С 1998 по 2003 г. председатель Фонда по премиям памяти митр. Макария (Булгакова). В 2000-2003 гг. председатель Историко-правовой комиссии РПЦ. Возглавлял редакционный совет ежеквартального журнала Макариевского фонда «Исторический вестник». С 17 марта 2001 по 7 февр. 2004 г. член Совета по взаимодействию с религ. объединениями при Президенте Российской Федерации. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. возглавил новообразованный Митрополичий округ в Казахстане с титулом «митрополит Астанайский и Алма-Атинский». С 2003 по 2010 г. был ректором Алма-Атинского ДУ. При М. в Казахстане были построены кафедральный Успенский собор в г. Астана, новая резиденция главы Митрополичьего округа в г. Алма-Ате, возрожден Иверско-Серафимовский жен. мон-рь в Алма-Ате с воссозданным Софийским собором, построено новое здание Епархиального управления. Всего за эти годы в Митрополичьем округе появилось 15 новых храмов. Под руководством М. ведется сбор данных об истории Правосл. Церкви в Казахстане, установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. С 27 июля 2009 г. член Межсоборного присутствия РПЦ. 5 марта 2010 г. назначен управляющим Пермской и Соликамской епархией. С 24 дек. того же года ректор Пермской ДС, с 28 дек. 2011 г. настоятель пермского Стефанова во имя Святой Троицы мужского монастыря и Белогорского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 19 марта 2014 г. назначен главой вновь образованной Пермской митрополии с титулом «митрополит Пермский и Кунгурский». С марта 2014 г. по окт. 2016 г. был временным управляющим Соликамской епархией. Решением Синода от 13 апреля 2021 г. поручено временное управление Кудымкарской епархией. М. награжден орденами свт. Алексия Московского 2-й степени (2009), прп. Серафима Саровского 1-й степени (2010), свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2014), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени, св. кн. Александра Невского (2016); имеет гос. награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999), орден Дружбы (2002).

http://pravenc.ru/text/2563120.html

В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Шестаков В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами форума стали Священный Синод Сербской Церкви и Богословский факультет в Белграде. На открытии симпозиума Белград, 20 октября 2003 г. С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами этого мероприятия стали Священный Синод Сербской Православной Церкви и Богословский факультет в Белграде . 13 октября 2003 года, открывая работу научного симпозиума, Его Святейшество Патриарх Сербский Павел поприветствовал его участников – представителей Поместных Церквей, преподавателей, студентов и других гостей. В своем приветственном слове предстоятель Сербской Церкви подчеркнул особую необходимость достижения единой позиции всех православных в вопросе современного церковного законодательства, основанного на святоотеческом предании. Это приобретает особую важность на фоне современных общественных событий и перемен в мире. В конце своего короткого выступления Сербский Патриарх поблагодарил всех приехавших, а затем благословил это важное научное собрание и пожелал участникам симпозиума успеха в работе на благо не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Особую торжественность вносило присутствие членов Священного Архиерейского Синода митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископов Шабацко-Вальевского Лаврентия, Нишского Иринея и Захолмско-Герцеговинского Григория, а также председателя правительства республики Сербии Зорана Живковича и его заместителей Владана Батича и Небойши Човича. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , руководящий работой комиссии Священного Архиерейского Собора по изменению устава Сербской Православной Церкви, председательствовал на первой сессии симпозиума 13 октября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Семёновка (Марий Эл), 2000-.), «Свет Рождества» (Черновцы, 2000-.), «Незабудка» (Кременчуг, 2001-.), «Отрок» при киевском Ионинском во имя Св. Троицы мон-ре (2001-.), «Православная радуга» (Самара, 2002-.), «Православный сибирячок» (Тюмень, 2003-.), «Светлячок» при Оренбургской епархиальной правосл. гимназии (2003-.), «Купина» (М., 2003-.), «Ангелочек» (Волгоград, 2005-.), «Божья коровка» (СПб., 2006-.), «Солнечный заяц» при Издательском отделе С.-Петербургской епархии (СПб., 2006-.). Круг Ж. д., ориентированных на профессиональные группы, невелик, но непрерывно возрастает. К числу новых изданий относится, напр., «Филолог» Об-ва правосл. культуры Новосибирского гос. университета (2001-.). Отдельную группу составляют журналы, посвященные проблемам правосл. образования, педагогики, воспитания: «Информационный вестник» при ОРОК МП (М., 1996-2001; далее «Православное образование»), «Глагол» (Печоры, 1999-.), «Вестник церковной педагогики» (Волгоград, 2001-.), «Детский дом» (М., 2001-.), «Духовно-нравственное воспитание» (прил. к ж. «Воспитание школьника») (М., 2001-.), «Воскресная школа: открытый урок» (М., 2004-.), «Зерно горчичное» (СПб., 2006-.) и ряд др. Военным адресованы издания «Вера и мужество» (М., 1993-1996; далее «Отечество и вера»), «Вестник военного и морского духовенства» при Синодальном отделе МП по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями (М., 2004-.). Вопросам экономики церковной жизни посвящены «Вестник православных товаропроизводителей» (М., 2001-.), «Приход: Православный экономический вестник» (М., 2001-.). Популярны периодические издания, посвященные церковному изобразительному искусству и музыке: «Храм» (М., 1991), «Златоуст» при Товариществе рус. художников (М., 1992-1993), «Хоругвь» (М., 1993-.), «Школа знаменного пения» (М., 1999-2000), «Русская икона» (М., 2001-.), «Светильник» (М., 2001-.), «Убрус: Церковное шитье» (СПб., 2003-.), «Регентское дело» (Севастополь, 2004-.) и др. В регионах России выходят Ж. д. на национальных языках, напр.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Здание храма на Монастырской площади сохранилось, но с 1949 г. в нём располагался городской театр. Храм восстановлен в 2003 г. К предстоящим торжествам по случаю празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского в 2003 г. нужно было решить непростые задачи возвращения храма. Эти работы объединили усилия священнослужителей и православной общественности, властей Сарова и Нижегородской области, руководителей и работников многих подразделений Российского Федерального Ядерного Центра. На конечном этапе работ по восстановлению храма и подготовке торжеств в них были задействованы более двух десятков предприятий и тысячи людей в разных уголках России. Государственным заказчиком работ по восстановлению храма было назначено предприятие «Нижегородинженерстрой», генеральным проектировщиком и подрядчиком выступил Региональный инженерный центр в городе Владимире. В 2002 г. Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима Саровского. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. Вид с хоров во время службыПо сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. Одним из знаков внимания к предстоящему событию была подаренная Сарову в июле 2003 г. и размещённая рядом с восстановленным храмом  звонница из 8 колоколов. В числе этих колоколов самый большой 4-х тонный был подарен Президентом РФ В.В. Путиным. 30 июля 2003 г. в дни празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и представителей всех поместных православных церквей храм был освящен, и сейчас в нем проводятся богослужения возобновленного Саровского монастыря. Как и 100 лет назад, на торжествах в Сарове присутствовал глава Российского государства. На этот раз это был Президент РФ В.В. Путин. И в душе каждого православного человека нашли отклик слова из праздничного послания Святейшего Патриарха Алексия II: " Входя под своды восстановленного храма на месте келлии преподобного, мы веруем, что ныне воссоздается преемство русского духа, преемство нашей истории, трагически преломленной в ХХ веке. ... Мы вместе возвращаемся на наш исконный путь, прерванный революционной смутой. ... Пусть утвердится на этом пути Отечество наше и наш народ. Пусть никогда больше не омрачится Земля Российская тьмой богоборчества, вражды и распрей. Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас! "

http://sobory.ru/article/?object=05364

Смысл новых правил прост: администрация школ должна прекратить дискриминацию студентов и учителей, которые хотят молиться или участвовать в религиозных встречах”. “Комсомольская правда”, 2003, 15 февраля. Андрей Моисеенко, “Библия не станет школьным учебником?” А еще министр сообщил, что в 2003 — 2004 годах будет разработана программа и учебная литература по предмету “История и культура мировых религий”, в котором будут представлены все религиозные течения России. Этот курс также будет факультативным . “Кузнецкий край” (Кемерово), 2003, 20 февраля. Юлия Дергунова, “Школа + Церковь=?”. Так как в 2001 году департамент образования области подписал договор о сотрудничестве с Кемеровской и Новокузнецкой епархией, то сегодня подобные предметы уже введены в 17 городах и 7 районах Кузбасса. В 213 учебных заведениях ведутся факультативные занятия по основам православной культуры, основам религии. Как считает Тамара Фральцова (начальник департамента образования Кемеровской области), это в немалой степени способствовало тому, что на 10,2 процента снизилась детская преступность. Кроме того, улучшилось качество общего образования. Вопросы православного воспитания введены в курсы повышения квалификации учителей. Уроки по духовному просвещению есть и в дошкольном образовании. И что бы ни говорили противники подобных программ, светский курс духовного образования может и должен преподаваться в школах (закон этого не запрещает). “Газета”, 2003, 26 февраля. Интервью Надежды Кеворковой с представителем Президента в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко “Иуда „работал” не в интересах своей страны”. — Именно в ЦФО активно введено преподавание “Основ православной культуры”. Вы были на уроках? — Нет, еще не был, но непременно побываю. Это факультатив, эксперимент проходит абсолютно безболезненно, на добровольных началах. И детишки с интересом занимаются. Те, которые не хотят, — пожалуйста, есть другие факультативы. Я уверен, что если аналогичные уроки будут проводиться в местах проживания представителей других традиционных вероисповеданий, тоже будет нормально.

http://pravoslavie.ru/4849.html

3 Elaine Pagels, Beyond Belief: The Secret Gospel of Thomas (New York: Random House, 2003), 32. Pagels is talking about the so-called Nag Hammadi texts, discovered near the Egyptian village of Nag Hammadi in 1945. In fact, the entire ‘Nag Hammadi library’, as it is sometimes called, totalling somewhat more than 1,000 papyrus pages, tumbled out of a single broken um about two feet high at the time of its discovery, and the standard, modem English translation occupies a single paper­back volume that sits comfortably in the palm of one hand. That English edition is: James M. Robinson (general editor), The Nag Hammadi Library in English (San Francisco: HarperSanFrancisco, 1990). For the story of the discovery, including the height of the um, see Bart D. Ehrman, Lost Christianities (Oxford: Oxford University Press, 2003), 52; also W. C. van Unnik, Newly Discovered Gnostic Writings: A Preliminary Survey of the Nag Hammadi Find (London: SCM Press, 1960), 10. For the number of pages, see Christoph Markschies, Gnosis: An Introduction, tr. J. Bowden (Edinburgh: T. & T. Clark, 2003), 49. 4 Stephen Prothero, American Jesus: How the Son of God Became a National Icon (New York: Farrar, Straus & Giroux, 2003), 7 – 8. 5 For an account of the Council and the question of the authenticity of the list, see the still authoritative B. F. Westcott, A General Survey of the History of the Canon of the New Testament, 6th edn. (Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1980; repr. of 1889 original), 431 – 9. The list of New Testament books is identical to the contents of the traditional New Testament except that it omits the book of Revelation. 6 Bart Ehrman, ‘Christianity Turned on Its Head: The Alternative Vision of the Gospel of Judas’, in R. Kasser, M. Meyer, and G. Wurst (eds.), The Gospel of Judas from Codex Tchacos (Washington, DC: National Geographic, 2006), 77 – 120, at 118. See also Ehrman, Lost Christianities, whose chapters include titles such as ‘The Arsenal of the Conflicts: Polemical Treatises and Personal Slurs’ and ‘Additional Weapons in the Polemical Arsenal: Forgeries and Falsifications’.

http://azbyka.ru/otechnik/world/who-chos...

559. «Сила моя в немощи совершается» : духов. беседы [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Москва: Отдых христианина, 2001. 414, с. 2002 560. Днесь слово воплощается [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 2002. 48 с. 561. [Проповеди] [Текст]/архиеп. Лука//Крымский альбом: ист. краевед. и лит.-худож. альманах. Феодосия: Москва, 2002. Вып. 5. Фрагмент из машинописного VI тома «Проповедей архиепископа Луки в Симферополе. 1949–1952». 2003 562. Дух, душа и тело [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) . – Москва: Сиб. благозвонница, 2003. 125, с. 563. Проповеди архиепископа Луки [Текст]/архиеп. Лука. – Симферополь: Таврида, 2003. 327 с. 564. Принесём Тебе любовь нашу [Текст]: беседы в дни Великого поста/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2003. 256 с. То же 2007. 2004 565. Проповеди архиепископа Луки, 1952–1954 гг. [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) . Симферополь Таврида, 2004. 260 с. 566. Послание верующим Тамбовской епархии архиепископа Луки 1944 г. [Текст]/архиеп. Лука//Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ в. Тамбов, 2004. С. 291–292. Первая публикация «Послания верующим...» из рассекреченного личного дела архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) из фондов Государственного архива Тамбовской области. 567. Последняя проповедь архиепископа Луки в Тамбове (19 мая 1946 года) [Текст]/архиеп. Лука//Чеботарев, С. А. Тамбовская епархия 40–60 гг. ХХ в. Тамбов, 2004. С. 292–294. Первая публикация «Последней проповеди...» из рассекреченного личного дела архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) из фондов Государственного архива Тамбовской области. 568. Проповеди святителя Луки [Текст]/Б. Колымагин//Крымская экумена. Религиозная жизнь послевоенного Крыма. Санкт-Петербург, 2004. С. 161–238. 569. Рождество Христово [Текст]/свт. Лука Симферопольский//Наедине. 2004. 7–13 янв. С. 4. 2005 570. Господня Пасха: проповеди: беседы в дни Великих праздников [Текст]/свт. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Москва: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставроп., 2005. 159 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Затем ректор архиепископ Евгений сообщил о резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о присвоении учёного звания профессора доценту Московской духовной академии Пентковскому А. М. и сделал сообщение о праздновании дня Покрова Пресвятой Богородицы и проведении Годичного академического акта 14 октября 2003 г. Совет Ака- —772— демии постановил сообщение ректора архиепископа Верейского Евгения принять с глубокой благодарностью Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, за возглавление Годичного акта и Первосвятительское поздравление. Проректор по учебной работе профессор М.С. Иванов в своём докладе зачитал разрядные списки успеваемости учащихся, которые были утверждены Советом. После сообщения секретаря Совета иерея Павла Великанова о состоявшихся защитах кандидатских диссертаций и дипломных работ на Совете более точно была определена процедура защиты. Заведующий Регентской школой доцент архимандрит Макарий (Веретенников) , сообщив об итогах первого учебного полугодия, выступил с предложением об учреждении в Регентской школе стипендии имени Патриарха Пимена. Предложение архимандрита Макария было принято. Совет также заслушал сообщение проректора по научной работе преподавателя иерея Владимира Шмалия об организации Студенческого совета и одобрил создание Студенческого совета. Закрывая заседание Совета, ректор архиепископ Верейский Евгений поздравил профессорско-преподавательскую корпорацию с наступающим новым 2004 годом и пожелал помощи Божией в учебных и научных трудах. Заседание Совета от 8 июня 2004 года Третье заседание Совета Академии в 2003/2004 учебном году состоялось 8 июня 2004 г. Открывая заседание Совета, ректор Академии и Семинарии архиепископ Верейский Евгений поздравил членов Совета с окончанием учебного года и огласил положенную на журнале 2 заседания Совета Академии от 30 декабря 2003 г. резолюцию Святейшего Патриарха Московско- —773— го и всея Руси Алексия, которую Совет принял с благодарностью за высокое Первосвятительское внимание к жизни духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 . Святитель Игнатий Брянчанинов . Полное собраниет творений святителя Игнатия Брянчанинова . М.: Изд. Паломник, 2003. 8 . Преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина собеседования египетских отцов. М.: Изд. Правило веры, 2008 9 . Тертуллиан . Апологетик. К Скапуле. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2005. 10 . Преподобный Феодор Студит . Послания. М.: Изд. Приход храма Свтаго Духа сошествия, 2003. 11 . Святитель Василий Великий . Избранные поучения. М.: Изд. Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2003. 12 . Схиигумен Савва. Памятка христианских наставлений. О нерадении ко спасению. Путь к совершенной радости, 1996. 13 . Николай Кавасила . Христос, Церковь , Богородица. М.: Изд. Храм святой мученицы Татианы, 2007. 14 . Митр. Иоанн (Снычев). Проповеди о человеческом грехе и его сущности. Самара: Изд Парус, 1997. 15 . Св. Григорий Палама . Триады в защиту священно-безмолствующих. СПб.: Наука, 2004. 16 . Преподобный Макарий Египетский . Духовные беседы. Клин: Изд. Христианская жизнь, 2005. 17 . Преподобный Симеон Новый Богослов . Слова и речи преподобного Симеона Нового Богослова . М.: Изд. Правило веры, 2006. 18 . Митрополит Иоанн (Снычев). Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста . Самара: Изд. Парус, 1997. 19 . Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Изд. ПОДИСЕТ, 1994. 20 . Добротолюбие. М.: Изд. Паломник, 2003 21 . Творения аввы Евагрия. Изд. Мартис, 1994. 22 . Об обязанностях священнослужителей. Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. М. – Рига: Изд. Благовест, 1995. 23 . Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. К.: Изд. Киево-Печерская Лавра, 1999. 24 . Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. М.: Изд. Ковчег, 2008. 25 . Преподобных отцов наших аввы Исаии Отшельника и Марка Подвижника Поучения и Слова. М. Изд. Правило веры, 2007. 26 . Святой Григорий Двоеслов . Собеседования о жизни италийских отцов и о безсмертии души. М.: Изд. ООО «Синтагма». 27 . Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина . М.: Изд. Правило веры, 2009,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Лит.: Наречение и хиротония архим. Никодима (Ротова)//ЖМП. 1960. 8. С. 15-18; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 100-111; Русак В., диак. Погребение митр. Никодима [(Ротова)]//ЖМП. 1978. 11. С. 12-16; Поспеловский Д. В. Митр. Никодим и его время//Посев. 1979. 2. С. 21-25; Миронович И. П. О богосл. воззрениях митр. Никодима (Ротова)//БТ. 1979. Сб. 20. С. 5-14; Тот К., еп. Богословское, церк. и экуменическое значение митр. Никодима//ЖМП. 1980. 6. С. 54-61; Краснов-Левитин А. Э. В поисках Нового Града: Восп. Ч. 3. Тель-Авив, 1980. С. 155-167; Лев (Церпицкий), архиеп. «Он всех нас поднял с колен»: Беседа с корр. ж. «ЦиВр»//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 9-24; Человек Церкви: К 20-летию кончины и 70-летию со дня рождения высокопреосв. митр. Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Зап. Европы/Под ред. митр. Ювеналия (Пояркова). М., 1998; Боровой В., протопр. Митр. Никодим и церк. ситуация сер. XX в.//Личность в Церкви и обществе: Мат-лы Междунар. науч.-богосл. конф. (Москва, 17-19 сент. 2001 г.). М., 2003. С. 218-226; Василий (Кривошеин), архиеп. Митр. Никодим// Он же. Две встречи. СПб., 2003. С. 115-223; Васильева О. Ю. 30 лет спустя…: К истории Поместного собора 1971 г.//Церковь в истории России. М., 2003. Сб. 5. С. 314-323; Иванов П., свящ. 25 лет со дня кончины митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)//ЖМП. 2003. 8. С. 65-73; Кирилл (Гундяев), Патр. Московский и всея Руси. Церковь выжила!//«В память вечную»: Мат-лы Минского науч.-богосл. семинара. Мн., 2006. С. 23-28; Августин (Никитин), архим. Церковь плененная: Митр. Никодим (1929-1978) и его эпоха (в восп. современников). СПб., 2008; Митр. Никодим и Всеправославное единство: К 30-летию со дня кончины митр. Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова)/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2008; Выдрин И. В. Митр. Никодим. Екат., 2009; Митр. Никодим (Ротов) - правосл. богослов в эпоху социализма: К 80-летию со дня рождения: Из богосл. наследия митр. Ленинградского и Новгородского Никодима за 1956-1967/Сост.: прот. В. Сорокин. СПб., 2009.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010