И из других источников нам известно немногое. К погребению её вызывались депутаты из шляхетства Лифляндского и Эстляндского шестнадцать человек; из магистратских чинов и из знатного купечества, по пяти человек из городов: Риги, Ревеля и Нарвы – из Пернова и Аренсбурга – по два а из Выборга – четыре (Собр. зак. т. XI, стр. 286, указ сената, 8270). Погребение совершено с царской пышностью. Над гробом императрицы устроен был великолепный балдахин. После погребения, этот балдахин перенесен был для хранения, и после освящения из него устроена сень над главным престолом в церкви св. Симеона богоприимца и Анны пророчицы, в Моховой улице, в знак того усердия, которое питала государыня и этому храму (Опис. С.п.бурга, Пушкарева, 1839 г. т. I, стр. 251). Императрица Анна Иоанновна погребена в с.-петербургском Петропавловском соборе в ряду коронованных особ. 4 ноября 1740 года, по случаю смерти её, был объявлен из кабинета св. Синода именной указ следующего содержания: «от времени преставления, блаженныя и вечнодостойныя памяти, ея императорскаго величества, считая впредь четверть года, в С.-Петербурге никаких свадеб не венчать, и о том во всех церквах тотчас с запрещением объявить (Собр. зав. т. XI, стр. 292, ук. 8277)». Св. Синод через Духовное правление объявил указ этот под расписку всего столичного духовенства в исполнению, и нарушен со стороны его не было. В кратковременное правление Бирона и Анны Брауншвейг-люнебургской никаких особенностей в с.петербургской епархии не последовало. Всё шло обыкновенным своим течением. Народ присягнул на верность подданства Иоанну Антоновичу и подписался под присяжными листами. Имя его напечатано было в формах, по которым произносятся имена царей при церковных священнослужениях, и возносилось на молитвах. Когда, по низвержении Бирона, Анна Леопольдовна объявила себя правительницей империи, все государственные чины и сословия учинили в верноподданичестве новую присягу, в которой упоминалось её имя. «Не нашлось, пишет Манштейн, ни единого человека, который бы не изъявлял чрезвычайной радости, видя себя освобожденным от тиранства Бирона (Зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ежели это верно, то он до кончины за несколько лет оставил Черниговское святительство. Сочинитель той статьи утверждает, что епископ Зосима имел пребывание в Черниговском Елецком монастыре; доказывает это доселе сохранившимся здесь синодиком, где учинена надпись, что оный собран старанием и працою Боголюбивого епископа черниговского Зосимы от давняго той обители поминника. В истории Малороссии Маркевича (1,339−340) повествуется, что, при принятии малороссийским народом присяги на подданство России 1654 г. января 14, в Киеве находился черниговский епископ; но Зосима ли – точно утвердиться нельзя, потому что имени епископа у Маркевича не означено; но очень вероятно, что тут другому быть некому. Зосима Прокопович 1631 года октября 29 упоминается иеромонахом Киевского Златоверхого-Михайловского монастыря, (Акт. зап. Росс. IV, 525). После восстановления Черниговской епархии точно ли Захария II там был епископом, не утверждаем, ни отрицаем, потому что не имеем об нем никаких указаний в летописях и актах. Лазарь Баранович По уверению сочинителя статьи «Лазарь Баранович», он родился в стране Белорусской от древней фамилии Барановичей; обучался в школе Киевобратского Богоявленского монастыря. Оттуда, по принятии монашества, когда Лазарю было от роду более тридцати лет, – митрополитом Петром Могилою послан для дальнейшего образования в одну из заграничных академий. После того в той братской школе сначала был наставником, потом смотрителем и игуменом Братского и Киево-Кирилловского монастыря; наконец, ему поручен 1653 года в заведывание и Елецкий в Чернигове. В Ист. росс. иерарх. (1 изд. I, 500) несправедливо сказано, что Баранович Киевской академии ректором был по 1655: в звании ректора упоминается и 1656 г. января 9 (акт. зап. Росс. 3, 96) и 1657 февраля 19, (опис. Киево-Соф. соб. и Киев. иерарх стр. 251). Когда же митрополит Сильвестр Коссов, преемник Могилы, находился уже на краю гроба, то, с согласия гетмана Малороссии Богдана Хмельницкого и генерального писаря Ивана Виговского, избрал Лазаря в епископа черниговского и для хиротонии его отослал с одобрительными грамотами в Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия: но преподобный не принял на себя сана и скончался иноком ок. 1662 г. Мощи пр. Филиппа покоятся под спудом, в храме обители его 148 . В тот же день св. муч. Мирона Св. Мирон, пресвитер из Ахаии, схвачен был в день Рождества Христова во время священнослужения, пытан был железом и огнем, и наконец обезглавлен 251 года, в гонение Декия. Празднество Свенскому образу Пресв. Богородицы Заступлению Богоматери ради ее Свенской иконы приписывают неоднократное спасение Брянска от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители его и окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, прося ее о заступлении города, и вскоре утешились вестию, что войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от разорения, жители его в 1815 году устроили на чудотворную Свенскую икону Богоматери золотую ризу с вещами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконою 17 августа. 142 Моление Богоматери и Предтечи пред Спасителем называлось по-гречески δεησις, а у поздних русских Деисус. 143 Послание Поликарпа по рукописи. Пожар, истребивший ростовскую деревянную соборную церковь , был в 1160 г. (Никон. л. 2, 191. Собр. л. VII, 314, см. о св. Леонтие мая 23). В 1695 г. м. Иосиф украсил Алимпиеву икону драгоценною серебряною ризою; по бокам ризы 7 черневых изображений с надписями. Над 6 изображением слова: «князь Владимир мономах сию святую икону посла во град Ростов в построенную им каменною церковь ». Над 7-м: «по временя ж оная каменная церковь в Ростве падеся, святая же икона пребысть невредима, обретена в плинфах». Ярослав. епарх. ведом. 1860 г. 20. 144 Patericon w Kiowe 1635 р. 89. Ркп. святцы: «преп. отец наш иерей Алипий иконописец преставися в л. 6600 (1092 г.) мес. августа в 17 д.» 145 Опис. К. лавры стр. 105. 289. 293. У Кольнофойского 11. «Святый инок Алипий лежит в гробе против церкви» (Введения Богородицы во храм). 147 Древние святыни велик. Ростова соч. гр. Толстого стр. 21. 22. М. 1849. Иванчина – Писарева Спасоандроннков монастырь стр. 19. 82. М. 1842 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И. испытывает покаяние после смерти митр. Константина I и молится в церкви (Л. 155-155 об.), встречает прибывшего из К-поля митр. Константина II (Л. 230), присутствует на благодарственном молебне в 1169 г. после набега половцев (Л. 246). В более ранней композиции по заказу М. И. в 1160 г. мастера расписывают Успенскую ц. во Владимире-Волынском (Л. 204 об.). Князь представлен старцем с остроконечной бородой средней величины, в левой руке он держит посох, правой указывает. К последним иллюстрациям с образом М. И. относится бегство его из Киева после захвата города кн. Мстиславом Андреевичем (Л. 250 об.- 251 об.), преставление и погребение во Владимире-Волынском (Л. 284). Кроме того, на мн. миниатюрах отражены события, происходившие с участием М. И., однако его изображение можно определить лишь предположительно. В XVIII-XIX вв. М. И. иногда изображали на книжных иллюстрациях, посвященных событиям рус. истории, или в сериях портретов вел. князей и царей, напр., на гравюре А. Ф. Зубова 1725 г. с портретом имп. Екатерины I в центре ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 753-754. 40), на гравюре ок. 1805 г. в издании П. П. Бекетова (в кн.: Филиповский Е. Е. Пантеон рос. государей: Кр. ист. и хронологическое опис. жизни и деяний вел. князей российских, царей, императоров и их пресветлейших супруг и детей. М., 1805. Ч. 1. 24), на литографии «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» (1858; цензурный экземпляр, поступивший в 1862 из московской мастерской А. Абрамова - в собрании ГЛМ) и др. На условных «портретах» М. И. представлен вполоборота погрудно или по пояс, средовеком с небольшой темной бородой, в кафтане и княжеской шапке с горностаевой опушкой, в зубчатой короне или в доспехах и шлеме, с мечом в руке. На литографиях «Великий князь Ростислав и Мстислав после сражения с Изяславом находят его умирающим. 1161» и «Мстислав в торжественном собрании князей, предлагает им идти войною на половцев. 1168», выполненных по рис. Б. А. Чорикова (Живописный Карамзин, или Рус.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Здесь в Яссах Сочавский митрополит Гедеон с двумя епископами, Анастасием Романским и Феофаном Хушским, посвятил Лазаря в 1657 году 8 марта; но кажется гораздо раньше этого числа, потому что у Киевского митрополита Евгения в опис. Киево-Соф. Собора и Киевск. иерархии (стран. 251, примеч. 156) упоминается грамота, данная того 1657 г. февраля 19 митрополитскому чиновнику на владение Киево-Софийского фольварка, где после митрополита Сильвестра значится подпись: «Лазарь Баранович, епископ черниговский, ректор Киевский». Это доказывает, что Лазарь и в звании епископа не переставал иметь участие в митрополичьем капитуле Святой Софии; что 8 число марта утверждать хиротонию Лазаря подала случай настольная грамота, ему данная на сан епископа в Молдавии того 8 марта; но большею частью настольные те грамоты выдавались гораздо спустя после хиротонии, как это доказано мною при поверке иерархических каталогов некоторых епархий. О том 8 числе гораздо осторожнее сказано во 2 издании Истории росс. иерархии, именно: «хиротонисан во епископа в Яссах Сочавским митрополитом Гедеоном и двумя епископами в 1657 году, и того же года марта 8 получил от них настольную благословенную грамоту архиерейскую, хранящуюся с другою уверительною о том же грамотою молдавского господаря подлинниками в черниговском архиерейском доме». Касательно настоятельства в Елецком монастыре сочинитель той статьи сведения заметно заимствовал из Истории росс. иерархии (IV, 514), где в каталоге Елецких настоятелей помещен: «Лазарь Баранович, восстановитель и попечитель сей обители с 1653 г. Он, будучи игуменом Братского монастыря и ректором Киевской академии, управлял Черниговским Елецким монастырем, равно как и во время архиерейства своего имел о нем попечение, всего чрез 16 лет». В том Словаре писателей духовного чина сказано, что Лазарь, после ректорства академии и игуменства братского, был настоятелем монастырей – Купатинского и Дятловицкого, но об Елецком там не упоминается. О ректорстве Лазаря в описании Киево-Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

на перг. в 4-ку, 317 л. в досках, обтянутых черной холстиной, ветхой. Принадлежало раньше также одному из Афонских монастырей. В 8 раскрашенных с золотом заставках, с фигурами и птицами, написаны (лл. 4–7) десять таблиц или канонов Евсевия. Как и в предшествующей рукописи имеются изображения евангелистов, с символическими животными; только здесь недостает изображения евангелиста Иоанна Богослова. Вверху изображения ев. Маофея (л. 11 об.), на правой стороне, изображено Рождество Христово; при евангелисте Марке – Крещение Господне (персты правой руки Спасителя сложены именословно), при евангелисте Луке символ – ангел, и наверху – Благовещение. У архангела персты сложены именословно. Изображения евангелистов, равно как заставки (на л. 4. 5. 6. 7. 12. 101. 158 и 251) сделаны искусно и художественно раскрашены, по золотому полю. Владимир, архим. Систем. опис., 14. Текст в сих обоих кодексах, 518 и 519, как оказалось из произведенного нами сличения их с другими греческими списками по изданию Тишендорфа – константинопольской редакции. 3. Греческие списки Евангелия-апракосы (εαγγελιστρια, lectionaria) Кроме кодексов, содержащих сплошной текст книг Нового Завета, есть кодексы, в которых помещаются в нарочитом порядке чтения (ναγνσεις, ναγνσματα) или отделения (περιοπα, τμματα) новозаветного текста, назначенные для церковного употребления. По образцу чтений из книг Ветхого Завета в иудейских синагогах, предлагались и в христианских собраниях по крайней мере с II-ro века чтения из Евангелия и других новозаветных книг. Сначала в назначении чтений допускалась некоторая свобода, но потом порядок чтений, принаровленный в той или другой области к церковному году, устанавливался прочно. Такой порядок к концу IV-ro в. наблюдался в Антиохии, принят в Константинополе и стал как бы законом для православных церквей, имевших такое или иной отношение к церкви константинопольской. На полях книг новозаветных с сплошным текстом обыкновенно выписывались начало и конец каждого чтения, или же самые чтения писались в том порядке, в каком они должны были читаться в церкви; книги, следовавшие этому последнему порядку расположения евангельского текста, назывются εαγγελιστρια, λογδιον το Εαγγελου или Евангелия-апракосы (греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

71 Об Артемии Акты Археогр. Эксп. т. I, стр. 53, 246, 249, 251. Ист. Русск. Ц. А. Филар. Изд. 4-е, период 3, стр. 41, 87, 135, 141. 72 За неимением положительных сведений, мы должны здесь руководиться одними соображениями. Что церковь сия построена не ранее показанного времени, об этом можно заключать по молчанию летописей о ее построении: о каменных зданиях и церквах XV и даже начала XVI века, напр. о кирпичной трапезе, заложенной Митрофаном, летописи упоминают, как о предметах особенной важности по редкости построек каменных зданий. В самом Сергиевом монастыре каменная церковь и святые ворота построены, как мы видели, в 1513 году; а в Симонове церковь над западными святыми воротами построена в 1591, а над восточными в 1623 году. Что Рождественская церковь построена ранее XVII века, об этом можно заключить из того, что в 1747 году она оказалась столь ветхою, что в ней нельзя было продолжать службу и она разобрана и вновь сделана (см. ниже). На таковую древность сей церкви указывает и то обстоятельство, что святые ворота, над коими она построена, обхвачены в последствии каменною оградою, построение коей должно отнести к XVII веку (см. ниже). 73 Каталог Росс. Митропол. Рукоп. Син. Библ. 123 и подписи в Собрании Госуд. Грам. и Вивлиофике. 75 Хотя после дозволена была мена некоторых земель, но с большим ограничением. Сами цари, в последствии желавшие возвысить какой-либо монастырь, обходили закон о вотчинах следующим образом: они приписывали к покровительствуемому ими монастырю другия пустыни и обители, богатые вотчинами, приобретенными ими до 1581 года (см. Истор. опис. Донск. монастыря): но и это было редко. 76 «Строителями (говорит В. Милютин в статье о недвижимых имуществах духовенства. Чт. Общ. 1861 г., кн. 1, с 302) назывались монахи-управители вотчин приписных монастырей: они управляли в одно время и монастырем, и его вотчиною». Но из подписей того же собора 1598 г. видно, что строителями назывались и монахи-управители подворьев. Там подписались строители: Кирилловского подворья, да Троицкий Сергиево-Богоявленский (подворье, бывшее в Кремле у Троицких ворот, упраздн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

и по вашему блогословению судебник исправил... се судебник пред вами. и уставные грамоты прочтите, и разсудите, чтобы было дело наше по бозе в род и род неподвижимо, по вашемоу благословению, аще до­стойно сие дело, на святем соборе утвердив, и вечное благословение получив и подписати на судебники, и на уставной грамоте ко­торой в казне быти». (Царские вопросы и соборные ответы, М. 1890, стр. 44–45). 146 Это подметил В. И. Сторожев (Указная книга поместн. приказа, стр. 16, Опис. докум. и бумаг, хран. в М. А. М. Ю., кн. VI, М. 1890, стр. 16). – Царские вопросы и соборные ответы, М. 1890, стр. 376–377. 147 Курбский говорил о современных ему архиереях: «вместо заступления некои от них потаковники и кровем нашим наострители явишася» (Сказаний изд. 3-ье, 1868, 254). 150 Царские вопросы и соборные ответы, М. 1890, стр. 32–33. Еще ранее Стоглава мы видим не раз имя митрополита в приговорах, относившихся к кругу светских административных дел. Так, в «Разрядах» напр. читаем: «Лета 7058 декабря царь государь великий князь Иван Васильевич всея Русии приговорил с отцем своим Мокарьем митрополитам и з братьею своею со князем Юрьям Васильевичем и со князем Володимерам Ондреевичам и своими бояры да в поряд в служебной велел написатись дияком своим Ивану Елизарову с товарищи велел руки свои приложити где как быти на царев и великова князя службе боярам и воеводам. Дияк Иван Елизаров. В большом полку быти большому воеводе... и т. д. (Рукоп. Ак. б. 421, л. 246 и об).. Одной из этих пустынь была Порфирьевская (Курбский, 1. с.; Рукописи Славянские и Российские Царского, П. М. Строева, 25, стр. 11, А. Э. I. 239, дело Артемия (стр. 251 и друг.). Под Порфирьевой пу­стыней следует разуметь пустыню Порфирия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря, в которой он подвизался еще до игуменства (Курбский. о. с., I, стр. 168 –172). Здесь жили одно время: Феодорит, Артемий, «Иоасаф» (не Исаия-ли?), Белобаев, и другие пустынники (там же, стр. 172). Пустынь эта находилась, кажется, не очень далеко от Кириллового монастыря (старец «Леонтий» ходил из пустыни в Кириллов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Горск. Несколько сведений о Паисии Лигариде до прибытия его в Россию, в Прибавл. к Тв. св. отц. 21. 133 нашей «Истории Р. Церкви». 11 Суханов. Проскинит. С. 60 Письма Никона к Лигариду и другим названным лицам, в Подлин. деле Никона. Свит. 1, по списку Москов. Дух. Акад. С. 5–11 Моск. главн. архив. М. и. д. Дела греч. Связк. 40. 11 Паисия Лигарида О Соборе, бывшем в Москве на Никона. Ч. 1. Гл. 12 В грамоте ясно сказано, что патриаршее седалище обнажено в продолжение уже четырех лет, а не пяти, след., грамота писана в 1662, а не в 1663 г., как показано в издании ее (Собр. государств. грамот. 4. 28 Список грамоты патр. Никона к Паисию — в рукоп. сборн. Воскресенск. новоиерусал. монастыря. 175. Л. 379 об.— 382 К сожалению, это список позднейший и малоисправный. Все послание помещено у Лигарида — О Соборе, бывшем в Москве на Никона. Ч. 1. Гл. 12 Список этого послания в славянском переводе есть в СПб. Государств. архиве. 72 Лигарид. О Соборе на Никона. Ч. 1. Гл. 13–15 Письмо Паисия к Стрешневу от 15 авг. 1662 г. помещено в начале ответов Паисия, которые в оригинале находятся в Государств. архиве в С.-Петербурге. См. Опис. Румянц, музеум. С. 562 А о присланной Паисию Никоном выписке из правил относительно папского суда — см. далее в прим. 251. Нельзя не заметить, что Никон говорит о Соборе совершенную неправду. Акты Собора, как мы уже сказали, доселе сохранились и показывают, что на Соборе не было никакого принуждения от царя и никакой фальши. На Соборе проверялись и обсуждались сказки свидетелей об отречении Никона, выслушаны были выписки из церковных правил и истории и появились мнения не только различные, но и противоположные. Свободно высказывали свои мнения пред царем и Собором Игнатий Иевлевич, Епифаний Славинецкий, греческие архиереи. Сначала воспреобладало было мнение греческих архиереев, что Никона следует лишить не только архиерейства, но и священства. Потом было принято мнение русских, более благоприятное Никону, чтобы не лишать его ни архиерейства, ни священства, и принято как Собором, так и царем, и положено было только избрать на Московскую кафедру иного патриарха, от которой Никон своею волею отрекся. Снес. прим. 245.

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

101 Laonicis Chalcocondylae. Alheniensis Historiarum: libri decem. Bonnae., 1843. Lib. III; Никон. л. 3, 245–248. 103 Цароставник см. в: Раич. История разных славенских народов. Ч. 3. Житие Стефана см. в: Записки Императорского Русского географического общества. Том XIII (далее – Записки географического общества. -Ред.). 104 Гласник. Кн. 5. В грамоте Стефана Лазаревича 2 декабря 1405 г., данной Дубровнику, мать Стефана называется почившею Кира Евфросиниею. Запись на Вул- ковском Хиландарском типике: «м. ноеврия 11 день престави се монахи Евфросинии, подружие светаго кнеза Лазаря». В Хиландарских грамотах: «аз благовернаа монахы Евгениа и с Богодарованными сынови моими» (Franz von Miklosich. Monumenta Serbica Spectantia Historiam Serbiae, Bosniae, Ragusii. 246–251 (далее – Miklosich. Monumenta Serbica. – Ред .)). По этим памятникам, кн. Милица пред смертью приняла великую схиму и с тем вместе имя крещения своего, имя Евфросинии; а по кончине супруга была монахиней Евгенией. О монастыре Любостинии см. «Христианское чтение» (1865. Ч. 2). 105 Надпись на монетах его (см.: Записки Императорского русского Археологического общества. Т. 1, 9; Гласник. Кн. 5) 109 «Многа писания переведе от гречьскых писаний, паче инех бывших того» (Safarik. Pamatky drevniho pisemnictvi). 110 «Исписасе книга сиа великому господину Срьблем деспоту Стефану», так сказано в рукописи второй книги «Паноплия догматика» Зигабена у преосвящ. Агафангела (см.: Вятские епархиальные ведомости. 1864. 4). Кроме того, по его распоряжению переведены с греческого на сербский язык беседы Златоуста на Бытие: одна часть иером. Иаковом, другая – свящ. Венедиктом. Во 2-й части на л. 351 записано: «в л. 6934 (1426) в дни благочестиваго и благовернаго и Богом венчаннаго господина всее Срьбскые и Поморскые земле и многих чести Угрьскые и Босньскые земле, мудраго и сладчай- шаго и славнаго деспота Стефаня сие светые и Божественные книгы, шестодневник Иоанна Златоуста , препися поп Венедикт в Св. Горе од грьчьскаго езыка срьбскы, в славу Божию и Пр. Матере Божие Лещаианскые» (Опис. Синод. ркп. 62, стр. 48). У Миклошича надпись на книге: «в дни благовернаго и христолюбиваго господина деспота Стефана – в 24 лето царьства его писасе книга сиа рукою грешнаго еромонаха Иоанна в пустыни Лещианской, господину деспоту самому повелевшу, – тогда течаше лето 6920 (1412)» (Miklosich. Monumenta Serbica. 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010