотериологическая функция, приписываемая Духу в ранней традиции, передается в книге Иова персонифицированной Премудрости, Которая соответствует пророческому Слову. Вместе они являются выражениями воли Божией, открытой через посредничество человека, будь то пророк или мудрец. В поздний послепленный период роль Духа как вдохновляющей пророческой силы снижалась, однако сохранялись предупреждения самих пророков, и, таким образом, Дух становился эсхатологическим фактором для будущего Израиля, появляясь почти исключительно в апокалиптическом контексте. Учительная функция Премудрости особенно выявляется в псалмах 32, 34 и 119, где Она наставляет на путь «страха Божия», по которому должно идти. В Пс. 119:29, 30 путь истины ( λθεια) противопоставляется пути лжи ( δικα), что показывает нам раннюю стадию развития «учения двух путей», свойственного Кумранской и раннехристианской литературе (см., например, Дидахи и Псевдоварнаву). Под иранским влиянием 63 в еврейской традиции дух истины и дух лжи становятся тем вдохновением, которое уводит человека на один или другой путь. Будучи основной темой для сект Мертвого моря, этот духовный дуализм появится впоследствии также и в первом послании Иоанна. То, что началось как простое различие между мудростью и глупостью, праведностью и неправедностью, верностью и неверностью, становится в эллинистический период напряженным выбором между истиной и ложью, путем жизни и путем разрушения 64 . В стихах псалмов также можно найти параллели между Премудростью ( Пс. 104:24 ) и Духом ( Пс. 104:30 ) в смысле их созидательной силы. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова довольно точно датируется 190–180 гг. до Р. X. В книге Сирах Премудрость, происшедшая прежде всех вещей, имеет своим источником Бога (см.: Сир 1:1,4 ) и Его Слово (см.: Сир 1:5 ). Здесь, избегая сектантства, намечается путь синтеза еврейских и эллинистических элементов и утверждается необходимость такого объединения 65 . Для нашего рассуждения важным является появление в книге Сирах понятия внутреннего самопроизволения (yezer, LXX: διαβουλον ατο) человека (см.: Сир 15:14 ). Раввинистическое богословие противопоставляет злому произволению (yezer hara) – доброе (yezer hatob), однако эти два произволения суть более психологические, нежели метафизические реальности, находящиеся в сердце каждого человека и борющиеся за контроль над волей человека 66 . Иоанн Брек отмечает, что идентификация Премудрости с Торой в книге Сирах наметила раздвоение в учительной традиции: одна часть традиции переросла в раввинистическое учение, а другая часть, представленная книгой Премудрости Соломона, ассимилировала эллинистические идеи, приготовляя путь для христианского гностицизма 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

48, b). Последующие иудейские писатели также признавали, что в их время уже не было пророков и богодухновенных мужей. Так, премудрый Сирах лишь вспоминал о пророческом служении, как до него закончившемся (49 гл.). Своего современника, первосвященника Симона, он чрезвычайно прославляет, но не смеет назвать пророком и богодухновенным мужем (50 гл.). Маккавеи или вспоминали о прежних пророках и ожидали исполнения их пророчеств ( 1Мак. 1–2 глл.; 4, 46; 9, 27; 14, 41 ­­ Дан.11:9–40 ), или ожидали в будущем появления «верного пророка», разъяснителя всех тайн, но не видели пророков среди своих современников ( 1Мак.4:46; 14:41 ). По сознанию писателя 1 Маккавейской книги, задолго до написания Маккавейских книг пророков не стало у Израиля (Мак.9:27). Иосиф Флавий также неоднократно замечает, что после Артаксеркса Лонгимана, а следовательно со времен Ездры, Неемии и Малахии, пророческое служение прекратилось (Против Аппиона. 1, § 8). Прославляемый им первосвященник Иоанн Гиркан не имел уже пророческого дара. Первым из таковых памятников можно признать книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Из этой книги видно, что автор ее, живший не много времени спустя после Ездры и Неемии, знал уже весь Священный ветхозаветный кодекс и последний имел уже при нем те же вид, состав и разделение, какие он имеет у евреев и доныне. Так, прославляя древних знаменитых и богоугодных мужей, Сирах упоминает об оставленных ими писаниях. Последние он разделяет: а) на закон, состоявший из заповедей, ведений и завета ( Сир.45:6 ), б) на провещание в пророчествах и наконец в) на изречение премудрых словес и на поведание повестей в писаниях (44:3–5). Такое разделение ветхозаветных книг сходно с принятым издревле и содержимым до настоящего времени у евреев делением ветхозаветного канона на закон, пророков и писания. В писаниях Сирах различает «премудрые словеса» и «повести», т.е. учительные и исторические книги. Это объясняется тем, что и доныне в отделе писаний (ketubim) у евреев находятся и книги учительные (Иов, Псалтирь, Притчи) и книги исторические (Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Кроме того, у Сираха перечисляются пророческие книги согласно с нынешним расположением их в еврейском каноне: Исайя ( Сир.48:25–28 ), Иеремия, Иезекииль и 12 малых пророков, соединенных в одну книгу (49:8–12). Такое расположение пророческих книг, с пропуском Даниила и с соединением 12 малых пророков в одну книгу, находится и ныне в еврейском каноне. – Затем, из более внимательного анализа книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, видно, что автор ее имел в руках и знал все Священные ветхозаветные книги, как древние, так и позднейшие. Достаточно прочесть гимн Сираха великим древним мужам, основанный на всех ветхозаветных – законоположительных, исторических, учительных и пророческих – книгах (44–49 гл.), чтобы непререкаемо убедиться в этом. Цитат из более древних книг не будем в частности и приводить, так как в знакомстве с ними Сираха и сомнения не может быть. Из позднейших же, послепленных книг, достаточно указать на следующие места: о Давиде Сирах говорит словами книги Паралипоменон ( Сир.47:9–12 ­­ 1Пар.24–26 глл.), об Ездре и Неемии словами книг их имени ( Сир.49:13–15 ), Зоровавель называется, согласно словам пророка Аггея, «перстнем на руке Господней» ( Сир.49 ­­ Агг.2:23 ); согласно пророку Малахии, Сирах ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцев к детям ( Сир.48 ­­ Мал.4:5–6 ). Таким образом, ко времени Сираха несомненно и послепленные писания существовали уже в Священном кодексе. – На книги, заключающиеся в этом кодексе, Сирах смотрел, как на завет Вышнего (28:8), источник мудрости (24:18) и даже жизни человеческой (17, 12; 24, 23), как на мудрость, исходящую от Бога (44:2–5). От исполнения заключающихся в них правил жизни зависело, по взгляду его, благополучие еврейского народа (44–49 глл.). Очевидно, древний, не раз подтвержденный нами, взгляд на ветхозаветные книги, как на Священные писания, и при Сирахе оставался, неизменным. Таковы свидетельства о ветхозаветном каноне из начала III-ro в. до Р.Х. – времени происхождения книги Премудрости Сираха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Когда у мудрого раввина по имени Осия бен Ехуда спросили, сколько раз следует прощать, то он ответил: «Если человек оскорбил тебя один раз, его прощают, если оскорбил во второй раз, его прощают, его прощают и в третий раз, а в четвёртый – не прощают». О том же апостол Пётр спросил Иисуса: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Осия бен Ехуда предлагал прощать три раза. Пётр называет бесконечно большое, с его точки зрения, число – не просто в два раза больше, чем предлагал учёный раввин, а плюс ещё один раз. А Христос отвечает: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21–22). Конечно, чтобы простить кого-то 490 раз, – до этого нам расти и расти! Иисус показывает нам этими словами, что милосердие Божие не имеет ничего общего с нашей добротой, которая не более чем пародия на милосердие. Как не задуматься над этим? Это очень важный, сердцевинный момент для нашей веры. После слов «Прости ближнему твоему обиду» Сирах говорит: «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих» (28:3–4). Вероятно, размышляя именно над этими словами Сираха, апостол Иоанн воскликнул: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4:20). Сирах сравнивает злобу с огнём и говорит о том, что искра, если на неё подуть, разгорится в пламя, а если на неё плюнуть – потухнет. Плюнуть на искру злобы нашей, тушить в себе злобу в зародыше, не давать ей разгораться – вот задача для верующего, как её формулирует Иисус, отталкиваясь от того, что некогда сказал мудрейший Сирах. «Но избави нас от лукавого…» «И не введи нас во искушение», – сказано в молитве «Отче наш». А с другой стороны, в Послании Иакова написано: «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (1:12). Человек искушается подобно тому, как испытывается серебро. Об этом постоянно говорится в Ветхом Завете. И вдруг – «не введи нас во искушение». Как согласовать эти слова с тем, что мы знаем из других мест Священного Писания, где прямо говорится, что Бог искушает, т. е. испытывает, пробует человека? Татиан , один из древних церковных писателей, приводит такую логию Иисуса: кто не был искушаем, не может войти в Царство Небесное. Так как же понять «и не введи нас во искушение»?

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

В сер. 70-х гг. XIX в. в каменных пещерах на берегу Днестра, в 5 верстах от с. Плоского Тираспольского у., был основан Иоанно-Богословский мон-рь. Его основателем был схимник Сирах, присоединившийся к старообрядчеству от правосл. Церкви. Сирах прожил 3 года отшельником, затем стал известен среди староверов края. Через 6 лет к нему присоединился инок Лаврентий из с. Плоского, вскоре был создан мон-рь. Сирах покинул обитель и устроил себе келью неподалеку, где впосл. скончался. В нач. ХХ в. в мон-ре жили ок. 40 иноков и послушников. Иоанно-Богословский мон-рь находился в ведении Бессарабского еп. Петра (Иванова), жившего в Бендерах. Недалеко от Вилкова, на одном из дунайских островов, существовал Петропавловский муж. мон-рь. Его 1-м игуменом был Анастасий (1875). В 1880 г. Московская архиепископия делала попытки преобразовать мон-рь в женский, а иноков переместить в Кугурлуйскую обитель. В 1881 г. в нем была построена новая церковь. Благотворителем мон-ря был московский предприниматель А. В. Морозов. В 1887 г. в с. Куниче был основан жен. мон-рь, в 1889 г. власти его закрыли. Недалеко от села монахини построили часовню и несколько келий, в к-рых жили ок. 10 инокинь. В 1929 г. в Куниче был возобновлен жен. Казанско-Богородичный мон-рь, закрытый в 1958-1959 гг. 10 окт. 1909 г. в с. Муравлёвка Измаильского у. еп. Бессарабский и Измаильский Петр (Иванов) основал жен. скит в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На территории Бессарабии имелось 4 старообрядческие кафедры. Измаильская епархия, в состав к-рой вошли приходы Юж. Бессарабии и части М., была открыта в 1857 г., после окончания Крымской войны, когда Измаильское градоначальство вошло в состав Румынского княжества и местные старообрядцы получили вероисповедную свободу. Местопребыванием епископа стал Измаил. Балтская старообрядческая епархия с центром в Куренёвском Никольском мон-ре в Подольской губ. была открыта в 1859 г. В ее состав кроме укр. земель вошли северные и центральные уезды Бессарабии, в частности Хотинский у. Третья бессарабская старообрядческая епархия - Черновицко-Буковинская - была образована в 90-х гг. XIX в. в результате распри вокруг «Окружного послания» . В 1920 г. вслед. присоединения М. к Румынии (1918) возникла 4-я старообрядческая епархия, с центром в Кишинёве.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

33:14 – большой отдел, имеющий заглавие «Похвала Премудрости», в котором даются наставления от лица Премудрости Божией. В этом отделе есть трактаты «о детях» (30:1–13), в котором говорится о воспитании детей; «о здоровье» (30:14–31), где главное внимание обращается на благоразумную умеренность в пище и питье, как на средство сохранения здоровья. 42:14 – сборник приточных изречений в котором Иисус Сирах опять ведет речь от своего лица. Указав на свой авторитет, как книжника-собирателя Священного Писания , он дает здесь многоразличные наставления вельможам и, между прочим, советует «почитать врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его и от Вышнего врачевание… и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (38:1–4). Во второй части книги ( 50 глл. ) Иисус Сирах восхваляет величие, всеведение, премудрость Божию, проявляющиеся в общей гармонии природы, и в малой искре, и в величественном солнце, звездам и радуге 43:13), в чудных явлениях стужи и тепла, особенно в морях, так что нет возможности перечислить всех чудных дел Божиих в природе (43:14–36). 44–50 – обширный семиглавный отдел, имеющий заглавие: «Гимн Отцам», в котором прославляются ветхозаветные праведники, начиная с Адама и кончая первосвященником Симоном, сыном Онии, в жизни и деятельности которых отражается слава Божественной Премудрости. Иисус Сирах превозносит здесь своими похвалами Адама, Сифа, Еноха, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Аарона, Самуила, Давида…, Исаию, Иеремию, Иезекииля и 12 малых пророков, Зоровавеля, Неемию. Гимн заканчивается похвалой современнику автора первосвященнику Симону, сыну Онии (50:1–28), который возвысил и украсил храмовое богослужение и тем возбудил истинный религиозный дух Израиля и отвращение к язычеству. Заключением всей книги служит «Молитва Иисуса, сына Сирахова» ( 51 гл. ), в которой он славословит Бога за дарование ему мудрости и приглашает всех последовать его учению и примеру для славы Божией. Несмотря на неканоничность, общее содержание книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, с древних времен считалось глубоко поучительным. Отцы церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова для подтверждения своих учительных мыслей. Выражение: «Высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» (3:21–24) очень часто приводили христианские богословы с целью остановить бесплодные, а иногда и вредные порывы ересиархов к излишнему и непосильному «мудрствованию» о Боге, порождавшему ереси и расколы в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

«Как корабль (говорит св. Иоанн Лествичник ), имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входить в пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала» 25 . д) Признаки искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам. Преподобные Каллист и Игнатий в Добротолюбии выставили пять признаков искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам: 1) полная вера к своему наставнику и предстоятелю; 2) истина – истинствовать пред ним в слове и деле; 3) не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, т. е. ничего не делать по своему желанию и по своему разумению, а всегда обо всем вопрошать и делать по совету и воле наставника и предстоятеля; 4) отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием и 5) совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных 26 . Поясняя сей последний пункт, старец Амвросий говорит далее подробнее: «Духовное отношение требует от руководимых, кроме обычной исповеди пред Причащением Св. Таин (если, конечно, старец – иеромонах и духовник), и частого по потребности исповедания старцу и духовному отцу не только дел и поступков, но и всех страстных помышлений и движений и тайн сердечных, как о сем говорят Василий Великий в Правилах, пространно изложенных (вопр. 26), Симеон Новый Богослов в первой части Добротолюбия (гл. 122) и другие святые Отцы». е) Необходимость откровения помыслов. Исповедание это или откровение уже потому необходимо, что, по словам преп. Иоанна Лествичника , «помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела» 27 . А «объявление и открытие пред отцами злых помышлений, – по словам преп. Кассиана Римлянина , – иссушает оныя и ослабляет» 28 . Кого же, собственно, должно иметь наставником? «Впрочем (говорит св. Григорий Синаит ) не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнью блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (Ср.: 2Кор. 6, 10 ). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд приимут по смерти. Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано божественное рассуждение духовом, отличающее лучшее от худшего мечем слова. Каждый имеет свой разум и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему Премудрый Сирах и говорить: Мирствующии с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысящ ( Сирах. 6, 6 ). Немал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Незаблуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство от Писания и на деяние и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010