249 Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Исп. I, 11 ср. Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син., т. 1, 125. При избрании кандидатов на Киевскую и Черниговскую кафедры по указу Св. Синода вместе с гетманом Скоропадским принимала деятельное участие Киевская Консистория. 250 Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. I, 3, стр. 34. В пятом пункте доклада первого заседания Св. Синод писал: «патриаршие, архиерейские вотчины, сборами и правлением, которые ведомы были в Монастырском приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли, того ради, что оные от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту, а Духовная Коллегия присягой обязалась, как в верности, так и во искании интереса Царского Величества против прочих Коллегий не меньше, а в Регламенте положено, что такое правление надлежать будет до Духовной Коллегии?» Петр на этом докладе написал «быть посему». Вотчинные церковные крестьяне были подчинены духовной власти управлением, судом и расправой, кроме дел о разбое и убийстве, оставшихся в ведении светской власти (Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. I, 64). 252 Полн. Собр. Постан. и Распор. по Вед. Правосл. Испов. I, 22, 56, 151, 348. Инструкции протоинквизитору и провинциальным инквизиторам напечатаны под 348. Провинциал-инквизиторы вступали в свою должность с ведома епархиального архиерея, но не были подчинены ему и не подлежали его суду; они подлежали суду Св. Синода, по донесению архиерея, а избирались протоинквизитором и вступали в должность под присягой. Первые пункты инквизиторской инструкции, особенно первые восемь, со всей очевидностью показывают, что инквизиторство или духовное фискальство учреждено прежде всего для усиленного надзора за деятельностью самих епархиальных архиереев. 259 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Синода, III, 155: IV, 198: Полн. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. IV, 1248. Варлаам получил прощение по случаю наступающей коронации Императрицы Екатерины I. Отпуская Варлаама на Коломенскую епархию, Св. Синод сделал ему наставление, чтобы он «будучи на Коломенской епархии, таковых подозрительных и предерзостных поступков, за которым от Суздальской епархии был отрешен, отнюдь не чинил под опасением истязания» там же, 1239. Вина Варлаама, о которой Св. Синод умалчивал, несомненно заключалась в том, что он, как преемник м. Игнатия (Смолы) на Суздальской кафедре, втянут был в дело своего предшественника и Евдокии Лопухиной. (Опис. Докум. и Дел Арх. Св. Синода, I, 115). С Коломенской кафедры Варлаам, по злобе кн. Меньшикова был перемещен в Астрахань (1727 г. 7 сент.), а в 1730 г. 7 июня назначен епископом Переяславским, коадъютором или викарием Киевской митрополии (там же, X, 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

52 Мы перечислили лишь весьма небольшое число списков этого рода и имели в виду главным образом характеристику уставов 3-й редакции. Перечень еще менее полный см. Арх. Серг. Агиология I. 137. Арх. Леон. О славянских переводах устава. Чтения Общ. И. и Древа. 1867. 2. В последней статье ошибочно между списками ока церковного показан Синодальный устав 331/387 другой редакции. 53 «А на трапезе естве быти по общежительному преданию и уставу святых отцев и по обычаю сея страны, который брашна зде обретаются... якоже божественная правила повелевают и устав сказует «око церковное». Уставная грам. Новгородского Архиепископа Макария Духовскому монастырю А. И. 292. 54 Перечень глав см. в Опис. С. Б. III 291–297. Первые 16 глав заключают общий порядок службы и объяснительные статьи к нему; от 17 до 40 гл. включительно идут Марковы главы в составе второй части из 22 глав, 41–44 статьи дисциплинарно–литургического содержания, неизвестно откуда взятые и доселе не встречавшиеся, 45–67 статьи из 1 слова тактикона Никона Черногорца. В уставе Публичной библиотеки 25) сравнительно с синодальным есть небольшая разница в счете глав. Марковы главы простираются от 18 до 40 включительно, главы неизвестного происхождения 41–44, статья о зажигании свечей опущена, статьи из Никона Черногорца с 45–й главы прерываются на 52–й главе; остальное утрачено. Оглавление прерывается на 50 главе за утратой окончания. На конце рукописи (л. 134 об.) помещен часослов (о часослове см. наше соч. Митр. Кипр. стр. 82). Вообще, устав плохо сохранился: в нем недостает заключительной части месяцеслова и многих листов в триодной части, так что определить число славянских памятей по этому списку становится невозможным. 56 См. Опис, рукопис. гр Толстого, где приложен и палеографический снимок с записи. См. Срезнев. Памятники русского письма под 1397 г. cap. 129 Перечень славянских (Син. биб.) списков Никоновых сочинений и их описание в Опис. рук. Синод. библ. II, 3. 1–52. 58 288 состоять также из 125 глав, но Марковы главы отнесены к концу типика после триодной части;       кроме того есть дополнения русского содержания. Тоже и       в синодальном уставе 388–336. В уставе из собр.      Ундольского 116) Марковы главы, в числе 81, предшествуют общей части.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

392 Мансветов. Как правились у нас книги. (Приб. к Tbop.cb.Om.m.XXXII, стр.519; опись книг. см. приложении А). 394 Замечательно, что трудившиеся все время вместе Арсений и Наседка говорят различно. Первый решительно говорит, что в греческих переводах слова „и огнем» – нет, второй же говорит, что не знает, есть оно или нет. Как видно, осторожный Наседка поопасался утверждать со слов других. 402 Список, по которому издан первый печатный служебник, надо полагать, есть тот самый, который в Опис. рук. Син. Биб. Горского указан под 362 и относится к XVI веку. (Опис. Син. Биб. III. 1 стр. 88). 408 χατα πασαν ποσιν χωραν χηρυε ι τον μετεωρον τα αγιαζον τα υσατα σια της επ του ΙΙνευματοσ (из сочинений Студина). Мансветов.Цер.Уст. стр.106. прим.2 412 Придает русский народ значение и другим свечам, употребляемым при тех или иных церковных службах. Так, в Тульской губернии свечам, употребляемым при чтении 12-ти евангелий, придают силу предохранять от пожара,если только от церкви и до дома донести их горящими и потом на каждом окне покапать воском их. 413 Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных требников, принадлежащих С.-Пет. Дух. Акад., привел г. Каратыгина также к тому выводу, что «в древнейших чинах устав освящения воды свечами излагается просто – и перекрестит поп воду свечею трижды – обыкновенный устав рукописей XVI в.». (Христ. Чт. 1877 г., ч. 1, стр. 168). 416 Рук. Син. Биб. 410. л. 380 об. и 381. В некоторых служебниках встречается при освящениии воды еще действие дуновения на воду и оно указывается при произнесении тех слов молитвы, где призывается или только упоминается Дух Святый. Так, в служебнике М. Д. Ак. 86 дуновение на воду указано дважды: 1) по окончании тайной молитвы «Господи Иисусе Христе, единородный Сыне,» которая оканчивается словами: «Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение с безначаль- ным Твоим Отцем и со Пресвятым, благим и Животворящим Твоим Духом и 2) при словах молитвы: «Ты бо еси Бог наш, обновивый водою и Духом» (и дунет поп на воду трижды) и после дуновения продолжает слова молитвы: «обетшавший род наш». В служ. 85 дуновение указано после слов: «Ты и ныне, владыко, освяти воду сию, Духом Твоим Святым» (и дунет трижды и перекрестит со свечею рукою трижды). Появление дуновенья можно объяснить, между прочим, тем, что хотели выразить в действии то, что выражали словами (дух – дуновение). По отношению к слову и огнем совершилось обратное: огонь употреблялся сначала в действии, а потом, что выражалось в действии стали выражать и словами, так что внесение слова и огнем, при указании дуновения и знаменования воды свечами или погружения их в воду, было как-бы дополнением чего-то не достающего, т. е. одному действию – дуновению – было соответствующее слово – Дух, а действию со свечами такого слова не доставало, – и вотъ оно явилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Государь, смилуйся». На обороте крестьянския подписи. Ср. прих.-расх. кн. архиер.дома за 1694 г., рукоп Археограф. Комм., по Охран. Катал. по опис. Барсукова – 102, л. 185–186. 125 В прих.-расх. кн. Архиер. Дома за 197 г. встречается такая запись: «Збор денег по церковным Спасским кабалам, что приняты из архиерейскаго судного приказу, а в судной приказ подал те кабалы холмогорец Матфей Окулов. Курцовского посаду на Мишке Логинове по кабале достальных. 13 алт. 2 д. Взято. Того-ж посаду на Ивашке Колодине 16 алт. 4. д. взято. Спасского стану на домовом крестьянине на Кононке Михайлов по кабале 25 алт. взято. Курцовского посаду на Мелешке Ванюкове 13 алт. 4 ден. взято» (Л.60 и об.). Рукоп. Археограф. Комм., по Охран. Катал. 144, по опис. Барсукова – 106. 127 Книга венеч. И пенных пошлин за 195 (1687) г.: «Марта в 8 д. Шангальской волости Пречистенской прежде бывшей десяцкой священник Сергий довелся допросить по извету Орловской волости церковного приказщика Андрюшки Миронова на поршлого церковного-ж приказщика на Калинку Лавреньева о продаже церковной ржи самовольно, да по извету-ж Волюской волости священника Афанасия да дьячка Коземки о церковных кабалах Савки Яковлева, и он, священник Сергий, в прошлом во 195-м и в нынешнем во 196-м годех для допросу перед десятильщиком не стал, и за то на сыне ево Сергееве тое-ж волости на священнике Козме по указу две пени 4 руб. с полтиною». (Рукоп. Арханг. дух. сем. – без 128 В архиве Успенскаго Верховажскаго собора, хранящемся в Академии Наук, находится, напр., две следующия записи – «кабалы», свидетельствующия об этом. Одна относится к 1699 году, другая – к 1709-му. Вот он: 1) «208 г. Сентября в 30 д. Верховажского посаду церковной дьячек Яков Никитин сын Маслуха занял на перехватку из церковной казны у священника Григорья Иосифова да у прикащика Семена Андреева церковных казенных денег 4 рубля прямых, без рописи. А заплатить те деньги мне Якову в церковную казну как они, священник и прикащик, спросят, и когда им понадобитца. Писал кабалу заимщик Яков своею рукой» 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

во II Отд. импер. Ак. наук в 1854 и 1855 г. С. 138, 140 XVI (Опис. рукоп. Толстов. 215, 520 и XVII в. (Опис. рук. Царск. 504 Во всех указанных сборниках Слова означены именами: Кюрила мниха; Кюрила, грешнаго мниха, Кюрила недостойнааго мниха, св. Кюрила мниха, препод. отца Кюрила мниха, или: блаженнаго Кюрила, св. Кюрила епископа, а иногда в тех же самых рукописях: Кюрила, епископа Туровьскаго, блаженнаго Кюрила, епископа Турьскаго или Туровьскаго, св. Кюрила епископа Турскаго. К этим девяти подлинным Словам святого Кирилла, нами рассмотренным, надобно присовокупить еще одно — десятое: будучи помещено в сборнике XIV в. Царского, после других Слов святого Кирилла, епископа Туровскаго, оно озаглавлено: «Того же Кюрила наказанье», и недавно напечат. г. Сухомлиновым в его издании 12. С. 74 Кроме того, за подлинность всех означенных Слов, из которых одни прямо надписаны именем Кирилла Туровского, а другие только именем Кирилла мниха или Кирилла епископа и под., ручается то, что все они имеют один внутренний характер, один слог, одни любимые обороты, один тон, которые мы определим далее. Некоторые из этих Слов святого Кирилла Туровского вошли под его именем в печатные сборники, изданные у нас в XVI и XVII вв., и там Слово о слепце и хромце назначалось для чтения в церкви в 5-ю неделю Великого поста (Калайд. Памятн. росс. слов. XII в. Предисл. С. XXV–XXX Сухомлинов в предисл. С. LXV Пролог Новг. Соф. библ. на 132 л., без . Здесь означенное Слово помещено под 28 числом сентября и озаглавлено «Притча о теле человецьсте, и о души, и о воскресении мертвых». Впрочем, эта притча могла существовать в Прологе и до Кирилла Туровского, и он, может быть, взял ее из Пролога готовую и только подробно изъяснил в своем Слове, так как в приступе Слова он и обещается говорить не от себя, а от Божественных писаний... Притчу эту из Пролога напечатал г. Сухомлинов вместе с притчею Кирилла Туровского для сличения (предисл. С. XLVI–LI Сборн. Новг. Соф. библ. в лист. 578. Л. 217 Святому Кириллу Иерусалимскому — в сборнике XVII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Вследствие чего он был прощен и его судьба повергнута на милостивое усмотрение государя. В 182 г., по именному указу Павел митрополит Сарский и Подонский повелел «прежде бывшему справщику Иосифу Белому быть попрежнему в книжных справщиках» (См. прилож. Г.). 22 Старец Евфимий, ученик Епифания Славеницкого, был одним из деятельнейших справщиков и плодовитым переводчиком разных книг с греческого языка на славянский. Переводы его отличались оригинальностью языка и крайним буквализмом (См. Опис. р. Син. Биб. II. 2, стр. 42, 493 и мног. др.). Ему поручена была патриархом Иоакимом последняя редакция служебных миней, приготовлявшихся к изданию в 198 году. Но Евфимий принялся за дело неудачно и допустил в переводе много странных речений, произвольные приписки и поправки. За это его удалили от должности справщика. Впрочем Евфимий продолжал свои занятия в качестве переводчика до самой смерти и пережил патриарха Иоакима. Это видно из предисловия его к переводу Симеона Солунского (Опис. Рук. С. Б. II, 2, 495). 23 Обзор. стр. 380. В службе князю Даниилу, Карион говорит о себе, что ее «сотвори наихудший иерей Карион Истомин, справщик печатного книжного двора» (Ср. А. Э. IV, стр. 372). 24 Жалование на 197 г., ему монаху Сильвестру не дано и у книжного правления быть ему не велено и 197 марта в 12 по указу великих государей и по благословению святейшего патриарха у книжного правления велено быть в справщиках на его селивестрово место иеромонаху Тимофею 89–197 г.). 26 О Феофане, который был сначала книгохранителем, а потом справщиком на печатном дворе, см. выше. Ср. Обз. дух. лит. § 240. Слов. библиол. стр. 306. 27 Мы расходимся с заключением, высказанным в Описании рук. С. Б. III, стр. 346, по которому 394 составляет список с рукописи 393. По нашему мнению, наоборот, 393 представляет последнюю редакцию. Читать далее Источник: Мансветов И. Как у нас правились церковные книги//Прибавления к Творениям св. Отцев. 1883. Ч. 32. С. 514-574. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

2 Это послание м. Фотия мы читали в Сборнике Румянц. Музеума конца XV или начала XVI века, 358. л. 382 об. (Востоков. Опис. рукоп. Рум. Муз., стр. 508, 512). 3 Мы пользовались списком этого жития, помещенным в Сборнике Новг. Соф. библ., в четверть, XVII века, и заключающим в себя 1) общежительный устав преп. Евфросина – не полный (л. 1–32) и 2) житие его – полное (л. 39–191). 4 «Всех лет жития его 95, якоже неции поведают в его обители», говорит Василий (Жит. л. 136 об.). След., Евфросин родился в 1386 г., и в 1425 г. имел около 40 лет. 13 Послан. Геннадию, архиеп. новгор., от Дмитрия Грека, в рукоп. Императ. Публ. библ. (по Опис. рукоп. Гр. Толстова, отд. I, 116, и отд. II 254). Слова самого Геннадия приводятся в книге преосвящ. Игнат. Истина св. Соловецк. обит., стр. 106, Спб. 1844. 14 Св. Григор. велик. Liber responsalis sive antiphonarins, in Patrolog. cours. compl. T. LXXVII, p. 726–850, ed. Migne. Вот, например, антифоны на Рождество Христово – in Evangelio: Antiph. Gloria in excelsis Deo, et in terra pax hominibus bonae voluntatis, alleluia, alleluia. Ant. Ecce advenit dominator Dominus; et regnum in rnanu eius, et potestas, et imperium, alleluia, alleluia. Ant. Dum medium silentium tenerent omnia, et nox in suo cursu iter ageret, omnipotens sermo tuus, Domine, a regalibus sedibus venit, alleluia. Ant. Virgo verbo concepit. Ant. Nesciens mater Virgo. Ant. Beatus venter, qui te portavit, Christe; et beata ubera, qnae te lactaverunt Dominum et salvatorem mundi, alleluia. Ant. Verbum caro factum est, et habitavit in nobis, et vidimus gloriam eius, gloriam quasi unegeniti a Patre, plenum gratiae et veritatis. Alleluia, alleluia, alleluia (–pag. 735–736). Или вот антифоны в другой день –in Matutinis: Antiph. Quem vidistis, allel., allel., allel., allel.. allel.. allel , allel.. allel., allel., allel , allel., allel. Ant. Puer Iesus profieiebat. allel., allel., allel., allel., allel. Ant. Omnes sitientes, allel., allel., allel.,allel., allel. Ant. Germinavit radix lesse, allel., allel.. allel., allel., allel. Ant. Benedicat terra Dominum, et omnia nascentia hymnum dicant, allel.. allel.. allel. Ant. Apcrtis thesavris suis, allel., allel., allel., allel., allel. Ant. In Domino lavdabitur anima mea, alleluia, alleluia, alleluia, alleluia, alleluia (p. 747). Сугубая аллилуия в означенном сборнику псалмопений римской церкви действительно встречается всего чаще, а трегубая очень редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Между Титаном и Сатурном при дележе возник спор из-за Критской страны, так как каждый из них желал воцариться в Крите. Но так как мать Гея, бывшая еще в живых, а также и сестры более сочувствовали Сатурну, то Титан, старший брат, видя это, добровольно уступил Критское царство Сатурну, однако с тем условием, чтобы он не оставлял после себя ни одного сына, который мог бы быть наследником царства, ибо наследование царства должно перейти к его (Титановым) сыновьям. Сатурн, храня заключенный с братом договор, поедал всех рождавшихся у него сыновей и оставлял в живых одних только дочерей. Женою его была родная его сестра, вышеупомянутая Опис, которая также именуется Реей и Кивели. Эта жена, а вместе и сестра Сатурна, когда родила близнецов мужского и женского пола, скрыла дитя мужского пола и не показала его отцу. Имя его было по-гречески Зевс, или Дий, а по-римски – Юпитер, или Иовис. Имя же дитяти женского пола было – Юнона, она же и Ира. Когда потом Сатурну открылась эта тайна и он требовал, чтобы ему был дан сын для съедения (смотри, каковы эти басни!), то мать, повив пеленами камень величиною с отрока, дала ему вместо сына, и Сатурн, не рассматривая, тотчас проглотил повитый пеленами камень, полагая, что съел сына. Сын же его тайно воспитывался и отдан был Куретам, или жрецам Коривантам, которые служили тимпанами и кимвалами своим скверным богам. Они пребывали на пустынной горе Иде. Среди них были Амалопея и Мелисса – две дочери древнейшего критского царя Мелиссона. Они-то и приняли младенца и питали его козьим молоком и медом. Баснословят и о том, будо бы пчелы сами мед в уста Диевы носили. Кориванты же, когда младенец плакал, ударяли в тимпаны и играли на кимвалах, чтобы Сатурн не услышал плача младенца, ибо они считали богом Сатурна и полагали, что он слышал самые отдаленные голоса. Потом Опис родила Нептуна и также воспитала его тайно от мужа. Затем она родила Плутона вместе с дочерью Главкой – дочь она показала мужу, а сына скрыла и тайно воспитала. Когда сии дети пришли в возраст, то увидел их Титан и разгневался на брата Сатурна за то, что он не сохранил заключенного с ним завета. Он собрал своих сыновей, пошел войною, пленил его вместе с сестрою и запер обоих в каменных стенах. Но Дий, соединившись со своими братьями, победил сыновей Титана и освободил из заточения отца с матерью. На том месте, на котором Дий с братьями победил сыновей Титана, от крови последних, обагрившей землю, родились люди – Гиганты, то есть Велетны, возраст которых как дубы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

468 Разделяя взгляд на церковные имения, что они по мысли и намерению жертвователей должны служить к благолепию церковному и благопристойному содержанию Духовного чина, а также и к пропитанию бедных и увечных от избытков, 469 Екатерина учредила особую комиссию о церковных имениях из духовных и светских лиц, которая и подвела итоги столько лет занимавшему и духовное и светское правительство вопросу. Церковные имения были отобраны в казну, а духовные учреждения удовлетворены штатным содержанием. На каких основаниях и с какими приемами были отобраны в казну церковные имения, вопрос этот не подлежит нашему рассмотрению, хотя полон глубокого интереса. Коллегия экономии духовных имений представляла переходную стадию при отобрании церковных имений в казну до слияния их с казенными. 1 1 Таковы исследования свящ. М. И. Горчакова: „Монастырский приказ“ (1649–1725 г.), Спб. 1868: „О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода“ (988–1787 г.), Спб. 1872 г.; И. П. Шимко: „Патриарший казённый приказ“, М. 1894 г.; Я. Розанова: „История Московского епархиального управления“, М. 1868 г. 2 О составе в пределах этой области см. П. Ф. Николаевского: „Патриаршая область и русские епархии в XVII веке.“, СПБ. 1888 г. 8 См. об этом: Опис. документов и дел. т. I. 104, 118. П. С. П. и Р. т. I. 12, 49, 57, 63, 166 и др. 17 Для уяснения настоящей перемены иаходим нелишним заметить. В 1722 г. обер-прокурор Болтин предлагал Св. Синоду о назаначении на должность агента в Синод вместо Владыкина капитана Колюпанова. Синод дал об этом свое определение, сообщив в Сенат ведением о присылке Колюпанова по назначению. Требование Синода по сему предмету со стороны генерал-прокурора Ягужинского было оставлено без исполнения. Вследствие сего Св. Синод, по предложению обер-прокурора Болтина, вновь просил Сенат ведениями прислать Колюпанова на должность прокурора Московской Духовной Дикастерии, а на должность экзекутора синодальной канцелярии обретающагося в Москве за ранами отставного майора Воейкова. На этот раз Сенат ответил, что экзекутор пришлется вскоре, каковым и был прислан капитан Владимирского полка Борис Лукин. Мотивы, по которым возникла вся эта переписка, поведшая к такой развязке, объясняются так: «по Высочайшему повелению при Сенате положено быть экзекутору, под ведением генерал-прокурора, а при Синоде агенту, под ведением обер-прокурора. В последнюю должность определен был дворецкий синодального дома Алексей Владыкин, который в то же время был судьей в синодальном Дворцовом Приказе. А как первая должность требовала неотлучного присутствия в Синоде, а другие неотлучного присмотра и управления, то в исправлении агентом должности происходила остановка, для устранения которой обер-прокурор и предложил в агенты Колюпанова» (Опис. документов и дел. т. II.,ч. 2. 992. т. III. 5. 495. П. С. П т. IV. 1410).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Соловец. библ. изд. Порфирьевым (Апокриф. сказ. о новозав. лицах и событиях, Сборн. Им. Ак. Н., LII, 127–135, 416–471, «Книга, именуемая Луцидариус или Златый бисер» – это более подроб., полная редакция). Существовала еще крат. редакц. Луцидар. (Сборн. Флорищев. пуст.). Делались извлечения по списку Соловец. библ. см. Азбуковник по спискам Соловецкой библ. Карпова (Каз. 1878, с. 94–102). Есть указание на печатное (?) издание Луцидариуса в Москве в 1622 г.; но замечено, что оно не сохранилось и неизвестно библиографам, в Сборн. XVII в. Вилен. публ. библ. (Опис., 232; ср. Уч. зап. Каз. унив. 1898, с. 93–98. Притом см. Строев, Словарь, с. 397). Насколько этот памятник был популярен, видно из того, что список, изданный Порфирьевым, имеет надпись: «Сия книга Свято-троицкия Сергиевы лавры служительского сына Федора Селецкого» (стр. 417 и Опис. рукоп. Соловец. библ., I, 550). Он был распространен даже среди раскольников, не смотря на их уважение к М.Греку (Отчет Рум. муз. 1901, 31). Любопытно, что Луцид. отбирался у раскольников, как богопротивное сочинение, в 40–50 гг. (Рус. Арх. 1911, 1, с. 53). См. еще Е.Ф.Карский, Малорос. Луцидарий по рук. XVII в., текст, состав памятника и язык. Варш. 1906, 57 стр. О Луцидариях и в ст. Н.И.Петрова , О влиянии зап. европ. литер. на древнерусскую, а также о звездочетстве с привлечением отношений М.Грека и Карпова (Тр. К. Д. ак. 1872, 8). Русский перевод Луцидариуса появился современно М.Греку и получил широкое распространение среди читателей, и, судя по множеству списков XVII и XVIII вв. и даже более поздних, был любимым чтением русских. Таким образом, в известных рус. хранилищах рукописей насчитывается свыше 60 списков этого памятника. Некоторые списки делятся на главы (в 2-х частях Соловец. сп. 107 глав), или прямо на вопросо-ответы, без деления на главы. Редакция текста иногда представляет сокращения, иногда дает перефразировку, иногда является несколько иной сравнительно с немецкими текстами, иногда же допускает очевидные искажения, зависящие, впрочем, от недостатков текста немецких изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010