Удивило вас такое ваше возражение! Что может быть яснее сего доказательства, если скиния, или самый храм Божий был огражден не дешевой оградой по стенам двора, что несравненно важнее ограды нынешней, а особенно сельской, где делается ограда по достатку (жителей) прихожан. Но как видно из вашего выражения, вам хочется видеть буквальное сказание об ограде церковной, то мы и на это вас успокоим: Премудрый Сирах упоминает о первосвященнике Симоне, и в похвалу его говорить: «Симон сын Ониин иерей великий, иже в живот своем сострои дом, и во дни своя утверди церковь . И Тем основана бысть высота сугуба, воздвижение высоко ограждения церковная» ( Сирах.50:1, 2 ). Из этого видно, что дом Божий (или церковь ) имела высокая «ограждения» вокруг себя. А это ограждение и есть самый двор храма. При дверях храма тогда стояли сторожа, для охранения святыни храма, чтоб не всякий ходил во двор, но только те, кому дозволялось. Двери двора, или двери ограды, назывались дверьми красными, при которых находились нищие и просили милостыню от входящих во двор храма, при которых Апостол Петр со Иоанном исцелили хромого ( Деян.3:1, 10 ). Еще мы видим: в Откровении упоминается об этом же дворе храма; Тайновидцу сказано было: «Востани и измери Церковь Божию и Олтарь, и кланяющыяся в ней; а двор сущий внутрь (вне) Церкве изнеси (исключи) внеуду, ниже измери его» ( Апок.11:1–2 ). При этом нужно заметить, что храм и двор храма, это две вещи отдельные; двор храма по нашему ныне называется оградой. К этому еще мы приведем примеры следующие: 2) О чем вокруг Синайской горы и об ограждении священнаго кладязя Когда благоволил Господь явиться древнему Израилю на горе Синайской, то повелел Моисею вокруг горы сделать « черту », чтобы простонародье не смели переходить или переступать чрез нее на гору, о сем сказано в Св. Писании: «И сказал Господь к Моисею… проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ея; всякий, кто прикоснется к горе, придан будет смерти ( Исх.19:12 ) (в русском переводе).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Хотя его Премудрость не была включена иудеями в Библию, а Церковь отнесла ее к неканоническим писаниям, она пользовалась большим уважением среди христиан. Свт. Киприан Карфагенский именовал ее даже «Церковной Книгой» — Экклезиастикус. Под этим названием она часто встречается в католических изданиях (не смешивать с Екклесиастом). Св. Отцы видели в Премудрости своего рода руководство для повседневной жизни и противоядие нездоровой мечтательности. Биографических сведений о Сирахе не сохранилось . По-видимому, он происходил из знатного иерусалимского рода и провел молодые годы в путешествиях, откуда вынес разнообразные знания. Возможно, он был знаком и с античной литературой, но лучше всего он знал Библию, которую читал уже почти в полном объеме. Премудрость рисует и облик самого автора: человека трезвого, рассудительного, благожелательного к людям. Последний из хакамов, он идеально воплощает в себе мудреца-книжника. Он любит свой литературный труд и ставит его выше всех профессий. Закон для него есть ключ к праведной и правильной жизни. Без знания Торы человек надмевается и тем ввергает себя в неисчислимые беды (10,7–9). В царствование Птолемея VII в Египет приехал внук Сираха, который заметил, что александрийские иудеи недостаточно знают основы отеческой религии. Чтобы помочь им, он решил перевести с еврейского на греческий язык книгу своего деда, которую считал наиболее подходящим наставлением в вере и жизни. Приступил он к своей работе в 132 году (предисловие, им написанное, сохранилось и в славянском переводе). Вероятно, сам Сирах писал около 190 года. Вплоть до конца XIX века были известны только греческие версии книги. В 1896 году гебраист С. Шехтер опубликовал сведения о найденной в Каире рукописи еврейского текста Сираха. Эта находка (изданная в 1899 году) не только приблизила библеистов к оригинальному тексту книги, но и позволила уточнить многие неясные места греческого перевода. 2. Характер книги. Премудрость Иисуса, сына Сирахова, состоит из стихотворных глав, которые собраны без строгого плана. Она поразительно многогранна. Это настоящая энциклопедия жизни: в ней говорится о придворных обычаях и храмовых обрядах, о торговле и Св. Писании, о медицине и воспитании детей. В ней есть псалмы, поднимающиеся до уровня лучших творений св. библейской поэзии. Однако автор прежде всего учитель жизни . Он проповедует «знание»; но не научное знание, как его понимали греки, а своего рода «науку жизни»; Сирах — моралист, который рассматривает бытие человека под религиозным углом зрения. Свой практический опыт он взвешивает на весах Закона Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Патерик Скитский. Изречения Феодора Енатского. Также преподобного Симеона, Нового Богослова. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Матф. XI, 29. Наставления отца Серафима, издание 1844 г. 1 Кор. I, 18. Патерик Скитский. Там же. Сирах. VI, 18-20. Екклес. XI, 6. По объяснению преподобного Григория Синаита. Псал. CIV, 1, 4. Матф. XII, 45. Матф. XIII, 25. Лук. XI, 23. Сирах. VI, 21-30. Часть 1 Ученик. Что есть смирение? Старец. Есть евангельская добродетель, совокупляющая силы человека воедино миром Христовым, превысшая человеческого постижения. Ученик. Когда она превыше постижения: то как же мы знаем о ее существовании? тем более как можем приобрести такую добродетель, которой и постигнуть не можем? Старец. О существовании ее узнаем, при посредстве веры, из Евангелия, а самую добродетель узнаем опытно по мере приобретения ее. Но и по приобретении, она пребывает непостижимою. Ученик. Отчего ж это? Старец. От того, что она Божественна. Смирение есть учение Христово, есть свойство Христово, есть действие Христово. Слова Спасителя: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [ 1 ], святой Иоанн Лествичник объясняет так: " Научитеся не от Ангела, не от человека, не из книги, но от Меня, то есть, от Моего вам усвоения, в вас осияния и действия, яко кроток есмь и смирен сердцем, и помыслом и образом мыслей " [ 2 ]. Как же постичь свойство и действия Христовы? они, и по ощущении их, непостижимы, как и Апостол сказал: Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе [ 3 ]. Мир Божий есть и начало, и непосредственное следствие смирения; он – действие смирения и причина этого действия. Он действует на ум и сердце всемогущею Божественною силою. И сила, и действие ее естественно непостижимы. Ученик. Каким способом можно достичь смирения? Старец. Исполнением евангельских заповедей, преимущественно же молитвою. Благодатное действие смирения весьма сходствует с благодатным действием молитвы; правильнее: это – одно и то же действие. Ученик. Не откажись изложить подробно оба способа к приобретению смирения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Чтобы оградить человека от нападений трех означенных исполинов, пр. Марк предлагает три средства: 1-е — ведение, получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания слова Божия и от вопрошения опытных. 2-е — благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутствия, по сказанному в слове Божием: «очи Господни и тьмами тем крат светлейшия солнца суть, прозирающия вся пути человеческия и разсматряющия в тайных местех» (Сирах. 23, 27); памятование Божественных Его заповедей и всего того, что, по слову апостола, честно, прелюбезно и достохвально, и особенно памятование четырех последних, — смерти, суда Божия, ада и Царствия Небеснаго, по сказанному: «поминай последняя твоя, и во век не согрешиши» (Сирах. 7, 39). 3-е — прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело свое от излишняго сна, чрево от излишней пищи и пития, язык от празднословия и осуждения, ум от помыслов и попечений суетных, а сердце от похотей лукавых, — чему содействует прежде всего трезвенное внимание и смиренное исполнение молитвеннаго правила, как церковного, так и келейнаго, и особенно частое с благоговением произношением молитвы Иисусовой, которую неопытным и начинающим должно первоначально иметь устную, как предписывает св. Апостол Павел: «тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его» (Евр. 13, 15). Родивыйся от Девы и пришествием Своим сокрушивый всю силу вражию, ходатайством Пречистыя Своея Матери и всех благоугодивших Ему и за молитвы почивших отцев наших, да поможет нам противуратовати, елико возможно, трем сим сильным исполинам, т. е. унынию, забвению и неразумию. Так как я сам присно содержим есмь сими страстями, то и рассудил поделиться с вами беседою о них, по старинной пословице: чем богат, тем и рад. 14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви (1877 г.) Сестры о Господе и матери! Приветствую всех вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Вот всеблагий Господь и опять подобил нас дождаться светоноснаго праздника, Его Светлаго Воскресения. Поздравляю вас с сим великим, знаменательным и всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам встретить оное и провести в мире, и утешении, и радовании духовном. По обычаю своему, желал бы я по поводу знаменательного торжества сего сказать вам нечто душеполезное и спасительное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Аминь! Беседа VIII. О том, что от внимания и тщания человеческого зависят и земное благополучие, и небесное блаженство: так как невнимание и нерадение человеческое бывают причиною и временного несчастья, и вечных мучений Иже убояся слова Господня от рабов Фараоновых, собра скоты своя в домы: а иже не вня мыслию слову Господню, остави скоты на полях. Исх.9:20–21 . Премудрый Сирах, имея во всякое время перед очами своими житие человеческое, видя все перемены и всю непостоянность оного, опытным образом зная, что часто место временного счастья занимает великое несчастье, и за приятным весельем последует горькая печаль, – премудрый, говорю, Сирах, все сие живо в уме своем воображая, всякому смертному, на движущейся, или лучше, на колеблющейся земле живущему, таковое делает наставление: блюдися и внимай зело, яко с падением твоим ходиши, будучи всегда способен упасть: слышай сия бодрствуй и в самом сне твоем. Во всем житии люби Господа и призывай Его во спасение твое ( Сир.13:16–18 ). Боящегося бо Господа не срящет зло, аще же и в напасть таковой по попущению Господню впадет, паки скоро измет его Бог . Муж премудр никогда не возненавидит закона, сумняйжеся в нем, якоже в бури корабль ( Сир.33:1–2 ) волнуется всегда, а часто и потопляется. И подлинно всякому слабому смертному весьма нужно блюстися во всем житии своем и внимать себе, внимать за хотениями, деяниями и всеми обстоятельствами своими. Ибо колико полезна и спасительна есть дневная и ночная за собою стража: толико вредно и пагубно есть всегдашнее о себе невнимание. Что довольно ясно подтверждают Египтяне собственным своим примером. Господь Бог, повествует Писание, желая произвести раскаяние в ожесточенном Фараоне, паки рече к Моисею: востани заутра, и стани пред Фараоном, и рцы к нему: сице глаголет Господь Бог Еврейский: отпусти люди Моя, да послужат Мне. Аще же не отпустиши, то в сей же час Аз изпущу вся казни Моя в сердце твое, и рабов твоих, и людей твоих: да увеси, яко несть ин, якоже Аз, во всей земли. Ныне бо пустив Руку Мою поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишися от земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

В эпоху, когда Церковь Ветхого Завета ждали жестокие испытания, она нуждалась в учителях типа Иисуса, сына Сирахова. Обходя стороной эсхатологию и мессианизм, Сирах учит людей жить в повседневности, ориентируясь на здравый смысл и Закон Божий. В его наставлениях воплотилась та сторона религиозной этики, которая воспитывала цельность души, стойкость воли и нравственную чистоту. Вопросы для повторения 1. Кто был автор книги? 2. На каком языке она написана и кто перевел ее на греческий язык? 3. Какими чертами характеризуется Кн. Сираха? 4. В чем заключается учение Сираха о творении, Премудрости и человеке? 5. Как понимал Сирах греховность человека? 6. Каковы черты праведника, согласно Сираху? 7. Как относится эта книга к св. истории, эсхатологии и мессианизму? Апокалиптические писания и борьба за веру IV–II века до Р.Х §26 Первые апокалиптики. Благовестие о воскресении (IV век до Р.Х.) 1. Апокалиптика. Глубокая неудовлетворенность настоящим состоянием мира, отказ смириться с ним звучали уже у пророков — от Амоса до Малахии. Но большинство из них еще недостаточно четко отличали грядущее преображение твари от чисто земных и даже политических чаяний. Однако раскол единого израильского царства, иноземное иго, Плен постепенно освобождали сознание ветхозаветной Церкви от утопических иллюзий. В библейской письменности последних веков до Р.Х. конечное и величайшее Богоявление все чаще изображается как событие всецело чудесное, сверхъестественное. Эта тема становится главной в писаниях апокалиптиков (от греч. апокалипсис — откровение). «Под именем иудейской апокалиптики, — пишет прот. С. Булгаков, — разумеется ряд произведений, содержащих в себе «откровение» тайн относительно настоящего состояния мира и человечества, его прошлого и особенно будущего». Эта направленность отличает апокалиптику от традиции мудрецов и показывает, что в ту эпоху в ветхозаветной Церкви параллельно существовало несколько школ, или направлений. К числу апокалиптических книг относятся: канонические (Ис 24–27; Иоиль; Захария 9-14; Даниил), неканонические (3 Ездры) и апокрифы. Для большинства апокалиптических писаний характерны три черты:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Книга его мне понравилась, хотя я не имел возможности всю её прочитать. Нельзя не обратить внимания на ужасную трагедию его жизни и книги. Поэтому я счёл своим долгом дать ему возможность оправдаться и примириться при отходе в вечность. По примеру Великого Государя нашего Императора Николая II и епископа Модеста, примирение это возможно чрез взаимное прощение и уступки ради мира с той и другой стороны. Что касается журнала «Русский Инок», то я должен сказать, что я его не читал. Я не советовал бы о. Илариону и его почитателям преувеличивать значение этого органа, тем более что не на всякую полемику следует отвечать. Многое пишется, но многое от времени забывается... «Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие» ( Притч. 3:35 ). Что касается архиепископа Антония Харьковского и других, то мне кажется совершенно невероятным, чтобы они хулили Имя Божие. Тут есть какое-то недоразумение. Выражение Архиепископа Антония 368 : разве Иисус Навин, Сирах и др. – боги? я понимаю так: разве Иисус Навин, Сирах и др. – боги в собственном смысле слова? Примерно сказать: хотя Ковчег Завета назывался Богом, но разве он был Бог? то есть Сам Бог, а не ковчег Его?! Итак, не найдёте ли вы возможным согласиться с высказанными мною выше мыслями об имени Божием, и если нет, – то по каким основаниям. А если – да, то также напишите об этом, и вознесём имя Его вкупе ( Пс. 33:4 ). Прошу ваших святых молитв о мне грешном. Л.К. Глава 18. Записка священника Павла Флоренского с проектом текста для нового Синодального послания Около 1916–1917 гг. 1. Синодское Послание об «Афонской смуте» имело в виду внести мир в жизнь Русской Церкви и прекратить возникшую распрю о почитании Имени Божия. Однако последствия Послания не оправдали возлагавших на него ожиданий, распря не прекратилась, взаимоотношения спорящих сторон лишь ожесточились. К тому же, Послание Святейшего Синода вполне или частично не приемлется многими из тех, за кем нельзя не признать особенной ревности о спасении. 2. Заботясь о благе Церкви, Церковная власть признаёт дело об Афонской смуте подлежащим пересмотру, а Послание, имевшее непосредственною задачею дисциплинарное воздействие, а не окончательное решение догматических вопросов, неточным, особенно если понимать его как формулировку догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Св. Лука был сведущ не только во врачебном искусстве, но и в живописи. Им написаны изображения Божией Матери, которым Она сообщила особенную благодать, и свв. апостолов Петра и Павла. Св. Лука скончался мученической смертью, быв повешен в Ахаии на оливковом дереве, около 95 года по Рождестве Христовом. II. Св. апостол и евангелист Лука, бывший врачом и, следовательно, считавший вполне возможным соединение обязанностей врача с высоким званием св. апостола и евангелиста, обличает тех христиан, которые считают за грех лечиться у врачей. Такие люди заражены весьма сильными предрассудками, несостоятельность коих не трудно показать. а) Есть люди, которые в оправдание отвращения своего от врачей и их искусства говорят: «врачи не спасут, когда не спасет Бог» . Правда, без Божией помощи не действительно пособие самых опытных врачей; но из этого следует не то, что не нужно и грешно прибегать во время болезни ко врачам, а то, что болящий должен прибегать не к одним врачам, а вместе и первее всего ко Господу Богу. Поэтому и Сирах, давая советы болящему, говорит ему: в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит, отступи от прегрешения, и направи руце твои и от всякого греха очисти сердце твое. Потом Сирах продолжает: даждь место врачу: Господь бо его созда, и да не отступит от тебе: благотребен бо ти есть (Сир. 38, 9, 12). б)  Иные потому почитают грехом обращаться к врачам и исполнять их предписания, что руководствуются в своих суждениях об этом слепой верой в судьбу. «Кому суждено от Бога в известное время умереть, – говорят они, – тот умрет при всех пособиях врачебного искусства и при соблюдении всех правил осторожности, а кому выздороветь, тому нечего бояться смерти, хотя бы он совсем не лечился». Но такие понятия о судьбе не согласны с христианским учением, которое требует, чтобы мы в нуждах наших обращались к Богу с молитвой о помощи и трудились; в частности требует, чтобы мы в болезнях искали исцеления также в молитвах и таинстве елеопомазания (Иак. 5, 14), и в лице апостола Павла, заботившегося о здоровье ученика своего Тимофея (1 Тим. 5, 25), указывает образец для нашего подражания. К чему же все подобные внушения слова Божия, если признать справедливым мнение, будто Бог определяет нашу судьбу, совершенно не обращая внимания на наше поведение, совершенно не требуя от нас собственных наших усилий в деле устроения нашей участи?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

г) В подтверждение своего учения и для большего обольщения людей, будет совершать ложные знамения и чудеса: его пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных (- 9) 1943 . д) Наконец, погибнет от действия Христа Спасителя, когда Он приидет судить живых и мертвых: явится беззаконник, еюже Господь Иисус убиет духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего (- 8). 2) На основании некоторых намеков в Слове Божием и таинственных предсказаний об антихристе, издревле существовали о нем следующие мысли: а) Он произойдет от колена Данова. Это выводили из слов патриарха Иакова: да будет Дан змий на пути, седяй на распутии ( Быт. 49, 17 ); из слов Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его (8, 16), и особенно из того, что в Апокалипсисе (гл. 7) при перечислении всех колен Израилевых, из которых в каждом запечатлено Ангелом по дванадесяти тысяч рабов Божиих, вовсе не поименовано одно колено Даново 1944 . б) Будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свое влияние на все народы. Ибо у пророка Даниила говорится: и сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом ( Дан. 11, 36 ; сн. 7, 24), и в Апокалипсисе: и даде ему змий силу свою, и престол свой, и область великую (13, 2), и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех (- 7) 1945 . в) Воздвигнет сильное гонение на Христиан, будет требовать себе от всех поклонения Божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победити я ( Апок. 13, 7 ; снес. Дан. 7, 21 ). И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных агнца, заколенного от сложения мира (- 8). И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина, и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут (- 15) 1946 . г) Для противодействия антихристу, Бог пошлет с неба двух свидетелей, которые, как говорится в Апокалипсисе, будут прорицати истину, сотворят чудеса, и, егда скончают свидетельство свое, будут умерщвлены змием, потом чрез три с половиною дня воскреснут и вознесутся на небеса ( Апок. 11, 3–12 ). Под этими двумя свидетелями, по догадкам, некоторые разумели Еноха (на основании Сирах. 44, 15 ) и Илию Фесвитянина (на основании Малах. 4, 6 ; Сирах. 48, 9. 10 ) 1947 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все это – следствие падения. Эти свойства и способности женщина проявляет тогда, когда действует по беззаконным законам своего падшего естества, под водительством необузданной крови своей и беспорядочному действию возникающих в сердце чувств и желаний. Святой Иоанн Златоуст , возмущенный встречающимися греховными проявлениями женской природы, говорит, что кажется во всей поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой женщине 28 . Подтверждение своим словам он находит в словах премудрого Соломона, который неоднократно говорил, что мала есть всяка злоба противу злобе женстей ( Сирах. 25:21 ), что лучше жити в земле пусте, неже жити с женою сварливою и язычною и гневливою ( Притч. 21:19 ) или лучше жити со львом и змием, неже жити со женою лукавою ( Сирах. 25:18 ) и лучше жити во угле непокрытом, неже во храмине общей со женою клеветливою ( Притч. 25:25 ). «О зло, злейшее всякого зла, женщина злая! Если она бедна, богатеет злобою; если же имеет богатство, способствующее лукавству, то это вдвойне пагубно. Женщина нетерпеливое животное, неисцельный недуг, неукротимый зверь. Я видел и аспидов неукротимых укрощенными, и львов, и единорогов, и медведей прирученными; женщина же злая и, будучи обличаема, гневается, и будучи усовещеваема с ласкою, превозносится. Если муж ее облечен властию начальственною, то она и днем, и ночью, развращает его речами, побуждая к злодейству, как Иродиада Ирода; если же она имеет бедного мужа, то самолично бесчестит всех; ибо не обуздывает языка своего страхом Господним, не взирает на будущий суд, не уповает на Бога, не хранит законов любви» 29 . Такое печальное явление представляет собой не управляемое разумом и испорченное грехом сердце, в глубине которого рождаются и из глубины которого исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф. 15:19 ). Имеющая такое сердце дщерь человеческая называется дщерью погибели ( 1Цар. 1:16 ) 30 . Такая женщина представляется горчайше смерти, ибо она – сеть: сердце ее – силки, а руки ее – оковы ( Еккл. 7:26 ) и нет ничего сильнее ее «немощи». Как сердце противящееся разуму почти всегда увлекает и низлагает его, порождая в нем помышления разного характера, так и женщина по свойству природы своей обнаруживает подобные способности в отношении мужчин, которые, все оставив, с изумлением на ню внемлют, и отверстыми усты зрят ю, и вси иныя желают паче злата и сребра и всякия вещи предрагия ( 2Ездр. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010