Сходятся Сократ, Созомен и Феодорит между собою и в некоторых других отношениях. В их трудах материал церковно-исторический излагается в смешении с элементами, имеющими мало прикосновения к предмету. С тех пор, как христианство сделалось религией господствующею, а церковь и государство вступили в связь между собою, события церковно – историческия естественно сплетаются с политической историей империи. Поэтому, церковно-историческое и политическое чередуются одно за другим и в сочинениях церковных историков – Сократа, Созомена и Феодорита. Такое применение политического элемента к церковно – историческому в их трудах названные историки старались объяснить для читателя и таким образом помирить его с этим явлением. Так Сократ говорит: «в своей истории мы по местам рассказываем и об императорах, потому что с тех пор, как от них начали зависать дела церковные, по их воле бывали и бывают например великие соборы» (кн. V, предислов.). При этом тот же историк, поясняя свою мысль, пишет: «взявшись писать церковную историю, мы вносим в нее рассказы о войнах (и других смятениях). Это делаем мы по многим причинам. Во-первых для того, чтобы все-таки дать понятие и о таких событиях; во-вторых для того, чтобы не наскучить читателю повествованием об одних спорах епископов и их взаимных подвигах; и наконец для того, чтобы показать, как во времена гражданских смятений будто по какому-то соотношению приходила в смятение и церковь . В самом деле, кто внимателен, замечает он, тот увидит, что несчастия общественные и бедствия церковные усиливались одновременно и найдет, что они или в одно и тоже время появлялись или одни за другими следовали, так что иногда волнениям гражданским предшествовали бедствия церковные, а иногда наоборот» (ibid.). Такие объяснения, такое мотивирование, почему церковные историки продолжатели Евсевия отводят большее или меньшее место политическому элементу в их повествованиях, ни мало однако же не оправдывает их; потому что нередко они пестрят свои произведения рассказами о таких событиях, которые не стоят ни в какой связи с церковной историей. Сам Сократ, который берется оправдываться пред читателем в том, что он иногда вносить граждански материал в свою историю наравне с церковно – историческим, сам он не мене других повинен в неумении держаться средины в данном случае. Например, у него встречается рассказ о скороходе Палладии (VII, 19). Вообще можно сказать, что они набирали содержание для своих произведений, мало задумываясь над вопросом: зачем помещают они это или то в своих историях?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Киевского Евгения Болховитинова по истории русск. церкви» гл. 1, стр. 42–89 и отчасти далее. Любопытно в этом предисловии одно место, указывающее на условия, при которых нашим историкам и палеографам приходилось заниматься разборкою древних рукописей. От 7-го марта 1838 г. Строев пишет: «На прошлой неделе окончился семимесячный труд мой в Государственном Архиве старых дел над собранием старинных актов... Нередко ревматическая боль в суставах рук заставляла меня покидать сии (зимою) нестерпимо холодные бумаги; вековая пыль их, сильно вредя зрению, истребила пару почти нового платья; наконец, препятствия побеждены постоянным усилием.» (Предислов. стр. VII). Если в таком состоянии находились бумаги в важных казенных учреждениях, то что же сказать о других! Высокопреосвящ. Евгений в 1821 г. писал П. И. Кеппену: «В Новгороде, под кровлею Софийского собора, вы найдете необозримую кучу гниющих бумаг, но я опытом дознал, что их от гнилости вони и пыли нельзя разворачивать ниˆна два часа» («Евгениевск. Сборник“ вып. 1-й (Сиб., 1871) стр. 26). Кстати приведен и рассказ Евгения о первом посещении им Новгородского Юрьева монастыря в бытность его епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии. О своем приезде Евгений предупредил монастырское начальство. Ехать в монастырь можно было двумя дорогами: верхней, более проезжей, но скучной, и нижней, по берегу Волхова, менее проезжей и удобной, но зато более интересной. Евгений, вопреки ожиданиям монастырского начальства, избрал последнюю. Недалеко от монастыря он встретил ехавший оттуда к Волхову в сопровождении инока воз. Евгений поинтересовался узнать, что находится в едущем к реке возу, и получил в ответ, что в возу разный сор и хлам, который неудобно просто бросить в навоз, а нужно свалить в реку. Евгений еще больше заинтересовался таинственным возом и, подойдя к нему и приказав приподнять покрывавшую его рогожу, увидал изорванные книги и отдельные книжные листы и приказал иноку вернуться с возом назад в монастырь. Там, пересмотрев часть находившегося в возу, он нашел немало кожаных книг и тетрадей, из которых некоторые оказались драгоценными остатками древности, даже XI века, спасшимися таким образом от истребления благодаря лишь чистой случайности! (Сборн. стат. чит. в Отдел. рус. яз. и словесн. Акад. Наук т. V вып. 1 стр. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Смотрите же здесь, как он приветствиями и вообще от Асийских Церквей, и в частности от домашней Церкви Акилы соединяет всех союзом любви. Заметьте притом и добродетель сих святых супругов, то есть Акилы и Прискиллы, кои соделали дом свой Церковию, где верные собираясь, молились и совершали Божественные тайны. Таковую Церковь имел не только Акила, но и Нимфан из Лаодикии и Филимон в Колоссаях: Филимонов же дом таковой существовал и в пятом веке по Рождестве Христове ( Кол.4:5 ?; Флп.1:2 ) (Феодорит. в предислов. посл. к Филипп.). 1Кор.16:20 . Целуют вы братия вся: целуйте друг друга лобзанием святым. Апостол, сказав сперва целуют вы Церкви Асийские и домашняя Церковь Акилы, а потом, и вся братия, показал чрез сие, что все верующие во Христа имели братнюю любовь и единство между собою: он завещевает и Коринфянам делать таковое друг друга целование. Поелику же иногда бывают лобзания лицемерные и злоковарные, как например лобзание Иудино: иногда гнусные и мерзкие, как то людей любострастных: лобзание же святое есть нелицемерно и происходит от чистейшей любви: то он и завещевает им целовать друг друга не просто лобзанием, но лобзанием святым. К сему присовокупляет и собственное целование, говоря: 1Кор.16:21 . Целование моею рукою Павлею. Павел только сказывал, а писал все послание другой: сии же слова: «целование моею рукою Павлею», он сам написал своею рукою: поелику же целования и лобзания, о которых он говорит, не другое что означают, как взаимную, чистую Евангельскую любовь: а сия есть дщерь любви ко Христу, «ибо всяк любяй рождшаго, любит и рожденнаго от него» ( 1Ин.5:1 ): почему прилагает следующее: 1Кор.16:22 . Аще кто не любит Господа (нашего) Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа. Слово проклят или анафема, значит совершенное отлучение: о словах же, маран афа, некоторые говорят, что они суть слова не Еврейские, но Сирские (Феодорит на он. место): многие же утверждают, что они Еврейские: а другие говорят, что они взяты с Еврейского и Сирского языка, потому что сии два диалекта имеют сходство между собою: значат же по мнению некоторых: «Господь прииде», а по мнению других: «когда Господь приидет» (Злат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вследствие сего, Г. Обер-Прокурор приказал, чтобы и цифровые отчетные сведения, доставляемые Правлениями духовно-учебных заведений за каждый год обычно к началу нового учебного года, были бы впредь доставляемы к 1-му Апреля следующего за отчетным года. О вышеизложенном Канцелярия Обер-Прокурора дает знать Совету Московской Духовной Академии для надлежащего исполнения». Определили: Принять к сведению и руководству. X. Прошения: а) Преподавателя Волынской духовной семинарии, кандидата богословия, Федора Владимирского: «Представляя при сем в качестве магистерской диссертации мои работы: 1) Исследование на одобренную Советом Академии (см. «Журналы Совета» за 1903-й год) тему: «Антропология и космология Немезия, епископа Емесского, в их отношении к древней философии, предшествующей и последующей патристической литературе» (в двух частях, – в рукописи) и 2) печатный перевод сочин. Немезия «О природе человека» с предислов. и примечан. (в качестве приложения к упомянутому исследованию), – честь имею покорнейше просить Ваше Преосвященство дать делу надлежащее движение». б) Преподавателя Ставропольской духовной семинарии, кандидата богословия, Николая Чернявского: «Представляя сочинение на тему – «Император Феодосий В. и его царствование в церковно-историческом отношении» на степень магистра, почтительнейше прошу Совет Академии дать делу надлежащее движение». Справка : По § 81 лит. а п. 6 устава духовных академий «распоряжение о рассмотрении диссертаций на ученые степени и оценка оных» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Магистерскую диссертацию преподавателя Волынской духовной семинарии Ф. Владимирского передать для —320— рассмотрения экстраординарному профессору Академии по кафедре патристики И. В. Попову, а таковую же диссертацию преподавателя Ставропольской духовной семинарии Н. Чернявского – ординарному профессору по кафедре общей церковной истории А. А. Спасскому. XI. Заявление О. Ректора Академии Архимандрита Феодора о том, что – а) вторым рецензентом диссертации преподавателя Владимирского он назначает члена Совета – экстраординарного профессора Академии по кафедре психологии П. П. Соколова; б) вторым рецензентом диссертации преподавателя Чернявского – ординарного профессора по кафедре введения в круг богословских наук С. С. Глаголева, и в) вторым рецензентом диссертации наблюдателя церковно-приходских школ Омской епархии священника Димитрия Садовского (« Блаженный Августин , как проповедник»), рассмотренной уже бывшим Преосвященным Ректором Академии Епископом Евдокимом, – экстраординарного профессора по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Н. Г. Городенского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 27-й день. Повесть отца Даниила о Евлогии каменносечце и постнике, л. 1220–1229 об. Нач. «Поведа нам некий от отец глаголя: шедшу ми рече некогда ко отцу Даниилу пресвитеру Сийскому в Вифаиду». В 28-й день. Мучение свв. мученик Максима и Дады и Кинтилияна, л. 1230–1237. «Нач. Царствующема нечестивома Максимияну в упатию Таркуниеву». Память свв. Апостоле Иасона и Сосипатра, л. 1238–1241. Нач. «В сих убо святых Иасон Тарсянин бяше, иже и первый уловлен быв ко благочестив». В 30-й. Слово похвальное св. Апостолу Иакову Зеведеову, брату св. Иоанна Богослова, л. 1242–1231 об. Нач. «Изначала убо учинися во естестве человек». Иже во святых отца вашего Доната Епископа, л. 1252 – 1255. Нач. «Во дни Феодосия Великого царя. Сей иже во святых отец наш Донат Епископ». В той же день и Генваря в 31-й день повесть, еже имать сказание и житие, и пощение, и чудотворение Преподобного Никиты в пощении Великия лавры, иже в Киев. И по сем бывша Епископа Великому Новуграду. Списано бывшим смиренным иеромонахом Иосафом игуменом обители Даниловы, л. 1256–1266 об. Нач. «Бысть же егда чудесем от гроба святого паче умножающимся, якоже некоим речным быстрынам». В той же день обретение честного телеси св. Никиты Епископа Великого Новограда чудо, л. 1268–1273. Нач. «По преставлении убо сего блаженного и присно воспоминаемого». Чудеса св. Никиты Епископа Новгородского (24 чуда), л. 1273. В той же день житие и жизнь св. и блажен. Андрея юродивого, похаба, Христа ради, друга святому Епифанию. Поучение, утешение, моление, наказание, добродушие 1 , л. 1293–1520 об. Нач. предислов. «Жизнь богоугодна и житие непорочно мужа добронрава». Нач. жития: «При царстве христолюбца цари Льва великого , бе некто муж». Начало жития св. Андрея, л. 1304. Нач. «Сей блаженный соблюдая в сердци своем дивляшеся глаголя, что се хощет быти». О блудницах, л. 1307. О блудном демоне, л. 1308 об. О скупом, л. 1310. О прозрении отрока Епифания, л. 1311. О зимнем мразе, л. 1313 об. О видениии Рая, л. 1317 об. О птицах райских, л. 1319.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Гарнак развил и можно сказать утрировал до крайности это положение, возведши синтагму Иустинову в основной первоначальный источник всех позднейших писаний ересеологических, и воспроизведши в подробности содержание ее через сравнение дошедшего до нас сочинения Иринеева с недошедшими сочинениями Ипполита и Егезиппа (?). Не увлекаясь чрезмерною страстью к открытиям, всякий безпристрастный ученый может сообразить, что эти гадания имеют слишком шаткий характер. Иное дело – воспроизведение Липсиусом синтагмы Ипполитовой через сравнение Епифания, Филастрия и псевдо- Тертуллиана , при определенном указании Фотия относительно содержания синтагмы; заключение от трех известных к четвертому неизвестному (или даже от четырех к пятому) может иметь довольно твердые основания. Но воспроизводить синтагму Иустина по Иринею, Егезиппу и синтагме Ипполита – это значит по двум неизвестным отыскивать третье, еще менее могущее быть приведеным в известность. 68 Греческое заглавие этого сочинения: „λεγχος κα νατροπ ψευδωνμου γνσεως. Обличение и опровержение лжеименного знания“. Латинский перевод надписывается обыкновенно: „S. Irenaei – contra Haereses libri quinque – св. Иринея пять книг против ересей“. Сочинение это писано св. Иринеем на греческом языке, как это видно из самого начала его (кн. I. Предислов. 3). В греческом подлиннике читали его и делали из него выдержки позднейшие греческие же учители церкви – Ипполит, Евсевий, Епифаний, Феодорит, даже в VIII веке Иоанн Дамаскин (выдержки из св. Иринея приводимые этими писателями обозначаются обыкновенно во всех новых изданиях как св. Иринея, так и поименованных писателей). Но в средние века греческий подлинник сочинения Иринеева утратился, и ученые до настоящего времени поставлены в необходимость пользоваться преимущественно латинским переводом его. Перевод этот очень древний – почти современный Иринею: им пользовался уже Тертуллиан , как это видно в особенности из сравнения его сочинения против валентиниан с латинским текстом Иринеева описания этой ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

136 «Ярослав книгам прилежа, и почитая часто во дни и в нощи, и собра писцы многи и прилагаше от Грек на словенское письмо, и списаша книги многи имиж поучаешесь верние людие… Ярослав же сей… любим бе книгам, и многи исписав и положи во святей Софии» (Кенигсберг. Летоп. стр. 104, 106 и 113). 137 Слова эти и изложение веры напечатаны в II части прибавл. к творениям св. Отцев в Русском переводе. Москва 1844. 143 Оборона Летописи Русской Нестеровой,. Буткова. С. II. Б. 1840, стр. 188–194, и Нестор, первый писатель Российск. Истории, Кубарева, Москва, 1842. 144 Лучшее издание его принадлежит Г. Сахарову. См. Путешествия Русск. Людей по святой земле, част. I. С. II. Б. 1839. 148 Три эти статьи и двенадцать слов напечатаны в Памятн. Рос. словесности XII века, а молитвы остаются еще неизданными. В древних рукописных сборниках встречаются и еще некоторые слова, которые будто бы могут быть приписаны св. Кириллу. См. Москвит. 1843. 6, стр. 551. 151 «Великий был охотник к читанию книг, и научен был многим наукам; того ради имел при себе и людей ученых, многие древние книги Греческие ценою высокою купил и велел переводить на Русский язык»… Татищ. III, стр. 416. Имена некоторых других наших ученых и писателей того времени смотр. в Словаре М. Евгения. 179 Плолн. Собран. Русск. Летоп. I. стр. 63, 65, 69, 89, 117, 149, 15, и 195; II. стр. 12, 88, 111, 151, 285 и др. Касательно устройства наших древнейших церквей приведем несколько слов нашего почтенного археолога: «Церкви были вообще малы и тесны, а во внутренности темны, потому что освещались узкими, щелевидными, выше роста человеческого, окнами со слюдяными оконницами и с железными решетками. Крыты они были гонтом, редко свинцом, еще реже медью… В России вообще с XI века были церкви о двух верхах в ознаменование двойственной природы И. Христа, о трех – Троицы, о пяти – И. Христа, яко главы, и четырех Евангелистов, или пяти язв Христовых, о семи верхах, – в знак семи таинств, семи даров Св. Духа и семи Вселенских Соборов, о девяти – девяти чинов Ангельских, о тринадцати – И. Христа и двенадцати апостолов… (Памятн. Московск. Древност. Предислов. стр. IX, Москва 1842). Со времени Владимира великого до Андрея Боголюбского известнейшие наши церкви были построены и украшаемы преимущественно иностранцами, Греками и Немцами; но, без всякого сомнения, при содействии Руских, которые мало по малу навыкали от них строительному искусству, так что в 1194 году Ростовский Епископ Иоанн нашел уже между одними Русскими способных плотников и кузнецов. Которые искусно поправили древний Суздальский собор и покрыли его оловом, и к концу того же века летопись превозносит Русского зодчего Петра Минолега, воздвигшего дивные здания (Полн. Собран. Русск. Летоп. I. стр. 173; II. стр. 152–155).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Писания и на русский язык, как полных, так и отрывочных». Доктор медицины Франциск Скоринин «из славного города Полоцка в хвалу Бога и людем в поучение», перевел всю Библию на русский язык и издал ее в Праге богемской 1517–1519 г., но к концу того же столетия этот древний и драгоценный памятник уцелел едва в нескольких отрывках. Социнианами сделан был перевод на русский язык как всей Библии, так и отдельных ее частей. Ист. Польск. Лит. Кондрат, т. I, стр. 109 и 131, т. II, стр. 97–100, 127, 131, 132 и 137 и Рус. Ист. Костомарова т. III, стр. 545. 864 Протестантизм повсюду способствовал возрождению отечественных языков. С освобождением мысли от оков традиции, авторитета, с пробуждением свободы мысли и жизни, свободы политической и религиозной естественно, язык должен был освобождаться от всяких чуждых примесей и развиваться в чисто национальном духе. В литовской Руси, с распространением протестантства начинается и литературное пробуждение русской речи. Симон Будный пишет протестантский катехизис на русском языке. Русск. Ист. Костомарова т. III, стр. 545. 866 Кирилл Транквиллион в предисловии к учительному Евангелию, или словам на воскресные и праздничные дни говорит: видел я моими глазами между единоплеменниками моими таких людей, которые гоняются за науками чужими, за постиллами, противными церкви Божией: арианскими, кальвинскими и лютеранскими, и, как в меду, потонули в них. История Русск. Церкв. Филарета, архиеп. черниг. т. IV, стр. 91–98 и его же Обоз. Р. Д. лит. т. I, стр. 263 и 264. 867 Хржестовский, например, между реформатскими своими современниками не имел равного себе по красноречию, на кафедре он никогда не заикнулся, ни одного слова не употребил некстати; Рекук в то время, когда в Германии господствовал уже напыщенный стиль, испещренный латинскими оборотами речи и излишними риторическими фигурами, излагал свои мысли языком простым и естественным и вместе с силой и красотой неподражаемой. Lukaszew. II Th. 129–133. От. зап. р. прав. к польск. протестантам – цитиров. статья М. О. Кояловича. 869 Несколько слов с хроники П. Бельского в переводе на белорусское наречие сохранилось до настоящего времени. Один список есть в московской синодальной библиотеке и два в императорской публичной. Описание рукописного отдел. виленск. публич. библиот. вып. I-й, предислов. стр. VII и Онис. Импер. рукоп. Публич. Библ. графа О. А. Толстого, М. 1825 года стран. 126 и 127, 205 и 206. 871 Так утверждают специальные знатоки западнорусской литературы, например, М. О. Коялович в Христ. чтении за 1860 г. 2 т. Сборник. Острожск. 1588 г. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Толкование: Се правило святии отцы изложиша, нелепотно нечто и безчинно обретше в неких градех бываемо, исправляют, и повелевают дияконом никакоже приношения приносити, сиречь просфиры не проскомисовати. И в том же правиле пишут: Аще кто не останется сего, правилом сим да извержется. Ныне, государь, тое никониянския книги о том дияконском просфиромисании вели всему священному собору известно разсудити и истину познати, что достоит ли дияконом проскомисати, и соборная и апостольская церковь прият ли то». 147 Нечто подобное произошло и в древнерусской богослужебной практике. Как известно, богослужебные священнические возгласы большей частью оканчиваются словами: Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и святому Духу. По привычке, священники оканчивали так часто и молитвы, обращённые к одному лицу св. Троицы. Эта несообразность была замечена препод. Дионисием, архимандритом Троицким, и его сотрудниками, которые и исправили неправильные конечные славословия молитв (марали концы молитв) так: в молитвах обращённых к Богу-Отцу исправители поставили окончание такое: «и Тебе славу возсылаем со единородным Ти Сыном и с Пресвятым, благим и животворящим Ти Духом», а в молитвах к Богу-Сыну: «и Тебе славу возсылаем с безначальным Ти Отцем и с пресвятым, благим и животворящим Духом». По мнению троицких справщиков, «если у таковых молитв, которые писаны к Отчу лицу и Сыновню, будут концы: и Тебе славу возсылает Отцу и Сыну и св. Духу, то по такому славословию выйдет, что Отец и Сын и св. Дух – едино лице» (Ркп. Троице-Серг. лавры 700, л. 301–302). В молитве: «Слава неизреченней и неизследованней Ти благости, слава премногому Ти долготерпению»... собнаго имени не помянуто, но точию разумом знати что та молитва к лицу Сына Божия и у тоя молитвы конец: и Тебе славу возсылаем со безначальным Ти Отцем и Святым и благим и животворящим Ти Духом... «Смотри как богоноснии отцы и учители, исполне суще премудрости и разума духовнаго, с великим опасением блюли, чтобы молитв концов не смешивати, сиречь Христа Отцем и Св. Духом не нарицати, якоже у нас в печатных книгах и в письменных, иже от неискусных писцов перепорчено от неведения, славится овогда Отец Сыном, овогда же Сын Отцем и Св. Духом, и се есть вельми неблагочестиво» (Ibid., л. 307 об.–308). 148 Список этот обычно относят к kohцyXII или началу XIII в. Но вернее его относить к XIV веку, как это и сделано в каталоге Роккии (Codices Cryptenses seu abbatiae Cryptae Ferratae in Tusculano. Tusculani. 1883 г. р. 251 и 279). Ввиду того, что чин литургии по этому списку издан Гоаром (Εχολγιον, pag. 100–103) с некоторыми пропусками, мы переиздали его по копии, любезно одолженной нам профессором Киевской Дух. Ак., известным литургистом-археологом Ал. Аф. Дмитриевским. См. у меня: «К материалам для истории чинопоследования литургии». Сергиев Посад. 1895 г., стр. 10–17; срав. предислов. стр. II–III.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

: Герберт (папа Сильвестр II): erfüllte sich der Schicksalspruch: Scandit ab R Gerbertus in R, post Papa viget R, которое ему указывало в тройном возвышении тройное R – от Реймса к Равенне, а от Равенны к Риму. (М. Conter. Vorlesungen über der Bd. 1, 3 Aufl., s. 858) . : М. Погодин. – Простая речь о мудреных вещах. М., 1873, стр. 264–265, 266 . : Смерть пришла к еп. Феофану, Затворнику Вышинскому (Георгию Вас. Говорову, р. 10 янв. 1815) в день Богоявления Господня 6 янв. 1894 г. «Замечательное совпадение! и имя святителя – Феофан, что значит «Богоявленный» (ср. «Христианское) Чт », 1894, 7–8, стр. 97 в письме архиеп. Аркадия к преосв. Феофану, тогда архимандриту, ректору Олонецкой Дух Сем и малая церковь его келий в затворе устроена была во имя Богоявления Господня, и скончался он в день Богоявления Господня. Мы помним также, что и икону Богоявления писал преосв. Феофан в числе других немногих предпочтительно пред всеми иными иконами». Ив. H. Корсунский. Преосвященный Епископ Феофан, бывший Владимиро-Суздальский. М., 1895, стр. 288–289 и прим. 1. XII . XIV : Альберт Ревиль. Иисус Назарянин. Пер. с 2-го франц. год., с предислов. проф. Ф. Ф. Зелинского, т. 2, СПб., 1900, стр. 115, прим. 1. XX : Имена Г. Г. Гинкар. – Древнейшие русские двуосновные личные имена и их уменьшительные («Живая Старина», год III, вып. IV, отд. 1, стр. 440–461). XXI : 1915 .III.27. Сергиев Посад. Нередко случается, что природа лица мало выражает данное имя, но весьма – отчество. Отчество часто заметно преобладает над именем. Так, Николай Андреевич Новицкий весьма походит на Андрея Николаевича. Имя Алексей Дмитриевич было бы правильным именем для Дмитрия Алексеевича Кулигина. От чего происходит это преобладание отчества, вообще говоря – мало заметного? : Кроме коренного имени, даваемого на 30-ый день после рождения, японцы принимают еще ряд последующих имен, при всех главнейших фазах своей жизни: при наступлении совершеннолетия, при избрании себе жизненной профессии, при вступлении в брак, при повышении должностью или чином, и т. д., до посмертного имени, вырезаемого на памятнике. Но эти имена, кажется, более имеют значение эпитетов и прозвищ. Во всяком случае, первоначальное и родовое имя остаются навсегда, а остальные сменяются одно за другим».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010